Г.И.Тафаев
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»
Избирательная кампания в Госдуму Российской Федерации шестого созыва по Чувашской Республики (4 декабря 2011 года)
Модернизация политической системы в Российской Федерации продолжается. С
1 января 2012 года президент Чувашии М.В. Игнатьев будет называться главой
республики.
Григорий Голосов в статье «Электоральный авторитаризм в России»[1] о
престиже власти в РФ пишет, что сейчас уже мало кто вспомнит, что в конце 90-х
годов основной претензией, которую многие исследователи и аналитики
предъявляли к несостоявшейся, по их мнению, российской демократии, было отсутствие
государственного единства. Спустя несколько лет, после думских выборов 2007
года, когда крах российского демократического проекта стал вполне очевидным,
среди главных изъянов стали называть ограничения на свободу слова и ассоциаций,
нечестные избирательные практики, информационную монополию и прочие проявления
электорального авторитаризма — не только в его российской разновидности, но и в
сравнительной перспективе. В этой статье будет показано, что отношения между
Центром и периферией сыграли ключевую роль в оформлении политического порядка, сложившегося
в России по итогам двух президентских сроков Владимира Путина. При этом
авторитаризм отнюдь не был неизбежным следствием политики, направленной на
восстановление государственного единства. Напротив, авторитарный выбор был сделан в условиях, когда основные
элементы демократического подхода к решению проблемы были налицо не только в
теории, но и в некоторых практических действиях правящей группы. О
полномасштабной авторитарной реакции можно говорить лишь с осени 2004 года,
когда были отменены прямые губернаторские выборы.[2]
Как известно, в субъектах президенты стали рекомендоваться Москвой (центром).
Такая ситуация наметилась с 2005 г. Н.В. Федоров управлял республикой с 1993
года и в течение 10 лет избирался в 1993, 1997, 2001 гг. в последующем Н.В. Федоров
и М.В. Игнатьев были рекомендованы (назначены). Как отмечает Г. Голосов антикоммунистическая
коалиция во главе с Борисом Ельциным, пришедшая к власти в России в начале 90-х
годов, отказалась от свободных выборов как средства окончательной легитимации
нового политического режима. Этот стратегический шаг дорого обошелся стране. В
частности, Россия упустила шанс начать формирование общенациональной партийной
системы в тот самый момент, когда для этого существовали относительно
благоприятные условия. Но не менее важно, что отказ от проведения выборов на
субнациональном уровне, который был закреплен мораторием, введенным в конце
1991 года, стал решающим фактором консервации региональных элит. Этот
мораторий не был универсальным: он не касался республик в составе РФ, многие
из которых как раз в начале 90-х годов перешли к президентским формам правления
и провели соответствующие выборы, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Но если в
городах федерального значения на первых мэрских выборах победили представители
демократических сил, то в республиках президентами становились, как правило,
лидеры местной партийно-хозяйственной номенклатуры, уже консолидировавшие свои
властные позиции в качестве глав законодательной власти.[3]
Чувашская Республика отличалась от регионов Татарстан, Башкортостан. Н.В.
Федоров представлял демократическое движение Чувашии.
Таким образом, вторая половина 90-х годов была периодом становления региональных
политических режимов, причем происходило оно на сугубо авторитарной основе. В
тех регионах, где власть не сменилась, ельцинские назначенцы рассматривали демократический
мандат как санкцию на окончательное искоренение оппозиции. А там, где к власти
пришла оппозиция, другой оппозиции просто не осталось: поражения ельцинских
назначенцев обычно вели к их полному устранению с политической арены; в целом
ряде случаев они просто покидали регион вместе с наиболее лояльными клиентами.
Важной особенностью авторитарных региональных режимов второй половины 90-х
годов было то, что, независимо от своего происхождения, они существовали
в значительной изоляции от федеральных властей. Губернаторы, в том числе и
многие недавние оппозиционеры, демонстрировали внешнюю лояльность Центру, но
при этом исходили из того, что в обмен на лояльность Москва должна полностью
устраниться от вмешательства в их «внутренние» дела. Именно в это время на
страницах газет появилась метафора «региональный феодализм», — пусть и не очень
точная, но подразумевающая как значительный уровень децентрализации.
По мнению Голосова, среди этих регионов уже тогда выделялись республики
Поволжья и Северного Кавказа. Ситуацию, сложившуюся в стране к концу 90-х
годов, можно было бы описать термином «авторитарная децентрализация».
Каким был механизм выборов, который сохранился в начале XXI в. в России?
Относительный успех «Единой
России» в декабре 2003-го был во многом обусловлен тем, что в списки «партии
власти» вошли многие губернаторы, тем самым взяв на себя политическую
ответственность за результаты выборов на вверенных территориях. Однако
решающей проверкой новой стратегии на эффективность должно было стать
распространение этой политической модели на региональную политику.
Действительно, выборы законодательных собраний в 13 регионах, состоявшиеся в
декабре 2003-го — марте 2004 года, в целом дали результаты, мало отличавшиеся
от итогов думских выборов. В среднем «Единая Россия» получила на этих выборах
46,2 проц. голосов, КПРФ - 13,8 проц, ЛДПР - 8 проц., все другие партии, вместе
взятые, — 25,6 процента. Средняя доля голосов,
потерянных в результате голосования «против всех» и подачи недействительных
бюллетеней, составила 11,4 процента. При этом средняя доля мест в региональных
легислатурах, полученных «Единой Россией» (55,6 проц.), значительно превзошла уровень поддержки избирателей.
Произошло это не только благодаря тому, что «партия власти» успешно выступала в
одномандатных округах, но и оттого, что она получала наибольший выигрыш за счет
«потерянных» голосов (голосование «против всех» и за партии, не преодолевшие
установленные барьеры в пропорциональной части избирательной системы).
Однако уже осенью 2004-го
сложившаяся как будто система начала давать сбои. Об этом свидетельствуют
результаты выборов 19 региональных законодательных собраний, состоявшихся в
октябре 2004-го — мае 2005 года. Средняя доля голосов, поданных за «Единую
Россию», катастрофически просела до 28,4 проц., КПРФ улучшила свой показатель
до 16,1 проц., а ЛДПР — до 8,5 процента. В значительном выигрыше остались все
остальные партии, которым удалось вместе взять 31,4 проц. голосов. Правда, при
этом очень значительно, до 17 проц., возросла и средняя доля потерянных
голосов.[4]
Выборы
4 декабря 2011 г. показали, что процесс «вымирания» малых партий продолжается.
Например, ВЦИОМ (27.11. 2011 г.) по социологическим опросам давал следующие
итоги.
Партия «Единая
Россия»- 53,7 %
КПРФ- 16,7 %
ЛДПР- 11,6 %
Партия «Справедливая
Россия»- 10 %
Яблоко- 4,2 %
Патриоты России- 0,2
%.
Таким образом, Яблоко,
Патриоты России, Правое дело не могли достичь 5-7 %. «Малые партии» уходили в
прошлое. Исследователи отмечали, что наиболее очевидная задача состояла в том,
чтобы лишить губернаторов возможности создавать избирательные блоки, названия
которых апеллировали бы к региональным идентичностям избирателей. С осени 2005
года создание избирательных блоков на федеральных и региональных выборах было просто-напросто запрещено. Но
некоторые губернаторы, стремясь разнообразить состав местных легислатур и тем
самым сохранить над ними
контроль, использовали различные партии, в том числе малые. Скажем, на выборах
в Иркутской области в октябре 2004-го помимо списка «Единой России» «губернаторскими»
считались Аграрная партия и Социалистическая единая партия России. Чтобы
воспрепятствовать губернаторам в «диверсификации» местных легислатур, Центр
создал условия, которые способствовали форсированному вымиранию малых партий.
Для этого были внесены изменения в закон «О политических партиях», принятые в
декабре 2004 года. Минимальная численность партий была поднята до 50 000 человек,
причем это требование должны были выполнить к началу 2007-го как уже
зарегистрированные организации, так и новые соискатели государственной регистрации.
Не удивительно, что из 46 партий, официально существовавших в декабре 2003
года, до следующих думских выборов дотянули лишь 15. Кроме того, серьезный
удар по малым партиям на региональных выборах нанесло введенное в июле 2005-го
верхнее ограничение заградительных барьеров на уровне семи процентов. Формально
направленное против завышения барьеров, это нововведение фактически привело к
установлению «семипроцентщины» почти на всех региональных выборах.
Другой урок, извлеченный правящей группой из опыта выборов 2004-го — первой
половины 2005 годов, состоял в том, что законодательное регулирование политических процессов требует длительного времени. Если же возникающие
проблемы необходимо решить в короткий срок, то следует прибегнуть к
политическим средствам. К числу таких проблем, в частности, относилось
успешное выступление «Родины» и РПП на региональных выборах. А потому с осени
2005 года начинается планомерная кампания против этих двух партий. Первой
жертвой стала РПП. Из 12 выборов, проходивших в октябре—декабре 2005 года, она
выдвигала списки на девяти, но до участия в выборах дошли лишь два из них. В
семи регионах списки РПП либо не были заверены или зарегистрированы, либо были
сняты с регистрации. Официально объявленные причины снятия партии с выборов
носили технический характер: где-то она не по уставу провела конференцию, на
которой выдвигались кандидаты, где-то собранные ею подписи оказались
недействительными, а где-то выдвинутые
кандидаты вдруг решили добровольно отказаться от участия в выборах.
Уже в конце 2005 года Валерий Гартунг лишился
руководящего положения в партии. Вскоре та же участь постигла Дмитрия Рогозина
в «Родине». Этому предшествовало не только сенсационное снятие партии с выборов
Московской городской думы в декабре 2004-го, но и серия гораздо более рутинных,
по образцу РПП, мероприятий в марте 2006 года, когда из восьми выдвинутых списков
«Родины» до выборов дошел лишь один. Лишившись эффективного руководства, обе
партии были фактически разгромлены. Что касается СПС, то он не стал объектом
преследования, поскольку почти не выдвигал списков на выборах осени 2005-го —
весны 2006 года.
Все эти
мероприятия способствовали укреплению позиций «Единой России» в электоральном
сезоне, продолжавшемся с октября 2005-го по март 2006 года. На выборах
двадцати законодательных собраний результат
«Единой России» в среднем составил 42,9 проц., КПРФ набрала в среднем 15
проц., ЛДПР — 8,9 проц., а остальные партии, вместе взятые, — 24,8 процента.
Довольно большое число избирателей, 11,6 проц., воспользовалось сохранявшейся
возможностью протестного голосования. В дальнейшем очередная реформа
избирательного законодательства отменила строку «против всех» в избирательном
бюллетене.
Таким образом, предпринятые федеральным
центром меры помогли «Единой России»
восстановить утраченные было позиции, но серьезного прорыва по сравнению с
началом электорального цикла не обеспечили — общественная поддержка «Единой
России» оставалась недостаточно высокой. По всей видимости, это стало одной из
причин сложного маневрирования: кремлевские стратеги прибегли к формированию
партии «Справедливая Россия» путем соединения остатков «Родины» и РПП с ранее
маргинальной Российской партией жизни.
Последняя была создана как «резервная партия власти» под началом Сергея
Миронова, известного своей абсолютной лояльностью Путину и некоторым другим
членам правящей группы. Анализ деталей этого процесса выходит далеко за рамки
настоящей статьи. Достаточно высказать самую общую оценку. При создании
«Справедливой России» правящая группа исходила из того, что новая партия
сможет внести дополнительный раскол в электорат КПРФ, в ближайшей перспективе
вытеснить ее и стать второй по уровню поддержки общероссийской партией.
Существенного ущерба «Единой России» такая партия нанести не смогла бы.
Региональное измерение проекта состояло в том, что «эсерам» позволили
рекрутировать довольно влиятельных представителей местных элит, обладавших
относительной независимостью от губернаторов (на практике наиболее
эффективными фигурами такого рода оказались мэры региональных центров). Однако
серия из пятнадцати региональных выборов, состоявшихся в марте — апреле 2007
года, показала, что проект сопряжен с рисками, которые могут перевесить
положительный эффект. Средний уровень голосования за «Единую Россию»
практически не изменился (43,9 проц.), но при этом заметно улучшила свои результаты
КПРФ (16,3 проц.), а «Справедливая Россия», с 15,3 проц., так и осталась на третьем
месте. Возможно, многие избиратели, в сознании которых активные кампании «эсеров»
пробудили левые и в целом оппозиционные настроения, в конечном итоге проголосовали
за КПРФ как более убедительную, с их точки зрения, оппозиционную партию (а
также за СПС, который на мартовских выборах 2007 года выступил весьма
успешно).
Очевидно, правящая группа не желала повторения успеха «Справедливой
России» и КПРФ на федеральных выборах 2007-го. А ведь дела «Единой России»
могли пойти и хуже, учитывая рост инфляции, проявившийся в августе — сентябре.
В результате на федеральных выборах избирателю не пришлось выбирать между
двумя «партиями власти». Решение Путина возглавить список «Единой России»
указывало гражданам, за какую силу следует отдавать свой голос. После этого у
губернаторов, пользуясь афористическим высказыванием Егора Строева, были только
две дороги — в «Единую Россию» или в тюрьму. И они расстарались, кое-где (как
в некоторых республиках Поволжья и Северного Кавказа) с усердием, попирающим
здравый смысл. Но результат был достигнут. «Единая Россия» получила
конституционное большинство, КПРФ и ЛДПР — немногочисленные фракции, а
«Справедливая Россия» — скромное думское представительство, которое, однако, в
будущем сможет послужить хорошим плацдармом для дальнейшего вытеснения КПРФ
за пределы политического поля.
Выборы 2011 года показали, что «Справедливая Россия» стала вытеснять не
только КПРФ, но и основателя партии «Единую Россию».
Протестный электорат по Миронову проголосовал за «Справедливую Россию». В
Чувашии распространялись листовки с 5 причинами почему коммунисты голосуют за
Справедливую Россию.
1.
Реальная альтернатива
«партии жуликов и воров». Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ сегодня не та, что
создавалась в 2006 году. За 5 лет партия превратилась в принципиальную
системную оппозицию действующей власти как в целом в России, так и в Чувашии.
2.
КПРФ - департамент партии
власти. КПРФ сегодня тоже уже далеко не та партия, которая создавалась в 1993
году. За минувшие почти 20 лет из радикальной оппозиции она превратилась в один
из департаментов партии власти. И это особенно видно в Чувашии, где сращивание
верхушки КПРФ с властью привела к расколу и уходу значительной части принципиальных
коммунистов.
3.
Авторитетный лидер, сильная
команда. Коммунисты признают, что в Чувашии нет человека, равного Анатолию
Аксакову по авторитету, профессионализму и опыту. Он уже принес много пользы
республике. Члены и сторонники СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ - это сильная, слаженная
команда единомышленников. Кандидаты от партии выдвинуты по всем округам» в
Госдуму РФ и Госсовет Чувашии, широко поддержаны земляками. Партия сформирует
сильное представительство в Госсовете республики и в Государственной Думе.
4.
Партия социальной
справедливости. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на деле борется за социальную
справедливость в Чувашии. Партия возвращает объекты коммунального хозяйства в
собственность Чувашии, борется против передачи государственного имущества в
частные руки за бесценок, выступает за прямую выборность глав районов и
городов.
5.
Партия реальных дел. Партией предприняты конкретные
действия, которые позволят понизить тарифы ЖКХ в Чувашии. Инициирован референдум против свалки в
Новочебоксарске. Ведется комплексная работа по улучшению экологической
обстановки городов и районов республики, предпринят ряд мер в отношении
«Химпрома» и БОС.
Итоги по Чувашии таковы:
Результаты голосования в Чувашской Республике, %[5]
Район
|
Единая Россия
|
КПРФ
|
Справедливая Россия
|
ЛДПР
|
Общий итог
|
43,42
|
20,90
|
18,79
|
10,67
|
Алатырский район
|
61,19
|
14,35
|
12,86
|
8,56
|
Аликовский район
|
45,67
|
25,46
|
13,69
|
8,94
|
Батыревский район
|
64,99
|
13,80
|
10,71
|
5,28
|
Вурнарский район
|
53,16
|
16,03
|
16,27
|
8,51
|
Ибресинский район
|
57,93
|
19,16
|
10,13
|
7,91
|
Канашский район
|
50,91
|
18,01
|
15,30
|
9,49
|
Козловский район
|
45,67
|
19,44
|
18,86
|
9,70
|
Комсомольский район
|
52,91
|
21,93
|
11,47
|
6,89
|
Красноармейский район
|
48,75
|
18,68
|
15,40
|
10,78
|
Красночетайский район
|
52,24
|
19,78
|
14,24
|
7,57
|
Мариинско-Посадский район
|
54,24
|
18,53
|
13,36
|
8,10
|
Моргаушский район
|
47,94
|
18,26
|
15,82
|
12,86
|
Порецкий район
|
60,09
|
12,90
|
15,26
|
7,30
|
Урмарский район
|
54,93
|
21,05
|
11,57
|
8,78
|
Цивильский район
|
45,22
|
20,19
|
13,27
|
15,82
|
Чебоксарский район
|
45,15
|
19,65
|
16,99
|
11,3
|
Шемуршинский район
|
70,40
|
13,70
|
7,19
|
4,77
|
Шумерлинский район
|
55,37
|
18,78
|
13,07
|
7,13
|
Ядринский район
|
47,25
|
15,02
|
21,84
|
9,98
|
Яльчикский район
|
55,98
|
13,63
|
17,78
|
6,75
|
Янтиковский район
|
67,36
|
13,63
|
9,89
|
4,95
|
г.Алатырь
|
47,36
|
20,58
|
16,22
|
10,94
|
г.Канаш
|
41,51
|
21,17
|
21,47
|
9,71
|
г.Шумерля
|
41,58
|
26,17
|
16,34
|
9,80
|
г.Новочебоксарск
|
30,65
|
24,25
|
25,40
|
13,07
|
г.Чебоксары
|
33,21
|
23,97
|
23,24
|
12,46
|
Как видно из
таблицы, Справедливая Россия по Чувашии набрала 18,79 %, а по России- 13,25 %.
Наиболее активно поддерживали Справедливую Россию Ядринский, Козловский,
Моргаушский, Порецкий районы ЧР, гг. Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары.
Литература
1.
Pro et Contro. № 1 (40), январь- февраль 2008. – С.22-36.
2.
Там же- С. 22.
3.
Там же- С. 23-24.
4.
Там же- С.27.
5.
Советская Чувашия, №
221-222, 8 декабря 2011 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий