22 февраля 2012

Теория и практика социальной политики


Тафаев Г.И.

Теория и практика социальной политики


В.В. Путин опубликовал в СМИ России свою авторскую статью, которая им названа «Строительство справедливости. Социальная политика для России». В предыдущих статьях Путин достаточно обстоятельно говорил о российской цивилизации, российском ответе, национальном вопросе, геополитике , истории, экономике и демографии. Все затронутые проблемы вписываются в понятия модули (матрицы) российской цивилизации. Пятая и шестая статья В.В. Путина некоторые могут сказать, никакого отношения к модулям цивилизации не относятся. Те, кто будет так утверждать, конечно, будут не правы. Как считают геополитики социальная политика государства, справедливость, а   также авторитет власти входит в модуль геополитики. Обратим внимание на термин социальная политика государства.
В.В. Путин в статье ««Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечает: «Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.
Ключевая проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают»[1].
Направления процесса развития России в XXI-XXII вв.:
·        Социальная политика;
·        Экономическая политика;
·        Миграционная (национальная);
·        Гуманитарная;
·        Культурно- просветительская;
·        Экономическая;
·        Правовая.
Для любознательного читателя обращаю внимание на позицию Путина. Как видно он на первом месте ставит «социальную политику». Все остальное потом. Конечно, эта перестановка «впереди лошади поставить телегу», но эта позиция Путина.
Обратим внимание на классиков геополитики. Шведский профессор Рудольф Челлен утверждал, что государство как организм имеет не только «тело» в виде пространства, но и «душу» пред­ставленную нацией. Государство обладает особым видом разума и наделено волей к власти. Деятельность государст­ва осуществляется как внутри себя, в своих границах, так и вовне - в отношении окружающей среды, где ему при­ходится вести борьбу за существование, которая является борьбой за пространство. Государство представляет особое органическое целое, находящееся в процессе постоянного изменения и развития своей организации. В своих трудах «Государство как форма жизни» (1910), «Основы системы политики» (1920) он определяет силу государства как функ­цию пяти его основных свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. В соответствии с этим наука о государстве должна включать пять ключевых дисциплин:
• геополитику (греч. geo — земля), учение о государст­венной территории;
• экополитику (греч.oshos — дом), изучающую формы хозяйства со своей особой экономической активностью;
• демополитику (греч. demos — народ), рассматриваю­щую народ со всеми этническими характеристиками;
• социополитику, рассматривающую общество как единое социальное сообщество различных классов, профессий и групп;
кратополитику (греч. kratos — властитель) раскрываю­щую формы государственного управления со своей кон­ституционной и административной структурой[2].
Рудольф Челлен в 1910 г. предложил понятие «социальная политика» (социополитика). В России о некоторой социальной политике можно говорить применительно к Временному Правительству. А.Ф. Керенский ставил задачу проведения социальных реформ. Например, российский исследователь В.В. Викторов о деятельности правительства писал, что, по мнению А.Ф. Керенского, перед сформированным правитель­ством стояли четыре задачи: «1) Продолжить защиту страны. 2) Вос­создать по всей стране действенный административный аппарат. 3) Провести необходимые коренные политические и социальные реформы. 4) Подготовить путь для преобразования России из край­не централизованного государства в федеральное».
Однако решить эти задачи можно было при условии установ­ления твердой революционной власти, ясно сознающей цель, к которой она должна привести страну. Для этого правительству необходимо было уметь бороться с приверженцами монархии и радикально настроенными партиям и движениям, со всеми, кто пытался ему мешать и вносил дезорганизацию[3].
Таким образом, в условиях хаоса, войны и противостояния проводить социальные реформы, конечно «маразм». Что было сделано?
1.  В числе первых решений Временного правительства стала пол­ная и немедленная амнистия по политическим и религиозным делам, хотя восставший народ начал освобождать политических заключенных из почти 19 тыс. российских тюрем, не дожидаясь официальных указаний. Пожалуй, политические заключенные и ссыльные первыми по-настоящему ощутили приход свободы, и большинство из них сразу же включилось в активную политичес­кую деятельность. Временное правительство ликвидировало царскую символику в учреждениях культуры и народного образования. Были закрыты некоторые сословные учебные заведения, сняты царские портреты, ликвидированы царские ложи в театрах и т.д. В области промышленности была проведена одна реформа — введен 8-часовой рабочий день, скорее завоеванный рабочим клас­сом явочным порядком. Первого сентября Россия была объявлена республикой.
2.  В Декларации Временного правительства провозглашались свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек. Политические свободы распространялись на военнослужащих[4].
Таким образом, был введен 8- часовой рабочий день. В советское время одним из направлений деятельности  КПСС была социальная политика. К сожалению, в сталинские годы социальная политика проводилась с учетом классового подхода. Раскулачивание, массовые репрессии, борьба с инакомыслием. Перераспределение жилья, имущества и других льгот  проводилось путем репрессий и конфискаций. Социальная политика проводилась за счет изъятия имущества у богатых, кулаков, репрессированной  интеллигенции.
С приходом к власти Н.С. Хрущева ситуация меняется «классовый подход» в социальной политике заменяется на понятие «советский народ». Враги - перебиты, все - друзья, всем поровну. Как известно, на XXII съезде КПСС была выдвинута «Программа построения коммунизма». В 80-90 гг. ХХ века СССР должен был вступить в коммунистическую фазу советской цивилизации.
Исследователи отмечали, что наряду с попытками оживления роли общественных органи­заций были отменены законы 1938—1940 гг. в сфере трудовых от­ношений, нарушавшие права советских людей, и начат пересмотр трудового законодательства. С 1953 по 1958 г. произошло улучше­ние материального положения трудящихся города и села, в лучшую сторону изменилась структура потребления.
Достигнутые успехи были использованы первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым для превозношения собственного авторитета  и персонификации своей личности с новой политикой. Она действи­тельно позволила обеспечить быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение уровня потреб­ления, отойти от практики принуждения и др. Хрущев искренне стремился пробудить социальную активность народа, нередко не­посредственно обращался к нему, стремясь завоевать популярность и утвердить себя в качестве единственного лидера, способного осуществлять политику в интересах широких масс[5].
Лозунг Хрущева «накормить, обуть, догнать» стал социальной политикой СССР. Догнать США по производству зерна, мяса, жизненному уровню. Идеи были хорошие, но, к сожалению, реформы, застопорились и СССР вступила в период стагнации (70 г. ХХ в.), а затем кризиса (80-90 г. ХХ в.).

Социальная политика

Сталин
Хрущев
Путин
Поровну за счет конфискации и раскулачивания
Поровну за счет интенсификации экономики и  рывков
Сохранение социальных гарантий со стороны работодателей и государства

Что говорит и предлагает Путин?
Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.
Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.
Я не буду говорить об успехах - они есть. И в демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре.
Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.
1.  Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.
2.  Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
3.  За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
4.  В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения   старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.
По Сталину:
·        Конфискации;
·        Раскулачивание;
·        Опора на ГУЛАГ;
·        Принуждение.
По Хрущеву:
·        Заинтересованность трудом;
·        Повышение зарплаты;
·        Массовое строительство «хрущевок» (жилья);
·        Упор на образование (социальная гарантия);
·        Освоение целины (решение с/х проблем);
·        Техническое перевооружение экономики;
·        Рывок в космос.
Социальная политика Хрущева строилась на:
·        Использовании энтузиазма;
·        Новой технике;
·        Высокой квалификации;
·        Заработной плате.
Кризис в Европе 2008-2012 гг. показал, что Греция, Франция, Италия, Испания, Ирландия, Исландия, Польша, Венгрия и другие страны вынуждены увеличивать пенсионный возраст (до 63 и более лет).
В.В. Путин категорически против такого шага. Конечно, он понимает, что экономика (модуль цивилизации) должна лучше работать. Он пишет, что люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.
Первое. Инженер, агроном, экономист, дизайнер - каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит - постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.
Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.
Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Второе. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.
Безусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Устранять ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась, начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки. Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей, которые работают в этих отраслях.
Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие - все усилия по изменению организационно-экономичных механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок.
Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.
Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.
При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.
Мы сделали первый шаг в формировании эффективного контракта с учителями - а это миллион человек. Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.
Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 -  2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% в среднем по экономике.
Мы думаем, что повышение зарплаты со стороны В.В. Путина задумка, мечта. Н.С. Хрущев «кремлевский мечтатель» хотел дать всем все (машины, квартиры, яхты, дачи). Мечтатель умер репрессированным у себя на даче. Но коммунизм для всех не получился(выборочно).
В.В. Путин строит свой коммунизм для всех российских граждан. У Брежнего не было веры в лучшее будущее. Он был «испорчен властью».

Вера в будущее.

Н.С. Хрущев
В.В. Путин
Вера в светлое будущее для всего советского народа
Вера в светлое будущее российского народа (для всех).

Писатели пишут «вера окрыляет душу». Иван Яковлев писал, что «вера спасает душу, очищает». Он говорил о Боге (в 1921 г., умер в 1930 г.). В.В. Путин молодой, хозяйственник, а теперь и теоретик (доказал своими размышлениями) верит в российский народ и Россию. Поставим вопрос «Откуда деньги на социальную сферу?» Путин отвечает:
Ресурсы для реализации этой задачи обеспечит государство - через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов - мы включим соответствующие показатели в их контракты.
Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.
Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.
В конечном счете, заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. Для руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования доходов.
Третье. Не менее значимая проблема - квалификация и социальное самочувствие рабочих - тех, кто является становым хребтом любой экономики.
Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.
Между тем некоторые владельцы и менеджеры предприятий продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого века. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%.
Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.
Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов).
Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.
Четвертое. Мы совершенно недостаточно заботимся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это, прежде всего люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).
Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры - и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.
Путин  далее пишет о:
·        Пенсиях;
·        Социальной помощи;
·        Проблемах образования и культуры;
·        Здоровье;
·        Жилье;
·        Полезных ископаемых (гаранта благосостояния).
Путина беспокоит отсутствие единства в российском государстве. Вновь хочу обратить внимание читателя на позицию геополитиков. В обществе (цивилизаций) должно быть единство:
·        Этническое;
·        Географическое;
·        Политическое;
·        Социальное;
·        Религиозно - духовное.
Что главное в социальной политике государства:
·        Экономическая стабильность (не стагнация);
·        Этнокультурный и этнорелигиозный мир (понимание);
·        Уровень здоровья и образования;
·        Демография.
    Путин завершает циклы своих авторский программ построения российской цивилизации демографическими проблемами. Он говорит, что на нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.
Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения - население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом - историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.
Первое. Поддержка многодетных семей.
В дополнение к этому должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми.
Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Они дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную деятельность - гибкий трудовой график, дистанционная занятость, детские сады и ясли. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель, принимающий ее на работу, - содействие от государства.
Второе. Для решения демографических проблем объективно потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.
У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину.
Я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, ключевым условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть, сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Значительно упростить путь к получению вида на жительство и затем - гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности[6].

Вывод
·     Проведение социальной политики, конечно, потребует жесткого регулирования со стороны государства предпринимателей. Они, конечно, не будут довольны новой экономической политикой В.В. Путина.
·     Вспомним НЭП Ленина, и ее свертывание со стороны «сторонников госсоциализма» Сталина и его команды.
·     «НЭП Путина», конечно, будут торпедироваться  со стороны предпринимателей (олигархов).
·     Может случиться так, как случилось с реформами А.Н. Косыгина.  В    первые  годы «косыгинского» реформирования экономики и на­чавшейся ее модернизации удалось достичь хороших результатов: в 1966—1970 гг. объем промышленного производства вырос на 50%, а некоторое увеличение производства сельскохозяйственной продукции позволило снизить остроту продовольственной пробле­мы. Однако сохранение старой системы управления, не терпевшей новизны, свело реформирование к риторике, ликвидировало появив­шиеся ростки рыночных механизмов и элементы самоуправления и заменило их усилившимся централизованным управлением.
Народное хозяйство страны после некоторого подъема попало в полосу так называемого застоя, а его развитие получило все признаки стагнации. Мы с мамой в 1966 г. смогли купить двухкомнатную кооперативную «хрущевку». В этой «хрущевке» мы жили до 1989 г.
·     Кризис и стагнация в Европе, конечно, будут мешать политике «социальной справедливости» и «социального партнерства» в России.
·     Приход Путина – это способ победы над «стагнацией» в российском обществе (российской цивилизации).

Литература
2.  Пирожник, И.И. Геополитика в современном мире/ И.И. Пирожник- Минск, 2008. - С.86-87.
3.  Викторов, В.В. Российская цивилизация/ В.В. Викторов.- М., 2009. С. 225.
4.  Викторов, В.В. – С. 225.
5.  Викторов, В.В. – С.281-282.

Комментариев нет: