19 августа 2011

Условно-графическая наглядность в преподавании «ИКРК» и «Истории Чувашии»


Г.И.Тафаев

Условно-графическая наглядность

в преподавании «ИКРК» и «Истории Чувашии»


Мы отметили, что в Чувашской Республике в общеобразовательных школах изучается предмет «Культура родного края» (КРК), «Мой город», в вузах «ИКРК» (1 курс), «История Чувашии» (2 курс).
Специализируется по изучению учебников «ИКРК». Е. Енькка, Г.И. Тафаев, а учебников и «Истории Чувашии» Г.И. Тафаев. Фактически во всех учебных пособиях авторы включают графические наглядности. Методисты замечают, что в условно-графическую наглядность входят: схемы, таблицы, схематические рисунки, графики, диаграммы, аппликации. Они создают у школьников символические образы, отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в усвоении причинно-следственных связей и понятий.
Схемы, таблицы, схематические рисунки - являются средством выделения главного, при их составлении непроизвольно происходят логические операции в уме.
I.    Схема        это    графическое    изображение , исторической действительности,  где  отдельные  части, признаки  явлений, изображаются условными знаками — геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Виды схем:
1. Логические. Обычно применяются при изучении причин и последствий явлений, событий, помогает выявить причины наследственной  связи. Они основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
2.            Сущностные структурные схемы. Они отражают обычную структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например:

 


















 











3.            Последовательные: расположение событий одно за другим. Чаще всего в таком виде изображаются родословные царских династий (Каган Кубрат, Аспарух, Баян).



 

















4.            Диаграммы. Могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений (доходы, социальный состав населения, отрасли экономики и т.д.).
                                                                               

 

                                                        3%- монголоидная антропология чуваш
                                                            21%- европеоидная
                                                            76%- «смешенная»
 








5. Графики: показывают цикличность исторических явлений, процессов, их этапы.
II. Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Виды таблиц:
1. Тематические.
2. Сравнительные.
3. Хронологические.
4. Синхронистические.
Предлагаем несколько таблиц, которые мы используют в учебнике по «ИКРК» и «Истории Чувашии».

Образование Империи хунну.

Территория и население государства
Шаньюй государства
Социальное
устройство
государство
Религии у хунну











                                 Военная система Империи хунну.

Войско Шаньюя
Войны хунну
Военное деление страны
Виды дани с Китая








Расцвет и разгром Волжско-Камской Болгарии.

Трансформационные эпохи древнеболгарской цивилизации
Расцвет Волжско-Камской Болгарии
Раскол Волжско-Камской Болгарии
Разгром Батыем Волжско-Камской Болгарии










Расцвет Волжско-Камской Болгарии.

Геополитика
Военное дело и ремесло
Древнеболгарское искусство
Право по Ибн-Фадлану 922 г.








Практика показывает, что целесообразно таблицы и схемы применять вместе, в сочетании друг с другом.
Можно предложить( мы это включим) трансформационные эпохи древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации.









Эпохи:
 















Цивилизационные этапы:

 















III. Схематический рисунок (схема сражения и т. п.) выполняется при помощи условных обозначений: стрелочек, геометрических фигур букв и т.д.
В учебниках «ИКРК», «История Чувашии» помещено немало схематических рисунков. Однако потребность в них еще больше, поэтому необходимо привлекать подготовленные заранее на плакатах схемы. Полезно постепенно воспроизводить схему на доске, так как это облегчает их понимание или предлагать схему на компьютере в форме презентации.
IV. Карты, карты-схемы, планы местности также относятся к схематическим наглядным пособиям. Преподаватели используются для формирования локальных представлений.
История немыслима без картографического материала. Применение карты позволяет:
1) выявить географическую среду, в которой происходит изучаемый исторический процесс, обеспечит этим условия для раскрытия роли природы в жизни общества на различных исторических этапах;
2) привязать исторические факты к определенной территории, связать факты друг с другом как последовательные звенья исторического процесса, что позволяет видеть историю в целом, со всеми закономерностями;
3) раскрыть территориальное размещение и пространственную протяженность исторических явлений, что позволяет выявить экономические, политические, культурные связи между отдельными странами.
Мы включаем карты:
·Империя хунну;
·Империя Аттилы;
·Великой Болгарии;
·Волжско-Камской Болгарии;
·Золотой Орды;
·Казании;
·Горной стороны.
Например, за 15 лет нами изданы следующие Атласы:
1.   История чувашского народа и Чувашии в иллюстрациях с древнейших времен до середины XVI в.;
2.   Историко-этнографический атлас ЧР;
3.   Историко-географический атлас ЧР;
4.   Атлас по ИКРК;
5.   Атлас истории чувашского народа и Чувашии с древнейших времен до сер. XVI в.
Методисты замечают, что картографические пособия являются средством локализации явлений истории в пространстве; источником знаний в истории географических явлений, обозначенных на определенной территории; наглядной, чувственной опорой осмысления связей и отношений между историческими явлениями; средством обобщения изучаемого материала по истории разных стран и народов; средством закрепления и проверки знаний.
Карты бывают:
1) общие: на физико-географичесокй основе в пределах определенного места и времени отражены важнейшие исторические явления и события.
2) тематические: посвящены какому-нибудь событию, явлению, теме.
3) контурные карты. Они наиболее эффективны, когда заполняются синхронно изложению исторических фактов. Можно использовать и меловые контурные карты, когда схематическое изображение белым мелом на доске по ходу изложения материала заполняется цветным.
4) карты-схемы,      когда     на     физико-географической     основе преимущественно в укрупненном и схематическом виде создаются военные события и классовые выступления. Рисунки предметов, людей выполняются в виде условных знаков и снабжены надписями, действия людей показываются стрелками.
5) Локальные схемы, или схемы на местности. Они воспроизводят исторические события и явления не на реальной, а на типичной физико-географичесокй основе или на фоне упрощенных очертаний конкретных городов.
Применять карту на уроке можно по-разному:
·                        излагая материал, учитель читает карту, привлекая к этому и учеников. При этом работа с настольными картами и настенной должна быть одновременной;
·                        при изучении социально-экономической и политической истории;
·                        при изучении войн;
·                        при повторении и обобщении материала.[1]

Литература
1.   Белова, Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. ‒ 2003, № 9.
Борзова, Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. / Л.П. Борзова – М.; издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Енисеев, М.К., Пайгусов, А.И. Теория обучения / Енисеев М.К. – Чебоксары, 1999. 

Комментариев нет: