11 января 2012

Чувашский цивилизационный символизм в произведениях Анатолия Миттова и Праски Витти


Тафаев Г.И.

Чувашский цивилизационный символизм в произведениях Анатолия Миттова и Праски Витти


Среди современных чувашских художников, которые в своих произведениях активно использовали этнографический материал выделяются А. Миттов и П. Витти. А.И. Миттов родился 13 декабря в 1932 г. в селе Тобурданово Канашского района Чувашии. В своей автобиографии он отмечал, что в 1940 году меня отвели в первый класс Тобурдановской средней школы. В 41-м уже началась война. В те годы мальчишкой испытал трудности   военного   времени;   не  смотря   на  это,  учились  мы  с воодушевлением, собирали подарки для бойцов, писали письма на фронт. Летние каникулы рядом со взрослыми работали на колхозном поле. Окончил в 1947 году 7 классов и решил поступить в художественное училище. Принять такое решение, наверное, натолкнуло то, что я оформлял стенгазеты в школе» где учился; в бригаде, где работал часто, мне поручали писать лозунги,  плакаты, оформлять уголки пионеров, вообщем, выполнять разнообразную оформительскую работу.
В 1954 году он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии художеств СССР в Ленинграде.
В автобиографии он писал, что в 1961 году окончил институт по мастерской М.А. Таранова. Темой для дипломной работы выбрал «Оформление и иллюстрирование К.В.Иванова «Нарспи». Исполнил и защитил на отлично. К выполнению дипломной работы готовился тщательно. Преддипломную курсовую работу выполнил на эту же тему. Книга получилась. Надо сказать, дипломная работа получила высокую оценку рецензента П.Е. Корнилова, председателя государственной экзаменационной комиссии Е.А. Кибрика, члена государственной экзаменационной комиссии Г.Д. Епифанова.





В 1970 году, к сожалению, художник скончался в возрасте 38 лет. Он являлся преподавателем Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И. Я. Яковлева (1961-1964), сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Критики отмечали, «произведения, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывали глубокий интерес общественности и неприятие со стороны консервативной публики».
Невзирая на «неприятие этнической темы со стороны консервативной публики» этнические мотивы нашли достойных подражателей в Чувашии, среди них Праски Витти.
Теоретики цивилизации А.Дж. Тойнби, С.П. Хантингтон предложили «киртичики» цивилизации:
·                        Религия;
·                        Этносы;
·                        Культура;
·                        Менталитет.
Все эти понятия (модули, символы) характерны и для работ Миттова и П. Витти.
Например, критики о деятельности Миттова писали, что он занимает важное место в истории изобразительного искусства Чувашии 2-й половины    века как художник, выразивший национальный дух чувашского народа, его философию и психологию. Одним из первых поставил вопрос о создании национального стиля в профессиональном искусстве республики и, используя ритмы, мелодику, пластику, характер всех видов чувашского народного искусства, а также родного языка, расширил тематику творчества, привнеся в неё новые образы и сюжеты, создал оригинальный изобразительный язык.
Таким образом, мы можем увидеть:
·     Национальный дух чувашского народа;
·     Философию язычества;
·     Этнопсихологию чуваш;
·     Этнический стиль;
·     Родной (чувашский) язык.

Символизм чувашской цивилизации по Миттову:
Серии
Символы
1.     Серия «Нарспи»
Культура
2.     Серия «Чувашская сторона»
Традиция, менталитет, язычество
3.     Серия «Арлан кайми аки-сихи(«Плуг и борона»)
Язычество, традиции
4.     «Качели»
Уход (смерть) чувашских традиций
5.     Жизнь и смерть»
Уход (смерть) чувашских традиций
6.     «Дороги»
Уход (смерть) чувашских традиций
7.     Серия «Земля наших предков»
Уход традиций

В серии произведений «Чувашская старина», выполненных темперой, -одна из самых сложных и обширных в наследии Миттова. Исследователи его творчества писали, что над ней он работал на протяжении всего творческого пути. Включает в себя пейзажи — родной деревни, обретшие символическое звучание, и сюжетные композиции, где изображены патриархальный быт и крестьянский труд, древние языческие обряды и праздники. «Ужин в саду» (1965) - наиболее известная работа из этой серии.
Следует отметить, что в сериях автор ярко увидел символизм чувашской (древнеболгарской) цивилизации.
·     Культ матери;
·     Культ природы;
·     Культ ребенка;
·     Культ труда (сохи);
·     Культ язычества (Киреметь);
·     Культ чувашской души (цивилизации природы).
Обратим внимание на цветовосприятие чувашской цивилизации (цветодуша цивилизации):
·     Красный;
·     Желтый;
·     Сиреневый;
·     Голубой;
·     Белый.
Доминирующий синеватый (небесный) этот цвет характерен и для Миттова и для Праски. Обратим внимание на его циклизм (рождение- генезис- рост- расцвет- уход (смерть).
1)    Рождение (генезис).
·     Триптих «Сказ о Волге». Живопись (1962);
·     Серия «Чувашский лес». Живопись, темпера (1963);
·     Серия по мотивам народной песни «Плуг и борона». Живопись, темпера (1964—1965);
·     Серия «Чувашская старина» Живопись, темпера (1960-е гг);
·     Серия по мотивам поэмы «Нарспи» (1961);
·     Графика по мотивам поэзии М. Сеспеля (1965—1970).
2)    Расцвет.
·     Триптих «Сказ о Волге», Правая часть «Волга индустриальная».- 1962г.
·     Триптих «Сказ о Волге», Центральная часть «Волга революционная». - 1962 г.
·     Серия «Земля наших дедов», Возвращение с работы. -1963-1965 гг.
·     Серия «Земля наших дедов», Жатва. - 1963-1965 гг.
·     Серия «Земля наших дедов», Киреметь. - 1963-1965 гг.
·     Серия «Земля наших дедов», Свадьба. - 1963-1966 гг.
·     Сон. - 1963-1964 гг.
·     Серия «Земля наших дедов», Вечер. - 1965 г.
3)    Смерть.
·     Автопортрет Голгофой. - 1965 г.
·     Автопортрет. Смятение. - 1965 г.
·     Автопортрет с желтыми треугольниками. - 1966-1967 гг.
·     Сеятель. - 1969 г.
·     Серия «Жизнь и смерть» Графика (1967-1970).
Некоторые недоброжелатели могут утверждать, что мол это его жизнь, а не циклы развития чувашской цивилизации. Возможно, но мы считаем, что в названиях, содержании и цветомире Миттов  показал символизм древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации.
Продолжателем этноцивилизационного восприятия чувашского мира (истории, культуры) в XXI в. является Праски Витти. Исследователи творчества П. Витти указывают, что работы Праски Витти можно назвать чувашским этническим авангардом, национальный колорит передается в его работах посредством необычных художественных приемов. Как написано в аннотации к выставке, аналогов стилю Праски Витти нет. В действительности, вряд ли кто-то может сказать, что видел что-то подобное.
Мы сопоставляем творчество Витти с Миттовым.  Многое их в творчестве роднит и взаимодолняет:
·     Культ Керемети (язычества);
·     Культ предков;
·     Культ матери;
·     Культ отца;
·     Культ ребенка;
·     Культ природы;
·     Культ чувашского духа;
·     Культ чувашской (древнеболгарской) цивилизации.

Что первично у Анатолия Миттова и Праски Витти в осмыслении чувашской цивилизации?
А. Миттов
П. Витти
Поэма «Нарспи» (1961)
«Чувашский лес»
«Чувашская сторона»
«Земля наших дедов»
«Сеятель»
«Жизнь и смерть»
Поэма «Нарспи»
«Мать потчует». 1988.
«Месть». 1982.
«Нарспи в доме Сетнера». 1990.
«Нарспи и Сетнер». 1990.
«Невеста». 1984.
«Нелюбимый муж». 1986.
«Нелюбимый муж». 1988.
«Побег». 1986.
«Побег». 1982.
«Свадьба». 1986.
«Свадьба». 1982.
«Свидание». 1984.
«Сенокос». 1990.
«Трагический финал». 1988.
«У чистого источника». 1990.
«Хоровод». 1990.
«В доме любимого». 1991-1993.

Восточная цивилизация с ее феноменом мы можем увидеть в работах Миттова и Витти:
·     Культ традиций;
·     Культ религия-языческой;
·     Почтение родителей (матери и отца);
·     Поиск природы (у П. Витти).
Критики его творчества отмечают, что иллюзорной глубине (перспективе) позволяет одновременно скомпоновать а едином формате множество различных сюжетов, связанных друг с другом по смыслу, а также повторить основной мотив в смене ситуаций, то есть изобразить героев и связанных с ними события в их временной протяжённости. С помощью цвета, кроме декоративных задач, художник решает проблемы изобразительного пространства, одновременно, учитывая цветовую символику и особенности цветового воздействия, добивается необходимого для сюжета эмоционального звучания. Воспроизводимые им узоры чувашских вышивок служат его произведения не просто национальным колоритом или декоративным убранством, но, главным образом, смысловым шифром сюжетов.
Известно, что эстетические достоинства узорочья - этого важного элемента традиционного национального костюма, неразрывно связаны, как утверждает наука, с древней символикой информационных знаков рунического письма.
Используя узорные знаки солнца, древа жизни, огня, реки, дома.., автор усиливает   символико-повествовательный   акцент   своих   статичных,   строго выверенных композиций. Кроме того, чтобы ещё более углубиться, по его выражению, в эпоху «Нарспи», он в его геометрических росчерках фона (ось, квадрат, круг, полукружия), в изобразительных символах сторон света и небесных светил, следует понятиям о строении мира языческих предков.
Это постоянное чувство неразрывной связи с культурой своего народа, в которую он сам вносит огромный творческий вклад, очень характерно для Праски Витти. Всё созданное им необычайно, зрелищно, композиционно выразительно и строго индивидуально. Каждый раз, его исполненные в различной технике творения захватывают внимание зрителя своеобразием пластической формы и смысловой загадочностью зашифрованных сюжетов, радуют ритмической красотой рисунка, а  также звучностью или хроматической сдержанностью цветовой палитры.
Мы у Витти видели праоснову древнеболгарской цивилизации:
·     Руническое письмо;
·     Рунические символы (зороастризма и тюркского язычества)
·     Древнеболгарскую мифологию сотворения мира, Вселенной.
Праски Витти в начале XXI в. углубился в философию языческой цивилизации и общемировой цивилизационной души.

Древнеболгарский цивилизационный символизм Праски Витти.

«Ама çын». 1992.
Боги ветров. Из серии «Ламаистские мотивы. Бурятия». 1990.
«В доме родителей». 1996.
«Возникновение мира» (тёрё). 1993.
«Возникновение мужчины и женщины» (тёрё). 1993.
Декоративное панно «Нарспи дома». 1990
Декоративное панно «Старое надгробие».1990
«Деревенская свадьба».
«Дерево жизни». 1968.
«Мужчина – чуваш». 1992.

«Памяти Сеспеля Мишши». 1988.
«…Пётрё чаваш ёмёре». 1989.
«Портрет Сеспеля Мишши». 1989.
«Портрет чувашской девушки». 1996.
«Прадед наш». 1992.
«Предания чуваш». 1992.
«Свадьба». Роспись. Интерьер Дворца спорта г. Новочебоксарск. 1982.

Культ женщина
Истоки

Культ предков
Истоки
Истоки

Культура

Культ предков

Культура
Истоки
Род

Герои цивилизации
Вера
Герои
Вера в будущее
Культ предков
Традиции
Вера в будущее чуваш


Вывод
1.   А. Миттов и П. Витти два этноцивилизационных художника XX-XXI вв., которые активно работали в условиях разных систем. Миттов при затухании советского цикла российской цивилизации, что было заметно в его произведениях (уход, смерть, всплеск этнической самоидентификации в его творчестве).
2.   Праски Витти этнический художник и патриот один «несет» в XXI веке веру в будущее чувашской национально- региональной цивилизации, и своими философско- цивилизационными произведениями сохраняет  веру в ее будущее.

Литература
1.   А. И. Миттов. 1932—1971 : буклет / сост. М. Карачарскова. — Чебоксары : РИО Госкомиздата ЧАССР, 1983. — 10 с.
2.   Анатолий Иванович Миттов : Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника / сост., прим. и коммент. О. В. Таллеровой-Миттовой; вступ. ст. Н. В. Воронова. — Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1990. — 214 с.
3.   Миттова-Таллерова, О. Емёре тасалакан самантсем / Ялав. — 1983. — №2. — С.
4.   Орков Г. Миттов и мы / Г. Орков // Лик Чувашии. — 1994. — № 4. — С. 137—138.
5.   Художник Анатолий Миттов. Дорога в гору. Книга – альбом. ‒ Чебоксары, 2011. ‒ 208 с.

Комментариев нет: