ТАФАЕВ Г. И.
ДЕБОЛГАРИЗАЦИЯ ВОЛЖСКО – БОЛГАРСКОЙ И ДУНАЙСКО-БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЕЛЬ
Пронесется буря: теплой, нежной лаской
Наслаждаясь, мирно отдохнет природа.
Серебром хоромин из волшебной сказки
Мир нам засияет, обновлен свободой.
Кровь за волю братьев павших превратится
В лепестки пунцовой, ароматной
розы
Не роса над ними будет
серебриться
А за счастье мира пролитые
слезы.
Михаил Сеспель
В 2009 году в России вышла монография «Русская нация:
современный портрет» [1]. Авторы пишут о
понятиях «нация», «русский вопрос», «нация как этнический тип общности».
Получив данную книгу, я задумался о процессе чувашизации болгар и формировании
чувашского народа на базе болгар и «худых болгар». Пока я думал с 2009 года
татары издали свое видение татарского возрождения в книге «Татарская нация в XXI веке».
В. Иванов издал в 2005 г. «Этническую географию
«чувашского народа» [2].
Об удмуртском этногенезе И.Л. Поздеев опубликовал в 2007
году монографию «Этническая социализация в доиндустриальном и современном
обществе: опыт и проблемы преемственности» [3].
Об этнической самоидентификации писали выдающиеся
цивилизационщики Н.Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби [4], С. П.
Хантингтон [5], А.С. Панарин [6].
Различные авторы исследовали проблемы:
1. Русского этноса (А.С. Панарин, Баранов С.Д., Д.В.
Конов, Н.Я. Данилевский);
2. Мировой цивилизационной этноидентичности (А.Дж.
Тойнби, С.П. Хантингтон);
3. Болгаро- чувашской самоидентичности (В.П. Иванов,
Г.И. Тафаев).
В своей статье мы выносим две научные проблемы,
которые касаются болгаро- чувашского этноса, народности, нации.
1. Болгаризация народов Среднего Поволжья с 70-80 гг. VII века, который длился в условиях Волжской Болгарии.
Процесс продолжился и после разгрома государства войсками Батыя и истребления
1,3 миллионов болгар.
2. После Батыевского геноцида (болгарского холокоста)
начинается процесс деболгаризации общества, то есть ассимиляции болгар со
стороны татарских оккупантов.
Болгаризация шла с VII века по XIV век.
Чтобы понять проблему нам следует обратиться к работам по истории русского,
удмуртского, чувашского и татарского этносов.
Этнографы С.Д. Баранов и Д.В. Конов о специфике
руссификационной ассимиляции угро-финских и тюркских этносов обращают внимание
в своей монографии. Так, например, авторы отмечают, что «большинство
этносов, с которыми активно контактировали русские на протяжении последних
веков, заведомо не приблизились к статусу наций. Так, тюркские и угро-финские
этносы, а также кавказцы (за исключением армян и части грузин) представляли
собой родоплеменные общности. Формирование народностей на их субстрате
относится уже к советскому периоду или к XIX веку. Тем не менее,
отзеркаливающее или прямое влияние их на русских было весьма велико.
Тюркское влияние на русскую нацию, вопреки распространённым стереотипам, в
основном внешнее и косвенное, но при этом весьма сильное. Русские
контактировали, воевали, заимствовали, но строили жизнь и государство по- своему»
[7].
Позиции:
·
Тюркские народы Среднего
Поволжья представляли родоплеменные этносы;
·
Угро - финские этносы не
относились к нации. Мы знаем, что нация формируется в условиях индустриального
общества, а в России этот процесс начинается с 60-90 гг. XX века.
Общепринято считать, что этносы, народности, нации должны иметь свое
этносознание, которое опирается на:
1)
общность истории;
2)
общность языка;
3)
общность культуры;
4)
общность территории;
5)
общность «крови»;
6)
общность государства;
7)
общность национальной религии;
8)
общность менталитета и
традиций;
9)
этнопсихологическую общность;
10)
общность самоидентификации или
самосознания (конкретного этноса).
Удмуртский этнограф И.А. Поздеев об этносамосознании пишет, что «индивид, усваивая культуру своего народа, одновременно усваивает традиционные формы психической
деятельности, присущие данной общности. А такими формами, как отмечал Ю. В. Бромлей,
обусловлено внешнее различие в поведении, реакциях людей разной этнической
принадлежности по одному и тому же поводу.
Индивид, воспринимая культуру этнической
общности в качестве своей собственной (внутренней), осознает своё единство с
другими подобными
носителями культуры, следовательно, и со всей общностью. Данному осознанию
индивидами своего этнического единства (этническому самосознанию) в
функционировании этноса как системы отводится важная роль, ибо, во-первых, без
самосознания нет этнической общности, во-вторых, обладающий этническим
самосознанием индивид выступает уже носителем культуры конкретного этноса и
начинает сам передавать её, подобным образом участвуя в процессе воспроизводства
этноса.
В отечественной этнологической науке не сложилось однозначного подхода к
определению понятия «этническое самосознание». В научный оборот данное понятие
было введено П. И. Кушнером (Кнышевым), который рассматривает его как
единственный четкий этнический определитель. По его мнению, этническое самосознание
меняется у человека или общественной группы лишь как конечный результат уже
завершившихся перемен в материальной культуре и социальном быту.
В первой половине 70-х гг. прошлого века Ю. В. Бромлеем была разработана
теория этноса, в которой этническое самосознание определяется как один из
признаков этнической общности, отражающий её объективное бытие. Автор подчеркнул, что термин «этническое
самосознание» может быть интерпретирован в широком и узком смысле. Этническое
самосознание в широком смысле, по мнению Ю. В. Бромлея, это представление
людей о собственном этносе, его свойствах. Сюда же могут быть отнесены
идентификация индивида с определенной этнической общностью, а также
представления о типичных чертах, свойствах своего этноса и некоторые другие
компоненты. Этническое самосознание в узком смысле - осознание людьми своей
этнической принадлежности» [7].
Обратим внимание на исследование В. П. Иванова. В
книге «Этническая география чувашского народа» автор приводит хронологию
развития языка, но с учетом развития этногеографии чувашского народа:
I.
Прототюркский этап (с
древнейших времен до середины I тыс. до н. э.) — эпоха распада прототюркского
праязыка в Центральной Азии на две ветви: огурскую (огуро-оногуро-булгаро-
чувашскую) и огузскую (огузско-карлукско-кыпчакскую).
II. Огурская эпоха
(середина I тыс. до н.э. — начало н.э.) — период обитания огурских племен в
составе хуннского союза племен.
III. Оногурская эпоха
(начало н.э. — III в. н. э.) —- время проникновения десяти огурских племен в
Семиречье (Центральная Азия), Среднюю Азию, Казахстан, переселения их в Приура-
лье, кочевок в районах Южной Сибири совместно с предками древних венгров —
угорскими племенами.
IV. Древнеболгарская
эпоха (IV—VI вв.) — период обитания оногуро-сабирских и угорско-венгерских
племен на территории Северного Кавказа, между Доном и Кубанью и в Прикаспии.
V. Среднеболгарская эпоха (VIII—XVI вв.) подразделяется на три периода:
1. Доордынский (VIII в. —1235 г.). Оногуро-болгары переселяются в Волго-Камье, в конце
IX в. основывают государство и в результате этнополитической консолидации
различных племен (темтюзей, суваров, берсула, эсегелей, болгар и др.), а также
частичной ассимиляции местных финно - угров и буртасов формируются в единую
народность.
2. Золотоордынский (1236—1444 гг.). Волжскую Булгарию завоевывают монголо-татары,
начинаются процессы культурно-языкового смешения мусульманской части
булгарского населения с прибывающими в регион кыпчако -татарами, консолидации
языческого булгарского населения в отдельную этноконфессиональную группу. С
середины XIV по начало XV вв. происходит интенсивное перемещение булгар, прежде
всего маргинальных неисламизированных их групп, из Закамья в Предкамье и Заказанье,
из южных районов Чувашского Поволжья на северо- восток Чувашии — в междуречье
Кубни и Цивиля.
3. Казанский (1445—1551 гг.). Этот период охватывает время существования Казанского
ханства, когда резко усиливается приток в левобережные районы Поволжья
кыпчакско-татарского населения, которое начинает доминировать как в политическом,
так и культурно-языковом общениях. Происходит ассимиляция булгаро-чувашей
Заказанья, часть которых переселяется на северо-восток Чувашии — междуречье
Аниша и Цивиля. К началу XVI в. у булгаро-чувашей, не принявших ислама,
формируются все необходимые этноспецифические признаки самостоятельной и
внутренне достаточно консолидированной этнической общности — народности с
самоназванием чавашсем (чуваши).
VI. Новобулгарская,
или чувашская эпоха (с 1551 г. до наших дней) подразделяется на три периода:
1. Имперский период (1551—1917 гг.). Начинается со
времени вхождения Чувашского края в состав России и характеризуется получением
чувашами практически неограниченных возможностей для расширения территории
своего обитания путем расселения в регионах Поволжья, Урала и Сибири. Это время
относительного ослабления влияния татаро-мусульманской культуры и языка и
интенсивного усиления воздействия на чувашей славянско-христианского
культурного мира и русского языка.
2. Советский период (1920—1990 гг.). Чуваши получают
национально-государственное устройство в форме автономии в рамках суперидеологизированной партийно-советской системы,
строят города и заводы, развивают образование и культуру на родном языке,
создают национальную профессиональную и хозяйственную культуру, приобретают
сложную социальную структуру. Под 1 воздействием
командно-административной системы и в условиях интенсивных миграционных и
урбанизационных процессов происходит существенное территориальное
перераспределение этноса в масштабе всей страны, качественное изменение этнопсихологии
и традиционного менталитета, обрусение чувашского городского населения,
получает распространение национальный нигилизм.
3. Постсоветский период (1990 г. — по наст, время). Начинается с принятия в 1990 г. «Декларации
о государственном суверенитете Чувашской АССР» и Закона «О языках»,
объявившего чувашский и русский языки государственными. В Чувашии происходит
либерализация общественно-политической и культурнонациональной жизни, вводится
президентская форма правления. Этот период характеризуется резким подъемом
этнического самосознания чувашей, усилением внимания к их диаспорным группам,
появлением в республике и других регионах России чувашских
национально-культурных центров, повышением авторитета Чувашии как интересного,
динамично развивающегося и самобытного национального региона России. С развитием
рыночных отношений традиционный «общинно-колхозный» менталитет чувашей
подвергается значительным изменениям, появляется класс предпринимателей,
возникают деловые и личные контакты большого числа чувашей с дальним
зарубежьем. Одновременно происходит
социально-имущественное расслоение чувашского общества, усиление социальной
напряженности. К началу XXI в. активизируется процессы деэтнизации, особенно
среди диаспорных групп [9].
Мы предлагаем свою цивилизационную трансформацию:
1. Алтайская эпоха: до I в. нашей эры;
2. Северо - Кавказская эпоха II в. нашей эры;
3. Волжско - Камская эпоха 70-80 – VII в.;
4. Ордынская (с 1243 г.);
5. Российская эпоха (середина XVI века).
Таким образом, древнеболгарская и средневековая
(древнечувашская и средневековая, новочувашская локальная цивилизация прошли
пять трансформационных эпох).
Именно в
условиях Волжско - Камской Болгарии ускорился процесс болгаризации народов
Среднего Поволжья.
В Волжской Болгарии, мы считаем проживало до 3 миллионов болгар, марийцев (черемис),
вотяков (удмуртов), мордвы, часть башкир.
В.П. Иванов в своем исследовании далее утверждает, что
«процесс
формирования народности настолько сложен и многообразен, что ожидать полной
определенности, точности этнических границ, четкости этнических признаков,
разумеется, нельзя. Весьма условны и так называемые этнические признаки. Еще
задолго до появления этнонима «чуваши», по крайней мере, в конце I тыс. н.э.,
в письменных источниках уже были зафиксированы мордовские (эрзя и мокша),
марийские (черемисы) и удмуртские племена, а также меря, мурома и мещеры,
причем на ряде карт были локализованы и территории их обитания. К примеру, в
летописи «Повесть временных лет», составление которой на основе более ранних
летописных заметок относится
к началу XII в., перечислены почти все финно-угорские народы Восточной Европы:
«... Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра,
Черемис...», но такой сравнительно крупный этнос, как чуваши, нигде не
упомянут. Объясняется это тем, что в исторических документах «чуваши» выступали
под разными этнонимами. С IX в. они известны как «булгары» и «сувары» (в X в.
— «сувазы»), с XI в. — «волжские булгары», а в русских и зарубежных источниках
конца XV — начала XVIII вв. — «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские
татары». Первое упоминание этнонима «чуваши» в русских актах относится к 1510
г., в летописях — к 1521 г. На самом деле имеется еще более ранняя датировка
первого упоминания этнонима «чуваши» — 1508 г., зафиксированная, по-видимому,
на основании некоторых списков «Казанского летописца» историком XVII в.
А.И.Лызловым.
Таким образом,
консолидация предков современных чувашей, как и собственно татар и башкир, в
отдельные этносы с четко зафиксированными этнонимами, особенностями языка и
культуры и определенно локализованными территориями обитания этнических ядер
началась относительно позже, чем у финно- угров региона, но этот процесс
протекал у первых интенсивнее и в сравнительно сложных военно-политических,
этногеографических и этнокультурных условиях первой половины II тысячелетия.
Этногенетическую
историю чувашского народа ведущие чувашские ученые подразделяют на четыре
этапа: 1) центральноазиатский; 2) северокавказский; 3) волжско-камский,
связанный с формированием древнечувашской народности; 4) казанский. Анализ
имеющихся сведений и выводы последних исследований позволяют считать, что
булгарская (древнечувашская) народность постепенно формировалась в X—XII вв.,
однако она просуществовала в эпоху Золотой Орды до середины или даже до конца
XIV — начала XV вв., т.е. до полного опустошения Булгарской земли. В XV —
первой половина XVI в. сформировалась
современная чувашская народность [10].
Продолжим дальше
по деболгаризации болгар. Главная причина данного процесса:
1.
Монголо-татарское вторжение и геноцид волжских болгар. Мы еще раз отмечаем, что
по моим подсчетам было уничтожено до 1,300 тысяч болгар войсками Батыя. В.Д.
Димитриев подчеркивает, что было уничтожено до 32 городов и несколько сот
поселений.
2. С 1236 года начинается процесс деболгаризации
Болгарских земель. Процесс исторически длился до середины XVI века. Фактически в течение 300 лет болгарское
общество:
1. Уничтожалось (численность падала).
2. Ассимилировалась.
3. Вытеснялась на Горную и Арскую земли.
4. Выдавливалась в русские земли.
В.Д. Димитриев о процессе геноцида и деболгаризации
писал «татарские богатыри ходили по стране толпами, старых убивали, молодых уводили в плен и приучали
вместе разбойничать, девиц тоже полонили и бесчестили, золото, серебро и
всякое добро отбирали на хана. Поэтому чуваши, черемисы и мордва разбежались и
стали жить в лесах, в глухих местах, по овражкам, куда трудно было приехать татарским
богатырям, ездившим обыкновенно верхом на лошади».
В Нурлат- Болгарском чувашском ханстве,
рассказывается в легенде, убили божьего посланника. Бог разгневался на чувашей
и направил на них несметное количество татарского войска. Захватчики стерли с
лица земли города и селения, уничтожили много народа. Чувашские воины сражались
мужественно, до последнего. Из чувашей не осталось ни одного мужчины. Татарский
хан отобрал женщин, чтобы они рожали солдат. Но бог превратил чувашек в
каменных баб. Живой осталась лишь одна чувашская женщина с грудным младенцем.
Она укрыла его в рукаве чапана и переправилась на правый берег Волги. От этого
мальчика размножилось чувашское племя.
В другом легендарном предании говорится, что
татарский царь разгромил Чувашское царство, разорил и разграбил города и
селения, перебил жителей. Татарский царь запер чувашского царя с семьей в храме
и поджег его. Чувашский царь превратился в орла, сделал над городом три круга
и улетел далеко-далеко. С тех пор перестало существовать Чувашское царство» [11].
Дебулгаризация в
годы Золотой Орды и Казанского ханства происходила не только на Средней Волге,
но и в Османской Болгарии. В материале из Википедии имеется страница «Османская
Болгария». Мы сопоставим процессы, которые происходили в землях Волжской
Болгарии, которые были оккупированы Ордой – татаро - кыпчаками и Османской
оккупации Болгарии.
Деболгаризация
в Золотой Орде Болгарских земель
|
Деболгаризация
в Османской Болгарии
|
300
лет
|
500
лет
|
Уничтожено
от 3-5 миллионов волжских болгар
|
Уничтожено
от 6-12 миллионов дунайских болгар
|
Что происходило в землях волжских болгар?
1. Ассимиляция;
2. Геноцид;
3. Исламизация;
4. Бегство.
В болгаро-чувашском предании «Взятие Биляра Аксак -Тимуром»
поется:
Как Аксак - Тимур с ордой
Встал на подступах в Биляру,
То созвал держать совет
Полководцев атаманов:
Этот город на пути
Покорить каким манером.
И тогда один воитель
Будто бы сказал ему:
«Славится Биляр весьма,
Широк вокруг раскинут,
Крепостные валы сплошь
Охватили град снаружи.
По велению царя
Из-за кованых ворот
Тайно воду подавали-
Так заполнили все рвы.
Укреплен Биляр недаром-
Царь булгарский там живет.
И повсюду ратный люд,
Как в густом лесу деревья
Стрелы
меткие летят-
И семь верст им не помеха.
Всюду уличный народ
Проплывает, словно туча.
Если приступом пойдем,
Все погибнем без разбора,
Славу армии такой
Предадим навеки сраму
Здесь, в селении одном,
Древняя живет чувашка,
Знаменита колдовством
По ночам она летает,
Сев на помело верхом.
Быть с чертями норовит,
С ними пакости творит,
Голова лохматая,
А сама горбатая-
Так и рвется
в вышину,
Хочет, будто съесть луну.
Давит упырем
на грудь,
Спящим не дает вдохнуть.
Будто может предсказать.
Какие
процессы происходили в Дунайской Болгарии? В конце XIV века Болгария была завоевана Османской империей.
Сначала она находилась в вассальной зависимости,
а в 1396 году султан Баязид I аннексировал ее после победы над крестоносцами в
битве при Никополе.
Болгарские земли вошли в административный
округ Румелия. «Румелией» (искаженное от Рима), турки обычно называли
Византийскую империю, а затем свои владения на Балканах, за исключением Боснии.
В Османской империи население было
разделено на религиозные общины «правоверных» и «неверных», объединенных в миллеты:
мусульманский миллет и православный миллет (или греческий миллет) Православный
миллет включал в себя различные народы, объединенных на основе религиозной
принадлежности под верховенством греческой патриархии в Константинополе.
Османские законы предписывали членам каждого миллета определённые права и
обязанности. Естественно, османское государство стремилось всячески подчеркнуть
примат ислама и мусульман на его территории. Наибольшими правами пользовались
мусульмане. Члены других общин имели в основном обязанности, — (определенный
цвет тюрбанов, линия оседлости, то есть проживание в определенном
квартале-гетто, запрет на верховую езду, налог деньгами или детьми. Вместе с
переходом в подчинение Константинопольской патриархии в болгарских землях
появились и греческие церковные книги, славянская частично осталась лишь в
селах. Две независимые православные церкви — Печский патриархат и Охридская
архиепископия — стали впоследствии жертвами фанариоритов.
В это время была проведена частичная
исламизация болгарского этноса, за счет болгар, принявших ислам и перешедших в
мусульманский миллет. Часть боллгар православного вероисповедания остались
верны Константинопольскому патриархату после восстановления Болгарской
православной церкви. Это были так называемые «грекоманы». Тем не менее,
большинство болгар сохранили родной язык, веру и традиции. Особенно
положительную роль при этом играло болгарское духовенства и монастыри.
Неравноправное положение болгар в
Османской империи поддерживалось различными способами, наиболее
распространенными среди которых являлись:
·
исламизация
— насильственная и
добровольная;
·
«Налог
кровью» (девширме) — который до XVII века являлся основным способом
комплектования янычарского корпуса;
·
религиозная, политическая, экономическая и
юридическая дискриминация.
Под влиянием
Просвещения в XIX веке происходит процесс болгарского национального
возрождения, характеризующийся социально-экономическим ростом, национальным единением и
освобождением болгарского народа. Одновременно с этим под влиянием Великой
французской революции в Османской империи возникает османизм, последователи которого заявляли
необходимость равенства перед законом, всеобщей воинской повинности и обязательного государственного образования для всех подданных империи.
Османы – мусульмане выводили из Болгарии
«прекрасных рабов».
1381 — известия о торговле рабами из Болгарии на
острове Крит. Покупка и продажа отражаются в нотариальной книге венецианского
нотариуса Антонио Брешияно на острове Крит. В ней перечислены имена рабов, их
семьи, этническое происхождение, и поселения, в которых они жили в Болгарии.
Следует отметить, что болгарские рабы на острове Крит — мужчины и женщины из
разных деревень в различных областях болгарских земель — Тырново, Вода,
Кастория, София, Мельник, Прилеп, Варна, Преспа и другие. Очевидно, что это следствие
разрушительных набегов османских войск в болгарские земли.
В Ордынской Болгарии, которая была
оккупирована татаро-кыпчакскими войсками болгаро - чуваши вынуждены были за
долги отзывать в рабство своих детей. Надо помнить, что армия (250 тысяч) Тамерлана
дважды громила земли Волжской Болгарии (1391г, 1395 г.) было уничтожено до 80%
населения, 170 городищ, 2000 поселений.
Деболгаризация продолжалась еще до
середины XVI
века. Именно в Казанском ханстве (с 1445-1552 гг.) пошел процесс чувашизации
болгар и формирования чуваш (от этнического названия племени сувар - суваз).
Литература
1. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет. / С.Д. Баранов, Д.В. Конов. – М., 2009 – 536 с.
2. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа.
Историческая динамика численности и региональной особенности населения. / В.П.
Иванов – Чебоксары, 2005. – 383 с.
3. Поздеев И.Л. Этническая социализация в
доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на
примере удмуртского этноса) / И.Л. Поздеев – Ижевск, 2007. – 232 с.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби –
М., 2004. – 640 с.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.
Хантингтон – М., 2003. – 603 с.
6. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин.
– М., 2000. – 381 с.
7. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин.
– М., 2000. – С. 34.
8. Поздеев И.Л. Этническая социализация в
доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на
примере удмуртского этноса) / И.Л. Поздеев – Ижевск, 2007. – С.39-40.
9. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа.
Историческая динамика численности и региональной особенности населения. / В.П.
Иванов – Чебоксары, 2005. – С.45-46.
10. Иванов В.П.
Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и
региональной особенности населения. / В.П. Иванов – Чебоксары, 2005. – С.
42-41.
11. Димитриев В.Д.
– С. 85.
Комментариев нет:
Отправить комментарий