Тафаев Геннадий Ильич,
доктор ист. наук, профессор кафедры отечественной и региональной истории
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация: В 1717 году чуваш в России было более 200 тыс. человек. В 1917 году их насчитывалось около 1 млн. человек. Пик расцвета чувашский народ достиг в 70-80 годы XX века. За последние 30 лет численность чуваш уменьшилось на 500 тыс. человек. В начале XXI века центр заявил, что в России существуют только этносы: марийцы, чуваши, башкиры, татары и т.д. С января 2012 года ликвидируется институт региональных президентов, остаются только главы республик. Процесс Российской унификации будет продолжаться
Чувашский народ в процессе унификации
Российской Федерации
Чувашский народ в начале XXI в. дошел до такой черты ассимиляции, что продолжение такого процесса будет нести для будущего народа катастрофические последствия. Только за последнее четверть века чуваш в Российской Федерации ассимилировалось до 500 тыс. человек. Сохранение в последующие годы XXI в. высоких темпов ассимиляции в конечном счете приведет к исчезновению национально-культурной общности «чувашский народ». Поэтому говорить о продолжении расцвета новочувашской (национально- региональной) цивилизации будет большой натяжкой. Таким образом, история древнеболгарской цивилизации, которая родилась в условиях Империи хунну и достигла пика своего расцвета в Волжско- Камской Болгарии (Булгарии) может завершится в 20-50 гг. XXI века. Общая хронология болгаро-чувашской цивилизации заняла 2 тыс. лет. Пройдя все циклы цивилизационного развития древнеболгарская завершит свой путь в 20-50 гг. XXI века в «этнос» с последующей окончательной трансформацией «российская нация» (вариант смерти Волжско-Камской нации).
Агонизирующие российские этносы марийцы, мордва, коми, корелы, удмурты, чуваши, калмыки и другие, конечно, ясно понимают, что их путь по Н.Я. Данилевскому быть «этнографическим материалом» для построения большого российского поля. Этнографическое «удобрение» достаточно хорошее и всегда давало прекрасные плоды. По Н.Я. Данилевскому «славяно-российский тип прекрасно плодоносил». Плодоношение малых христианских народов будет проходить в «российском огороде». Конечно, плоды будут в процессе «почкования прививки». В 20-50 гг. XXI века российская глобализация (унификация и стандартизация) окончательно сформирует российскую нацию (российскую цивилизацию).
Трансформация России середины 50 г. XXI в. приведет к окончательной административно-территориальной унификации (стандартизации). Путь:
1. Российская нация;
2. Православные этносы;
3. Мусульманские этносы, которые окажут колоссальное сопротивление этнокультурной, этноязыковой и этнорелигиозной унификации российской цивилизации;
4. Унификация национальных субъектов Российской Федерации;
5. Полная (тотальная) стандартизация субъектов, этносов в Российской Федерации. Понятие федерация будет равняться понятно не этнос (нация), а территория (губерния, штат, край). Вариант США, Федеративная Германия.
Политическая и экономическая модернизация, которая началась в начале XXI века все глубже «засасывает» Российскую Федерацию. Мы понимаем (этносы), что альтернативы русской модификации нет.
Альтернативы:
1. Путь унификации;
2. Путь стандартизации;
3. Путь российской глобализации;
4. Путь развала России в 50-70 гг. XXI века.
Таким образом, чтобы не оказаться в процессе развала, упадка, стагнации в 50-70 гг. XXI века России в 20-30 гг. необходимо (крайне необходимо) ускорить процесс трансформации России в новую инновационную стадию своего развития, а это предполагет:
· Политическую модернизацию системы;
· Экономическую модернизацию общества;
· Этнокультурную (этнорелигиозную) трансформацию;
· Формирование российской нации.
Сопоставьте 20-40 гг. ХХ века:
· Политическая трансформация;
· Экономическая трансформация;
· Этнокультурная;
· Этноязыковая;
· Этнорелигиозная (атеистическая);
· Этнотерриториальная;
· Этнопсихологическая;
· Формирование «советский народ».
Таблица
«Хронология модернизации»
Советско- сталинская | Российско-ельцинская |
1. 20-40 гг. ХХ в. | Конец ХХ- начало XXI в. |
Хрущевско- брежневская | Путинско-медведевская модернизация |
2. 50-80 гг. ХХ в. | Начало XXI- 20-30 гг. XXI в. |
Гобачевская | Российская модернизация |
3. 80-90 гг. XX в. | 40-50 гг. XXI в. |
Модернизация России, которая началась в процессе трансформации (к XXI- начало XXI вв.) она ставит задачи сходные с 20-40 гг. ХХ в.
· Экономическая трансформация;
· Духовно-этническая трансформация;
· Территориальная трансформация;
· Российская унификация.
Общее для всех стран трансформации, по моему мнению, должны идти по направлениям:
· Социально-экономическому;
· Военно-политическому;
· Этнокультурному;
· Этноязыковому;
· Этнорелигиозному;
· Территориальному;
· Этнопсихологическому.
Хронология процесса:
90 г. XX ‒ 10 гг. XXI в. | 11 ‒ 20 гг. XXI вв. | 30 – 50 гг. XXI вв. |
Внутренняя трансформация по 7 направлениям | По 7 направлениям | По 7 направлениям 60-70 летний цикл исторического развития |
генезис | становление | расцвет |
Что будет дальше:
1. «Внутриутробный» генезис российской цивилизации будет продолжен.
2. В области геополитики к 40-60 гг. XXI в. российские интересы будут связаны с Европой, США, Китаем , Индией.
3. Противоречия сохранятся с исламской цивилизацией (причина унификация исламских этносов: чеченцов, татар, башкир и т.д.).
4. Исламская цивилизация пойдет по пути поглощения малых арабских государств и создания единого государства (вариант Китай, Япония, Индия).
5. Наиболее острые противоречия внутри России будут сохраняться особенно с начала XXI века с мусульманскими территориями.
Модернизация может проходить и таким образом:
· Вышла женщина без любви;
· Вышла за пьяницу;
· Родила от такого мужа двух-трех и более детей;
· Для нее нет любви, нет счастья, только «закон» и долг;
· Жизнь прошла и человек, который от жизни ждал успеха, счастья, любви, благополучия уходит в «мир иной». Советскую модернизацию ждали, хотели, но модернизация с её перегибами просто «съела» 20 млн. советских граждан. Остальных превратила в прослойку «советский народ» с её «средним достатком».
Любимый всеми чувашами поэт Юрий Семендер в книге «Веков рукопожатие» о чувашской доле пишет следующее:
И было сновидение давно:
Мне сделал замечание одно
Сам Сталин: «Чувашам не повезло ‒
Они скромны, в чем и добро, и зло» [1].
Другой чувашский поэт П.Хузангай о чувашской доле писал:
Чувашия, моя землица!
В каком бы ни был я краю,
Ты в мыслях — вешняя денница,
И петь тебя не устаю.
Тепло Кавказа и Тавриды,
Краса полуденных земель
Зимою, долгой до обипы,
Душе навеют сладкий хмель.
И, тягой к странствиям томимый,
Я стал острее понимать:
Ты — колыбель и дом родимый,
Моя любимая и мать.
Чувашия, моя землица!
Язык стрижиный твой — со мной,
В нем слово это сохранится,
Я — тень твоя в тиши ночной.
И высь — ясна, и песнь — крылата,
И в сердце — столько доброты!
В твое бессмертье верю свято,
И жизнь мою продолжишь — ты.
И вот, в Европе ли бываю,
За океан ли я лечу
— Твой образ всюду вспоминаю,
Твой властный зов понять хочу.
Дымок, курящийся над ласью,
Иль прелесть девичьей тухьй.
Земля моя, какое счастье
— Приметы древние твои!
Твои заветы я, родная,
Стремлюсь другим передавать.
Мое с тобою имя, знаю,
Слилось — вовек не разорвать! [2]
1965
14 октября 2011 года мы провели Международную научную конференцию «Чувашская диаспора: история, современность, перспективы». Прибыло около 200 руководителей диаспор из Эстонии, Татарстана, Башкортостана, Самары, Нижнего-Новгорода, Москвы, Омска, Оренбурга. Разговор шел о сохранении чувашского языка, истории, культуры и т.д. К сожалению, высказана позиция «зачем в названии конференции было включено слово перспективы»? Мне удалось как руководителю секции ответить на этот вопрос, но было сказано, что через 100 лет в России не останутся чуваши, татары, марийцы.
Литература
1. Сементер Ю.С. Емĕрсĕм параççĕ алă: Сăвăсем / Ю.С. Сементер ‒ Шупашкар, 2010. ‒ С. 33.
2. Хузангай П.П. Вечерняя тень / П.П. Хузангай ‒Чебоксары, 1987. ‒ С. 223-224.
Комментариев нет:
Отправить комментарий