Распространение концепции древнеболгарской цивилизации в Интернете
Впервые в российской исторической науке понятие болгарская цивилизация в контексте Волжско-Камской Болгарии предложил русский профессор И.Н. Смирнов. Он написал 4 монографии и несколько десятков статей и книг, где говорится о влиянии болгарской цивилизации на цивилизацию Поволжья. Интерес к трудам этнографа и историка обусловлен для исследователей Среднего Поволжья тем, что И.Н. Смирнов обратил серьезное внимание на наследие болгарской (древнеболгарской) цивилизации.
В мае 2006 г . мы совместно с 4 кафедрами организовали международную научную конференцию к 150 летию И.Н. Смирнова (1856-1904 гг.) в г. Чебоксары (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, науч. рук. Г.И. Тафаев). Приехало около 40 ученых их Урало-Поволжского региона. Было опубликовано 7 сборников по материалам конференции.
В Интернете имеется статья Гибадуллиной Н. М-Н из Набережно-Челнинского филиала ИЭУиП (г. Казань). Статья имеет название «Историко- этнографическое наследие И.Н. Смирнова: тенденции и противоречия Российской финно-угристики на рубеже XIX-XX вв.»
Татарский исследователь отмечает, что этнография и историческая наука весьма уязвимы перед лицом господствующей в обществе идеологии и политики и в то же время сами оказывают определенное воздействие на формирование ведущих идей эпохи. В связи с этим представляют интерес исследования дореволюционного историка и этнографа, профессора Казанского университета И.Н. Смирнова (1856—1904), автора первых сводных трудов по истории и этнографии марийцев, мордвы, удмуртов, коми-пермяков. Будучи известным в свое время ведущим специалистом по этнографии восточных финно-угров, в советский период в силу идеологических причин казанский ученый оставался вне поля зрения науки. Историко-этнографическое наследие И.Н. Смирнова интересно для нас тем, что позволяет понять тенденции и противоречия, характерные для развития дореволюционной российской финно-угристики, которые, как и в наши дни, часто связаны с тем, что «мыслящие люди нередко структурируют доступные им факты, находясь под влиянием гипотез, тянущихся из корней западной цивилизации». (Жан Сервье)
Позиция Гибадуллиной:
· И.Н. Смирнов по отцу мариец;
· исследовал угро-финские народы;
· в исследованиях имеется противоречия;
· дана автобиография ученого.
|
В Интернете имеется презентация марийского ученого Ю.В. Пахонова посвященная 150 летию Ивана Николаевича Смирнова. В таблице автор изложил биографию ученого.
Вторая таблица названа «Вехи биографии».
· родился 7 (19) января 1856 г . в с. Арино.
· 1874 – 1878 гг. – студент историко-филологического факультета Казанского университета.
· 1878 г . – женился на дочери священника Александре Сергеевне Яснитской.
· 1881 г . – защита магистерской диссертации «Отношения Венеции к городским общинам Далмации с XII до половины XIV вв.».
· 1884 г . – утвержден профессором кафедры всеобщей истории Казанского университета.
· 1885 г . – защита докторской диссертации «Отношения Венеции к городским общинам Далмации. С 1358 по 1573 гг.».
· 1886 г . – орден Св. Станислава III степени.
· 1887 г . – получил чин статского советника (V).
· 1889 г . – издание первой монографии «Черемисы: Историко-этнографический очерк».
· 1896 г . – получил Уваровскую премию Академии Наук за книги по истории и этнографии финно-угорских народов Поволжья и Приуралья и орден Св. Анны III степени.
· 1899 г . – орден Св. Станислава II степени.
· умер 15 (28) мая 1904 г . в Казани.
Достаточно подробно расшифрована позиция И.Н. Смирнова по черемисам (марийцам).
· глава I. Очерк истории черемисской народности. С. 3‒65.
· глава II. Природа страны. Физические свойства черемисской народности. Внешний быт черемис: постройки, утварь, костюмы, пища. Занятия черемис. Увеселения. С.66‒96.
