Тафаев Г.И.
Эволюция партийной системы
в Российской Федерации
Избирательная
кампания в Госдуму РФ показала, что процесс трансформации политической системы
продолжается. Российский исследователь Борис Макаренко в журнале Pro et Contrа отмечал, что парламентские
выборы 2011 года становятся неизбежной точкой сценарной развилки на «умеренную
либерализацию» или «стагнацию».
В регулярно
повторяемых с 1999 года опросах Левада-Центра соотношение сторонников и
противников многопартийности в последние годы составляет примерно 50 на 40 (10
проц. не имеют мнения). Однако в 2009-м произошла определенная подвижка: доля
сторонников многопартийности выросла до 68 %, а противников - сократилась до 21 % [1].
Б. Макаренко
рассматривает несколько сценариев эволюции партийной системы России. Гладя из
сегодняшнего дня, предельно трудно прогнозировать, по какому сценарию будет
развиваться партийная система: «линейные» или «инерционные» сценарии развития
партий из нынешнего состояния выглядят примитивно: они сводятся к общим линиям
типа «стагнация», переходящая либо в «авторитаризм», либо в «обвал» (либо
последовательно из «авторитаризма» в «обвал»), и «чудо» — кардинальный толчок к
развитию партийной системы.
1. Сценарий «чуда» следует исключить сразу: даже в том случае, если «сверху»
будет проявлена воля к существенной либерализации режима, ни существующие
партии, ни гражданское общество не смогут действенно включиться в политическую
жизнь. Оговоримся: либерализация в России необходима и даже возможна, однако
полноценные политические партии могут стать лишь «среднесрочным продуктом» этой
системы.
2. «Стагнация» представляется наиболее вероятным сценарием: данная партийная
система удобна для исполнительной власти, поскольку обеспечивает ей абсолютное
доминирование не только над законодательной
ветвью, но и над всей системой политического представительства. Степень
лояльности зарегистрированных политических партий предельно высока, поскольку
оппозиция боится, что ее и без того крайне ограниченное существование будет
ограничено еще больше, а «партия власти» слишком зависит от ресурсов
(административных, финансовых, публичных), которые сосредоточены у федерального
Центра или назначенных им губернаторов. В то же время любые оппозиционные или
альтернативные политические движения в таких условиях оказываются вытолкнуты
либо «на улицу», либо в «пространство Интернета», который останется
единственно доступным для них средством коммуникации (преимущественно
блого-сфера) и мобилизации (сбор участников протестов автомобилистов через
социальные сети). Уличная и интернет-активность сегодня раздражает власть и
провоцирует ее на жесткую реакцию: разгон «маршей несогласных», голословные
обвинения в адрес оппозиции, попытки еще больше законодательно ограничить
свободу уличных действий (введение разрешительного характера даже для
одиночных пикетов, попытки ужесточить регулирование Интернета). Хотя эта
реакция порой оказывается весьма неуклюжей, при нынешних, небольших масштабах
альтернативной политической активности такие издержки власть считает допустимыми.
В то же время нынешняя партийная система в минимально достаточной степени
отражает структуру массовых предпочтений и позволяет создать «фасад
многопартийности», который власть, правящая партия и лояльные ей эксперты и
журналисты объявляют «сложившейся и укоренившейся».
Такая
«многопартийность» может поддерживаться лишь в режиме «ручного управления»,
не позволяя логике административного ресурса «дожать» даже лояльную оппозицию и
оставить в парламентах лишь «требуемую по закону- одну оппозиционную партию, да
и ту желательно в минимальном размере. Это и есть состояние стагнации. Цена
поддержания нынешнего статус-кво для власти зависит от силы сопротивления не
столько «изнутри» существующей партийной системы, сколько от альтернативных
форм политического действия. Если оно станет более масштабным, власть может
либо пойти на частичную либерализацию, либо на дальнейшее ограничение
плюрализма — перекрыв все альтернативные каналы коллективных действий и
удерживая «легальную» оппозицию в нынешних узких рамках. Чем мощнее будет
альтернативный протест, тем больше риск усиления авторитаризма.
Строго говоря,
рациональное сценарное планирование на этой точке должно закончиться. Из
авторитаризма возможны два выхода: либо через новую попытку либерализации,
либо через «обвал» или «революцию». Но при таком развитии событий, которое,
кроме всего прочего, трудно определить во временных рамках, перестают
действовать все или большинство объективных или субъективных факторов прежнего
периода. Институты и партии перестают быть «имитационными», но это отнюдь не
означает, что они станут соответствовать букве или духу демократического
конституционного дизайна.
В рациональных терминах возможно высказать лишь
следующие предположения:
· «Революция» в таком сценарии не может быть «цветной» или «оранжевой».
Таковая предполагает куда большую степень политического плюрализма, чем
имеется в сегодняшней (и скорее всего, чем будет в завтрашней) России:
«цветные» революции происходят там, где электоральный потенциал оппозиции сопоставим
с силой «партии власти». Там, где оппозиция пыталась на выборах не победить
власть, а «посоревноваться» с ней (например, оспорить победу президента в
первом туре, как произошло в Грузии и Армении в 2008 году), попытка «оранжевых
действий» терпит крах: у «улицы» недостаточно мотивации для упорства.
· Невозможен и военный переворот латиноамериканского типа, где военные берут
власть, чтобы со временем передать ее сильнейшей на будущих выборах партии.
Во-первых, наши военные не обладают таким политическим мышлением и амбициями
(и, слава богу, иначе риск военных переворотов был бы слишком велик в каждый
момент новейшей российской истории); во-вторых, эту власть некому будет
передавать. Элита не обладает навыком самостоятельных, не «заказанных» сверху
коллективных действий.[2]
Обратим внимание на чувашский сценарий. В ЧР были
зарегистрированы 7 партий.
Список политических партий, а также
зарегистрированных на территории Чувашской Республики региональных отделений
политических партий, имеющих право в соответствии с пунктом 2 статьи 36
Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»
принимать участие в выборах депутатов Государственного Совета Чувашской
Республики пятого созыва.
Политические партии
|
Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
|
Политическая партия «Коммунистическая партия
Российской Федерации»
|
Политическая партия «Либерально-демократическая партии России»
|
Политическая партии «Российская объединенная демократическая партия
«Яблоко»
|
Политическая партия «Патриоты России»
|
Политическая партия «Справедливая Россия»
|
Всероссийская политическая партия «Правое дело»
|
Региональные
отделения политических партий
|
Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»
|
Чувашское региональное отделение Политической партии
«Коммунистическая партия Российской Федерации»
|
Чувашское региональное отделение «Либерально-демократическая
партия России»
|
Региональное отделение Политической партии
Справедливая Россия в Чувашской Республике
|
Чувашское региональное отделение Политической партии
«Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»
|
Чувашское региональное отделение политической партии
«Патриоты России»
|
Чувашское региональное отделение Всероссийской
политической партии «Правое дело» в Чувашской Республике
|
Список предоставлен Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Чувашской Республике.
Партийная система в республике функционировала в
условиях выборов. Все зарегистрированные партии активно распространяли свои
листовки, газеты, буклеты и т.д. Проводились митинги, собрания и т.д. 2
сентября 2011 года М. Михайловский подписал постановление Госсовета ЧР.
Постановление
Государственного Совета Чувашской Республики
О назначении
выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002
года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», статьей 80 Конституции Чувашской
Республики и Законом Чувашской Республики от 30 мая 2011 года № 26 «О продлении
срока полномочий Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва
и о внесении изменения в статью 9 Закона Чувашской Республики «О выборах
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» Государственный Совет
Чувашской Республики постановляет:
1. Назначить выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
пятого созыва на 4 декабря 2011 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Председатель Государственного Совета
Чувашской Республики М. Михайловский
г. Чебоксары, 2 сентября 2011 года. № 878.
Наиболее яростно бросились в предвыборочную гонку «Справедливая
Россия», «КПРФ», «ЛДПР». Они для чувашского избирателя предлагали.
Заработная плата. Наши требования:
1. Повысить долю заработной платы в ВВП до 60% (сегодня эта доля составляет
менее 30%).
2. Ввести почасовую оплату труда, установив законом минимальную оплату за один
час неквалифицированного труда 80 рублей, а также повышающие коэффициенты.
3. Установить нижний предел заработной платы на основе законодательно
закрепленных социальных стандартов потребления, включающих расходы не только
на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья,
образование, лечение и культуру.
4. Закрепить за работниками бюджетной сферы (врачами, учителями, учеными, работниками
культуры) статус госслужащих с соответствующим повышением оплаты труда и
социальными гарантиями.
1. Заменить плоскую шкалу подоходного налога с налоговой ставкой 13% на
прогрессивную шкалу.
Повышенный налог на доходы
физических лиц должен быть применен по отношению к тем гражданам, чьи доходы в
годовом измерении превышают 3 миллиона рублей. По статистике таких граждан в
сегодняшней России — не более
0,2 % социально активного населения страны. При этом совокупный объем их
доходов составляет почти 30% всех доходов граждан Российской Федерации. Это
беспрецедентный уровень неравенства для цивилизованной страны.
2. Ввести налог на роскошь: приобретаемые предметы роскоши должны облагаться
налогом с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости
приобретения.
3. Повысить налог на дивиденды. Сегодня он зафиксирован на уровне 9%. Мы
считаем, что следует повысить данную ставку до 13%, а в перспективе также
необходима прогрессивная шкала.
4. Единый социальный налог должен уплачиваться по единой ставке со всех
доходов.
В ныне действующей
налоговой системе с высоких доходов единый социальный налог (ЕСН) платится по
пониженной ставке, что углубляет социальное неравенство.
5. Установить налог на вмененный доход по всему ликероводочному производству.
Ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта.
Семья и дети. Наши требования:
1. Предоставлять молодым семьям государственный беспроцентный кредит на покупку
квартиры: при рождении первого ребенка списывается 25% кредита, при рождении
второго — 50%, третьего — кредит погашается. Многодетная семья не должна быть
синонимом бедности, тем более — нищеты.
2. Включить в стаж период ухода за каждым ребенком до 3-х лет без ограничений.
Сейчас в стаж матери идет только период ухода за ребенком до полутора лет,
причем не более трех лет в общей сложности!
3. Добиться полного реального бесплатного лечения детей в нашей стране за счет
средств федерального бюджета.
4. Не допустить коммерциализации школьного образования. Сделать сдачу единого
государственного экзамена (ЕГЭ) добровольной. Обеспечить возможность
поступления в вузы выпускников сельских школ и небольших городов, внедрив для
них специальные квоты и систему льгот.
5. Обязать РЖД ввести понижающие тарифы на железнодорожные билеты для школьников
в течение всего года.
Справедливые пенсии. Наши требования:
1. Принять новый Пенсионный кодекс, который кардинально изменит положение пенсионеров. Вернуться к
солидарной (распределительной) системе пенсионного обеспечения, при которой
пенсии выплачиваются из
государственного бюджета на
основе трех критериев: стаж, средняя заработная
плата, особые заслуги.
2. Пенсия должна составлять 60% от прежнего заработка (сегодня — 22%).
3. Отменить жесткие ограничительные коэффициенты учета стажа и заработка,
которые стригут всех пенсионеров под одну гребенку.
4. Отменить особый порядок начисления пенсий для депутатов Государственной
Думы и чиновников, начислять им пенсии на общих основаниях.
5. Обеспечить ежегодную индексацию военной пенсии работающего пенсионера в соответствии
с отчислениями в Пенсионный фонд.
6. Включить в трудовой стаж учебу в техникуме, вузе, аспирантуре и
докторантуре.
Жилье. Мы считаем необходимым:
1. Разработать и осуществить программу массового
строительства социального жилья «Справедливый дом».
2. Создать строительные сберегательные кассы, в
которых можно будет накопить 25-30% стоимости жилья, а другие 75-70% получить
в виде долгосрочного кредита под низкий процент (5% годовых).
3. Защитить
права дольщиков жилищного строительства, ужесточить государственный и
общественный контроль по предупреждению махинаций на рынке жилья.
4. Возвратить общежития в муниципальную и
государственную собственность, не допускать выселения из общежитий людей, получивших
это жилье во время работы на государственных предприятиях.
5. Создать
условия для индивидуальной малоэтажной застройки на недорогой земле с
инженерной и транспортной инфраструктурой.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Наши требования:
1. Законодательно установить на федеральном уровне, что максимально
допустимая доля расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных
услуг не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.
2. Увеличить объем бюджетных средств на адресные жилищные субсидии гражданам
для компенсации льгот по оплате содержания и ремонта жилья и коммунальных
услуг.
3. Сохранить льготы на оплату коммунальных услуг для бюджетников, работающих
в сельской местности.
4. Создать экономически обоснованную и прозрачную систему регулирования тарифов
на коммунальные услуги, обеспечить жесткий контроль тарифов на содержание и
ремонт жилья, исключающий произвол чиновников и бизнес-структур.
5. Не допускать выселения из квартиры (включая собственное жилье) за неуплату
в течение 6-ти месяцев.
6. Ужесточить ответственность за фиктивные ТСЖ, которые создаются без ведома
жильцов.
Здравоохранение.
Мы требуем принять Федеральный Закон «О государственных гарантиях медицинской
помощи», который четко определит гарантируемые государством современные медицинские
стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и
высокотехнологичные медицинские услуги.
Мы предлагаем:
1. Установить действенный государственный контроль за формированием
розничной цены не только на жизненно необходимые медикаменты, но и на все
лекарства, попадающие в розничную сеть.
2. Поддерживать оптимальные пропорции между
бесплатной, страховой и платной медициной, исходя из реальных доходов
населения.
Не должно быть никаких квот
на высокотехнологичные медицинские услуги. Надо утвердить медицинские
стандарты, не допускающие никаких исключений. Квота на жизнь — это
бесчеловечно! Если государственное медицинское учреждение может лечить
конкретную болезнь, то такое лечение должно быть доступно всем.
3. Обеспечить людям с ограниченными возможностями равноправное участие в
жизни общества, разработать национальную программу профилактики инвалидности, в
первую очередь детской.
Наука и образование. Мы требуем:
1. Отменить закон о реформе бюджетных учреждений.
2. Ввести налоговые преференции для пред приятии, осваивающих инновационные технологии.
Систематические налоговые
вычеты в пользу исследований и экспериментов позволят предприятиям пробовать
все новое, рисковать, не подвергаясь «финансовым наказаниям».
3. Принять закон «О научной интеллектуальной собственности».
Сегодня действие патентного законодательства и
законодательства об авторском праве, как правило, ограничивается рамками
частного права, в то время как проблема интеллектуальной собственности
охватывает систему отношений «государство — научная организация — изобретатель».
4. Деньги от продажи патентов и лицензий, не относящихся к сфере обороны и
безопасности, должны оставаться в научной организации и возвращаться авторам
изобретений в полном объеме.
5. Поддержать создание внедренческих организаций, которые помогали бы
доводить научную идею до стадии ее коммерциализации, вовлекать
интеллектуальный продукт в коммерческий оборот.
6. Создать надежные правовые механизмы защиты интеллектуальной собственности,
исключающие интеллектуальное мародерство со стороны отечественных и иностранных
предпринимателей.
7. Увеличить в 3-5 раз объем государственных научных стипендий и грантов.
8. Привести структуру высшего образования к потребностям рынка труда.
9. Развивать исследовательскую деятельность отечественных университетов. Финансирование
исследований должно составлять не менее 50% от финансирования образования.
По республике тиражировались различные социологические опросы. Например, в
газете «Выбор Чувашии» за октября 2011 г. отмечалось, что согласно последнему
прогнозу ВЦИОМ и с учетом экспертных оценок, «Единая Россия»- получит на
парламентских выборах 55% голосов, КПРФ- 16,4%, ЛДПР -10,8%, «Справедливая Россия»-
7,1%. По данным социологов, в Госдуму не проходят партии «Правое дело» (4,9 %),
«Яблоко» (2,5 %), «Патриоты России» (2,1 %). Явка на предстоящие выборы, по
прогнозу ВЦИОМ, составит 56 % (в ноябре прошлого года этот показатель составлял
51 %).
Итоговое распределение мест в Госдуме 6-го созыва,
согласно последнему прогнозу ВЦИОМ, выглядит следующим Образом: «Единая Россия»
получит 277 мандатов (сейчас-315). Больше мест в парламенте могут получить КПРФ
(83 мандата против 57 сейчас), ЛДПР (54 против 40). Партия «Справедливая
Россия» рискует вообще не попасть в думу.
-Сегодняшний рейтинг- довыборный, - заявил генеральный
директор ВЦИОМ Валерий Федоров. -Ответ на вопрос «Кто же будет в думе?» даст
только голосование. Так что впереди - острая борьба и разнообразные сюрпризы;
без которых ни одна кампания не обходится.
Об Аксакове писали, что он «политик легкого
поведения», «водится с антихристом» и т.д. Наиболее «настырно» работали члгены
ЛДПР. Они активно раздавали листовки и брошюры «Иван запахни душу», «Чувашию в
обиду не дадим», «ЛДПР укажет дорогу», «Русские жестче взгляд!», «Россия твоя
страна», «Русский набат» и т.д.
ЛДПР акцент делает на обиженных чуваш и русских.
Философия ЛДПР сквозит в словах его лидера. Помнишь, у Горького: Данко вырвал
сердце из груди и идет впереди, освещая дорогу другим. Сегодня, Ваня, не надо
вырывать сердце из груди. Наоборот, надо успокоиться, собраться с силами и
проанализировать ту трагедия, что произошла с Россией [3].
В «Русском набате» акцент на русский вопрос.
Кроме проведения политической реформы, необходимо
внесение изменений и в государственное устройство страны, проведя
административную реформу. Национально-территориальное деление, как
показал печальный опыт СССР, ведет к гибели государства. Оно провоцирует
нарастание межнациональных конфликтов и нарушение прав граждан по национальному
признаку, а также ведет к дальнейшему развалу государства.
К тому же существующие ныне административные границы
субъектов Федерации искусственны: они были созданы без учета национальных,
исторических и экономических факторов.
Не стоит отказываться и от варианта объединения на
добровольной основе в рамках России всех территорий бывшего СССР, так как в
условиях геополитических и климатических изменений в мире жизнеспособными
могут быть только единые и сильные державы.
Россия должна быть преобразована в такое государство,
где больше никогда уже не будет национальных республик или национальных округов
как субъектов государства. Это позволит объединить ресурсы районов и легче
решать вопросы экономического развития и социального обеспечения. Этот процесс
должен происходить исключительно конституционным способом.
Все национальные
вопросы между субъектами Российской Федерации должны решаться лишь в области
культуры, а не путем обособления территорий. Центр должен оставить за собой только семь вопросов: внешняя
политика, оборона, транспорт, финансы, связь, энергетика и экология. Другие
вопросы пусть решаются в регионах.
Следует убрать национальные названия регионов.
Например, была Тувинская республика, а будет Кызылский район Красноярского края. Была Хакассия, а будет
Абаканский район Красноярского края. ЛДПР
выступила также против разных наименований местных парламентов: хурал,
законодательное собрание, государственная дума (на местах), народное собрание,
народный совет и пр.
Следует
укрупнять российские регионы, создав порядка 50 губерний (по 3 миллиона
человек в каждой). Они получат одинаковый статус, а отличительной от
сегодняшних республик чертой будет отсутствие собственных конституций и
национальных государственных языков.
Эти меры дадут возможность увеличить ответственность
глав регионов за социально-экономическое положение на конкретной территории и
расширить функции местного самоуправления, предоставив жителям населенных
пунктов, районов и краев право самостоятельно или через выборных
представителей решать все вопросы, связанные с распределением местных
бюджетов.
В едином
Российском государстве должен быть единый государственный язык — язык подавляющего
большинства населения страны, то есть русский. При этом всем народам должно
быть обеспечено право свободно развивать свою культуру, язык, письменность,
национальные традиции при помощи национально-культурных структура. Это, а также
укрепление материального достатка населения и единства государства, позволит
избавиться от крайних проявлений национализма.
Реализация этих
и некоторых других предложений позволит превратить Россию из аморфного
федеративного государства в унитарное (единое) государство с сильной
исполнительной властью. Это ни в коем случае не подорвет основы
демократического общества. Все утвердившиеся в стране свободы будут сохранены,
будет стимулироваться деятельность политических и общественных
организаций.[4]
Мы обратили
внимание на платформы только двух партий. Они получили в ЧР по 10-18 %. Активно
они рвались в депутаты Госсовета республики. Шла ожесточенная борьба. Итоги
таковы.
Об итогах
голосования на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
пятого созыва по единому избирательному округу
04.12.2011
По данным Центризбиркома Чувашии, проголосовало 603375 (61,54%) избирателей
Чувашской Республики.[5]
Число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов
|
|||
Наименования политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов
|
абсолютное значение
|
в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании
|
Число УК, где позиция лидирует
|
1.Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии
«ЕДИНАЯ РОССИЯ»
|
270754
|
44,87
|
1141
|
5.Чувашское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая
партия Российской Федерации»
|
118577
|
19,65
|
5
|
3.Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в
Чувашской Республике
|
116986
|
19,39
|
28
|
4.Чувашское региональное отделение политической партии «Либерально-
демократическая партия России»
|
65002
|
10,77
|
2
|
2.Чувашское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
|
12759
|
2,11
|
0
|
Борис
Макаренко о «либерализации» выборов 4 декабря 2011 г. отмечает, что выбор в
пользу «умеренной либерализации» — если он состоится — будет выражаться в
наборе эволюционных мер. Они могут включать:
· ослабление административного ресурса
на выборах, фактическую отмену «плановых заданий» на результат «партии
власти»;
· исключение из избирательного законодательства норм, откровенно «подыгрывающих»
партии власти: снижение отсекающего барьера до 5 проц., дестимулирование
практики «паровозов», отмена метода делителей Империали для распределения
мандатов на региональных выборах, упрощение порядка и процедур регистрации
партий и кандидатов на выборах;
· изменение правоприменительной практики на выборах, с тем чтобы оппозиция
могла контролировать избирательные процедуры. Отметим, что по всем трем
направлениям в последние два года предпринимались определенные шаги, однако
они не могли существенно изменить ситуацию, поскольку либо предполагали применение
в режиме «ручного управления» (ср. некоторое ограничение административного
ресурса на региональных выборах марта 2010 года), либо носили слишком мягкий
характер (например, предоставление одного-двух мандатов партиям, набравшим от
5 до 7 проц. голосов);
· отмену или ослабление неформальных, но почти неукоснительно соблюдаемых запретов
на приход «мейнстримовских» фигур в оппозиционные партии, независимую от
Кремля финансовую поддержку партий, доступ оппозиционеров на федеральные
телеканалы и т. п.;
· восстановление должной парламентской процедуры рассмотрения и принятия
законопроектов, то есть фактически превращение парламентов в «место для
дискуссий». Это, в частности, касается и наполнения реальным смыслом вновь установленной
конституционной нормы о регулярных отчетах правительства перед парламентом —
как на федеральном, так и на региональном уровнях [6].
Далее он пишет, что для партийной системы эффект от подобных мер не будет радикальным.
Во-первых, в случае реализации подобного сценария на первом
этапе (который может длиться 1—2 шестилетних «президентских» цикла)
политический плюрализм будет ограничен «парламентской площадкой» — с доминированием
президентской партии и более активным и процедурно честным оппонированием со
стороны оппозиции. Это, помимо всего прочего, создаст для партий (как
«властной», так и оппозиционных) стимулы бороться за электораты «нового
протеста» и «активного меньшинства».
Во-вторых, «Единая
Россия» останется как минимум на ту же перспективу (на ближайшие 6 или 12 лет)
доминирующей партией. Это не порок и не недостаток партийной системы:
доминирующая или предоминирующая (в классификации Сартори) партия — частый
феномен переходных и модернизирующихся обществ. Проблема в том, что «Единая
Россия» для исполнения такой роли должна стать реальной партией — с большей,
чем сейчас, автономией в принятии решений, «внутрипартийной демократией» и
реальной, а не декларативной ответственностью за свои действия. Такая эволюция
«партии власти» — первое необходимое условие развития партийной системы в
России.
В-третьих, остальные
партии должны продемонстрировать способность воспользоваться «частичной
либерализацией» для того, чтобы привлечь к себе перспективные элитные фигуры,
научиться формулировать и отстаивать свою политическую программу в конкуренции
с «партией власти». При этом конкуренция должна быть настоящей, то есть
оказывать реальное влияние на выработку курса и обеспечивать подотчетность
исполнительной власти, но вместе с тем оставаться в рамках консенсуса по
основным устоям политической и экономической жизни страны. Иначе говоря, должна
выработаться «ограниченная неопределенность» в политике, которую Филипп
Шмиттер называл главным принципом функционирования демократического общества.
В-четвертых, такая эволюция партийной системы повлечет за собой
изменение роли законодательной власти в системе сдержек и противовесов, а также
федеративном устройстве государства. Однако прогнозирование этих подвижек
лежит вне пределов решаемой нами аналитической задачи.
Из ныне
существующих «невластных» партий наибольшее окно возможностей при этом сценарии
получает «Справедливая Россия», чей «стартовый набор» лучше, чем у других. Для
либеральных партий в такой конфигурации возникает гипотетическая ниша, но все
зависит от того, смогут ли они преодолеть свои внутренние пороки, чтобы ею
воспользоваться. КПРФ и ЛДПР в любом сценарии сталкиваются с описанными выше
проблемами зависимости от одного ресурса — стареющего электората в первом
случае и немолодеющего лидера — во втором.
В случае успешной реализации подобного сценария
ближайшие два цикла парламентских выборов станут периодом роста и становления
партийной системы, которая через десять лет потребует новой перестройки,
поскольку к тому моменту встанут как минимум три вопроса:
· Сохранится ли в обновленной партийной системе доминирование одной партии
или система выйдет на уровень принципиально большей конкурентности?
· Кто унаследует ниши КПРФ и ЛДПР — сами эти партии, прошедшие принципиальный
«ребрендинг», или новые игроки?
· Как заполнится в партийной системе ниша либерального электората? [7]
Обратим внимание на итоги по Чувашии.
Об итогах
голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации шестого созыва на территории Чувашской Республики
04.12.2011
По данным Центризбиркома Чувашии, проголосовало 604624
(61,6%) избирателя Чувашской Республики.[8]
Число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов
|
|||
Наименования политических партий, зарегистрировавших
списки кандидатов
|
абсолютное значение
|
в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании
|
Число УК, где позиция лидирует
|
6.Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
|
262526
|
43,42
|
1155
|
4.Политическая партия «Коммунистическая партия Российской
Федерации»
|
126388
|
20,90
|
12
|
1.Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
|
113598
|
18,79
|
7
|
2.Политическая партия «Либерально-демократическая
партия России»
|
64516
|
10,67
|
2
|
5.Политическая партия «Российская объединенная
демократическая партия «ЯБЛОКО»
|
9668
|
1,60
|
0
|
3.Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
|
7997
|
1,32
|
0
|
7.Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»
|
2177
|
0,36
|
0
|
Итоги по Чувашии таковы:
Результаты голосования в Чувашской Республике, %
Район
|
Единая Россия
|
КПРФ
|
Справедливая Россия
|
ЛДПР
|
Общий итог
|
43,42
|
20,90
|
18,79
|
10,67
|
Алатырский район
|
61,19
|
14,35
|
12,86
|
8,56
|
Аликовский район
|
45,67
|
25,46
|
13,69
|
8,94
|
Батыревский район
|
64,99
|
13,80
|
10,71
|
5,28
|
Вурнарский район
|
53,16
|
16,03
|
16,27
|
8,51
|
Ибресинский район
|
57,93
|
19,16
|
10,13
|
7,91
|
Канашский район
|
50,91
|
18,01
|
15,30
|
9,49
|
Козловский район
|
45,67
|
19,44
|
18,86
|
9,70
|
Комсомольский район
|
52,91
|
21,93
|
11,47
|
6,89
|
Красноармейский район
|
48,75
|
18,68
|
15,40
|
10,78
|
Красночетайский район
|
52,24
|
19,78
|
14,24
|
7,57
|
Мариинско-Посадский район
|
54,24
|
18,53
|
13,36
|
8,10
|
Моргаушский район
|
47,94
|
18,26
|
15,82
|
12,86
|
Порецкий район
|
60,09
|
12,90
|
15,26
|
7,30
|
Урмарский район
|
54,93
|
21,05
|
11,57
|
8,78
|
Цивильский район
|
45,22
|
20,19
|
13,27
|
15,82
|
Чебоксарский район
|
45,15
|
19,65
|
16,99
|
11,3
|
Шемуршинский район
|
70,40
|
13,70
|
7,19
|
4,77
|
Шумерлинский район
|
55,37
|
18,78
|
13,07
|
7,13
|
Ядринский район
|
47,25
|
15,02
|
21,84
|
9,98
|
Яльчикский район
|
55,98
|
13,63
|
17,78
|
6,75
|
Янтиковский район
|
67,36
|
13,63
|
9,89
|
4,95
|
г.Алатырь
|
47,36
|
20,58
|
16,22
|
10,94
|
г.Канаш
|
41,51
|
21,17
|
21,47
|
9,71
|
г.Шумерля
|
41,58
|
26,17
|
16,34
|
9,80
|
г.Новочебоксарск
|
30,65
|
24,25
|
25,40
|
13,07
|
г.Чебоксары
|
33,21
|
23,97
|
23,24
|
12,46
|
Как видно из
таблицы Справедливая Россия по Чувашии набрала 18,79 %, а по России- 13,25 %.
Наиболее активно поддерживали «Справедливую Россию» Ядринский, Козловский,
Моргаушский, Порецкий районы ЧР, гг. Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары.
«Справедливая
Россия» делала акцент на женщин (избирательниц). Например, в газете
«Справедливая Россия» № 31 (48) за 4 октября 2011 г. было напечатано интервью
«Борьба за права женщин», где говорилось, что 12 сентября в Москве состоялся
форум женских общественных организаций «За социальную демократию и прогресс».
В мероприятии
приняли участие председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев,
депутат партийной фракции в Государственной Думе Татьяна Москалькова, депутаты
законодательных собраний субъектов РФ, заведующая кафедрой политической
социологии РГГУ Наталия Великая, представители женских общественных
организаций, эксперты и журналисты.
Н. Левичев
(Справедливая Россия) предложил напомнить всем основные позиции Европейской
хартии женских прав, которые наша партия поддерживает:
- равное политическое представительство женщин и мужчин во всех
законодательных органах власти;
- введение поста Специального уполномоченного по вопросам тендерного
равенства;
- создание таких условий и гарантий для родителей, чтобы они могли
сочетать семейные обязанности со своими профессиональными обязанностями. В
качестве меры обеспечения этой задачи предлагается значительно увеличить
пособия по уходу за детьми. Законопроекты нашей фракции на эту тему годами не
рассматриваются в Государственной Думе по известным причинам;
- полная ликвидация тендерного неравенства в оплате труда;
- поддержка
женщин- предпринимателей, ученых а исследователей в целях расширения их
возможностей;
- искоренение торговли людьми и сексуальной эксплуатации.
Далее он отмечает, что конечно каждая женщина вправе избрать
свой путь к жизненному успеху. То, что раньше называлось «мать-героиня» -
путь не менее достойный, чем профессор университета. Задача государства —
обеспечить женщине возможность выбора. В условиях либеральных, монетаристских
рецептов, которые уже привели наше общество к вопиющему социальному
неравенству, эту проблему решить не удастся.
В заключение заверю, что как бы ни сложилась
политическая судьба представительниц прекрасного пола в кампании по выборам
депутатов Государственной Думы шестого созыва мы надеемся, что наряду с
женщинами там окажется значительное число продвинутых мужчин, которые также
будут отстаивать женские права.[9]
Об итогах
голосования на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики
пятого созыва по одномандатным избирательным округам, состоявшихся 4.12.2011 г.
Таблица составлена редакцией по данным Центральной
избирательной комиссии Чувашской Республики
Количество голосов, отданных за кандидата
|
В % к общему количеству проголосовавших
|
Кандидат от политической партии
|
||
Округ № 1 Алатырский
|
||||
1
|
Гиль Тамара Юрьевна
|
6347
|
23,63 %
|
КПРФ
|
2
|
Ефремов Николай Николаевич
|
12690
|
47,24 %
|
«Единая Россия»
|
3
|
Лукишин Сергей Анатольевич
|
4009
|
14,92 %
|
«Справедливая Россия»
|
4
|
Федоров Даниил Александрович
|
2744
|
10,21 %
|
ЛДПР
|
Округ № 2 Батыревский
|
||||
1
|
Иванов Илья Арсентьевич
|
1547
|
4,82 %
|
ЛДПР
|
2
|
Ляпкин Анатолий Васильевич
|
3587
|
11,18%
|
КПРФ
|
3
|
Мешков Олег Вадимович
|
22228
|
69,30 %
|
«Единая Россия»
|
4
|
Солдатов Владимир Васильевич
|
919
|
2,87 %
|
«Патриоты России»
|
5
|
Фролов Руслан Юрьевич
|
2737
|
8,53 %
|
«Справедливая Россия»
|
Округ № 3 Вурнарский
|
||||
1
|
Анисимов Виктор Николаевич
|
5045
|
16,04 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Ефимов Александр Иванович
|
2016
|
6,41 %
|
ЛДПР
|
3
|
Свешников Владимир
Васильевич
|
16537
|
52,57 %
|
«Единая Россия»
|
4
|
Третьякова Татьяна Николаевна
|
6321
|
20,09 %
|
КПРФ
|
Округ № 4 Канашский
|
||||
1
|
Александров Вячеслав
Николаевич
|
13943
|
48,77 %
|
«Единая Россия»
|
2
|
Алешин Владимир Николаевич
|
2112
|
7,39 %
|
«Патриоты России»
|
3
|
Иванов Станислав Геннадьевич
|
2337
|
8,17 %
|
ЛДПР
|
4
|
Ксенофонтов Юрий Валерьянович
|
5926
|
20,73 %
|
«Справедливая Россия»
|
5
|
Скворцов Бронислав Петрович
|
2409
|
8,43 %
|
|
Округ № 5 Янтиковский
|
||||
1
|
Алексеев Петр Иванович
|
5980
|
20,45 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Иванов Валерий Николаевич
|
19427
|
66,43 %
|
«Единая Россия»
|
3
|
Смолин Анатолий Семенович
|
2493
|
8,52 %
|
ЛДПР
|
Округ № 6 Козловский
|
||||
1
|
Иванов Евгений Владимирович
|
6217
|
22,50 %
|
КПРФ
|
2
|
Кудрявцева Наталья Михайловна
|
2749
|
9,95 %
|
ЛДПР
|
3
|
Разумов Александр
Валерианович
|
13954
|
50,50 %
|
«Единая Россия»
|
4
|
Широкин Алексей Петрович
|
3203
|
11,59 %
|
«Справедливая Россия»
|
Округ № 7 Комсомольский
|
||||
1
|
Зайцев Геннадий Иванович
|
1565
|
5,98 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Кольцов Валерий Ефимович
|
1616
|
6,17 %
|
КПРФ
|
3
|
Лапшин Алексей Юриевич
|
8596
|
32, 84 %
|
|
4
|
Митрофанов Анатолий Александрович
|
617
|
2, 36 %
|
«Патриоты России»
|
5
|
Мифтахутдинов Кияметдин
Садыртдинович
|
12425
|
47, 47 %
|
«Единая Россия»
|
6
|
Петров Сергей Борисович
|
386
|
1, 47 %
|
ЛДПР
|
Округ № 8 Моргаушский
|
||||
1
|
Ванеркин Николай
Григорьевич
|
14632
|
53,28%
|
«Единая Россия»
|
2
|
Карягин Федор Александрович
|
4727
|
17,21%
|
КПРФ
|
3
|
Углев Евгений Петрович
|
4152
|
15,12%
|
«Справедливая Россия»
|
4
|
Ямангеев Владимир Владиславович
|
2562
|
9,33%
|
ЛДПР
|
Округ № 9 Винокуровский
|
||||
1
|
Иванов Геннадий Сергеевич
|
6456
|
25,20%
|
КПРФ
|
2
|
Козлов Михаил Васильевич
|
3222
|
12,58%
|
ЛДПР
|
3
|
Семенов Андрей Анатольевич
|
7156
|
27,94%
|
«Единая Россия»
|
4
|
Семенов Сергей Павлович
|
7239
|
28,26%
|
«Справедливая Россия»
|
Округ № 10 Юраковский
|
||||
1
|
Белов Леонид Александрович
|
6658
|
24,53%
|
КПРФ
|
2
|
Михайлов Алексей Матвеевич
|
3171
|
11,68%
|
ЛДПР
|
3
|
Михеев Сергей Петрович
|
9210
|
33,94%
|
«Единая
Россия»
|
4
|
Сормовский Александр Петрович
|
1391
|
5,13%
|
|
5
|
Сормовский Константин Леонидович
|
5131
|
18,91%
|
«Справедливая Россия»
|
Округ № 11 Цивильский
|
||||
1
|
Беккер Сергей Федорович
|
4978
|
19,31%
|
ЛДПР
|
2
|
Ильин Вадим
Васильевич
|
1459
|
5,66%
|
|
3
|
Николаев Вадим Иванович
|
10783
|
41,84%
|
«Единая Россия»
|
4
|
Степанов Владилен Геннадьевич
|
3050
|
11,83 %
|
«Справедливая Россия»
|
5
|
Тихонов Илья Яковлевич
|
4110
|
15,95 %
|
КПРФ
|
Округ № 12 Чебоксарский
|
||||
1
|
Григорьева Людмила Васильевна
|
7087
|
23,19 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Князев Анатолий
Пантелеймонович
|
16007
|
52,37 %
|
«Единая Россия»
|
3
|
Матвеев Сергей Петрович
|
3056
|
9,99 %
|
«Патриоты России»
|
4
|
Панин Алексей Владимирович
|
2869
|
9, 39 %
|
ЛДПР
|
Округ № 13 Заводской
|
||||
1
|
Даниленко Дмитрий Георгиевич
|
4227
|
17,64 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Тимофеев Игорь Анатольевич
|
5048
|
21,06 %
|
КПРФ
|
3
|
Шлепнев Юрий Чонгарович
|
4014
|
16,75 %
|
ЛДПР
|
4
|
Щетников Сергей Петрович
|
8822
|
36,81 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 14 Восточный
|
||||
1
|
Дельман Олег Александрович
|
9018
|
38,52 %
|
«Единая Россия»
|
2
|
Китов Олег Геннадьевич
|
4633
|
19,79 %
|
«Справедливая Россия»
|
3
|
Паллин Петр Алексеевич
|
4762
|
20,34 %
|
КПРФ
|
4
|
Степанов Николай Алексеевич
|
3655
|
15,61 %
|
|
Округ № 15 Южный
|
||||
1
|
Аликов Олег Михайлович
|
5148
|
22,36 %
|
«Справедливая Россия»
|
2
|
Николаев Сергей Михайлович
|
2932
|
12,7 4 %
|
ЛДПР
|
3
|
Самакин Александр Иванович
|
6260
|
27,19 %
|
КПРФ
|
4
|
Таланов Олег Борисович
|
7414
|
32,21 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 16 Центральный
|
||||
1
|
Градов Михаил Николаевич
|
5544
|
21,74 %
|
КПРФ
|
2
|
Козлов Валерий Михайлович
|
2328
|
9,13 %
|
|
3
|
Кулагин Андрей Васильевич
|
3268
|
12,82 %
|
ЛДПР
|
4
|
Лукин Дмитрий Сергеевич
|
878
|
3,44%
|
|
5
|
Лукин Леонид Геннадьевич
|
4513
|
17,70 %
|
«Справедливая Россия»
|
6
|
Филимонов Валерий
Николаевич
|
7502
|
29,42 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 17 Новоюжный
|
||||
1
|
Антонов Вячеслав Степанович
|
5683
|
24,19 %
|
КПРФ
|
2
|
Артемьев Игорь Вячеславович
|
5497
|
23,40 %
|
«Справедливая Россия»
|
3
|
Иванов Алексей Васильевич
|
2357
|
10,03%
|
ЛДПР
|
4
|
Кушев Игорь Анатольевич
|
8229
|
35,02 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 18 Западный
|
||||
1
|
Кулагин Сергей Васильевич
|
3001
|
10,02 %
|
ЛДПР
|
2
|
Михайлов Игорь Витальевич
|
815
|
2,72 %
|
|
3
|
Моляков Игорь Юрьевич
|
8904
|
29,74 %
|
«Справедливая Россия»
|
4
|
Нарышкин Игорь Михайлович
|
5513
|
18,41 %
|
КПРФ
|
5
|
Углов Андрей Александрович
|
10547
|
35,22 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 19 Юго-Западный
|
||||
1
|
Бадаева Елена Игнатьевна
|
1638
|
45,33%
|
«Единая Россия»
|
2
|
Белобаев Сергей Александрович
|
3513
|
13,68%
|
ЛДПР
|
3
|
Малов Игорь Васильевич
|
8732
|
34,01%
|
«Справедливая Россия»
|
Округ № 20 Приволжский
|
||||
1
|
Абрамов Анатолий Серафимович
|
5348
|
19,13%
|
КПРФ
|
2
|
Леонтьев Юрий Геннадьевич
|
2784
|
9,96%
|
ЛДПР
|
3
|
Николаев Николай Станиславович
|
10794
|
38,61%
|
«Единая Россия»
|
4
|
Романова Любовь Мефодьевна
|
2035
|
7,28%
|
|
Округ №21 Шумерлинский
|
||||
1
|
Мазина Вера Владимировна
|
2103
|
7,58 %
|
ЛДПР
|
2
|
Майоров Владимир Николаевич
|
5909
|
21,30 %
|
«Справедливая Россия»
|
3
|
Петрунина Татьяна Васильевна
|
5152
|
18,57 %
|
КПРФ
|
4
|
Шигашев Валерий
Александрович
|
13379
|
48,23 %
|
«Единая Россия»
|
Округ № 22 Ядринский
|
||||
1
|
Белов Владимир Витальевич
|
4256
|
17,49%
|
КПРФ
|
2
|
Ивантаев Алексей Петрович
|
5626
|
23,13%
|
«Справедливая Россия»
|
3
|
Павлов Валерий Михайлович
|
11400
|
46,86%
|
«Единая Россия»
|
4
|
Шлепнева Елена Юрьевна
|
1872
|
17,69%
|
ЛДПР
|
Что касается одномандатных округов, то, в Госсовет
Чувашии прошли 21 из 22 единороссов-одномандатников. Представители партии власти
выиграли по всем избирательным одномандатным округам (в том числе по восьми
округам в Чебоксарах), за исключением одного в Новочебоксарске: по
Винокуровскому округу единоросс Андрей Семенов проиграл своему однофамильцу
Сергею Семенову из «Справедливой России».
Глава республиканского Центризбиркома подчеркнул, что
«результаты объективные», они демонстрируют «тот политический срез, который
есть в Чувашской Республике».
Александр
Цветков отметил, что активность избирателей была достаточно высокой. Напомним,
на выборах в Госдуму в 2007 году явка избирателей составила 70,6%, на выборах
депутатов Госсовета Чувашии в 2006 году в голосовании приняло участие 43,73%
избирателей (в 2002 году - 38%).
Н.В. Федоров
пристально следил за ходом избирательной кампании декабря 2011 г. В марте 2012
г. пройдут президентские выборы. На сегодня выдвинуты:
1. В.В. Путин;
2. В. Жириновский;
3. Г. Зюганов;
4. С. Миронов.
Знаменитый кинорежиссер С.Говорухин назначен начальником предвыборного штаба
кандидата в Президенты РФ, премьер-министра страны В. Путина. В состав штаба
включен и руководитель Института социально-экономических и политических
исследований, сенатор Н. Федоров. Представляя его на заседании Федерального
координационного совета Общероссийского народного фронта, В. Путин сказал:
«Николай Васильевич Федоров - автор Народной программы, над которой
работал он и коллеги, которых он привлек, и в течение достаточно долгого
времени возглавлял одну из национальных республик в Поволжье – Чувашию. Мне
кажется, что это тоже очень важно. Российская Федерация - это
многонациональная страна, федеративное государство, и опыт у Николая
Васильевича здесь большой, было бы очень
правильно использовать этот опыт».
Литература
1. Макаренко, Б. Сценарии эволюции партийной
системы //Pro et Contro:№ 4-5 (50), июль-октябрь. М., 2011 –С.46.
2. Там же .- С.47-48.
3. ЛДПР. Иван запахни душу- М.,2011- С.5.
4. ЛДПР. Русский набат- М.,2011- С.12-14.
5. Советская Чувашия. 10.12 2011.
6. Pro et Contrа- С.50.
7. Там же- С.51.
8. Советская Чувашия. 10.12 2011.
9. Справедливая Россия. №4 (48), 4 октября 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий