19 мая 2011

Героические века древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации: Великая Болгария


Героические века древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации: Великая Болгария

Пусть сердца
Нам вечно жжет
Пепел славного Болгара
- Час возмездия Придет!..
И тогда назад мы снова
Прилетим в родной свой дом,
И в тени равного крова
Мы привольно заживем
Но сперва Все села наши,
все большие города
Божий гнев жестокий, страшный
Уничтожит без следа...
Сгинут все они под землю!
На десятки, сотни лет…

Следующей ступенью формирования древнеболгарской цивилизации мы считаем Великую Болгарию на Северном Кавказе и Волжско-Камскую Болгарию на территории Среднего Поволжья.
Великую Болгарию мы рассматриваем как материнскую цивилизацию праболгар. После смерти кагана Кубрата (660 г.) из материнской цивилизации отпочковались и сформировались Дунйско-Балканская Болгария и Волжско-Камская Болгария.
Великая Болгария рассматривается А.В. Гадло в исследовании «Этническая история Северного Кавказа      IV-X вв.» Первым отзвуком возрождения гуннских племен в Приазовье явилось отмеченное в хронике Никифора в 619 г. появление в Константинопо­ле «государя гуннского народа», который прибыл в сопровождении много­численной свиты, состоявшей из «правителей», воинов-копьеносцев и их жен. Как и во время Горда, появление вождя гуннов и его свиты завершилось торжественным крещением, одариванием всех прибывших и раздачей им почетных званий византийской «табели о рангах», что означало включение их в систему византийской воен­но-административной иерархии и соответственно призна­ние их вассальной зависимости от империи. При этом сам «государь гуннского народа» получил сан патрикия.[1]
Возобновление прямых контактов с Византией и вну­шительный состав посольства, в котором под именем «правителей» следует видеть представителей различных родоплеменных групп, находившихся в зависимости от государя», свидетельствуют о том, что часть восточного Приазовья уже сумела сбросить власть тюрок и вступи­ла в союз с Византией как автономное политическое образование. Целью посольства Никифор называет жела­ние гуннов принять христианство. В этом нетрудно уви­деть стремление гуннов найти в империи политическую опору и использовать ее авторитет для сохранения сво­ей автономии в условиях возможных репрессий со стороны каганата.[2]
Следует ометить, что прибывшие в 619 году в Константинополь (Византийская империя) были болгарские (праболгарские) каганы Орган и Кубрат. Исследователи отмечают, что рассказ о крещении гуннского «государя» в хро­нике Никифора непосредственно предшествует рассказу о попытке аваров захватить императора Ираклия и напа­дении на окрестности столицы. Авары нанесли Ирак­лию чувствительное поражение. Активизируя свою по­литику на Балканах, авары несомненно учитывали опыт влившихся в их состав кутригуров и стремились обес­печить свой тыл, где вновь появился союзник империи. Дальнейшее изложение событий дает основание пред­полагать, что авары действительно не оставили без вни­мания акцию гуннского «государя» и нанесли удар по Приазовью. Однако в течение 20-х годов VII в., в пе­риод подготовки и проведения персидских походов Ираклия, борьба приазовских гуннов против аваров, есте­ственно, не могла найти поддержки со стороны империи. В эти годы гунны Приазовья не могли также найти под­держки со стороны империи и против тюрок, в союзе с которыми Ираклий воевал в Закавказье. Только после триумфального возвращения Ираклия с востока и раз­вала Западнотюркского каганата империя, видимо, вновь вернулась к старой идее о создании в Приазовье плацдарма для борьбы с аварами.
Для нас интересны болгары (праболгары) тюрки гунны. Кто же такие тюрки?
Историческая родина тюрок — Центральная Азия (Алтай, Джунгария). Длительное время тюркские и монгольские племена проживали рядом, нередко знали язык соседей. В начале нашей эры тюрки вытеснили индоевропейцев из Средней Азии. В средние века начался процесс миграции тюрков на запад. Глобализация и усиление процесса ассимиляции другими народами привели к массовому выезду тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают во многих развитых странах мира, таких как США, Россия, Франция, Германия, Канада, страны Скандинавии, Австралия и Новая Зеландия. Антропологически современные тюрки относятся к двум большим расам — монголоидному и европеоидному, однако больше распространены переходные формы. Монголоидные черты уменьшаются, а европеоидные усиливаются от Востока к Западу, наиболее монголоидными являются якуты, киргизы, казахи, тувинцы и др., наиболее европеизированные — турки, чуваши, гагаузы, татары и другие.

Героическим веком можно считать VII век. Именно в VII веке (635 г.) восставшие болгары образовали Великую Старую Болгарию кагана Кубрата. Исследователи Северного Кавказа отмечают, что Никифор под 635 г. сообщает о восстании против аварского кагана, которое было поднято «государем унногундуров» Кубратом. Это восстание, судя по тексту Никифора, было не первым выступлением Кубрата. Он пишет: «Восстал вновь Кубрат..Оно было отмечено хронистом особо, видимо, потому, что привело к осво­бождению унногундуров от ига аваров. Следствием вос­стания явилось посольство Кубрата к Ираклию. Между унногундурами и Византией был заключен мир, кото­рый соблюдался обеими сторонами до конца жизни им­ператора и вождя унногундуров. Кубрат получил от Ираклия сан патрикия, тем самым приняв на себя обя­занности федерата. Подобно неизвестному гуннскому государю, побывавшему   в Константинополе   в начале столетия.
А.В. Гадло  считает, Орган не был известен, он также замечает, что Кубрат был крещен. Исследователь пишет, что Кубрат в отличие от последнего был хорошо известен автору источника, которым пользовался Никифор Он называет его «родственником Органы». Кто был Орган неизвестно, однако ясно, что это было настолько знако­мое византийским политикам лицо, что его имя не тре­бовало пояснений. То же следует из текста хроники Ио­анна Никиуского, который называет Кубрата «князем гуннов и племянником Органы», присоединяя к этому также интересные биографические данные о Кубрате. Кубрат, как следует из этих данных, вырос в царском дворце в Константинополе и в юности был крещен. С Ираклием его связывала настолько «тесная дружба» что после смерти императора он каким-то образом попы­тался даже вмешаться в междинастийную смуту при ви­зантийском дворе.
В настоящее время общепринята позиция, что в 619 году были крещены Орган и в младенчестве будущий каган Великой Болгарии Кубрат. О дальнейшей судьбе Кубрата и возглавляемого им объединения сообщает не только Никифор, но и Фео­фан. Их повествования почти идентичны. Причем оба автора обращаются к этой теме в связи с одним и тем же событием — новым крупным вторжением во Фракию булгар (679 г.), после которого империя вынуждена была начать выплату им дани (681 г.). Как следует из рассказов Феофана и Никифора. Кубрат умер во вре­мя правления Константина II (641—668 гг.). У него осталось пять сыновей, которые, несмотря на завещание отца не разделять созданную им племенную конфеде­рацию, «отделились друг от друга, и каждый из них от­делил себе свою часть народа». Старший из сыновей Кубрата Баян (Батбаян у Феофана) остался «на родо­вой земле» и находился там в то время, когда составлял­ся источник, ставший основой рассказа (конец VII в.).
Известно, что Кубрат умер в 660 году и был похоронен у села Малое Перещепино. В 1912 году дети обнаружили данное захоронение и около 60 килограмм золота и серебра ( посуда, деньги и т.д.) А.Дж. Тойнби в своей работе « Постижение истории» о процессах распада цивилизаций в условиях войны отмечает, что другим фактором, способствующим ускорению распада цивилизации в ходе ее столкновения с агрессивным варварским обществом, является влияние войны на сложную экономику воюющего общества; В то время как варварское общество может и профессионально, и организационно полностью переориентироваться на войну, энергия цивилизованного общества рассредоточена по сложному спектру внутригосударственной деятельности. Слишком затянувшийся военный конфликт повышает напряженность в его внутренних структурах. Так, повышение численности вооруженных сил влечет за собой соответствующее повышение налогообложения и тем самым снижение уровня жизни гражданского населения. Неустойчивый национальный доход в сочетании с ненасытно растущими потребностями армии и других государственных служб -одна из наиболее известных социальных болезней. Именно она привела к  гибели Римскую империю в V в. на Западе и в VII в. на Востоке.
Мы помним, что Римскую империю громили гунны Аттилы. Он являлся «бичом божьим» для греко-римской цивилизации.
Почему пала Римская империя?
·        столкновения с варварами (гуннами);
·        влияние войны на экономику;
·        затянувшийся внешний конфликт;
·        снижение уровня жизни римлян;
·        рост чиновников;
·        рост армии.
А.Дж.Тойнби далее замечает, что злокачественный рост фискального времени за счет подданных римской империи приводил к непомерному росту количества имперских гражданских чиновников, заполняющих административный вакуум, возникший вследствие распада местных органов самоуправления. С другой стороны, происходил непрерывный рост численности имперской армии, которая требовалась для того, чтобы сдерживать нарастающий военный натиск со стороны варваров.
Почему пала Великая (Старая) Болгария кагана Кубрата (635-660 гг.)
·        смерть кагана Кубрата;
·        столкновение с болгарскими хазарами ( с 651 года);
·        тяготы войны;
·        христианства не стало господствующим в государстве праболгар;
·        война внутри болгарских племен;
·        деление каганата на владение сыновьям.
А.В.Гадло о расколе праболгарского общества отмечает, что переправился через Танаис и «поселился напротив» Баяна. Он назван в источнике Котрагом. Это явно не собственное имя, а имя той пле­менной группы территорию которой он занял. Кутригуров-котрагов на этой территории уже давно не было, но память о них безусловно оставалась, причем Кубрат, возможно, даже включал их имя в свой титул.
Третий, четвертый и пятый сыновья Кубрата ушли на запад. Один из них занял местность около Дуная (Истра). Источник по вполне понятной причине знает его имя — это Аспарух, предводитель той части рассы­павшейся конфедерации Кубрата, которая с момента ее переселения стала постоянной угрозой для империи. Другой сын ушел в Паннонию и включил свою племенную группу в состав Аварской державы. И последний передвинулся еще далее к западу и дошел до северной Италии, где «стал подданным ромеев».[3]   
Рим и варвары (гунны, праболгары, сувары, славяне, геманцы, финно-угры)
Кубратовская Великая Болгария была сформирована при полной поддержке императора Византийской империи Ираклия.
·        Геополитическая дружба;
·        Евдокия жена Кубрата рекомендована Ираклием;
·        Ираклий оказывал тесную поддержку Кубрату и его семье.

Римская империя эпохи Августа и Диоклетиана по А.Дж. Тойнби пыталась продлить свое существование. Английский историк говорит, что если затяжная война между нарушителями и защитниками границы начинает превращаться в борьбу за приграничную власть, защита рано или поздно рухнет, потому что цивилизация не в состоянии поддерживать все нарастающий темп военного самосовершенствования, вполне доступный варварам. |В данной ситуации есть только два пути, чтобы остановить прогрессивное отставание. Необходимо либо мобилизовать на защиту границ все технические и организационные ресурсы, которых у цивилизации, безусловно, больше, чем у варваров, либо же придется привлечь на свою сторону других варваров. Эти два подхода не исключают друг друга, и обычно они используются одновременно. Так, на последних этапах борьбы эллинская цивилизация, которая уже не была технически очень мощной, делала ставку на организацию через реформы Диоклетиана, призизванные решить жизненно важные проблемы спасения Римской империи.
Реформы Диоклетиана предусматривали полную реорганизацию системы обороны Римской империи, в принципе не знавшей изменений в течение трех веков со времен Августа.
Агония римской цивилизации затянулась на 300-400 лет. Каганат Кубрата существовал с 635 по 660 гг., то есть всего 25 лет.
Конечно, некоторые скажут что «римская агония» длилась 300-400 лет, а генезис, рост Великой Болгарии всего 25 лет.
В чем-то ирония конечно, но начало генезиса (внутриутробного) мы можем увидеть (праболгар) в эпохе хунну, продолжение в эпохе Аттилы и героических веках после смерти Аттилы 453 год) по 660 год (смерть Кубрата).
Рим «затухал». А.Дж. Тойнби замечал, что к периоду правления Диоклетиана экономика Рима пришла в упадок, в приграничных конфликтах варвары все чаще  прорывали римские границы. Единственным реальным средством защиты  переброска войск с одного участка границы на другой.  Диоклетиан  ввел резервную армию, которая по численности составляла не менее двух пятых всей действующей римской армии. Армия Диоклетиана отличалась подвижностью и предназначалась для борьбы с варварскими отрядами. Она способна была преследовать отряды варваров и уничтожать их.
Период «уничтожения» был у болгар (праболгар) в IV-VI вв. К сожалению, Византийская империя натравливала болгар на болгар.
С точки зрения военного искусства система Диоклетиана представляет собой замечательное нововведение. Несомненно, военная реформа продлила жизнь империи, которая уже полвека была на грани развала. Однако цена этого новшества оказалась очень высокой и платить пришлось мирному населению. Масштабная реорганизация армии нанесла гражданскому населению двойной удар. Расширение военной структуры повышало налога, а это в свою очередь повлияло на цены, что вызвало серьезное общественное беспокойство. Один из современников Диоклетиана писал; «Число людей, живущих на налога, стало значительно превышать число тех... кто их платит». С другой стороны, концентрация армейской элиты в мобильном резерве еще больше подрывала дисциплину пограничных войск, дислоцированных на окраинах, дурно сказывалась на нравах. Армейские претензии переломить ход событий были явно безнадежны. Театр военных
действий прочно переместился на внутренние районы империи. Понятие "глубинная оборона" фактически утратило изначальный смысл, теперь за ним скрывался унизительный и ужасный факт, что гражданское население, которое правительство грабило под предлогом необходимости усиления обороны, все чаще подвергалось грабежам и со стороны варварских отрядов.
·        период натравления болгар на болгар длился около 100 лет и большое количество болгар было уничтожено своими соплеменниками (носителями R-языка)
·        процесс распада (660 год) для болгар обернулся распадом этнообщности, исчезновение христианства и возвращение в  язычество и ислам (640-660, 734 гг.)
Рим использовал свою армию против варваров в плане укрепления своей цивилизации. Древнеболгарская (воликоболгарская) оказалась разделенной по этническому и религиозному и хозяйственному признаку:
·        болгары - язычники;
·        болгары - христиане;
·        болгары – кочевники;
·        болгары - земледельцы.
«Разделение и расселение» народа, «государем» ко­торого был Кубрат, произошло только после его смер­ти. До этого все подчиненные Кубрату родоплеменные группы обитали за Танаисом и Меотидой. Это явно сле­дует из обоих источников. Кубрат, как отмечено выше,, был «государем» унногундуров (Феофан и Никифор). Та часть его конфедерации, которая под предводитель­ством Аспаруха переселилась на Дунай, по данным Кон­стантина Багрянородного, вначале также именовалась унногундурами (оногундурами). Византийцы стали на­зывать ее булгарами только тогда, когда столкнулись с ней на Дунае. В этнониме VII в. оногундуры (унногун-дуры) нетрудно увидеть старый этноним оногуры, по­явившийся в западном Предкавказье еще в V в., но в дальнейшем вытесненный именем утигуров. Источник Равенского Анонима знал страну Оногурию «к востоку от Меотайского болота по соседству с ним». Таким об­разом, мы можем с полным основанием фиксировать факт возрождения в западной части Предкавказья в начале VII в. племенной конфедерации оногуров, кото­рая в ходе борьбы с Тюркским и Аварским каганатами восстановила свою силу и значение. В начале 30-х годов VII в. в Приазовье сложились благоприятные условия для консолидации местных кочевых групп. В 630 г. За-паднотюркский каганат, в систему которого входили пле­мена Северного Кавказа, распался.[4]  В том же году раз­вернулась борьба между аварами и входившими в их державу кутригурами. Несмотря на то, что кутригуры были разбиты, влияние аваров на кочевые группы Север­ного Причерноморья в ходе этой борьбы, несомненно, ослабло, что и дало возможность части их свергнуть зависимость от аваров и консолидироваться.
В хрониках Никифора и Феофана страна, из которой переселилось на Дунай племя Аспаруха, названа «ве­ликой Булгарией». Это определение явно возникло после утверждения за племенем Аспаруха имени булгар, и в тексте обоих хронистов оно подчеркивает тот факт, что коренными районами расселения этого племени был не Придунайский район, а область «около Меотидского озе­ра по реке Кофин» (Кубань), где находилась известная страна Кубрата.
Данные византийской историографии о Кубрате и его стране дополняют свидетельства Анании Ширакаци. Он знает имя Аспаруха (Аспар-хрук) и знает, что он был сыном Кубрата (Худбард, вар. Хубраат). По его све­дениям, Аспарух ушел на запад («бежал от хазар») из области, носившей название Гиппийские, или Булгарские, горы.
Исследователями «Именника» неоднократно выска­зывалось предположение о том, что оногуро-булгарский род Дуло представляет часть известного кланового под­разделения тюркских племен—дулу. На этом основа­нии развитие событий на Северном Кавказе в начале VII в. представляется таким образом. Тюрки дулу за­хватили власть над западной частью северо-кавказской степи и около 616—619 гг. попытались отложиться от ка­ганата, связав себя с империей. Кубрат был представи­телем группы дулу. Ему удалось освободиться и от тюркского каганата и от аваров и основать племенную конфедерацию, которая, однако, вскоре после его смер­ти распалась. «Именник» излагает не реальные отно­шения, а исторические претензии рода Дуло, чуждого предкавказским оногуро-булгарским группам.[5]
Род Дуло удержал власть над переселившейся на Дунай группой в течение 64 лет, после чего к власти пришла группа Вокиль (Укиль), которая через 20 лет с небольшим потеряла свое положение. Новая группа Угаин удержалась у власти только 3 года, после чего вновь восстановилось положение группы Вокиль. Вторая часть «Именника» была составлена через 40 дней после прихода к власти последней и, очевидно, ознаменовала ее победу. Имя группы Вокиль тождественно наимено­ванию угорского народа вогул. Вполне вероятно, что эта группа восходила к тому угорскому пласту, который ми­грировал на Северный Кавказ из Южной Сибири в со­ставе древних гуннских групп и сохранился в недрах оногурского объединения. Как видим, «Именник» отра­жает внутреннюю борьбу, которой были охвачены родоплеменные группы западной части Северного Кавказа в первой половине VII в. и продолжение этой борьбы в УШ в. в Подунавье.
Наиболее ожесточенные бои шли с 640 по 737 года  между болгарами, суварами, с вторгшимися на Северный Кавказ мусульманскими войсками. Война длилась 100 лет. Столетняя война привела к разгрому болгар и сувар, которые входили в состав Хазарского каганата (651-70 г. X века).
Специфика войн между имперскими армиями и кочевников изложена А.Дж. Тойнби. Он отмечает, что имперская армия не в силах нанести варварам сокрушительный удар еще и потому, что варварские отряды очень мобильны, практически они неуловимы. Это особенно характерно для варваров-кочевников. Номадические племена легко снимаются со стоянок перед лицом приближающейся армии врага. Однако в некоторой мере это справедливо и для оседлых варварских обществ, потому что ресурсы их скромной жизни легко и быстро восстанавливаются даже в случае их полного уничтожения. Больший урон от войны всегда несет цивилизованная сторона; победа ее пиррова, ибо она истощает ресурсы победителя, тогда как поражение варваров никогда не бывает окончательным в силу высоких рекреационных способностей примитивной экономики варварского общества. Тактика партизанской войны вполне оправдывает себя даже в современных войнах. Хотя нынешние партизаны далеко не варвары, они очень искусно пользуются именно этими методами ведения войны, демонстрируя их явные преимущества в борьбе против врага, технически лучше оснащенного.
Позиция исследователя такова:
·        варвары-кочевники;
·        оседлые варварские общества;
·        пиррова победа;
·        тактика партизан.
Известно, что для мусульман праболгары, сувары, хазары были «варварами». Мусульмане с переменным успехом вели бои в Закавказье и Северном Кавказе. Войны с праболгарами мусульманские войска вели более 100 лет. Для иудейской Хазарии варварами были исламские войска, болгары, сувары стремились разгромить мусульман-варваров.

Как отмечает А.Дж. Тойнби отношения между цивилизацией и варварами постепенно перерождаются. Цивилизация уже не стремится к захвату территорий, сосредоточивая свои силы на охране границы. Если раньше варвар обучался искусству войны в целях самообороны, то теперь, когда он достаточно преуспел в воинском деле, а цивилизация надорвалась и стала отступать в свирепом бессилии, походы варваров стали носить откровенно грабительский характер. Варвара вполне устраивала перспектива добывать жизненные блага с помощью меча и копья. Отсюда становится понятным, почему варвар- это прежде всего воин и только во вторую очередь-землепашец. Близость с цивилизацией приучает его жить за чужой счет. Он становится паразитом цивилизации.
Цивилизация Хазарского каганата стала отступать в свирепом бессилии. Варвары-мусульмане (640-737 гг.) вели войны « откровенно грабительского характера». Варвар-мусульман становиться паразитом иудейско-тюркского Хазарского каганата. Болгары, сувары, часть хазар переселились на территории  Северного Поволжья  несколькими потоками.

Героические века с VII - начала VIII вв. для болгар (праболгар) продолжаются на территории Северного Поволжья  в условиях нового государства Волжско-Камской Болгарии.

Заполните таблицу «Древнеболгарский каганат Великая Болгария»

Время существования
Каганы

Войско каганата
Дипломатия каганата







Выводы
1.Таким образом, героическими веками на Северном Кавказе можно считать для болгар и сувар период со II до 40 г. VIII в., а для части хазар, болгар, сувар, баранджаров до 60-70 гг. X века.
2. Мы рассматриваем период со II по 60-70 гг. X века для праболгар в условиях Причерноморья периодом смешения (по К. Квигли).
3. По А.Дж. Тойнби «героическими веками» (800 лет)
4. Для этого периода древнеболгарская цивилизация сосуществовала в процессе рождения (генезиса) языческо -христианской цивилизации.
5. Столетняя болгаро (хазаро) - мусульманская война прервала этап расцвета Хазарского каганата, а смерть Кубрата - расцвет Великой Болгарии.
7. Смешение, героические века, генезис языческо- христианской цивилизации были прерваны вторжением варваров (мусульман).
8. В течении 300 лет праболгары в ходе территориальной трансформации оказались на территории Среднего Поволжья.
Сестринские цивилизации продолжили развитие в условиях Дунайско- Болгарской и Волжско-Камской Болгарии.

Литература
1.     Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В. Гадло ‒ Л., 1979. ‒ С.107-126.
2.     Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В. Гадло ‒ Л., 1979. ‒ С. 108.
3.     Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В. Гадло ‒ Л., 1979. ‒ С. 109-110.
4.     Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В. Гадло ‒ Л., 1979. ‒ С. 110.
5.     Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. / А.В. Гадло ‒ Л., 1979. ‒ С. 117.

Комментариев нет: