Г.И.Тафаев
Принцип наглядности в обучении
«Истории и культуры родного края»
Среди дидактических принципов принцип наглядности занимает одно из главных мест. Впервые этот принцип был сформулирован Я.А.Коменским как «золотое правило дидактики», требующее привлекать к обучению все органы чувств- «Все, насколько можно, представлять чувствам, именно: видимое - зрению, слышимое – слуху, обоняемое обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию; а если что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно преподносить нескольким чувствам».
Исследователь В.С. Мурзаев в работе писал, что если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов, заставьте участвовать:
· зрение, показывая карту или картину;
· призовите к участию голосовой орган, заставляя дитя произносить громко и отчетливо то, что оно учит, рассказывать заученное по картине или по карте;
· призовите к участию слух;
· призовите к участию мускульное движение руки, заставляя рисовать картину, чертить карту, писать слово;
· призовите к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.
При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».[1]
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А.Ильиной, подразделить на:
· естественную наглядность (предметы объективной реальности);
· экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
· объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
· изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
· звуковую наглядность (магнитофон);
· символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
· внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Например в истории древнеболгарской цивилизации мы в главах ставим синхронистические таблицы.
Казанское ханство
Природа и территория | Население ханства | Города и ремесла | Религии ханства | Даруги ханства |
| | | | |
Геополитика Казанского ханства
Армия ханства | Войны с Московией | Причины недовольства населения властью ханства | Причины вхождения Чувашии в состав российской цивилизации |
| | | |
Исследователи отмечают, что влияние наглядности особенно усиливается от правильного взаимодействия со словом учителя и учащихся. Большое внимание этой проблеме уделял и Л.В. Занков, который подробно изучил возможные варианты сочетания слова и наглядности. Поэтому разнообразные наглядные пособия используются в неразрывной связи с рассказом, лекцией учителя или беседой.
Под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств. В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).
В преподавании истории применяются разнообразные средства наглядности:
· изобразительные (картины, портреты, фотографии);
· графические (схемы, графики, диаграммы, таблицы);
· предметные (реконструированные предметы культуры, быта, производства);
· подлинные предметы материальной культуры (орудия труда, оружие, кости, украшения и т.д.);
· естественные монументальные (храмы, сооружения и т.п.);
· аудиовизуальные (диапозитивы (слайды), пленочные транспаранты, телефильмы, кинофильмы, радио, звукозаписи, компьютерные версии и т.д.).
В учебных пособиях Е. Енькка и Г.И. Тафаев обращают серьезное внимание на все средства наглядности.
В учебниках «Родной край», «Мой город», «История Чувашии» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) использует портреты, картины чувашских художников, фотографии гг. Болгар, Сувар, Биляр, Чебоксары, Казань.
Обратим внимание на учебное пособие ИКРК «Родной край» для 6-7 классов §37 Напитки.[2]
Если без пищи человек может продержаться несколько недель, то без воды и трех дней не проживет. Во все времена и у всех народов основным напитком была чистая вода. Другие напитки появились, прежде всего, как праздничные. Дурманящие, алкогольные напитки употребляли только жрецы во время определенных ритуалов или воины перед битвами, иногда их использовали как лекарственное средство. По традициям некоторых религий, например мусульманства, вообще запрещено употребление алкоголя.
Как установили ученые, у некоторых народов есть такая особенность организма, при которой он не может достаточно быстро перерабатывать и выводить алкоголь. Поэтому людям этих национальностей очень опасно чрезмерно употреблять алкоголь, они быстро могут стать зависимыми от него. Это относится и к чувашам.
Безалкогольные напитки. Основным напитком наших предков была родниковая вода. Очень часто употребляли кисломолочные продукты, которые разбавляли водой. Такой напиток (турах уйране) хорошо освежал в летнюю жару.
Из семян конопли готовили конопляное «молоко» (кантор варри сече, кантар варри шыве). Семена толкли в ступе вместе с хлебным мякишем. Из полученной массы выжимали жидкость и добавляли воду. Получалось «молоко» со своеобразным вкусом конопляного масла. С этим напитком ели каши и кисели.
Сладким напитком был шерпет — мед, разбавленный водой. Чай появился довольно поздно под влиянием русских и большого распространения не получил. К тому же чуваши не одобряли пристрастия к чаю» В качестве чая использовали отвары разных трав, листьев, ягод.
Также не очень часто готовили чуваши квас, широко употреблявшийся русским населением. Квас готовили так же, как и слабое пиво, но без хмеля. Вероятно, в древности обрядовый напиток типа кваса назывался у чувашей максама (макасма).
Сара (пиво). Самым распространенным и обязательным на всех праздниках и обрядах напитком было пиво (capa). Его готовили нескольких сортов: от самого слабого, которое могли употреблять каждый день вместо чая и кваса, до крепкого, готовившегося только для праздников. Современный напиток под названием пиво сильно отличается от чувашского сира. Старинное чувашское пиво было непрозрачное, густое и полезное для здоровья, потому что в его состав входили натуральные отвары пророщенных злаков и хмеля, отсутствовали химические вещества и сахар.
В каждой чувашской деревне были свои особенности варки пива. И, вероятно, у каждой мастерицы были свои секреты. По некоторым старинным рецептам, варка пива — сложный и долгий процесс.
Обычно в каждом дворе строили capa ласси, в котором хранилась необходимая посуда и ставилась печка с подвешенным котлом. Летом пиво варили на берегу речки.
В состав пива входили солод (салат), хмель (хамла) и дрожжи (сепре). Для солода брали ячмень (или рожь), смачивали его водой и расстилали в темном месте. Через несколько дней он прорастал — к из зерна появлялись белые ростки. Пророщенный ячмень высушивали на печи или в специальных солодовнях и размалывали в муку. Всего на изготовление солода уходило 9—12 дней.
Готовый солод насыпали в кадку, добавляли воду и тщательно размешивали. Накрывали тканью и так оставляли на несколько часов, для того чтобы солод подсластился. (В других местах для подслащивания солода его ставили в горячую печь.) После этого опять добавляли кипяченую воду и размешивали.
Затем брали специальное корыто (кункара, шан, такана) с отверстием в торце и к еще одну кадку. Дно этого корыта устилали соломой. В нее осторожно лили смесь солода и воды, она, процеживаясь через солому, вытекала в кадку. Получалось вкусное и сладкое сусло (асла). (В некоторых местах густую и жидкую часть солода отдельно кипятили и процеживали по нескольку раз, так постепенно получали сусло.)
Затем хмель отваривали и остужали. В сусло добавляли этот отвар и дрожжи. Через сутки готовое пиво процеживали через сито, переливали в бочки и спускали в погреб.
Алкогольные напитки. Древние чуваши крепкие алкогольные напитки пили крайне редко. Их употребляли только мужчины, причем не молодежь, а люди старше среднего возраста.
К алкогольным напиткам можно отнести вино из березового сока (эрех). Из меда и хмеля варили карчама (керчеме, виле шыше). Из меда делали медовое вино — симпыл (сим, сим йум), которое выдерживали подвалах по нескольку лет. Причем, по чувашским традициям, гостям после первого угощения предлагали симпыл во второй раз, но гость, соблюдая приличия, должен был отказаться. Если человек не соблюдал или не знал этих правил, то хозяева тонко намекали, что этот напиток очень крепкий. Недогадливый гость, выпивая вторую-третью порцию, уже просто не мог встать с места.
В § 38 Посуда изображено более 50 различных рисунков (иллюстраций) посуды, которой пользовались болгаро-чуваши (с. 170-174). [3]
В учебнике для 5 класса «Мой город» авторы представили большое количество иллюстраций театров г. Чебоксары (с. 111-117). [4]
Методисты замечают, что в современных условиях в школьной практике широко используются средства графической наглядности. Это объясняется тем, что материал, изложенный в учебнике только посредством слов и предложений, читается учащимися с меньшей охотой и усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графические и художественные изображения. С помощью средств графической наглядности можно сравнительно легко разобраться в сложнейших вопросах истории, например, в архитектонике государства, системе управления (структурные схемы), проследить логику развития события, идеи (структурно-логические схемы), усилить познавательную направленность в изучении вопроса (структурно-поисковые схемы) и т.д. Иными словами, увидеть и понять то, что весьма сложно увидеть и понять в построчном тексте учебника, статьи, первоисточника. Более того, работа с графическими средствами наглядности способствует развитию логического мышления учащихся, т.к. она требует выполнения ряда мыслительных действий - анализа и синтеза, процессов сравнения и обобщения.
Литература
1. Мурзаев, В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. / В.С. Мурзаев ‒ М.: Учпедгиз, 1960.
2. Енькка, Е. Родной край для 6-7 кл. / Е. Енькка ‒ Чебоксары, 2004. ‒ С. 167‒170.
3. Там же. – С.170-174.
4. Мой город. Учебник для 5 кл. ‒ Чебоксары, 2004.‒ С. 111-117.
Комментариев нет:
Отправить комментарий