10 июля 2014

СОВЕТСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА О ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

ТАФАЕВ Г. И.

СОВЕТСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА О ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Кто в бездонной жил кручине?
 Отвечайте, люди.
Если это не чувашка,
Кто же это будет?
На страданья и на муки
 Рождалась чувашка,
И несла на шее с детства
 Горя камень тяжкий.
Михаил Сеспель

Нет в мире женщины, у которой жребий пал как у чувашки. Возможно, что это специфика восточной цивилизации и можно сравнить только с жребием китаянки и болгаро-чувашки.
Михаил Сеспель – чувашский поэт в 90 г. XX века и доле чувашки писал:
- бездонная кручина;
- страдания;
- муки;
- несла на шее с детства;
- несла горе;
- несла камень тяжкий.
1. В чем причина такой доли болгаро -чувашки?
2. Кто спас будущее болгаро-чувашского народа? Причины, конечно, понятны.
1. Монголо-татарское вторжение в цветущий болгаро-чувашской рай – Волжскую Болгарию. Сохранилось историческое предание, где поется о болгарском рае и гибели болгаро-чувашского рая. (Легенда о взятии Пюлер (вариант г. Болгар) Батый ханом» (вариант Тамерланом).
Жди возмездья, басурман!
- Растоптал ты счастье наше,
 Кровожадный Батый-хан...
Но полна уж горя чаша —
Жди возмездья, басурман!..
Сколько старцев хилых, тощих
И младенцев ты не бей,
Соловьи в пюлерских рощах
Запоют еще сильней.
И опять у нас в Пюлере
Гусли звонко зазвучат,
И по целой по неделе
Загуляет, стар и млад!..
Вновь на игрища молодки
В шалях шелковых пойдут,
Словно белые лебедки.
Словно павы, поплывут...
Их сафьяновы сапожки
 Каблучками застучат,
И на стройные их ножки
 Снова парни поглядят!
В поле рожь заколосится
 Выше всадника с конем...
Снова проса и пшеницы
 Мы богато соберем.
И опять полны амбары
 Будут хлебом круглый год,
И опять мы полной чарой
 Будем пиво пить и мед...
И коней растить отличных —
В поле, в степь на них скакать.
 Для работ же их обычных
 По пять лет не запрягать!
По степи помчимся лихо
 С целой сворою собак:
Зайца глупого, зайчиху
Вмиг догонит аргамак!
И, как встарь, молодок будут
Парни красть и миловать…
Ну и в сношёк не забудут
Тех молодок превращать!..
По реке по нашей Каме,
Что течет под боком, тут,
Парни бравые с плотами,
И на лодках поплывут...
Медведей ученых будут,
На потеху мужикам
И всему честному люду,
Вновь водить по деревням.
Коль в избу к кому заглянут —
Свечи там, как светляки...
И пред ними снова станут
Бить поклоны старики!..
Чук справляя, в печке гуся
Снова будут жарить все
И, молясь, просить, не труся,
Сил у бога Пюлехсе!..
И в Пюлер к нам гости снова
Буду! часто наезжать...
Ну а ворога лихого
Мы сумеем обуздать!
В.Д. Димитриев о разгроме Волжско-Камской Болгарии на основе детального изучения источников и литературы писал, что «хитрый и коварный князь Едигей, искусный интриган, склонил Аксак Тимура к походу против Тохтамыша. В феврале 1391 г., решив вопрос о походе на курултае, Аксак Тимур с 200-тысячным войском выступил в поход против Тохтамыша. Был выбран обходной путь: из Самарканда на север, до р. То­бола, затем, повернув на запад, через башкирские земли в Орду. Едигей, находясь в лагере Тимура, «послал гонцов к сво­им родичам, соседям и племенам левого крыла» тайно от Ак­сак Тимура сообщить им о необходимости срочно перекоче­вать в такие места, чтобы не оказаться на пути тимуровских войск, «иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и погубит всех», — говорили гонцы. Тохтамыш узнал о походе только в апреле. Спешно собрал войско из разных улусов. Войска из Бол­гарского улуса, Азова и других местностей не прибыли на зов Тохтамыша. Все же его войско численно не уступало самар­кандскому. Войска Аксак Тимура, переправившись, через реки Яш и Сакмару, вышли в пределы Болгарской земли, разуме­ется, как обычно, громя, разрушая селения, грабя и истреб­ляя мирное население. Генеральное сражение состоялось 18 июня 1391 г. на р. Кондурча, впадающей в Каму (на Болгарской зем­ле). Победа досталась Аксак Тимуру. Из войска Тохтамыша уда­лось выбраться с поля сражения лишь немногим. «Потери Тох­тамыша, — пишет М.Г. Сафаргалиев, — огромны: поле битвы на протяжении 40 ферсахов (ферсах — 1200 шагов В.Д.) было усеяно трупами; по данным Шармуа, число погибших во­инов доходило до 100 тысяч человек». Потери же Аксак Тимура также были значительными. Войска Тимура пробыли в районе сражения, на Болгарской земле, 26 дней. В это время его отря­ды занялись грабежами, возвращаясь в лагерь «с бесчисленной добычей — лошадьми, верблюдами, быками, баранами и множеством рабов - девушек и детей (парней.) на телегах. Всех неприятелей, искавших спасения на островах Итиля (т. е. Волги. — В.Д.), схватив и забрав в плен, привели [в лагерь]... У отдельных людей... скопилось столько лошадей и баранов, что во время возвращения, идя назад, они не были в силах гнать их... В лагере Тимура оказалось столько подобных хуриям деву­шек и красивых отроков, что одних тех, которые были выбра­ны лично для Тимура, было более 5000 человек». Все это напи­сано очевидцами — писцами, сопровождавшими Аксак Тиму­ра в походе, на войне. По данным Мунадшим-Паши, в этом походе Тимуру досталось четыре миллиона овец, 40 тысяч ро­гатого скота, 600 тысяч лошадей и 500 тысяч людей. Возможно, но, эти цифры несколько преувеличены, но они свидетель­ствуют о масштабах грабежа и разорения. Все это происходило в основном в Болгарской земле, на оседлой территории. Ко­чевники убегали, прятались, воины Аксак Тимура не могли грабить их, т. к. не могли настичь. Было разграблено главным образом оседлое население. Предания о разорении Болгарской земли, о которых мы скажем ниже, относятся в значительной мере к этому походу Аксак Тимура. Со своей стоянки, не дви­гаясь в глубь Орды, Тимур тронулся в обратный путь.
В этот же страшный для Болгарской земли 1391 г. ушкуйни­ки — новгородцы, устюжане и прочие, объединившись, в на­садах и ушкуях по Вятке вышли на Каму, взяли города Жукотин и Кашан, но неизвестно: было ли в них что грабить. Дру­гие города Болгарской земли для них не представляли интереса.  Выйдя на Волгу, ушкуйники ограбили гостей (купцов) и возвратились».
Далее автор отмечал, что «Аксак Тимур после победы над Тохтамышем отпустил Еди­гея, оказавшего ему большие услуги, в свой улус. По словам М.Г. Сафаргалиева, Едигей, «возвратившись к своему племе­ни, как глава этого племени, объявил себя князем Мангытско- го Юрта, на базе которого позднее была организована Ногай­ская Орда». Мангытский юрт занимал обширную территорию кочевий от Иртыша до Нижней Волги. Юрт мог выставить ог­ромное войско. Вскоре Едигей станет таким же тираном и вер­шителем судеб Орды, ее народов, как и Мамай.
Тохтамыш, одержав победу над претендентами на ханский престол, с 1393 г. временно восстановил единство Золотой Орды, стал устанавливать дружественные отношения с Литвой, Тур­цией, Грузией, в 1394 г. направил войско в Закавказье против Аксак Тимура, занятого войной с Грузией, отверг предложе­ние Тимура о мире. Но к началу 1395 г. положение Тохтамыша осложнилось. Между эмирами и князьями Орды обострились разногласия. Они даже ввязались в бой на Волге, «и паде их на том бою много князей и татар». Весной 1395 г. Аксак Тимур с огромным войском приближался к южной границе Орды. Тох­тамыш занял оборону на реке Терек. В жестоком сражении, длившемся с 14 по 16 апреля, Тохтамыш потерпел поражение, имел огромные потери, с остатками войск бежал в Болгарскую землю, к границам русских княжеств. Большинство войска Тох­тамыша было взято в плен. Персидский автор Шериф-ад-дин Иезди сообщает, что «Токтамыш-хан бросил ханство, дом и все, что имел, явное и скрытое, и, опасаясь за жизнь свою, с несколькими людьми бежал, ушел в сторону Бул[г]ара, в лесис­тую местность, и спасся от львиных когтей, низвергающих врага. Победоносное войско (Тимура) с этой стороны реки дошло до того же места, до которого оно в первый поход на Дешт доб­ралось с той стороны реки и отабило (все это). Место (же) это недалеко от «страны мрака» [2].
 М.Г. Сафаргалиев заключает, что «войска Тимура и во втором своем походе, как и в пер­вом, дошли до Булгар и «ограбили» все, что было восстанов­лено при монголах... Города Булгар, Жукотин, Керменчук и дру­гие были, несомненно, разграблены и опустошены Тимуром во время второго похода 1395 года». М.Г. Сафаргалиев, наряду с персидским источником, ссылается и на предания казанских татар, отраженные в «Повести о нашествии Тимура к булга­рам», «Сказании об Аксаке Темиуре». В «Болгарских повество­ваниях» Хюсам-Эддина Болгарского (XVI в.) говорится, что Аксак Тимур «в три дня город Болгар обратил в ничто, как будто и не существовало его... Приказав разбивать каменные укрепления унцием (тараном), бросил их на дно Волги; велел у Бичуры-хана и двенадцати его визирей отрубить головы; де­виц и женщин, подобных жемчужинам, обратил в рабынь, роз­дал Начальникам войск; повесил тридцать шесть ученых на виселице, а в продолжение одной недели приказал разогнать уцелевший народ в разные стороны, наказав, чтобы они здесь не обитали». И все население оседлое разбрелось в север­ном, западном и восточном направлениях. В другом преда­нии сообщается, что «город Булгар, имевший до этого де­сять тысяч двадцать четыре дома, был обращен в ничто и небытие; в мире осталось только одно имя его».
 В третьем предании указывается, что в Болгарскую землю Аксак Тимур прибыл после взятия им Астрахани, т. е. во время похода 1396 г. Выводы М.Г. Сафаргалиева подтверждают и татарские ис­точники XVII—XVIII вв., проанализированные М.А. Усмано­вым. Археологи считают, что город Биляр прекратил свое су­ществование еще в 30—40-е гг. XIV в. Однако татарские шаджара и в особенности чувашские исторические предания говорят о взятии Аксак Тимуром Биляра (в 1391 г.). На сюжет преданий народным поэтом Чувашии Н.И. Полоруссовым-Шелеби на­писана лирико-эпическая поэма «Взятие Аксак Тимуром Биляра». Оставив Болгарскую землю, Аксак Тимур разрушил город Укек, разорил юго-восточные улусы по Дону, Днепру, в Крыму (г. Кафу), откуда направился в Рязанскую землю, где также учинил много ущерба. Спустившись на Северный Кавказ, вой­ско Тимура разграбило здесь населенные пункты и крепости, затем — Астрахань, сожгло г. Сарай, разрушило другие города. Нетронутым остался только Мангытский юрт Едигея. Весной 1396 г. войско Тимура ушло в Иран. И в ходе второго вторже­ния Аксак Тимура уничтожалось главным образом оседлое на­селение Золотой Орды, в первую очередь — болгарское.
В 1395 г. Тохтамыш попытался удержаться в Болгарской зем­ле, также разорял ее, собирал с местного населения «и злато и сребро и дары многы», чтобы призвати «Татаръ отовсюду к себе», предпринял поход в районы, расположенные севернее Нижней Камы. Затем, собрав татарское войско, он удалился в Крым.
«В 1399 г. Семен Дмитриевич Суздальский привел в Нижний Новгород ханыча Ентяка с тысячью татар, которые разграбили город. Московский великий князь Василий Дмитриевич, узнав об этом, в отместку почему-то направил большое войско во главе со своим братом Юрием Дмитриевичем не против Ентя­ка, а в Болгарскую землю. Русские воины, не встретив никако­го сопротивления и противодействия со стороны болгар, заня­ли города «Болгары Великие», Жукотин, Кашан, Керменчук «и всю землю ихъ повоева, и много Бесермень и Татаръ поби­та... и воевавъ три месяци, възвратися съ великою победою и съ многою корыстию (т. е. трофеями. — В.Д.) въ землю Русскую». Ограбить обессилевший, накануне разграбленный и жес­токо побитый Аксак Тимуром болгарский народ и заявлять о великой победе над ним не стоило никакого труда. Это собы­тие свидетельствует лишь о том, что к концу XIV в. еще не все население Болгарской земли было истреблено, уведено в плен и сбежало в северо-западные, северные и северо-восточные лес­ные районы» [3].
Таким образом, мы поняли, что такая доля болгаро- чувашек связана с разгромом Волжской Болгарии, а также борьбой с исламизацией болгаро чувашского народа. К сожалению, в Урало-Поволжском регионе все масштабнее закрепляется со стороны татарских ученых позиция отторжения (изъятия) у болгаро-чувашей их болгарской части истории. Например, в 2009 году в Казани вышла новая монография С.Х. Алишева «Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв.» [4].
Как всегда автор отрицательно относится к чувашам. Он открыто игнорирует историю, язык, традиции и культуру болгаро-чуваш. В резюме монографии сказано «Монография заслуженного деятеля науки Татарстана, доктора исторических наук С.Х.Алишева рассказывает о волжских болга­рах, кипчаках (печенего-половцах), монголах и распространении эт­нонима «татары». В ней освещаются также вопросы об их обще­ственно-экономическом строе, возникновении и развитии государ­ственности.
Книга интересна тем, что доказывает преемственность Болгар­ского и Казанского государств и показывает, что средневолжские татары являются потомками древних болгар и кипчаков. Она пред­назначена для широких масс читателей» [5].
Утверждается:
- болгары, мол, татары;
- чуваши – финно-угорский народ;
- средневолжские татары, мол, являются предками болгар и кыпчаков;
- Болгарстан преемница Казанского ханства.
Все четыре – ложные подходы, конечно, несут в себе межнациональный раскол в Среднем Поволжье. Ни один чуваш не может согласиться с таким антинаучным подходом татарского автора.
В советское время среди писателей в отличие от XXI века, не было такой борьбы между сторонниками болгаристов и татаристов.
Советские писатели рассказывали об истории, культуре, языке чувашского народа о его этнопсихологии. Следует отметить, что в советские годы многие писатели увлекались освещением национального движения, особенно восстаний Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева. Как известно, чуваши активно участвовали в этих «антикрепостнических» восстаниях и бунтах.
 Писатель В.Б. Шкловский в произведении «Степан Разин» описывает случай, который был с дьяком Беклемишевым (фамилия чувашская). «На берегу раздается пронзительный крик. Это кричит дьяк Беклемишев, которого казаки тащат к Степану Ра­зину. Вместе с ним приволакивают и сундук с деньгами.
Смотрит Разин на дрожащего дьяка, берет из сундука одну монету. Пробует Разин монету на зуб и говорит укоризненно дьяку:
— В Москве таких денег фальшивых не берут, так к нам шлете!
Уже светлеет на реке. Мелкая речная волна ложится на от­мель. Солнце встает над Волгой. Струг пристает к отмели. Выса­живают на песок Беклемишева и раздевают его догола. У дьяка живот толстый, а ноги тонкие. Он дрожит от холода и пытается закрыть срам бородой.
- Ишь, пузо, какое наел, - говорит один из казаков, показывая на дьяка.
Казаки ставят на отмель сундук с фальшивыми деньгами и привязывают дьяка к сундуку.
- Прощай, дядя, сиди на своих прибытках, - говорит ему Разин.
Встает солнце. Плывут струги, гребут с песнью русской, черемисской, чувашской освобожденные ссыльные и казаки» [6].
Возможно, что случай такой подмены мог быть в ходе восстания чуваш и других народов Среднего Поволжья. Второй отрывок из рассказа О.Д. Форша «Казанская помещица». «Михелъсон отогнал мятежников нынче, а на завтра что ждем? Пугачев перешел Волгу... — упавшим голо­сом кончал истомленный болезнью и горестью Панин. — Ведь вся западная сторона ему предалась. Крестьяне до единого... ино­верцы и новокрещенные избили пастырей, воеводы бежали из городов, дворяне — из поместий. Необходимей всего отметить, — повысил голос Панин, — чем имению берет людей Пугачев? Он обещает всем вольность...» [7].
По различным историческим источникам в ходе восстания, только на территории Чувашского края было убито более 100 священнослужителей. Фактически восставших можно назвать сторонниками языческих жрецов-йюмзей. Получается, что восстание имело антиправославную направленность.
В другом отрывке говорится: «Не ждал счастья, а завоевывал его чувашский народ, созре­вай в восстаниях и бунтах для решительной схватки.
Маршалы Красной Армии помнят отряды бойцов- чува­шей, громивших контрреволюцию на Восточном и Южном фронтах. В частях Красной Армии было много самоотверженных сы­нов чувашского народа.
Впрочем, когда со скоростью восемьдесят километров мчишь­ся по выхоленным чувашским дорогам, меньше всего думаешь об истории, — настолько ярка и содержательна жизнь одной из передовых советских республик.
Сегодня на территории в восемнадцать тысяч квадратных ки­лометров живет почти миллион чувашей.
Хлеб и леса — основное богатство республики. Но не зерно и не рощи корабельного леса прославили Чувашию в семье совет­ских республик. Слава ее — слава культурных и трудолюбивых хозяев, сумевших с редкой энергией вытащить Чувашию из гря­зи, нищеты и невежества.
Еще в 1924 году чувашский крестьянин, ковыряя землю де­довской сохой, снимал нищенский урожай в 4,9 центнера. Кол­хозная Чувашия утроила эту цифру и собирается учетверить... В республике сравнительно мало воды. Чувашия — возвышенное плато между Сурой и Волгой, где тысячи оврагов играют роль дренажных канав. К тему же и сюда долетает горячее дыхание заволжских суховеев.
Мчишься, сегодня на раскаленной дороге и вдруг сквозь ров­ное посапывание автомобиля начинаешь различать ритмичное и отрывистое чавканье машины. Посреди поля стоят бочки с во­дой и пожарная помпа. Восемь бронзовых мокрых парней бес­престанно качают воду, а среди пшеницы, с начищенным брандсбойтом в руках, ходит сильная и спокойная девушка. Щеки ее полыхают зноем, волосы выбились из-под платка, мокрая хол­щовая юбка прилипла к ногам. На небогатой земле, где отец и мать вымаливали милость у бога Пюлеха, молодая девушка от­стаивает от солнца будущий урожай.
Есть в Чувашии колхозные хозяйства, по сравнению с кото­рыми образцовые помещичьи фермы выглядели бы как курная изба перед каменным домом. В колхозе им. Сталина (Вурнарский район) электрифицированы даже коровники и конюшни. Здесь колхозники имеют собственные звуковое кино и печатную газету» [8].
В годы советской власти жизнь изменилась к лучшему:
- своя национальная автономия;
- свой герб, флаг, гимн;
- свои учебные заведения;
- свои чувашские книги и газеты;
- свой театр;
- своя интеллигенция;
- своя промышленность.
Автор в газете «Правда» за 1936 г. далее писал: «Глубоко символично, что именно чуваши — народ-пасынок Российской империи — теперь в советской стране одними из первых ввели всеобщее начальное обучение.
За короткий срок трудолюбивый чувашский народ вырастил свою интеллигенцию, подготовил более тысячи инженеров, аг­рономов, учителей с высшим образованием, писателей, музы­кантов, художников, скульпторов, певцов, композиторов.
Словарь чувашского народа за годы революции, строительства, коллективизации вырос вдвое. Создан свой литературный язык, своя драматургия, поэзия и проза, свои театры, свои кинокартины. В небольшой Чувашии выходят сорок газет, журналов и альманахов.
Всей Чувашии известен певец Федоров — человек острейшего слуха и бездонной памяти. Когда нужно было записать чувашские мелодии, Федоров спел пятьсот песен старой и современной Чувашии.
* * *
Чувашию еще нельзя назвать богатой республикой. Но время это не за горами. Это знает любой чувашин — председателя Совнаркома до пастуха.
Недаром, когда кто-нибудь вспоминает древнюю горькую поговорку о дележе счастья и неповоротливом чувашине, люди смеются.
- Ну, знаете, - говорят чувашские патриоты, - тот чувашин нарочно не спешил … Он знал, что сядет прямо в автомобиль» [8].
Следует отметить:
1. Мы на 30-40 гг. XX века среди советских писателей, которые были в Чувашии, не увидим статей по болгаро-чувашскому этногенезу. Как известно, в 30 г. XX в. сторонников таких дискуссий просто расстреляли.
2. Но вопреки всем перегибам 30-40 гг. XX века (сталинским репрессиям) народ чувашский  радовался, учился и работал, верил в свое хорошее будущее. Вряд ли он мог знать, что с конца XX-начала XXI века около 500 тысяч чуваш ассимилируется.
3. Вряд ли он в 30-40 гг. XX в. мог предугадать, что болгаро-чувашскую историю соседний «дружественный» татарский народ присвоит себе. Чуваш, по утверждению С. Х.Алишева, отнесут на задворки болгарской истории и «объявят финно-угорским племенем» [9].
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С. 131-132.
2. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. Извлечения из персидских сочинений / отв. ред. П.П. Иванов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – С. 178.
3. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014. – С. 134.
4. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв. / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – 159 с.
5. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв. / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 4.
6. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С. 279.
7. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С. 279.
8. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С. 282-283.
9. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв. / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 4.














Комментариев нет: