20 апреля 2012

Этнопсихологическая трансформация чувашей в начале XXI века


Тафаев Г.И.

Этнопсихологическая трансформация чувашей

в начале XXI века


Выносимые научные проблемы:
·                        Этнопсихология;
·                        Трансформация;
·                        Демография;
·                        Геополитика.
В 90 г. ХХ века мы предложили свое видение трансформационных  направлений древнечувашской (древнеболгарской)  цивилизации.
Например:
·                        Военно - экономическое;
·                        Социально- экономическое;
·                        Территориальное;
·                        Религиозное;
·                        Антропологическое;
·                        Этноязыковое (этнокультурное).
В 2001-2002 гг. мною было добавлено - этнопсихологическая трансформация. Данные направления характерны для многих локальных и модульных цивилизаций.
Мировые (модульные по Г.И. Тафаеву) цивилизации имеют свои модули:
·                        Религию;
·                        Территорию;
·                        Этносы;
·                        Культуру;
·                        Экономику;
·                        Менталитет;
·                        Технику.
Американский геополитик Мортон Каплан получил мировое признание после выхода в свет книги «Система и процесс в международной политике» (1957), в которой предложил шесть идеальных моделей международных систем, не потерявших теоретического и прикладного значения по сей день:
·                        система «баланса сил»;
·                        гибкая биполярная система;
·                        жесткая биполярная система;
·                        универсальная система;
·                        иерархическая система;
·                        система «вето».
Он настаивал на чисто теоретическом характере предложенных им моделей, кроме двух – системы «баланса сил» и гибкой биполярной системы, которые, по его мнению, имели место в реальном историческом процессе (тем не менее в жесткой биполярной системе можно узнать мир периодов Первой и Второй мировых войн).
Исследователи замечают, что действительно, система «баланса сил» адекватно описывает «европейский концерт» XVIII-XIX вв., когда отношения ведущих держав Великобритании, Франции, России, Пруссии, Австро-Венгрии, Османской империи имели главной целью поддержание достигнутого равновесия.  Коалиции и войны носили временный, краткосрочный характер и вели, как правило, к восстановлению утраченного эквилибриума (баланса, равновесия). Гибкая биполярная система, очевидно, складывалась по мере формирования противостоящих блоков - держав Тройственного союза и Антанты, Антикоминтерновского пакта и стран Атлантической хартии и действовала вплоть до начала военных действий, когда в силу вступала жесткая биполярная система. Закономерностями гибкой биполярной системы может быть также описан мир, сформировавшийся после Второй мировой войны, мир, разделенный на блоки стран Варшавского договора и НАТО.
Четвертая идеальная конструкция Каплана - универсальная система - может реально иметь место в том случае, если универсальная международная организация (в наше время - ООН) сможет стать чем-то вроде мирового правительства и управлять мировым гражданским обществом (которое тоже еще надо сформировать), а бывшие национальные государства, системы государств или целые континенты при этом будут играть роль регионов.
Пятая концепция - иерархическая система — вполне может сложиться в начале XXI в. и представлять собой пирамиду, на вершине которой будут находиться США, вторую ступень могут занять великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, официально владеющие ядерным оружием: Россия, Великобритания, Франция, Китай. На третью ступень этой иерархии могут претендовать наиболее развитые в экономическом отношении страны, например члены ОЭСР, за исключением указанных выше. На четвертой ступени вполне могут оказаться те развивающиеся страны, которые добились наивысших успехов в последнее время (азиатские «тигры», страны Центральной и Восточной Европы, некоторые латиноамериканские государства). Наконец, пятую ступень займут наименее развитые страны, не решившие проблем удовлетворения первичных нужд человека в еде, питье, одежде, жилище.
Шестая система Каплана — система единичного вето, по его мысли, может сложиться в случае широкого распространения ракетно-ядерного оружия, когда любая развитая страна сможет наладить его производство и при необходимости угрожать другой стране или международному сообществу, требуя выгодных для себя или блокирования невыгодных решений. Это наименее эффективная для управления система, ибо ее функционирование может блокироваться фактически каждым членом международного сообщества.
Некоторые читатели могут отметить, что древнеболгарская цивилизация (локальная) существовала до 1236 г., а я думаю до 1552 г. Мол, американская геополитика здесь не причем.  Доля правды имеется, но следует отметить, что в XXI веке много в мире происходит под влиянием трех мировых геополитик – российской, американско - европейской, китайско-азиатской.
Империя Модэ (хунну), Империя Аттилы вписываются в систему мир - империя ( по И. Валерстайну), а обе империи являются прелюдией дальнейших древнеболгарских империй (средневековья).
Иммануил Валлерстайн — известный современный американский социолог, макроэкономист и геополитик, родился в Нью-Йорке в 1930 г. Окончив Колумбийский университет, на первом этапе своей научной деятельности (1955-1970) он занимался исследованием африканских обществ.
С 1976 г. — профессор социологии в Университете штата Нью-Йорк и директор Центра изучения экономик, исторических систем и цивилизаций им. Ф. Броделя.
Основной труд И. Валлерстайна — «Современная мир - система». Всего вышло три тома этой грандиозной работы, за первый том которой в 1975 г. И. Валлерстайну была присуждена Сорокинская премия Американской социологической ассоциации.
Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем, носящей геополитический характер. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы – мир - системы, которая может быть трех типов:
1. Мир-империя, состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.
2. Мир-экономика, которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.
3. Мир-социализм, который представляет, по И. Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную (но она существовала около 80 лет).
Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире — это высокоразвитые страны). Периферию мир -экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир - экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Мир – империя по И. Валлерстайну

Древний Рим
Древний Египет
Древняя Греция
Империя Хунну
Империя Аттилы
Россия средневековая
Великая Болгария
Хазарский каганат
Волжская Болгария

По его мнению, мир - экономика прошла в своем развитая три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) - - этап зарождения мир - экономики из феодальной экономо - политической системы (по типологии И. Валлерстайна — из мир - империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир - экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир - экономики на втором этапе (XVI — первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.
На третьем этапе развития мир - экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и. в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и нисхождение других.
Современная мир-экономика приобрела всемирный характер, включив в свои границы все континенты, моря и океаны. Как и другие мир -системы, она функционирует циклически на основании сверхдолгих циклов, которые В. Камерон назвал «логистическими» и которые включают войну и борьбу за гегемонию.
Другой читатель может сказать, что «мол, сравнил Тафаев Древнюю Грецию с Империей Аттилы или Модэ». Римско - греческая цивилизация - это великая городская цивилизация, а хунну, гунны, болгары, сувары, биляры, хазары – это варвары. Думаю, что такой читатель очень далек от истории. Он просто ее не знает или не хочет знать.
XXI век для народов Российской Федерации стал веком возрождения и унификации. Происходят серьезные трансформационные процессы, которые идут по пути стандартизации модульной российской цивилизации. Ускорились этнокультурная, этноязыковая, антропологическая, этнопсихологическая и территориальная трансформация. Ассимиляция затронула все народы России. Например, можно привести данные Росстата за 2002 г. (Всероссийская перепись населения). В частности отмечается, что за межпереписной период изменения в национальном составе обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения. Второй фактор - это процессы во внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада СССР. Третий фактор связан с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.
В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.
Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских. Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек (почти 4% населения страны). За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек). Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек), азербайджанцев (с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04 млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс. человек).
Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана. Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети - это проживающие в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области. При переписи населения 2002 г. впервые была получена информация от всего населения о владении государственным языком страны - русским языком. Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%).
Среди других языков наиболее распространенными являются английский язык (6,9 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3,7%), немецкий (2,9 млн. человек, или 2,0%), украинский (1,8 млн. человек, или 1,2 %), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%) и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 1%).
Мы привели итоги Росстата за 2002 г. Что происходит в этнопсихологии современных чуваш (начало XXI века). Процессы крайне сложные и противоречивые.
В условиях унификации российской цивилизации стала закрепляться этнопсихологическая философия:
1.  Чуваш никому не верь;
2.  Чуваш никого не бойся;
3.  Чуваш никого не проси;
4.  Чувашей осталось 1, 440 тыс. человек.
·        Кому верить?
·        Кого бояться?
·        Кого просить?
Итоги переписи 2010 г. еще более для чуваш удручающие. Например, Росстат представил данные по народам проживающих в России.
·                        Татары- 5, 53 тыс. чел.;
·                        Чуваши- 1, 440 тыс. чел.;
·                        Марийцы- 550 тыс. чел.;
·                        Мордва- 740 тыс. чел.;
Чувашей уменьшилось за 25 лет на 500 тыс. ассимилированных  человек. Таким образом, этнопсихология в XXI веке резко стала трансформироваться.
·                        Если среди чуваш нет веры;
·                        Если среди чуваш нет дружбы;
·                        Если среди чувашек нет нравственности;
·                        Если чуваши в XXI веке стали друг другу врагами;
·                        Если чуваш захлестнула зависть, мстительность и неверие в свое будущее.
 Кому верить? Когда нет этнической солидарности и взаимопомощи. Кого бояться? Когда чуваш чувашу друг другу ставит подножку и ненависть захлестывает чувашское общество. Кого просить? Когда экономические зажиточные чуваши отошли от своей истории и культуры. Чувашский народ превратился для них в «хура халах».
·        Кому верить – только не чувашу.
·        Кого бояться – только чуваша.
·        Кого просить – только  не чуваша.
«Люди без рода без племени». Как резко отличаются от детей, которые выходцы из репрессированных родов. Дети из семьи кулаков значительно трудолюбивее, аккуратнее,     они дисциплинированны, одеваются чистоплотно, имеют понятие честь, совесть, долг. Такие дети лучше учатся и достигают  чаще всего вершин знаний. К сожалению, дети из неблагополучных и бедных семей склонны к тунеядству, воровству, алкоголизму. Практически большинство из таких семей курят, пьют, они  недисциплинированны и не аккуратны. Но у них имеется жизненная черта «топтать» более красивых, аккуратных, умных детей. Они их чаще всего ненавидят, им завидуют и желают детям (внукам, правнукам) репрессированных только плохое.
Поэтому чуваши за последние 25 лет «ушли» в неверие более 500 тыс. человек. Если зависть, страх, неверие станут доминирующим фактором в 20-50 гг. XXI в., то последний этнический чуваш ассимилируется к 80 г. XXI в. Российская цивилизация вынуждена с конца ХХ – начала ХХI вв. проводить курс на модульную трансформацию.

Комментариев нет: