Тафаев Г.И.
Фальсификация
исторического прошлого псевдоисториками Среднего Поволжья
Пожар в Болгаре (Разгром г.
Пюлер)
Плачут дети в колыбелях,
Жены мечутся, кричат:
Неужели, неужели
Город пламенем объят?!
Боже, боже, погибаем!
Будь ты проклят, басурман!..
Бог огня, к тебе взываем:
Укроти сей ураган!..
Помоги! Спаси! Помилуй!
Добрый бог наш пюлехсе!..
Дай нам разум! Дай нам силы!
Ведь живьем сгорим мы все!..
Страшно глянуть даже глазом,
Словно гибнет белый свет...
Все сгорим, как мухи, разом,
Никому пощады нет!
Лютый враг рычит, кусает,
Точно бешеный кабан...
Лишь о крови помышляет
Разъярившийся каган!
- Догоришь, как факел, скоро,
Эх, Пюлер ты наш, Пюлер!..
Всех, кто дышит, без разбора,
Умертвить решил Тимер.
-Бог огня! И ты усердным
У него вассалом стал!..
Боже, боже милосердный!
Вон! Дворец уж запылал!..
В нем три дочери царевы —
Как без слез на них глядеть?!
светлых платьицах шелковых
От огня бегут в мечеть..
Но и здесь догнало пламя
Славных царских дочерей!
И... вдруг, ставши лебедями,
За семь речек и морей
Собрались лететь сестрицы,
Смело крыльями взмахнув,
Три прекрасные –
девицы,
На родной Пюлер взглянув
И промолвив на прощанье:
- Мы с собою в путь берем
Все те муки и страданья,
Что в краю у нас родном
Люди терпят от Тимера...
Пусть сердца нам вечно жжет
Пепел славного Пюлера
— Час возмездия придет!..
И тогда назад мы снова
Прилетим в родной свой дому
И в тени родного крова
Мы привольно заживем.
Но сперва все села наши,
Все большие города,
Божий гнев жестокий, страшный
Уничтожит без следа…
Геополитики отмечают, что современные идеологии, новейшие
технологические и цивилизационные сдвиги, безусловно, меняют рельеф мира, но не
могут отменить некоторых базовых закономерностей, связанных с природными и
культурными циклами, исчисляемыми тысячелетиями. Древнеболгарская цивилизация
прошла этап «смешения» на Северном Кавказе, достигла расцвета в Среднем
Поволжье.
Волжская Болгария в течение 500 лет держала факел цивилизации и
светила всем народам Среднего Поволжья и Приуралья.
За эти тысячелетия сформировались:
·
Древнеболгарская
(дунайско-болгарско-славянская) цивилизация;
·
Древнеболгарская
(чувашская средневолжская языческая) цивилизация;
·
Обе
цивилизации (дунайская) и волжско-чувашская (Волжско-Камская) и в XXI веке сохранились.
Таким образом, глобальными геополитическими категориями можно
считать:
·
Пространство-территорию
Великой Болгарии, Волжской Болгарии;
·
Язык
– древнеболгарский R-язык
(носители болгаро-чувашского типа);
·
Этнос
(древнеболгарский, который был расчленен в ходе монголо-татарского разгрома
Батыя, татарско-тамерлановского геноцида 90 г. XIV века;
·
Ресурсы
– природные богатства Волжской Болгарии, Среднего Поволжья, эпохи Казанского
ханства.
Местоположение государства, ресурсы, по мнению геополитиков, дают могущество и
силу. Совокупность пространства, этнома, языка, ресурсов дают стимул к
«экспансии жизни». Английский историк Арн. Дж. Тойнби (1889-1975), который
родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже
и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде
Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип
стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился
на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919–1924 был
профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории
Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 – научным
руководителем Королевского института международных отношений и научным
сотрудником Лондонского университета. В 1920–1946 – редактор «Обзора
международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби – директор
научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал
кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975. Он
написал следующие исследования: «Западный вопрос в Греции и Турции» (1922),
«Греческая историческая мысль» (1924), «Америка и мировая революция» (1962).
Главный труд – «Постижение истории» (12 томов, 1934-1961).
Для нас, конечно, интересна работа «Постижение истории», которая
выдвигает концепцию цивилизаций. Мы в своих учебниках опираемся на
цивилизационный подход в истории. Исследователь считает, что именно цивилизация, а не отдельная нация,
может быть объектом анализа с точки зрения исторических закономерностей её генезиса
и развития. Каждая цивилизация, возникнув, проходит в своём развитии ряд
стадий: рождение (генезис), рост, расцвет, надлом и распад (разложение). Всего
на протяжении человеческой истории Тойнби насчитал 21 цивилизацию. В основу
теоретического описания развития цивилизаций он положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческого меньшинства». Тойнби выделяет два типа цивилизаций: независимые и родственно связанные (по принципу материнской и дочерней).
Таким образом, по Тойнби мы можем отметить, что древнеболгарская
(волжскоболгарская) цивилизация является материнский, а родила она две
цивилизации носители R-языка.
Дунайская Болгария
|
Волжская Болгария
|
Великая Болгария
|
·
Материнская – Великая Болгария кагана Кубрата
·
Дочерние – Дунайская и Волжская Болгарии.
К сожалению, в головах псевдоисториков в XXI веке ощущается путаница. Например, Рафаэля Хакимова в
книге «Метаморфозы духа» [1].
Рафаэль Хакимов в своей монографии утверждает, что
предки татар (тюркоязычные гунны) двигались из глубины Азии на запад и в
155-158 гг. н.э. обосновались в Волго-Уральском регионе [2]. В этом тексте две
фальсификации:
1. Предками татар гунны никак не могли быть;
·
Гуннские племена были носителями тюркского
болгаро-чувашского R-языка, а татары – носители татаро-кыпчакского Z-языка;
2. Р. Хакимов утверждает, что гунны – предки татар осели на западе в 155-158
гг. н.э.
·
Тоже – ложь. Гуннские племена осели в низовьях Волги в
IV веке (475 году);
·
Болгаро-суварские племена носители R-языка оказались в Причерноморье в конце II-начале III веков.
Вторая фальсификация со стороны Хакимова еще
интереснее. Он считает, что « в X в. болгары – одна из западных ветвей гуннов – после
распада Западно-тюркского каганата создает одновременно на Дунае и на Волге
самостоятельные государства» [3]. Один из сыновей Кубрата – Аспарух объединяет
славян, а другой сын – тюрков и финно-угров. Возникает христианская Болгария на
Дунае и мусульманская Булгария на Средней Волге» [4].
Вновь фальсификация:
·
Болгары не могут быть западными гуннами. Болгары и
гунны, конечно, говорили на архаичном болгаро-чувашском R-языке, но отличались хронологией переселения на запад.
1. Болгары и сувары переселились в конце II – начале III вв.
2. Гунны – носители R-языка – в V веке, в ходе Великого
переселения народов.
Другая фальсификация связана с Западно-тюркским
каганатом.
·
По утверждению российских исследователей (Х.Х. Биджиева,
В. Ф. Каховского, В.Д. Димитриева, Г.И.Тафаева и других) болгары добились
независимости в восстании в 631-632 гг. В ходе восстания болгары
причерноморские (кубратовы) создали независимое
Болгарского государство. Великая Болгария существовала 25 лет и только
после смерти Кубрата – кагана была
поглощена Хазарско-Болгарским каганатом (660 г.)
Задолго до распада Западно-тюркского каганата болгары Кубрата создали свое
Великоболгарское царство. Следует заметить, что в 619 году Орган и будущий
каган Кубрат приняли христианство в Константинополе. Сувары приняли
христианство в 682 году. Получается, что по Хакимову Великой Болгарии и
Суварского царства в составе Хазарского каганата не были.
Хронология создания Волжской и Дунайской Болгарии тоже разная. Данные
государства никакого отношения к татарам не имеют. К сожалению, татарские исследователи фальсифицировано
присваивают их к себе. К татарской истории прямое отношение имеют Тюркский, Кимакский,
Восточно-тюркский каганаты, Золотая орда.
Рассмотрим позицию Хакимова далее. Сопоставляя правления Юрия Долгорукова,
Андрея Боголюбского и хронологию эпохи автор утверждает, говоря о
Волге «она была великой татарской Иделью» [5].
Вновь фальсификация:
·
Болгары называли реку Волгу в эпоху Андрея
Боголюбского Атал, а не Идель.
·
Идель стал внедряться в условиях кыпчакизации в последующие после 1236 годы, то есть после разгрома
татарами Волжской Болгарии.
Обратим внимание на статью Василия Ордынского
«Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа:
проявления, масштаб, последствия». Научный
сотрудник РИСИ Василий Иванов в своём докладе обратил внимание на особенности
описания Великой Отечественной войны в учебнике Сабировой и Шарапова. По мнению авторов учебника, в канун войны в Татарской АССР сложилась
критическая ситуация из-за имевшего места недовольства татарского народа
существующим советским строем. В разделе, посвященном Великой Отечественной
войне описывается, что большинство татарского общества якобы встало на путь
«оборончества», т.к. Советская Россия для татар была неродным государством.
Эксперт процитировал фрагмент учебника:
«Недовольство стало базой для воскрешения в
определённых кругах татарского общества «идеи поражения своего правительства в
войне»... С началом войны некоторая часть татарской оппозиции ставила вопрос:
поддерживать эту войну или отвергнуть её, идти дальше с Россией или без неё?».
«Показательно, что в учебнике Шарапова и
Сабировой нет восторженных откликов о деятельности группы возглавляемой героем
русского и татарского народов Мусой Джалилем, который отдал свою жизнь за
свободу Русской земли от гитлеровских оккупантов», - отметил Иванов.
По мнению
исследователя, в таком пренебрежении памятью татарского героя нет ничего
удивительного, ведь через весь учебник каркасом проходит идеологема о том, что
Татарстан - самобытное государство, оккупированное Россией, причём ещё в 16
веке.
Интерпретация исторических фактов в учебнике построена таким образом, что
неизбежно наталкивает учащихся к следующему выводу: победа в Великой
Отечественной войне - это победа одних оккупантов над другими.
Поэтому неудивительно и то, что в учебнике фактически комплиментарно
описывается деятельность созданного гитлеровцами комитета «Идель-Урал». В
учебнике много говорится о том, какие цели преследовали создатели
коллаборационистского подразделения:
«В Германии... сформировалось и стало действовать эмигрантское татарское
движение, предпочитавшее победу Германии в этой войне. Во главе его стал
комитет «Идель-Урал» с одноимённой газетой. Комитет и газета считали, что
развал в России коммунистического абсолютизма откроет путь для восприятия
западной демократии, а следовательно, и становления демократической татарской
государственности». «В...войне они видели кроме её беспощадной разрушительной
силы ещё и возможность открытия пути для преодоления имперской сущности союза и
национального возрождения татарского народа».
«История Татарстана с древнейших времен и до наших дней». Между тем, данный
учебник активно используется для образовательного процесса (в частности, на
вечерних и воскресных курсах для тех, кто хочет изучить историю и культуру
своего народа) в татарских диаспорах Башкирии, Мордовии, Марий Эл, Ульяновской,
Нижегородской, Свердловской, Тюменской областей.
По мнению сотрудника РИСИ, «татарским националистам плохой пример подают
некоторые русские националисты, - которые стоят на проколлаборационистской
позиции и занимаются апологией Власова, Шкуро, Краснова и других предателей
русского народа, говоря о том, что якобы эти перерожденцы «воевали за
освобождение России от советской оккупации». Как считает Иванов,
проколлаборационистская позиция части русского и части татарского общества
является следствием пагубного влияния на умы людей западной либеральной
антироссийской пропаганды, согласно которой советский строй в период правления
Сталина и гитлеровский режим друг от друга ничем принципиально не отличались.
Василий Иванов в своём докладе также рассказал о пропаганде тюркского
язычества (тенгрианства) в учебном пособии для 5 класса школы «История и
культура татарского народа» (Таткнигоиздат, 2011). Целый параграф учебника, под
названием «Тенгрианство - древняя религия тюрков» фактически посвящён апологии
язычества. В качестве автора данного раздела учебника указан известный идеолог
пантюркизма и татарского национал - сепаратизма Рафаэль Мухаметдинов, научный сотрудник
Института истории АН РТ.
Сотрудник РИСИ процитировал приводимую в этой части учебного пособия
информацию о каганах (древнетюркских правителях):
«Каганы могли общаться с Тенгри или Йер-Су напрямую или через посредников -
шаманов. Получившие власть от самого Неба, каганы и сами обретали некоторые
сверхъестественные способности».
По мнению Иванова, это яркий пример того как мифология выдаётся в качестве
научной истины.
Из этого же раздела учебника школьники узнают о том что «шаманами
становились люди от природы, наделенные определенными качествами, позволявшими
им общаться с духам и «путешествовать» по верхнему и нижнему мирам, во время
специального обряда - камлания».
При этом учебник имеет гриф «допущено Министерством образования и науки
Республики Татарстан».
Из этого же посвящённого тенгрианству параграфу учебника можно узнать о том,
что в древнетюркском мире «с божеством Земли и Воды любой человек мог общаться
напрямую, без посредников».
В этом же учебнике, но в разделе «История тюрко-татарской культуры»
приводится фрагмент романа татарского писателя Нурихана Фаттаха
«Свистящие стрелы», который также представляет собой апологию тенгрианства.
В приводимом в учебнике отрывке романа описывается языческое жертвоприношение,
описывается как герои данного художественного произведения «произнесли молитву
в честь Сюнь-бабы».
В этом же фрагменте приводится вложенный в уста литературного персонажа
текст «молитвы Тенгри», используемый в неотенгрианских сектах на территории
Урало - Поволжского региона и в Казахстане.
После слов о том, что герой романа «раздал жертвенное мясо всем членам
своего рода», учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какой обряд описан в
данном отрывке?»
Примечательно, что написавший роман «Свистящие стрелы» (отрывок из которого
приводится в учебнике) писатель Нурихан Фаттах в Татарии известен в качестве автора
популярной среди татарских неоязычников (неотенгрианцев) псевдоисторической
книги «Язык богов и фараонов», в которой рассказывается о «древних космических
пришельцах», а также в качестве «исследователя» «доказавшего» что древние
египтяне и греки на самом деле были родственны древним тюркам.
По мнению Иванова, для многих пантюркистски и сепаратистки настроенных
представителей татарской интеллигенции характерен своеобразный «исламо -
тенгрианский синкретизм». Они считают себя мусульманами по факту принадлежности
к татарскому этносу, но при этом говорят что «тенгрианство - это тоже наша
религия», и не видят ничего плохого в том чтобы специально выезжать в летний
лагерь одной из неотенгрианских сект для поклонения идолам. «Это и
неудивительно - ведь «духовная всеядность» этих склонных к синкретизму людей
доходит до того что они не брезгуют даже идеями Блаватской и Рерихов»,
- говорит Иванов.
Как считает сотрудник РИСИ, «вера в языческих «божеств» - личное дело этих
людей, ведь свободу совести никто не отменял». Однако недопустимо когда
подобные взгляды через школьные учебники проецируются в умы подрастающего
поколения, и недопустимо вести пропаганду этих взглядов на бюджетные деньги
налогоплательщиков.
Василий Иванов процитировал мнение имама одной из мечетей Казани об этих
фрагментах разбираемого школьного учебника. «Те, кто занимаются пропагандой
тенгрианства - не уважают свой народ, культура которого основана на ценностях
ислама», говорит имам. По мнению мусульманского духовнослужителя, участие в подобных
обрядах, основанных на жертвах «богам» и духам, которые практикуют современные
неотенгрианцы, и произнесение «молитв» посвященным языческим «божествам» - для
мусульманина недопустимо, поскольку представляет собой «ширк» (идолослужение).
Как считает имам, недопустимо пропагандировать языческие лжеучения в школьных и
Вузовских учебниках.
С негативной оценкой учебника для 5 класса не согласился руководитель Центра истории и теории национального
образования АН РТ Марат Гибатдинов. Это и неудивительно - ведь учебник выпущен
под его редакцией (он указан в качестве «научного редактора»), и он является
автором двух глав данного учебного пособия.
«А Вас не смущает, что китайцы считали своего императора Сыном Неба?» -
так историк прокомментировал озвученную Василием Ивановым цитату из
школьного учебника о том что «получившие власть от самого Неба, каганы и сами
обретали некоторые сверхъестественные способности».
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных
исследований РИСИ Раис Сулейманов попытался объяснить сотруднику Института
истории АН РТ, что у экспертов нет претензий к древним тюркам и их вере в то,
что каган получил власть от неба и
обладает сверхъестественными способностями, но есть претензии к современным
апологетам тенгрианства - которые через школьные учебники преподносят мифы в
качестве реальных исторических фактов. Однако у многих присутствующих сложилось
мнение, что Марат Гибатдинов так и не понял сути претензий к вышедшему под его
научной редакцией учебнику.
Большинство участников развернувшейся дискуссии
согласились с тем, что самой уязвимой для антироссийского идеологического
воздействия фальсификаторов истории категорией жителей Татарстана является
подрастающее поколение, именно поэтому государство и общественность должны
отслеживать содержание школьных учебников истории.
Между тем, по мнению Василия Иванова,
деятельность, направленная на фальсификацию истории стала нормой для
функционеров образовательной системы Татарстана. Эксперт рассказал о прошедшем
в 2011 году в художественных школах Татарстана (учреждениях дополнительного
образования) конкурсе детских рисунков под названием «Татарстано - американская дружба». Одно из призовых
мест занял рисунок, на котором женщина в татарском национальном костюме
изображена на фоне статуи Свободы. Однако показательно то, что перед началом
конкурса по указанию сверху преподаватели провели для учащихся инструктаж о том
чего можно, а чего нельзя рисовать в ходе выполнения конкурсных работ. Под
запретом оказались - изображения бомбардировок Югославии, зверств американских
оккупантов в Ираке и других преступлений американской военщины. «Фактически
детей призывали к переписке истории, фальсификации истории в угоду интересам
геополитического противника России», - считает эксперт.
«Ещё можно понять и смириться, когда история переписывается по указке
политиков через 50,100,200 лет, но когда переписывается то, чему свидетелем были,
чуть ли не 90% жителей планеты, наших современников, - лично мне это трудно
принять и смириться с этим», - признался Иванов.
По мнению сотрудника РИСИ, «школьники вряд ли додумались бы рисовать
бомбардировки Югославии, зверства в тюрьме Абу-Грейб и другие преступления
американских агрессоров - ведь им же ясно указали, что рисунки должны быть на
тему «дружбы», но чиновники органов образования видимо на всякий случай решили
перестраховаться, и поэтому по их указке был проведен этот позорный
инструктаж». Как считает эксперт, организация подобного конкурса и инструктажа
свидетельствует о том, что в системе школьного образования Татарстана работают
агенты влияния США, курируемые американскими «неправительственными
организациями» либо напрямую - органами политического сыска США. «Как известно,
это тоталитарное государство имеет 16 различных спецслужб, деятельность которых
в той или иной степени связана с разведывательной функцией», - пояснил
сотрудник РИСИ. «Целью этих агентов влияния является формирование
комплиментарного отношения к США у подрастающего поколения жителей Татарстана»,
- считает Иванов.
«Вы будете утверждать, что татары не должны дружить с Америкой?!» - так
Марат Гибатдинов эмоционально прокомментировал рассказ Василия Иванова о
позорном конкурсе.
Как потом признался один присутствовавший на данном мероприятии журналист -
при этом эмоциональном возгласе татарского историка он вспомнил следующий факт.
Шеф Гибатдинова, директор института истории АН РТ Рафаэль Хакимов в 2008 году
ездил в США на встречу с турецким проповедником Фетхюллахом Гюленом. Между тем,
по мнению ряда экспертов, Гюлен в США активно сотрудничает с ЦРУ и политической
полицией (ФБР).
Вновь Рафаэль Хакимов. Мы, таким образом, возвращаемся к его работе
«Метаморфозы духа».
Он утверждает, что «тюрко-татары исторически занимали огромную территорию,
а потому вполне естественно искать этнические корни одновременно на севере
Китая и на Дунае.
Вновь фальсификация:
·
Да, верно
Родина татар – это север Китая, но никакого отношения к татарскому этногенезу
река Дунай и Причерноморье не имеют;
·
К татарскому
этногенезу имеют прямое отношение кыпчаки, которые стали оседать в низовьях
Волги, где создали свою империю;
·
На Дунае
татары оказались в ходе великого монголо-татарского имперского похода после
1240 г. После разгрома русских княжеств (1237-1240 гг.) и Волжской Болгарии в
1236 г.
О кыпчакских
корнях татарские исследователи – патриоты пишут, что «следующий
фокус-покус вы провернули, замутив по поводу этнических корней казанских татар. Да, у них есть примесь кыпчакской крови,
но это примесь, небольшая, а в
основе - это прямые потомки волжских булгар и наследники Великой Волжской
Булгарии. Одним из доказательств тому - Ислам, который исповедовали их предки - волжские булгары. Вы тычете в нас
этнонимом «безбожные татары», которые
прийдоша из Монголии, но при этом не говорите,
что практически до 20 века казанские татары именовали себя мусульманами и булгарами. Этноним «татары» был
собирательным для всех народов Большой Орды,
а потом его взяли себе и потомки, наследники волжских булгарских
мусульман. Никто ведь и не отрицает, что в чувашах есть примесь булгарской
крови. Но не надо забывать, что
чуваши-язычники (о мусульманах среди них
я не слышал) - это отколовшаяся
и сохнущая веточка, слетевшая со столбового дерева булгаротатарской
цивилизации».
Таким
образом, получается:
·
Чуваши,
по утверждению татар, никакого отношения не имеют к болгарам дунайским и
камским;
·
Они
ушли в болота Горной стороны (от столбовой дороги цивилизации);
·
Чуваши
«сохнувшая веточка»;
·
Чуваши
отколовшаяся («веточка»). Даже не ветка,
а «веточка»;
·
Болгаро-татарская
цивилизация;
·
Татары
прямые потомки волжских булгар.
Как
видно, фальсификация татарских авторов доходит до абсурда и, честно говоря, до
нацизма. Чуваши никто, чуваши – тупиковое развитие.
Литература
1.
Хакимов
Р. Метаморфозы духа (к вопросу и тюркско-татарской цивилизации). – Казань.
2005. – С. 5.
2.
Хакимов
Р. Метаморфозы духа (к вопросу и тюркско-татарской цивилизации). – Казань.
2005. – С. 5.
3.
Хакимов
Р. Метаморфозы духа (к вопросу и тюркско-татарской цивилизации). – Казань.
2005. – С. 5.
4.
Хакимов
Р. Метаморфозы духа (к вопросу и тюркско-татарской цивилизации). – Казань.
2005. – С. 6.
5.
Хакимов
Р. Метаморфозы духа (к вопросу и тюркско-татарской цивилизации). – Казань.
2005. – С. 6.
1 комментарий:
Здравствуйте, уважаемый Г.И.Тафаев! Вы совершенно правильно пишете о булгарских корнях чувашей, но хотелось бы сделать небольшую правку по происхождению казанских татар. Казанские татары - потомки финно-угорских и балто-славянских народов (см. книгу О.Балановского "Генофонд Европы", глава 5 о неславянских народах), и не имеют отношения к тем средневековым татарам, которые до сих пор живут в Монголии. Эти татары Монголии потомки монголоязычных жужаней (см. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. "Степные империи древней Евразии", о составе монгольских племен см. Очир А.Т. "Монгольские этнонимы вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов", про татар стр. 159). Современные тюркоязычные татары получили экзоэтноним "татар" от русских. В Российской империи татарами называли всех мусульман и тюрков без разбора реальной этнической принадлежности. Конкретно казанские татары формировались благодаря включению тюркизированных потомков финно-угро-балто-славян (балто-славянский компонент возможно связан с именьковской культурой) в сословие ясашных татар. И татарами они себя не назвали вплоть до 19 века (татарми предложил называться Марджани). В конце 19-начале 20 века шли дебаты булгаристов-мусульман, булгаристов-националистов (ваисовцы) и татаристов. В итоге победили татаристы несмотря на то, что они (современные казанские татары) не имеют отношения к тем средневековым татрам.
Отправить комментарий