26 мая 2012

Использование Интернета в продвижении фальсифицированной истории древнеболгарской цивилизации


Тафаев.Г.И.
Использование Интернета в продвижении фальсифицированной истории древнеболгарской цивилизации
Интернет – чудо XX века в посление десятилетия XXI века стал широко применяться в учебном процессе. Десятки тысяч статей по истории, культуре, искусству и т.д. размещены на сайтах, блогах «мировой паутины». До 80% школьников и до 99% студентов регулярно пользуются всемирной информационной службой. Процесс прекрасен и необходим для учебного процесса. К сожалению, большая часть историко-культурной ниши забиты фальсифицированной информацией. Большинство материалов, которые относятся к истории и культуре, политике и архитектуре Волжско-Камской Болгарии ориентирована на ложную историю татаро-болгар. Чувашская, марийская, мордовская, удмуртская, русская история тиражируется в искаженном виде.
У чувашской интеллигенции в XXI веке чувство обреченности, изъятия своей родной древнеболгарской истории, языка, культуры резко обострилось. Например, сотни статей профессора, директора  Межрегионального историко-культурного фонда «Волжская Болгария» Димитриева В.Д. размещены на сайте фонда и  около одной тысячи статей автора. К сожалению, по всем направлениям чувашская историческая школа отступает.
Краевед Ф.В. Искандеров из г. Ульяновска в своем обращении «Манифесте чувашам» от боли за уходящую историю пишет: «Чуваши! Уважайте свою нацию, любите и помогайте друг другу, даже если поссорились или имеете неприязнь! Избегайте мелких счетов и раздора, будьте дружны между собой. Наша сила – в слаженном единстве, в нем залог спасения и процветания чувашской нации. Проявляйте солидарность, не оставляйте в беде своего единородца. Окажешь помощь – он поможет вам в другом. Берегите друг друга! В мире этические конкуренции жестоки, в них нет мягкодушия со стороны других наций, в отношении сохранения чувашской национальной культуры. Каждый народ сам заботится о своем будущем. Многие народы погибли в рассеянии, потому что у них не было чувства духовного единства и четкой программы действия. И лишь благодаря чувству сплоченного коллективизма можно сохраниться, пройдя через века, преумножиться и окрепнуть. Духовное единство, национальное самосознание и программа действия – это основные средства к достижению цели.
Главное:
·        Солидарность;
·        Любовь;
·        Спасение;
·        Сохранение истории, культуры;
·        Сплоченность;
·        Коллективизм;
·        Духовное единство;
·        Национальное самосознание;
·        Вера и действие;
·        Путь конфронтации с татарами или евреями, с русскими или марийцами – это путь раскола и войны. Что же предполагает ульяновский краевед:
1.     Поскольку принципы, гарантированные Конституцией РФ, часто остаются лишь написанными на бумаге сегодня мы вынуждены продумать план действий для сохранения чувашской национальной культуры без использования тактики экстремистов, разжигающих межнациональную рознь, толкающих в беззаконие  приводящих к развалу Российского государства. Для чувашской нации распад государства губителен, так как чуваши проживают рассеяно по всей территории России и имеют много смешанных семей. Мы не пойдем по пути разрушителей! Во имя спасения наши и родины, мы сплотимся без травли других.
2.     Чуваши!  Шире привлекайте своих людей близких по крови и духу, только они обеспечат вам надежный тыл. Формируйте свои национальные кадры. Кадры сегодня - это наше завтра. Готовьте чувашскую молодежь принять эстафету поколений.  Каждый раз, когда уходит старшее поколение, на его смену должна встать молодежь, знающий родной язык, историю и национальную культуру. Доверяйте им, не смотря на их неопытность, опыт придет со временем.  Мы обязаны передать нашим наследникам больше, чем мы приняли от отцов или предшественников, а сохранив и преумножив принятое, передадут это в свою очередь потомкам. В преемственности поколений - на стабильность и бессмертие. Верь в себя и в будущее чувашского народа! Мы обязаны сделать все, что в наших силах. Защищайте интерес нации, опираясь на общество, на проверенных близких людей и на родных. Стремитесь благополучию, добившись какого-либо успеха, не бойтесь покровительствовать чувашам. С ростом благосостояния каждого чуваша, увеличивается благосостояние народа в целом. Не бойтесь прослыть националистами -  патриотами,  мы любим свой народ и свою страну, но в то же время не принижаем других.
3.     В интересах чувашского народа говорите, и действуйте уверенно, напористо, амбициозно, решительно, ошеломляюще. Разоблачайте людей, разобщающих и дестабилизирующих наше общество, мешающих сохранению развитию чувашской национальной культуры. Дайте им публичный жестокий отпор. Информируйте через население и друг другу о том, что или кто может сотворить нам вред или пользу.
4.     Будьте за единородца, как за члена своей семьи. Равнодушие к своей нации равно предательству.
5.     Ознакомившись с текстом (заучив манифест с эпилогом), передайте его другим чувашам, и этим вы разбудите сомневающегося и поднимете народ на осуждение зла - от идеологических преступников, расшатывающих устой Российского государства и развитие национальной культуры.
6.      В наше сложное время будьте мудры и бдительны, умейте отстаивать интересы нации и себя защитить!
·        Кадры;
·        Развитие культуры;
·        Отстаивать интересы нации.

Что же предлагают другие авторы? Например, в Чувашии активно работает фонд «Сувар». Они ставят задачу возрождение суваро-чувашского духа. Опираются они на работы В.В.Николаева,  Ковалевского и других.  А.П. Ковалевский в работе « Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана» о суварах писал следующее: Стремление булгарского царя завершить исламизацию путем установления непосредственной связи с багдадским халифом определялось с одной стороны желанием укрепить свой авторитет, в част­ности в глазах среднеазиатских мусульманских правителей, принятием титула «клиента повелителя правоверных», с другой стороны наличием сложных политических взаимоотношений между народами, расположенными на южных торговых путях, в том числе родственного союза булгарского царя с началь­ником войска огузов.
Так как конец Мешхедской рукописи утерян, то мы не имеем конкретных сведений о том, что произошло на съезде булгарской знати на реке Джаушыр и тем более о дальней­ших событиях у народа суваз. .Здесь, говоря словами Н. И. Ашмарина,—пока возможны только одни гадательные предположения, которые редко ведут к истине.
Но все же, если с одной стороны учесть, что названия саваш-саващ и чаваш являются лишь видоизменениями того же самого слова, а с другой стороны обратить внимание на замечательный факт, указанный П. Г. Григорьевым, что чува­ши, также как и сувазы в 922-ом году, в продолжение мно­гих веков упорно не хотели принимать ислама, нельзя не увидеть тесную связь между обоими народами. Вместе с тем мы видим, что первоначально сувазы в основном находились на левом берегу, чуваши же вот уже много веков живут на правом берегу Волги. Отсюда предположение о постепенном переселении на правый берег напрашивается само собою. Это было, конечно, связано с нежеланием подчиняться господству булгарской знати и ее новому государственному порядку. На первых порах исламизация носила поверхностный характер и касалась главным образом знати. Сами булгары не отличались особенным миссионерским рвением. При этом, по-видимому, значительная масса суваз оставалась еще долго на левом бере­гу Волги, на торговом пути в Среднюю Азию. Многочислен­ные заимствования в чувашском языке из арабского очень стары и в основном не восприняты через посредство татар­ского языка. Отчасти они отражают даже непосредственное соприкосновение с арабами, то есть относятся к очень ран­ней эпохе десятого или может быть даже девятого века. Одна­ко, начиная уже с десятого века, оставшиеся на месте сувазы постепенно сливаются с булгарами. Остальная же часть пере­селяется все далее и далее на запад, и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь компактную народность, унаследо­вавшую старое название саваз—чаваш.
Что касается долины реки Утки, то здесь уже вскоре пос­ле описанных у Ибн-Фадлана событий было заложено новое полунезависимое княжество. Центром этого княжества стал новый город Сувар. Экономический расцвет этого города и рост его политического значения определялись тем обстоятель­ством, что он лежал непосредственно на большом торговом пути в Среднюю Азию, причем посредством реки Утки, кото­рая для тогдашних судов была судоходна, он был связан так­же с бассейном Волги. Ибн-Фадлан, несомненно, проезжал это место, когда переправлялся здесь через упомянутую реку, но никакого города на этом месте не упоминает, так как он тогда еще не существовал. Правда, не существовал тогда и город Булгар, но, как показывают раскопки Болгарского городища, именно на так называемом Бабьем Бугре, на этом месте все же имелось очень старое поселение, восходящее еще к до- булгарскому времени. Раскопки же на месте Сувара не обнаружили никакого более раннего догородского поселения. Ведший эти раскопки А. П. Смирнов прямо говорит: «Вал этой части городища насыпан на слое погребенного чернозема, что дает право говорить о возникновении города не на старом поселении, а на новом месте». Среди найденных здесь ве­щей, как отмечает тот же археолог, «имеются отдельные эк­земпляры с характерными хронологическими границами, укла­дывающимися в рамки X—XIV вв.» Однако, хотя этот «новый» город Сувар, возник уже вскоре после приезда Ибн-Фадлана, он сразу же начинает играть выдающуюся экономи­ческую и политическую роль. В Суваре не только создаются мощные укрепления, но уже в 948-949-ом году были выбиты монеты с названием этого города. Таким образом, город Сувар возник и успел сделаться крупным политическим центром в промежуток времени от 922 до 948 года, то есть в течение каких-нибудь 26 лет.
На этом вопросе следует остановиться. В начале X века в булгарском царстве не было своей металлической монеты. Ибн-Русте поэтому поводу говорит: «Главное их имущество — куницы. У них нет денег. Право же, дирхемы у них— куницы, причем одна куница обращается среди них по цене в два с половиной дирхема. И право же, белые круглые дирхемы привозятся из областей ислама и они их покупают». Анало­гичное сообщение имеется и у Ибн-Фадлана, но только не о булгарах, а о русах. Правда, оно сохранилось не в Мешхедской рукописи, а в персидских пересказах XII и XVI веков, но принадлежность его Ибн-Фадлану весьма вероятна. Так, у так называемого А. Туси читаем: «Дирхемы русов это шкурки белки и соболя, без шерсти, но с хвостом, передними и зад­ними лапами, когтями и головой. Если чего-нибудь недостает, го от этого шкурка становится бракованной. Их оттуда вывозить нельзя, — их отдают за товары. Весов там не имеют, но только стандартные слитки металла. Как видим, об обмене на серебряные среднеазиатские дирхемы здесь нет речи. Но Ибн-Фадлан также рассказывает о том, как торговец-рус, прибывший на базар в страну булгар, просит своего бога, чтобы он послал ему «купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы. Привезенных с со­бою соболей этот купец в данном случае уже продавал за звонкую монету. Однако все же своей металлической монеты, и в это время в булгарском царстве не было. Ее появление тесно связано с признанием над собою верховного главенства халифа. Именно с того времени, когда царь булгар признал над собою, верховную власть повелителя правоверных и стал официально называть себя его «клиентом» (с пятницы 17 мая 922-го года), стало возможным помещать и на монетах, поскольку таковые начали чеканиться, рядом с именем соот­ветствующего халифа имя местного правителя. Правда, вначале этого, невидимому, не делалось по техническим причинам.
Р. Р. Фасмер в своем исследовании «О монетах Волжских Болгар X века» на большом фактическом материале показал, что на берегах средней Волги в значительном количестве чеканились саманидские монеты местной «варварской» чекан­ки, на которых сохранялись все легенды их оригиналов, то- есть названия городов и годов чеканки в саманидском госу­дарстве, а также имя тогдашнего саманидского эмира. Бывали случаи, когда название среднеазиатского города заменялось» названием города Булгара или Сувара. При этом, хотя все легенды указывают на саманидское государство, это ни в коем случае не означает, что упомянутые два города входили в состав этого государства.
Между тем булгарский князь Микаил ибн-Джа‘фар, повидимому, сын того самого булгарского царя Алмуша, который по совету Ибн-Фадлана принял мусульманское имя Джа'фар, начал заменять на дирхемах имя саманидского эмира своим собственным. При этом опять таки города и годы монеты - оригинала сохранялись. Так, с именем этого Микаил а имеются дирхемы, носящие названия городов и дат чеканки: Самар­канд— 306 год хиджры (918—919 г. н. э.), Шаш (Ташкент),. Балх, Нишапур—308 г. х. (920—921 г. н. э.). Эти годы отнюдь не соответствуют времени чеканки данной монеты, а взяты механически с тех образцов, с которых она копирова­лась. Это обстоятельство вводило в заблуждение прежних исследователей, которые считали, что упомянутый на этих монетах Микаил ибн-Джа'фар действительно был какой-то правитель в Средней Азии, узурпировавший власть саманид­ского эмира. Недоразумение разъяснилось, когда в 1913-ом году в Эстонии была найдена монета с этим же именем, но с указанием, что она чеканена в «городе Булгаре». Это дало возможность Р. Фасмеру установить, что этот Микаил ибн-Джа'фар был именно булгарским князем. К сожалению, год чеканки на монете отсутствует.
Следующая серия монет, которые чеканились в городе Булгаре, уже систематически носят на себе название этого  города и относятся в основном к 366 году хиджры (976—977 г. н. э.) и одна к 370-ым годам хиджры, то-есть к 980—991 го дам н. эры (цифра единиц не может быть прочитана). Чека­нил их булгарский князь Мумин ибн-ал-Хасан. Его  правиль­ное имя, как кажется, окончательно установил Р. Фасмер на основании сличения шести монет.
Тем временем еще с 337 года хиджры (948—949 г. н. эры) началась чеканка своих монет в городе Суваре. Эти монеты носят имя князя Талиба ибн-Ахмеда и отмечены годами хид­жры 337, 338, 341 и 347, то есть относятся к периоду с 948 по 959 год н. э. Битье монеты со своим именем считалось признаком суверенности правителя, так что в это время город Сувар  был центром самостоятельного княжества. По-видимому, он переживал в то время экономический расцвет.  Р. Фасмер отмечает, в отличие от «варварской чеканки» монет Михаила ибн-Джа‘фара, „изящные монеты Талиба ибн-Ахмеда. Сколько времени продолжалось самостоятельное существова­ние Суварского княжества, установить трудно. Имеется мо­нета некоего Мумина  ибн-Ахмеда, датированная 366 годом х. (976—977 г. н. э.), на которой X. Френ читал название Сувара. Однако в такой же мере возможно и чтение «Булгар». Несомненно, что дальнейшие исследования в этой области могут еще многое выяснить. Так, еще не все найденные монеты до­статочно изучены или даже описаны. Следовало бы обратить внимание на особые знаки, имеющиеся на двух монетах 976—977 года,—именно, на монете, выбитой в Булгаре, знак вроде перевернутой буквы А, а на монете, на которой X. Френ чи­тал название города Сувара, нечто вроде лежащей на боку буквы Т с боковой черточкой. Возможно, что это тамги булгар и суваз.
Мы не можем сомневаться в том, что народ суваз в это время оставался коренным населением нового княжества. Однако, приняв мусульманство, жители города Сувара и его окрестностей, несомненно, вскоре утратили свои бытовые и языковые отличия и окончательно слились с булгарами. Это проявляется прежде всего в самом названии города Сувар, с ,,р“ на конце. Куфическое письмо на монетах не дает возмож­ности различить буквы „р“ и „з“, которые пишутся одина­ково. Однако сообщения различных восточных авторов и позднейшие надгробные надписи Булгарского царства не ос­тавляют сомнения в том, что обычное наименование этого города произносилось с конечным ,,р‘. Таким оно сохранилось в местном произношении вплоть до наших дней. Это не зна­чит, что другое произношение исчезло. Та часть населения, которая сохраняла свои прежние диалектические особенности, перенесла на этот город старое племенное название «саваз», что и могло найти свое отражение в написании
некоторых рукописей (ал-Идриси). После монгольского на­шествия местное население начало усиленно переселяться на правый берег Волги и дальше на запад, на левом же берегу власть захватила кыпчакская знать. Булгария стала частью Золотой Орды. Золотоордынские ханы, особенно Узбек (1312— 1340), проводили дальнейшее насильственное насаждение ислама, посылали в соседние языческие области миссионеров и т. д. Восточная часть нынешней Чувашии, именно область анатри, вошла непосредственно в состав Булгарского ханства (теперь мы можем его так называть). Однако чуваши в массе своей не приняли ислама и не отатарились. Что же касается области на левом берегу, то здесь приток кыпчакского эле­мента и его господствующее положение привели к тому, что население утратило свой прежний язык. Н. Ф. Калинин в сво­ей работе „К вопросу о происхождении казанских татар показывает этот процесс на материале надгробных надписей. Выделив с одной стороны роскош­ные памятники новой знати с надписями на татаро-кыпчакском языке (главным образом в городе Булгаре) и с другой сто­роны массу бедных памятников с элементами чувашского (т. е. булгарского) языка, Н. Ф. Калинин устанавливает кате­горию надписей, принадлежащую средней группе. Это— «сред­няя этническая группа, искони жившая в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать»—«С утратой Суваром прежнего положе­ния, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки суварской знати, утратившие политическое значение, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых тра­диций в языке, обычаях. Надо, однако, заметить, что в эту эпоху, поскольку это касается левого берега, эти «старые традиции» могли быть уже только булгарскими. Только фе­одальная знать, осевшая в области анатри, могла иметь нечто общее с чувашским населением. Точно также совершенно на­прасны попытки искать диалектические различия в языке над­писей, основываясь на  «булгари» и «сувари». Ясно, что происхождение умершего отнюдь не определяет характе­ра того языка, на котором написана его эпитафия. Во всяком случае, в это время судьба города Сувара не была связана с чувашским народом, который уже давно жил своей собствен­ной жизнью.
Подведем некоторые итоги:
1. В начале X века на левом берегу Волги существовали с одной стороны булгарские племена— в основном три: соб­ственно булгары, эскэл и барсула,— с другой стороны большое племя или «народ», носивший название «саваз» или «суаз», которое к числу болгарских племен не принадлежало. Племя это жило в районе реки Утки, а может быть уже в то частично на правом берегу Волги.
2.                Язык этого племени или «народа саваз», возможно в то время был булгарский, но с некоторыми диалектическими особенностями, в том числе с наличием звука «з» или «с» на месте некоторых булгарских «р», а также, вероятно, о преобладанием глухих согласных. Самое название племени является древней формой названия «чаваш» и, надо полагать, было местного происхождения.
3.                Во главе каждого из булгарских племен стоял князь, титул которого Ибн-Фадлан передает арабским словом «малик» или «эмир». Так, был князь булгар, князь племени эскэл и другие. Князь булгар, кроме того, присвоил себе более высо­кий титул «йылтывар» (эльтэбэр), к которому после принятия ислама был добавлен титул  «клиент повелителя правоверных». Йылтываром  в начале X века был булгарский князь Алмуш. В 922-ом году он правил уже, по крайней мере, 15—20 лет.
4.  Булгарская знать и их князь, или «царь булгар», со­храняли в основном кочевой образ жизни и жили в юртах. В 922-ом году городов еще не было. Ставка царя находилась в местности Трех Озер в шести километрах от Волги, где на берегу был постоянный базар,— так называемое «место Атал». Царь находился здесь весной, когда с вскрытием и разливом реки сюда прибывали торговцы с верховьев Волги  и Камы, из Хазарии, а также купцы из Средней Азии. Царь лично взимал 1/10 часть пошлины с товаров и рабов. В то же время стада булгар паслись в этом районе. В середине лета племенная знать перекочевывала на восток к башкирским сте­пям, где оставалась около двух месяцев. Зимой, во время сезона охоты на пушного зверя, царь взимал дань с оседлого населения по одной шкуре соболя с дома. Оставаясь в это время главным образом в своей ставке у Трех Озер, он в то же время, вероятно, совершал полюдье, пользуясь замерзани­ем Волги и других рек. С открытием навигации он снова на­чинал взимать пошлину с приезжих купцов.
5.                Наличие князей и главы нового слагающегося государ­ства—йылтывара отражало уже далеко зашедшее классовое расслоение. При этом племенная, в основном кочевая, знать, князья и в первую очередь сам царь булгар, для упрочения своего господства стремились насадить ислам, как государ­ственную религию.
6.                В составе племени саваз также имелась кочевая родо­вая знать. Основная же масса племени, по выражению Ибн-Фадлана «отребье», была, вероятно, оседлая, земледельческая.
7.     В 922 году, когда с приездом посольства халифа, йылтывар Алмуш решил окончательно закрепить свою власть путем официального принятия ислама, «народ саваз» отказал­ся подчиниться его требованиям. Основой этого движения были рядовые члены племени под руководством ,  по имени Вырах, который, происходил не из кочевой знати. Опираясь на массу недовольных,  Вырах захватил власть в пле­мени саваз и заставил племенную знать подчиниться себе.
8. Это оппозиционное движение нашло отражение и в дру­гих племенах, по-видимому, среди народных масс, причем образовалась партия враждебная исламизации с центром в пле­мени саваз.
9. Другая партия, — сторонники йылтывара, — имела своим сосредоточением кочевую знать племени эскэл, во главе с кня­зем этого племени, который был женат на дочери царя булгар.
10. При таких обстоятельствах князь племени булгар, он же йылтывар Алмуш, принявший мусульманское имя Джа‘фар, пригрозил войной и заставил «народ саваз» и в первую очередь его кочевую знать подчиниться своей власти, после чего эта знать вместе с кочевой знатью булгарских племен и с князем булгар откочевала в сторону башкирских степей к речке Джаушыр (ныне Гаушерма), где и было окончатель­но оформлено принятие ислама.
11. После этого в ближайшие годы в болгарском царстве был основан город Булгар, а в области «народа саваз» в про­межутке между 922 и 948 годами возник город Савар. Нахо­дясь непосредственно на торговом пути в Среднюю Азию и связанный к тому же рекой Ватыг (Утка) с Волгой, этот город быстро расцветает экономически, конкурируя с городом Булгар.
12.           Политически город Сувар в промежутке между 948—959 годами, а может быть и до 980-ых годов, был центром особого княжества, в котором князь чеканил монету со сво­им именем, что было признаком суверенности.
13.           С принятием ислама происходит окончательная булгаризация знати племени суваз, что отражается также и в на­звании нового города Савар с конечным «р». В дальнейшем Савар теряет свою политическую самостоятельность и окон­чательно подчиняется Булгару. Между тем основная масса племени, по-видимому, все же отказалась подчиниться новым порядкам и начала постепенно переселяться на правый берег Волги, где часть племени жила, вероятно, и раньше. При этом она сохраняла свою языческую религию и некоторые особен­ности своего наречия. Из смешения этой части народа «саваз» или «цаваз» с местным населением правого берега Волги об­разовался чувашский народ [1].
Халиков в предисловии к книге «Волжская булгария: духовная культура (Домонгольский период, X- начало XII в.» писал, что в IX-XIII вв. на берегах Волги и Камы, или древней Итили, сформировалась и развивалась Волжская Булгария – первое государственное образование на северо-востоке Европы, сыгравшее огромную роль в истории не только местных народов края, в том числе особенно предков татарского народа, но и в средневековой истории Восточной Европы. X-XIII вв. (до 136-1240-х гг.) были временем наиболее самостоятельного и независимого развития Булгарии. Находясь на границе Европы и Азии, Булгария впитала в свою экономику, социальную жизнь и культурное развитие многие достижения, как собственных народов, так и всего средневекового мира, находившегося в то время в апогее развития культуры мусульманского ренессанса. В IX-X вв. Булгария представляла собой крайний северо-западный предел распространения мусульманской религии и культуры[2].
Искажение:
·        Особенно татарского народа;
·        Хронология исламизации отодвинута в IX веках, что не соответствует историческим данным.
Обратим внимание на слова Г.Тукая (ассимилированный татарами болгар-чуваш). Говоря словами Г. Тукая, одного из продолжателей традиции этой древней культуры, «благоустроенные булгарские города, булгарские села погибли, от них не осталось и следа, но народные песни, которые мы называем ценнейшим наследием, не могли быть разбиты пушками и уничтожены стрелами. Они все хранятся в памяти народа, они остаются невредимыми, минуя несчастья и бедствия».
·                   Благоустроенные чувашские города; были уничтожены татаро-кыпчаками (с 1236 по 1395 гг. – уничтожено до 170 городов);
·                   Болгарские села (было уничтожено татарами Тамерлана 2000 сел);
В болгаро-чувашской легенде о разгроме Тамерланом болгарской земли (г. Биляр) поется:
Ты в Пюлер легко войдешь,
И свое лихое дело
Совершать ты в нем начнешь.
Как сказала бабка это,
Поскакал назад Тимер, -
Чтоб по ведьмину совету
Голубей послать в Пюлер...
И как ночь на степь спустилась,
И вокруг все обнял сои,
Злодеянье совершилось –
Град пылал со всех сторон!
·        Всего татарами после 1236 года до 1243 года было уничтожено до 40% болгарского населения (I этап холокоста);
·        После 1391 по 1419 гг. было уничтожено 60% болгаро-чувашского населения (II этап холокоста);
Тукай, говорит о «народных песнях», так как с 1236 года по 1552 гг. на Болгарских землях осело около 100 тысяч татаро-кыпчаков. Все сельское и до 80% городского населения было болгаро-чувашским. Народные  сельские) песни пели болгаро-чуваши, а не оккупанты (татаро-кыпчаки). Болгаро-чуваши  после разгрома г. Биляр татарам Тамерлана пели:
Эх, Пюлер ты наш родимый,
Вес монгол разграбил злой!
Как твоей дивились славе
Люди и самых дальних стран...
Ты гордиться ею вправе,
Город чудо-великан!..
Сколько ты сокровищ разных
В тайниках своих скрывал,
С кем ты только — в будни,
в праздник —
Круглый год не торговал...
В твоих реках, светлых, чистых,
Сколько рыбы развелось...
А в лесах твоих тенистых
Зверя всякого б нашлось!..
По твоим, Пюлер, долинам
Ручейки, журча, текли...
С ясным глазом журавлиным
Мы сравнить их лишь могли!
На лесных твоих полянах
От цветов рябит в глазах...
Хмель булгарский, в разных странах,
Колобродил в погребах!..
Городов и сел повсюду
Быстро множилось число...
А коней вьючных, верблюдов
По дорогам сколько шло...
Молодежь от жизни сытой,
Только вечер настает,
Всюду смело и открыто
На луга гулять идет...
Бочки целые стояли
В погребах у нас с вином.
Мы домов не запирали,
Будь хоть ночью то, хоть днем.
Славно мы в Пюлере жили,
Не скучали никогда...
Богачи лишь хлеб гноили,
В закромах своих всегда!
В светлой праздничной одежде –
Снега белого белей –
Шел чуваш на пашню прежде,
Чтоб работать веселей...
Эх, и добрый собирали
Урожай с родной земли!..
Русских братьев выручали
Хлебом, салом, чем могли!
Если пашню мы пахали
У родного у села.
Пять коней мы в плуг впрягали,
Чтоб быстрей работа шла...
И по самым дальним странам
Разнеслась, крылата весть,
Что с врагами пюлерянам
Потягаться сила есть!..
Что чужого нам не надо —
Своего довольно нам...
Из Хорезма и Багдада
Рады были мы гостям!..
По неделям мы гуляли —
Пиво-мед текло рекой...
И друзей мы награждали
Богатырскою рукой!
А потом и за работу
Снова брались с огоньком…
Тот, кто трудится до поту,
Тот гуляет с удальством!..
А плясали как мы лихо —
Вся земля гудит вокруг!..
И под гусли, нежно, тихо,
Запевали песни вдруг... 
Вывод
1.                Фальсифицированная древнеболгарская история захлестывает сайты, блоги  Интернета.
2.                Концепция «татары-болгары» закладывается  в  умы читателя. Например,  в материале  «Болгары – это татары» говорится, что Как передаёт агентство Dnes.bg, директор Центра исследования политических проблем Анастас Вагели заявил, что в последнее время проявляются тревожные националистические и шовинистические тенденции. В частности, его беспокоят созданные в Facebook группы «Македония является болгарской» и «Булгары - это татары». Однако заявление, что современные болгары и татары произошли от одного древнего народа далеко  беспочвенны. Такое заявление не имеет под собой историко-языческую почву.
Литература
1.     Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана / А.П. Ковалевский – Чебоксары, 1954. – С. 45-50.
2.     Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, X – нач. XIII вв.) / Г. М. Давлетшин – Казань, 1990. – С.3.













Комментариев нет: