09 января 2012

Символы новочувашской цивилизации (героев по А.ДЖ. Тойнби)


Г.И.Тафаев

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»

 

Символы новочувашской цивилизации

(героев по А.ДЖ. Тойнби)


Российская общественность в 2011 г. отметила 100 летие со дня рождения великого гения чувашского народа Якова Ухсая. На торжественном собрании, посвященном 100 летию символа новочувашской цивилизации Якова Ухсая, поэта назвали «героем чувашского народа». Мы считаем, что такое определение соответствует его вкладу в историю, литературу народа. Говорилось, что в XXI веке он найдет своих исследователей и творчество чувашского гения будет оценено по достоинству. В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева прошла научная конференция, где было представлено сообщение автора.
В г. Уфа прошла научная конференция, где было зачтено послание президента ЧР М.В. Игнатьева (статья автора была включена в материалы конференции). В обращение М.В. Игнатьева говорилось:
Участникам, организаторам и гостям Всероссийской научно-практической конференции «Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Миронова»
9 декабря 2011 года, г. Уфа
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Рад приветствовать участников, организаторов и гостей Всероссийской научно-практической конференции «Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Мироновича Миронова»!
Народы Чувашии и Башкортостана связывают прочные исторические, культурные, духовные узы, многовековая дружба, отношения взаимопонимания и доверия. Тесный культурный диалог наших народов строится на прочном фундаменте, который заложили выдающиеся деятели науки и образования: Павел Миронов и Иван Яковлев, Константин Иванов и Гурий Комиссаров, Иван Антипов— Каратаев и Яков Ухсай, Василий Николаев и Алексей Кондратьев. Весомый вклад в сохранение и приумножение культурного наследия народов Урало-Поволжского региона, укрепление дружественных связей внесли также классики башкирской литературы Мажит Гафури и Мустай Карим, ученые Джалиль Киекбаев и Раиль Кузеев. Мы надеемся, что будущие поколения деятелей науки, образования и культуры откроют новые страницы истории наших республик.
Выражаю признательность руководству Башкортостана за пристальное внимание к вопросам науки и образования, за сохранение и укрепление духовного богатства чувашского народа, его истории, самобытных обрядов, обычаев и традиций, поддержку национальных школ и развитие чувашского языка.
Желаю вам, дорогие соотечественники, крепкого здоровья, бодрости духа, удачи в добрых начинаниях, благополучия и счастья!
Президент Чувашской Республики М.В. Игнатьев[1]
Обратился к гостям и участникам научной конференции президент республики Башкортостан Р.З. Хамитов.

Участникам и гостям Всероссийской научно-практической конференции «Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Миронова»
9 декабря 2011 года, г. Уфа
Дорогие друзья!
В этом году отмечается 150-летний юбилей выдающегося организатора народного образования в России, математика-методиста, просветителя Павла Мироновича Миронова. Эта знаменательная дата совпала с проведением в Башкортостане Года укрепления межнационального согласия, направленного на расширение сотрудничества народов нашей республики, развитие их языков и культур, национального образования.
П.М. Миронов - один из 1200 выпускников чувашской учительской семинарии, созданной в 1868 году в Симбирске выдающимся просветителем И.Я. Яковлевым. Своим многолетним подвижническим трудом Павел Миронович серьезно способствовал развитию математической науки, сделал Уфу одним из центров математического образования дореволюционной  России.     Он  был истинно народным интеллигентом, достойным гражданином многонационального Отечества. Долг перед Родиной, служение людям, гуманизм, дружба и сотрудничество народов - эти основополагающие принципы его многолетней деятельности являются достойным примером для воспитания нашей молодежи.
Отрадно, что его дело успешно продолжается и в наши дни. Одной из первых светских национальных воскресных школ в новейшей истории России стала созданная в 1992 году в Уфе Чувашская воскресная школа имени П.М. Миронова в Уфе. Это учебное заведение являет образец новаторского применения идей и подходов просветителей П.М. Миронова и И.Я. Яковлева к обучению современных городских детей, в том числе основам национальной культуры. Учащиеся школы являются победителями республиканских, всероссийских и международных конкурсов.
Я.Ухсай
В нашей республике всемерно поддерживается деятельность чувашской общественности по дальнейшему достойному увековечению памяти таких выдающихся деятелей, как П.М. Миронов. Изучение их жизни и творческого наследия убеждает в том, что вся история России складывается из подобной подвижнической деятельности и созидательного труда миллионов наших сограждан, в том числе деятелей просвещения и культуры, представляющих все народы нашей страны.
Уверен, что имя Павла Мироновича Миронова навсегда останется в истории отечественного образования, в числе славных сынов не только чувашского народа, но и всего многонационального Отечества!
Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов[2]
1.   Цивилизационные символы:
·        Религия;
·        Территория;
·        Менталитет;
·        Этнос (этносы);
·        Культура.
2.   Под символами цивилизации мы можем рассматривать и героев (по А.Дж. Тойнби), т.е. носителей конкретной цивилизации, которые сделали великие дела во блага народа (цивилизации). Например, Аттила, Орган, Боарикс, Кубрат, Баян, Аспарух, Алп- Илитвер, Алмуш, вожди возрождения Ахкубек Тогаев, Магмет Боззубов и др.
Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация прошла генезис, расцвет, надлом, распад и смену цивилизации.
Борьба шла во все времена и болгарам, суварам приходилось преодолевать вторжения неприятеля, геноцид и унижение. За долгую (2 тыс.) историю предки чуваш потеряли до 10 млн. своих соотечественников. А.Дж. Тойнби, теоретик цивилизационного подхода писал:
1.   Процесс роста цивилизации - это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное противоречие между меньшинством (аристократией) и косной массой (народом).
П.Хузангай
2.   Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в отказ от обычаев (традиции, религии). Таким образом, система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам.
А.Дж. Тойнби   приводит   большое количество примеров надломов, из которых можно вычленить несколько групп:
·        Ошибка меньшинства (аристократии), выраженная  в  пассивности после     ряда собственных побед. Общество с   таким   меньшинством   существует   до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия.
·        Изоляция правящего меньшинства от общества (народа),   как    следствие вырождение.
Идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.
Древнеболгарское (древнечувашское) общество с 1236 г. оказалось в условиях геноцида и распада. Что же произошло в этих условиях (1236-1552 гг.)- ордынская эпоха.
Стадия распада, по А.Дж. Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
·        правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество;
·        усиленно цепляющееся за власть;
·        целью удержания власти оно создает универсальное государство.
Этот процесс занял 300 лет и только после разгрома Казанского ханства чувашам («худоболгарам»), марийцам, башкирам, удмуртам удалось войти в состав России.
Внутренний пролетариат (народ чувашский, марийский), не доверяющий более правящему меньшинству (исламскому, татарскому). Его ответной реакцией является возвращение из ислама во вселенскую церковь (народную религию- язычество).
Вся философия чуваш базировалась на язычестве. Таким образом, отатарившаяся чувашско-болгарская аристократия привела общество к расколу.
А.Дж. Тойнби пишет, что внешний пролетариат, он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.
Казанская аристократия ослабела, она была исламской и опиралась на не на широкие языческие слои общества, а на исламские круги Крымского ханства, Ногаи, Астраханского, Турецкого и Сибирского ханств. Она ослабела как цивилизация. Следует помнить, что татар было до 25-30 % среди населения ханства. 70-75 %- население были в язычестве. В Османской империи 20% населения составляли тюрки-мусульмане, остальные были «инородцы».
По А.Дж. Тойнби в духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик- от абсолютной пассивности до крайних форм активности.
Вхождение в состав России спасло чуваш, марийцев, мордву, удмуртов и башкир от татарской ассимиляции. С сер. XVI в. мы считаем начало рождения новочувашской христианской цивилизации.
С сер. XVI в. по сер. XIX в. мы считаем Чувашский край находился в полосе стагнации и с 60 г. XX в. начинается Возрождение чуваш. Появляется новая интеллигенция (чувашская аристократия). Писатели, поэты, композиторы, артисты, чиновники (православные священнослужители были всегда Авраамий Болгарский, убит 1229 г.). У истоков возрождения, конечно стоял И.Я. Яковлев, К.В. Иванов.
Мы хотели бы обратить внимание на троих героев (символом) новочувашской цивилизации:
-     Михаила Сеспеля;
-     Петра Хузангая;
-     Якова Ухсая.
1.   Михаил Сеспель (чуваш. Сеспел Мишши, официальное имя до сентября 1921 года Михаил Кузьмич Кузьмин (1899-1922). Родился 16 ноября 1899 в деревне Казаккасы Цивильского уезда (сейчас деревня Сеспель Канашского района Чувашии). Окончив двухклассную школу в Шихазанах, поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов. Член РКП(б) с 1918 года. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома PKCM, избирают председателем ревтрибунала Чувашской автономной области.
Работал в отделе образования в комиссии переводчиков. По ложному обвинению был арестован, освобождён на поруки товарищей через 3 месяца. В 1921 году из-за болезни укреплял здоровье в санатории в г. Евпатория. После излечения поступил в Киевскую художественную школу, был призван в Красную Армию. После комиссования из-за обострения костного туберкулёза проживал у своего украинского друга, работал в г. Остёр в уездном земельном отделении Остёрского уезда. Убит 15 июня 1922 года в городе Остёр на Украине. 5 ноября 1954 прах Сеспеля был перезахоронен в парке г. Остёр, где ему установлен надгробный памятник.
2.   Петр Хузангай (1907-1970). Родился 22 января 1907 г. в д. Сихтерма (ныне Хузангаево) Алькеевского района Республики Татарстан.
Окончил школу второй ступени. Затем учился в Чувашском педагогическом техникуме и Восточном педагогическом институте в Казани. В 1957 году окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Работал секретарем редакции журнала «Сунтал», переводчиком и литературным консультантом, разъездным корреспондентом центральной чувашской газеты «Коммунар» (Москва). Творческую работу П. Хузангай совмещал с большой общественной и государственной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской АССР. Работал председателем правления Союза писателей Чувашской АССР. Был членом правления Союза писателей РСФСР и СССР.  Умер 4 марта 1970 г. в Чебоксарах.
3.    Яков Ухсай (1911 — 1986). Яков Гаврилович Ухсай родился 26 ноября 1911 года в с. Слакбаш Белебеевского района Башкортостана в крестьянской семье.
Первоначальное образование получил в школе крестьянской молодежи, затем учился в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Работал в редакции чувашской газеты «Коммунар», издававшейся в Москве, состоял сотрудником Научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. М. Гафури при Совнаркоме Башкирской АССР, преподавал чувашский язык и литературу в Батыревском и Ульяновском педагогических училищах. Я. Ухсай — участник Великой Отечественной войны. От Волги до Праги прошел он в рядах Советской Армии в качестве политработника и журналиста.
Мы их рассматриваем как символы (герои) новочувашской цивилизации. Основное для нас- это вклад в цивилизационную сокровищницу истории, литературы, культуры.

Произведения
Михаил Сеспель
Петр Хузангай
Яков Ухсай
«Чувашский язык»
«Чувашскому юноше»
«Стальная вера»   
«К морю»
«Воистину воскрес»
«Чуваш! Чуваш!» 
«Отныне»
«Голодный псалом»
«Тяжелые думы» [4]

Основные издания: «Сырнисен пуххи» (Собрание сочинений), «Варман юрлать»
(Лес поет),
 «Эпир пулна, пур, пулатпар!»
(Были мы, и есть, и будем),
«Хушка хумсем» (Вздыбленные волны), «Мехел»
(Час заветный),
«Аптраман тавраш» (Род Аптрамана),
«Чере юрри»
(Песнь сердца),
«Великое сердце», «Семья Аптраман», и др.[3]

«Полюбил я вас поля»,
«Золотая книга народа», «Доброта счастья», «Серебряное кольцо», «Соболиная шапка», «Тудимер»,
«Перевал»,
«Лебяжье»,
«Кельбук Дед» [5-6].

Вывод
1.   М. Сеспель, П. Хузангай, Я. Ухсай стали символами новочувашской цивилизации;
2.   В своих произведениях она еще верят в будущее чувашской цивилизации;
3.   К сожалению, ассимиляционные процессы среди чуваш крайне угрожают будущему чувашской цивилизации.  Итоги Всероссийской переписи (октября 2010 г.) показали что, чуваш в России осталось 1,440 тыс. человек.
Яков Ухсай о вере в чувашский язык и его будущее писал:
У Вислы я брожу иль у Дуная,
Взбираюсь ли на склон седых Карпат,
Везде родной язык я вспоминаю,
Всегда его слова в душе звучат.

А если земляка случайно встречу,
От радости захватывает дух.
Ласкают слух слова родимой речи,
Приятной, мягкой, как лебяжий пух...

В народной песне — грустной иль задорной
Как славно ты звенишь, родной язык!
Ты свеж, и чист, и светел, словно горный,
Вниз по камням струящийся родник.

Для вдохновенной дружеской беседы
Мудрейшие народа сыновья
Из лунного тебя сковали света
И напоили песней соловья.

Но в час, когда встречаемся с врагами,
Становится иной родная речь;
Тогда она пылает, точно пламя,
Звенит, как обнаженный к бою меч.

Чтоб звал язык на подвиг и победу,
Народ, не раз сражавшийся с врагом,
Сковал тебя из солнечного света
И окунул в гремящий в небе гром.

Литература
1.   Материалы всероссийской научно-практической конференции «Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Миронова»- Уфа, 2011 – С.6.
2.   Там же- С. 4-5.
3.   Хузангай, П.П. Вечерняя тень/ П.П. Хузангай- М., 1987.- 285 с.
4.   Чувашская литература: хрестоматия- Чебоксары для 10 кл., 2007.- 383 с.
5.   Ухсай, Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. – М., 1983.
6.   Ухсай, Я. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. – М., 1983.- 336 с.

Комментариев нет: