14 февраля 2012

Чувашский цивилизационный символизм в произведениях И.Я. Яковлева


Тафаев Г.И.
Чувашский цивилизационный символизм в
 произведениях И.Я. Яковлева
Для нас в условиях начала XXI в. просветитель народов Поволжья Иван Яковлев является сам символом консолидации и бессмертия. Росстат опубликовал окончательные итоги переписи населения. Самым многочисленным народом в стране остаются русские (111 млн. человек), однако за восемь лет их число сократилось на 4 млн. человек. В России также проживают 5,31 млн. татар, 1,93 млн. украинцев, 1,58 млн. башкир и 1,44 млн. чувашей. Количество представителей всех этих народов уменьшается. Зато увеличивается численность кавказских народов – чеченцев, аварцев, лезгин и ингушей. Наиболее многочисленные из них чеченцы – 1,43 млн. человек. [1]
Таким образом, численность чуваш за 25 лет резко уменьшилась.

1989 год
2002 год
2010 год

Около 1,900 тысяч человек
1, 673 тысячи человек
1,440 тысяч человек
Убыль 500 тысяч человек

Причины, конечно, разные. Можно обратиться к работе А. Дж. Тойнби «Постижение истории», где он обосновал теорию «локальных цивилизаций». Так исследователи отмечали, что к числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889-1975), который продолжил линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А.Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» А.Тойнби насчитывает более двадцати. Это -  западная, две православных (русская и византийская), иранская. Арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и другие. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации – эскимосскую,  оттоманскую и спартанскую, и пять «мертворожденных». Генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Схема (циклы) развития цивилизаций по А.Дж. Тойнби:
·        Генезис (рождение);
·        Рост;
·        Созревание;
·        Распад (создание дочерних цивилизаций);
·        Смерть (трансформация по Г.И. Тафаеву).
Иван Яковлев не мог предвидеть, что чувашский этнос в конце XX – начале XXI вв. пойдет по пути умирания (ассимиляции). Он работал в конце XIX – начале XX вв. Вся его жизнь – это доказательство бессмертия чуваш. Биографы пишут, что Иван Яковлевич Яковлев (1848 – 1930 г.) относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения  России во второй половине XIX и XX веков. Его творчество явилось продолжением замечательных традиций русского просветительства, заложенных лучшими представителями интеллигенции нашего Отечества. Чувашский педагог – просветитель распространял и умножал эти традиции среди народов Поволжья путем создания широкой сети сельских школ и культурно–просветительских обществ. И.Я. Яковлев был сеятелем на ниве народной, организатором комплекса учебных заведений в г.Симбирске, в которых учились чуваши, русские, мордва, марийцы, татары, украинцы, отдельные представители других народов России. Преподавательский состав в них был также многонационален. В комплекс учебных заведений входили: мужская учительская школа и женские педагогические курсы, начальные мужские и женские училища, которые к 1917 году выпустили более 1200 учителей, работавших во многих уголках многонациональной России. И.Я. Яковлев не обычную торную дорогу, а тернистый путь служения народу.
Весь путь его деятельности по А.Дж. Тойнби можно назвать генезисом (рождением):
·        Родилось чувашское образование;
·        Родился чувашский алфавит (яковлевский);
·        Родились 400 школ (яковлевских);
·        Родились 1200 учителей (мужчины и женщины из чуваш);
·        Родились первые писатели, художники, поэты, композиторы, драматурги, артисты и чувашские чиновники;
·        Родилась чувашская буржуазия (купечество);
Интерес к чувашской истории и фольклору (культуре) проявился  у И.Я. Яковлева ещё на  II курсе университета. На II курсе Яковлевым было написано сочинение по психологии на тему «Физиологические основы представления». Оно ценно было не только глубоким анализом темы, самостоятельной оценкой наиболее крупных открытий в данной области, но и собственными наблюдениями. Особенно интенсивно вел Яковлев научно-исследовательскую работу на III курсе. Он написал три оригинальных работы: «Борьба жирондистов и якобинцев», «Ян Гус», «Несколько памятников устной чувашской словесности». Значение труда о памятниках чувашской устной словесности трудно переоценить: он был этапным в научно-педагогической судьбе Яковлева. Научный руководитель профессор Н.А. Фирсов находил его выдающимся и предполагал опубликовать в сборнике факультета, а совет факультета оценил ещё выше – постановил напечатать в «Ученых записках» университета вместе с трудами выдающихся ученых. Это был новаторский труд по истории народов Поволжья и русской колонизации края. В нем впервые использовались до того никому не известные предания, легенды, сказания, баллады, исторические песни об участии чувашей в походах на Казань вместе с войсками Ивана Грозного.
К сожалению, у просветителя не нашлось времени более детально изучить древнеболгарский период чувашской истории. Главное для И.Я. Яковлева – это путь просвещения, выращивание чувашской интеллигенции и кадров. Фактически все чиновники чувашской автономии (государства) являлись учениками И.Я. Яковлева.
Биографы отмечали, что перед ним стояли три задачи:
·        национальное возрождение – создание чувашской письменности;
·        подготовка учителей;
·        открытие сельской школы.
От решения этих задач зависело историческое будущее чувашского народа. Как известно, в начале XXI века Чувашия имеет намного больше, чем было в конце XIX века:
·        вузовская система (около 30 вузов);
·        сотни тысяч учителей, врачей, артистов, чиновников;
·        тысячи писателей, поэтов, художников и т.д.
·        десятки тысяч инженеров, прекрасных архитекторов.
Система образования прекрасно работает, но численность чуваш в России за 25 лет сократилась на 560 тысяч человек, а может и более 600 тысяч человек.
Может вновь надо вспомнить А.Дж. Тойнби. Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространения с чем-нибудь положительно связано, то скорее задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом ростом цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
А.Дж.Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.  Рост – это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа.
Интересна мысль А.Тойнби о том, что растущая цивилизация – это постоянное единство. Её общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство – внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собою рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации.
Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых 10 цивилизаций «полинезийская и кочевая…находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени – под угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией». Более того, не менее 6 из этих 7 цивилизаций обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения.
По А.Дж. Тойнби:
·        угроза уничтожения;
·        угроза ассимиляции;
·        надлом;
·        разложение.
Почему упадок, когда вся система функционирует успешно? Упадок, как считает А.Дж. Тойнби нельзя приписать к космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, которые, как правило, укрепляют растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии,  ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники – следствием или симптомом первого.
Сам упадок – это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно А.Дж. Тойнби состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2 000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы долго это не длилось, судьба большинства, если не всех цивилизаций влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного общества, то оно, видимо, по А.Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и разложения.
Древнечувашская (древнеболгарская) цивилизация не достигнув пика своего расцвета была уничтожена (Волжско-Камская цивилизация) монголо-татарами. Пройдя генезис и смену цивилизации болгары («худые болгары») трансформировались в чуваш (1508 г.). Трансформация продолжалась в условиях российской эпохи (с середины XVI в.). Пик расцвета Чувашия достигла в 60-80 гг. XX в. Численность чуваш была более 2 млн. человек. Таким образом, на рубеже конца XX – начала XXI вв. чувашское общество «обнаруживает все симптомы надлома и разложения».
·        Алкоголизм;
·        Табакокурение;
·        Падение нравственности чувашских женщин;
·        Ассимиляция;
·        Рост суицида;
·        Бегство и уход в другую цивилизацию.
Вряд ли Яковлев мог предвидеть затухание чувашской локальной (национально-религиозной) цивилизации. Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне – Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова.  Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.
Исследователи отмечали,что в  1856 году по предписанию удельного ведомства И.Яковлев был отдан на учебу в удельное училище в с.Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г.Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса Иван Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеротаксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учебы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырех лет проработал сельским мерщиком.
Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и русской культуре. Постепенно Иван Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.
В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счет государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.
Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А.В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, постепенно расширяется.
В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И.Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и – материальную поддержку.
Обратите внимание на российское общество конца XIX в.:
1.     Активная  деятельность Симбирской учительской школы;
2.     Стремление принести пользу чувашам со стороны передовой её интеллигенции;
3.     Материальная поддержка русскими, чувашами друг друга.
Российское общество развивалось, и шел процесс подъема. Чувашское общество после всех экспериментов XX и XXI в. резко изменилось. Философия Яковлева была: «Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью». В условиях начала XXI в. следует добавить и «отцом».
Надо помнить, что восточная цивилизация имела свои ценности:
·        Культ матери и отца;
·        Культ предков;
·        Культ природы;
·        Культ язычества;
XXI век для чуваш стал веком:
·        Православия;
·        Нигилизма к своим родным болгаро-тюркским традициям;
·        Усиление разброда и шатания среди чиновничества, интеллигенции, творческой элиты.
Его кипучая деятельность на пользу народа продолжалась более полувека (1864-1922). Лучшей наградой за подвиг жизни было то, что в итоге он увидел свой народ свободным, образованную Чувашскую автономную область. Осуществилась его заветная мечта – видит родной народ в государственном строе в составе России. Несомненно, это было радостным событием в жизни просветителя. Для грядущих поколений он оставил завещание.
1.           Религия (православие). Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.
Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет её в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.
2.           Этносы(народы). Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделиться с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.
3.           Культура (образование). Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятие гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание, полностью завершив перевод Ветхого Завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русских восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работая на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.
4.           Менталитет (традиции). Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обрежете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.
5.           Дружба народов (среди чуваш). Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.
6.           Экономика (труд). Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и само большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, успехи непрочные и временные.
Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед Высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу все товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим, учебные часы, среди них проведенные, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.
Каждый человек должен знать данное цивилизационное завещание, но не только знать, а выполнять его в процессе своей службы во имя процветания своего народа.
Чиновничество оторвалось от своего чувашского народа. Что мы сейчас можем увидеть в чувашском обществе? По  А.Дж. Тойнби  когда «универсальное государство» господствующего меньшинства рушится, «универсальная церковь» внутреннего пролетариата (например, христианство) служит мостом и основанием для новой цивилизации отчужденной и в то же время дочерней по отношению к прежней.
А как поступает в такой ситуации внешний пролетариат? Стремиться врасти в старую цивилизацию? Отнюдь, нет. Он организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Он приводит к росту распрей и братоубийственным войнам…Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком измерении настроенности и поведения членов разлагающегося общества. Он ведет к возникновению четырех типов личностей и «спасителей»: архаистов, футуристов (спасателей с мячом), отреченных и безразличных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном мире бога.
В такие времена чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают. Половая распущенность и смешение принципов (синкретизм) становятся господствующими. Ответы по А.Дж. Тойнби:
·        Глубокое неверие чуваш в свое будущее;
·        Безразличие чуваш к чувашу;
·        Затерянность чуваш в толпе российских этносов;
·        Половая распущенность (особенно чувашских женщин);
·        Смешение (потеря) чувашской души;
·        «Вульгаризация» интеллигенции;
·        «Пролетаризация» чувашского народа;
·        Разброд  среди творческой интеллигенции, их бегство за пределы Чувашии (поиск лучшего куска хлеба);
·        Бегство чувашской молодежи и отказ их от своей самоидентификации;
·        Отказ от всего чувашского со стороны предпринимательских кругов.
Вывод
·     И.Я. Яковлев писал, что «мышление народа и все миросозерцание выражаются  в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения».
·     К сожалению,  процесс ассимиляции  чуваш в конце XX – начале XXI вв. резко ускорился;
·     Продолжение такого процесса приведет к исчезновению чувашского народа.

2010 год
2036 год
2061 год
2086 год
1,440 тыс. чуваш в России
850 тыс. чуваш в России
350 тыс. чуваш в России
Нет чувашского этноса в России

Следует помнить, что 1 млн. человек отказались заполнять перепись листа и 1 млн. отказались указать национальность. Таким образом, 2 млн. россиян не указали свою национальность. Мы можем считать, что чуваш в России не 1,440 тысяч человек, а несколько больше, где-то 1,500 тысяч человек и около 40-50 тысяч человек проживают в СНГ.
К сожалению, ассимиляция чувашской диаспоры происходит быстрее.

Литература
1.  Советская Чувашия, 2011. 17 декабря.
2.  Краснов, Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель / Н.Г. Краснов – Чебоксары, 1992. – 413 c.
3.  Волков, Г. Н. Судьба патриарха: Роман-эссе. / Г.Н. Волков. – Чебоксары., 1998. – 350 c.
4.  Краснов, Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. / Н.Г. Краснов. – Чебоксары, 1998. – 162 c.











Комментариев нет: