Тафаев Г.И.
Фильтрация древнеболгарской (древнечувашской) истории по фальсификации Сеида Джагфара
С конца ХХ – начала XXI вв. в Урало -
Поволжских республиках и областях Российской
Федерации стала тиражироваться
фальсифицированная история Сеида Джагфара. По утверждению «авторов» лжелетописи
она издана в 1680 г. Мы считаем, исследуя содержание (в Интернете перевод на
русском языке) «летописи» она могла быть
написана с учетом «заказчика» с сер. XVIII – конец ХХ вв. Информация,
которую они включили, особенно по истории Европы, терминология и хронология, имена подходят к 40-50 гг. ХХ в.
Таким образом, следует отметить:
· Часть материалов написана в сер. XVIII в.;
· Вторая часть в период XVIII – XX века;
· Третья часть заказ 40-50 годов, т.е. после постановления партии.
· Окончательная доработка произведена учителем истории в 90-е годы XX века.
Получается, что «лжелетопись» компилятивное
коллективное исследование различных
исламских и политизированных кругов. Возможно, что ее промежуточное редактирование проведено в
Турции или в Азербайджане. Мы думаем, что издание «лжелетописи» в Болгарии
(2001 г.) заказ исламских специальных центров,
которым необходимо политическая дестабилизация в Болгарской Республике и в
Российской Федерации.
Продолжим исследование заказной «лжелетописи». Там
утверждается, что «современная Украина была в составе древнебулгарского
государства Идель». Мы помним, что Русь являлась самостоятельным государством.
И знаем, что в 2012 г. мы отмечаем 1150 – летие российского государства.
Получается, что на месте Руси было «Древнеболгарское государство Идель». Мы
говорили, что термин «Идель» - это кыпчаская калька болгаро - чувашского слова
«Атал» (Волга). Таким образом, огузская (азербайджанско - турецкая) концепция
отвергает наличие Руси и заменяет понятие «Идель». Конечно, это фальсификация.
Российский исследователь Л.А. Моисеева в работе
«Россия в контексте мировых цивилизаций» пишет,что
исторически Россия оказалась на перекрестке двух
мировых культур, религий, миропонимании — Востока и Запада, вбирая в себя
влияние того и другого, одновременно переплавляя в себе традиции, культуры,
религии многочисленных народов, входящих в ее состав. История нашей страны
является частью мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста.
Однако Россия несет в себе много специфического. «Одна
из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том,
что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у
народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда
не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных
семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни
того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени»,— писал русский мыслитель с
ярко выраженным философским складом ума Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856). Он
подчеркивал, что наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы
чужие для себя самих. Мы растем, но не созреваем, мы продвигаемся вперед, по по
линии, не приводящей к цели. Мы существуем, словно лишь для того, чтобы
преподать великий урок миру.
Непохожесть России на другие страны и пароды
подчеркивал и другой русский философ - Владимир Францевич Эрн (1882 — 1917).
Россия — страна величайшего духовного напряжения. «Загадка России — вопрос не
только программы, политики или внешнего поведения. Он стоит перед сердцем как
проблема внутреннего нашего самосознания», — пишет В.Ф.Эрн. Он отмечает
«изумительное сочетание в России Изобилия и Бедности, Нищеты».
Не менее важную специфику цивилизации России видим в
ее культуре. Культура России — «двувозрастная». Старая русская культура вся
пронизана религиозным онтологнизмом. Историки искусства с изумлением
констатировали гениальное своеобразие русской архитектуры, живописи. Эллинская
культура ищет свое продолжение в православной Руси, подобно тому как культура
римская имеет продолжение на Западе, в странах романских. С Петром Великим в
России брошены семена новой культуры, Западной, и вот в этом втором культурном созидании
русский народ действительно молод.
Западная культура, врываясь в исконно русский ритм
жизни, вызывает огромное «возмущение» духа. Федор Достоевский — это сплошной
гимн возврату к исконно русскому.
Поскольку по истории России есть прекрасные
исследования; справедливо будет отослать студентов к этим работам:
В.О.Ключевский «Курс русской истории»;
Н.М.Карамзин «История государства российского»;
С.М.Соловьев «История России с древнейших времен»;
С.Ф.Платонов «Полный курс лекций по русской истории»[1].
Л.И. Семенникова в учебнике «Россия в мировом сообществе цивилизаций»
отмечала, что мы остановимся на особенностях
России в контексте мировых цивилизаций. Если уподобить историю цивилизации бесконечной
по времени драме, то главными действующими лицами станут этносы — каждый со
своими особенностями мышления и поведения, изменяющиеся по ходу представления
«статусом» и «ролью», иные исчезают, другие появляются, ссорятся, мирятся,
перемешиваясь по сцене театра истории, все, вместе составляя человечество
Земли.
В развалившемся
Советском Союзе именно русский народ стал «жертвенным быком»: РСФСР, несмотря
на обилие материальных ресурсов и обширную территорию, был неким искусственным
и формальным образованием. В результате только сегодня начинает формироваться
национальное самосознание народа повой России. Однако оказалось, что для этого
надо знать свое прошлое, свою историю, в которой существенную роль сыграла
идея христианской цивилизации — далекая и последняя цель, к которой
направлялась наша мысль. Чутко схватил эту особенность русской духовной жизни
поэт Вячеслав Иванов [2].
В.В. Викторов о
развитии Российской цивилизации писал, что при Ярославе Мудром Киевская Русь превратилась в
крупнейшее государство Европы. Получили развитие экономические и
политические связи со многими государствами Востока и Запада, укреплявшиеся, в
том числе, за счет династических браков с правящими домами Польши, Венгрии,
Франции, Норвегии и т.д. В то же время рост самостоятельности городов (Галич,
Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, и др.), их экономическое развитие вели к
разобщению русских земель, а в конечном итоге к раздробленности Киевской Руси.
Тенденция к разобщенности Киевской Руси
обнаружилась после смерти Ярослава Мудрого. Во второй
половине XI в. княжеские междоусобицы охватили Волынскую, Галицкую, Ростовскую,
Суздальскую, Рязанскую, Тмутараканскую земли. Усилилась внешняя опасность со
стороны половецких, польских, венгерских и других правителей. В 1097 г. съезд
русских князей в г. Любече принял решение о наследовании земель своих отцов и о
независимости владений. Киевские князья Владимир II Мономах и его сын
Мстислав, правившие с 1113 по 1132 г., пытались сохранить целостность
государства, однако во 2-й четверти XII в. произошел окончательный распад
Киевской Руси примерно на 15 фактически самостоятельных государств.
Наиболее
крупными государственными образованиями после распада Киевской Руси были Ростово - Суздальское, Галицко - Волынское
княжества и Новгородская республика, которая расширила свои владения на
востоке и северо-востоке. По мнению Рыбакова, в результате дальнейшего
дробления княжеских владений в начале XIII в., накануне нашествия Батыя,
на Руси насчитывалось около 50 княжеских уделов, а в XIV в. когда уже
начался процесс феодальной консолидации,
количество великих и удельных княжеств достигло примерно 250 [3].
О монголо -
татарском иге он писал, что период с ХШ до середины XV в. явившимся важным этапом в становлении
российской цивилизации, потому что:
· шел процесс объединения самостоятельных русских удельных княжеств вокруг
великого княжества Московского и образования Русского государства;
· Русь почувствовала реальную возможность освобождения от монголо-татарского
ига;
· именно в этот отрезок времени сформировалась великорусская народность. Как
считает Ключевский, до половины XV в.
Она оставалась лишь этнографической реальностью, поскольку была политически
раздроблена на несколько самостоятельных политических частей;
· восточнославянская культура, спасенная, по сути дела, Русской православной
церковью (далее РПЦ) от гибели во время феодальной междоусобицы и
монголо-татарского ига, приобрела русский характер. Получили дальнейшее
развитие архитектура, живопись (в первую очередь иконопись), литература и
прикладное искусство.
Российская цивилизация теряет свой восточнославянский
характер и обретает русско-православные черты. Этот период можно по праву называть
русско-православным или московским.
С середины XV и
до второго десятилетия XVII в.
великорусский народ из области Верхней Волги растекается на юг и восток. Московская
Русь с XVI в. вела упорную
борьбу с крымскими и ногайскими татарами за обладание громадными степными
просторами на юге и юго-востоке, продвигаясь туда шаг за шагом, возводя города,
вокруг которых возникали села и деревни. На Волге основываются Астрахань (1558), Самара (1586), Саратов (1590 ),
на Юге в дополнение к старым русским городам (Серпухов, Мценск, Тула и др.) —
Орел (1566), возрождаются Ливны (1571), Белгород (1593), Старый Оскол (1593) и др. Они входят в засечную
черту и служат делу охраны южных границ Московского государства. Богатые
черноземные почвы открыли для Руси источник производства зерновых культур,
которые в таком количестве нельзя было получить в северных и северо-восточных
районах.
Освоение
новых земель, оказавшихся под властью московского великого князя, впервые
приобрело политический характер. При Иване III и
его сыне Василии III, последнем собирателе Руси, великорусская народность
«соединяется под одной политической формой... Завершение территориального
собирания северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в
национальное великорусское государство и таким образом сообщило великому князю
псковскому значение национального великорусского государя» [4].
Таким образом, мы видим, что на территории Руси «не
пахло» государством «Идель» (Атал). В псевдолетописи нет понятия цивилизация
русская, хотя имеется понятие «булгарская цивилизация». Мы отмечали, что данные
понятие ввел И.Н. Смирнов (1856- 1904 гг.) Таким образом, те лица, которые
писали «псевдоисторию» могли знать о термине «болгарская цивилизация» (1903-1904
гг.). И.Н. Смирнов писал «болгарская цивилизация», а «летописцы» используют
татаро - кыпчакский вариант «булгарская цивилизация». Искажение истории в
«псевдолетописи» продолжается «в конце VI века к власти в
Древнебулгарском государстве приходит Булгарская династия, и Идель получает другое
название – Булгария, с территорией от Дуная до Енисея».
· Каким образом «Идель –
Атал» изменилось на название Булгар?
· Нет источников, кроме
«псевдолетописи», где бы говорилось о государстве Булгария «с территорией от Дуная до Енисея».
Мы
можем отметить:
· Государство хунну от
Волги до Монголии и Северного Китая (до I в. н.э.);
· Государство гуннов
(Империя Аттилы) от Польши до Волги;
· Государство Великая
Болгария (Причерноморье и Северный Кавказ).
«B V
веке в эпоху II Гуннской династии булгарские войска заняли
территорию Франции до Карпат, и ставка
булгарского царя Айбата Атиллы была в центре Германии. Булгары охраняли дороги
и другие объекты, защищали германские племена от набегов соседей. Немецкий
народ сохранил память о нахождении Булгарии в Западной Европе и сделал Атиллу
героем своего эпоса - «Сказание о Нибелунгах».
На
каждом шагу текста искажение истории:
Название
Атиллы является венгерским вариантом
написания слова,а болгаро – чувашский вариант
пишется Аттила (отец).
· Гуннская держава (Империя Аттилы) распалась после смерти Аттилы в 453
г.;
· Болгарские и суварские воины
входили в состав войск Аттилы. Гуннов было от 25- 250 тыс. человек.
Сувар при княжне Боарикс доходило до 100 тыс. воинов. В болгаро-чувашских
легендах об этом периоде говорится, в чувашских мифах
о сотворении мира, космогонии, происхождении людей, возникновении охоты,
скотоводства, бортничества и земледелия, языческом пантеоне мы слышим
отголоски доисторических времен. Чувашский фольклор богат и легендами.
Некоторые из них близки к преданиям (их принято называть легендарными
преданиями) и имеют отношение к нашей теме.
Особенно интересны легенды о великанах Улп, представляющие
собой, по-видимому, осколки былого эпоса, отмечал В.Д.Димитриев. Он писал,
что собирая и изучая их в продолжении
полувека, С. Ф. Федоров (Сюйн) написал эпическое сказание «Улп», увидевшее
недавно свет в сокращенном варианте. И. И. Одюков выпустил сборник легенд об Улпе
и посвятил им исследование. Наиболее полный свод легенд об Улпе составлен Г. Ф.
Юмартом. В нем представлено 102 легенды.
Чувашские легенды о великанах имеют близкие аналогии
в фольклоре тюркоязычных народов — хакасов, киргизов, казахов, туркмен,
азербайджанцев, башкир, татар, где сохранились сказания или даже эпосы об Алпе,
Алпамыше или Манасе, а также ираноязычных, яфетических (кавказских),
финно-угорских народов. Некоторые мотивы легенд об Улпе имеются в
дунайско-болгарском, русском, белорусском и украинском фольклоре.
В легендах об Улпе прослеживаются пережитки матриархата
и господство патриархата, древний охотничий и кочевнический быт предков
чувашей, переход их к оседлости, подсечному, затем пашенному земледелию, строй
военной демократии, защита племени от внешних врагов, возникновение классового
неравенства, государства.
Примечательно, что в одной из чувашских легенд родиной
Улпа считается Кавказ, в четырех — гора Арамази, связанная также с Кавказом: в
грузинской мифологии один из древних богов, живший на горе Армазис, назывался
Арамзи. Далеко за морями, на юге, гласит легенда, спустился с высокой горы
Арамази великан Улп. Он был послан на землю отцом — громовержцем Аслади
поведать людям правду и бороться со злом. Улп увидел пасущиеся в долине
стада, принадлежавшие маленьким людям — скотоводам. Позабыв наказ отца, Улп,
одолеваемый завистью, захватил себе все стада, взял в жены самую красивую
женщину, людей разогнал. Жена родила ему двух сыновей-близнецов, которые
выросли также громадного роста и обладали необыкновенной силой. Они пасли с
отцом стада, а между делом развлекались охотой: стрелами поражали любого зверя
за семь верст. Но в день Калыма неожиданно скончалась у них мать. Похоронив
ее, отец проклял землю, укрывшую жену, а сам пошел на гору Арамази искать себе
в жены другую женщину. Прошло три дня, а Улп все не возвращался. Встревоженные
сыновья пошли искать отца, и нашли его на вершине горы прикованным к скале
цепями. Увидев сыновей, отец сказал: «Меня приковали к скале навечно за невыполнение
заветов отца — Аслади. А вы, дети мои, никогда не делайте людям вреда, а
отсюда переселитесь». Улп указал им путь на севере - поселиться младшему между
реками, старшему — на правом берегу
одной из них. «Это будет родиной вашего племени. Пусть ваши потомки почитают ее
в веки веков и посеют на ней добрые
семена». Сыновья распрощались с отцом
и обещали ему свято выполнять его заветы. Прощаясь с сыновьями, отец заплакал горячими слезами.
Его слезы растопили горные льды, и с гор потекли в долину ручьи, заливая
зеленые луга. По всей долине расцвели красные маки. Сыновья пошли со своими
стадами на север, не раз отбиваясь от нападений горных жителей. Через три дня
они добрались до впадения большой реки в море, которую назвали Атал (Волга), а потом пошли вдоль реки, много раз отбивались от
нападений степных и лесных жителей. Через семь лет сыновья Улпа дошли,
наконец, до слияния двух больших рек. Здесь они остановились и в среду (древний
праздничный день чувашей), зарезав утку, сотворили молитву. Младший брат
поселился в междуречье, а старший — на правом берегу реки Суры, Начали
распахивать землю, сеяли яровые хлеба и озимую рожь.
Близ горы
Арамази жил богатырь Улп и содержал
несметное количество скота, говорится во второй легенде. Но однажды начались
невиданной мощи грозы, дождь
полил как из кадки, Лавинами неслись воды с гор и затопили луга в
долинах. 'Три дня и три ночи спасал свои стада Улп, однако не справился. На помощь
пришел богатырь-кузнец Азамат: он за неделю построил величественный железный мост, сверкающий семью цветами.
Мост протянулся от горы Арамази до широкой долины Волга. Улп с матерью перегнал
по этому мосту весь свой скот и
поселился здесь. И мост исчез. Лишь его изображение появляется летом во время
дождя. Чуваши называют его мостом Азамата. В варианте этой легенды мост был
перекинут Азаматом от Кавказских гор до Сурских возвышенностей. К этим
чувашским легендам близка татарская легенда об Алпе, который, отделившись от
братьев Гази и Турка, поселился в Волго-Камье. Однако источником этой татарской
легенды послужила письменная традиция: еще персидский автор XV века Мирхонд
приводит в своем сочинении известие, полностью совпадающее с поздней татарской
легендой.
Многочисленны легенды о живших на чувашской земле
великанах -улпах. Когда они после пахоты вытряхивали землю из лаптей, из нее образовывались
курганы — улап
тапри. Согласно одним легендам, чуваши произошли от племени Улпа, другим - великаны - улпы жили среди чувашей.
Улпы помогали чувашам корчевать. Они защищали их от врагов.
Чуваши в древности жили в теплой стране на морском
побережье, говорится в одном из легендарных преданий. Со временем их подчинил
один царь. Он ежегодно отбирал себе
самых красивых чувашских
девушек в жены. Жен у него было очень много, но от них детей не было.
Однажды царь заявил: «Как только одна из жен-чувашек родит мне сына, то всем
чувашам дам волю и свободу». Через год жена-чувашка родила сыновей-близнецов.
Чуваши получили свободу. Их старейшины посовещались и решили: «Этот царь пока
дал нам свободу, но он вскоре может отобрать ее. Пока свободны, переселимся в
другое место». Старейшины родов повели их на новые земли. Но они заблудились и
очутились в голой пустыне. Люди изголодались, ослабли. В это время чуваши
заметили, что вместе с ними, особенно не приближаясь к ним и не отдаляясь, идет
волк. Чуваши решили: пусть волк нашим
племенным вождем, и мы пойдем за ним. Так они шли за ним 77 светлых дней, 77 ночей,
отдыхая там, где останавливается волк. На 77 день они вышли на берег большой
реки. И волк исчез. Чуваши стали жить на этой большой реке. Уместно заметить,
что волк как путеводитель и покровитель племени или народа выступает в мифологии
почти всех тюркских и монгольских народов.
По другому легендарному преданию, записанному В. М.
Митрофановым в дер. Изамбаево Козьмодемьянского уезда от крестьянина С Андреева
в 1910 году, чуваши
переселились из Азии в Европу, прошли мимо Черного моря и поселились в
верховьях одной реки, впадающей в это море. Оттуда их вытеснили. Чуваши долго
ходили, выбирая место получше, но не нашли. Потом перебрались на Волгу. Там
они жили долго и достаточно размножились. У одного из них родились двенадцать
сыновей. Когда сыновья пришли в совершеннолетие, отец дал им по быку с экипажем
и разослал в разные стороны с условием, чтобы каждый поселился там, где его бык
остановится. Так образовались чувашские селения.
С. М Михайлов
в 1852 году писал: «На вопрос,
откуда они, чуваши, пришли в теперешнее их жительство... выставляют предание
их предков, что они пришли из-за
черного моря и из-за дальних
гор... Древнейшим своим предком они считают какого-то Чуваша, и себя по
нему называют чуваш».
Венгерский тюрколог Г. Вамбери
также указывал, что чуваши, по их преданиям, переселились на Волгу из своей
отчизны, лежащей на юге. И.
Д. Никитиным (Юрки) в 1905 году в Ядринском уезде сделана такая запись: «Говорят, что чуваши прибыли с
низовья (с юга). До них еще поселились
[в Поволжье] марийцы».
В незапамятные времена,
гласит легенда, в городе Саре у некоего
царя росла красавица-дочь Хунтеслу. Отец никому не показывал ее. Но ее посещал сын Солнца и она
забеременела. Отец, рассердившись, укрыл ее золотой лодке, которую пустил в море. Лодка сияла от лучей Солнца. И ее
заметили два богатыря — Болгар и Сувар. Стали делить находку. Болгар говорит:
«Мне лодку», Сувар: «Мне — что в лодке». Как привели лодку к берегу, богатыри
увидели в ней красавицу девушку-царевну. Сувар женился на этой девушке. Она
родила ему много-много детей. От рода Сувара и пошел чувашский нapoд [5].
Исследователь А.С. Плетнева в работе «Кочевники
Средневековья» так пишет о гуннах. Все,
что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается
мирными делами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховою ездою,
считает позором ходить пешком». Характерное оружие гуннов — меч, тяжелый лук и
аркан. Соответствовала этому оружию и тактика боя. Очень редко гунны сходились
с врагом врукопашную (только тогда нужен им был меч), обычно же, «разнося смерть
на широкое пространство», они «не прекращали войны и боя, издали осыпая
противника стрелами и ловя отступающих и выбившихся из общей массы воинов арканами».
Весьма существенным является
и указание Аммиана Марцеллииа на то, что гунны «не подчинены строгой власти
царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все,
что попадается на пути». Л. Н. Гумилев весьма справедливо отметил, что в этом
заключалось основное отличие хунну от гуннов. Держава Хунну с ее строгой
наследственной властью исчезла. На смену ей пришла военная демократия, характеризующаяся
институтом военных вождей.
Мы почти полностью процитировали рассказ Аммиана
Марцеллина потому, что его описание является наиболее достоверной и объективной
характеристикой кочевого общества периода «нашествия», или первой стадии
кочевания. Действительно, отсутствие хлебопашества, «дикий» образ жизни, заключающийся,
прежде всего в отсутствии постоянных жилищ и поисках новых пастбищ, методы
истребления всего живого и бесхозяйственная эксплуатация степных богатств,
неприхотливость в пище и быту и общественный строй, в котором нет царей и «все
советуются» друг с другом на общих сходках,— все эти черты типичны для первой
стадии кочевания.
Пожалуй, ни один кочевой народ не удостаивался такой
подробной характеристики со стороны европейцев-современников, поскольку именно
гунны прошли до Центральной Европы и оттуда тревожили набегами почти все
европейские государства. Однако эти события происходили уже на второй стадии
развития кочевнической экономики (полукочевой), и поэтому в данной главе мы не
будем рассматривать свидетельства о могущественней молодой державе гуннов,
возглавляемой Аттилой [6].
Археологические материалы, дошедшие до нас от гуннской
эпохи (IV—V вв.), в азиатских и европейских степях крайне немногочисленны.
Несмотря на громадное количество народов, втянутых в гуннское движение, в степях
известно немногим более полусотни памятников, к тому же в подавляющем
большинстве разграбленных при случайном обнаружении. Выводы из этих материалов
можно сделать только самые общие, причем все они не противоречат тем сведениям,
которые мы получаем из письменных источников. Во-первых, гунны принесли с собой
тяжелые дальнобойные луки, а это означает, что изменилась тактика боя, о
которой мы знаем из рассказа Аммиана Марцеллина. Во-вторых, они принесли «дешевую
роскошь», а именно — тонкие золотые накладки и характерную замену
драгоценных камней стеклянными вставками, преимущественно
красного цвета. Типично, что эти вещи встречаются во всех погребениях, они как
бы нивелируют их. Выдающихся богатством погребений нет совсем. Так
подтверждается и тезис о военно-демократическом строе и об общем «опрощении»
быта. В-третьих, весьма существенно то обстоятельство, что все погребения
«гуннской эпохи» полиобрядны: сожжения и трупоположения, с конем и без него, в
подбоях и гробах, под курганами и без курганов и т. п. Все это
свидетельствует, как нам кажется, о разноэтничном и даже разноплеменном составе
гуннских орд, пришедших в Восточную Европу.
Интересной категорией находок, появившейся в европейских
степях вместе с гуннами, являются бронзовые литые «гуннские» котлы. Все они
примерно одинакового размера и формы (полуяйцевидные, вытянутые, на поддонах).
Их ручки и тулова пышно украшены геометрическим орнаментом. Готовить пищу в
таких котлах вряд ли целесообразно. Они слишком красивы и дороги для
утилитарного использования. Скорее всего, эти котлы несли смысловую нагрузку,
а именно были «символами единства» — в данном случае единства патриархальных
семей — кошей, из которых и состояло общество периода военной демократии.
Размеры семей и их общественное значение были одинаковы, равновелики были и котлы.
О символическом значении котлов свидетельствует один из рассказов Геродота о
скифах. В местности Эксампей, лежавшей где-то между Днепром и Днестром, «один
скифский царь по имени Ариант пожелал узнать численность скифов. Он приказал
для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не
послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников,
что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из
наконечников... медный сосуд и выставить в Эксампае». Сосуд был огромным —
толщина его стенок равнялась шести пальцам, а объем — 600 амфорам. Царь Ариант
был главою большого скифского объединения, и его «котел», отлитый из стрел
(что также символизирует объединение), отличался громадными размерами.
Котлы глав кошей были небольшими, хотя их смысловая
нагрузка была столь же существенна. Очевидно, каждый кошевой обязан был, как
символом власти обладать котлом.
Интересен и тот факт, что много
позднее, в XII и XIII вв., котелки (казанки), кованные из медных пластин,
попадались в половецких погребениях богатых воинов. Последнее обстоятельство
дает основание полагать, что это тоже были похоронены «кошевые» — главы
больших семей, а иногда, возможно, и родов. Русский летописец в один из редких
периодов мира с половцами писал о самом крупном половецком хане — Кончаке, что
этот мощный великий хан может котел перенести через Сулу. Поскольку в других
записях Кончак часто упоминается «с родом своим» и. называется к тому же
«окаянным поганым Кощеем», т. е. кошевым, то очевидно, что «котел», который он переносил через Сулу, не
реальный котелок для приготовления пищи, а символическое обозначение силы
возглавляемого им объединения и его самого, могущего водить и «кормить» эту
силу. Таким образом, и в скифское, и в гуннское, и в половецкое время «котел»
был символом единения: чем больше
котел, тем больше группа, «кормящаяся» от него.
Своеобразные гуннские котлы являются наиболее
выразительной «этнографической» чертой гуннского сообщества, по которой мы
можем судить о его распространении в европейской степи и лесостепи.
Несмотря на эту общую черту, в целом даже на второй
стадии кочевания гунны так и не сложились в единую этнолингвистическую
общность. Об этом свидетельствуют сведения древних авторов, о которых мы еще
будем говорить во второй главе, а также многообразие погребального обряда в
захоронениях гуннского времени.
Другим почти столь же ярко освещенным источниками
носителем первой стадии кочевания являются печенеги, нашествие которых на
европейские степи началось в последней четверти IX в. [7].
Фальсификация в «псевдолетописи» сквозит и в словах
«Германские племена англы и саксы происходили от булгарских слов. В немецком
городе Магдебург, название которого сложилось из булгарского маг («волк») и
немецкого бург («город») находится святыня – «волчий камень», связанная с
булгарским культом духа Волка. Булгарский символ земной радости и счастья –
«свастика», используемая немцами государственным знаком фашистской Германии, по
их вине превратился в знак. Название Франция, Испания и других произошли от
булгарских слов».
Нет слов, писать о таких измышлениях, которые тиражируются в Болгарской
Республике и Татарстане. К сожалению,
чувашские краеведы охотно принимают все эти фальсификации и публикуют их на своих сайтах и порталах. Самое страшное
в этом процессе происходит фильтрация не только истории, но и мозгов чуваш,
татар, башкир, дунайских болгар, мордвы,
марийцев и русских. Такая «писанина» засчитана на тех, кто не знает историю древнеболгарской
и русской истории.
Литература
1. Моисеева, Л.А. История цивилизаций / Л.А. Моисеева – Ростов на Дону, 2000.
– С. 312.
2. Семенникова Л.И.Россия в мировом
сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова - М., 2002.
3. Викторов, В.В. Российская цивилизация / В.В. Викторов – М, 2009. – С.23.
4. Там же. – 24 – 25.
5. Димитриев, В.Д. Чувашские исторические предания / В.Д. Димитриев –
Чебоксары, 1983. – С.15 – 18.
6. Плетнева, С.А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей
/ С.А. Плетнева – М., 1982. – С. 21 – 22.
7. Там же. – С.22 – 23.
Комментариев нет:
Отправить комментарий