· глава III. История развития и современное состояние черемисской семьи. Брак. Элементы общественной организации. С.97‒116.
· глава IV. Идеи черемис относительно смерти и загробной жизни. Формы погребения. Поклонение умершим. Происхождение злых духов (кереметей) и культ их. С.117‒138.
· глава V. Религиозные верования и культ. С.139‒174.
· глава VI. Народное творчество черемис. Космогонические мифы. Исторические предания. Сказки. Песни. С.175‒188.
· глава VII. Обзор литературы о черемисах. С.189‒212.[3]
К сожалению, в материале Пахомова нет позиции И.Н. Смирнова о болгарской цивилизации. Мы, конечно понимаем позицию марийских и татарских исследователей. Марийский автор тянет одеяло на себя, а татарский исследователь в свою сторону.
Обратим внимание на периодизацию марийской истории:
Периодизация марийской истории по И.Н. Смирнову
· I период – дотатарский (до XIV в.) «ход заселения страны черемисами отразился в местных названиях».
· II период – эпоха подчинения татарам (XIV – XVI вв.) «Черемисы признали власть татар и вместе с ними в течение трех столетий боролись с надвигавшейся Русью. Может быть, кроме превосходства сил к татарам влекла черемис и некоторая культурная симпатия».
· III период – время пребывания под русским владычеством (со второй половины XVI в.) «Московское правительство стремилось воспитывать инородцев в спартанской простоте».
Следует заметить, что марийские исследователи стараются не говорить:
· о вхождении территории Черемиссии в состав Волжско-Камской Болгарии (Булгарии);
· о серьезном (500 летнем) влиянии на черемис древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации;
· о тюрко-болгарском этногенезе древних черемис.
Представлена (не полная) периодизация марийского народа (по И.Н. Смирнову):
· дотатарский (до 1236 г .). Мы считаем, что в этой хронологии надо видеть два этапа:
· доболгарский (до IX-X вв.);
· болгарско-марийский (Х-до 1236 г .).
Таким образом, мы можем предположить свою схему этапов:
1. Древнечеремисский-древнемарийский (доболгарский), до IX века;
2. Болгарский (древнеболгарский) или болгаро-марийский с Х –до 1236 г . –монголо-татарского разгрома Волжско-Камской Болгарии (древнеболгарской) цивилизации.
Для чувашской истории еще в 90 г . ХХ в. мною предложены этапы (эпохи):
1. Алтайская трансформационная эпоха;
2. Северо-Кавказская эпоха;
3. Волжско-Камская эпоха;
4. Ордынская эпоха;
5. Российская эпоха.
Болгаро-марийский этап входит, по моему мнению, в Волжско-Камскую эпоху древнечувашской цивилизации.
Волжско-Камская трансформационная эпоха древнеболгарской цивилизации.
Обратим внимание на позицию автора (Ю.В. Пахомова-до XIV века).
1. Период следует завершить 1236 г . или 1243 г . –образование Золотой Орды и вхождение Болгаро-Черемисских земель в данное государство.
2. Период эпоха (этап) подчинения татарам (XIV- XVI вв.). Мы отметили, что этап должен был хронологически начаться после 1243 г . (XIII в.). По документам и историческим сказаниям черемисские земли были оккупированы монголо-татарами в 30-40 гг. XIII века.
Позиция И.Н.Смирнова следующая:
· Черемися признали власть татар;
· Вместе с татарами (300 лет) они боролись с Русью (Россией);
· Превосходство сил. Надо помнить, что татарского населения в Казанском ханстве было до 30%;
· Черемис к татарам влекла «культурная симпатия».
Почему «симпатия»? Думаем, что-это нахождение Черемиссии (Черемисии) 500 лет в составе Волжско-Камской Болгарской цивилизации. Татары после болгарской холокосты многое переняли от болгар, а часть их ассимилировали. Следует помнить, что татары (казанские) проводили среди чуваш («худоболгар») и марийцев исламизацию и татаризацию (ассимиляцию).
3. Период- это пребывание Черемиссии под «русским владычеством».
Для Чувашии и Марий Эл с сер. XIV в. –это рубеж начала российской эпохи. Исследователь из Татарстана в журнале «Власть» за октябрь 2010 г . говорит об этнографической деятельности И.Н. Смирнова. Так, например, он отмечает, что в 1885 г ., вступив в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (в дальнейшем - ОАИЭ), он открыл для себя малоисследованный мир финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Так началось его подлинное увлечение, в котором он познал славу первого этнографа Поволжья. Собственно, этнографическая деятельность ученого началась с изучения Музея отечествоведения при ОАИЭ. И.Н. Смирнов отмечал, что музей, находясь в центре волжско-финнского мира, дает слишком малое представление о культуре этого мира из-за неполноты коллекций, случайного характера их собирания; что «без ясных представлений о современной культуре финских народностей края невозможны основательные археологические исследования, без коллекций, рисующих современный быт местных финнов, неясны коллекции, доставленные путем раскопок». Совместно с директором музея профессором Н.А. Фирсовым он убедил руководство университета в необходимости пополнения коллекций музея научно организованным путем. Итогом семилетней работы И.Н. Смирнова по изучению народов края, связанной с длительными экспедициями в каникулярное время по местам их проживания, кропотливым сбором материала в архивах, статистических комитетах, периодических изданиях, а также фольклора и предметов материальной культуры, стала публикация фундаментального двухтомного труда «Восточные финны», в который вошли четыре историко-этнографических очерка: «Черемисы», «Удмурты», «Пермяки» и «Мордва».[4]
Кроме перечисленных монографий исследователь издал и другие книги и статьих [5].
Татарский автор обращает внимание на противоречия (по её мнению), которые имеются в исследованиях И.Н. Смирнова:
1. В трудах ученого содержится не только богатейший этнографический материал с описанием одежды, жилища, посуды, украшений, предметов быта, но и его попытки опираясь на методы научно-исторического исследования, определить первоначальное расселение изучаемых народов, направление их миграций, отношения с соседними народами, их положение в составе русского государства. Основываясь на эмпирических исследованиях, И.Н. Смирнов создал собственную концепцию происхождения финно-угорских народов края, согласно которой они рассматривались как результат миксации арийской и монголоидной рас, на что указывали, по мнению ученого, многие их физические признаки.
2. Представления ученого об этногенезе финно-угров весьма противоречивы, поскольку, с одной стороны, он использовал в своих исследованиях такие прогрессивные методы, как, например, междисциплинарный и сравнительный подходы, а с другой стороны — оставался в плену эволюционистских предрассудков. Слабость эволюционистского подхода состояла в том, что современное состояние народов, считавшихся отсталыми, рассматривалось учеными того времени как неизменное явление, как образец древнейшего состояния. История таких народов воспринималась ими как застывшая и привязывалась, прежде всего, к природно-географическому фактору без учета других исторических факторов. Одна из ошибок И.Н Смирнова, как и у всех эволюционистов, — это неспособность объяснить качественные изменения в культуре и общественной жизни изучаемых народов. Это приводило к объяснению ученым всех сложных элементов их культуры лишь подражанием и заимствованием у татарского, русского и других народов.[6]
По мнению татарского исследователя:
· заимствования в культуре и языке у народов Среднего Поволжья произошли от русского народа;
· произошли от татарского народа.
Как видно из текста она не указывает заимствования из болгарского языка (чувашизмы – 1500 слов), культуры, религии, в музыке, орнаменте, одежде и т.д.
И. Н. Смирнова как этнографа особенно интересовали процессы межэтнического взаимодействия народов Поволжья. Этой проблеме он посвятил многие страницы в своих очерках и статьях. Основной тенденцией в этнических процессах, происходящих в Поволжье, он считал ассимиляцию русским народом финно-угорских народов края. Ученый утверждал, что ассимиляция имеет естественный характер и вызвана такими факторами, как длительное совместное проживание, совместная деятельность на заводах и фабриках, межнациональные браки. Решающую же роль при этом играло «обаяние русской культуры». Характерно, что, критикуя реальную практику использования государством и церковью насильственных мер в русификаторской политике, И.Н. Смирнов, тем не менее, отрицал наличие у них ассимиляторских целей. Исходя из своих наблюдений межэтнического взаимодействия в крае, ученый предсказывал окончательную ассимиляцию финно-угорских народов края уже в недалеком будущем.
Мы, конечно понимаем, что на мировоззрение И.Н. Смирнова влияли концепции Н.Я. Данилевского. Он утверждал еще в 80 г . XIX в. о том, что финские народы являются «этнографическим материалом» для русского историко-культурного типа, а тюрки несут разрушение.
Заполните таблицу «Земледелие Волжско-Камской Болгарии»
Отношение к земледелию | Система посева | Виды зерновых культур | Орудия труда для земледелия |
| | | |
Выводы
Для нас, марийцев, болгаро-чуваш, мордвы, коми, удмуртов исследования И.Н. Смирнова позволили лучше разобраться с исследованием классической древнеболгарской (Волжско-Камской) цивилизации. [7]. Недаром Гибадуллина завершает свое исследование словами: И.Н. Смирнов, хотя и следовал общепринятому дискурсу в отношении данных народов, однако не будет преувеличением сказать, что в своих очерках он заложил начало писаной истории марийцев, удмуртов, пермяков и мордвы, благодаря чему они впервые предстали как субъекты истории. В дальнейшем это позволило разрушить реакционные стереотипы в представлениях относительно не только их прошлого, но и, что важнее всего, их будущего.
Литература
1. Жан Сервье. Этнология. ‒ М., 2004. ‒ С. 114.
2. Петровский, Н.О. О трудах И.Н. Смирнова по славистике / /Ученые записки Казанского императорского университета 1904. кн. 9. ‒ С. 42.
3. Смирнов, И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. ‒ Казань: Типография Императорского университета, 1889. ‒ С. 212.
4. Власть. октябрь 2010. – С. 136.
5. Несколько слов о русском влиянии на инородцев Казанского края. ‒ Казань, 1887.
6. Обрусение инородцев и задачи обрусительной политики // Исторический вестник, 1892. № 3.
7. Восточные финны. ‒ Казань, 1893. Т. I.
8. Черемисы // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. ‒ СПб, 1902. Т. 39.
9. Доисторическое прошлое Поволжья // Поволжье. ‒ Нижний Новгород, 1903.
10. Финны // Книга для чтения по русской истории. ‒ М., 1910. Т.I.
11. Ламанский В.И. О трудах И.Н. Смирнова // Отчет императорского Русского географического общества за 1895 год. ‒ СПб., 1896.
12. Смирнов Иван Николаевич // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. ‒ СПб, 1900. Т. 60.
13. За 100 лет. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904). ‒ Казань, 1904. Ч.I.
14. Катанов Н. О трудах И.Н. Смирнова по этнографии инородцев Восточной России // Ученые записки Казанского университета. ‒ Казань, 1904. Кн.9.
15. Памяти профессора Ивана Николаевича Смирнова. ‒ Казань, 1904.
16. Пахомов Ю.В. Иван Николаевич Смирнов (1856-1904): историк, этнограф, общественный деятель. Дисс. … канд. ист. наук. ‒ М., 1994.
17. Айплатов Г.Н. Иван Николаевич Смирнов // Марий Эл: время, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат на 1994 год. ‒ Йошкар-Ола, 1993.
18. Попов Н.С., Сепеев Г.А. Первое монографическое исследование о марийцах // Марийский археографический вестник. ‒ Йошкар-Ола, 1999. Вып.9.
19. Степанов А.Ф., Степанов О.А. Из нашего исторического прошлого. ‒ Йошкар-Ола, 2000. Т.III.
20. http://yupakhomov.narod.ru/Smirnov.htm
21. Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сб. науч. ст. по матер. междун. научн. конф. Проблемы археологии и этнографии. // науч. рук. Г.И.Тафаев ‒ Чебоксары: ЧГПУ, 2006 .
Комментариев нет:
Отправить комментарий