Тафаев Г.И.
Фальсифицированная история древнеболгарской цивилизации
В конце ХХ века
в России и в других странах стала широко распространяться «псевдо» история татар «Джагфар Тарихи». К сожалению,
болгарские исследователи перевели ее на болгарский язык и успешно тиражируют в
своих исследованиях. К сожалению, некоторые чувашские краеведы, которые, вообще
не знают историю древних болгар, размещают в сайтах и пишут «развернутые»
рекомендации к «псевдомифологической истории татаро - болгар».
В псевдолетописи
ссылаются на Кул Гали как булгариста.
Все знают, что Кул Гали является ордынским поэтом, и отношение к болгарам не
имеет. К сожалению, политика сыграла злую шутку с Кул Гали. Его «приобщили» к болгаристам. В
Ульяновске открыли ему красивый
памятник, а в конце 80 г. ХХ в. провели через ООН (заказ) торжества,
международные.
Приведем текст
из «псевдолетописи». «Булгары основали город Будапешт и до XIV века занимали в этом государстве видные посты».
Следует
отметить:
· Мадьяры (венгры) долгое время проживали в совместных этноязыковых контактах
с болгарами и суварами;
· О мадьярах говорится в болгаро - чувашском эпосе Улып, где сказано «о
дружбе болгар с мадьярами». Долгое время основная масса болгар проживала в
Хазарском каганате, а часть в Волжской Болгарии, третья часть в Дунайском
Болгарии. Болгарские исследователи говорят о пяти – шести образований, но
некоторые «фантасты» доводят до 20 государств.
Светлана Плетнева о взаимоотношении болгар, хазар, мадьяр так пишет
«Стремление сохранить и упрочить международное значение своего государства не
ограничивалось, конечно, выбором религии. Каганат вел с соседями постоянные
войны и дипломатическую борьбу, нередко участвуя в сложных внутренних
интригах и вторгаясь в отношения между Арабским халифатом и Византией. В
течение полутора столетий каганату удавалось удерживать свои владения и даже
увеличивать их за счет северных соседей, которые выплачивали ему дань. Таким
образом, войны носили уже политический захватнический характер, преследуя
основную цель – захват новых территорий для обложения их данью» [1].
Постоянная и деятельная борьба за объединение государства под властью
хазар и в то же время, разросшееся до уродливых форм «двоевластие» объясняются
в первую очередь тем, что в каганат входило несколько сильных этнических
общностей, отличающихся друг от друга по языку и даже антропологически. Прежде всего,
это было огромное количество болгарских племен как из числа живших в Дагестане,
так и оставшихся в Приазовье после развала Великой Болгарии. В последнюю, кроме
собственно тюркоязычных и родственных хазарам болгар, входили какие-то
угроязычные орды. Кроме того, на территории каганата кочевали пока неуловимые
археологически предки венгров, образовавшие в начале IX в. собственное
объединение «Леведию», входившую в состав каганата и подчиненную ему. Наконец,
в каганат входили ираноязычные аланские племена, переселившиеся с Северного
Кавказа в середине VIII в. в лесостепные области. В эпоху расцвета каганата ему,
несомненно, подчинялись на правах вассалов и князья алан, оставшихся в
предгорьях Кавказа и только в X в., после ослабления каганата, создавшие
самостоятельное государство Аланию. Таким образом, обитавшее на территории
каганата и объединенное под властью хазарского правящего рода население было разделено,
по крайней мере, на три крупные этнические общности. Каждая из них имела не
только свой язык, но и свои экономические и этнографические особенности, свою
территорию. Поэтому мы можем сказать, что Хазарский каганат был федерацией
таких общностей. В каждую из них входили разные племена, объединенные между
собой языком, традициями, общим историческим прошлым.
Мадьяры часть пошли с болгарами в Волжскую Болгарию, где проживали до 1236
г. И, только монголо – татарская агрессия смела их с земли. По мнению части исследователей,
болгары оседали в Поннонии несколько раз:
· В эпоху гуннов;
· После смерти Кубрата;
· В IX веках;
· В X – XI веках. Верно, что часть (г. Пешт) основали чувашские болгары носители
болгаро- чувашского типа R- языка. Чувашский профессор В.Ф. Каховский в своем
исследовании «Происхождение чувашского народа» [2], отмечал что, «племя берсула
(берсилы) жили, очевидно, на Каме. Н. И. Ашмарин область их обитания связывает с названием реки Берсула,
притока Камы. Весьма возможно, что одна ветвь берсула обитала южнее Камы, по
соседству с мадьярскими племенами; вместе с ними в 970 году билеры (bileres) откочевали на юг, на Северный Кавказ, оттуда на Дунай, где основали Пешт;
впоследствии они вошли в состав венгерского народа. Часть билярцев,
по-видимому, смешалась с южными соседями — древними башкирами и вошла в состав
башкирского народа. Об этом свидетельствует племенное наименование «билярцы» в
составе древних башкир. Остальная масса берсула (берсилов), вероятно, была
ассимилирована булгарскими
племенами, и в источниках они под собственным племенным именем позже не упоминаются.
Переселившиеся в VIII веке сувары
(по другому чтению — суван, саван и суваз) первоначально заняли территорию в Левобережье Волги,
юго-восточнее серебряных, или камских, булгар,
бассейны рек Малый Черемшан и Большая Утка. Позже
сувары перешли на плодородные
земли Правобережья Волги.
В течение VIII—IX столетий сувары жили в тесном соседстве
с древними мадьярами, обитавшими в северо-западной части Башкирии. Об
этом убедительно говорят сохранившиеся в современном мадьярском языке более 250
заимствованных булгарских (точнее, суварских) слов, совпадающих с современными
чувашскими словами:
Мадьярский перевод
|
Чувашский перевод
|
Русский перевод
|
Еке
Ik
Kinder
Sarlo
Komlo
Borso
Arpa
Gyom
Tilo
Okor
Uno
Borju
Diszno
Szam
Sopro
Gyru
|
Ака
Ак
Кантар
Cурла
Хамла
Парcа
Урпа
Cум
Тыла
Вакар
Ёне
Пару
Cысна
Сумм
Cёпре
Cёре
|
Плуг
Сеять
Конопля
Серп
Хмель
Горох
Ячмень
сорная трава
мялка
бык
корова
теленок
свинья
счет, число
дрожжи
кольцо
и т. д.
|
Заимствованные суварские слова в мадьярском языке
относятся к области скотоводства, земледелия, домашнего быта и хозяйства.
Несомненно, могло иметь место и заимствование предками чувашей из мадьярского
языка. Однако филологические исследования в этом направлении еще не
произведены. Приведенные выше слова суварского происхождения в мадьярском языке
убедительно свидетельствуют о том, что древние соседи их — сувары — уже в IX
веке были оседлым земледельческим народом.
По всей вероятности, вместе с суварами с юга пришли
племена себендер.
Серебряные булгары, сувары, эскэл, темтюзы и
берсула представляли собой отнюдь не
отдельные племена, каждый из них объединял несколько племен. В Среднем Поволжье
сложился территориальный союз тюркоязычных и финноязычных племен, который имел
более сложную внутреннюю организацию, чем
предшествующие союзы финно-угорских племен. У булгар и сувар в
новых исторических условиях продолжался процесс развития некоторой, еще
неустойчивой, общности экономики, языка и культуры, основные черты которых
сложились еще на Кавказе» [3].
О современной жизни болгар (чуваш) и мадъяр (венгров)
мы читаем в главах (песнях) «Улыпа». Арпат (Арбат) был первый князь – царь мадьяр.
Заклинанье Кирешмета
Совершилось взаперти,
То бишь тайно. И найти
Парня нынче невозможно.
Ах, подробней? То несложно.
Патыр к месту пригвожден,
Весь колючками пронзен.
Чьи колючки? Это что-то
От волшебного осота.
Семь колючек — семь гвоздей,
Забивал их сам злодей
Кирешмет. Удар особый!
Так теперь извлечь попробуй
По одной из тела их.
Тут умельцев нет таких!
Не ищи путей возврата
Ты и для царя Арбата.
Прежде надо лебедь-птицу
Превратить в красу-девицу.
Сам подумай: хватит сил?
То-то, верно рассудил:
Лебедь птицей пребывает,
Про девицу знать не знает.
Я про Сыкпырзю скажу,
Путь на волю укажу:
Выйдет он благодаря
Сердцу мертвого царя.
Спрашиваешь — где оно?
Да при мне давным-давно!
Улып ловкий, Улып юный
Тут же справился с
колдуньей,
Дар волшебный — сердце —
взял
И Арбата дочь позвал.
Помня про обычай древний,
Соблюдая до конца,
На валун швырнула дева
Сердце своего отца.
Валуны вдруг покатились
И в людей оборотились.
Камни с сизыми боками
Из тумана вышли сами,
И явился, будто клад,
На равнине славный град.
Царь на Улыпа глядит,
Царь Арбат благодарит:
— Улып, ты — чувашский сын,
Дружелюбный исполин.
С родом-племенем твоим
Рядом жили мы когда-то
И хлеб-соль водили. Свято
Это в памяти храним.
Роду моему, мачарам,
Вперекор смертельным чарам
Избавленье ты принес.
Так с меня — ответный спрос.
У меня есть талисман,
Чем наш род был осиян.
Нынче дух его отчасти
Поослаб — и вот напасти.
Братья, пусть последний раз
Выручает он сейчас.
Со Старухою - Морухой
Разве будет нам житье?
На утес тащите шлюху,
Там и вздерните ее.
И — в кострище из рябины,
Чтобы сглаз зловредный сгинул.
Помните: до этих пор
На нее смотреть в упор.
Хоть и страшно, но не надо
Отводить от лютой взгляда
Отведет один из вас —
Невидимкою тотчас
Злая ведьма обернется,
Хворь среди людей начнется.
Говорил Арбат сурово.
Но один его собрат
Царское нарушил слово,
Свой отвел от ведьмы взгляд.
Невидимкою с тех пор
Та Моруха сеет мор.
Раскрошилась и гора —
Вихрей яростных игра.
А рука царя достала
Бусину — в зубах застряла,
И над нею царь Арбат
Прошептать слова был рад:
— Бусинка, мой ясный свет,
Патыра открой нам след.
Бусина семь раз блеснула,
Глыбы белые встряхнула,
Дым и гарь со всех сторон,
Ветры буйные — в разгон.
Как утихло все, друзья,
Объявился Сыкпырзя.
Он к спасителям подходит,
С Улыпа очей не сводит,
Повторяя без конца:
— Ты — достойный сын отца!
[3].
Фальсификация в псевдолетописи продолжаются «В
летописи Кул-Гали говорится о том, что в 922 году булгарский принц, двоюродный
брат царя Алмыша Джавара-Угыр Лачыни (позднее русская летопись XII века переделала
его имя в Игоря Рюриковича) основывает отдельное от Булгарии украинское
государство со столицей в Киеве. Впоследствии от Украинской Руси отделилось
Суздальское ество, которое стало называться Московией со столицей Мосха. По
данным Кул-Гали город основал булгарский царь Ахад Мосха в 1088 году,
получивший его имя. Название Мосха видоизменилось, и суздальцы стали называть
его Москва. Но и в Украинском и в Московском государствах руководили все те же
потомки Угыра Лачыни - «Рюриковичи». Не случайно национальным символом Украины
стал герб булгарского рода Дуло- трезубец. Выходцы из Булгарии, в числе которых
был Бейбарс, основал в Египте Мамлюкскую династию. Гражданские войны в Булгарии
и нашествие кытаев и оймеков помешали царям овладеть Закавказьем и присоединить
их к своей территории. По Волге плыли корабли. Северный морской путь до
Западной Европы был основан булгарами совместно с норвежцами, он существовал до
конца XIII в, когда морское сообщение Булгарии со странами Западной Европы было
прервано монгольским нашествием.
Следует отметить:
· Кул Гали - ордынский поэт;
· Не было Украинского государства, была Киевская Русь;
· Москву основали языческие финские племена,
а переводится с мордовского «мокрое место» (было много болот);
· Трезубец изображен на родовом гербе Рюриковичей, Дуло, Украины. На
чувашском гербе руна означает «вечную жизнь»;
· Мамлюкскую династию основали тюрки – кыпчаки (носители Z- языка), а болгары носителями R- языка.
Болгарский поэт Николя Фурнаджиев в стихотворении
Болгария (България) писал:
България
О, чие ли скъпо име
тъй ни радва, тъй звучи,
че кога го промълвиме,
греят нашите очи?
То изпълва ни душата
със възторзи и любов,
то е песен на устата
и надежда е, и зов.
То е името свещено
на таз хубава страна
с равнините и зелени,
с горда Стара планина.
В бой с вековния тирании
за народни свободи
гинеха навръх Балкана
с него нашите деди.
То към подвизи окриля
и те станаха безчет.
Неговата чудна сила
води всички ни напред.
То е българското име,
със което всеки час
в нашата земя любима
страшно се гордея аз [4].
Литература.
1. Плетнева, С.А. Кочевники Средневековья / С.А. Плетнева. – М., 1982. –
С.105.
2. Каховский, В.Ф. Происхождение чувашского народа / В.Ф. Каховский –
Чебоксары. 1963 – С.313.
3. Улып.- Чебоксары, 2009. – С. 191 – 193.
4. Сладкодумни страницы – Велико Търново. 2004. – С.102.
Комментариев нет:
Отправить комментарий