Методика работы с контурной
картой на уроке «ИКРК»
В общеобразовательных учебных заведениях Чувашской Республики с конца 80 г . ХХ века ввели предмет «КРК» («ИКРК») история и культура родного края. Конечно, в республике используются отдельные контурные карты (для «ИКРК»), но в рабочих тетрадях по «КРК» (Е. Енькка) имеются варианты контурных карт.
Таким образом, по мнению методистов контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новью умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Использование контурной карты дает результат в том случае, если работа с ней ведется целенаправленно и схематически. Мы думаем, что учитель (преподаватель) использует, а может и вообще использовать освоение контурной карты со стороны школьника, то конечно закрепление пройденного материала будет некачественным. То есть, контурная карта применяется на уроке «ИКРК» для закрепления новых знаний и нового материала, для отработки изученного на предыдущем уроке, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Контурная карта может быть заполнена сразу, но чаще это делается поэтапно для более прочного усвоения знаний.
В конце ХХ в. мы думали издавать отдельные контурные карты или вкладыши, которые входили бы в учебное пособие, но, к сожалению, из-за материальных трудностей пришлось отказаться. Кое-что можно использовать из Атласов (г. Москва), но там нет границы империи Модэ, Аттилы и т.д.
На сегодня существуют некоторые правила или рекомендации заполнения контурных карт, позволяющие эффективнее усвоить материал (по Г.Н. Годеру):
1. Обязательное обозначение хронологических рамок периода,
2. Обучение в несколько приемов:
а) заполнение карт при помощи настольных;
б) заполнение с помощью настенной карты;
в) заполнение по памяти;
3. Обучение навыкам нанесения обозначений в ходе изложения материала преподавателем.
Материалы можно брать из следующих учебных пособий [1]. Важно запомнить, что обучение должно начинаться с простых заданий:
· обведение границ Волжско-Камской Болгарии;
· написание названия государства (Империя Аттилы);
· указание дат основных фактов (1236 г .).
Учителя считали, что контурные карты - один из способов приучения учащихся к точности, аккуратности и дисциплине, так как обычно по 5-балльной системе в соответствии с определенными правилами. Существуют общепринятые, общеучебные требования заполнения контурных карт:
1. нет небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц,
2. все обозначения должны писаться разборчиво, без ошибок, на свободных местах;
3. 3) закрашивание производится аккуратно, отдельные территории выделяются различными цветами.
Например, студенты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на уроке ИКРК ( 1 курс ИФ) зарисовывают в тетрадях 7 государств в которых существовали болгары и сувары (проточуваши):
1. Империя хунну;
2. Империя Аттилы;
3. Великая Болгария кагана Кубрата;
4. Сувария Алп- Илитвера;
5. Волжско-Камская Болгария;
6. Золотая Орда;
7. Казания (ханство).
Контурные карты используются на уроках Древний мир, Средние века. Конечно, активно используются таблицы и схемы, например, для обозначения этногенеза чувашского народа.
Чувашская локальная цивилизация (российская цивилизация) | | | Татарская локальная цивилизация в составе мировой исламской цивилизации (модульная цивилизация) |
| |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Данилов, В.Д., Павлов, Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца ХХ века) : Учебное пособие для образовательных учреждений. / В.Д. Данилов ‒ Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. ‒ 304 с.
2. Каховский, В.Ф. Происхождение чувашского народа. ‒ 3-е изд., перераб. / В.Д. Каховский. ‒ Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2003. ‒ 463 с.
3. Тафаев, Г.И. Героические века древнеболгарской цивилизации / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2010. – 152 с.
4. Тафаев, Г.И. Смена цивилизации / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары. 2009. – 156 с.
5. 12. Тафаев Г.И. Легенда о взятии Болгара. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2009. - 27 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий