13 марта 2014

ДЕБОЛГАРИЗАЦИЯ ВОЛЖСКО – БОЛГАРСКОЙ И ДУНАЙСКО-БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЕЛЬ


ТАФАЕВ Г. И.

ДЕБОЛГАРИЗАЦИЯ ВОЛЖСКО – БОЛГАРСКОЙ  И ДУНАЙСКО-БОЛГАРСКОЙ  ЗЕМЕЛЬ

Пронесется буря: теплой, нежной лаской
Наслаждаясь, мирно отдохнет природа.
Серебром хоромин из волшебной сказки
Мир нам засияет, обновлен свободой.

Кровь за волю братьев павших превратится
 В лепестки пунцовой, ароматной розы
 Не роса над ними будет серебриться
 А за счастье мира пролитые слезы.
Михаил Сеспель

В 2009 году в России вышла монография «Русская нация: современный портрет» [1]. Авторы пишут о  понятиях «нация», «русский вопрос», «нация как этнический тип общности». Получив данную книгу, я задумался о процессе чувашизации болгар и формировании чувашского народа на базе болгар и «худых болгар». Пока я думал с 2009 года татары издали свое видение татарского возрождения в книге «Татарская нация в XXI веке».
В. Иванов издал в 2005 г. «Этническую географию «чувашского народа» [2].
Об удмуртском  этногенезе И.Л. Поздеев опубликовал в 2007 году монографию «Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности» [3].
Об этнической самоидентификации писали выдающиеся цивилизационщики   Н.Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби [4], С. П. Хантингтон [5], А.С. Панарин [6].
Различные авторы исследовали проблемы:
1. Русского этноса (А.С. Панарин, Баранов С.Д., Д.В. Конов, Н.Я. Данилевский);
2. Мировой цивилизационной этноидентичности (А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон);
3. Болгаро- чувашской самоидентичности (В.П. Иванов, Г.И. Тафаев).
В своей статье мы выносим две научные проблемы, которые касаются болгаро- чувашского этноса, народности, нации.
1. Болгаризация народов Среднего Поволжья с 70-80 гг. VII века, который длился в условиях Волжской Болгарии. Процесс продолжился и после разгрома государства войсками Батыя и истребления 1,3 миллионов болгар.
2. После Батыевского геноцида (болгарского холокоста) начинается процесс деболгаризации общества, то есть ассимиляции болгар со стороны татарских оккупантов.
Болгаризация шла с VII века по XIV век. Чтобы понять проблему нам следует обратиться к работам по истории русского, удмуртского, чувашского и татарского этносов.
Этнографы С.Д. Баранов и Д.В. Конов о специфике руссификационной ассимиляции угро-финских и тюркских этносов обращают внимание в своей монографии. Так, например, авторы отмечают, что «большинство этносов, с которыми активно контактировали русские на протяжении последних веков, заведомо не приблизились к статусу наций. Так, тюркские и угро-финские этносы, а также кавказцы (за ис­ключением армян и части грузин) представляли собой родоплеменные общности. Формирование народностей на их субстрате относится уже к советскому периоду или к XIX веку. Тем не менее, отзеркаливающее или прямое влияние их на русских было весьма велико.
Тюркское влияние на русскую нацию, вопреки распространённым стереотипам, в основном внешнее и косвенное, но при этом весьма сильное. Русские контактировали, воевали, заимствовали, но строили жизнь и государство по- своему» [7].
Позиции:
·                Тюркские народы Среднего Поволжья представляли родоплеменные этносы;
·                Угро - финские этносы не относились к нации. Мы знаем, что нация формируется в условиях индустриального общества, а в России этот процесс начинается с 60-90 гг. XX века.
Общепринято считать, что этносы, народности, нации должны иметь свое этносознание, которое опирается на:
1)          общность истории;
2)          общность языка;
3)          общность культуры;
4)          общность территории;
5)          общность «крови»;
6)          общность государства;
7)          общность национальной религии;
8)          общность менталитета и традиций;
9)          этнопсихологическую общность;
10) общность самоидентификации или самосознания (конкретного этноса).
Удмуртский этнограф И.А. Поздеев об этносамосознании пишет, что «индивид,   усваивая         культуру   сво­его народа, одновременно усваивает традиционные формы психичес­кой деятельности, присущие данной общности. А такими формами, как отмечал Ю. В. Бромлей, обусловлено внешнее различие в пове­дении, реакциях людей разной этнической принадлежности по одному и тому же поводу.
Индивид, воспринимая культуру этнической общности в качестве своей собственной (внутренней), осознает своё единство с другими подобными носителями культуры, следовательно, и со всей общнос­тью. Данному осознанию индивидами своего этнического единства (этническому самосознанию) в функционировании этноса как системы отводится важная роль, ибо, во-первых, без самосознания нет этничес­кой общности, во-вторых, обладающий этническим самосознанием ин­дивид выступает уже носителем культуры конкретного этноса и начи­нает сам передавать её, подобным образом участвуя в процессе вос­производства этноса.
В отечественной этнологической науке не сложилось однозначного подхода к определению понятия «этническое самосознание». В научный оборот данное понятие было введено П. И. Кушнером (Кнышевым), который рассматривает его как единственный четкий этнический опре­делитель. По его мнению, этническое самосознание меняется у чело­века или общественной группы лишь как конечный результат уже завершившихся перемен в материальной культуре и социальном быту.
В первой половине 70-х гг. прошлого века Ю. В. Бромлеем была разработана теория этноса, в которой этническое самосознание опре­деляется как один из признаков этнической общности, отражающий её объективное бытие. Автор подчеркнул, что термин «этническое самосознание» может быть интерпретирован в широком и узком смысле. Этническое самосознание в широком смысле, по мнению Ю. В. Бром­лея, это представление людей о собственном этносе, его свойствах. Сюда же могут быть отнесены идентификация индивида с определен­ной этнической общностью, а также представления о типичных чер­тах, свойствах своего этноса и некоторые другие компоненты. Этническое самосознание в узком смысле - осознание людьми своей этнической принадлежности» [7].
Обратим внимание на исследование В. П. Иванова. В книге «Этническая география чувашского народа» автор приводит хронологию развития языка, но с учетом развития этногеографии чувашского народа:
I.               Прототюркский этап (с древнейших времен до середины I тыс. до н. э.) — эпоха распада прототюркского праязыка в Цен­тральной Азии на две ветви: огурскую (огуро-оногуро-булгаро- чувашскую) и огузскую (огузско-карлукско-кыпчакскую).
II. Огурская эпоха (середина I тыс. до н.э. — начало н.э.) — период обитания огурских племен в составе хуннского союза племен.
III. Оногурская эпоха (начало н.э. — III в. н. э.) —- время проникновения десяти огурских племен в Семиречье (Центральная Азия), Среднюю Азию, Казахстан, переселения их в Приура- лье, кочевок в районах Южной Сибири совместно с предками древних венгров — угорскими племенами.
IV. Древнеболгарская эпоха (IV—VI вв.) — период обитания оногуро-сабирских и угорско-венгерских племен на территории Северного Кавказа, между Доном и Кубанью и в Прикаспии.
V. Среднеболгарская эпоха (VIII—XVI вв.) подразделяется на три периода:
1.  Доордынский (VIII в. —1235 г.). Оногуро-болгары переселя­ются в Волго-Камье, в конце IX в. основывают государство и в результате этнополитической консолидации различных племен (темтюзей, суваров, берсула, эсегелей, болгар и др.), а также частичной ассимиляции местных финно - угров и буртасов фор­мируются в единую народность.
2. Золотоордынский (1236—1444 гг.). Волжскую Булгарию завое­вывают монголо-татары, начинаются процессы культурно-язы­кового смешения мусульманской части булгарского населения с прибывающими в регион кыпчако -татарами, консолидации языческого булгарского населения в отдельную этноконфессиональную группу. С середины XIV по начало XV вв. происходит интенсивное перемещение булгар, прежде всего маргинальных неисламизированных их групп, из Закамья в Предкамье и Заказанье, из южных районов Чувашского Поволжья на северо- восток Чувашии — в междуречье Кубни и Цивиля.
3. Казанский (1445—1551 гг.). Этот период охватывает время существования Казанского ханства, когда резко усиливается при­ток в левобережные районы Поволжья кыпчакско-татарского на­селения, которое начинает доминировать как в политическом, так и культурно-языковом общениях. Происходит ассимиляция булгаро-чувашей Заказанья, часть которых переселяется на севе­ро-восток Чувашии — междуречье Аниша и Цивиля. К началу XVI в. у булгаро-чувашей, не принявших ислама, формируются все необходимые этноспецифические признаки самостоятельной и внутренне достаточно консолидированной этнической общно­сти — народности с самоназванием чавашсем (чуваши).
VI. Новобулгарская, или чувашская эпоха (с 1551 г. до наших дней) подразделяется на три периода:
1. Имперский период (1551—1917 гг.). Начинается со времени вхож­дения Чувашского края в состав России и характеризуется полу­чением чувашами практически неограниченных возможностей для расширения территории своего обитания путем расселения в регионах Поволжья, Урала и Сибири. Это время относительно­го ослабления влияния татаро-мусульманской культуры и языка и интенсивного усиления воздействия на чувашей славянско-христианского культурного мира и русского языка.
2. Советский период (1920—1990 гг.). Чуваши получают национально-государственное устройство в форме автономии в рамках суперидеологизированной партийно-советской системы, строят города и заводы, развивают образование и культуру на родном языке, создают национальную профессиональную и хозяйствен­ную культуру, приобретают сложную социальную структуру. Под 1            воздействием командно-административной системы и в условиях интенсивных миграционных и урбанизационных процессов происходит существенное территориальное перераспределение этноса в масштабе всей страны, качественное изменение эт­нопсихологии и традиционного менталитета, обрусение чуваш­ского городского населения, получает распространение нацио­нальный нигилизм.
3. Постсоветский период (1990 г. — по наст, время). Начинает­ся с принятия в 1990 г. «Декларации о государственном сувере­нитете Чувашской АССР» и Закона «О языках», объявившего чувашский и русский языки государственными. В Чувашии про­исходит либерализация общественно-политической и культурно­национальной жизни, вводится президентская форма правле­ния. Этот период характеризуется резким подъемом этническо­го самосознания чувашей, усилением внимания к их диаспорным группам, появлением в республике и других регионах Рос­сии чувашских национально-культурных центров, повышением авторитета Чувашии как интересного, динамично развивающе­гося и самобытного национального региона России. С развити­ем рыночных отношений традиционный «общинно-колхозный» менталитет чувашей подвергается значительным изменениям, появляется класс предпринимателей, возникают деловые и лич­ные контакты большого числа чувашей с дальним зарубежьем. Одновременно происходит социально-имущественное расслоение чувашского общества, усиление социальной напряженности. К началу XXI в. активизируется процессы деэтнизации, особенно среди диаспорных групп [9].
Мы предлагаем свою цивилизационную трансформацию:
1.     Алтайская эпоха: до I в. нашей эры;
2.     Северо - Кавказская эпоха II в. нашей эры;
3.     Волжско - Камская эпоха 70-80 – VII в.;
4.     Ордынская (с 1243 г.);
5.     Российская эпоха (середина XVI века).
Таким образом, древнеболгарская и средневековая (древнечувашская и средневековая, новочувашская локальная цивилизация прошли пять   трансформационных эпох).
Именно  в условиях Волжско - Камской Болгарии ускорился процесс болгаризации народов Среднего Поволжья.
В Волжской Болгарии, мы считаем проживало  до 3 миллионов болгар, марийцев (черемис), вотяков (удмуртов), мордвы, часть башкир.
В.П. Иванов в своем исследовании далее утверждает, что «процесс формирования народности настолько сложен и много­образен, что ожидать полной определенности, точности этни­ческих границ, четкости этнических признаков, разумеется, нельзя. Весьма условны и так называемые этнические призна­ки. Еще задолго до появления этнонима «чуваши», по край­ней мере, в конце I тыс. н.э., в письменных источниках уже были зафиксированы мордовские (эрзя и мокша), марийские (череми­сы) и удмуртские племена, а также меря, мурома и мещеры, причем на ряде карт были локализованы и территории их оби­тания. К примеру, в летописи «Повесть временных лет», со­ставление которой на основе более ранних летописных заметок относится к началу XII в., перечислены почти все финно-угорские народы Восточной Европы: «... Меря, Мурома, Весь, Мор­два, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра, Черемис...», но такой сравнительно крупный этнос, как чуваши, нигде не упомянут. Объясняется это тем, что в исторических документах «чуваши» выступали под разными этнонимами. С IX в. они из­вестны как «булгары» и «сувары» (в X в. — «сувазы»), с XI в. — «волжские булгары», а в русских и зарубежных источниках конца XV — начала XVIII вв. — «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские татары». Первое упоминание этнонима «чуваши» в русских актах относится к 1510 г., в летописях — к 1521 г. На самом деле имеется еще более ранняя датировка первого упоминания этнонима «чуваши» — 1508 г., зафиксированная, по-видимому, на основании некоторых списков «Казанского ле­тописца» историком XVII в. А.И.Лызловым.
Таким образом, консолидация предков современных чува­шей, как и собственно татар и башкир, в отдельные этносы с четко зафиксированными этнонимами, особенностями языка и культуры и определенно локализованными территориями оби­тания этнических ядер началась относительно позже, чем у финно- угров региона, но этот процесс протекал у первых интен­сивнее и в сравнительно сложных военно-политических, этногеографических и этнокультурных условиях первой половины II тысячелетия.
Этногенетическую историю чувашского народа ведущие чуваш­ские ученые подразделяют на четыре этапа: 1) центральноазиат­ский; 2) северокавказский; 3) волжско-камский, связанный с формированием древнечувашской народности; 4) казанский. Анализ имеющихся сведений и выводы последних исследова­ний позволяют считать, что булгарская (древнечувашская) на­родность постепенно формировалась в X—XII вв., однако она просуществовала в эпоху Золотой Орды до середины или даже до конца XIV — начала XV вв., т.е. до полного опустошения Булгарской земли. В XV — первой половина XVI в. сформиро­валась современная чувашская народность [10].
Продолжим дальше по деболгаризации болгар. Главная причина данного процесса:
1. Монголо-татарское вторжение и геноцид волжских болгар. Мы еще раз отмечаем, что по моим подсчетам было уничтожено до 1,300 тысяч болгар войсками Батыя. В.Д. Димитриев подчеркивает, что было уничтожено до 32 городов и несколько сот поселений.
2. С 1236 года начинается процесс деболгаризации Болгарских земель. Процесс исторически длился до середины XVI века. Фактически в течение 300 лет болгарское общество:
1. Уничтожалось (численность падала).
2. Ассимилировалась.
3. Вытеснялась на Горную и Арскую земли.
4. Выдавливалась в русские земли.
В.Д. Димитриев о процессе геноцида и деболгаризации писал «татарские богатыри ходили по стране толпами, старых убивали, молодых уводили в плен и приучали вме­сте разбойничать, девиц тоже полонили и бесчестили, золото, серебро и всякое добро отбирали на хана. Поэтому чуваши, че­ремисы и мордва разбежались и стали жить в лесах, в глухих местах, по овражкам, куда трудно было приехать татарским бо­гатырям, ездившим обыкновенно верхом на лошади».
 В Нурлат- Болгарском чувашском ханстве, рассказывается в легенде, убили божьего посланника. Бог разгневался на чувашей и направил на них несметное количество татарского войска. Захватчики стерли с лица земли города и селения, уничтожили много народа. Чувашские воины сражались мужественно, до последнего. Из чувашей не осталось ни одного мужчины. Татарский хан отобрал женщин, чтобы они рожали солдат. Но бог превратил чувашек в каменных баб. Живой осталась лишь одна чувашская женщина с грудным младенцем. Она укрыла его в рукаве чапана и переправилась на правый берег Волги. От этого мальчика размножилось чувашское племя.
 В другом легендарном предании говорится, что татарский царь разгромил Чувашское царство, разорил и разграбил города и селения, перебил жителей. Татарский царь запер чувашского царя с семьей в храме и поджег его. Чувашский царь превратил­ся в орла, сделал над городом три круга и улетел далеко-далеко. С тех пор перестало существовать Чувашское царство» [11].
Дебулгаризация в годы Золотой Орды и Казанского ханства происходила не только на Средней Волге, но и в Османской Болгарии. В материале из Википедии имеется страница «Османская Болгария». Мы сопоставим процессы, которые происходили в землях Волжской Болгарии, которые были оккупированы Ордой – татаро - кыпчаками и Османской оккупации Болгарии.
Деболгаризация в Золотой Орде Болгарских земель
Деболгаризация в Османской Болгарии
300 лет
500 лет
Уничтожено от 3-5 миллионов волжских болгар
Уничтожено от 6-12 миллионов дунайских болгар
Что происходило в землях волжских болгар?
1.     Ассимиляция;
2.     Геноцид;
3.     Исламизация;
4.     Бегство.
В болгаро-чувашском предании «Взятие Биляра Аксак -Тимуром» поется:
Как Аксак - Тимур с ордой
Встал на подступах в Биляру,
То созвал держать совет
Полководцев атаманов:
Этот город на пути
Покорить каким манером.
И тогда один воитель
Будто бы сказал ему:
«Славится Биляр весьма,
Широк вокруг раскинут,
Крепостные валы сплошь
Охватили град снаружи.
По велению царя
Из-за кованых ворот
Тайно воду подавали-
Так заполнили все рвы.
 Укреплен Биляр недаром-
Царь булгарский там живет.
И повсюду ратный люд,
Как в густом лесу деревья
 Стрелы меткие летят-
И семь верст им не помеха.
Всюду уличный народ
Проплывает, словно туча.
Если приступом пойдем,
Все погибнем без разбора,
Славу армии такой
Предадим навеки сраму
Здесь, в селении одном,
Древняя живет чувашка,
 Знаменита колдовством
По ночам она летает,
Сев на помело верхом.
Быть с чертями норовит,
С ними пакости творит,
Голова лохматая,
А сама горбатая-
 Так и рвется в вышину,
Хочет, будто съесть луну.
 Давит упырем на грудь,
Спящим не дает вдохнуть.
Будто может предсказать.
Какие процессы происходили в Дунайской Болгарии? В конце XIV века Болгария была завоевана Османской империей. Сначала она находилась в вассальной зависимости, а в 1396 году султан Баязид I аннексировал ее после победы над крестоносцами в битве при Никополе.
Болгарские земли вошли в административный округ Румелия. «Румелией» (искаженное от Рима), турки обычно называли Византийскую империю, а затем свои владения на Балканах, за исключением Боснии.
В Османской империи население было разделено на религиозные общины «правоверных» и «неверных», объединенных в миллеты: мусульманский миллет и православный миллет (или греческий миллет) Православный миллет включал в себя различные народы, объединенных на основе религиозной принадлежности под верховенством греческой патриархии в Константинополе. Османские законы предписывали членам каждого миллета определённые права и обязанности. Естественно, османское государство стремилось всячески подчеркнуть примат ислама и мусульман на его территории. Наибольшими правами пользовались мусульмане. Члены других общин имели в основном обязанности, — (определенный цвет тюрбанов, линия оседлости, то есть проживание в определенном квартале-гетто, запрет на верховую езду, налог деньгами или детьми. Вместе с переходом в подчинение Константинопольской патриархии в болгарских землях появились и греческие церковные книги, славянская частично осталась лишь в селах. Две независимые православные церкви — Печский патриархат и Охридская архиепископия — стали впоследствии жертвами фанариоритов.
В это время была проведена частичная исламизация болгарского этноса, за счет болгар, принявших ислам и перешедших в мусульманский миллет. Часть боллгар православного вероисповедания остались верны Константинопольскому патриархату после восстановления Болгарской православной церкви. Это были так называемые «грекоманы». Тем не менее, большинство болгар сохранили родной язык, веру и традиции. Особенно положительную роль при этом играло болгарское духовенства и монастыри.        
Неравноправное положение болгар в Османской империи поддерживалось различными способами, наиболее распространенными среди которых являлись:
·        исламизация — насильственная и добровольная;
·        «Налог кровью» (девширме) — который до XVII века являлся основным способом комплектования янычарского корпуса;
·                 религиозная, политическая, экономическая и юридическая дискриминация.
Под влиянием Просвещения в XIX веке происходит процесс болгарского национального возрождения, характеризующийся социально-экономическим ростом, национальным единением и освобождением болгарского народа. Одновременно с этим под влиянием Великой французской революции в Османской империи возникает османизм, последователи которого заявляли необходимость равенства перед законом, всеобщей воинской повинности и обязательного государственного образования для всех подданных империи.
Османы – мусульмане выводили из Болгарии «прекрасных рабов».
1381 — известия о торговле рабами из Болгарии на острове Крит. Покупка и продажа отражаются в нотариальной книге венецианского нотариуса Антонио Брешияно на острове Крит. В ней перечислены имена рабов, их семьи, этническое происхождение, и поселения, в которых они жили в Болгарии. Следует отметить, что болгарские рабы на острове Крит — мужчины и женщины из разных деревень в различных областях болгарских земель — Тырново, Вода, Кастория, София, Мельник, Прилеп, Варна, Преспа и другие. Очевидно, что это следствие разрушительных набегов османских войск в болгарские земли.
В Ордынской Болгарии, которая была оккупирована татаро-кыпчакскими войсками болгаро - чуваши вынуждены были за долги отзывать в рабство своих детей. Надо помнить, что армия (250 тысяч) Тамерлана дважды громила земли Волжской Болгарии (1391г, 1395 г.) было уничтожено до 80% населения, 170 городищ, 2000 поселений.
Деболгаризация продолжалась еще до середины XVI века. Именно в Казанском ханстве (с 1445-1552 гг.) пошел процесс чувашизации болгар и формирования чуваш (от этнического  названия племени сувар - суваз).
Литература
1. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация. Современный портрет. / С.Д. Баранов, Д.В. Конов. – М., 2009 – 536 с.
2. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональной особенности населения. / В.П. Иванов – Чебоксары, 2005. – 383 с.
3. Поздеев И.Л. Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на примере удмуртского этноса) / И.Л. Поздеев – Ижевск, 2007. – 232 с.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби – М., 2004. – 640 с.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон – М., 2003. – 603 с.
6. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М., 2000. – 381 с.
7. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М., 2000. – С. 34.
8. Поздеев И.Л. Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на примере удмуртского этноса) / И.Л. Поздеев – Ижевск, 2007. – С.39-40.
9. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональной особенности населения. / В.П. Иванов – Чебоксары, 2005. – С.45-46.
10.  Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональной особенности населения. / В.П. Иванов – Чебоксары, 2005. – С. 42-41.
11. Димитриев В.Д.  – С. 85.












Комментариев нет: