19 августа 2011

Классификация наглядных средств обучения используемых на уроках «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии»


Г.И.Тафаев

Классификация наглядных средств обучения используемых на уроках «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии»


Методисты выделяют три группы наглядных средств обучения:[1]
1.   Предметная наглядность;
2.   Изобразительная наглядность;
3.   Условно-графическая наглядность.
Попробуем разобраться с учетом региональной истории и культуры.
Предметная наглядность. Она имеет особую познавательную ценность. Она предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Включает в себя:
·                        монументальные исторические памятники (египетские пирамиды остатки римского водопровода, архитектура гг. Болгар, Сувар, Биляр);
·                        памятники места исторических событий (наследие Империи хунну, Аттилы, Великой Болгарии (Перещенинский клад), Волжско-Камской Болгарии мы включаем в учебные пособия для студентов (1 и 4 курсов) по «ИКРК» и «Истории Чувашии».
Конечно, в неизменном виде таких памятников дошло до нас относительно немного. Орудия труда, предметы быта, одежды, украшения, транспортные средства, оружие и т. д. Степень доступности этих исторических памятников прошлого выше: они экспонируются в центральных, местных и даже в школьных музеях. Подходящей формой занятия в этом случае является экскурсия в археологический музей им. В.Ф. Каховского (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева), Музей матери, музей И.Я.Яковлева, Музей ЧГПУ, литературный музей К. Иванова, Музей В.И. Чапаева и т.д. В учебниках «Родной край», «Мой город», «История Чувашии» по темам включаются различные орудия труда, одежда и т.д., которые были найдены В.Ф. Каховским в гг. Титащево, Таяба, Веда Сувар (Чебоксары).
Изобразительная наглядность. Она предполагает использование макетов, моделей, копий научно обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов труда и быта, художественных композиций — изготовленных в полном внешнем соответствии оригиналом. Это документальные плоскостные наглядные средства-рисунки современников, документальные фотографии, кинофильмы и т. д. Наример, 14 мая 2011 г. мы посетили (40студентов и членов ЧНК и ВЧОК) г. Болгар, подготовили фотостенды, видеофильм.
К композиционным изобразительным средствам относятся учебные картины, репродукции, видеофильмы и т. д.  Например, «Аттила-завоеватель», «Чингисхан», а по ИКРК показываем фольклорные видеофильмы «Савал», «Увяв», «Сувар». 10 июля 2011 мы посетили гг. Болгар, Биляр, Сувар.
Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимают главное место. Их воспитательное значение усиливается тем, что в изготовлении таких пособий могут активно участвовать школьники и студенты всех возрастов.
В частности, студенты готовят карты например, или были изготовлены исторические карты:
·                        Империя Модэ:
·                        Империя Аттилы;
·                        Великая Болгария;
·                        Хазарский каганат;
·                        Волжско-Камская Болгария.
Условно-географическая наглядность. Она отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь, динамику языком условных знаков: карт, схем, таблиц.
По внешним признакам наглядные средства обучения подразделяют на:
·                        печатные;
·                        экранные;
·                        звуковые.
1.Печатные  (предметные):  создают образы подлинных исторических памятников. При этом учащиеся могут почувствовать колорит эпохи. Они в свою очередь подразделяются на:
·естественно-монументальные: подлинные исторические памятники и памятные места исторических событий;
·подлинные   предметы   материальной  культуры  (археологические находки и вещественные останки);
·специально   изготовленные   предметные   средства   наглядности (модели, макеты).
2. Изобразительная наглядность: учебные картины и репродукции. Следует заметить, что по ИКРК студенты готовят доклады, рефераты по художникам Чувашии, сами активно рисуют по историческим темам ИКРК.
Доклады были представлены в форме видео презентации, где использовались репродукции картин: Н.П. Карачарскова, П.Е. Егорова, В.И. Агеева, Н.В. Овчиникова, М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, Ю.А. Бубнова, Ф.П. Осипова, Р.Ф. Федорова, А.А. Кокеля, Ю.А. Зайцева, П. Витти, А.И. Миттова и др. Учебное пособие «История Чувашии в общеобразовательном искусстве» для студентов была настольной книгой.[2]
3.Условно-графические средства наглядности: схемы, рисунки, исторические карты, аппликации, схематические рисунки, графики, диаграммы.
4.Технические    средства   обучения:   кинофильмы и   видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Мы организовали показ пяти видеофильмов: «Аттила», «Чингисхан», «Савал», «Уяв», «Сувар».

Литература
1.                 Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1986.-С.140.
2.                 Тафаев, Г.И., Данилов, А.В. История Чувашии в изобразительном искусстве/ Г.И. Тафаев- Чебоксары.-2009.

Комментариев нет: