26 июня 2011


Интернет- ресурсы расширяют горизонты изучения истории древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации.


Русский профессор И.Н. Смирнов (1856- 1904 гг.) первый в Российской Империи и в мире предложил научное понятие болгарская цивилизации по отношению к истории Волжско-Камской Болгарии (IX- 1236 г.). Историки Чувашии (В. Димитриев, Г.И. Тафаев, языковед Н.Н. Поппе) активно используют исследования Ивана Николаевича Смирнова. В конце ХХ- начале ХХI вв. Г.И. Тафаев осмысливая теорию «болгарской цивилизации» продолжил разработку теории И.Н. Смирнова:
·     Болгарская цивилизация;
·     Цивилизации Поволжья;
·     Чуваши наследники болгарской цивилизации.
Н.В. Никольский в «Очерках истории чувашской народности» (с. 40) отмечал, что чуваши - народ тюркского племени. Впервые с этим именем нация появляется в 16 в. (1524 г.). До этого времени нация существует под другим наименованием (1521 г.).
Вопрос о древнем наименовании чуваш интересовал многих этнографов. В результате явилось три теории происхождения чуваш.
Г-жа Фукс считается основательницей теории хазарского происхождения чуваш. Не встретив в летописи упоминания чуваш, она заключила, что они в древности существовали с именем  хазар. Никаких данных в пользу своей  теорий г-жа Фукс не приводит.  Не  могли привести их и другие эт­нографы. Поэтому теория пала. На развалинах ее возникла буртасская, благодаря этнографу Сбоеву.
Слово «буртасы», по Сбоеву, напоминает чувашское слово «пуранас». Как из «пуранас» могло получиться «буртасы», Сбоев не говорит, да и лингвистика отказывается от подобных превращений. Земледелие чуваш и древних буртас так же мало говорит о тожестве этих народностей, как например, торговля о тожестве евреев с татарами.
Как неосновательная эта теория отвергнута. Благодаря Н. И. Ильминскому,  В.В. Радлову, А.А. Кунику и Н. И. Ашмарину  появляется новая теория о болгарском происхождении чуваш. На болгарских памятниках многие слова отдаются  чувашизмами.  Болгарские числительные и чувашские числительные тожественные. Болгарские имена и чувашские   тоже. Название рек, озер- тоже. Щерпет (напиток у булгар) и Щерпет, упоминаемые в языческой молитва чуваш.
Религиозные предания современных чуваш также говорят в пользу теории. Тура тала — Всевышний Бог у болгар и чуваш. Атам тура, пихампар и др.
Внешние знаки религиозного почтения у чуваш и почтение к верховной власти.
Если болгары и чуваши тожественны, то прошлая история чуваш тако­ва. Первоначально они вместе с другими тюрками обитали в Азии. В IV в. часть их поселилась около Кубани, часть в нынешней Крыму и по Дунаю.
Теснимая аварами и другими народностями, часть чуваш направилась к с.-в. В Волжско-Камском бассейне основывается болгарское государство. Столицей служат Болгары. Вместо писанных законов управляется по обычному праву.
Во главе государства стоит хан. При Алмасе [Алмуше] (923г.) болгар­ское государство принимает мусульманство (922 г.).
Прежнее язычество уступает место исламу. Христианство тоже существует в болгарах. Бывали случаи обращения (мученик Авраамий Болгар­ский, муч. Феодор). У мусульман были школы. Из болгар явились ученые математики, астрономы и медики.
В 1236 году болгарское государство было уничтожено татарскими монголами.
Новые хозяева края были язычники. От побежденных они перенимают религию мусульманскую и, как все вообще прозелиты, стараются распро­стрешь ее среди подвластных. Непокорные должны были уступить силе. Господствующей религией делается ислам, язычество — терпимой, а хри­стианство — гонимой религией.
Позиция профессора Н.В. Никольского:
·                        Религиозные предания современных чуваш также говорят в пользу теории о болгарском происхождение чуваш;
·                        Болгары и чуваши тожественны;
·                        В 1236 г. болгарское государство было уничтожено татарами.
       Сложная ситуация была у чуваш в условиях Казанского ханства (с. 41). Чувашская масса жила в это и последующее время поселками около укрепленных мест. Занимались чуваши, главным образом, земледелием; славились своим судоходством и искусством в стрельбе. Быт у них был родовой, остатки которого сохранились и в настоящее время. У них существо­вали «черные люди», т.е. землепашцы, мурзы и князья; делились они на десятки и сотни, во главе которых стояли «десятные и сотные князья»; упоминаются у чуваш еще «сотные казаки». Арская земля имела своих особых князей. По отношению к татарам-мухаммеданам казаки, как и все чуваши, обязаны были вносить дань и оброк и служили стрелками в пехотном войске. В религиозном отношении чувашская масса была языческою; чуваши признавали добрых и злых духов; приносили им жертвы. По-видимиму, ислам среди чуваш имел сторонников. Имена некоторых чувашских представителей (Магомет), которые от всей горной стороны били челом Грозному (1551 г.), свидетельствуют, что магометанская религия между ними имела своих последователей. В 1508 г. казанский царь «со все­ми своими князьями, мурзами», со множеством народа, поселился в поле около Казани; это было во время мусульманского праздника, на который приходили и чуваши. По мнению Г.И. Перетятковича, влиянию ислама следует приписать обычай чуваш праздновать пятницу, вместо воскресенья.
В общественной и политической жизни Казанского царства чуваши играют не последнюю роль.
Казань была центром всех наиболее видных влияний в крае. Здесь было сосредоточено большинство владетельных особ от всех общественных со­юзов края. Князья, мурзы и др. от чуваш, черемис [марийцев] и пр. входи­ли в состав существующих политических партий ногайской, крымской и московской. Чуваши, по-видимому, более примыкали к московской партии, желавшей московских ставленников на царском престоле Казани. Да и масса чувашская более симпатизировав Москве, чем ногаям или крымцам. По словам князя Курбского, чуваши доставляли провиант войску Иоанна Грозного, шедшему под Казань в 1551 г. Арские чуваши явились в самую Казань с оружием в руках и кричали: «Отчего не бить челом государю», т.е. московскому царю. Во время войны русских с казанцами горные чуваши держали сторону русских и даже бились с казанцами.
2 октября 1552 года Казань, а с нею и все царство Казанское утрачивает свою самостоятельность, становится русской провинцией. С этого вре­мени начинается русская история чуваш.
Родовитые князья, мурзы, тарханы чуваш больше уже не имеют прежних юридических прав. Если они и привлекаются на службу в прежних местах, то не иначе, как под ближайшим контролем служилых русской крови. Московское правительство смотрит на землю чуваш и др. народностей как на свою собственную, государеву; землей  и доходами с нее можно было пользоваться, как «милостью», по «пожалованию» из Москвы. Некоторые чуваши, жившие в районе современного Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, получили большую площадь земли за свои услуги Мос­ковии. Впоследствии к подобным чувашам прибавляется еще несколько фамилий за военные услуги. Простая масса платит в московскую казни в прежнем размере, «якоже и прежним казанским царям», приблизительно по 1/2 полтине со двора. Кроме того, чуваши и другие народности были обязаны доставить Москве хлеб, пушнину (бобровые, лисьи, куньи меха). Впоследствии вместо денег чувашам было дозволено вносить медом. Помимо податей, чуваши должны были нести «государеву службу».
В войнах Грозного с Ливонией в полках московских имелись и чуваши. В войске царя Василия Ивановича Шуйского, осаждавшем Тулу (1607 г.) находились также чуваши и черемисы. В ополчении русской земли, собравшемся (1611 г.) для избавления Москвы от поляков, находились, кроме русских, мурзы, служилые новокрещены, татары, чуваши, черемисы, вотяки (удмурты) и всякие люди Казанского  царства.
1.  Как видно из текста Николай Васильевич Никольский не использовал понятие «болгарская цивилизация» думает, что он знал работы И.Н. Смирнова, но термин не использовал.
2.  Никольский не отрицает болгарское происхождение чуваш. Он пишет «болгары и чуваши тождественны».
Большой акцент в своих исследованиях на Волжско-Камскую Болгарию делал М.П. Петров. Один из известных чувашских историков и этнографов. [1].
Профессор В.Д. Димитриев исследуя наследие М.П. Петрова (Тинехпи) говорит, что М.П. Петров в своих публикациях также высказывался по вопросам истории чувашского народа с момента падения Волжской Болгарии до 1917 г. Приведем его два лаконичных выска­зывания об этом времени:
1) «Период подневольного существования, хронологически обнимающий большой промежуток времени от 1236 по 1917 год, характеризуемый как эпоха материального и морального оскудения чуваш вследствие насильственного сокращения источников их жизни и бесправного положения, в котором они оказались после потери самостоятельности. Татарский и русский режимы угнетения хронологически мы ставим в одну рамку потому, что второй представляет из себя, по нашему мнению, естественное продолжение и развитие первого».
2) «Жестокая борьба на два фронта, с татарами и русскими, длившаяся в начале ХIII в. несколько лет, вывела чувашское государство из строя самостоятельных государств, а их самих поставила в положение побежденного и угнетаемого народа со всеми роковыми последствиями, отсюда проистекающими. Начатое дикими выходцами из Азии ... довершила дореволюционная русская государственность, варварски хищная и до жестокости тупая. Своей колонизационной и обрусительной политикой она довела чуваш, этих потомков некогда выдающегося и культурного народа, почти до могилы».
М.П. Петров в других работах необоснованно повторяет мысль о том, что «русское господство» с середины XVI в. была тяжелее монголо-татарского ига. Об этом иге он оставил мало высказываний. «1237 год был годом политической смерти чуваш-болгар. Обессиленные и истощенные шестилетней тяжелой войной с русскими и огромной контрибуцией, они оказались не в состоянии защищать свое отечество от 300-тысячной армии татар...Но татары, реквизировав все продукты земледелия и оставив в городах гарнизоны, ушли на Русь. Это было в 1236 г. (1237 г.).
Чуваши-болгары воспользовались временным уходом татар, восстали, истребили ненасытных пришельцев и с торжеством восстановили свое государство. Но недолго продолжалось это торжество. В следующем, 1237, году вернулся Субутай, суровый и мстительный, и пронесся по земле болгар-чуваш, как всеуничтожающий ураган, обращая города и селения в пыль и прах. Наступила длительная эпоха мертвящего чужеземного ига»
Нам неизвестно, откуда взяты автором сведения и даты, не удалось обнаружить их. Не соответствует действительности утверждение, что болгары-чуваши потерпели поражение от монголо-татар из-за того, что обессилели в результате шестилетней войны с русскими. Согласно летописным данным, после 1205 г. владимиро-суздальский князь совершил поход против Волжской Болгарии только один раз - в 1220 г. и разорил правобережный г. Ошель. В 1224 г. был заключен мир, который был подтвержден в 1229 г., когда состоялся и обмен пленными. Как известно, огромному монголо-татарскому войску не в состоянии были противостоять не только болгарская рать, но и русские войска. Города и селения Волжской Болгарии на целый год задержали армаду хана Батыя, но в ходе героической обороны были раз­громлены, несметное число населения уничтожено завоевателями не в 1237 г., а в 1236-м. Болгары восстали не в 1237 г., а в 1239-1240 гг., вторичное завоевание Болгарии монголами произошло в 1241 г.
«В долгой, упорной и грандиозной борьбе славяно-русского мира с миром татарским за преобладание в Восточной Европе, -пишет М.П. Петров, — чуваши играли пассивную роль, исполняя приказания своих господ». Более того, в одной из книг он утверждает, что 375 лет тому назад восточной границей Русского государства была река Сура. По эту сторону от Суры, к востоку, до самой Волги, жили чуваши. «И подчинялись они татарскому царю в Казани... Эту «Горную сторону» русские цари давно хотели отобрать у татар, потому что она была очень и очень желанна для русских хозяев. И действительно, чувашский край, будто ворота, закрывал путь по большой Волге. Из-за него русские хозяева не могли свободно путешествовать ниже Нижнего Новгорода, из-за него русские хозяева были лишены возможности прибрать к рукам богатства обоих миров - и Азии и Европы. Вот почему и хотели... русские цари заполнить чувашский край…»
Если бы автору были известны письменные источники и чувашские исторические предания, он не писал бы приведенных строк. Для чувашского народа монголо-татарский разгром и ус­тановившееся после него иго были величайшей трагедией в его истории. После неоднократных разрушений городов и селений Болгарии в XIII и во второй половине XIV вв., уничтожения де­сятков тысяч их жителей в живых осталось около 1/5 болгаро-чувашей. Оставшиеся в живых вынуждены были покинуть места своего обитания - территорию, ныне составляющую Самарскую, Ульяновскую области, закамскую часть Республики Татарстан и юго-восточные районы Чувашской Республики, которые к началу XV в. превратились в дикое поле, переселиться в Приказанско - Заказанские районы и в северную половину современной территории Чувашской Республики. Поэтому с XIII до середины XVI в. чуваши непрерывно вели смертельную борьбу против ига монголо-татарских ханов и феодалов. Они всегда помнили о постигшей их трагедии. В Казанском ханстве, осколке Золотой Орды, заставляли чувашей служить в ханском войске, участвовать в грабительских походах. В 1524 г. чувашские и марийские ополченцы, принуждаемые татарскими военачальниками, участвовали в потоплении русской военной флотилии на Волге. Но еще в XV в., затем всенародно с середины 20-х гг. XVI в. чуваши искали помощи у русских в борьбе против ханского ига, обращались к русским властям с просьбой прислать войска для их освобождения, с 30-х гг. чувашские отряды служили в русской армии, помогали им, русские войска беспрепятственно проходили через территорию чувашей. Восстав в декабре 1546 г. против ханского ига, чуваши и горные марийцы призвали русские полки и освободили свою территорию от ханской администрации. Территория Чувашии никогда не являлась для русских войск преградой, препятствующей их походам против Казани.
Летописи и другие источники с несомненностью свидетельствуют о том, что вхождение чувашского народа в состав Российского государства произошло в 1551 г. по челобитью, воле­изъявлению населения, мирно, с оформлением условий вхождения, изложенных в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью. Все лето и осень 1551 г. ездили в Москву делега­ции чувашей и горных марийцев по 500-600 человек. Зная об этом, М.П. Петров писал, что «чуваши приняли добровольно русское подданство. Это было важным этапом в истории завое­вания Среднего Поволжья» Правда, М.П. Петров был не первым историком, писавшим о добровольном принятии горными людьми русского подданства. Еще в 1847 г. казанский исто­рик Н. Баженов писал о народах Горной стороны: «Мордва, чуваши и черемисы - люди, не привязанные к татарам ни единоверием, ни обычаями и не связанные с ними узами родства, добровольно предались Иоанну, оценившему их приверженность, обласкавшему старейшин и наградившему их».
Таким образом, невзирая на политизацию со стороны Тинехпе к русскому государству (с XVI в.), автор остается сторонником болгаро-чувашского этногенеза. Тинехпи не использовал термин «болгарская цивилизация». Следует заметить:
1.  Термин «болгарская цивилизация» использовал профессор И.Н. Смирнов (1856-1904 гг.).
2.  Термин «цивилизация Чувашии» профессор И.Д. Кузнецов.
3.  Термин «болгарская цивилизация» в форме древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация (ввел в оборот профессор  Г.И. Тафаев).
4.  Активно стал использовать научное понятие в начале XXI в. профессор В.Д. Димитриев («болгарская цивилизация») .
С начала XXI века исследователи Татарстана стали активно (И.Н. Смирнова) использовать понятие «булгаро-татарская цивилизация», «булгаро-кыпчатская цивилизация».
Д.П. Петров- чувашский историк в 20 г. ХХ в. издал работу «Чуваши». В первой главе своего исследования «Краткие сведения о природе, административном делении и населении края» Д.П. Петров пишет, что Край так называемых инородцев Поволжья начинается там, где река Волга пересекает непроходимые, до сего времени девственные массивы сурских и вятско-ветлужских лесов. Эти, окаймляющие многоводные потоки Суры и Ветлуги, лесные массивы являются тем естественным рубежом, который отделяет велико-русское Верхнее Поволжье от разноплеменного  и разноязычного Среднего Поволжья. Здесь залегает граница между Нижегородской и бывшей Казанской губерниями, сюда упирается и здесь кончается юго-восточная граница Центрально-Промышленной области. За рубежом этих рек и лесов Волга неожиданно меняет свой облик, будучи почти сплошь населена чуждыми финно-тюрскими племенами. Как могло случиться то, что на самой столбовой дорого великорусского племени на Восток до сего времени могли сохраниться эти островки среди безбрежного русского моря, сплошь населенные хилыми и чуждыми племенами? Почему эти островки не были залиты и не были поглощены колонизационными волнами великороссов, как это случилось с соседними приокскими финскими племенами?
Вторая глава названа «Прошлое чуваш. Об этническом происхождении чувашей». Исследователь пишет, что как племенное происхождение чувашей, так и их историческое прошлое наукой мало выяснено. Вплоть до последнего времени чувашии причислялись то к финской, то к тюркской  ветви урало-алтайских народов. В настоящее время следует сказать, что чуваши в языковом отношении безусловно принадлежат к тюркской ветви этих народов: чувашский язык как по своему словарному составу, так и по грамматическому построению очень близок к татарскому и турецкому языкам. Чувашский язык причисляется на-ряду с якутским языком к группе древнейших языков, до сих пор сохранивших свою первоснную  пластичностью. По теории известного академика Марра, древний чувашский язык принадлежал к так называемой семье языков. В антропологическом отношении  чуваши обнаруживают в своем составе значительное присутствие типов финно-угорской крови, почему они долгое время, до появления серьезных научных трудов о чувашском языке, и считались финским племенем. Начало научного подхода к чувашскому языку была положено с 60-х годов прошлого столетия; чувашский язык нашел некоторое научное освещение в лингвистических работах про академиков: Куника, Ильминского, Радлова, Торна, Миллера, Василевского, Золотницкого, Катанова и др. Но научное изучение чувашского языка в истинном значении этого слова было начато лишь в конце XIX в. Известным ориенталистом тюркологом проф. Н. И. Ашмариным: им был собран и составлен богатейший словарь чувашского языка (изданы  до сих пор первые три тома; словарь составлен на чувашском, русском и латинском языках) и разработана грамматика языка. С появлением работ проф. Ашмарина вопрос о принадлежности чувашей к семье тюркских племен не возбуждает сомнений.
Отдаленное прошлое чувашей исторически не установлено. Сами чуваши не упоминают не в одной из летописей. В этом отношении чуваши в сравнении с соседними  племенами: мордва, черемисами, башкирами-составляет странное исключение: последние неоднократно упоминаются в древнейших русских летописях. Имя чувашей в русской письменности начинает попадаться лишь в начале XVI в. , т.е. с эпохи заселения чувашского края московскими колонизаторами. Загадочное умолчание русских летописных сказаний о чувашах, являющихся наиболее древнейшими многочисленными   населениями Среднего Поволжья вносит вопрос об историческом прошлом чувашей большую путаницу, которую наука до сего времени не в состоянии разрешить.
Если чуваши в значительной части тюрки, а не просто отюркившиеся финны,  то следует думать, что они в Европе появились из Азии в составе одной волн гуннского нашествия в первые века христианской эры. Первое появление тюрских племен на территории волжско-камского бассейна приурочивается к VII веку христианской эры. Учитывая совокупность разного рода косвенных исторических данных, можно полагать, что чуваши вступили на территорию Поволжья в составе этих первых тюрских орд. Как известно с IX века в волжско-камском районе возникло государственное образование, известное в истории под названием Волжской Болгарии. Многие лингвисты, русские и иностранные, на основании изучения языковых данных полагают, что предками чувашей как раз являлись эти исторические волжские болгары. Это основывается на том, что оставшиеся от волжской Болгарии памятники в виде надгробных камней читаются, главным образом  с помощью чувашского языка. В последнее время особенно страстное отношение к вопросу о происхождение чувашей от волжских болгар проявляется со стороны татарской и чувашской интеллигенции: татары в противовес чувашам утверждают, что болгары являются предками современности казанских татар. (с.11).
1.  Таким образом, еще в 20 г. ХХ в. Д.П. Петров в книге «Чуваши» писал, что татары говорят и пишут, что они болгары;
2.  По Д.П. Петрову (20 г. ХХ в.) чуваши являются болгарами.
Следует отметить, что чувашское общество (да и историки) с 80- 90 гг. ХХ века по проблеме этногенеза раскололись:
·                        Чувашисты;
·                        Булгаристы;
·                        Суваристы;
·                        Нигилисты (сторонники ассимиляции народа).
             Интернет тому потверждение. Фактически до 90% Урало-Поволжской историко-культурной информации занята татарами. Невзирая на такой перекос мы пытаемся донести до аудитории правду по древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации.
Просмотр страницы по странам.
Россия
1 993
США
109
Украина
82
Канада
67
Болгария
64
Беларусь
48
Великобритания
26
Германия
23
Казахстан
13
Латвия
13


Просмотр страницы по браузерам.
Internet Explorer                     1016 (38%)
Opera                                       541 (20%)
Firefox                                     503 (19%)
Chrome                                    436 (16%)
 Safari                                      73 (2%)
Metrika.Dyatel                         32 (1%)
NS8                                          6 (<1%)
Netscape                                  3 (<1%)
Imgsizer Safari                         2 (<1%)
Comodo_Dragon                     1(<1%)


Просмотры страницы по операционным системам
Windows                       2435 (97%)
Other Unix                     43 (1%)
Linux                              8(<1%)
Nokia                              5 (<1%)
Macintosh                       4 (<1%)
iPad                                 1(<1%)
iPhone                             1(<1%)
iPod                                 1(<1%)


Какие темы интересны (блог Г.И. Тафаева)
Стадии становления чувашской цивилизации 95 просмотры станицы
Проблемы региональной культуры 87 просмотры станицы
Развитие сельского хозяйства в Волжско-Камской Болгарии 77 просмотры станицы
Формирование патриотизма земли в Волжской Болгарии 41 просмотры станицы
Методика преподавания истории, культуры родно края 34 просмотры станицы
Экспансия жизни древнетюркской и новотюркской цивилизации 33 просмотры станицы
Империя хунну и переселение проточуваш (праболгар) 31 просмотры станицы
Ранние тюрки и тюркские племена Евразии в учебниках ИКРК 28 просмотры станицы
Болгаро-чувашский эпос об Улыпе как источник истории 23 просмотры станицы
Этноязыковая трансформация древнеболгарской цивилизации 20 просмотры станицы


Страницы
Поездка в г. Болгар 14 мая 2011 г. 19 просмотры станицы
Кай Элерс и Геннадий Тафаев 15 просмотры станицы
Презентация В.Д, Димитриева «Чебоксары XVIII век» 3 просмотры станицы
Встреча болгарских ученых в г. Чебоксары 2 просмотры станицы


Выводы
1.     Интернет помогает объективно исследовать проблемы Волжско-Камской Болгарии;
2.     Открытый доступ к Интернет-ресурсам позволяет мировой элите знать различные точки зрения по истории, религии, языку, культуре народов Среднего Поволжья и Приуралья [2].
3.     К сожалению, современный чуваш (XXI в.) резко изменился. Менталитет чуваш («худоболгар») «утверждает»:
·        Если все хорошо, то завидовать будете;
·        Если все плохо- радоваться будете.

1.  Хорошо- завидует чуваш;
2.  Плохо- радуется чуваш.
В этих словах мы видим классический менталитет чуваша- кочевника, но не менталитет болгаро-чуваша. Кочевник- видит в другом кочевнике грабителя, насильника, врага, земледелец в земледельце, видит –соратника, помощника. Двойной земледельческо-кочевой менталитет современного чуваша показывает, что этногенез чуваша формировался из двух больших социально-экономических сообществ:
·       кочевники;
·       земледельцы.
Наряду с этим, мы можем увидеть в чувашах:
1.  Болгарский этический духовно-богатый пласт;
2.  «Худоболгарский» духовно раздавленный, но не умерший пласт. К сожалению, в условиях XXI века «худоболгарский» менталитет начинает доминировать:
·            Зависть;
·            Ненависть;
·            Мстительность;
·            Неверие;
·            Бегство;
·            Самоедение.
К сожалению, «худоболгарский менталитет» побеждает в условиях российского кризиса и экспансии татаро-исламская цивилизация в Урало- Поволжском регионе.
К сожалению, президент Чувашии М.В.Игнатьев в своем интервью газете «Советская Чувашия» заявил: «Чуваши и татары имеют одни этнические корни – булгарские. Они представляли основное население Волжской Болгарии (Булгарии)» (18 июня 2011 г.).
Утверждения Игнатьева, конечно, дань моде. Научный мир знает, что татары появились в Урало-Поволжском регионе в ходе разгрома Волжско-Камской Болгарии (1236 г.).


Литература
1.  Петров, М.П. (Тинехпи) - деятель просвещения и культуры, этнограф и историк : Учебное пособие / В.Д. Димитриев ‒ Чебоксары, 2003. ‒ 56 с.
2.  Тафаев, Г.И. Российская цивилизация в условиях модернизации. / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, ЧГПУ, 2000.
Тафаев, Г.И. Трансформация болгаро - чувашской цивилизации. / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, ЧГПУ, 2000.
Тойнби, А.Дж. Постижение истории : Пер. с англ. ‒ М.: Прогресс, 1991. 

Комментариев нет: