19 августа 2011

Текст ‒ основной компонент учебника «Истории и культуры родного края»


Г.И.Тафаев

Текст ‒ основной компонент учебника

«Истории и культуры родного края»


Текст учебника несет в себе три функции:
·                        Когнитивную и познавательную функцию;
·                        Инструментальную;
·                        Эмоционально-ценностную.
Некоторые исследователи «строители учебника» предлагают классификационное деление учебных тек­стов по их функциональным стилям (нагрузке):
1.   предметно ориентирован­ные (информационные), имеющие большую познавательную значимость;
2.   ин­струментально ориентированные (инструкционные), имеющие практическую значимость
3.    ценностно ориентированные (мотивирующие), характеризующиеся личностной значимостью.
В текстовом отделе школьного учебника ведущая роль принадлежит ос­новному тексту, который содержит дидактически и методически обработанный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с учебной программой. Предлагаем вариант предложенной Е. Енькка в учебнике «Родной край» § 5. «Каменный век Центральной Азии». [1]
В каменном веке сформировался современный человек, там же — начало истории человечества и всей его культуры.
Чтобы понять происхождение современного чувашского наро­да, необходимо обратиться к далеким пространственным и вре­менным истокам его истории и культуры.
Палеолит Центральной Азии. Период па­леолита сопровождался общим похолодани­ем климата на всей планете. Большая часть Евразии была покрыта громадным ледни­ком, но Центральная Азия была свободна ото льдов. Страна озер, лесов и цветущих сте­пей изобиловала зверьем, в их числе бы­ли мамонты, пещерные львы, шерстистые носороги, жирафы, страусы, олени, лошади и т.д.
Центральная Азия была освоена челове­ком уже в эпоху палеолита. На ее террито­рии найдено множество палеолитических ар­хеологических памятников — стоянок пер­вобытного человека, обитавшего там уже более 300 тыс. лет назад.
В этот период первобытный человек Цент­ральной Азии овладел искусством добыва­ния огня, научился изготавливать разные каменные и костяные орудия труда. Люди занимались охотой, собирательством, рыбо­ловством, умели шить теплую одежду и обувь из шкур животных. Охотники приру­чили волка, и появилось первое домашнее животное — собака.
Исследуя археологические памятники, ученые выяснили, что уже на ранних ста­диях каменного века орудия труда изготов­лялись по разным технологиям, соответ­ственно уже тогда наметилось появление раз­ных археологических культур.
Росписи в пещере Хойт-Цэнхэрийн-Агуй. До недавнего времени палеолитичес­кая живопись была известна только в За­падной Европе. Предполагали, что некото­рые пещерные рисунки на других террито­риях также сделаны древними людьми, но утверждать это невозможно, так как в них не было изображении вымерших животных.
За пределами Европы палеолитическим временем датируются только рисунки в Ка­повой пещере на Южном Урале и в Цент­ральной Азии.
Например, в горах Монгольского Алтая в пещере Хойт-Цэнхэрийн-Агуй (переводит­ся как «Пещера северной голубой реки») были обнаружены изображения животных —лошадей, страусов, слонов или мамонтов, антилоп, баранов, козлов, верблюдов, птиц, а также символических знаков — точек, «рогов», «елочек» и т.п.
Пещера имеет высоту 6—7 метров, она со­стоит из большого зала с несколькими неглубокими нишами. Рисунки выполнены плавными контурными линиями красного и коричневого цвета на розовато-желтом фоне стен ниш.
Пещера, вероятно, имела какое-то сакраль­ное значение, рисунки укрыты от посторон­них глаз, в течение суток они лишь на вре­мя освещаются отраженным светом солнца.
Мезолит Центральной Азии. В период ме­золита произошло резкое потепление кли­мата и ледник начал таять, обширные леса отступили на север, в Центральной Азии распространились степи и лесостепи. Стали вымирать крупные животные — мамонты, носороги.
Людям пришлось приспосабливаться к изменяющимся природным условиям. И об­лавная охота на крупных животных долж­на была смениться другими видами охоты на более мелких — оленей, быков, лошадей.
В этот период были усовершенствованы оружие и орудия труда, распространились так называемые микролиты — миниатюр­ные каменные пластины — наконечники копий, стрел, вкладыши-лезвия в костяных или роговых рукоятях.
В мезолите было сделано революционное изобретение — лук и стрелы — более со­вершенное орудие по сравнению с копьем и другими метательными приспособлениями. Из лука можно было вести куда более точную прицельную стрельбу, и дальность по­лета стрелы более чем в три раза превыша­ла дальность и скорость полета копья.
Создание лука привело к изобретению лучкового сверла, с помощью аналогичной кон­струкции можно было не только сверлить отверстия, но и более эффективно добывать огонь. Согнутая палка с натянутой тетивой, то есть лук — яви­лась прототипом струнных смычковых му­зыкальных инструментов.
Неолит в Центральной Азии. Эпоха нео­лита была временем коренных изменений в развитии человеческого общества, так на­зываемой неолитической революции. В Пе­редней Азии наряду с традиционной охо­той, рыболовством, собирательством стали зарождаться земледелие и скотоводство. В эпоху неолита появляется керамика — люди начинают обжигать вылепленную из глины посуду и варить в ней пищу. Зарождается ткачество — из растительных воло­кон плетут рыболовные снасти, веревки, ве­роятно, ткут ткани. Орудия труда становят­ся более совершенными, появляется шлифов­ка рабочей поверхности.
Люди начинают более искусно обрабаты­вать древесину, делать долбленные лодки, плоты, охотничьи ловушки.
В Центральной Азии основным способом добычи пропитания продолжали оставаться охота, рыболовство и собирательство. На нео­литических стоянках археологи находили зернотерки.
Возможно, там уже зарождалось земледе­лие, но до сих пор неизвестно, зерновые вы­ращивали или только собирали дикие злаки.
В районах Гоби (территория полупустын­ных степей в Южной Монголии) были от­крыты многочисленные стоянки эпохи нео­лита с остатками сложенных из булыжни­ков очагов, возле которых были обнаружены наконечники стрел, каменные орудия типа ножей, скребков, резцов, сделанные из яшмы, халцедона, сердолика. Найдены гли­няные сосуды с округлым дном, снаружи ук­рашенные оттисками сетки-плетенки и рос­писью красного и черного цветов в виде гео­метрических фигур — треугольников, квад­ратов, «лесенок» и т.п.
На территории Восточной Монголии ар­хеологи обнаружили неолитическое поселе­ние из нескольких десятков полуземлянок с четырехскатными крышами и входами-от­верстиями на крышах.
Возможно, уже существовали зачатки ре­лигиозных верований: было найдено не­сколько ритуальных захоронений черепов и рогов быков, наскальные изображения жи­вотных сочетаются с многочисленными сим­волическими знаками, в рисунках просмат­ривается идея верхнего, среднего, нижнего миров.
Можно говорить о существовании культа предков и веры в загробную жизнь: умер­ших хоронили с туго завязанными ногами, в сидячем положении и обильно посыпали охрой.
Ученые определили, что неолитические люди, жившие в Восточной Монголии, от­носились к монголоидной расе и являлись коренными жителями этой территории. В западной части Монголии в конце неолита стали появляться люди европеоидного ант­ропологического типа.
Жители Центральной Азии имели воз­можность контактировать с первобытным населением других регионов — Прибайка­лья, Южной Сибири, Китая, что способ­ствовало более быстрому развитию куль­тур этих племен по сравнению с более изо­лированными северными таежными племе­нами.
В представленной теме мы можем увидеть теоретико-познавательный текст. Условно их назвали инструментально-практическими текста­ми. В тексты входят:
1)     Теоретико-познавательные тексты.
·                        Основные термины и язык конкретной области научного познания, которую представляет данный учебный предмет (ИКРК).
·                        Сквозные (ключевые) понятия и их определения. Система понятий, как известно, составляет основу логической структуры учебного текста. Под сквозными понятиями мы имеем в виду такие главные, ключевые понятия, ко­торые, будучи зафиксированными в учебной программе с указанием последова­тельности их введения, всегда являются элементом основного текста Например: палеолит, мезолит, неолит. Методисты далее отмечают, что
·                        Основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты). Лю­бой теоретический учебный материал должен опираться на факты. Поэтому значение удачно подобранного факта трудно переоценить. Сложное объяснение делается непонятным для учащихся без приведения конкретных фактических примеров, без ссылок на факты.
·                         Характеристика развития ведущих идей и перспективных направле­ний в данной отрасли знания. Знания о развитии основных (ведущих) идей в той или иной отрасли знания принадлежат к очень важным итоговым обобще­ниям результатов, к которым пришло научное познание. Рассмотрение ведущие идей науки имеет большое развивающе-воспитательное значение, ибо на этих идеях, тесно связанных с теоретическими положениями об основных законах, базируется вся система ключевых понятий данной отрасли знания, происходит раскрытие важнейших мировоззренческих идей.
·                        Материалы, являющиеся основой для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Разумеется, ознакомлением с этими текстами работа с учащимися по формированию у них эмоционально-ценностного отношения к миру не закан­чивается. Обязанность учителя — опираясь на учебник, продолжить начатое учебным текстом формирование активной идейно-нравственной позиции школьника путем соответствующей организации его самостоятельной учебной и внеучебной деятельности.
·                        Мировоззренческие и идеологические обобщения и оценки. Чрезвы­чайно важное развивающе-воспитательное значение использования этого эле­мента несомненно, ибо он направлен на формирование у учащихся представле­ний о целостной научной картине мира, на систематизацию и интегрирование представлений, получаемых учащимися на основе изучения отдельных учебных предметов.
·              Выводы и резюме. Выводы и резюме относятся к специальным обоб­щающим текстам, используемым во многих учебниках, кроме учебников для начальных классов. В лучших учебниках имеется продуманная система такого рода обобщающих текстов. Мы в республике пытаемся на основе опыта российских учебников по истории России совершенствовать национально-региональные учебники по «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии».
Вторая функция - это инструментально-практические тексты.
 Школьник должен воспроизвести те способы деятельности, образец которых ему показан (техническая сторона этих операций отрабатывается в упражнениях и в заданиях по образцам). Исследователи подчеркивают, что уровень самостоятельного добывай знаний требует реализации в учебных текстах проблемных методов: проблемного изложения с созданием и решением проблемных ситуаций эвристического (частично-поискового) типа и исследовательского типа, связанного с организацией творческой поисковой деятельности школьников. Таким признаком является главная (доминирующая) функция вопросов-заданий - организация процесса усвоения. Все, чего автор учебника хочет добиться, опираясь на вопросы и задания, - стимуляция и целенаправленность мыслительной деятельности, развитие наблюдательности, внимания, фантазии, формирование навыков самостоятельного мышления и действия - служит в процессе обучения единой цели - организации процесса усвоения определенного программой объема знаний, умений, навыков.
Мы отметили, что кроме текста в учебнике должны быть внетекстовые компоненты. Методисты отмечают, что касается самого аппарата организации усвоения, то на первом этапе нашего исследования были выделены такие традиционные, лежащие как бы на поверхности элементы учебника, как вопросы, задания, таблицы, памятки. За­тем по мере анализа все новых и новых групп учебников вычленялись новые элементы: подписи под иллюстрациями, служащие для организации усвоения, упражнения, направленные на эти цели; специальные вставки в текст; выделения.
Например, в § 10-11 «Державы хунну и  Ханьский Китай» имеются хрестоматийные вставки, вопросы и задания.
Вопросы и задания
1. Заполните хронологическую таблицу, используя также сведения из предыдущих параграфов.


Даты (до н.э.)
Древний Китай
Огурские племена, хунну
Середина II тыс.


XI в., начало I тыс.


VIII - VII вв.

V - III вв.

Конец III в. 221-210 гг. 215 г. 202 г.



2. Известный китайский историк II — начала I в. до н.э. Сыма Цянь предполагал, что непобедимость хунну и слабость китайской армии объясняются прежде всего клима­том, рельефом и огромными пространствами, он считал, что китайцы не могут жить и тем более побеждать в горно-степных землях Центральной Азии. Почему?
3. Сравните политику «пяти искушений» с современным состоянием массовой куль­туры.
Таблицы сходны с Е. Енькка, но с учетом цивилизационного подхода в истории имеются в учебниках по «Истории Чувашии» (автор Г.И. Тафаев). Например, языческо-исламское государство Волжско-Камская Болгария.

Верования болгар и сувар
Язычество
Зороастризм
Ислам
Христианство











Тип цивилизаций [2].

Тип цивилизации
Общие черты
Различия
Территория страны
Восточный тип
Западный тип




Проведенная по признаку организации процесса усвоения классификация позволяет выделить три группы вопросов-заданий:
·                        вопросы-задания, выполняющие функцию закрепления зна­ний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков).
·                        вопросы-задания, способствующие овладению методами ло­гического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельная ра­бота по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; формирование ^оценок, выводов; углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, сис­тематизация).
·              вопросы-задания, требующие применения полученных зна-Кний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками) [3].


Литература
1.   Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 8 класса. / Е.Енькка ‒ Чебоксары. 2009. ‒ С. 27-32.
2.   Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
3.   Беспалько, В.П. Теория учебника : Дидактический аспект / В.П. Беспалько ‒ М.; Педагогика, 1988. ‒ 160 с.
Боголюбов, Л.Н. Любой учебник нуждается в постоянном совершенствовании: (об учебнике «Человек и общество») // Преподавание истории в школе. ‒ 2001 ‒ №З. ‒ С.47-52.

Комментариев нет: