11 апреля 2011

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИМВОЛЫ В ДРЕВНЕЧУВАШКОЙ И НОВОЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ




ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИМВОЛЫ В ДРЕВНЕЧУВАШКОЙ И НОВОЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ

При исследовании научной проблемы мы выносим понятия:
Символы цивилизации;
Древнечувашская (древнеболгарская) история.
Современное общество живет в условиях глобализации остро ощущает процессы российской унификации и стандартизации. В ряде случаев процессы «выливаются» в локальные в этические противостояния. Например, на северном Кавказе, Урало-Поволжском регионе, в Судане, Франции и т.д. С конца ХХ в. в таких стычках (противостояниях) все чаще на флагах и стенах домов возникают цивилизационные символы. Многие демонстранты несут символы государства (США, РФ, КНР, Израиля, Франции, Аргентины, Чили и т.д.). Политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну).
Государственный флаг РФ, США, и т.д., воспринимается символом государства. Мы воспринимаем символы государства:
Символы атрибута независимости;
Символы государственной власти;
Символы цветовосприятия конкретного этноса;
Символы религии (ислам);
Символы тотема (барс, орел и т.д.);
Символы идеологии (серп, молот, свастика, корона, звезда).

Какие цвета доминируют в госсимволах стран Европы:
Красный;
Желтый;
Синий;
Белый;
Доминирует красный и желтый цвета (этнические цвета) у государств:
Австрии;
Албании;
Белоруссии;
Андорры;
Бельгии;
Великобритании;
Германии;
Дании;
Испании;
Литвы;
Македонии;
Мальты;
Молдавии;
Норвегии;
Португалии;
Румынии;
Швецарии.
Таким образом, для европейских государств символом цивилизации (цвета) остается красный, желтый, синий, белый.
Азиатский цвет (Востока) черный, зеленый, коричневый имеется в госсимволах:
Эстонии (черный);
Бельгии (черный);
Албании (двухглавый орел- черный);
Германии (черный);
Белоруссии (зеленый);
Болгарии (зеленый);
Венгрии (зеленый);
Ирландии (зеленый);
Литвы (зеленый);
Италии (зеленый);
Португалии (зеленый).
С VII в. исламское сообщество рассматривает зеленый цвет, как цвет веры (ислама), а с конца ХХ в. как цивилизационный цвет (цвет цивилизации ислама). Мы понимаем, что болгары, венгры, итальянцы, литовцы, португальцы долгое время соприкасались с исламскими традициями. Все перечисленные страны (народы) воевали с исламскими народами (кроме ирландского народа).
Мы можем уверено сказать, что символом цветовосприятия западной цивилизации является красный, желтый цвет. Скандинавской цивилизации- белый и синий цвета.
В искусстве принято отмечать, что для тюркско-исламских народов доминировал черный, коричневый и зеленый (исламско-цивилизационный) цвет.
Обратите внимание на цвета госсимволов РФ. Какие цвета у них доминируют? Обратим внимание на цветовосприятие азиатских народов. Доминирование цветов в госсимволах (флагах) стран Азии:
Азербайджан (зеленый);
Афганистан;
Бангладеш;
Индия;
Иордания;
Иран;
Кувейт;
Мальдивы;
Арабские Эмираты (ОАЭ);
Оман;
Пакистан;
Саудовская Аравия;
Таджикистан;
Узбекистан.
Почему ряд государств исламского мира не имеют цвета ислама (религии) у себя на государственных символах (флагах)? 95 % исламских (азиатских) государств воспринимают цвет ислама как цвет религии и цивилизации, а часть нет.  Например, зеленый цвет имеется (как символ цивилизации) в госфлаге Болгарии, Венгрии, Белоруссии, Италии, Литвы. Мы укажем еще раз на серьезное влияние ислама на данные этносы (с 640 г. н.э.), вторжение мусульман на территорию Северного Кавказа.

Исламская цивилизации проникала во все поры болгаро-хазаро-мадьярской цивилизации (тюркско-угорской).

    Болгарский цвет- белый;
    Болгарский цвет- желтый;
    Болгарский цвет- красный.

Эти цивилизационно-этнические цвета сохранились у болгар, венгров, чувашей (РФ).
Обратим внимание на хронологию вхождения.

белый
синий
черный
зеленый


                                     С 922 г. –ислам (зеленый)


В остальных азиатских странах (госфлагах) доминирует:
Красный- Бутан, Вьетнам, Китай, Грузия, Индонезия, Камбоджа, Киргизия, КНДР, Монголия, Мьянма, Сингапур, Турция, Бахрейн;
Черный- Афганистан, Иордания, Кувейт, Сирия, ОАЭ.
Красный и желтый был государственным цветом китайской цивилизации. В 70 г. ХХ в. английский исследователь А.Дж. Тойнби писал, что китайская цивилизация для вьетнамской, корейской и монгольской является материнской цивилизацией.
Данные этносы формировались в континентальной Азии. Материнский этноцивилизационный цвет (душа цветовосприятия) сохранилась во всех 5 дочерних цивилизациях.
Душа цивилизации древних болгар и сувар формировалась в Азии:
В условиях Афганистана;
В условиях империи Хунну;
В условиях Средней Азии;
В условиях Северного Кавказа;
В условиях Среднего Поволжья.
История древнеболгарской цивилизации знает 5 больных трансформационных эпох:
Алтайская эпоха;
Северо-Кавказская эпоха;
Волжско-Камская эпоха;
Ордынская эпоха;
Российская эпоха.
Древнеболгарская (древнетюркская) душа «несла» в себе:
Символы тотема;
Символы религии.
Какие тотемные символы имеются в госсимволах (флагах и гербах) стран западной цивилизации (Европа, Америка, Австралия).
Албания- двухглавый черный орел;
Андорра- корона;
Белоруссия- рунический орнамент;
Болгария- лев;
Босния и Герцеговина (БиГ)- звезды;
Ватикан- красный крест;
Германия- орел (черный);
Греция, Дания, Исландия, Мальта, Норвегия, Словакия, Финляндия, Швейцария, Щвеция- христианский крест.
Корона изображена на государственном флаге Испании, Лихтенштейна, Сан-Марино.
Таким образом, мы можем увидеть в госсимволах:
Тотемы животных и птиц (лев, орел);
Символы мироздания (солнце, звезда, море, гора, космос);
Рунические символы (Белоруссия, Чувашия (республика РФ)- древо жизни, Барбадос, Украина);
Религиозно-цивилизационные символы и цвета (крест, полумесяц).
Проследим трансформацию тотемных символов у древнеболгарского народа (болгар, сувар, хазар, дунайских болгар, чуваш).
1. Империя хунну:
Волк;
Барс;
Орел;
Конь;
Ива;
Солнце;
Луна;
Звезды.
2. Империя Аттилы:
Лань;
Олень;
Барс;
Лев;
Волк;
Дуб;
Солнце, Луна, Звезды;
Вода;
Горы.
3. Великая Болгария кагана Кубрата (635-660 гг.):
Закрепляются религиозные (христианские символы);
Крест;
Трезубец (руничекий символ);
Круг (Солнце, Луна);
Квадрат (зороастризм);
Треугольник (мироздание);
Двойной квадрат ( Тенгрихан).
4. Волжско-Камская Болгария:
Петух;
Волк;
Лось;
Барс;
Конь;
Корова-Бык;
Собака;
Ива;
Дуб;
Рябина.

Закрепляются религиозные символы:
Крест;
Круг;
Руны;
Исламские символы (лотос, растительный орнамент, полумесяц).
После вхождения Чувашии в состав российской цивилизации (июнь 1551 г.) доминирующими символами новочувашской цивилизации становятся христианство (крест, икона, церковь, православный языческий образ).
чувашские языковеды, историки и искусствоведы отмечают, что историю чувашской письменности можно делить на три больших периода:
1. Период древнечувашской письменности (до XVIвека);
2. Период старочувашской письменности (XVIIIвек -1871 год);
3. Период новочувашской письменности (с 1871 года) включает два полпериода:
1) 1871-1917 годы;
2) С 1917 года по настоящее время.
Мы можем говорить о рунических символах (символы рунического письма).

Империя хунну

Империя Аттилы

Великая Болгария

Сувария (Дагестан)

Волжско-Камская Болгария

Золотая Орда, Казания, Россия

Трансформация письменности.
Каждому из этапов истории чувашской письменности соответствуют отдельные алфавитные системы письма, включавшие начертательные (графические) символы (буквы и небуквенные знаки письма) и приёмы, принятые для фиксации на бумаге или другом материале текстов, высказываний, сообщений, составленных на чувашском языке.
1. Период древнечувашской письменности представлен двумя алфавитами:
рунический, частично сохранившийся до XIX в. и генетически связанный с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами;
алфавит на основе арабицы (X—XV вв.).
2. В период старочувашской письменности (XVIII век -  1871 год) для записи чувашской речи использовался русский алфавит без добавления специальных букв для звуков, характерных для чувашской речи.
3. Новочувашская письменность:
Яковлевский алфавит;
Советский алфавит (с 1917 г.).


До 70-80 гг. XIX в. религиозные символы воспринимались как символы (руны) древнечувашской (болгаро-чувашской) цивилизации Волжско-Камской Болгарии, которые сохранились у болгар-язычников.
Болгарским «худоболгарским» (чувашско-языческо-лесным) населением символы религиозного письма использовались при обрядах:
Весеннее- летних;
Осеннее- зимних;
Особенно в похоронных обрядах (юпа).
Рунические символы (письмо, узоры на одежде, орнамент) были символом чувашско- болгарского этноса (в отличии от татаро-кыпчатского). Для татаро-кыпчаков символами цвета были :
Черный цвет;
Коричневый;
Зеленый (цвет ислама);
Растительный орнамент.
Чуваши на юпа (намогильные памятники) писали рунические имена (как символы чувашской общности, культуры, веры, принадлежности). Юпа и руническое письмо были символами консолидации чуваш («худоболгар»). Что произошло на рубеже Х в. ( с 922 г.) в древнеболгарском обществе?

Этнопсихологическая трансформация;
Этнокультурная трансформация;
Обряды;
Обычаи;
Традиции;
Религиозная трансформация (языческие).
Исследователи культуры отмечают, что обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
Религиозным символом с 922 г. для 95 % болгарского населения стало язычество (обряд, обычай, традиции). Язычество стало символом протеста и этнической самоидентификации, особенно после монголо-татарского разгрома Велико-Камской Болгарии (с 1236 г.).

Языческая самоидентификация
Языческое воспитание «худоболгар»
Консолидация языческого
«худоболгарского» населения

«Худоболгар» Золотой Орды мы рассматриваем как «языческие болгары», которые языческие обряды, обычаи, традиции превратили в языческо- цивилизационный символ Возрождения- Сохранения-Спасения.
Обычай- привычный для населения способ поведения, унаследованный от предыдущих поколений и изменяемый временем. Обряд- совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозным представлениями или бытовыми традициями.
Болгарский (чувашский) языческий обряд (Юпа) стал символом души цивилизации. Таким образом, мы может сказать, что душа цивилизации –это обряд. Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:
1. Обряды, осуществляемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские;
2. Обряды семейно- родовые (домашние или семейные);
3.Обряды, совершаемые индивидом или ради него или индивидуально.
Процесс трансформации обрядов, а с нею и языческих символов (Юпа) среди чувашей шел болезненно (ислам, христианство). В XXI в. символами общества стали:
Пьянство;
Табакокурение;
Наркомания;
Разврат (измена).
До 60 г. ХХ в. в чувашском обществе еще говорили «не срами имени чуваша», «что скажут о тебе в деревне». Осуждалось:
Нескромное поведение;
Сквернословие;
Пьянство;
Воровство;
Измена;
Нечистоплотность.
Для новочувашской (национально- региональной) цивилизации символами нравственности были:
Честность;
Скромность;
Аккуратность;
Обязательность;
Работоспособность;
Уважение к женщинам;
Почтение к старшим.
Этнографы отмечали:
1. Здороваться с соседями, односельчанами, с теми, кого видели каждый день необязательно, здоровались только с почтенными, стариками:
- сыва — и ? Здоров ли ?
- аван — и ?   Хорошо ли ?
2. Входя в избу к кому-либо из соседей, чуваши снимали шапки, клали под мышку и здоровались с «херт-сурт» - домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.
3. Чувашский обычай осуждал гостей, пьющих без приглашения, поэтому хозяин вынужден был непрерывно предлагать гостям угощение, он черпал ковш за ковшом, которого часто отпивалось немного.
4. Женщин всегда угощали за одним столом за мужчинами.
5. Крестьяне строго соблюдали давно сложившийся обычай, по которому раз - два в году он должен был звать к себе всех родственников и соседей, хотя в иных случаях эти гуляния уносили добрую половину из скудных запасов.
Общие для чувашского народа были:
Нравственность;
Трудолюбие;
Жертвоприношение духам;
Любовь к детям (желудям по Я. Ухсаю);
Подчтение к земле (Земля ‒ основа государства, Шаньюй Модэ).


Выводы
1.Тотемные, религиозные символы по мере трансформации превратились в цивилизационные символы;
2. По мере этнокультурной, этнорелигиозной и этнопсихологической трансформации менялась и душа цивилизации;
3. Душой трансформации являлись обряды, обычаи и традиции.

Литература
1. Трофимов, А.А. Орнамент чувашской народной вышивки / А.А.Трофимов ‒ Чебоксары, 1977. – 109 с.
2. Денисов, П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей / П.В.Денисов – Чебоксары. – 176 с.
3. Хибибуллин, А.А. Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура / А.А.Хабибуллин – Казань, 2008. – 340 с.
4. Иллюстрированный атлас мира – М.; ИПЦ «Дизайн», 2010. – 112 с.


Комментариев нет: