Этноязыковая трансформация древнеболгарской цивилизации
При исследовании данной проблемы мы будем опираться на работы языковеда Н.Н. Поппе. В Чувашской национальной библиотеке сохранилось несколько работ выдающегося языковеда Востока. Мы используем две работы «О родственных отношениях чувашского и тюрко-татарских языков»[1], «Чуваши и их соседи»[2].
Николай Николаевич Поппе (1897-1991 гг.) для нас интересен тем, что активно исследовал истоки болгаро-чувашского языка. Для чувашских языковедов и историков интересна работа не только языковеда Н.Н. Поппе, но и татарского исследователя М.З. Закиева, который издал книгу «Происхождение тюрков и татар»[3]. Мы приведем несколько страниц из его дискуссионного исследования. В частности М.З. Закиев о борьбе булгаристов и татаристов пишет, что связать этническую историю татар с какой-то «незначительной Болгарией» принижает историческое значение татар, они выдвигают на первый план татаро-татарскую концепцию и стираются любыми доводами доказать монголо-татарское происхождение современных татар. Это якобы отвечает национальным интересам татар, ибо показывает татар хозяевами великой Золотой Орды, которые когда-то были в состоянии подчинить себе даже и русских, и кавказцев, и финно-угров, и других.
Исходя из такой «ура патриотической» установки, они объявляют вредными для истории Татарстана выводы этногенетических исследований и булгаро-татаристов, и булгаристов, которые утверждают, что современные татары не являются пришлыми монголо-татарами, что они в Урало-Поволжье и Западной Сибири имеют глубокие исторические корни. По мнению Д. Исхакова, до прихода монголо-татар в Урало-Поволжье не было настоящих тюркских предков татар, если не учесть булгар «величиной с булавочную головку», которых пришлые татары научили татарскому языку; М. Закиев, мол, напрасно старается представить Урало-Поволжье и Западную Сибирь исконной территорией татар. Об этом беспокоиться не нужно, отмечает он, ибо «по международным документам, коренными считаются те народы, которые жили на определенной территории перед началом колониальной эпохи в XV в. Как видим, цивилизованные общества не считают нужным проблему «исконности» спускать глубже этой даты — дело, видать, зряшное». Так наивно может рассуждать лишь человек, который никогда не занимался проблемами этнической истории. Ведь всем историкам древности ясно, что если даже имеется такой международный документ, то он не может рекомендовать заниматься проблемами исконности лишь неиндоевропейских народов. Индоевропейские историки давно (еще до рождения этого международного документа) установили, что исконной территорией этих народов являются не только Индия (родина санскрита) и Западная Европа, но и Восточная Европа, Центральная, Средняя, Передняя и Малая Азия.
По мнению этих ученых, если на этих территориях живут другие, неиндоевропейские народы (например, тюрки), то они все являются поздними пришельцами.
Такая точка зрения индоевропейских ученых и сейчас подкрепляется все «новыми и новыми» фактами. Так, обнаружив в древних захоронениях даже Алтая европеоидные черепа, некоторые историки заявляют, что на Алтае раньше, до прихода туда тюрков, жили индоевропейцы.
Индоевропейские историки, естественно, не хотят, чтобы какой-то неиндоевропейский (например, тюркский) ученый посмел высказать даже предположение о наличии на этих древних территориях индоевропейцев этнических следов неиндоевропейских народов (скажем, тюрков). По мнению Д. Исхакова получается, что какие-то нецивилизованные ученые из булгаро-татар зря обнаруживают в Урало-Поволжье этнические корни тюрков-татар, относящиеся к периоду до нашей эры, что изучение этнической истории современных татар можно ограничить периодом Золотой Орды — якобы «золотым» временем татар. Волжская Булгария, мол, на эту роль никогда не может претендовать. Если мы татарскую историю свяжем только с Золотой Ордой, тогда ее историю и «российская история не может «ассимилировать», так как русская история золотоордынского периода сама является всего лишь частью истории Улуса Джучи. Булгарскую историю, особенно, когда она напрямую выводится к Казанскому ханству (Казанское ханство как наследник Волжской Булгарии), российская история прекрасно «переваривает». Кроме того, если включить в татарскую историю и Булгарский период, то мы окажемся в состоянии постоянных противоречий с чувашскими историками.
При таком рассуждении Д. Исхакова налицо полная потеря целевой ориентации в изучении истории булгаро-татар и полное уклонение от объективности.
Во-первых, по его мнению, в историю современных татар булгарский период включать не стоит, ибо это якобы приведет к постоянным противоречиям с чувашскими историками. Кроме того, это не даст нам возможности гордиться величием татар, ибо Булгарское государство по сравнению с Золотой Ордой — страна «величиной с булавочную головку». Нам не раз приходилось доказывать, что нет большего вреда для нашей истории, чем противопоставление двух периодов: булгарского и золотоордынского, ведь они — звенья одной исторической цепи. Кроме того, представление Булгарского государства «величиной с булавочную головку» — это незнание его настоящей истории.
Во-вторых, Д. Исхаков убежден в том, что если мы историю современных татар свяжем не с Булгарией, а с Золотой Ордой, то выигрываем в том, что российская история становится частью истории Золотой Орды, и «автоматически» частью истории современных волжских татар, а если свяжем ее с Булгарией, то, наоборот, Булгарскую историю российская история легко проглотит («прекрасно переваривает»). Это — очередное непродуманное предположение автора. Ведь всем ясно, что русская история золотоордынского периода является признанной частью истории Улуса Джучи. Следовательно, к этому стремиться и не нужно.
В-третьих, автор приведенной цитаты в своих рассуждениях исходит из положения, гласящего, что современные волжские татары являются продолжением дальнейшего развития не булгар в широком смысле этого слова, а скорее всего ордынских татар, которые состояли из предков казахов, узбеков, булгар, башкир, ногайцев, финно-угров и т.д.
Татаро-татаристы характеризуются тем, что они вообще не различают значения этнонима татар. Поэтому в их статьях тщетно искать конкретное рассуждение, потомками каких татар являются современные татары. Такой же неконкретностью отличается и статья И. Измайлова «Как татары стали татарами», опубликованная в журнале «Казань» в 2000 году (№ 10).
Утверждение татаро-татаристов о происхождении современных татар от татар (но им неведомо от каких: от древних татар, монголо-татар, тартар, ордынских татар или тюрко-татар) нельзя считать объективным. Они просто повторяют предположения некоторых русских ученых и точку зрения миссионеров, которые преднамеренно пропагандировали татаро-татарскую концепцию. Секрет этого, по нашему мнению, правильно раскрыл Тамурбек Давлетшин. Он считал, что они называли население Казанского ханства сначала новыми булгарами, затем казанцами, а впоследствии — татарами «... по всей вероятности, также и в пропагандистских целях, чтобы поднять ненависть в народе к военному противнику. Вместе с названием татар, разумеется, были перенесены на население Казанского ханства и те порочащие сведения, которые были распространены в России, а через русских также и на Западе, о татаро-монголах».
К чему может привести необъективное этногенетическое построение татаро-татаристов? Итак, в истории изучения этногенеза современных татар (т.е. булгаро-татар, не включая сюда крымских и добруджинских — по старой терминологии: буджакских — татар) различаются три концепции: булгаристов, булгаро-татаристов и татаро-татаристов (с другой стороны, булгаро-чувашистов). М.З.Закиев далее отмечает:
1. Булгаристы признают адекватной концепцию булгарского происхождения современных татар, считают неправомерным «навязывание» булгарам в широком смысле этого слова этнонима татар, призывают население записываться не татарами, а булгарами, что приводит к некоторому сокращению количества татар. Булгаристы выступают сторонниками изучения глубоких исторических корней булгар с привлечением всех имеющихся древних источников на всех языках. В этом с ними солидарны булгаристы дунайских болгар, которые в отличие от наших булгаристов не интересуются современным этнонимом булгаро-татар.
2. Сторонники булгаро-татарской концепции, как и булгаристы, признают адекватной концепцию булгарского происхождения современных татар, но в отличие от вторых считают, что этноним татар играл консолидирующую роль в период образования нации. Поэтому они не отказываются от этнонима татар, для отличия их от других татар, особенно от монголо-татар, применяют конкретизированный этноним булгаро-татары. Все ведущие татарские историки были сторонниками булгаро-татарской концепции, проводили объективные этногенетические исследования. Читая их труды, татары понимали, что они не являются потомками ни древних татар, ни тартар, ни ордынских татар, ни тюрко-татар, поэтому этноним татар понимали в смысле булгаро-татар, и объясняли это представителям других народов.
3. Не различая истории этноса булгаро-татар от истории этнонима татар, сторонники татаро-татарской (или булгаро-чувашской) концепции, исходя из необъективного этногенетического построения, пытались и пытаются доказать, что современные булгаро-татары являются потомками монголо-татар или ордынских татар. Такая точка зрения была сначала сформулирована некоторыми русскими и западноевропейскими историками и миссионерами. Лишь в последнем десятилетии XX в. появились свои татарские татаро-татаристы, идентифицирующие булгаро-татар с монголо-татарами, в состав которых они ошибочно включали и древних татар, и тартар, и ордынских татар, и тюрко-татар. По их мнению, татаро-татарская концепция больше отвечает национальным интересам современных татар, предсталяет их великим народом, создавшим великую империю Джучиева Улуса (Золотой Орды).
Всем ясно, что любое завоевание чужих территорий рано или поздно осуждается историей. К монголо-татарским завоеваниям установилось такое же осуждающее отношение. Поэтому из-за идентификации современных татар с монголо-татарами имидж этнонима татар весьма незавидный. Это приводит к тому, что татары, особенно молодые, проживающие вне Татарстана, проявляют к этнониму татар негативное отношение, выражают желание называть себя не общим принятым извне этнонимом татар, а своим прежним собственным этнонимом, скажем, мишар, булгар, крашен (крещеный) или в лучшем случае конкретизированным местным этнонимом вроде себер татары (сибирские татары), астерхан татары (астраханские татары), нижгар татары (нижегородский татары), пенза татары (пензенские татары) и т.д. Иногда наблюдаются случаи узаконить эти собственные этнонимы через соответствующие органы в Москве. Ясно, что такое явление может привести к количественному уменьшению булгаро-татар. Из-за низкого имиджа этнонима татар среди населения такой процесс уже идет. По неофициальным подсчетам местных татарских обществ, в Казахстане скрывают свое татарское происхождение более 150 тыс. татар, в Узбекистане — более 300 тыс., в Киргизии, Азербайджане, на Украине, в России их также очень много. В будущем среди татарской молодежи таковых будет еще больше, ибо сторонники татаро-татаристов, особенно доморощенные, под названием «новой концепции» усиленно пропагандируют идею идентичности булгаро-татар с монголо-татарами, что может привести к резкому сокращению общего количества булгаро-татар.
Если мы хотим поднять имидж этнонима татары, должны раскрыть перед народом все его значения, объективно изложить, что есть древние татары, монголо-татары, тартары, ордынские татары, тюрко-татары, булгаро-татары, крымские татары, добруджинские татары; у нас для внешнего общения слово татары необходимо применять с определением как булгаро-татары.
Необъективное этногенетическое построение татаро-татаристов отвлекает татарских историков от изучения настоящей истории булгаро-татар, которые как и другие завоеванные народы: русские, узбеки, казахи, башкиры и др. в период Золотой Орды вели освободительную борьбу, за что постоянно испытывали действия карательных экспедиций чингизидов. Не зря при Золотой Орде была разрушена и уничтожена столица Булгарского государства. Татаро-татаристы намерены создать историю Золотой Орды как свою. Всем разумным историкам ясно, ее история может быть написана объективно лишь совместными усилиями специалистов всех тех народов, предки которых оказались под властью золотоордынских чингизидов.
К сожалению, неправомерная идентификация современных булгаро-татар с монголо-татарами имеет место и в современной российской историографии, о чем свидетельствует, например, новая книга В.В. Похлебкина «Татары и Русь. 300 лет отношений. 1238—1598», изданная в Москве в 2000 году.
В.В. Похлебкин современных татар и татар конца XVI в. считает непосредственными потомками монголо-татар. Русско-татарские отношения начались внезапно, пишет он, с агрессии монголо-татаро-кыпчакских Орд против Руси (и других стран Восточной Европы) в 20—30-х годах XIII в. Народ потерпел разорение и многие лишения за 360 лет.
Далее продолжает: «Спустя 150 лет непрерывного и нарастающего владычества над Русью татары-победители неожиданно сами стали жертвой еще более сильного агрессора, чем они, подверглись завоевательным нашествиям Тамерлана. Золотая Орда ослабела, стала приходить в упадок.
Этим немедленно воспользовались русские, хорошо усвоившие за 150 лет один несложный внешнеполитический урок: побеждает в международных столкновениях всегда сила, а не справедливость. Победителей не судят, им не предъявляют претензий, даже когда они творят жестокости, их не упрекают ни в каких грехах. Их слушаются и с ними соглашаются. Слабых же, отсталых и зависимых бьют. Поэтому раз бывший победитель ослабел и уже не может отстоять свое привилегированное положение, надо бить и добивать его. И чем быстрее, чем безжалостнее, тем лучше... Отсюда возникли непрерывность и последовательность этого наступательного процесса, стремление довести его до полного уничтожения противника, до полной ликвидации татарской государственности». Всем ясно, что здесь имеется в виду государственность Республики Татарстан. Если бы В.В. Похлебкин знал, что современные татары — это не монголо-татары, то рассуждал бы иначе, напомнил бы и о том, что от монголо-татарской агрессии пострадали и предки современных татар, т.е. булгары, которые как и русские вели освободительную борьбу против монголо-татар – отмечает татарский языковед.
Подводя итоги, следует отметить, что выдвинутая татаро-татаристами концепция о происхождении современных татар от монголо-татарских завоевателей, или в лучшем случае от татарской части населения Кимакского государства противоречит установившейся в тюркологии и поддержанной большинством татарских этнологов булгаро-татарской концепции.
Татаро-татарская концепция ничего общего не имеет также с национальными интересами народа, ждущего от историков и этнологов правдивого описания его этногенетических корней. Приняв эту концепцию, мы оказались бы в ложном положении и в праздновании 1000-летия Казани. В этом случае нам пришлось бы утверждать, будто город Казань был основан в булгарский период, чувашеязычными булгарами, а не предками татар.
Следует заметить, что М.З.Закиев по поводу основания г. Казань болгарами (носителями чувашского R-языка) не далек от истины. Чувашско-болгарские исторические легенды доказывают, что основателями гг. Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Веда Сувар, Казань и других городов Волжско-Камской Болгарии были «чувашеязычные болгары». Таким образом, болгары были носителями болгаро-чувашского типа R-языка.
Не будет никакой пользы для татарской истории и от того, что вслед за Лябибом Караном и татаро-татаристами мы начнем называть татарскими и Гуннское, и Тюркское, и Хазарское, и Булгарское государства. Такой анахронизм в применении слова татар или татарский может привести к негативному отношению к татарским ученым со стороны других тюркоязычных народов. Ведь узбеки, казахи, киргизы, азербайджанцы, башкиры и др. свои этнические корни также связывают с общетюркским периодом, но этот период не называют ни узбекским, ни казахским, ни азербайджанским и т.д. Как бы мы восприняли узбекскую историю, если бы узбекские авторы и Гуннское государство, и Тюркский каганат, и Хазарское государство и Золотую Орду называли «узбекскими национальными государствами». Наступила бы перебранка между историками тюркоязычных народов.
Как известно языковеды мира достаточно давно доказали, что в гуннской империи Аттилы, разговорным языком был болгаро (гуннский) – чувашский тип языка (R-язык). В Тюркском каганате, основным языком был огузо-кыпчатский (Z-язык). В Хазарском каганате, Великой Болгарии, Волжско-Камской Болгарии государственным языком был болгаро-чувашский тип языка.
М.З.Закиев о борьбе в Татарстане пишет, что татаро-татаристы начали борьбу за то, чтобы в учебниках русской истории не ругали монголо-татарское завоевание, показали его положительным явлением. Конечно, нехорошо особо ругать один из периодов своей истории, но если быть откровенным, то монголо-татарское завоевание оставило булгар без независимого государства.
13 апреля 2011 г . в г. Чебоксары прошел научный семинар «Волжская Болгария (Булгария): этнокультурная ситуация и общественное развитие» где выступил д.ист.наук, профессор Г.М.Давлетшин (г.Казань) в своем докладе он отметил следующее:
1. Генеалогические корни духовной культурь населения Волжской Булгарии были глубокие и разносторонние.
От древнетюркского и протоболгарского периодов болгары унаследовали древнетюркский монотеизм — поклонение богу Пер (Единственный) Тенгри и связанное с ним почитание неба, солнца, молнии, а также животных — волка, собаки, коня, барана и т.д.
Понятно, что тенгрианство существовало в синкретизме с более древними верованиями, культовыми традициями, присущими другим племенам и народностям. Мы допускаем влияние на болгарское тенгрианство зороастризма, иудаизма и т.д., но этот вопрос пока ждет своего исследователя. Следует отметить, что приведенные некоторыми учеными примеры в пользу влияния зороастризма на болгарское язычество являются неудачными.
К генеалогическим сюжетам относятся бронзовые статуэтки («уродцы»), «рогатые барсы», височные кольца, отражающие космогонические представления и т.д.
Немало фактов и сюжетов мы наблюдаем в хазарском наследии. Не зря еще В.В. Бартольд отметил о том, что «...к болгарам перешло, если не во всей Восточной Европейской равнине, то в бассейне Волги наследие хазар». Это, естественно, относится и к духовному наследию (верования, тенгрианизм, мировоззрение, веротерпимость, устное народное творчество, космогонические воззрения, руническая письменность, традиции ислама, метрологии, календаря, географические, исторические представления, городской, товарно-весовой, монетной культуры, культурно-технические новшества, архитектурная математика и т.д.).
Таким образом, истоки культуры населения Волжской Булгарии имеют глубокие и разные этнокультурные истоки.
Волжская Булгария складывалась как государство полиэтничное и поликонфессиональное. Этническим составляющем в раннебулгарском периоде были и древние угорские племена - носители неволинской и поломской (чепецкой) археологических культур, предки которых пришли на Каму из-за Урала еще в эпоху Великого переселения народов.
Угорский компонент в этнокультуре в формировании волжских булгар был одним из основных. Хотя волжские булгары были в основном тюрками, в их этнокультуре немало и угорских черт. Таким образом, образуется большая (по территории распространения и численности населения) культура, относящаяся к хазарам, болгарам, буртасам, угро-венграм (гунор-могор).
Каждое из этих племен имело свой язык, свои верования и свое мировоззрение, отразившиеся в погребальных памятниках на территории ранней Волжской Булгарии. Обычно считается, что основой болгарской мифологии и верований было тенгрианство, унаследованное от древнетюркского и протоболгарского времени. Однако эти верования значительно отличались от центральноазиатского тенгрианства и осложнены влиянием различных племенных религий.
Накануне распространения ислама среди болгарских племен существовало язычество. Особенности социально-экономического и этнокультурного развития раннеболгарского общества VIII-IX вв. обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения. Но язычество у древнетюркских народов, в том числе и у болгар, имело свои особенности. Еще до прихода на Волгу болгары унаследовали от своих древнетюркских предков так называемый языческий монотеизм.
Племена с разными этнокультурными истоками были объединены военно-политической гегемонией ранних булгар. Разная ментальность подвластных племен требовала наличия какого-то цементирующего начала. Такой идеологией стал ислам.
Волжская Болгария еще с X в. превращается в один из важных торговых пунктов на пути Волга-Балтика, которая соединяла Среднюю Азию, Иран и весь арабский Восток, Русь, Прибалтику, Скандинавию и Центральную Европу.
Основное направление внешних отношений у булгар еще до распространения ислама был мусульманский Восток.
К началу проникновения ислама в Волжскую Болгарию ее население придерживалось языческого монотеизма. Это обстоятельство, на наш взгляд, в значительной степени облегчило распространение среди болгар ислама.
Естественно, древнетюркский Тенгре и привнесенный извне Аллах вошли в определенный конфликт в сознании населения, который в конечном итоге разрешился своеобразным компромиссом. Тенгре стал синонимом Аллаха. Его имя встречается на болгарских мусульманских надгробных эпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают эти камни.
Исламско-языческий синкретизм, вернее, синкретизм мусульманской и традиционно-народной культуры в Волжской Болгарии проявляется во многих явлениях.
Как бы то ни было, после принятия ислама коренные перемены социально-политических структур привели к кардинальным изменениям в сфере идеологии и культуры. Сложилась качественно новая, мусульманизированная культура. Когда мы говорим о распространения ислама в Волжской Булгарии, то имеем в виду, главным образом, степень исламизации булгарского общества в целом. Социально-экономический строй, тесные торгово-экономические, политические, культурные связи с мусульманскими центрами, архитектура, одежда, нравы, обычаи, система просвещения, наука, художественная литература, метрология и система счета, календарь и т. д. овеяны мусульманской традицией. Ислам стал идеологической основой сближения культуры болгар с культурой народов Востока.
Правда, в золотоордынский период в Болгарию проникают от других, особенно от кочевых народов, языческие явления. Это отражается и в археологических материалах. Однако она была одним из мусульманских центров Золотой Орды. Первые мечети Золотой Орды были построены именно в Болгарах. Г.А.Федоров-Давыдов приводит такой пример, говорящий о том, насколько силен был ислам в Болгареe: «В городах Золотой Орды отклонения от норм ислама, в частности в погребальном обряде, были сильнее, чем в Волжской Болгарии, но примерно такими же, как в Хорезме».
Духовное наследие сохранилось в традиционной культуре всех народов Волго-Уральского региона. Но в разных областях ее по-разному. Представления и обряды, связанные с молнией и громом, «древом жизни», возникновение и строение мироздания; представления о времени и пространстве, синкретизм мусульманской и традиционной культуры и т.д.
Таким образом, в духовной культуре булгар всецело отражаются этнокультурные аспекты. Они не только противоречат, но и дополняют данные археологии и истории.
Продолжим разбор позиции М.З.Закиева, следовательно, нельзя сказать, что изучение этногенеза татар уже завершено. Необходимо продолжать подготовку кадров по этим проблемам, поставить новые основательные этногенетические исследования. Если эта наша работа послужит началом таких исследований, то мы будем считать, что цель достигнута[4].
Конечно, можно жестко критиковать М.З. Закиева по многим проблемам, которые он в монографии пытался раскрыть (Так поступил В.Д. Димитриев). Мы думаем, что читатель осмыслено подойдет к данной проблеме. Поэтому я предлагаю ознакомиться с его заключением, где языковед сотни раз пишет, что чуваши-веда или финское племя. Обратим внимание на заключение, которое нам предлагает М.З. Закиев.
В названии второй части книги обращает на себя внимание этноним булгаро-татары, где слово татары конкретизируется определением булгар. Название татары настолько многозначно, что применение его без определений часто приводит к историческим путаницам и недоразумениям. Есть крымские татары, добруджинские татары и булгаро-татары. Этноним татар без определения, т.е. без конкретизации, можно применять лишь среди этих татар или в том случае, когда из контекста ясно, о каких татарах идет речь. Кроме того, в историческом плане есть: 1) древние татары, защищаясь от которых, китайцы еще до н.э. начали возводить великую китайскую стену. Они, по-видимому, зафиксированы позднее в рунических памятниках и среди части кимаков и кыпчаков; 2) монголо-татары — разноязычные воины чингизидов, завоеватели многих стран Евразии; 3) татары (тартары) в понимании средневековых европейцев — все население четырех улусов чингизидов: Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи; 4) татары в понимании русских XIII— XVI вв. — все население Джучиева Улуса — Золотой Орды, включая и население земель до Тихого океана. Семантика слова татары в данном случае — «восточные нерусские», отсюда и название Татарского пролива; этих татар называют ордынскими татарами; 5) татары в понимании русских VII—XIX вв. — это все тюрки-мусульмане; их по-другому называли турецко-татарские народы. Такая многозначность этнонима татары, в свою очередь, требует конкретизацию объекта этногенетического исследования — современной татарской нации — соответствующим определением.
Во второй части книги речь идет о проблемах происхождения булгаро-татар, которые в России после русских являются вторыми по численности.
Первая глава посвящена изложению истории изучения этногенеза булгаро-татар. Первая попытка определения этнической принадлежности татар и булгар была сделана Махмудом Кашгарлы в XI в. Он считает татар тюркоязычным народом и указывает, что они жили рядом с киргизами, которые расположены рядом с китайцами. Булгары, по его мнению, родственные и близкие суварам, были также обычнотюрко-язычными без признаков ротацизма и жили рядом с печенегами, расположенными рядом с Византией.
Дальнейшая попытка изучения этногенеза татар принадлежит индоевропейцам, которые интересовались населением всех четырех улусов (империй) чингизидов: Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи. Население этих обширных территорий в Европе получает название тартар (т.е. люди из Ада), их представляют в основном монголами, некоторые на этнический признак вообще не обращают внимания.
В России первыми этногенетическими исследованиями татар, т.е. нерусских народов, занимаются также иностранцы, которые начинают различать, что татары — народ разноязычный.
Русские ученые А.Лызлов, В.Н.Татищев и П.И. Рычков в этническом отношении татар понимают в смысле всех тюрков; считают, что этноним татар по объему значения напоминает слово скиф — общее название также многих народов.
Дальнейшее изучение этногенеза татар в узком смысле приводит к зарождению различных концепций их происхождения.
Первой появилась дилетантская татаро-татарская концепция. Авторы ее, исходя из того, что этноним татар общий и для казанских, и для монголо-татар, современных казанских татар считали непосредственными потомками монголо-татар.
Путешественники и историки очень быстро разобрались в том, что казанские татары — потомки не монголо-татар, а булгар в широком смысле этого слова. Так зародилась булгаро-татарская концепция в изучении этногенеза современных татар, которая считается соответствующей действительности.
Из сообщений арабских путешественников о тюркоязыч-ных маджгарах, по-видимому, Северного Кавказа некоторые ученые сделали вывод о том, что эти маджгары якобы жили в регионе Среднего Поволжья и были венграми (по их мнению, арабские путешественники ошибались, определяя их тюркоязычными), основной состав которых в IX в. ушел в Паннонию, а из оставшейся части венгров под влиянием пришлых тюрков якобы формировались татары-мишары и башкиры.
Во II половине XIX в. миссионеры преднамеренно считали булгар чувашеязычными. Часть представителей русской и иностранной тюркологии поддерживали это мнение. В учебниках истории, в научных исследованиях казанские татары представлялись как прямые потомки то древних татар, то монголо-татар, то тартар, то ордынских татар.
В последние годы, как ни странно, и среди татарских историков появились сторонники татаро-татарской концепции, которые начали просить русских историков не критиковать монголо-татар, ибо якобы их агрессия была положительным явлением в истории. В этом духе выступает ныне и часть русских историков, по традиции продолжая идентифицировать булгаро-татар с монголо-татарами, с ордынскими татарами.
Во второй главе речь идет о предках булгаро-татар. Как известно, в семантику этнонима булгаро-татары включается булгарский народ двух периодов его развития: как периода ношения им этнонима булгар, так и — этнонима татар.
Булгарский народ формировался не путем размножения одного булгарского племени, а путем консолидации различных местных и в какой-то степени пришлых тюркских и тюркизированных племен в составе Волжско-Булгарского государства в IX—X вв. н.э., т.е. путем консолидации их предков, в том числе самых ранних собственно булгарских племен.
В состав булгарского народа в качестве его предков вошли части известных в истории тюркских племен субаров, кума-нов, хуарасов (суар+ас, позже: хорезмийцев), хуннов (сюнов), берсулы, скл (съкълъ > съкъдъ > скифов), пардов (парфян), кусанов (кашанов/касанов/казанов), усуней, авар (ауар), алан-асов, буртасов, остяк (иштяк), суасов, вед, биляров (биаров/байларов), башкир, мишарей (маджгар), кушанов-сарыманов, бесермян др.
Наша попытка определения этнического состава племен археологических культур регионов формирования булгаро-татар показала, что тюркоязычные их предки жили в этих регионах задолго до н.э.
Закиев достаточно подробно пишет о чувашах в третьей главе «Лингвоэтнические особенности волжских булгар», в которой подвергаются анализу все те «данные», которые легли в основу булгаро-чувашской концепции. В результате им выясняется, что булгаро-чувашская концепция не соответствует действительности.
Он считает, что чуваши — потомки прежних финно-угроязычных вед; формировались в процессе тесного общения и консолидации вед с тюркоязычными суасами, в результате смешения финно-угорского и тюркского языков перевес оказался на стороне тюркского строя, закрепился и тюркский этноним суас-чуваш.
Не вошедшая в состав чувашей часть тюркоязычных суасов принимала участие в образовании булгаро-татар. Поэтому непосредственные соседи чувашей и булгаро-татар — марийцы до сих пор, по древней традиции, булгаро-татар называют суасами, а чувашей — словом суасла мари, т.е. «марийцы по-суасски».
На научном семинаре «Волжская Болгария…» Ф.С.Хакимзянов отметил, что «болгары кипчикизировались еще на Северном Кавказе». История показывает:
1. Болгары и сувары появились на Северном Кавказе в конце II – начале III вв.;
2. Кыпчаки (кипчаки) появились в Европейской части в XI веке. Говорить о кыпчикизации (кипчикизации) болгар и сувар на Северном Кавказе политический заказ;
3. Болгары, сувары, гунны, хазары говорили на болгаро-чувашском типе языка (R-языке);
4. Кыпчаки и татары говорили на огузо-кыпчатском диалекте тюркского языка (Z-языке).
Татарский языковед считает, что с точки зрения определения этнического развития булгаро-татар описывается процесс появления и распада татарских государств, причины потери булгаро-татарами своей государственности.
Особое место в четвертой главе занимает изложение сложных проблем в стремлении булгаро-татар к созданию своего государства. Здесь дано краткое описание борьбы булгаро-татар за выживание в условиях царской России, процесса приобретения татарами в 1920 г . государственности в результате революции 1917 года, а также борьбы за государственный суверенитет Татарстана, за возрождение, сохранение и развитие булгаро-татарской нации.
Все изложенное во второй части книги дает основание заключить, что булгаро-татары формировались на основе консолидации местных тюркских и тюркоязычных племен, очень быстро ассимилируя незначительные пришлые из других регионов элементы. Поэтому мы можем уверенно сказать, что булгаро-татары как этнос аборигенны, а их современный этноним татары является поздним заимствованием[5].
Литература
1. Поппе Н.Н. О родственных отношениях чувашского и тюрко-татарских языков / Н.Н. Поппе – Чебоксары, 1925. ‒ 33 с.
2. Поппе Н.Н. Чуваши и их соседи / Н.Н. Поппе ‒ Чебоксары, 1927. ‒ 32 с.
3. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар / М.З. Закиев ‒ М., 2003. ‒ 496 с.
4. Закиев М.З. Там же . ‒ С. 257‒264.
5. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар / М.З. Закиев ‒ М., 2003. ‒ С. 441‒445.
Комментариев нет:
Отправить комментарий