19 августа 2011

Методика работы с исторической картой на уроке «Истории и культуры родного края»


Методика работы с исторической

 картой на уроке «Истории и культуры родного края»


Г.И.Тафаев

         Историческая карта на уроках «ИКРК» является серьезным подспорьем к теме. К сожалению, учащиеся не знают географическое расположение своих государств.

         Ключевые слова: историческая карта, империя Модэ, империя Аттилы, Великая Болгария, Волжско-Камская Болгария, Золотая Орда, Казания, Россия.

Следует заметить, исторические карты большого формата для «ИКРК» и «Истории Чувашии» в республике не изданы. Но московские издания включают определенные «сюжеты» по истории этносов России. Например, в Атласе «Всеобщая история. Средние века» для 6 класса показаны территории тюрков, финно-угров, гуннов»[1]. Показаны территории Хазарского каганата, Волжской Болгарии [2]. Имеются изображения Великой Венгрии [3], Золотой Орды [4],Казанского ханства [5]. В Атласе История России с древнейших времен до конца XV века показана держава хунну (Модэ), Хазарский каганат, Великая Болгария, Волжская Болгария [6].
Как отмечают методисты, историческая карта - необходимое обязательное пособие на каждом уроке истории, так как содержат огромное количество полезной информации. В связи с тем, что большое количество исторических знаний невозможно разместить ни одной универсальной карте, существует несколько видов исторических карт. Исторические карты различаются но охвату территории (бывают мировые, материковые, карты государств), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные), но основной классификацией является делен не карт на:
·                        общие, или основные;
·                        обзорные;
·                        тематические.
Общие дают представление об истории страны, группы стран, об их наложении и состоянии на определенной этапе истории. Например, Империя Модэ и войны хунну с китайской земледельческой цивилизацией или походы Чингисхана в Китай, Русь, разгром Волжско-Камской Болгарии Батыем.
Обзорные представляют исторические события в виде последовательных моментов.
Тематические содержат информацию об отдельном событии и имеют символику, относящуюся только к данной карте. На них более подробно представлены фрагменты важнейших событий и явления общих карт (битвы, города, экономика и т.д.).
Отдельную     разновидность     тематической     карты     представляет схематическая. Помимо перечисленного карты бывают:
1) настенными (служат универсальным пособием при изучении истории в школе и высших учебных заведениях);
2) в учебниках, атласах. Причем к исторической карте в учебнике имеются определенные требования:
отражение   географической   среды   и экономики;
отображение событий определенной эпохи в зависимости от тематики данной экономической и политической истории, но на фоне элементов географических данных.
Например, изображаются русла рек, озера, горы, моря и т.д. Можно привести пример учебника Е. Енькка [7]. Автор предлагает ознакомиться с историей Тюркского каганата. Она пишет, что с 682 г. тюрки восстанавливают свою независимость и создают Второй Тюркский каганат, существовавший до 747 г.
Позднее тюрками были созданы Тюргешский каганат, Уйгурский каганат, Кимакский каганат, Кыргызский каганат, Карлукское государство и др.
Все эти этнополитические объединения, возникшие в древнетюркскую эпоху, стали предшественниками современных тюрко-язычных народов. В это время стала обновляться духовная культура степняков. Появилась оригинальная письменность и письменная литература, тюрки стали приобщаться к великим религиям того времени — буддизму, манихейству, христианству, исламу, широко осваивать достижения других цивилизаций.
Каменная летопись тюрков. В 1889 г. в долине реки Орхон на территории современной Монголии были обнаружены стелы с надписями тюркскими рунами.


Специалисты методики преподавания истории отмечают, что несмотря на разнообразие исторических карт, по своему внешнему виду большинство карт имеет общее исполнение:
1) содержат заголовок (тема и датировка);
2) выполнены контрастирующими красками;
3) имеют масштаб. Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности. Обозначается в виде дроби, где числитель равен 1, знаменатель - числу степени уменьшения длин линий (например, 1:100000 означает, что 1 см длины на карте равен 100000 см в действительности). Обычно масштаб 1:3500000 или 1:4500000 обеспечивает хорошую видимость с места;
4) условные обозначения (ареолы, пунктиры, стрелы и другие символы), объединенные названием «легенда». Именно легенда помогает считывать с карты информацию. В целом легенда всех карт имеет общее в обозначении:                     
а)территорий государств, которые показаны цветными ареалами;
б) границ (пунктирные или сплошные линии);
в) городов (одинарная или двойная окружность с точкой посередине - это есть пунсон);
г) условных знаков социально-экономических событий (символы битвы, осады города, походов, переселений, венных ударов -соответственно скрещенные мечи, кружочек с обращенными вовнутрь штрихами, стрелы с различной длиной и толщиной древка);
д) условных  символах  исторических  памятников, монастырей;
5) географический контур (речная сеть, горные хребты);
6) имеют редкую градусную сетку, иначе карта превратится в схему.
К сожалению, учащиеся школ крайне плохо знают древнюю историю болгаро-чувашского народа. Например, не знают где находились:
1.   Империя Модэ;
2.   Империя Аттилы;
3.   Великая Болгария;
4.   Хазарский каганат;
5.   Волжско-Камская Болгария.
Несколько лучше знают по истории Золотой Орды, Казанского ханства и России. Бывает, что учителя, школьники, студенты не знакомы с географией, исторической картой. Надо помнить:
Во-первых, как нужно стоять у карты? Не имеет значения, справа или слева, главное - источник освещения: ваша тень не должна падать на карту, нельзя заслонять объекты. Стоять нужно, повернувшись лицом к классу.
Во-вторых, как нужно показывать объект? При работе с настенной картой в руке учителя либо ученика обязательно должна быть указка или ручка или линейка. Показывать объекты нужно неторопливо и точно, сопровождая это точными словесными описаниями и указаниями для того, чтобы ученики могли параллельно работать с картой в учебнике или атласе.
В-третьих, важный момент состоит еще и в грамотной речи преподавателя в работе с картой, обороты которой копирует и ученик. Очень важно избегать выражений «свыше», «ниже», «левее», «правее», «западнее», «восточнее» вместо точного указания границ государства.
К сожалению, преподаватели «ИКРК» сами крайне плохо знают историческую карту, не знают границ древнеболгарских государств. Изучение карты требует серьезных историко-географических знаний.
Работая с картой, необходимо научить учащихся всегда и без напоминания читать ее заголовок. В первую очередь, не стоит лениться это делать самому преподавателю.
Как правило, при изучении истории сначала большую трудность представляют вопросы:
1)датировки;
2) место положения;
3) величины.
Определенный промежуток времени можно изобразить на доске или компьютере с помощью временной оси.
Приходя в 6-7 класс, ученики уже имеют представление о физико-географической карте и карте полушарий. Это активно можно использовать в первое время: повесить рядом физико-географическую и историческую карты. Ориентируясь на наиболее крупные постоянные географические ориентиры (моря, реки, горы), мы находим на географической карте тот участок земной поверхности, который изображен на исторической карте (его даже можно отметить мелом).
Например, Империя Модэ расположена в Азии и воевала около 500 лет с Китаем. Обратите внимание на Великую китайскую стены. Почему она построена и где она размещена. Надо помнить, что она как и пирамида в Египте видна из космосе. Между Черным и Каспийским морями располагалась до 660 г. Великая Болгария. Между реками Тереком и Кумой располагалась Сувария. От реки Сура до Уральских гор располагалась Волжско-Камская Болгария.
Таким образом, основными правилами пользования исторической картой на уроке ИКРК являются:
1) перед  показом  необходимо   словесно  описать географическое местонахождение определенного события, опираясь на известные ориентиры (озеро Байкал, горы Алтай, Саяны);
2) при описании границ называются не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства, народы (Китай, Грузия и т.д.);
3)реки показывают по течению от истока до впадения (Кура, Сура, Волга);
записывается на доске;
4)показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров;
5)привлечение внимания словами: «Посмотрите на карту и найдите Волжскую Болгарию». Название записывается на доске;
6) стоять у настенной карты нужно, не заслоняя источника света и объекта Объект указывается указкой, ручкой, линейкой, повернувшись лицом к классу;
7) при отсутствии исторической карты на данную тему, недопустимо использовать карту другого хронологического периода. В данном случае может быть применена физико-географическая карта.




Выводы
Соблюдение всех правил, а также применение определенных методов значительно облегчит усвоение исторических знаний по истории и культуре родного края.

Литература
1.     Атлас Всеобщая история. Средние века для 6 класса ‒ М., 2009. ‒ С. 4-5.
2.     Там же. ‒ С. 8-9.
3.     Там же. ‒ С. 15.
4.     Там же. ‒ С. 22.
5.     Там же. ‒ С. 35.
6.     Атлас истории России ‒ М., 2003. ‒ С. 6.
7.     Родной край ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С.131.
8.     Тафаев Г.И. Болгарская цивилизация в исследованиях ученых Среднего Поволжья: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 163 с.
9.     Тафаев Г.И. Цивилизации Среднего Поволжья в процессе трансформации: учеб. пособие. - Чебоксары: Издательство ГУП "ИПК "Чувашия", 2010. - 150с.
10. Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация: синтез истории, культуры, языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. – Чебоксары, 2011. – 220 с.


Комментариев нет: