26 июня 2011

Использование картин, портретов и фотографий на уроке «ИКРК»


Использование картин, портретов и фотографий на уроке «ИКРК»

 На рубеже ХХ - начала XXI веков общеобразовательная школа получила многое, что она не имела в 60-70 гг. ХХ в. Например, возможность использовать компьютеры, видеофильмы, цифровые фотоаппараты, ноутбуки, Интернет и т.д.
Картина стали выкладывать в блогах, контактах. Например, в Интернете размещены более 2 тыс. фотографий Великой Китайской стены. У меня около 400 фотографий гг. Болгар, Сувар, Биляр, семинарские занятия по ИКРК (более 4 тыс. фотографий).
Использование картин и фотографий при изложении исторического материала призвано повысить конкретность, эмоциональность и прочность усвоения учащимися знаний, стимулировать их осмысление.
Картина - это либо наглядное пособие, специально созданное художником к темам школьного курса, либо художественное произведение, принадлежащее кисти конкретного художника конкретной эпохи.
На научно-практических конференциях школьники да и студенты имеют возможность представлять свои исследования в форме компьютерной презентации. На всех школьных научных конференциях условием призового места является презентация.
Исследователи А.А. Вагин, М.В. Короткова считают, что наглядность является условием урока по истории, литературе, географии и т.д.
Картины делятся на:
1. Событийные,   в   которых   воссоздаются   конкретные   единичные
события,   решающие   моменты в   истории   (например, картины Владимира Агеева «Аттила и Онегез», «Отбили врага г. Б. Таяба», «Царь Великой Болгарии- Кубрат».
2. Типологические, которые воссоздают многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. В. Леонтьева «древнечувашская история».
3. Культурно-исторические: знакомят с предметами быта, памятниками материальной   культуры.   На   них могут   быть   изображены архитектурные   памятники,   архитектурные   стили,   особенности культуры разных эпох.(Например, гг. Болгар, Биляр, Сувар).
В.Г. Карцов предлагагает свою схему работы с картинами:
·                        прежде чем раскрыть и вывесить картину, учитель должен дойти до того момента, который соответствует содержанию картины;
·                        показав (вывесив) картину учащимся, учитель должен дать им время её разглядеть и осмыслить;
·                        рассказ по картине следует начинать с определения места и времени действия;
·                        для описания обстановки, на которой разворачивается действие, учитель останавливается на главном в картине;
·                        затем он выделяет части и детали картины;
·                        делает вывод с указанием на существенные признаки явления.
Обратимся к картинам В.Агеева. Составитель С.Ю. Ювенальев представил в альбоме работы художника, которые имеют непосредственное отношение к «ИКРК». Там и этнографическо-исторические, мифологическо-сказочные сюжеты, современность.
Прекрасные иллюстрации по темам:
·                        древние чуваши-болгары;
·                        мифология чуваш;
·                        «Киреметь»;
·                        «На развалинах города Булгар»;
·                        «Крещение чуваш XVIII век»;
·                        «Язычество чуваш»;
·                        «Встреча Алмуша с Ахмед Ибн-Фадланом в 922 г. в Волжской Болгарии».
Для ИКРК в 2009 г. мы совмесно с художником А.В. Даниловым издали пособие «История Чувашии в изобразительном искусстве», где имеются темы:
·                        Чувашские былинные мотивы в живописи;
·                        Этнографические мотивы в чувашском искусстве;
·                        Исторические личности в искусстве;
·                        Чувашская история в живописи;
·                        Дети рисуют историю.[2]
Пособие по ИКРК «Дети рисуют историю Чувашии» мы издали с художником М.Г. Григоряном.[3]
Следует отметить, что историческая картина   требует   сюжетного, повествовательного рассказа. Наиболее характерный прием для типологической картины - беседа, помогающая   учащимся самостоятельно извлекать знания. Разбирая то или иное произведение чувашского художника, необходимо обратить внимание на биографию автора (мы знакомимся с работами художника в ходе презентации). Нежелательно перегружать урок демонстрацией большого количества картин. Демонстрируемая картина должна быть достаточно большой по размеру (если она в единственном экземпляре), чтобы её видели все учащиеся класса. Обычно мы используем ноутбуки для демонстрации произведения. Методист учебников А.А. Вагин [4] в пособии «Методика преподавания истории в школе» предлагает выделить пять способов применения картины на уроке истории:
·                        сюжетное изображение в сочетании с рассказом;
·                        изучение деталей по картине;
·                        анализ  картины  с  целью  серьезных  обобщений;
·                        эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра;
·                        дополнительный информативный ряд.
Картина может быть отправным моментом урока, его завязкой, тогда все изучение материала строится вокруг нее. Для иллюстрации и детализации объяснения картина может быть включена в процесс изучения нового материала по    ходу    его    изложения.    Тогда    она    может    быть   одномоментно продемонстрирована и вновь убрана. Также картина может служить средством обобщения и закрепления материала. Тогда она демонстрируется в конце урока или прикреплении новых знаний (И.В. Гиттис, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин).[5]
В ряде случаев картины можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Например, картина В. Агеева «Язычество чуваш», «Крещение чуваш. XVIII в.», картина вписываются в тему миросоздание, мироустройство (§ 1) [6].
Произведение В. Агеева «Леший», «Чемень», «Защитники г. Биляр», «Хоровод», «Нарспи в лесу» раскрывают души к чувашскому миру истории и культуры. Можно использовать фотоиллюстрации экскурсий по городам Чебоксары, Болгар, Биляр, Сувар, Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Москвы.
Использование портретов. Основная задача портрета как наглядного средства на уроке истории - усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании учащихся характеристику исторического деятеля или типичного представителя какой-нибудь социальной среды. Приемами работы с портретами   являются  характеристика, рассказ о жизни  и  деятельности исторического лица. Свой рассказ преподаватель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, изображенного на портрете.
К сожалению, чувашские школьники и студенты крайне плохо знают исторические личности (героев по А.Дж. Тойнби).
Например:
·                         Шаньюй Модэ;
·                         Император Аттила;
·                         Каганы Кубрат, Аспарух, Баян;
·                         Царь Алп-Илитвер;
·                         Эльтебер Алмуш;
·                         князь Ахкубек Тогаев (послы к Ивану Грозному);
·                         князь Магмет Бозубов (послы к Ивану Грозному).

Кое-что делается чувашскими художниками по изображению перечисленных героев (личностей), но, к сожалению, население не воспринимает их как своих героев. Причина одна- нет в Чувашии памятников, улиц и проспектов перечисленных личностей.




Литература.
1.  Агеев, В. Альбом / В.Агеев ‒ Чебоксары, 2006.
2.  Тафаев, Г.И., Данилова, А.В. История Чувашии в изобразительном искусстве / Г.И. Тафаев, А.В. Данилов ‒ Чебоксары, 2009.
3.  Тафаев, Г.И., Григорян, М.Г. Дети рисуют историю Чувашии / Г.И. Тафаев, М.Г. Григорян ‒ Чебоксары, 2008.
4.  Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. ‒ М.: Просвещение, 1972. ‒ С. 110.
5.  Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории. / М.В. Короткова. ‒ М.: Владос, 2000. ‒ С. 129.
6.  Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 6-7 кл. / Е. Енькка. ‒ Чебоксары. 2004. ‒ С. 7‒12.

Комментариев нет: