23 апреля 2012

Трансформация российской модульной цивилизации в начале XXI века


Тафаев Г.И.


Трансформация российской модульной

 цивилизации в начале XXI века


В 2012 г. российская цивилизация отмечает 1150 - летие своей государственности, а также своего существования как цивилизация.
Фридрих Ратцель - отец геополитики, в 1897 году издал работу «Политическая география». Он  внес понятия:
·        Территория - тело государства;
·        Народ - душа государства,
·        Термин «жизненное пространство».
1.  Российское государство сформировало свое тело – территорию;
2.  Российское государство – имеет свое душу (народ);
3.  Российское государство – имеет свое «жизненное пространство» - цивилизацию;
4.  Каждая цивилизация имеет свою территорию, душу, экспансию и свое этнокультурное пространство.
Швед Рудольф Челлен (1864-1922) (отец геополитики) - ввел термин «геополитика». Геополитика - это наука о соотношении географии и международных отношениях. Он писал, что государство - живой, развивающийся организм, стремящийся к превращению в личность, но более высокого порядка, чем индивид.
Основатель концепции геополитического оптимизма, - т.е. государство стремится занять территорию, дающую максимальную устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение национальной гармонии.
1.  По Рудольфу Челлену российская цивилизация – это живой, развивающийся организм (государство);
2.  Российская цивилизация стремиться занять свою нишу (территорию);
3.  Территория России (или другие государства) должны обеспечить безопасность цивилизации;
4.  В сообществе должна быть национальная гармония.
В.В. Путин посчитал, что, к сожалению, такой гармонии в Российской Федерации на сегодня нет. Думаем, что он прав. В мононациональной и многоконфессиональной стране не может быть гармонии. По Челлену и В.В.Путину–   это, конечно «должно быть в идеале».
Параллельно с Россией (Московией и т.д.) функционировала Волжско - Камская Болгария.





Геополитика
Россия
Русские княжества
Волжская Болгария
Торговля
Династические браки
Помощь в голодные годы
Войны и военные нападения
Борьба друг с другом
Торговля
Династические браки
Помощь в голодные годы
Войны
Геополитические противостояния

Обратим внимание на позицию Рудольфа Челлена. Он считает, что геополитическое положение государства должно вписываться:
1.  Местоположение государства по отношению к основным центрам силы. Это положение может быть центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы).
2.  Форма территории. Идеальная территория - круг. Для государства с вытянутой терри­торией - большая значимость поддержки безопасности границ.
3.  Размер территории - государство должно обладать таким набором ресурсов, чтобы са­мостоятельно управлять экономическими процессами, т.е. принцип относительной ав­таркии (независимость от мирового рынка).
·     Русские княжества (консолидировались к центру (к Москве, Твери);
·     Болгарские земли (консолидировались к центру (гг. Болгар, Биляр);
·     Периферийные территории отражали набеги татар, и шел процесс распространение границ за счет народов Среднего Поволжья (чувашей, мордвы, марийцев, коми, удмуртов, татар, башкир);
·     Болгарские земли (Волжская Болгария до 1236 г.) Шел процесс вовлечения в болгарскую цивилизацию мордвы, черемисов, удмуртов, коми, буртасов.
Н.Я. Данилевский по поводу «культурного влияния» отмечал, что  цивилизации не передаются от одного культурно - исторического типа другому. Различные  формы воздействия одного культурного типа на другой типа не только возможны, но и фактически неизбежны.


Великая и Волжская Болгарии стремились к идеалу, но история распределилась по другому. Российский идеал круга трансформировался после XVI века в российский прямоугольник.
Третья позиция Челлена – это ресурсы. Россия всегда стремилась проводить независимую политику (империя, СССР, РФ).
Волжская Болгария всегда стремилась к идеалу – кругу, но её влияние распространялось далеко на Север, а по реке Сура шла граница с Русскими территориями.







Такая ситуация сохранилась до разгрома Хазарии, а  затем   до 1236 г. болгарские земли вошли в состав российской цивилизации с середины XVI в. Мордва, чуваши, черемисы, башкиры, коми, удмурты вошли добровольно. Татары были подчинены силой российского орудия. А.Дж. Тойнби, верно, замечает, что Казанское ханство «пало от применения русскими западного оружия». Начинается с Петра I эпоха становления имперской России. Исследователи (геополитики) отмечают:
Понятие империи как большого экономического пространства. Империя - смысл и реалия большого экономического и политического пространства. В связи с развитием геополитической истории в XIX веке встал вопрос об империи.
·Идеология свободной торговли;
·Курс протекционизма, ограждение рынка от внешней экспансии;
·Возникновение народно-национального хозяйства (Ф.Лист). Защищенность рамками национальных границ национального хозяйства. Любое национальное хозяйство должно ориентироваться на организацию внутреннего рынка, который имеет свою критическую массу и величину. Отсюда родилось понятие «большого экономического пространства».
Империя рассматривается как государственная форма, способная создать большое эконо­мическое и политическое пространство (геополитическое пространство).
Что лежит в основе этничества:
·Самосознание;
·Принадлежность человека к определенной общности.
Человечество объективно не может существовать во всеобщих формах, без разделения на те или иные коллективы.




Империя - это универсальное государство, не связанное рамками границ. Суперэтниче­ское единство, т.е. на пути существования человечества как единого рода.
Империя сохраняет все атрибуты государств.
Имперская форма отличается от классического тяготением к универсализму.
Империя вся обращена в некое всеобщее пространство. Крушение империи воспринимается как крушение всеобщего порядка.
Империя — аналог социального космоса.
Развивается общая система коммуникаций. Сама структура имперской государственности способствует образованию порядку. Центр - периферии.
Эти отношения строятся на универсально-периферийных функциях к центру.
Окраины взаимодействуют только посредством имперского центра.
Империя - достаточно подвижная и динамичная форма. Окраины не могут консолидиро­ваться самостоятельно, передоверяют это имперскому центру.
Взаимоотношения центра и периферии могут быть разные.
Имперская форма государственности рассматривается негативно, как сила подавления на­рода, его ограбления.
Политически существовали и позитивные свойства империи - стремление к объединению государства как единого целого, имперская элита центра была заинтересована в тесных взаимосвязях периферии с центром, что способствовало развитию местных элит, регули­рование социальных отношений, отсутствие социальной напряженности.
Империя ориентирована не только на забирание ресурсов, но и на модернизацию окраин.
Империя может служить условием динамического прогресса окраин. Окраины превраща­ются не только не только в источник обогащения, но и становятся бременем.
Имперская форма очень прогрессивна.
Для того, чтобы национальная элита была тесно связана с центром, ее надо удерживать, В предоставлять гарантии. В задачу центра входило регулирование этих процессов. Отсюда во всех вновь возникающих государствах происходит поляризация между верхами и ни­зами. Имперская форма позволяет решать эту проблему.
Геополитики подчеркивают, что это противоречие будет порождать импульсы имперского тяготения.
Особенности развития имперской идеологии.
1.  Имперский фактор сближает империю с большими экономическими пространствами.
2.  Первичная идеология основана на этническом признаке, идеологии российской нации.
3.  Вторичная идеология более высокого уровня, универсальная, вырастает путем разви­тия через расширение той базы представлений, которая лежит в основе.
Империя между всеобщим человечеством.
Любая этническая, религиозная идеология приобретает черты универсальности, всеобщего идеала.
Историческим идеалом долгое время была римская империя - римское гражданство присваивалось за особые заслуги.
Римская цивилизация выступала символом порядка, права и т.п. (Константинополь - Московская Русь). В начале XXI века в российских властных кругах закрепляется идеология евразийства. Главная задача данной идеологии – это способ снять межэтнические противоречия и различия.      
12 мая 2009 г. за № 537 была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В области культуры в «Стратегии» сказано:
1.  Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
2.  Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.
3.  Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Вывод
К сожалению, в Урало – Поволжских республиках (Татарстане) с 40 – 50 гг. ХХ в. закрепляются процессы фальсификации и искажения истории, особенно истории древнеболгарской цивилизации. Происходит подмена этнической самоидентификации татар. Идет замена  названия татар на болгар. Политизированная и фальсифицированная татаро - болгарская концепция навязывается в республиках Среднего Поволжья.

Комментариев нет: