09 мая 2012

Фальсифицированная история древнеболгарской цивилизации


Тафаев Г.И.

 

Фальсифицированная история древнеболгарской цивилизации


В конце ХХ века в России и в других странах стала широко распространяться «псевдо»  история татар «Джагфар Тарихи». К сожалению, болгарские исследователи перевели ее на болгарский язык и успешно тиражируют в своих исследованиях. К сожалению, некоторые чувашские краеведы, которые, вообще не знают историю древних болгар, размещают в сайтах и пишут «развернутые» рекомендации к «псевдомифологической истории татаро - болгар».
В псевдолетописи  ссылаются на Кул Гали как булгариста. Все знают, что Кул Гали является ордынским поэтом, и отношение к болгарам не имеет. К сожалению, политика сыграла злую шутку с  Кул Гали. Его «приобщили» к болгаристам. В Ульяновске открыли ему красивый  памятник, а в конце 80 г. ХХ в. провели через ООН (заказ) торжества, международные.
Приведем текст из «псевдолетописи». «Булгары основали город Будапешт и до XIV века занимали в этом государстве видные посты».
Следует отметить:
·     Мадьяры (венгры) долгое время проживали в совместных этноязыковых контактах с болгарами и суварами;
·     О мадьярах говорится в болгаро - чувашском эпосе Улып, где сказано «о дружбе болгар с мадьярами». Долгое время основная масса болгар проживала в Хазарском каганате, а часть в Волжской Болгарии, третья часть в Дунайском Болгарии. Болгарские исследователи говорят о пяти – шести образований, но некоторые «фантасты» доводят до 20 государств.
Светлана Плетнева о взаимоотношении болгар, хазар, мадьяр так пишет «Стремление сохранить и упрочить международное зна­чение своего государства не ограничивалось, конечно, вы­бором религии. Каганат вел с соседями постоянные вой­ны и дипломатическую борьбу, нередко участвуя в слож­ных внутренних интригах и вторгаясь в отношения между Арабским халифатом и Византией. В течение полутора столетий каганату удавалось удерживать свои владения и даже увеличивать их за счет северных сосе­дей, которые выплачивали ему дань. Таким образом, вой­ны носили уже политический захватнический характер, преследуя основную цель – захват новых территорий для обложения их данью» [1].
Постоянная и деятельная борьба за объединение го­сударства под властью хазар и в то же время, разросшее­ся до уродливых форм «двоевластие» объясняются в пер­вую очередь тем, что в каганат входило несколько силь­ных этнических общностей, отличающихся друг от друга по языку и даже антропологически. Прежде всего, это было огромное количество болгарских племен как из числа живших в Дагестане, так и оставшихся в При­азовье после развала Великой Болгарии. В последнюю, кроме собственно тюркоязычных и родственных хазарам болгар, входили какие-то угроязычные орды. Кроме того, на территории каганата кочевали пока неуловимые архео­логически предки венгров, образовавшие в начале IX в. собственное объединение «Леведию», входившую в состав каганата и подчиненную ему. Наконец, в каганат входили ираноязычные аланские племена, переселившиеся с Се­верного Кавказа в середине VIII в. в лесостепные области. В эпоху расцвета каганата ему, несомненно, под­чинялись на правах вассалов и князья алан, оставшихся в предгорьях Кавказа и только в X в., после ослабления каганата, создавшие самостоятельное государство Ала­нию. Таким образом, обитавшее на территории кагана­та и объединенное под властью хазарского правящего рода население было разделено, по крайней мере, на три крупные этнические общности. Каждая из них имела не только свой язык, но и свои экономические и этнографи­ческие особенности, свою территорию. Поэтому мы можем сказать, что Хазарский каганат был федерацией таких общностей. В каждую из них входили разные племена, объединенные между собой языком, традициями, общим историческим прошлым.
Мадьяры часть пошли с болгарами в Волжскую Болгарию, где проживали до 1236 г. И, только монголо – татарская агрессия смела их с земли. По мнению части исследователей, болгары оседали в Поннонии несколько раз:
·     В эпоху гуннов;
·     После смерти Кубрата;
·     В IX веках;
·     В XXI веках. Верно, что часть (г. Пешт) основали чувашские болгары носители болгаро- чувашского типа R- языка. Чувашский профессор В.Ф. Каховский в своем исследовании «Происхождение чувашского народа» [2], отмечал что, «племя берсула (берсилы)  жили, очевидно, на Каме. Н. И. Ашмарин область их обитания связывает с названием реки Берсула, притока Камы. Весьма возможно, что одна ветвь берсула обитала южнее Камы, по соседству с мадьяр­скими племенами; вместе с ними в 970 году билеры (bileres) откочевали на юг, на Северный Кавказ, оттуда на Дунай, где основали Пешт; впоследствии они вошли в состав венгерского народа. Часть билярцев, по-видимому, смешалась с южными соседями — древними башкирами и вошла в состав башкирского народа. Об этом свидетельствует племенное наимено­вание «билярцы» в составе древних башкир. Остальная масса берсула     (берсилов), вероятно,  была   асси­милирована      булгарскими племенами, и в источниках    они    под собственным    племенным именем позже не упоминаются.
Переселившиеся    в VIII  веке сувары  (по другому чтению — суван, саван и суваз) первоначально   заняли территорию в Левобе­режье Волги, юго-вос­точнее серебряных, или камских, булгар,  бас­сейны рек Малый Черемшан    и   Большая Утка.   Позже   сувары перешли на плодород­ные   земли   Правобе­режья Волги.
В течение VIII—IX столетий сувары жили в тесном   соседстве  с древними мадьярами, обитавшими в северо-западной части Башкирии. Об этом убедительно говорят сохранившиеся в современном мадьярском языке более 250 заимствованных булгарских (точнее, суварских) слов, совпадающих с совре­менными чувашскими словами:

Мадьярский перевод
Чувашский перевод
Русский перевод
Еке
Ik
Kinder
Sarlo
Komlo
Borso
Arpa
Gyom
Tilo
Okor
Uno
Borju
Diszno
Szam
Sopro
Gyru

Ака
Ак
Кантар
Cурла
Хамла
Парcа
Урпа
Cум
Тыла
Вакар
Ёне
Пару
Cысна
Сумм
Cёпре
Cёре

Плуг
Сеять
Конопля
Серп
Хмель
Горох
Ячмень
сорная трава
мялка
бык
корова
теленок
свинья
счет, число
дрожжи
кольцо
и т. д.

Заимствованные суварские слова в мадьярском языке относятся к области скотоводства, земледелия, домашнего быта и хозяйства. Несомненно, могло иметь место и заимствование предками чувашей из мадьярского языка. Однако филологи­ческие исследования в этом направлении еще не произведены. Приведенные выше слова суварского происхождения в мадьярском языке убедительно свидетельствуют о том, что древние соседи их — сувары — уже в IX веке были оседлым земледельческим народом.
По всей вероятности, вместе с суварами с юга пришли пле­мена себендер.
Серебряные булгары, сувары, эскэл, темтюзы и берсула   представляли собой отнюдь не отдельные племена, каждый из них объединял несколько племен. В Среднем Поволжье сло­жился территориальный союз тюркоязычных и финноязычных племен, который имел более сложную внутреннюю организацию, чем  предшествующие  союзы  финно-угорских племен. У булгар и сувар в новых исторических условиях продолжался процесс развития некоторой, еще неустойчивой, общности эко­номики, языка и культуры, основные черты которых сложились еще на Кавказе» [3].
О современной жизни болгар (чуваш) и мадъяр (венгров) мы читаем в главах (песнях) «Улыпа». Арпат (Арбат) был первый князь – царь мадьяр.

Заклинанье Кирешмета
Совершилось взаперти,
То бишь тайно. И найти
Парня нынче невозможно.
Ах, подробней? То несложно.
Патыр к месту пригвожден,
Весь колючками пронзен.
Чьи колючки? Это что-то
От волшебного осота.
Семь колючек — семь гвоздей,
Забивал их сам злодей
Кирешмет. Удар особый!
Так теперь извлечь попробуй
По одной из тела их.
Тут умельцев нет таких!
Не ищи путей возврата
Ты и для царя Арбата.
Прежде надо лебедь-птицу
Превратить в красу-девицу.
Сам подумай: хватит сил?
То-то, верно рассудил:
Лебедь птицей пребывает,
Про девицу знать не знает.
Я про Сыкпырзю скажу,
Путь на волю укажу:
Выйдет он благодаря
Сердцу мертвого царя.
Спрашиваешь — где оно?
Да при мне давным-давно!
Улып ловкий, Улып юный
Тут же справился с колдуньей,
Дар волшебный — сердце — взял
И Арбата дочь позвал.
Помня про обычай древний,
Соблюдая до конца,
На валун швырнула дева
Сердце своего отца.
Валуны вдруг покатились
И в людей оборотились.
Камни с сизыми боками
Из тумана вышли сами,
И явился, будто клад,
На равнине славный град.
Царь на Улыпа глядит,
Царь Арбат благодарит:
— Улып, ты — чувашский сын,
Дружелюбный исполин.
С родом-племенем твоим
Рядом жили мы когда-то
И хлеб-соль водили. Свято
Это в памяти храним.
Роду моему, мачарам,
Вперекор смертельным чарам
Избавленье ты принес.
Так с меня — ответный спрос.
У меня есть талисман,
Чем наш род был осиян.
Нынче дух его отчасти
Поослаб — и вот напасти.
Братья, пусть последний раз
Выручает он сейчас.
Со Старухою - Морухой
Разве будет нам житье?
На утес тащите шлюху,
Там и вздерните ее.
И — в кострище из рябины,
Чтобы сглаз зловредный сгинул.
Помните: до этих пор
На нее смотреть в упор.
Хоть и страшно, но не надо
Отводить от лютой взгляда
Отведет один из вас —
Невидимкою тотчас
Злая ведьма обернется,
Хворь среди людей начнется.
Говорил Арбат сурово.
Но один его собрат
Царское нарушил слово,
Свой отвел от ведьмы взгляд.
Невидимкою с тех пор
Та Моруха сеет мор.
Раскрошилась и гора —
Вихрей яростных игра.
А рука царя достала
Бусину — в зубах застряла,
И над нею царь Арбат
Прошептать слова был рад:
— Бусинка, мой ясный свет,
Патыра открой нам след.
Бусина семь раз блеснула,
Глыбы белые встряхнула,
Дым и гарь со всех сторон,
Ветры буйные — в разгон.
Как утихло все, друзья,
Объявился Сыкпырзя.
Он к спасителям подходит,
С Улыпа очей не сводит,
Повторяя без конца:
— Ты — достойный сын отца! [3].

Фальсификация в псевдолетописи продолжаются «В летописи Кул-Гали говорится о том, что в 922 году булгарский принц, двоюродный брат царя Алмыша Джавара-Угыр Лачыни (позднее русская летопись XII века переделала его имя в Игоря Рюриковича) основывает отдельное от Булгарии украинское государство со столицей в Киеве. Впоследствии от Украинской Руси отделилось Суздальское ество, которое стало называться Московией со столицей Мосха. По данным Кул-Гали город основал булгарский царь Ахад Мосха в 1088 году, получивший его имя. Название Мосха видоизменилось, и суздальцы стали называть его Москва. Но и в Украинском и в Московском государствах руководили все те же потомки Угыра Лачыни - «Рюриковичи». Не случайно национальным символом Украины стал герб булгарского рода Дуло- трезубец. Выходцы из Булгарии, в числе которых был Бейбарс, основал в Египте Мамлюкскую династию. Гражданские войны в Булгарии и нашествие кытаев и оймеков помешали царям овладеть Закавказьем и присоединить их к своей территории. По Волге плыли корабли. Северный морской путь до Западной Европы был основан булгарами совместно с норвежцами, он существовал до конца XIII в, когда морское сообщение Булгарии со странами Западной Европы было прервано монгольским нашествием.
Следует отметить:
·     Кул Гали -  ордынский поэт;
·     Не было Украинского государства, была Киевская Русь;
·     Москву основали языческие финские племена,  а переводится с мордовского «мокрое место» (было много болот);
·     Трезубец изображен на родовом гербе Рюриковичей, Дуло, Украины. На чувашском гербе руна означает «вечную жизнь»;
·     Мамлюкскую династию основали тюрки – кыпчаки (носители Z- языка), а болгары носителями R- языка. 
Болгарский поэт Николя Фурнаджиев в стихотворении Болгария (България) писал:

България
О, чие ли скъпо име
тъй ни радва, тъй звучи,
че кога го промълвиме,
греят нашите очи?

То изпълва ни душата
със възторзи и любов,
то е песен на устата
и надежда е, и зов.

То е името свещено
на таз хубава страна
с равнините и зелени,
с горда Стара планина.

В бой с вековния тирании
за народни свободи
гинеха навръх Балкана
с него нашите деди.

То към подвизи окриля
и те станаха безчет.
Неговата чудна сила
води всички ни напред.

То е българското име,
със което всеки час
в нашата земя любима
страшно се гордея аз [4].

Литература.
1.  Плетнева, С.А. Кочевники Средневековья / С.А. Плетнева. – М., 1982. – С.105.
2.  Каховский, В.Ф. Происхождение чувашского народа / В.Ф. Каховский – Чебоксары. 1963 – С.313.
3.  Улып.- Чебоксары, 2009. – С. 191 – 193.
4.  Сладкодумни страницы – Велико Търново. 2004. – С.102.

Комментариев нет: