ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ УРАЛО -ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА*
Г.И.Тафаев
В ТатПолит. Ру имеется материал «Искусство фальсификации»
кандидата исторических наук А.В. Овчинникова. Данная статья была опубликована в
журнале «Звезда Поволжья» (№34, 10.09 – 16.09.09). Некоторые скажут, что статья
опубликована относительно давно (2009 г.), но проблема, поднятая автором
достаточно актуальна и в 2013 году. Думаю, что фальсификация истории будет
продолжаться в РФ и регионе. Процесс
фальсификации в Урало-Поволжском регионе имеет длительную историю. Рецидивы её
начались еще в середине XIX
века, когда некоторые ассимилированные татарами, чуваши
стали утверждать, что татары – это болгары (булгары).
Процесс активировался в 20 г. XX
века, но был прерван сталинской эпохой (репрессиями в СССР). Не взирая на
репрессии против булгаристов (болгаристов) ЦК ВКП (б) в 1944 году приняло
известного постановление «О мерах
улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной
организации») от 9 августа 1944 года.
С 80-90 гг. XX
века процесс фальсификации позволил болгаро-татарской
концепции занять доминирующие позиции в
книгах казанских «историков». В
статье «Искусство фальсификации» А.В. Овчинников говорит о книге А. Гарифа. Он
отмечает, что «10 июня 2009 г. официально обратился к прокурору Татарстана
К.Ф. Амирову с просьбой провести экспертизу книги Н. Тарифа «Освободительная
война татарского народа» на предмет наличия материалов, разжигающих
национальную и религиозную рознь.
Прокурор республики обратился в Институт истории им. Ш.
Марджани АН РТ. Сотрудники отдела средневековой истории подготовили рецензию,
которая датировалась 25 июня 2009 г. и была опубликована в газете «Звезда
Поволжья» . 20 июля 2009 г. в
своем ответном письме он обратил внимание прокурора на то, что Н. Тариф учился
в аспирантуре Института истории, сама рецензия была подготовлена его бывшим
научным руководителем Р. Галлямом, и, поэтому вкупе с другими изложенными
фактами независимость экспертизы является сомнительной (См.: Овчинников А.В.
Прокурору республики // Звезда Поволжья. - N29 -
30 июля — 5 августа 2009 года). После этого К.Ф. Амиров направил мое письмо на
обсуждение... в Институт
истории. Пока реакции на второе письмо из этого учреждения не последовало, но
20 августа 2009 г. в газете «Звезда Поволжья» была напечатана еще одна,
датированная 23 июня 2009 г. и составленная по запросу Прокуратуры Татарстана
рецензия на книгу Н. Тарифа. На этот раз ее (рецензии) авторами «значились»
сотрудники отдела новой и новейшей истории того же Института истории им. Ш.
Марджани. Данная рецензия вызвала не меньше вопросов, чем предыдущая».
О чем говорится в представленном пособии Н. Гарифа?
Овчинников знакомит нас со своей позицией. Перейдем к самому тексту.
Сомнительным является уже первое предложение «рецензии»: «Книга Н. Тарифа посвящена драматичной истории борьбы
татарского народа за свою национально-культурную, религиозную идентичность и
свободу». Эти слова вступают в противоречие с аннотацией к «Освободительной
войне татарского народа», в которой констатируется, что это произведение
посвящено «борьбе Казанского ханства против завоевательной политики русского
государства в освободительной войне булгаро-татар и других народов Среднего
Поволжья за восстановление своей государственности вплоть до 1917 г.». Осталось
без «внимания» «рецензентов» также утверждение о том, что «борьба за
восстановление независимого государства продолжается и в наши дни».Таким
образом, главным сюжетом книги, на мой взгляд, является борьба за
«восстановление независимого государства», а не за укладывающиеся в рамки
культурной автономии «национально-культурную, религиозную идентичность и
свободу». «Невнимательность» «рецензентов», обусловлена, на мой взгляд, стремлением
«приписать» книге Н. Гарифа «безобидные» цели национально-культурного
возрождения, но никоим образом не цели политические.
Двусмысленностью наполнено следующее предложение
«рецензии»: «Широкий хронологический охват темы заставил автора, опираясь на
доступные источники и работы других историков, сокращать некоторые сюжеты и
сжимать текст в некоторых случаях до схематизма». Фактически, на мой взгляд,
это «оправдание» тенденциозному и выборочному подбору «удобных» фактов,
иллюстрирующих главную сюжетную линию книги, коей являете; «борьба за
восстановление независимого государства».
Логически противоречивыми являются слова «рецензентов» о
том, что «...книга Н. Гарифа тиражируется
как научно-популярное издание, рассчитанное на широкий круг читателей, а не
ориентирована только на детскую аудиторию, как это пишет в своем заявлении А.В.
Овчинников». Авторы «рецензии» фактически соглашаются с тем, что это
произведение предназначено и для детей, хотя в тоже время указывают на
возможность его чтения взрослыми. «Отсутствие грифа Министерства образования РТ
с рекомендацией в качестве детской литературы» является чистой формальностью,
т.к. книга Н. Тарифа в магазине Татарского книжного издательства находится на
полках, где размешена детская литература. «Освободительная война татарского
народа» «красуется» прямо под вывеской «балалар эдибеэты», что в переводе
означает «детская литература» или «литература для детей».
Мы не можем включить письмо историка с анализом книги Н.
Гарифа полностью, но любознательный читатель должен понять - фальсифицированная литература, которая активно
тиражируется с 80-90 гг. XX в. в
Татарстане с начала XXI
века нашла достойных учеников (подражателей) в Чувашии и в
Урало-Поволжском регионе.
В.Д. Димитриев в статье «Фальсификация истории» (материалы
научного сборника лично я
передал В.Д. Димитриеву). Так, чувашский профессор пишет, что «Письменные
источники делятся на документальные, которые составляются в ходе исторического
процесса, и нарративные, то есть повествовательные, составленные после
происшедших исторических событий и явлений. Уже сам источник содержит, наряду с
объективными данными об историческом факте субъективное его толкование
составителем источника. Исследователь, проводя в ходе анализа каждого источника
его внешнюю и внутреннюю критику, обязан убедиться в подлинности источника, выявить
подложные, поддельные и фальсифицированные источники. В источниковедении и
историографии принято считать подлогом
(подделкой) такой источник, в котором материал письма (пергамент, бумага и
т.п.) и чернила позднего времени, графика, орнамент, дата, подписи печать и
содержание текста не соответствуют действительности. В фальсифицированном
источнике бумага, чернила, подчерк, подписи печать, дата не соответствуют
действительности, содержание полностью искажено.
Подлоги
и фальсификации в источниках допускались еще в древности. В средневековой
России фальсифицировались родословные, создавалось множество подложных документов
о землевладении, имуществе, распространялись поддельные политические документы.
После трех разделов Польши российское правительство разрешило выдавать польским
феодалам документы на звание российского дворянина. Польских магнатов и панов в
России насчитывали 14 тысяч. Киевский архив видало такие документы не только
настоящим польским дворянам, но и десяткам тысяч купцов, чиновников, богатым
предпринимателям и ремесленникам, разумеется, за взятки. Суд над архивистами
продолжался 35 лет. В новое и новейшее время подделывались и фальсифицировались
имущественные, политические, личные, отчетные, финансовые, налоговые,
исторические и прочие документы и повествовательные источники
В
исторической литературе подлогов встречается редко, а фальсификация получила
широчайшее распространение. Значительная часть зарубежной исторической
литературы и России фальсифицирована. В Российской Федерации в связи с отменой
цензуры и обострением политической борьбы, расширением практики очернения
прошлого страны фальсификация в исторических сочинениях получила широкое
распространение. Президент России в 2009 г. издал Указ о создании Комиссии по фальсификации истории.
Отделение
историко-филологических наук Российской академии наук. Общественная палата
Российской Федерация, Институт археологии Российской академии наук в 2011 году
выпустили сборник статей и материалов «Фальсификации источников и национальные
истории (Москва, 17 сентября 2002 г.) - «Фальсификация источников и
конструирование этнократических мифов» (М.: ИАРАН, 2001. 378 с.)» [1].
Более
подробно можно ознакомиться на сайте фонда «Волжская Болгария». Национальный
историко-культурный фонд «Волжская Болгария» создан в Чувашии в 2002 году (Л.Н.
Гончаренко, Г.И. Тафаев, В.Д. Димитриев). Почетный директор фонда В.Д. Димитриев, директор Г.И. Тафаев.
За
11 лет активной работы фонд провел более 25 научных конференций, организовал 13
выездов в города Болгар, Биляр, Сувар, издал более 100 различных книг по
истории древней и средневековой болгарской цивилизации. По приглашению фонда в
2012 году в Чувашию прибыла этнографическая экспедиция из Республики Болгария с
доцентом Руже Нейковой. Мы отметили, что
чувашские краеведы взяли пример с татарских фальсификаторов. Они активно издают
различные псевдоисторические исследования, в которых пишут историческую
«правду» о происхождении чувашского (чувашеязычного или скифочувашского)
народа.
Поразительно
то, что всех псевдоисториков активно финансируют чувашские предприниматели. При
социалистическом опросе жителей Чувашской Республики (август 2013 г.)
респонденты высказали свои позиции:
1.
Власть
оторвалась от чувашского народа;
2.
Чувашская история брошена на произвол
судьбы, а историки, писатели, краеведы «ищут брод» а сторону Татарстана;
3.
Чувашские предприниматели стали бояться финансировать классические чувашские книги по болгаро – чувашской
цивилизации.
4.
Население беспокоится об экспансии
татарских банков и их экономических структур в Чувашии.
Для
интереса приведем только часть фамилий и организаций, которые финансируют
фальсифицированные, мифотворческие, античувашские книги в Чувашской Республике.
Крылов
Гурий Зиновьевич - член правления
Московского общества чувашской культуры.
Кузьмин
Геннадий Дмитриевич - генеральный директор ЗАО «Финист».
Палеев
Владимир Кириллович - генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ.
Федотов
Александр Иванович - генеральный директор ОАО «Чувашская Топливная Компания».
Беликов
Андрей Викторович - заместитель генерального директора ЗАО «Агрофирма
«Ольдеевская».
Федорова
Галина Семеновна - директор ООО «У Галины» [2].
Чувашские
предприниматели не вникая в проблему, а честно говоря, не зная чувашскую
историю финансируют античувашские, антиисторические книги, которые любители от
истории и краеведения тиражируют в республике. Конечно, татарские фальсификаторы
рады таким предпринимателям, уводящим чувашский народ по ложной дороге «в
разброд и шатание», а точнее на путь
ассимиляции.
Получается,
что такие предприниматели толкают чувашский народ на путь ускоренной ассимиляции. Мы подсчитали, и
выяснилось, что таких предпринимателей около 40 человек по Республике.
С XXI века наиболее активно «на дорогу» истории вышел Г. И.
Кеннаман ( вся Чувашия знает его под фамилией Егоров). За свое творчество, как
он пишет «Г.П.Кеннаман - автор
9 научно-популярных книг и 48 публикаций. С 1991 года им развивается теория
египетского и шумерского происхождения чувашского народа. В этой книге,
опираясь на сообщения древнегреческих, латинских, персидских, арабских
писателей, русских летописей и на исследования современных ученых, проведен
анализ народных преданий, основ древнечувашской религии, узоров национальной
вышивки и орнамента»[3].
Было время, когда книгу «Скифы – чуваши» предлагали сделать
обязательным учебным пособием во всех школах Республики и преподавать по
ней «Историю и культуру родного края».
Историки вмешались, а В.Д. Димитриев не допустил,
чтобы данный учебник стал базовым
в школах Чувашии.
Таким образом, борьба в Чувашии по базовым концепциям
завершилась временной победой в
2005-2007 гг. классической болгаро-чувашской
истории. Следует сказать, что с 2009-2010 гг. классическая
болгаро-чувашская концепция этногенеза стала оттесняться. Резко сократилось
количество часов преподавания ИКРК в
вузах, не все гладко с изданием учебных
пособий по ИКРК для школ Республики.
Сложная ситуация остается с изданием учебных пособий по
болгаро-чувашской тематике. В этих условиях активизировались сторонники
шумерской, скифской, гуннской, финской концепций происхождения чувашей.
Практически вся псевдоконцептуальная история чувашского народа издана за
последние 5-7 лет.
Посмотрим хронологию
выпуска:
1.
Происхождение
верховых чуваш – 2001 г.;
2.
Предистория
чувашского народа – 2003 г.;
3.
Сабар чăваш чĕлхи
– тĕнче чĕлхи – 2007 г;
4.
Чуваши до нашей эры – 2007 г.;
5.
Черемисы – именно и только чуваши, а не марийцы – 2008 г.;
6.
Возрождение болгаро - чуваш – 2007 г.;
7.
Древние чувашские письмена – 2008 г.;
8.
О некоторых вопросах булгарской истории – 2009 г.;
9.
. Возрождение Тангорианства – 2011 г.;
10. Чуваши – скифы. Египетские и шумерские корни
народа – 2012 г.
Процесс псевдоистории и их мифотворчества,
конечно, не новое явление. Она имеет свою историю. Увлечение краеведами- патриотами
Атлантидой, Шумерией, Вавилонией связано с:
·
Оттеснением чуваш от их болгарских корней и истории. Процесс начался в Татарстане
с 40 г. XX века;
·
Репрессиями «болгаристов» Чувашии и «булгаристов» Татарии;
·
Крахом советской системы и отменой цензуры, развитию демократии и плюрализма
мнений;
·
Потоком новых «исторических» подходов (Фоменко и т.д.) в России;
·
Пониманием того, что писатели (например, М. Юхма и т.д.) занялись мифотворчеством;
·
Отсутствием в республике (в отличие от Татарстана) четкой
государственной поддержки политики
болгаро-чувашского этногенезе и
защиты родной истории;
·
Отказ чувашской власти в поддержке инициативы историко-культурного
фонда «Волжская Болгария» о восстановлении исконного названия Республика
Чувашия – Волжская Болгария.
В Чувашской Республике все активнее
псевдоистория распространяется, а
историки молчат, делают вид, что в чувашской исторической науке все
благополучно. К сожалению, болгаро –
чувашская цивилизация стала историей
татарского народа.
Посмотрим, что предлагают чувашские
любители истории и краеведы Чувашии. Наиболее популярный шумеро-болгарский
чуваш Л.П. Ефимов в поэме «От Атлантиды до Волжской Болгарии»[4]. О чувашской
истории в предисловии Юхма Мишши пишет: «Сам Анатолий Ефимов- Урак происходит от
древнего согдийского (Сакат) рода, который еще в древние века, собирая вокруг
себя разрозненные племена, создавал могущественное государство. Согдийцы -
племя, которое давало миру царей и героев, пророков и мудрецов. Урак-царь
древней Согды, создавшей первое государство предков болгаро-чуваш.
Удивительные семейные родовые легенды и предания сохранили семьи согдийцев
(Сакат), которые после героической борьбы против злых татаро-монголов потерпели
поражение и поселились на берегах Суры-реки в конце X века. И основали здесь
новые поселения. Одно из них так и называется - Урапакасси - Урак-паттар касси
(околоток Урака-Батора), откуда он сам родом. Всю свою родословную А. Ефимов-Урак доподлиино знает до
X века».
Писатель
дает волю своим раздумьям и углубляет свой род до истории Согдианы. Далее Юхма
утверждает, что «поэт охватывает
талантливым поэтическим оком многовековую историю болгаро - чуваш с шумерских
времен». В Татарстане и Марий Эл немало авторов пишут, что татары – это болгары. В Марий Эл пишут, где
марийцы вышли из Шумерии и т.д. Часть марийских историков отрицают влияние
болгаро – чувашской цивилизации на язык
,культуру и традиции марийского народа.
Язык
болгар – чуваш с шумеров с тех взошел.
«Тенгер»
- сам Бог – так ими назван.
«Тен»
- это Праведник, а «Гер» - Корабль сей,
Из
Космоса болгарам Разум воздан.
«Шу-су»
- вода доселе у чуваш,
«Ер,
ар» - мужчина – корни вековые.
«Ут» -
лошадь, конь – язык древнейший наш
Сберег
слова все эти корневые.
Сувар
– есть с той горы Субер атлант,
Сувар-суваз-чуваш
– итоги трансформаций.
«Конные
люди из воды» - «сугут».
А
«сугды» - пешие солдаты тех столетий [5].
Мифотворчество,
конечно, нужно краеведам Среднего Поволжья:
·
Чуваши – шумеры;
·
Сувары – атланты;
·
Татары – болгары;
·
Марийцы – шумеры.
Можно
не обращать на мифотворчество истории со стороны писателя Юхмы Мишши или краеведа
Г.П. Кеннеман, но чуваш, к сожалению, плохо знает свою историю. Мифотворчеством
увлекся и доктор технических наук В.В.
Николаев, П.П. Павлов, Г.А. Енисеев, Э.П. Павлова, Л.М. Иванов-Илитвер и
другие.
Пройдет
время и другие историки, которые отойдут от академической школы, включат все эти
утверждения краеведов и писателей в
различные книги.
Приведем очень
красиво слаженные стихи «Происхождение болгар» [6].
А что
шумеры? Меру знали.
Как прежде, Разум их хранил.
В составе гуннов кочевали
И
познавали вместе мир.
Шумеры
резко отличались
От степняков во все века.
Их
знаниями восхищались
Кочевники
издалека.
«Болгарами» шумер прозвали,
«Полхар»
— у гуннов был «знаток».
За
знанье новое признали
Гунны
особый их исток.
В
начале новой эры к Волге
Они все дружно подошли.
И
землю, что искали долго,
На
Волге, наконец, нашли.
И
потянулись вдаль, к Балканам,
Назвав
сей край страной Болгар,
На Юге
подошли к Кавказу,
На
Север — до Уральских гор.
А на
Восток — Алтай, Саяны,
И
Средней Азии поля.
Весь
Каспий, области Ирана
Стали
Болгарские края.
Великою
ее назвали,
По
свету новость разнесли.
В
Европе, Азии признали
Достоинства
большой земли.
Шумер-суваров
постепенно
Назвала
степь «болгар-чуваш».
Шумеров
корни непременно
Фундамент
заложили наш.
По
А.П. Ефимову:
·
Болгары – шумеры:
·
Шумеры – сувары (савиры) [7].
По
П.П. Павлову:
·
Сабар-чуваш, их язык являлся мировым языком [8].
По Г.
П. Кеннеман: «В Египте лотос боготворили, культивировали и считали священным
растением. По верованиям египтян, лотос символизирует бессмертное начало в
человеке, рождение и возрождение, чистоту, целомудрие, творческую энергию,
духовный рост и способность души к достижению божественного совершенства. В
египетском иероглифическом письме, которое читается справа налево и слева
направо, два знака воды обозначают лотос и читаются шӑвӑш
(шӑвӑш - цветок, растущий
в воде). От шӑвӑш (лотос) получено
название народа Египта и Шумера – Чӑваш. А лотос племя дословно переводится – Чӑваш рат»[9].
Приведем
позицию автора о чувашах-египтянах: «О египтянах (гуннах) древние китайцы
писали весьма благосклонно: «Хунны составляли величайшее государство между
иностранными народами» (Бичурин, 1950, ч.2, с. 185). Это сказано по отношению
ко всем египтянам, живущим в Европе и Азии, а не только на севере Китая.
Название хунны закрепилось за ними от Тура хуни - Рукоположенный Богом (народ).
В 2-5 веках под этим названием ходили египтяне и шумеры, хотя упоминаются в
Азии и по названию народа - Табис. Тянь-Шань, задолго до появления китайцев у
подножия этой горы, у латинского писателя Гая Плиния Секунда (жил в 23-79
годах) называется Табис (Латышев, 1949, т.2, с.307).
Игнорируя
сохранившиеся источники, историческая наука причисляет скифов к «иранским
конным кочевникам», а гуннов - к азиатам, хотя речь идет о народе Египта»[10].
Вывод
1.
Можно, конечно, не обращать серьезного внимания на такие
книги, которые распространяются среди чувашского населения республики.
2.
Конечно, можно промолчать. Пускай чуваши и дальше
отказываются от болгаро-чувашской концепции, которая доказана языковедами,
историками и этнографами.
3.
Но, честно говоря, душа болит, когда мифотворчество
краеведов, писателей, поэтов становится «исторической правдой» и мифом
подменяется классическая болгаро-чувашская история. Тем более надо помнить, что
«разброд и шатание» чувашских «мозгов» в условиях, когда идет массовый процесс
присвоения истории со стороны татарских (казанских) авторов может означать
полное уничтожение и ассимиляцию чувашской нации.
Литература
* Публикация
подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-11-21001.
1.Chuvbolgari.ru
2.Кеннаман
Г.П. Чуваши – скифы. Египетские и шумерские корни народа / Г.П. Кеннаман –
Чебоксары, 2012 – 175 с.
3.Кеннаман
Г.П. Чуваши – скифы. Египетские и шумерские корни народа / Г.П. Кеннаман –
Чебоксары, 2012 – С. 2.
4.Ефимов
А.П. От Атлантиды до Волжской Болгарии / А.П. Ефимов – Чебоксары, 2010. – С.
34.
5. Ефимов А.П. От
Атлантиды до Волжской Болгарии / А.П. Ефимов – Чебоксары, 2010. – С. 7.
6. Ефимов А.П. От
Атлантиды до Волжской Болгарии / А.П. Ефимов – Чебоксары, 2010. – С. 20-21.
7. Ефимов А.П. От
Атлантиды до Волжской Болгарии / А.П. Ефимов – Чебоксары, 2010. – С. 21.
8.
Павлов П.П., Павлова Э.П. Сабар – чăваш чĕлхи – тĕнче чĕлхи
/ П.П. Павлов – Чебоксары, 2007.
– 136 с.
9.
Кенеманн Г.П.
Чуваши – скифы. Египетские и шумерские корни народа / Г. П. Кенеманн –
Чебоксары, 2012. – С.4
10. Кенеманн Г.П. Чуваши
– скифы. Египетские и шумерские корни народа / Г. П. Кенеманн – Чебоксары,
2012. – С. 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий