ТАФАЕВ Г. И.
НАВЯЗЫВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ В
ПРОЦЕССЕ ЭТНИЧЕСКОЙ АССИМИЛЯЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
У тысячи народов свой язык.
Но каждый к
общей слабости привык:
Когда без меры осушаем зелье,
Не очень
лестный нам дают ярлык.
Валери
Тургай
Всероссийские переписи населения 2002, 2010 гг. показали, что в условиях
российской унификации и глобализации ускорились процессы ассимиляции.
Практически большинство народов Российской Федерации оказались задеты
ассимиляцией. Наиболее активно в этом процессе завязаны:
- угро-финские народы;
- тюркско-христианский;
- тюркско-исламские народы.
Обратим серьезное внимание на итоги переписей (1897 г.), институт
демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики» опубликовала в интернете [1] материал по переписям России. Мы
приведем итоги по Среднему Поволжью.
Языковая группа
|
Финское
|
67743
|
75325
|
143068
|
|
Вотяцкое
|
208375
|
212595
|
420970
|
|
Карельское
|
96153
|
111948
|
208101
|
|
Ижорское
|
6590
|
7184
|
13774
|
|
Чудское
|
12338
|
13482
|
25820
|
|
Эстонское
|
487144
|
515594
|
1002738
|
Финские наречия
|
Лопарское
|
922
|
890
|
1812
|
Зырянское
|
73035
|
80583
|
153618
|
|
|
Пермяцкое
|
48834
|
55857
|
104694
|
|
Мордовское
|
498659
|
525182
|
1023841
|
|
Черемисское
|
183518
|
191921
|
375439
|
|
Вогульское
|
3780
|
3871
|
7651
|
|
Остяцкое
|
10277
|
9386
|
19663
|
|
Венгерское
|
551
|
410
|
961
|
|
Татарское
|
1980110
|
1757517
|
3737627
|
|
Башкирское
|
676035
|
645328
|
1321363
|
|
Мещерякское
|
27005
|
26842
|
53847
|
|
Тептярское
|
59293
|
58480
|
117,773
|
Турецко-татарские наречия
|
Чувашское
|
421640
|
422115
|
843,755
|
Карачаевское
|
12949
|
14274
|
27223
|
|
Кумыкское
|
43985
|
39423
|
83408
|
|
|
Ногайское
|
34693
|
29387
|
64080
|
|
Турецкое
|
112140
|
96682
|
208822
|
|
|
|
|
|
|
Туркменское
|
148478
|
132879
|
281357
|
|
Киргиз-кайсацкое
|
2176623
|
1907516
|
4084139
|
|
Кара-киргизское
|
108907
|
92775
|
201682
|
|
Кипчакское
|
4089
|
3518
|
7607
|
Турецко-татарские наречия
|
Кара-калпакское
|
53541
|
50733
|
104274
|
|
Сартское
|
528763
|
439892
|
968655
|
|
Узбекское
|
398987
|
327547
|
726534
|
|
Таранчинское
|
29618
|
26851
|
56469
|
|
Кашгарское
|
8135
|
6803
|
14938
|
|
Тюркские наречия без распределения
|
235986
|
204426
|
440412
|
|
Якутское
|
113813
|
113571
|
227384
|
[2].
Языковые группы в 1897 году делились на:
- финские;
- турецко-татарские.
В последующем перепись шла по другим параметрам.
Рассмотрим итоги Всероссийской переписи населения 1926 г. Нас интересуют данные
по Среднему Поволжью.
|
Муж.
|
Жен.
|
Оба пола
|
Зыряне
|
1058271
|
120556
|
226383
|
Пермяки
|
70428
|
79060
|
149488
|
Вотяки
|
236936
|
267251
|
504187
|
Марийцы
|
201725
|
226467
|
428192
|
Бесермяне
|
4821
|
5214
|
10035
|
Мордва
|
639116
|
701299
|
1340415
|
|||||
Мадьяры
|
4453
|
1023
|
5476
|
|||||
Гагаузы
|
443
|
401
|
844
|
|||||
Чуваши
|
538925
|
578494
|
1117419
|
|||||
Татары
|
1413027
|
1503509
|
2916536
|
|||||
Мишары
|
113403
|
129237
|
242640
|
|||||
Башкиры
|
342703
|
370990
|
713693
|
|||||
Нагайбаки
|
5055
|
6164
|
11219
|
|||||
|
|
|
|
|||||
|
20094
|
16180
|
36374
|
|||||
Итоги
1989 г.
|
Численность
|
|||||||
Карелы
|
130929
|
|||||||
Коми
|
344519
|
|||||||
Марийцы
|
670868
|
|||||||
Мордва
|
1153987
|
|||||||
Осетины
|
597998
|
|||||||
Татары
|
6648760
|
|||||||
Тувинцы
|
206629
|
|||||||
Удмурты
|
746793
|
|||||||
Чеченцы
|
956879
|
|||||||
Чуваши
|
1842346
|
|||||||
Якуты
|
381922
|
Итоги
2002 года
|
Численность
|
Балкарцы
|
108426
|
Башкиры
|
1673389
|
Белорусы
|
807970
|
Бесермяне
|
3122
|
Болгары
|
31965
|
Марийцы
|
604298
|
Горные
марийцы
|
18515
|
Лугово-восточные
марийцы
|
56119
|
Молдаване
|
172330
|
Монголы
|
2656
|
Мордва
|
843350
|
Мордва-мокша
|
49624
|
Морвы-эрзя
|
84407
|
Нагайбаки
|
9600
|
Нанайцы
|
12160
|
Татары
|
5554601
|
Кряшен
|
2003
|
Удмурты
|
636906
|
Чуваши
|
1637094
|
Рассмотрим данные за 2010 год
|
Численность лиц, указавших соответствующую
национальную принадлежность
|
Удельный вес данной национальности среди лиц, указавших
национальную принадлежность, %
|
||
Национальность
|
Городское и сельское население
|
Городское
население
|
Сельское
население
|
|
Башкиры
|
1584554
|
732528
|
852026
|
1,1547
|
Белорусы
|
521443
|
404051
|
117392
|
0,3800
|
Бесермяне
|
2201
|
651
|
1550
|
0,0175
|
Болгары-дунайские
|
24038
|
19021
|
5017
|
0,0175
|
Коми
|
228235
|
109705
|
118530
|
0,1663
|
Коми-ижемцы
|
6420
|
682
|
5738
|
0/0047
|
Коми-пермяки
|
94456
|
34759
|
59697
|
0,0688
|
Марийцы
|
547605
|
233179
|
314426
|
0,3991
|
Горные
марийцы
|
23559
|
2314
|
21245
|
0,0172
|
Лугово-восточные
марийцы
|
218
|
117
|
101
|
0,0002
|
Молдаване
|
156400
|
111783
|
44617
|
0,1140
|
Монголы
|
2986
|
2792
|
194
|
0,0022
|
Мордва
|
744237
|
379327
|
364910
|
0,5423
|
Мордва-мокша
|
4767
|
3620
|
1147
|
0,0035
|
Мордва-эрзя
|
57008
|
14353
|
42655
|
0,0415
|
Татары
|
5310649
|
3596405
|
1714244
|
3,8700
|
Астраханские
татары
|
7
|
6
|
1
|
0,00001
|
Кряшены
|
34822
|
16422
|
18400
|
0,0254
|
Мишари
|
786
|
716716
|
70
|
0,0006
|
Сибирские
татары
|
6779
|
1133
|
5646
|
0,0049
|
Что мы видим?
- Численность народов Среднего Поволжья до 80 г. XX века возрастала, но с 90 г. XX века пошла на убыль.
- чуваши;
- марийцы;
- мордва;
- удмурты;
- башкиры.
Рост только у казанских татар, их стало 1,950 тысяч
человек. Что происходит в условиях экспансии различных альтернативных
историко-культурных концепций? Происходит ускорение процесса ассимиляции
народов Среднего Поволжья.
Побеждают казанские татары, а остальные – обрусевают,
а возможно и потихоньку исламизируются. Тем более активно насаждается
фальсифицированная история среди «уходящих» народов.
Обратим внимание на различные исторические «подвохи»,
которые активно внедряются среди населения Среднего Поволжья.
В интернете размещен материал «Чуваши». «ЧУВАШИ, чаваш
(самоназв.) — народ в Российской Федерации, титульная нация Чувашской
Республики. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья -
Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской,
Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири -
Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д. Проживают в
государствах СНГ и Прибалтики. В Российской Федерации живут 1637,1 тыс., в т.ч.
в Чувашской Республике 889, 3 тыс. человек».
Интересна позиция чувашских авторов, которые
разместили данный материал по этногенезу своего народа. 1) вирьял, или тури
(верховые). Одна из этнографических групп чувашского народа, расселенная в
северных районах республики. Как часть группы или подгруппы встречаются среди
анат енчи, анатри, а также в диаспоре (Ульяновской, Самарской, Оренбургской
областях, Республике Башкортостан, Татарстан). Образование связано с социально-
экономическими, политическими изменениями жизни народов Среднего Поволжья и
России в целом в историческом прошлом, а начало процесса возникновения восходит
к периоду Волжской Болгарии. Вирьял от низовых и средненизовых отличаются
своими специфическими особенностями (говором - оканьем, народным устным
творчеством, костюмом, музыкальным фольклором и т. д.). Народная культура,
включая обряды, древние верования, ближе к горным мари (Республик Марий Эл), основой
своей относится к угро-финнскому пласту, но в то же время прослеживаются в ней
древние суваро-болгарские элементы. Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый
и просветитель Е. И. Рожанский в начале XIX в. - историк, этнограф и писатель
С. М. Михайлов-Яндуш, первый профессор из чуваш Н. В. Никольский. В жизни нации
народная культура вирьял, как и анатри и анат енчи, выступает с богатым арсеналом.
Их диалект, являясь в своем развитии
историческим феноменом, способствует обогащению литературного языка. Во второй
половине 20 в. идет ценный процесс исчезновения диалекта.
Все, кажется верно, но посмотрите процесс этногенеза.
Авторы повторяют «идею» татаро-кыпчаков о финском происхождении чуваш. Мол, они
ближе к горным мари (Республика Марий Эл), мол, верховые относятся к
угро-финнскому пласту».
Как известно из истории, именно марийские
(черемисские) племена около 500 лет входили в состав Волжско-Камской империи и
недаром Н.И. Ашмарин писал о болгарском влиянии на черемисов. И.Н. Смирнов
считал, что болгары оказали большое цивилизационное влияние на развитие
черемис. Мы приведем позицию В.Д. Димитриева: «Чувашизмы в финских языках
Волго-Уралья начал исследовать И. Золотницкий (1875). Чувашизмы в мордовском
языке исследованы финским ученым X. Паасоненом к 1897 г. Им было обнаружено в
мордовском языке более 100 чувашских слов. После 1897 г. никто не
интересовался этим вопросом. По всей вероятности, чувашизмов в мордовском
языке значительно больше. Чувашизмы в марийском языке исследовал к 1920 г. М.
Рясянен. Чувашских слов, вошедших в марийский язык до середины XIV в., он
обнаружил более 500. В.Г. Егоров выяснил, что он в другом сочинении — о
татарских словах в марийском языке (1923) —многие истинно чувашские слова
приписал к татарским словам. М.Р. Федотов перечислил 1362 чувашских слова в
марийском языке. Из них примерно тысяча слов могли войти в марийский язык до
середины XIV в. Чувашские слова в удмуртском и коми языках изучены В.
Вихманом, А. Рона-Ташем, в удмуртском — И.В. Таракановым. По
неполным данным, в удмуртский язык вошло более 500
чувашские слов, в коми – 300.
Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов,
участвовавший в разработке теории
болгарского происхождения чувашей, в книге «Черемисы» (1889) так описывает
«влияние волжских болгар на черемис»: «В настоящее время соседями черемис из
тюркских народов являются чуваши и татары. Татарское влияние начинается в
относительно позднее время — не ранее XIV в. К этому времени татары сами едва
усвоили, вероятно, элементы болгарской цивилизации... По своему составу большая часть нетатарских
заимствований тождественна с словами чувашского языка. Говорить о культурном
влиянии чуваш на черемис в настоящее время может показаться странным: чуваши
ничем не культурнее черемис... Но чуваши не всегда были таким народом, как
теперь. Существует весьма основательная гипотеза, что это племя представляет
собою потомков болгар, создавших цивилизации Среднего Поволжья» [3]. Рассмотрение
заимствованных черемисами у чуваш слов показывает, что культурное воздействие
тюркских народов на черемис было громадно. «Под тюркским влиянием у черемис
создался переход от охотничьей жизни к скотоводству и земледелию, сложился оседлый
быт, домашняя обстановка, костюм, возникли торговля и связанная с нею
экономическая дифференциация, явились зародыши общественной организации,
получили дальнейшее развитие верования. В период
сближения с болгарами черемисы знали общефинскую коническую кету, которая,
вероятно, со хранилась и до настоящего времени, исполняя функцию овина. Под
болгарским влиянием развивалась дальнейшая история черемисского
жилища: явилась курняя изба перт, сурт с очагом и дымовым
окном возак, комака [чув. вучах], тюнюк.
Около избы поместились погреб нореп, баня монча
[чув. монча, мунна], хлев для скотины вюташ
...
изгородь пахча [чув. пахча], сарай [чув. сарай],
с воротами капка [чув. хапха]... Черемисин обзавелся
скотом волик, который состоял из лошадей алаша
[чув. лаша], и овец шорок, тага [чув. така],
патя [чув. путек «ягненок»], познакомился с ценою покрытых травою
пространств и обозначил их особым именем олох, научился устраивать для
скота загороди в лесу и на лугах отар [чув. отар, утар],
почувствовал необходимость собирать скотину в стадо, охранять
ее при помощи пастуха». Далее автор перечисляет заимствованные марийцами из
болгаро-чувашского языка названия молочных продуктов, полеводческих и
овощеводческих орудий труда, транспортных средств, сбруи и т. д., предметов
домашней обстановки, термины, связанные с торговлей и товарно-денежными
отношениями, расслоением общества на богатых и бедных, одеждой, обувью,
украшениями, питанием, туалетом, поселениями, государственным устройством,
общественным и семерым бытом, религией, космогонией, природой, климатом» [4].
Профессор Димитриев указывал, что «чувашизмы VIII—XIV
вв. в финно-угорских языках доказывают правоту ашмаринской
теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности, ярко
свидетельствуют об установившейся в Волжской Болгарии болгаро-чувашской цивилизации,
оказавшей огромное прогрессивное влияние на общественно-политическое,
социально-экономическое и этнокультурное развитие венгерского, марийского,
удмуртского, коми и мордовского народов. Чувашизмы очень важны для исследования
истории самого чувашского народа, волжско-камского и казанского этапов его
политической, социально-экономической и этнокультурной истории. В этом
параграфе ограничусь систематизированным приведением переводов чувашизмов в
венгерском языке на русский язык, свидетельствующих о состоянии экономики,
культуры и быта болгаро-чувашей к концу IX в.»
[5].
Поэтому писать, что верховые больше, мол, черемисский
(финский пласт) просто перестановка истории в угоду татаро-кыпчакам. Именно вся
одежда, более 1500 болгаро-чувашских слов, традиции и язычество было принято от
болгарского народа (вирьял). Следует сказать, что анат енчи (срединные)
формировались (цивильско-анишские) в первую очередь. Они могли проникнуть в
бассейн Цивили и Аниша где-то в X веке.
Археологи доказали, что языческое капище в Чебоксарском районе Чувашской
Республики основано в X веке и продолжало
функционировать до середины XIX века.
Обратите внимание на пункт 3, который по хронологии
должен быть первым, затем верховые, а далее низовые. Хронология их формирования
в представленном материале перепутана. «2) анат енчи (средненизовые). Расселены
на севере и северо-востоке Чувашии, встречаются также в Республик» Башкортостан
и Республике Татарстан, Ульяновской, Оренбургской областях, больше всего в
Пензенской, Самарской и Саратовской областях. Исследование диалекта языка
остается проблемным: одни считают, что говор средненизовых чувашей является
самостоятельным, а по мнению других - переходным между диалектами вирьял и анатри.
Вместе с тем фольклор, особенно народное искусство,
свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры:
народный костюм, датируемый VIII в., сложные нагрудные украшения. Археологические и
исторические памятники (надгробия, украшения,
кольца) подтверждают, что анат енчи даже в 17-18 вв. пользовались руническим
и письменами и на высоком уровне стоял такой редкий вид искусства, как
ювелирная чеканка по цветному металлу. Процесс стирания диалекта анат енчи
идет намного быстрее, чем говор верховых. Народное искусство,
музыкальное творчество, фольклор, хореография, являясь древним наследием
народа, служат богатым арсеналом для развития
современной культуры (пункт 2)».
Надо отметить:
- на территории Центральной Болгарии (от Суры до
Волги) переселилось болгарское племя эсекел (эсегел). Они образовали город Ошел
(Ашель). В 1220 г. город был разгромлен войсками русских. Болгары – чуваши
после 1220 г. ушли, кто в сторону Болгар, а часть в цивильские земли, где
обычно с X в. обитали болгары-язычники.
Теперь о низовых чувашах: «3) анатри (низовые).
Отличаются своими специфическими особенностями: говором — уканьем, народным
костюмом, музыкальным фольклором, устным народным творчеством, обрядами и т.д.
Анатри расселены на юге и юго-востоке Чувашской Республики и в диаспоре —
различные республики и области Российской Федерации и СНГ. Основными факторами
образования анатри явились социально-экономические и политические изменения,
как в Чувашском крае, так и в Российской империи. Главными причинами оказались
бегство от насильственной христианизации и поиски плодородных земель (16-18
вв.). Среди низовых есть так называемые местные (закамские) т.е. не
подвергшиеся большим процессам миграции. На их территории встречаются
«островки» вирьял, анат енчи, а также подгруппы анатри. Понятие «анатри»
связано не столько с георгафическим разделением, сколько с типом людей, их
характером, разновидностью культуры и истории. Как термин «анатри» закрепилось
в начале 20 в. Язык анатри лег в основу чувашского литературного языка,
разработанного создателями новой чувашской письменности (И. Я. Яковлев). На
территории анатри сохранились древние памятники чувашского рунического письма,
произведения малой и монументальной скульптуры. Среди некрещеных
чувашей Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ульяновской, Самарской,
Оренбургской областей по сей день живут традиции древней религии - следы
зороастризма».
На территории будущих «низовых» в X в. образовались городища Таяба и Тигашево.
- Тигашево – представлял языческое городище.
- Таяба в годы Золотой Орды являлся местом проживания баскака. Тигашевцы говорили на диалекте, «о»
болгаро – чувашского языка, а Таябинцы–
на диалекте «у», которое стало закрепляться в Горной Болгарии после 90 г. XIV века. Разгром Таябинской татаро-кыпчакской крепости
(90 г. XIV в.), после Тамерлановского геноцида сохранило кыпчакское влияние.
Как отмечает в своем исследовании
«Происхождение чувашского народа» В.Ф. Каховский «Формирование болгарской
народности происходило путем объединения и сближения тюркоязычных
болгаро-суварских племен и ассимиляции ими финно-угорского населения. К XIII в.
сложилась единая болгарская (древнечувашская) народность на территории самой
Болгарской земли, охватывавшей нынешние территории Закамской и юго-западной частей Республики Татарстан,
юго-восточной части Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской и восточной
части Пензенской областей.
В (X—X вв. булгары расселились среди финно-угорских племен
лесной полосы Чувашского Поволжья и в процессе слияния этих племен сложилась
этническая группа верховых чувашей (виръял). А в XIII
в. под натиском монголо-татар сувары (сувазы) переселились в междуречье Цивиля
и Свияги, положив основу второй этнической группы чувашей — низовых (анатри).
И, наконец, четвертый этап охватывает XIV—XV вв. копа в основном завершилось
формирование чувашской народности в результате усиления
этнокультурных связей между анатри и виръял» [6].
1. Первая этногруппа виръял оказалась в Горной Болгарии в
IX- Xвв.;
2. Вторая группа пришла на Горную сторону в XIII в.
Наша позиция:
- надо исходить из того, что первая группа и вторая
группа (носители диалекта «о») могли прийти совместно в X веке (думаю, что на севере Чувашии они не могли
расселиться ранее X века. Возможно, что в IX веке виръялы могли создать торгово-военные поселения
в землях черемисов, но не более.
- мы считаем, что В.Ф. Каховский верно указал, что
«низовые» могли «осесть» в Таябинской местности с XII-XIII вв. Тем
более, надо учесть, что в годы Золотой Орды в Таябе существовало «место
Баскака».
Имеется
версия о проникновении в эти края татар.
«Большая Таяба основана потомками
булгарской крепости средневековья (Х в.). Слово «Таяба»
может означать «крепость». Тайпи
- языческое чувашское имя девушки. В Сибирском
ханстве был род "Тайбуга". Тайиб (араб.)
- имя, означает "добрый человек”. Тайбай (Таубай) –
имя
в тюркских языках. В XIII в. Большетаябинское
городище подверглось нападению золотоордынцев».
Надо
только поправить:
- в
1236-1237 гг. городище было разгромлено войсками Батыя, но население не было
перебито. Кыпчакское «у», которым пользуются низовые чуваши осталось от
татарского влияния. Городище функционировало еще до 1391 г. или 1395 гг.
Недовольные системой баскачества чуваши низовые восстали и уничтожили город и
гарнизон оккупантов-насильников [7]. Можем напомнить, что на Руси баскачество
сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался
особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире.
Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV
веках собирали с русских земель дань Золотой Орде.
Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков
могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани.
В 1262
году восстания против уплаты дани были в Суздале. Ярославле
и Ростове.
В 1327
году произошло Тверское восстание.
Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды (баскак «татарский
наместник, который был обязан собирать дань и следить за выполнением
приказов»).
В
настоящее время субъективные позиции различных авторов, к сожалению, стали
навязываться массам. Многие, не зная классической болгаро-чувашской или
татаро-ордынской истории, заняты ломкой своего сознания и заполнением (как
сосуд) водой, разбавленного фальсифицированной историей.
Литература
1.
demoscope. ru/weekly/ssр/rus_lan_97. Php
2.
demoscope. ru/weekly/ssр/rus_lan_97. Php
3. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С.109.
4. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С.110.
5. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С.110.
6. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. –
Чебоксары, 1965.
7. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С.103.
Комментариев нет:
Отправить комментарий