Г.И.Тафаев
Использование картин, портретов
и фотографий на уроке «ИКРК»
На рубеже ХХ - начала XXI веков общеобразовательная школа получила многое, что она не имела в 60-70 гг. ХХ в. Например, возможность использовать компьютеры, видеофильмы, цифровые фотоаппараты, ноутбуки, Интернет и т.д.
Картина стали выкладывать в блогах, контактах. Например, в Интернете размещены более 2 тыс. фотографий Великой Китайской стены. У меня около 400 фотографий гг. Болгар, Сувар, Биляр, семинарские занятия по ИКРК (более 4 тыс. фотографий).
Использование картин и фотографий при изложении исторического материала призвано повысить конкретность, эмоциональность и прочность усвоения учащимися знаний, стимулировать их осмысление.
Картина - это либо наглядное пособие, специально созданное художником к темам школьного курса, либо художественное произведение, принадлежащее кисти конкретного художника конкретной эпохи.
На научно-практических конференциях школьники да и студенты имеют возможность представлять свои исследования в форме компьютерной презентации. На всех школьных научных конференциях условием призового места является презентация.
Исследователи А.А. Вагин, М.В. Короткова считают, что наглядность является условием урока по истории, литературе, географии и т.д.
Картины делятся на:
1. Событийные, в которых воссоздаются конкретные единичные
события, решающие моменты в истории (например, картины Владимира Агеева «Аттила и Онегез», «Отбили врага г. Б. Таяба», «Царь Великой Болгарии- Кубрат».
2. Типологические, которые воссоздают многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. В. Леонтьева «древнечувашская история».
3. Культурно-исторические: знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены архитектурные памятники, архитектурные стили, особенности культуры разных эпох.(Например, гг. Болгар, Биляр, Сувар).
В.Г. Карцов предлагагает свою схему работы с картинами:
· прежде чем раскрыть и вывесить картину, учитель должен дойти до того момента, который соответствует содержанию картины;
· показав (вывесив) картину учащимся, учитель должен дать им время её разглядеть и осмыслить;
· рассказ по картине следует начинать с определения места и времени действия;
· для описания обстановки, на которой разворачивается действие, учитель останавливается на главном в картине;
· затем он выделяет части и детали картины;
· делает вывод с указанием на существенные признаки явления.
Обратимся к картинам В.Агеева. Составитель С.Ю. Ювенальев представил в альбоме работы художника, которые имеют непосредственное отношение к «ИКРК». Там и этнографическо-исторические, мифологическо-сказочные сюжеты, современность.
Прекрасные иллюстрации по темам:
· древние чуваши-болгары;
· мифология чуваш;
· «Киреметь»;
· «На развалинах города Булгар»;
· «Крещение чуваш XVIII век»;
· «Язычество чуваш»;
· «Встреча Алмуша с Ахмед Ибн-Фадланом в 922 г . в Волжской Болгарии».
Для ИКРК в 2009 г . мы совмесно с художником А.В. Даниловым издали пособие «История Чувашии в изобразительном искусстве», где имеются темы:
· Чувашские былинные мотивы в живописи;
· Этнографические мотивы в чувашском искусстве;
· Исторические личности в искусстве;
· Чувашская история в живописи;
· Дети рисуют историю.[2]
Пособие по ИКРК «Дети рисуют историю Чувашии» мы издали с художником М.Г. Григоряном.[3]
Следует отметить, что историческая картина требует сюжетного, повествовательного рассказа. Наиболее характерный прием для типологической картины - беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания. Разбирая то или иное произведение чувашского художника, необходимо обратить внимание на биографию автора (мы знакомимся с работами художника в ходе презентации). Нежелательно перегружать урок демонстрацией большого количества картин. Демонстрируемая картина должна быть достаточно большой по размеру (если она в единственном экземпляре), чтобы её видели все учащиеся класса. Обычно мы используем ноутбуки для демонстрации произведения. Методист учебников А.А. Вагин [4] в пособии «Методика преподавания истории в школе» предлагает выделить пять способов применения картины на уроке истории:
· сюжетное изображение в сочетании с рассказом;
· изучение деталей по картине;
· анализ картины с целью серьезных обобщений;
· эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра;
· дополнительный информативный ряд.
Картина может быть отправным моментом урока, его завязкой, тогда все изучение материала строится вокруг нее. Для иллюстрации и детализации объяснения картина может быть включена в процесс изучения нового материала по ходу его изложения. Тогда она может быть одномоментно продемонстрирована и вновь убрана. Также картина может служить средством обобщения и закрепления материала. Тогда она демонстрируется в конце урока или прикреплении новых знаний (И.В. Гиттис, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин).[5]
В ряде случаев картины можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Например, картина В. Агеева «Язычество чуваш», «Крещение чуваш. XVIII в.», картина вписываются в тему миросоздание, мироустройство (§ 1) [6].
Произведение В. Агеева «Леший», «Чемень», «Защитники г. Биляр», «Хоровод», «Нарспи в лесу» раскрывают души к чувашскому миру истории и культуры. Можно использовать фотоиллюстрации экскурсий по городам Чебоксары, Болгар, Биляр, Сувар, Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Москвы.
Использование портретов. Основная задача портрета как наглядного средства на уроке истории - усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании учащихся характеристику исторического деятеля или типичного представителя какой-нибудь социальной среды. Приемами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ преподаватель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, изображенного на портрете.
К сожалению, чувашские школьники и студенты крайне плохо знают исторические личности (героев по А.Дж. Тойнби).
Например:
· Шаньюй Модэ;
· Император Аттила;
· Каганы Кубрат, Аспарух, Баян;
· Царь Алп-Илитвер;
· Эльтебер Алмуш;
· князь Ахкубек Тогаев (послы к Ивану Грозному);
· князь Магмет Бозубов (послы к Ивану Грозному).
Кое-что делается чувашскими художниками по изображению перечисленных героев (личностей), но, к сожалению, население не воспринимает их как своих героев. Причина одна- нет в Чувашии памятников, улиц и проспектов перечисленных личностей.
Литература
1. Агеев, В. Альбом / В.Агеев ‒ Чебоксары, 2006.
2. Тафаев, Г.И., Данилова, А.В. История Чувашии в изобразительном искусстве / Г.И. Тафаев, А.В. Данилов ‒ Чебоксары, 2009.
3. Тафаев, Г.И., Григорян, М.Г. Дети рисуют историю Чувашии / Г.И. Тафаев, М.Г. Григорян ‒ Чебоксары, 2008.
4. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. ‒ М.: Просвещение, 1972. ‒ С. 110.
5. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории. / М.В. Короткова. ‒ М.: Владос, 2000. ‒ С. 129.
6. Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 6-7 кл. / Е. Енькка. ‒ Чебоксары. 2004. ‒ С. 7‒12.
Комментариев нет:
Отправить комментарий