19 августа 2011

Чувашский цивилизационный символизм в искусстве Николая Карачарского


Г.И.Тафаев

 

Чувашский цивилизационный символизм в искусстве

Николая Карачарского


Чувашское искусство начинает развиваться с конца XIX- начала XXI вв. Процесс формирования связан с деятельностью Симбирской учительской школы в г. Симбирск. Как отмечают искусствоведы, к началу XX века можно было говорить о рождении национальной чувашской интеллигенции. Однако в области изобразительного искусства здесь не было еще ни традиций, ни школы. Началом деятельности Изосекции стало украшение Чебоксар к празднованию 1 Мая в 1921  году. Оно состояло из 20 красочных панно и плакатов, триумфальной арки, оформления массового театрализованного действа на берегу Волги. Можно сказать, что 1 Мая 1921 года стало днем рождения чувашского советского изобразительного искусства. К началу 1930-х годов в Чувашии работало уже около тридцати живописцев, скульпторов, графиков. Был основан Оргкомитет художников Чувашии, и в 1935 году состоялся I съезд художников Чувашской автономии.
Таким образом, чувашская изобразительная школа складывается в 30-50 гг. ХХ в. Искусствоведы отмечают, что в 1930—1950-е годы были знаменательны более всего развитием тематической картины и портрета. Художники, особенно плодотворно работавшие в эти годы (Н. Сверчков, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, А. Тагаев-Сурбан, В. Воронов, В. Макаров, Р. Ермолаева, В. Гурии, Н. Овчинников, Н. Карачарсков и другие), направляли основные усилия на создание картин, отражающих современную чувашскую действительность. Закономерным этапом на этом пути было освоение профессионального мастерства и традиций русской живописной школы.
В плане чувашских традиций нас интересуют произведения Николая Карачарского. Биография художника обычная. Родился он в русской деревне Шадриха, что рядом с райцентром Порецкое.
Детство Николая Карачарскова совпало с годами Великой Отечественной войны, когда дети приобщались к труду и взрослели раньше, чем становились по-настоящему взрослыми. Это время оставило неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика и во многом предопределило характер и направленность творчества будущего художника. Николаю шёл шестой год, когда началась Великая Отечественная война. Ушёл на фронт отец. Пустела деревня. Вместе с сестрой - первоклассницей зимой 1941 года Николай научился читать. В эту же первую военную зиму он начал и рисовать. Брал потухшие угли, залезал на русскую печку и на стенах, да и на печке рисовал войну. В 1943 году Николай пошёл в первый класс. Он хорошо учился, читал толстые книги и много рисовал. О том, что Николай будет художником, учители и односельчане говорили как о деле давно решённом. Биографы художника отмечали, что в 1955 году Николай с отличием заканчивает училище и работает художником-оформителем. Весной 1956 года Николай Карачарсков отправляется в творческую командировку в село. Две недели проработал художником и написал ряд пейзажей. В этих работах ощущалась сдержанная, деликатная восторженность, продиктованная искренним чувством любви к природе. Продолжая работать оформителем, Карачарсков пишет городские пейзажи, но особенно притягательны для него мотивы, напоминающие о селе. Карачарскова привлекают старые районы города («Чебоксары с Грязевской стрелки», 1958; «Набережная зимой», 1959; «Родное », 1959). Художник пробует себя в портретном жанре «Юная художница»( 1957г.).
Цивилизационным символизм для художника становится:
·                        Территория;
·                        Этнос (народ);
·                        Природа (территория).
Мы знаем, что «матрицами» (модулями по Г. И. Тафаеву) цивилизации являются:
·                        Религия;
·                        Этнос;
·                        Территория;
·                        Культура;
·                        Техника;
·                        Экономика;
·                        Политика.

Тематика картин.

50 г. ХХ в.
60-80 гг. ХХ в.
«Чебоксары с Грязевской стрелки» (1958 г.)
«Набережная зимой»  (1959 г.)
«Родное» (1959 г.)
«Юная художница» (1957 г.)
«Соната Бетховена» (1961 г.)
«Конюхи» (1963 г.)
«Мои новые друзья» (1964 г.)
«Родина моя» (1964 г.)
«Окраина Чебоксар»
«Начало осени»
«Осень в Чебоксарах»
«Вечер на Волге»
«Портрет матери»
«Тракторист»
«Животновод»


В 1964 году написал Карачарсков и портрет своего отца - Прокофия Семёновича. В 1966 году художник создаёт целый ряд портретов: «Тракторист», «Животновод», «Молодожены», Изображая своих земляков, знакомых ему с детства людей, Карачарсков раскрывается как тонкий психолог. Через десять лет после окончания училища он нашёл свою тему, и его произведения зазвучали ярко и самобытно.
С сер. 60 г. ХХ в. художник окончательно утвердился в намерении посвятить свое творчество труженикам села, работать в деревне, и он отправляется на родину, в деревню Шадрих. Период с 1965 по 1967 год, когда он работает в Шадрихе, стал для Карачарскова началом зрелости. Многие художники начинают с автобиографических произведений. Первой работой такого плана стал «Портрет матери». Символично, что именно этой работой художник был представлен на зональной выставке.
Цивилизационными символами для Карачарского не служит:
·                        Религия (православие);
·                        Языческая чувашская религия.
Символизм Карачарского:
·                        Этнос; Основные работы: «Конюхи», «Строители», «Чувашская рапсодия», «На полях Чувашии», «Портрет матери», «Трактористы», «Родина моя».
·                        Территория- «Родина моя».
Исследователи указывали, что первые работы, созданные в Шадрихе,- «Молодожены» и «Друзья-однополчане»-экспонировались в Москве на республиканской молодежной выставке 1966 года. В 1967 году Н.П. Карачарсков принят в Союз художников СССР, избран членом правления Союза художников Чувашской АССР. Работая в родной деревне, среди близких людей, Карачарсков стремился к обобщению, к выявлению типичного, яркого. Художник мечтал о создании больших циклов и серий портретов, картин, посвященных жизни советской деревни.
Работа в родной деревне не давала полного удовлетворения. И вот уже сорок лет колесит он по дорогам Чувашии. Его мастерские - в колхозных клубах, на фермах, токах, полевых станах. Контакты с деревней устанавливались постепенно. Эпизодические выезды в село, хотя и приносили определённые результаты, но не могли удовлетворить полностью. В поездках не было возможности глубоко изучить будущих героев своих картин. «Когда мы бывали в деревне наездами, - рассказывал Карачарсков, - то смотрели на сельчан со стороны. А они в нас видели лишь гостей, занимающихся, по их понятию, несерьёзным делом. И в чём-то они были правы. На изучение явлений, на раздумье о жизни села не хватило времени». Карачарсков же мечтал о глубине постижения этой жизни, и это было только его личным желанием, это было велением времени. Необходимо было создать творческие бригады.
В 1971 году организуется наконец, творческая бригада в Чувашии, в Ордена Ленина колхоза «Гвардеец» Батыревского района. Это коллектив единомышленников, возглавляемый Карачарсковым. Среди его коллег -художники В.Семёнов, Е.Вдовичева, В Немцов и другие. Помимо создания произведений, посвященных жизни села, художники организовали выставки, проводили встречи и беседы по вопросам изобразительного искусства. Работал в колхозе «Гвардеец» в течение ряда лет, Карачарсков приступает к созданию цикла картин. В цикле «Люди Гвардейца» художник стремится к передаче героики труда сельского труженика. Он ищет в буднях сельской жизни героическое начало. В эти годы у Карачарскова зарождается мысль создать портреты Героев Советского Союза и Социалистического Труда, живущих и работающих в Чувашии, создать портретную галерею лучших людей передового хозяйства.
Таким образом, следует отметить  символизм цивилизации Российско- Чувашский Николай Карачарсков видет в:
·                        Народе (этносах Чувашии, Российской Федерации);
·                        В природе «Моей родины»;
·                        Его русский-народный символизм сходен с чувашским цивилизационным символизмом А.А. Кокеля.

Символизм цивилизации.

А.А. Кокель
Н.П. Карачарсков
«Портрет чувашской женщины»
«Шахтер»
«Колхозник»
«Старый рабочий»
«Портрет матери»
«Портрет отца»
«Конюхи»
«Строители»
«Трактористы»

Мы можем увидеть символизм социалистической (советской) цивилизации. В произведениях А.А. Коколя еще звучит психология досемнадцатого года (индавидуализм «Шахтер», «Колхозник», «Старый рабочий») все они в единственном числе, а у «развитого социализма» оформился «коллективистский социализм». Конечно он сходен с «Колхозным базаром» А.А. Кокеля.
Желание Карачарского к портретной символике (героев Северного Союза), мы считаем, что- это политика индивидуализировать систему. Цивилизация не может быть «колхозной» или принадлежать только «конюхам», «строителям», «трактористам», «шахтерам». Цивилизация на много шире понятия «конюх» или «тракторист».
Что первично в цивилизации?
·                   Религия;
·                   Этнос (народ);
·                   Культура (родной край, история, традиции);
·                   Территория (родина).

Вывод
1.   В XXI в. для Н.П.Карачарского путь познания всех цивилизационных символов открыт;
2.   Нам думается, что в условиях XXI века люди искусства должны обратить внимание на ассимиляционные процессы, которые происходят в этносах (народах) Российской Федерации;
3.   История, культура, этнография народов России, Урало-Поволжского региона должны быть приоритетными в искусстве;
4.   Символы российской цивилизации, конечно должны исследоваться художниками и в своих творческих планах реализовываться.

Комментариев нет: