Г.И.Тафаев
Текст ‒ основной компонент учебника
«Истории и культуры родного края»
Текст учебника несет в себе три функции:
· Когнитивную и познавательную функцию;
· Инструментальную;
· Эмоционально-ценностную.
Некоторые исследователи «строители учебника» предлагают классификационное деление учебных текстов по их функциональным стилям (нагрузке):
1. предметно ориентированные (информационные), имеющие большую познавательную значимость;
2. инструментально ориентированные (инструкционные), имеющие практическую значимость
3. ценностно ориентированные (мотивирующие), характеризующиеся личностной значимостью.
В текстовом отделе школьного учебника ведущая роль принадлежит основному тексту, который содержит дидактически и методически обработанный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с учебной программой. Предлагаем вариант предложенной Е. Енькка в учебнике «Родной край» § 5. «Каменный век Центральной Азии». [1]
В каменном веке сформировался современный человек, там же — начало истории человечества и всей его культуры.
Чтобы понять происхождение современного чувашского народа, необходимо обратиться к далеким пространственным и временным истокам его истории и культуры.
Палеолит Центральной Азии. Период палеолита сопровождался общим похолоданием климата на всей планете. Большая часть Евразии была покрыта громадным ледником, но Центральная Азия была свободна ото льдов. Страна озер, лесов и цветущих степей изобиловала зверьем, в их числе были мамонты, пещерные львы, шерстистые носороги, жирафы, страусы, олени, лошади и т.д.
Центральная Азия была освоена человеком уже в эпоху палеолита. На ее территории найдено множество палеолитических археологических памятников — стоянок первобытного человека, обитавшего там уже более 300 тыс. лет назад.
В этот период первобытный человек Центральной Азии овладел искусством добывания огня, научился изготавливать разные каменные и костяные орудия труда. Люди занимались охотой, собирательством, рыболовством, умели шить теплую одежду и обувь из шкур животных. Охотники приручили волка, и появилось первое домашнее животное — собака.
Исследуя археологические памятники, ученые выяснили, что уже на ранних стадиях каменного века орудия труда изготовлялись по разным технологиям, соответственно уже тогда наметилось появление разных археологических культур.
Росписи в пещере Хойт-Цэнхэрийн-Агуй. До недавнего времени палеолитическая живопись была известна только в Западной Европе. Предполагали, что некоторые пещерные рисунки на других территориях также сделаны древними людьми, но утверждать это невозможно, так как в них не было изображении вымерших животных.
За пределами Европы палеолитическим временем датируются только рисунки в Каповой пещере на Южном Урале и в Центральной Азии.
Например, в горах Монгольского Алтая в пещере Хойт-Цэнхэрийн-Агуй (переводится как «Пещера северной голубой реки») были обнаружены изображения животных —лошадей, страусов, слонов или мамонтов, антилоп, баранов, козлов, верблюдов, птиц, а также символических знаков — точек, «рогов», «елочек» и т.п.
Пещера имеет высоту 6—7 метров, она состоит из большого зала с несколькими неглубокими нишами. Рисунки выполнены плавными контурными линиями красного и коричневого цвета на розовато-желтом фоне стен ниш.
Пещера, вероятно, имела какое-то сакральное значение, рисунки укрыты от посторонних глаз, в течение суток они лишь на время освещаются отраженным светом солнца.
Мезолит Центральной Азии. В период мезолита произошло резкое потепление климата и ледник начал таять, обширные леса отступили на север, в Центральной Азии распространились степи и лесостепи. Стали вымирать крупные животные — мамонты, носороги.
Людям пришлось приспосабливаться к изменяющимся природным условиям. И облавная охота на крупных животных должна была смениться другими видами охоты на более мелких — оленей, быков, лошадей.
В этот период были усовершенствованы оружие и орудия труда, распространились так называемые микролиты — миниатюрные каменные пластины — наконечники копий, стрел, вкладыши-лезвия в костяных или роговых рукоятях.
В мезолите было сделано революционное изобретение — лук и стрелы — более совершенное орудие по сравнению с копьем и другими метательными приспособлениями. Из лука можно было вести куда более точную прицельную стрельбу, и дальность полета стрелы более чем в три раза превышала дальность и скорость полета копья.
Создание лука привело к изобретению лучкового сверла, с помощью аналогичной конструкции можно было не только сверлить отверстия, но и более эффективно добывать огонь. Согнутая палка с натянутой тетивой, то есть лук — явилась прототипом струнных смычковых музыкальных инструментов.
Неолит в Центральной Азии. Эпоха неолита была временем коренных изменений в развитии человеческого общества, так называемой неолитической революции. В Передней Азии наряду с традиционной охотой, рыболовством, собирательством стали зарождаться земледелие и скотоводство. В эпоху неолита появляется керамика — люди начинают обжигать вылепленную из глины посуду и варить в ней пищу. Зарождается ткачество — из растительных волокон плетут рыболовные снасти, веревки, вероятно, ткут ткани. Орудия труда становятся более совершенными, появляется шлифовка рабочей поверхности.
Люди начинают более искусно обрабатывать древесину, делать долбленные лодки, плоты, охотничьи ловушки.
В Центральной Азии основным способом добычи пропитания продолжали оставаться охота, рыболовство и собирательство. На неолитических стоянках археологи находили зернотерки.
Возможно, там уже зарождалось земледелие, но до сих пор неизвестно, зерновые выращивали или только собирали дикие злаки.
В районах Гоби (территория полупустынных степей в Южной Монголии) были открыты многочисленные стоянки эпохи неолита с остатками сложенных из булыжников очагов, возле которых были обнаружены наконечники стрел, каменные орудия типа ножей, скребков, резцов, сделанные из яшмы, халцедона, сердолика. Найдены глиняные сосуды с округлым дном, снаружи украшенные оттисками сетки-плетенки и росписью красного и черного цветов в виде геометрических фигур — треугольников, квадратов, «лесенок» и т.п.
На территории Восточной Монголии археологи обнаружили неолитическое поселение из нескольких десятков полуземлянок с четырехскатными крышами и входами-отверстиями на крышах.
Возможно, уже существовали зачатки религиозных верований: было найдено несколько ритуальных захоронений черепов и рогов быков, наскальные изображения животных сочетаются с многочисленными символическими знаками, в рисунках просматривается идея верхнего, среднего, нижнего миров.
Можно говорить о существовании культа предков и веры в загробную жизнь: умерших хоронили с туго завязанными ногами, в сидячем положении и обильно посыпали охрой.
Ученые определили, что неолитические люди, жившие в Восточной Монголии, относились к монголоидной расе и являлись коренными жителями этой территории. В западной части Монголии в конце неолита стали появляться люди европеоидного антропологического типа.
Жители Центральной Азии имели возможность контактировать с первобытным населением других регионов — Прибайкалья, Южной Сибири, Китая, что способствовало более быстрому развитию культур этих племен по сравнению с более изолированными северными таежными племенами.
В представленной теме мы можем увидеть теоретико-познавательный текст. Условно их назвали инструментально-практическими текстами. В тексты входят:
1) Теоретико-познавательные тексты.
· Основные термины и язык конкретной области научного познания, которую представляет данный учебный предмет (ИКРК).
· Сквозные (ключевые) понятия и их определения. Система понятий, как известно, составляет основу логической структуры учебного текста. Под сквозными понятиями мы имеем в виду такие главные, ключевые понятия, которые, будучи зафиксированными в учебной программе с указанием последовательности их введения, всегда являются элементом основного текста Например: палеолит, мезолит, неолит. Методисты далее отмечают, что
· Основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты). Любой теоретический учебный материал должен опираться на факты. Поэтому значение удачно подобранного факта трудно переоценить. Сложное объяснение делается непонятным для учащихся без приведения конкретных фактических примеров, без ссылок на факты.
· Характеристика развития ведущих идей и перспективных направлений в данной отрасли знания. Знания о развитии основных (ведущих) идей в той или иной отрасли знания принадлежат к очень важным итоговым обобщениям результатов, к которым пришло научное познание. Рассмотрение ведущие идей науки имеет большое развивающе-воспитательное значение, ибо на этих идеях, тесно связанных с теоретическими положениями об основных законах, базируется вся система ключевых понятий данной отрасли знания, происходит раскрытие важнейших мировоззренческих идей.
· Материалы, являющиеся основой для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Разумеется, ознакомлением с этими текстами работа с учащимися по формированию у них эмоционально-ценностного отношения к миру не заканчивается. Обязанность учителя — опираясь на учебник, продолжить начатое учебным текстом формирование активной идейно-нравственной позиции школьника путем соответствующей организации его самостоятельной учебной и внеучебной деятельности.
· Мировоззренческие и идеологические обобщения и оценки. Чрезвычайно важное развивающе-воспитательное значение использования этого элемента несомненно, ибо он направлен на формирование у учащихся представлений о целостной научной картине мира, на систематизацию и интегрирование представлений, получаемых учащимися на основе изучения отдельных учебных предметов.
· Выводы и резюме. Выводы и резюме относятся к специальным обобщающим текстам, используемым во многих учебниках, кроме учебников для начальных классов. В лучших учебниках имеется продуманная система такого рода обобщающих текстов. Мы в республике пытаемся на основе опыта российских учебников по истории России совершенствовать национально-региональные учебники по «ИКРК», «Мой город», «История Чувашии».
Вторая функция - это инструментально-практические тексты.
Школьник должен воспроизвести те способы деятельности, образец которых ему показан (техническая сторона этих операций отрабатывается в упражнениях и в заданиях по образцам). Исследователи подчеркивают, что уровень самостоятельного добывай знаний требует реализации в учебных текстах проблемных методов: проблемного изложения с созданием и решением проблемных ситуаций эвристического (частично-поискового) типа и исследовательского типа, связанного с организацией творческой поисковой деятельности школьников. Таким признаком является главная (доминирующая) функция вопросов-заданий - организация процесса усвоения. Все, чего автор учебника хочет добиться, опираясь на вопросы и задания, - стимуляция и целенаправленность мыслительной деятельности, развитие наблюдательности, внимания, фантазии, формирование навыков самостоятельного мышления и действия - служит в процессе обучения единой цели - организации процесса усвоения определенного программой объема знаний, умений, навыков.
Мы отметили, что кроме текста в учебнике должны быть внетекстовые компоненты. Методисты отмечают, что касается самого аппарата организации усвоения, то на первом этапе нашего исследования были выделены такие традиционные, лежащие как бы на поверхности элементы учебника, как вопросы, задания, таблицы, памятки. Затем по мере анализа все новых и новых групп учебников вычленялись новые элементы: подписи под иллюстрациями, служащие для организации усвоения, упражнения, направленные на эти цели; специальные вставки в текст; выделения.
Например, в § 10-11 «Державы хунну и Ханьский Китай» имеются хрестоматийные вставки, вопросы и задания.
Вопросы и задания
1. Заполните хронологическую таблицу, используя также сведения из предыдущих параграфов.
Даты (до н.э.) | Древний Китай | Огурские племена, хунну |
Середина II тыс. | | |
XI в., начало I тыс. | | |
VIII - VII вв. | | |
V - III вв. | | |
Конец III в. 221-210 гг. | | |
2. Известный китайский историк II — начала I в. до н.э. Сыма Цянь предполагал, что непобедимость хунну и слабость китайской армии объясняются прежде всего климатом, рельефом и огромными пространствами, он считал, что китайцы не могут жить и тем более побеждать в горно-степных землях Центральной Азии. Почему?
3. Сравните политику «пяти искушений» с современным состоянием массовой культуры.
Таблицы сходны с Е. Енькка, но с учетом цивилизационного подхода в истории имеются в учебниках по «Истории Чувашии» (автор Г.И. Тафаев). Например, языческо-исламское государство Волжско-Камская Болгария.
Верования болгар и сувар | Язычество | Зороастризм | Ислам | Христианство |
| | | | |
Тип цивилизаций [2].
Тип цивилизации | Общие черты | Различия | Территория страны |
Восточный тип Западный тип | | | |
Проведенная по признаку организации процесса усвоения классификация позволяет выделить три группы вопросов-заданий:
· вопросы-задания, выполняющие функцию закрепления знаний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков).
· вопросы-задания, способствующие овладению методами логического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельная работа по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; формирование ^оценок, выводов; углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, систематизация).
· вопросы-задания, требующие применения полученных зна-Кний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками) [3].
Литература
1. Енькка, Е. Родной край. Учебное пособие для 8 класса. / Е.Енькка ‒ Чебоксары. 2009. ‒ С. 27-32.
2. Тафаев, Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И. Тафаев ‒ Чебоксары, 2009.
3. Беспалько, В.П. Теория учебника : Дидактический аспект / В.П. Беспалько ‒ М.; Педагогика, 1988. ‒ 160 с.
Боголюбов, Л.Н. Любой учебник нуждается в постоянном совершенствовании: (об учебнике «Человек и общество») // Преподавание истории в школе. ‒ 2001 ‒ №З. ‒ С.47-52.
Комментариев нет:
Отправить комментарий