08 февраля 2012

ЧУВАШСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СИМВОЛИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ А.А. КОКЕЛЯ, М.С. СПИРИДОНОВА, А.И. МИТТОВА

Тафаев Г. И.
ЧУВАШСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
СИМВОЛИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ
А.А. КОКЕЛЯ, М.С. СПИРИДОНОВА, А.И. МИТТОВА

Каждая классическая цивилизация имеет свои модули. Ими являются:
•    Территория;
•    Религия;
•    Культура;
•    Менталитет;
•    Техника;
•    Экономика;
•    Политика.
Литературное искусство входит в модуль «культура» (по Г.И. Тафаеву модули). Таким образом, искусство является одним из модулей цивилизации (культура). Ещё в древнее время в эпохах Модэ Аттилы, Кубрата существовало искусство. Развиты были различные ремесла, гончарское дело, кузнечное дело, градостроительство, вышивание одежды, письмо и т.д. Ремесло, градостроительство, ткачество достигло расцвета у предков чуваш болгар (сувар) в годы Волжско-Камской Болгарии.
В эпосе Улып говорится о различных ремеслах. Приведем в пример работу кузнеца Азамата. В очень давние времена жил спустившийся с гор Арамази Улып – богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольстве. Всякие беды и несчастия обходили его стороной.
Но однажды кто-то из Богов, видно, разгневался, горы Арамази затряслись, загремел гром, засверкала молния, и полились нескончаемые потоки воды. Горные озера и реки вышли из берегов, и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада. Такого ещё никогда не бывало, и Улып не знал, что делать, чтобы спасти свои стада. А луга с каждым днем затопляло все больше. Тогда Улып, при своей богатырской силе, начал перебрасывать своих коров, овец, лошадей на более высокие незатопленные места.
Три дня и три ночи трудился великан, но скота у него было так много, что до окончания дела была ещё далеко.
По соседству с Улыпом жил кузнец-богатырь Азамат. Решил Азамат помочь своему соседу. За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга.
Улып со своей женой перегнал свои стада на волжский берег и как только все стада перешли через мост, он исчез, стал невидимым.
Теперь этот семицветный мост можно видеть только в ясную погоду после дождя. Вот почему чуваши возникающую после дождя радугу называют Мостом Азамата.
Болгары имели обустроенный двор «с красивыми художествами». Архитекторы отмечали, что чувашские селения («ял») находились, как правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. На юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника (патронимии).
Многие чувашские деревни имели четкую уличную планировку. Деревни и села делились на улицы («кас»). Вокруг сел («сала» – укрепленное большое поселение) часто возводились укрепленные заборы, окруженные валом и рвом, в особенности в степных и лесостепных районах, жители которых часто имели дела с ногайскими и татарскими кочевьями. Традиционны деревни верховых чувашей (то есть северных районах Чувашии) были сравнительно малодворны (30-70 хозяйств) по сравнению с селениями средненизовых и особенно низовых чувашей (до 1000 дворов) на юге края и за его пределами.
Искусствоведы замечали, что чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш – передний двор (т.е. собственно двор) и задний – анкарти. К жилому дому  пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина – середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.
Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая. Содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков – лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или тыном.
С конца XIX века в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двухскатной крышей – «царские ворота». Их столбы украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и «верёвочкой». Во дворе под навесом «лупасай» хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги, сноповозка (карман) и сани. Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи – тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой в свадебной кибитке с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.
Распространенный тип избы – четырехстенник. В XIX веке у хажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В ряде местностей Среднего Поволжья и особенно Приуралья чуваши строили дома из самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двухскатными, у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, дранки, к концу XIX века появляются крыши тесовые, железные и черепичные.
Внешняя отделка и украшения домов часто украшалась резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.
Таким образом, мы можем увидеть, обрамляли дома, ворота и другие детали дома болгарской рунической резьбой. Болгары умели изготовлять различную посуду из дерева, глины, металла. Ювелиры изготовляли женские украшения. В годы «болгарского геноцида» (1234-1552 гг.) болгарское население до 80% было уничтожено. Многие погибли, другие ушли в чувашское Поволжье (леса, овраги, болота). Населению пришлось изготовлять посуду из дерева и глины. Например, о посуде болгар (чуваш) писалось, что у народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инструментов по деревообработке было много: бурав, коловорот служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска – инструменты для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов; долото большое применяется для выборки пазов бревен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и других долбленых изделий.
Поперечное тесло использовалось для выдалбливания деревянной посуды, корыт, лодок. Всевозможные ножи использовали для резьбы рельефов и украшений.
По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленная с цельным дном; 2) долбленые сосуды со  вставным дном; 3)клепаные изделия; 4) посуда из бересты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.
Долбленые сосуды были удобны для обработки и хранения зерна, круп, муки и многих других продуктов. В основном цельнодолбленой была столовая посуда – чаши, соломки, ковши, ложки. Долбленые орудия использовались при толчении зерна ( пшена, полбы, ячменя, проса), семян конопли, соли, а также обработке сырья (кудели, сукна). Для этих целей использовали ступы и песты. Нужную форму долбленым сосудам придавали техникой выжигания, доводку и расчистку в таких случаях производили с помощью долот. Уменьшенную форму ступы имели солонки. Этот предмет часто украшали резьбой – геометрическими узорами. Солонка-ступка была в каждом доме, так как раньше каменную соль продавали немолотой.
Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выбираемый для неё, диктовались её назначениям. Большая деревянная чаша служила для подачи первого или второго блюда – каши, мяса на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках. В зависимости от подаваемых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например, чаши для хлеба, миска для супа, чашка для масла, чаша для замешивания пресного теста и т.д. Древние формы чаш сохранились до XX века. Одна из них – тарелка необычной формы (как бы чашка в чаше) для подачи вареных яиц, сыра. В древности она являлась ритуальной чашей для гаданий и магических действий.
Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин, малых ковшей для пива. Они имеют форму ладьи. Носовая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов. Интересны своеобразные двух- и трехвыемочные ковши. В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш ещё и бальзам из разнотравия. Эти «парные ковши» предназначались только молодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высокая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это солярные   мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы.
Конечно, за всю «кровавую» ордынскую эпоху многое было забыто:
•    Каменное зодчество;
•    Изготовление золотых и серебряных изделий;
Невзирая на геноцидные годы  чувашское население и аристократия, не забыла свою историю, язык (R-язык), народные традиции, свою народную религию, болгаро-чувашскую вышивку. Искусствоведы отмечают, что вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, её орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к XIX и началу XX века. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется XVIII веком. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.
Таким образом, появление первых болгарских художников можно отнести к Великой Болгарии  и великой классической языческо-исламской культуре  Волжской Болгарии (IX-1236 г.)
Биографы писали, что А.А. Кокель выдающийся живописец, виртуозный рисовальщик, педагог-теоретик, создавший свою педагогическую систему, учитель крупнейших мастеров изобразительного искусства первой половины XX в. Он родился 1 марта (13 марта по новому стилю) 1880 г. в с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики), которое в конце XIX в. становится одним из административных и культурных центров низовых чуваш. Это был волостный центр, объединявший около тридцати деревень. В их числе была большая мордовская деревня Сигачи, привносящая в быт и культуру чуваш национальный колорит эрзи. В пятидесяти верстах находилось с. Баево, в котором на четыре года раньше Алексея Кокеля родился будущий великий скульптор Степан Эрьзя.
Значительную роль в жизни села и окрестных деревень играла школа – одноклассное удельное начальное училище, открытое в 1838 г. (к 1841 г. по всей Российской империи их было всего 141). По её ученикам хорошо прослеживается национальный состав жителей волости. Так, 17 января 1895 г. пятьдесят учеников родным языком указали чувашский, а сорок два – мордовский. Только восемь учащихся родным языком назвали русский.
Детство его прошло в трехязычной среде:
•    Чувашской;
•    Мордовской;
•    Русской.
Следует сказать, что биография первого чувашского художника была очень сложной. Особенно в 30 г. XX в. исследователи замечали, что приходилось скрывать от посторонних и близких другую, не затихающую ни на минуту боль, - арест братьев Ивана и Григория, которые впоследствии были расстреляны. Именно из-за этого после 1935 г. Кокель ни разу не смог побывать в Чуващии и осуществить свою заметную мечту – жить и творить на родине. Практически вся его жизнь была связана с Украиной, но  связь со своей древнечувашской цивилизацией он не прекращал.
Коллекция произведений А.А. Кокеля находится в Чувашском государственном художественном музее.
1.    «Портрет чувашской женщины» (1906)
2.    «Уральские заводы» (1908)
3.    «В чайной» (1912)
4.    «Итальянцы» (1913)
5.    «Семейный портрет» (1914)
6.    « Из чувашской сюиты» (1919)
7.    «Венчание. Чуваши» (1920)
8.    «Старый рабочий» (1927)
9.    «На посту» (1927)
10.    «Награждение ударницы» (1930)
11.    «Колхозный базар» (1934)
12.    «Ликбез» (1935)
13.    «На соляных промыслах» (1936)
14.    «Зима» (1943)
15.    «Донец» (1955)
Обратим внимание на его цивилизационный символизм.
•    «Портрет чувашской женщины» (1906);
•    « Из чувашской сюиты» (1919);
•    «Венчание. Чуваши» (1920);
•    «Колхозный базар» (1934);
•    «Ликбез» (1935);
Чувашская цивилизация отличается от других (цивилизационная самоидентификация передается с молоком матери).
•    Культ чувашской матери;
•    Культ чувашских традиций;
•    Культ ребенка;
•    Культ восточного коллективизма и трудолюбия;
•    Культ образования и культуры;
Второй чувашский художник М.С. Спиридонов родился 24 августа 1890 года в семье крестьянина в селе Яншихово – Норваши Янтиковского района Чувашской Республики. После окончания двухклассной сельской школы поступил в Казанскую художественную школу, с 1912 по 1917 год учился в высшем художественном училище пи Академии художеств в Петрограде. С 1918 года М.С. Спиридонов работал в родной Чувашии, всецело посвящая себя делу развития изобразительного искусства и подготовки кадров художественной интеллигенции. Он длительное время преподавал в художественном училище, являлся одним из организаторов Союза художников чуваши; более двух десятков лет возглавлял правление этого Союза. Умер он 31 марта 1981 года.
Биографы отмечали, что «созданное М.С. Спиридоновым, как было отмечено уже в начале 20-х годов, выражает «целиком жизнь чувашского народа», его быт и нравы, прошлое и настоящее».
Начиная свой творческий путь, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни – целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру. Благодаря ему впервые ещё в 20-х годах «чувашская тема» на высоком уровне предстала на выставках страны. Его «Пузырист», как и более поздняя картина «В избе-читальне» стали классикой чувашской живописи.
Обратим внимание на название произведений С.М. Спиридонова:
1.    «Пузырист»;
2.    «В избе-читальне»;
3.    «Ударная бригада бетонщиков Канашского вагоноремонтного  завода»;
4.    «Столярно-мебельный цех Шумерлинского комбината»;
5.    «Уборка урожая»;
6.    «Моя родина»;
7.    «Доярка Григорьева»;
8.    «Портрет Героя Советского Союза Яшина»;
9.    Альбом «Чувашский орнамент».
10.     «Невеста»;
11.    «Сирень»;
12.    «Сосновый лес»;
13.    «Петропавловская крепость»;
14.    «Вышивальщица»;
15.    «Чувашка Ирина»;
16.    «Яблоки в цвету»;
17.    «Вечер на Волге».
В его произведениях звучит чувашский цивилизационный символизм:
•    «Пузырист»;
•    «Невеста»;
•    «Вышивальщица»;
•    «Чувашка Ирина»
В этих произведениях мы видим веру  художника в чуващское будущее.
А.И. Миттов родился 13 декабря 1932 года в с. Тобурданово (Сиккасси) Канашского района Чувашской республики – 31 октября 1971, г.Чебоксары – выдающийся чувашский живописец и график, создатель своеобразного новаторского стиля, основанного на глубоких национальных традициях. Биографы отмечали, что его произведения отличаются высоким профессионализмом и глубиной образов.
Анатолий Миттов воспитывался в сельской среде, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры. После окончания сельской школы учился в Чебоксарском художественном училище (1947-1952).
В годы учебы на факультете графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1954-1961) начал глубокое постижение чувашского народного искусства, костюма, орнамента. В дипломной работе по оформлению поэмы классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи» проявились тонкое художественное чутье и высокий профессиональный уровень молодого художника.
В 1961 году окончил институт по мастерской М.А. Таранова. Темой для дипломной работы выбрал «Оформление и иллюстрирование К.В. Иванова «Нарспи». Исполнил и защитил на отлично.
После возвращения в Чувашию А.И. Миттов жил и работал в г. Чебоксары. Являлся преподавателем Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И.Я. Яковлева (1961-1964), сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Его произведения, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывал глубокий интерес общественности и неприятие со строны консервативной публики.
Значительная часть произведений А.И. Миттова хранится в чувашском государственном художественном музее, а также в российских галереях, частных собраниях, в том числе зарубежных.
•    Оформление и иллюстрации к поэме «Нарспи» К.Иванова. Графика (1961);
•    Триптих «Сказ о Волге». Живопись (1962);
•    Серия «Чуващский лес». Живопись, темпера (1963);
•    Серия по мотивам народной песни «Плуг и борона». Живопись, темпера (1964-1965);
•    Серия «Чувашская старина». Живопись, темпера (1963-1966 гг.);
•    Серия по мотивам поэмы «Нарспи»;
•    Серия «Земля наших дедов» (1963-1965);
•    Графика по мотивам поэзии М.Сеспеля (1965-1970 гг.);
•    Серия «Жизнь и смерть». Графика (1967-1970 гг.).
  Чувашский цивилизационный символизм звучит во всех произведениях Анатолия Миттова.
•    Религия («Нарспи», «Плуг и борона»);
•    Традиция ( «Чувашская старина»);
•    Этнос – язык;
•    Циклы развития цивилизации («Жизнь и смерть»)
Вывод
Сопоставляя деятельность трех великих чувашских художников, мы можем отметить :
1.    Все они творили в условиях XX века;
2.    Пережили сложные 30-50 гг. – репрессии, гонения, непризнание   ортодоксально-консервативной  части общества;
3.    А.А. Кокель в основном творил по -чувашской теме.Но  его  душа (генетика) чувствовала цивилизационный символизм чувашской истории;
4.    М.С. Спиридонов и А.И. Миттов из всех чувашских художников оказались наиболее «чувашскими» и ближе всего подошли к пониманию души и символов древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации.



Комментариев нет: