Тафаев.Г.И.
Использование
Интернета в продвижении фальсифицированной истории древнеболгарской цивилизации
Интернет – чудо XX века в посление десятилетия XXI века стал
широко применяться в учебном процессе. Десятки тысяч статей по истории,
культуре, искусству и т.д. размещены на сайтах, блогах «мировой паутины». До
80% школьников и до 99% студентов регулярно пользуются всемирной информационной
службой. Процесс прекрасен и необходим для учебного процесса. К сожалению,
большая часть историко-культурной ниши забиты фальсифицированной информацией.
Большинство материалов, которые относятся к истории и культуре, политике и
архитектуре Волжско-Камской Болгарии ориентирована на ложную историю татаро-болгар.
Чувашская, марийская, мордовская, удмуртская, русская история тиражируется в
искаженном виде.
У чувашской интеллигенции в XXI веке чувство обреченности, изъятия своей родной
древнеболгарской истории, языка, культуры резко обострилось. Например, сотни
статей профессора, директора Межрегионального
историко-культурного фонда «Волжская Болгария» Димитриева В.Д. размещены на
сайте фонда и около одной тысячи статей
автора. К сожалению, по всем направлениям чувашская историческая школа
отступает.
Краевед Ф.В. Искандеров из г. Ульяновска в своем
обращении «Манифесте чувашам» от боли за уходящую историю пишет: «Чуваши!
Уважайте свою нацию, любите и помогайте друг другу, даже если поссорились или
имеете неприязнь! Избегайте мелких счетов и раздора, будьте дружны между собой.
Наша сила – в слаженном единстве, в нем залог спасения и процветания чувашской
нации. Проявляйте солидарность, не оставляйте в беде своего единородца. Окажешь
помощь – он поможет вам в другом. Берегите друг друга! В мире этические
конкуренции жестоки, в них нет мягкодушия со стороны других наций, в отношении
сохранения чувашской национальной культуры. Каждый народ сам заботится о своем
будущем. Многие народы погибли в рассеянии, потому что у них не было чувства
духовного единства и четкой программы действия. И лишь благодаря чувству
сплоченного коллективизма можно сохраниться, пройдя через века, преумножиться и
окрепнуть. Духовное единство, национальное самосознание и программа действия –
это основные средства к достижению цели.
Главное:
·
Солидарность;
·
Любовь;
·
Спасение;
·
Сохранение
истории, культуры;
·
Сплоченность;
·
Коллективизм;
·
Духовное
единство;
·
Национальное
самосознание;
·
Вера и действие;
·
Путь конфронтации
с татарами или евреями, с русскими или марийцами – это путь раскола и войны.
Что же предполагает ульяновский краевед:
1. Поскольку принципы, гарантированные Конституцией
РФ, часто остаются лишь написанными на бумаге сегодня мы вынуждены продумать
план действий для сохранения чувашской национальной культуры без использования
тактики экстремистов, разжигающих межнациональную рознь, толкающих в беззаконие
приводящих к развалу Российского
государства. Для чувашской нации распад государства губителен, так как чуваши
проживают рассеяно по всей территории России и имеют много смешанных семей. Мы
не пойдем по пути разрушителей! Во имя спасения наши и родины, мы сплотимся без
травли других.
2. Чуваши! Шире привлекайте своих людей близких по крови
и духу, только они обеспечат вам надежный тыл. Формируйте свои национальные
кадры. Кадры сегодня - это наше завтра. Готовьте чувашскую молодежь принять
эстафету поколений. Каждый раз, когда
уходит старшее поколение, на его смену должна встать молодежь, знающий родной
язык, историю и национальную культуру. Доверяйте им, не смотря на их
неопытность, опыт придет со временем.
Мы обязаны передать нашим наследникам
больше, чем мы приняли от отцов или предшественников, а сохранив и преумножив
принятое, передадут это в свою очередь потомкам. В преемственности поколений -
на стабильность и бессмертие. Верь в себя и в будущее чувашского народа! Мы
обязаны сделать все, что в наших силах. Защищайте интерес нации, опираясь на
общество, на проверенных близких людей и на родных. Стремитесь благополучию,
добившись какого-либо успеха, не бойтесь покровительствовать чувашам. С ростом
благосостояния каждого чуваша, увеличивается благосостояние народа в целом. Не
бойтесь прослыть националистами - патриотами, мы любим свой народ и свою страну, но в то же
время не принижаем других.
3. В интересах чувашского народа говорите, и
действуйте уверенно, напористо, амбициозно, решительно, ошеломляюще.
Разоблачайте людей, разобщающих и дестабилизирующих наше общество, мешающих
сохранению развитию чувашской национальной культуры. Дайте им публичный жестокий
отпор. Информируйте через население и друг другу о том, что или кто может сотворить
нам вред или пользу.
4. Будьте за единородца, как за члена своей
семьи. Равнодушие к своей нации равно предательству.
5. Ознакомившись с текстом (заучив манифест с
эпилогом), передайте его другим чувашам, и этим вы разбудите сомневающегося и
поднимете народ на осуждение зла - от идеологических преступников,
расшатывающих устой Российского государства и развитие национальной культуры.
6. В
наше сложное время будьте мудры и бдительны, умейте отстаивать интересы нации и
себя защитить!
·
Кадры;
·
Развитие
культуры;
·
Отстаивать
интересы нации.
Что же предлагают другие авторы? Например, в Чувашии
активно работает фонд «Сувар». Они ставят задачу возрождение суваро-чувашского
духа. Опираются они на работы В.В.Николаева, Ковалевского и других. А.П. Ковалевский в работе « Чуваши и булгары
по данным Ахмеда Ибн-Фадлана» о суварах писал следующее: Стремление булгарского царя завершить исламизацию путем
установления непосредственной связи с багдадским халифом определялось с одной
стороны желанием укрепить свой авторитет, в частности в глазах среднеазиатских
мусульманских правителей, принятием титула «клиента повелителя правоверных», с
другой стороны наличием сложных политических взаимоотношений между народами,
расположенными на южных торговых путях, в том числе родственного союза
булгарского царя с начальником войска огузов.
Так как конец Мешхедской рукописи утерян,
то мы не имеем конкретных сведений о том, что произошло на съезде булгарской
знати на реке Джаушыр и тем более о дальнейших событиях у народа суваз.
.Здесь, говоря словами Н. И. Ашмарина,—пока возможны только одни гадательные
предположения, которые редко ведут к истине.
Но все же, если с одной стороны учесть,
что названия саваш-саващ и чаваш являются лишь видоизменениями того же самого
слова, а с другой стороны обратить внимание на замечательный факт, указанный П.
Г. Григорьевым, что чуваши, также как и сувазы в 922-ом году, в продолжение
многих веков упорно не хотели принимать ислама, нельзя не увидеть тесную связь
между обоими народами. Вместе с тем мы видим, что первоначально сувазы в основном
находились на левом берегу, чуваши же вот уже много веков живут на правом
берегу Волги. Отсюда предположение о постепенном переселении на правый берег
напрашивается само собою. Это было, конечно, связано с нежеланием подчиняться
господству булгарской знати и ее новому государственному порядку. На первых
порах исламизация носила поверхностный характер и касалась главным образом
знати. Сами булгары не отличались особенным миссионерским рвением. При этом, по-видимому,
значительная масса суваз оставалась еще долго на левом берегу Волги, на
торговом пути в Среднюю Азию. Многочисленные заимствования в чувашском языке
из арабского очень стары и в основном не восприняты через посредство татарского
языка. Отчасти они отражают даже непосредственное соприкосновение с арабами, то
есть относятся к очень ранней эпохе десятого или может быть даже девятого
века. Однако, начиная уже с десятого века, оставшиеся на месте сувазы
постепенно сливаются с булгарами. Остальная же часть переселяется все далее и
далее на запад, и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь компактную
народность, унаследовавшую старое название саваз—чаваш.
Что касается долины реки Утки, то здесь
уже вскоре после описанных у Ибн-Фадлана событий было заложено новое
полунезависимое княжество. Центром этого княжества стал новый город Сувар. Экономический расцвет
этого города и рост его
политического значения определялись тем обстоятельством, что он лежал непосредственно на большом торговом пути в Среднюю Азию, причем
посредством реки Утки, которая для
тогдашних судов была судоходна, он был связан также с бассейном Волги.
Ибн-Фадлан, несомненно, проезжал это место, когда переправлялся здесь через
упомянутую реку, но никакого города на этом месте не упоминает, так как он
тогда еще не существовал. Правда, не существовал тогда и город Булгар, но, как
показывают раскопки Болгарского городища, именно на так называемом Бабьем
Бугре, на этом месте все же имелось очень старое поселение, восходящее еще к
до- булгарскому времени. Раскопки же на месте Сувара не обнаружили никакого
более раннего догородского поселения. Ведший эти раскопки А. П. Смирнов прямо
говорит: «Вал этой части городища насыпан на слое погребенного чернозема, что
дает право говорить о возникновении города не на старом поселении, а на новом
месте». Среди найденных здесь вещей, как отмечает тот же археолог, «имеются
отдельные экземпляры с характерными хронологическими границами, укладывающимися
в рамки X—XIV вв.» Однако, хотя этот «новый» город Сувар, возник уже вскоре
после приезда Ибн-Фадлана, он сразу же начинает играть выдающуюся экономическую
и политическую роль. В Суваре не только создаются мощные укрепления, но уже в
948-949-ом году были выбиты монеты с названием этого города. Таким образом,
город Сувар возник и успел сделаться крупным политическим центром в промежуток времени от 922 до 948
года, то есть в течение каких-нибудь 26 лет.
На этом вопросе следует остановиться. В
начале X века в булгарском царстве не было своей
металлической монеты. Ибн-Русте поэтому поводу говорит: «Главное их имущество —
куницы. У них нет денег. Право же, дирхемы у них— куницы, причем одна куница
обращается среди них по цене в два с половиной дирхема. И право же, белые
круглые дирхемы привозятся из областей ислама и они их покупают». Аналогичное сообщение
имеется и у Ибн-Фадлана, но только не о булгарах, а о русах. Правда,
оно сохранилось не в Мешхедской рукописи, а в персидских пересказах XII и XVI веков, но
принадлежность его Ибн-Фадлану весьма вероятна. Так, у так называемого А. Туси
читаем: «Дирхемы русов это шкурки белки и соболя, без шерсти, но с хвостом,
передними и задними лапами, когтями и головой. Если чего-нибудь недостает, го
от этого шкурка становится бракованной. Их оттуда вывозить нельзя, — их отдают
за товары. Весов там не имеют, но только стандартные слитки металла. Как видим, об
обмене на серебряные среднеазиатские дирхемы здесь нет речи. Но Ибн-Фадлан также
рассказывает о том, как торговец-рус, прибывший на базар в страну булгар, просит
своего бога, чтобы он послал ему «купца, имеющего многочисленные динары и
дирхемы. Привезенных с собою соболей этот купец в данном случае уже продавал
за звонкую монету. Однако все же своей металлической монеты, и в это время в
булгарском царстве не было. Ее появление тесно связано с признанием над собою
верховного главенства халифа. Именно с того времени, когда царь булгар признал
над собою, верховную власть повелителя правоверных и стал официально называть
себя его «клиентом» (с пятницы 17 мая 922-го года), стало возможным помещать и
на монетах, поскольку таковые начали чеканиться, рядом с именем соответствующего
халифа имя местного правителя. Правда, вначале этого, невидимому, не делалось
по техническим причинам.
Р. Р. Фасмер в
своем исследовании «О монетах Волжских Болгар X века» на большом
фактическом материале показал, что на берегах средней Волги в значительном
количестве чеканились саманидские монеты местной «варварской» чеканки, на
которых сохранялись все легенды их оригиналов, то- есть названия городов и
годов чеканки в саманидском государстве, а также имя тогдашнего саманидского
эмира. Бывали случаи, когда название среднеазиатского города заменялось»
названием города Булгара или Сувара. При этом, хотя все легенды указывают на
саманидское государство, это ни в коем случае не означает, что упомянутые два
города входили в состав этого государства.
Между тем булгарский князь Микаил
ибн-Джа‘фар, повидимому, сын того самого булгарского царя Алмуша, который по
совету Ибн-Фадлана принял мусульманское имя Джа'фар, начал заменять на дирхемах
имя саманидского эмира своим собственным. При этом опять таки города и годы
монеты - оригинала сохранялись. Так, с именем этого Микаил а имеются дирхемы,
носящие названия городов и дат чеканки: Самарканд— 306 год хиджры (918—919 г.
н. э.), Шаш (Ташкент),. Балх, Нишапур—308 г. х. (920—921 г. н. э.). Эти годы
отнюдь не соответствуют времени чеканки данной монеты, а взяты механически с
тех образцов, с которых она копировалась. Это обстоятельство вводило в
заблуждение прежних исследователей, которые считали, что упомянутый на этих
монетах Микаил ибн-Джа'фар действительно был какой-то правитель в Средней Азии,
узурпировавший власть саманидского эмира. Недоразумение разъяснилось, когда в
1913-ом году в Эстонии была найдена монета с этим же именем, но с указанием,
что она чеканена в «городе Булгаре». Это дало возможность Р. Фасмеру установить,
что этот Микаил ибн-Джа'фар был именно булгарским князем. К сожалению, год
чеканки на монете отсутствует.
Следующая серия монет, которые чеканились
в городе Булгаре, уже систематически носят на себе название этого города
и относятся в основном к 366 году хиджры (976—977 г. н. э.) и одна к 370-ым годам хиджры, то-есть
к 980—991 го дам н. эры (цифра единиц не может быть прочитана). Чеканил их булгарский князь Мумин ибн-ал-Хасан.
Его правильное имя, как кажется, окончательно установил
Р. Фасмер на основании сличения
шести монет.
Тем временем еще
с 337 года хиджры (948—949 г. н. эры) началась чеканка своих монет в городе
Суваре. Эти монеты носят имя князя Талиба ибн-Ахмеда и отмечены годами хиджры
337, 338, 341 и 347, то есть относятся к периоду с 948 по 959 год н. э. Битье монеты со своим именем считалось признаком суверенности
правителя, так что в это время город Сувар был центром самостоятельного княжества. По-видимому,
он переживал в то время экономический расцвет. Р. Фасмер отмечает, в отличие от «варварской
чеканки» монет Михаила ибн-Джа‘фара, „изящные монеты Талиба ибн-Ахмеда. Сколько
времени продолжалось самостоятельное существование Суварского княжества,
установить трудно. Имеется монета некоего Мумина ибн-Ахмеда, датированная 366 годом х. (976—977
г. н. э.), на которой X. Френ читал название Сувара. Однако в такой же мере
возможно и чтение «Булгар». Несомненно, что дальнейшие исследования в этой
области могут еще многое выяснить. Так, еще не все найденные монеты достаточно
изучены или даже описаны. Следовало бы обратить внимание на особые знаки,
имеющиеся на двух монетах 976—977 года,—именно, на монете, выбитой в Булгаре,
знак вроде перевернутой буквы А, а на монете, на которой X. Френ читал
название города Сувара, нечто вроде лежащей на боку буквы Т с боковой
черточкой. Возможно, что это тамги булгар и суваз.
Мы не можем
сомневаться в том, что народ суваз в это время оставался коренным населением
нового княжества. Однако, приняв мусульманство, жители города Сувара и его окрестностей,
несомненно, вскоре утратили свои бытовые и языковые отличия и окончательно
слились с булгарами. Это проявляется прежде всего в самом названии города Сувар,
с ,,р“ на конце. Куфическое письмо на монетах не дает возможности различить
буквы „р“ и „з“, которые пишутся одинаково. Однако сообщения различных
восточных авторов и позднейшие надгробные надписи Булгарского царства не оставляют
сомнения в том, что обычное наименование этого города произносилось с конечным
,,р‘. Таким оно сохранилось в местном произношении вплоть до наших дней. Это не
значит, что другое произношение исчезло. Та часть населения, которая сохраняла
свои прежние диалектические особенности, перенесла на этот город старое
племенное название «саваз», что и могло найти свое отражение в
написании
некоторых
рукописей (ал-Идриси). После монгольского нашествия местное население начало
усиленно переселяться на правый берег Волги и дальше на запад, на левом же
берегу власть захватила кыпчакская знать. Булгария стала частью Золотой Орды.
Золотоордынские ханы, особенно Узбек (1312— 1340), проводили дальнейшее
насильственное насаждение ислама, посылали в соседние языческие области
миссионеров и т. д. Восточная часть нынешней Чувашии, именно область анатри,
вошла непосредственно в состав Булгарского ханства (теперь мы можем его так
называть). Однако чуваши в массе своей не приняли ислама и не отатарились. Что
же касается области на левом берегу, то здесь приток кыпчакского элемента и
его господствующее положение привели к тому, что население утратило свой
прежний язык. Н. Ф. Калинин в своей работе „К вопросу о происхождении
казанских татар показывает этот процесс на материале надгробных надписей. Выделив
с одной стороны роскошные памятники новой знати с надписями на татаро-кыпчакском
языке (главным образом в городе Булгаре) и с другой стороны массу бедных
памятников с элементами чувашского (т. е. булгарского) языка, Н. Ф. Калинин
устанавливает категорию надписей, принадлежащую средней группе. Это— «средняя
этническая группа, искони жившая в Булгарии, которую можно назвать
тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический
центр (г. Сувар), свою феодальную знать»—«С утратой Суваром прежнего положения,
с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности
потомки суварской знати, утратившие политическое значение, оказались на
положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях.
Надо, однако, заметить, что в эту эпоху, поскольку это касается левого берега,
эти «старые традиции» могли быть уже только булгарскими. Только феодальная
знать, осевшая в области анатри, могла иметь нечто общее с чувашским населением.
Точно также совершенно напрасны попытки искать диалектические различия в языке
надписей, основываясь на «булгари» и «сувари».
Ясно, что происхождение умершего отнюдь не определяет характера того языка, на
котором написана его эпитафия. Во всяком случае, в это время судьба города
Сувара не была связана с чувашским народом, который уже давно жил своей
собственной жизнью.
Подведем
некоторые итоги:
1. В начале X
века на левом берегу Волги существовали с одной стороны булгарские племена— в
основном три: собственно булгары, эскэл и барсула,— с другой стороны большое
племя или «народ», носивший название «саваз» или «суаз», которое к числу
болгарских племен не принадлежало. Племя это жило в районе реки
Утки, а может быть уже в то
частично на правом берегу Волги.
2.
Язык этого племени или «народа саваз», возможно в то
время был булгарский, но с некоторыми диалектическими особенностями, в том
числе с наличием звука «з» или «с» на месте некоторых булгарских «р», а
также, вероятно, о преобладанием глухих согласных. Самое название племени
является древней формой названия «чаваш» и, надо полагать, было местного
происхождения.
3.
Во главе каждого из булгарских племен стоял князь,
титул которого Ибн-Фадлан передает арабским словом «малик» или «эмир». Так, был
князь булгар, князь племени эскэл и другие. Князь булгар, кроме того, присвоил
себе более высокий титул «йылтывар» (эльтэбэр), к которому после принятия
ислама был добавлен титул «клиент
повелителя правоверных». Йылтываром в
начале X века был булгарский князь Алмуш. В 922-ом году он правил уже, по
крайней мере, 15—20 лет.
4. Булгарская знать и их князь, или «царь булгар»,
сохраняли в основном кочевой образ жизни и жили в юртах. В 922-ом году городов
еще не было. Ставка царя находилась в местности Трех Озер в шести километрах от
Волги, где на берегу был постоянный базар,— так называемое «место Атал». Царь
находился здесь весной, когда с вскрытием и разливом реки сюда прибывали
торговцы с верховьев Волги и
Камы, из Хазарии, а также купцы из Средней Азии. Царь лично взимал 1/10 часть
пошлины с товаров и рабов. В то же время стада булгар паслись в этом районе. В
середине лета племенная знать перекочевывала на восток к башкирским степям,
где оставалась около двух месяцев. Зимой, во время сезона охоты на пушного
зверя, царь взимал дань с оседлого населения по одной шкуре соболя с дома.
Оставаясь в это время главным образом в своей ставке у Трех Озер, он в то же
время, вероятно, совершал полюдье, пользуясь замерзанием Волги и других рек. С
открытием навигации он снова начинал взимать пошлину с приезжих купцов.
5.
Наличие князей и главы нового слагающегося государства—йылтывара
отражало уже далеко зашедшее классовое расслоение. При этом племенная, в
основном кочевая, знать, князья и в первую очередь сам царь булгар, для
упрочения своего господства стремились насадить ислам, как государственную
религию.
6.
В составе племени саваз также имелась кочевая родовая
знать. Основная же масса племени, по выражению Ибн-Фадлана «отребье», была,
вероятно, оседлая, земледельческая.
7. В 922 году, когда с приездом посольства
халифа, йылтывар Алмуш решил окончательно закрепить свою власть путем
официального принятия ислама, «народ саваз» отказался подчиниться его
требованиям. Основой этого движения были рядовые члены племени под руководством , по имени Вырах, который, происходил не из
кочевой знати. Опираясь на массу недовольных, Вырах захватил власть в племени саваз и
заставил племенную знать подчиниться себе.
8. Это
оппозиционное движение нашло отражение и в других племенах, по-видимому, среди
народных масс, причем образовалась партия враждебная исламизации с центром в
племени саваз.
9. Другая
партия, — сторонники йылтывара, — имела своим сосредоточением кочевую знать
племени эскэл, во главе с князем этого племени, который был женат на дочери царя
булгар.
10. При таких
обстоятельствах князь племени булгар, он же йылтывар Алмуш, принявший
мусульманское имя Джа‘фар, пригрозил войной и заставил «народ саваз» и в первую
очередь его кочевую знать подчиниться своей власти, после чего эта знать вместе
с кочевой знатью булгарских племен и с князем булгар откочевала в сторону
башкирских степей к речке Джаушыр (ныне Гаушерма), где и было окончательно
оформлено принятие ислама.
11. После этого
в ближайшие годы в болгарском царстве был основан город Булгар, а в области
«народа саваз» в промежутке между 922 и 948 годами возник город Савар. Находясь
непосредственно на торговом пути в Среднюю Азию и связанный к тому же рекой
Ватыг (Утка) с Волгой, этот город быстро расцветает экономически, конкурируя с городом Булгар.
12.
Политически город Сувар в промежутке между 948—959
годами, а может быть и до 980-ых годов, был центром особого княжества, в
котором князь чеканил монету со своим именем, что было признаком суверенности.
13.
С принятием ислама происходит окончательная булгаризация
знати племени суваз, что отражается также и в названии нового города Савар с
конечным «р». В дальнейшем Савар теряет свою политическую самостоятельность и
окончательно подчиняется Булгару. Между тем основная масса племени, по-видимому,
все же отказалась подчиниться новым порядкам и начала постепенно переселяться
на правый берег Волги, где часть племени жила, вероятно, и раньше. При этом она сохраняла свою языческую религию и некоторые особенности своего наречия. Из смешения этой части народа
«саваз» или «цаваз» с местным
населением правого берега Волги образовался чувашский народ [1].
Халиков в
предисловии к книге «Волжская булгария: духовная культура (Домонгольский
период, X- начало XII в.» писал, что в IX-XIII вв. на
берегах Волги и Камы, или древней Итили, сформировалась и развивалась Волжская
Булгария – первое государственное образование на северо-востоке Европы,
сыгравшее огромную роль в истории не только местных народов края, в том числе
особенно предков татарского народа, но и в средневековой истории Восточной
Европы. X-XIII вв. (до 136-1240-х гг.) были временем наиболее
самостоятельного и независимого развития Булгарии. Находясь на границе Европы и
Азии, Булгария впитала в свою экономику, социальную жизнь и культурное развитие
многие достижения, как собственных народов, так и всего средневекового мира,
находившегося в то время в апогее развития культуры мусульманского ренессанса.
В IX-X вв. Булгария представляла собой крайний
северо-западный предел распространения мусульманской религии и культуры[2].
Искажение:
·
Особенно
татарского народа;
·
Хронология
исламизации отодвинута в IX веках, что не соответствует историческим данным.
Обратим внимание на слова Г.Тукая
(ассимилированный татарами болгар-чуваш). Говоря словами Г. Тукая, одного из
продолжателей традиции этой древней культуры, «благоустроенные булгарские
города, булгарские села погибли, от них не осталось и следа, но народные песни,
которые мы называем ценнейшим наследием, не могли быть разбиты пушками и уничтожены
стрелами. Они все хранятся в памяти народа, они остаются невредимыми, минуя
несчастья и бедствия».
·
Благоустроенные
чувашские города; были уничтожены татаро-кыпчаками (с 1236 по 1395 гг. –
уничтожено до 170 городов);
·
Болгарские села
(было уничтожено татарами Тамерлана 2000 сел);
В болгаро-чувашской легенде о разгроме
Тамерланом болгарской земли (г. Биляр) поется:
Ты в Пюлер легко войдешь,
И свое лихое дело
Совершать ты в нем начнешь.
Как сказала бабка это,
Поскакал назад Тимер, -
Чтоб по ведьмину совету
Голубей послать в Пюлер...
И как ночь на степь спустилась,
И вокруг все обнял сои,
Злодеянье совершилось –
Град пылал со всех сторон!
·
Всего
татарами после 1236 года до 1243 года было уничтожено до 40% болгарского
населения (I этап
холокоста);
·
После
1391 по 1419 гг. было уничтожено 60% болгаро-чувашского населения (II этап холокоста);
Тукай, говорит о «народных песнях», так
как с 1236 года по 1552 гг. на Болгарских землях осело около 100 тысяч
татаро-кыпчаков. Все сельское и до 80% городского населения было болгаро-чувашским.
Народные сельские) песни пели
болгаро-чуваши, а не оккупанты (татаро-кыпчаки). Болгаро-чуваши после разгрома г. Биляр татарам Тамерлана
пели:
Эх, Пюлер ты наш родимый,
Вес монгол разграбил злой!
Как твоей дивились славе
Люди и самых дальних
стран...
Ты гордиться ею вправе,
Город чудо-великан!..
Сколько ты сокровищ разных
В тайниках своих скрывал,
С кем ты только — в будни,
в праздник —
Круглый год не торговал...
В твоих реках, светлых,
чистых,
Сколько рыбы развелось...
А в лесах твоих тенистых
Зверя всякого б нашлось!..
По твоим, Пюлер, долинам
Ручейки, журча, текли...
С ясным глазом журавлиным
Мы сравнить их лишь могли!
На лесных твоих полянах
От цветов рябит в глазах...
Хмель булгарский, в разных
странах,
Колобродил в погребах!..
Городов и сел повсюду
Быстро множилось число...
А коней вьючных, верблюдов
По дорогам сколько шло...
Молодежь от жизни сытой,
Только вечер настает,
Всюду смело и открыто
На луга гулять идет...
Бочки целые стояли
В погребах у нас с вином.
Мы домов не запирали,
Будь хоть ночью то, хоть
днем.
Славно мы в Пюлере жили,
Не скучали никогда...
Богачи лишь хлеб гноили,
В закромах своих всегда!
В светлой праздничной
одежде –
Снега белого белей –
Шел чуваш на пашню прежде,
Чтоб работать веселей...
Эх, и добрый собирали
Урожай с родной земли!..
Русских братьев выручали
Хлебом, салом, чем могли!
Если пашню мы пахали
У родного у села.
Пять коней мы в плуг
впрягали,
Чтоб быстрей работа шла...
И по самым дальним странам
Разнеслась, крылата весть,
Что с врагами пюлерянам
Потягаться сила есть!..
Что чужого нам не надо —
Своего довольно нам...
Из Хорезма и Багдада
Рады были мы гостям!..
По неделям мы гуляли —
Пиво-мед текло рекой...
И друзей мы награждали
Богатырскою рукой!
А потом и за работу
Снова брались с огоньком…
Тот, кто трудится до поту,
Тот гуляет с удальством!..
А плясали как мы лихо —
Вся земля гудит вокруг!..
И под гусли, нежно, тихо,
Запевали песни
вдруг...
Вывод
1.
Фальсифицированная
древнеболгарская история захлестывает сайты, блоги Интернета.
2.
Концепция
«татары-болгары» закладывается в умы читателя. Например, в материале
«Болгары – это татары» говорится, что Как передаёт агентство Dnes.bg,
директор Центра исследования политических проблем Анастас Вагели заявил, что в
последнее время проявляются тревожные националистические и шовинистические
тенденции. В частности, его беспокоят созданные в Facebook группы «Македония
является болгарской» и «Булгары - это татары». Однако заявление, что
современные болгары и татары произошли от одного древнего народа далеко беспочвенны. Такое заявление не имеет под
собой историко-языческую почву.
Литература
1. Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по
данным Ахмеда ибн-Фадлана / А.П. Ковалевский – Чебоксары, 1954. – С. 45-50.
2. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная
культура (Домонгольский период, X – нач. XIII вв.) / Г. М. Давлетшин – Казань, 1990. – С.3.
Комментариев нет:
Отправить комментарий