19 августа 2011


Методика работы с контурной

картой на уроке «ИКРК»


В общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики с конца 80 г. ХХ века ввели предмет «КРК» («ИКРК») история и культура родного края. Конечно, в республике используются отдельные контурные карты (для «ИКРК»), но в рабочих тетрадях по «КРК» (Е. Енькка) имеются варианты контурных карт.
Таким образом, по мнению методистов контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новью умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство   практического   обучения   истории,   развития   познавательной деятельности учащихся. Использование контурной карты дает результат в том случае, если работа с ней ведется целенаправленно и  схематически. Мы думаем, что учитель (преподаватель) использует, а может и вообще использовать освоение контурной карты со стороны школьника, то конечно закрепление пройденного материала будет некачественным. То есть, контурная карта применяется на уроке «ИКРК» для закрепления новых знаний и нового материала, для отработки изученного на предыдущем уроке, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Контурная карта может быть заполнена сразу, но чаще это делается поэтапно для более прочного усвоения знаний.
В конце ХХ в. мы думали издавать отдельные контурные карты или вкладыши, которые входили бы в учебное пособие, но, к сожалению, из-за материальных трудностей пришлось отказаться. Кое-что можно использовать из Атласов (г. Москва), но там нет границы империи Модэ, Аттилы и т.д.
На сегодня существуют некоторые правила или рекомендации заполнения контурных карт, позволяющие эффективнее усвоить материал (по Г.Н. Годеру):
1.   Обязательное обозначение хронологических рамок периода,
2.   Обучение в несколько приемов:
а) заполнение карт при помощи настольных;
б) заполнение с помощью настенной карты;
в) заполнение по памяти;
3.   Обучение навыкам нанесения обозначений в ходе изложения материала преподавателем.
Материалы можно брать из следующих учебных пособий [1]. Важно запомнить, что обучение должно начинаться с простых заданий:
·                        обведение границ Волжско-Камской Болгарии;
·                        написание названия государства (Империя Аттилы);
·                        указание дат основных фактов (1236 г.).
Учителя считали, что контурные карты - один из способов приучения учащихся к точности, аккуратности и дисциплине, так как обычно по 5-балльной системе в соответствии с определенными правилами. Существуют общепринятые, общеучебные требования заполнения контурных карт:
1.   нет небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц,
2.   все обозначения должны писаться разборчиво, без ошибок, на свободных местах;
3.   3) закрашивание производится аккуратно,   отдельные  территории выделяются различными цветами.
Например, студенты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на уроке ИКРК ( 1 курс ИФ) зарисовывают в тетрадях 7 государств в которых существовали болгары и сувары (проточуваши):
1.   Империя хунну;
2.   Империя Аттилы;
3.   Великая Болгария кагана Кубрата;
4.   Сувария Алп- Илитвера;
5.   Волжско-Камская Болгария;
6.   Золотая Орда;
7.   Казания (ханство).
Контурные карты используются на уроках Древний мир, Средние века. Конечно, активно используются таблицы и схемы, например, для обозначения этногенеза чувашского народа.
             Овал: В.А. Сбоев
Угро-финны, буртасы
Овал: А.А. Фукс
хазары
Овал: Н.И. Ашмарин
Поволжские болгары
Овал: П.Хунфальви
хазары
Овал: Н.А. Фирсов
Угро-финны
Овал: Н.М. Карамзин
Угро-финны
Овал: Н.И. Полевой
Угро-финны
Овал: М.Г. Худяков
Угро-финны
Овал: Ю.И. Венелин
славяне
Овал: В.М. флоринский
славяне
Овал: Д.И. Иловайский
славяне
Скругленный прямоугольник: Исследователи об этногенезе чувашей























































Скругленный прямоугольник: По Г.И. Тафаеву
 







Чувашская локальная цивилизация (российская цивилизация)


Татарская локальная цивилизация в
составе мировой исламской цивилизации (модульная цивилизация)





Скругленный прямоугольник: По Г.И. Тафаеву

 





1.культура
 
Восточно-христианская модульная
 
Подпись: модули
 

Исламская модульная
 
Западно-христианская модульная
 
6. менталитет
 
5. техника
 
4. экономика
 
3. политика
 
2. религия
 
3.




















Литература
1.     Данилов, В.Д., Павлов, Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца ХХ века) : Учебное пособие для образовательных учреждений. / В.Д. Данилов ‒ Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. ‒ 304 с.
2.     Каховский, В.Ф. Происхождение чувашского народа. ‒ 3-е изд., перераб. / В.Д. Каховский. ‒ Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2003. ‒ 463 с.
3.     Тафаев, Г.И. Героические века древнеболгарской цивилизации / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2010. – 152 с.
4.     Тафаев, Г.И. Смена цивилизации / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары. 2009. – 156 с.
5.     12. Тафаев Г.И. Легенда о взятии Болгара. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 27 с.

Комментариев нет: