ТАФАЕВ Г. И.
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА
ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ БОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
На научном поприще ВД Димитриев добился весомых результатов. В 1955 г. под руководством профессора П.П. Епифанова он блестяще защитил кандидатскую
диссертацию на тему «Социально-экономическое
развитие Чувашии в первой половине
XVIII века» (МГУ). В 1968 г. также
успешно была защищена докторская
диссертация «История Чувашии эпохи феодализма»
на диссертационном совете ЛГУ.
В.Д. Басманцев
Академик В.Д. Димитриев в монографии «Чувашский народ
в составе Казанского ханства» [1] делит этническую историю чуваш на четыре
этапа:
- центральноазиатский;
- северокавказский и северопричерноморский;
- Волжско-Камский;
- Казанский.
По Г.И. Тафаеву:
- Алтайская трансформационная эпоха (до I в. н.э.);
- Северокавказская эпоха (со II века по конец VII века);
- Волжско-Камская эпоха (с VIII в. по 1236 г.);
- Ордынская эпоха (с 1243 г. по 1552 г.);
- Российская эпоха (середина XVI в.).
· По хронологии мы расходимся с В.Д. Димитриевым:
· Расхождения и по терминологии;
· Расходимся и по Волжско-Камскому и Казанскому этапам.
Моя позиция – Золотая Орда (ордынская не входит в Волжско-Камскую, а Казанская
входит, так как Казанское ханство является осколком ордынской цивилизации.
-
Алтайская эпоха
- Северокавказская
эпоха
- Волжско-Камская эпоха
- Ордынская
трансформационная эпоха
Золотая
Орда Казанское ханство
Обратим внимание на позицию
В.Д. Димитриева по северопричерноморскому этапу (по Г.И. Тафаеву
северокавказская трансформационная эпоха).
Г.И. Тафаев в понятие «трансформационная» включает:
- военно-политическую;
- социально-экономическую;
- этнокультурную (этноязыковую);
- религиозную;
- территориальную;
- этнопсихологическую;
- территориальную;
- антропологическую.
Такая детализация позволяет более обстоятельно
исследовать процесс трансформации болгар, сувар, гуннов, хазар, чуваш, татар и
других народов Урало-Поволжского региона.
В.Д. Димитриев в монографии говорит о причерноморском
этапе. «Он охватывает период с III—IV вв. до X в. причем с VIII в. начинается и третий, волжско-камский
этап истории чувашского народа. Н.И. Егоров и Е.В. .Александрова (Енькка)
второй этап называют Древнебулгарской эпохой.
По истории данного этапа сохранилось
значительное количество иранских, арабских, греческих (византийских), римских,
западноевропейских источников, подробный обзор которых дан в монографии В.Ф.
Каховского. Им не указаны лишь ценные публикации Б.Н. Заходера.
В исследование
этого этапа значительную лепту внесли российские историки и археологи Н.Я.
Мерперт, М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилев, Я.А. Федоров и Г.С. Федоров, А.В. Гадло,
М.Г. Магомедов, М. Аджи, авторы статей, опубликованных в различных сборниках».
Автор обращает внимание на
историографию и считает, что и чувашских историков и филологов наибольший вклад
в исследование второго этапа этнической истории родного народа внес В.Ф.
Каховский. Значителен был и вклад П.В. Денисова, М.Р. Федотова, Г.Е.
Корнилова, М.И. Скворцова, Л.А. Таймасова, Н.И. Егорова, Е.В. Александровой
(Енькка), Г.И. Тафаева и др. [2].
Академик о предыстории переселения болгар и сувар
(савир) на Северный Кавказ замечает, что к началу I тысячелетия н.э. на Северном Кавказе обитали
ираноязычные сарматы и аланы, в Северном Причерноморье - анты, возможно, и
остатки ираноязычных скифов. В III в. сюда
вторглись готы и организовали Готский союз. В Крыму
были греческие города-колонии. Еще со II в. могущественная Римская империя
достигла огромных пространственных пределов.
Первые группы сабиров (савиров, суваров),
по сведениям географа II в. Клавдия Птолемея, проникли на Северный Кавказ во и
в. н.э. Н.Я. Мерперт, ссылаясь на сообщение сирийского историка III в.
Мар-Абас-Котины и на греческий хронограф 354 г., писал о первом проникновении
болгар на Кавказ I и Северный Кавказ в 111 в. В.Ф. Каховский был согласен с
этими мнениями. Большинство авторов массовое вторжение оногуров, сабиров
(суваров) и других R-язычных этносов в южную полосу Восточной
Европы правомерно связывают с гуннским нашествием. В римских хрониках их
называют гуннами.
Разумеется, они вышли из государственного объединения оногуров и
сабиров на территории нынешнего Восточного и Центрального Казахстана. Причиной
начала ими Великого переселения народов было усиление и давление Z-язычных
тюркских племен и усиливавшихся монголов
[3].
В этом отрывке мы видим, что
В.Д. Димитриев указывает:
- сабиры (сувары) переселились
на Северный Кавказ в конце II в.
- причинами переселения их из
Азии явилось усиление Z-язычных
народов;
- вторая причина – усиление
монгольских племен.
- в начале III в. на территорию Причерноморья «осели»
болгары-восставшие.
Ранее многие авторы указывали,
что причиной перемещения болгар и сувар послужило, мол, вторжение гуннов.
Что дальше?
Гунны форсировали Волгу в 372 г. и подчинили алан. В 375 г. они под предводительством Баламбера перешли Дон и
сокрушили Готский союз. Имея опыт
государственной и внешней организации
общества на территории нынешнего Казахстана, они объединились в Гуннскую державу и
в 372 г. вышли к Дунаю — к границе
Римской империи, ограбили несколько ее пограничных городов. В 395—397 гг. гунны вторглись в персидские владения — Сирию, Месопотамию,
значительную часть Передней Азии. Но
иранцы вынудили гуннов вернуться в Причерноморье. В начале V в. север Балканского полуострова оказался
под властью гуннов. С 433 г. по 453 г.
Гуннскую державу возглавлял знаменитый вождь
и полководец Аттила. В ней состояли
болгары — кутригуры, утигуры, сабиры
(савиры, сувары) и другие R-язычные племена. Внутри державы племенная организация сохранялась. Обосновавшись в Паннонии, Аттила
со своим огромным войском в 442 г. перешел
через Дунай, разгромил Виминакию, опустошил
Иллирию и Фракию, в Херсонесе Фракийском нанес войску Римской империи тяжелое
поражение. Подчиненное гуннам население
платило им дань продуктами. В 448 г. Аттила
совершил грандиозный поход в Западную Европу. Его войско, состоявшее не только из болгар, cавиров, но и их акациров, роксоланов, антов, аланов
(осетин), славян, остготов, германцев, громило Римскую империю. В 451 и 452 гг.
Аттила совершил два похода в Галлию. После его смерти в 453 г. его держава
распалась. Было бы аморально, если чуваши, потомки гуннов, восхищались Аттилой
так, как в Монголии Чингисханом, которого признают национальным героем и
поставили ему памятник. В Западной Европе гуннов считали вандалами. В отличие
от Чингисхана, основавшего четыре монгольские империи, которые просуществовали
более 200 лет, разорительные походы Аттилы были кратковременными. Никакого ига
на многие десятилетия не было установлено [4].
По утверждениям исследователей гуннов в
Империи Аттилы доходило от 25 до 250 тысяч человек, а его империя существовала
около 80 лет (господство гуннов).
В.Д. Димитриев разбирает хозяйство гуннов: В условиях Восточной Европы вести азиатский просторный
образ жизни было невозможно. Гунны начали оседать и вести полукочевое хозяйство
и быт. У них появились деревни. В 448 г. в ставку Аттилы — деревню — прибыло
римское посольство. Член посольства ритор и софист Приск Понтийский
обстоятельно описал дворец Аттилы, его элиту, ее дворцы, построенные руками
рабов. Питание, одеяние мужчин и женщин (суконные кафтаны, белые штаны, белая
женская рубаха с вышивками на груди и рукавах, женские украшения), домашний
(«женщины очень трудолюбивы и никогда не покидают своего веретена») и
общественный быт гуннов, дипломатический этикет, обхождение были идентичны
поздним болгаро-чувашским. Аттила был женат на Керке [5].Вариант Херкка – по –
чувашски девушка.
В.Д. Димитриев о составе населения Империи: После распада Гуннской державы произошло возвышение
болгарской группы и сабирской (савирской, суварской) группы R-язычных
племен. Их приток в степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья
продолжался и в V в. В источниках зафиксированы названия R-язычных
племен, производных от этнонима огур
агачер, акацир, алпидзур, алцилдзур, альциагир, ангискир, аугар, аунгур, баланджар,
бардор, банджар, баранджар, биттогур, булгар, бургар, венендер, гуннугундур,
гуннутур, забендер, кабар, котзагир, куртагар, кутригур, оногур, пугур,
сарагур, семендер, сиригур, угур, ултзиндзур, ултидзур, уннугур, утигур, хацир,
хунугур и др. Среди них оногурское племя болгар (булгар, бургар, буляр, билер)
начинает упоминаться с середины IV в. По мнению Н.И. Егорова, термин булгары
(болгары) образован от двух слов: бул
и огуры и означает «сильные,
могучие, великие огуры».
С распадом Державы Аттилы
военный пыл оногуров-болгар и сабиров
(суваров) остывает [6].
Мы считаем, что в Империи Аттилы, а она
простилалась от Германии до Волги, проживало до 5 миллионов человек. Имеются
карты (реконструкция), где племена Севера включены в состав Империи Аттилы.
эсты мари
|
||||
мордва
сувары
ираноязычные
племена
болгары
народы
Дагестана
Таким образом, империя огуров Аттилы не была империей
только гуннов. Она была многонациональной.
- тюркско-огурские;
- ираноязычные племена;
- германские;
- славянские;
- финские племена.
Можно утверждать, что Империя Аттилы была после
Империи Модэ, Тюркского каганата евразийской империей:
- Империя Модэ;
- Империя тюрков – Тюркский каганат;
- Империя Аттилы.
Евразийские огуро-болгарские империи пытались еще до Империи монголов
создать евразийские конгломераты. В.Д. Димитриев опираясь на различных авторов,
пишет, что «Они в мирных общениях с ираноязычными
аланами и сарматами постепенно оседают, наряду со скотоводством, больше, чем
раньше, занимаются земледелием, заимствуют у своих соседей хозяйственные,
бытовые и культурные навыки. Как для R-язычных тюрков, так
и ираноязычных этносов, салтово-маяцкая археологическая культура становится
общей.
«Оногуро-болгарские племена во второй
половине V—VI вв. объединились в государственные образования. Оногуры и сарагуры
(«белые огуры», ср. чув. шура
«белый») в 463 г. отправили делегацию в столицу Византии Константинополь.
Сарагуры сообщили, что сабиры их вытеснили из степей Северо-восточного
Предкаспия, а они сами намерены быть союзниками Византии. В 466 г. по
направлению Византии сарагуры участвовали в войне с Ираном. В конце V в.
объединение сарагуров распалось. Об огурских племенах кутригуров (от токур огур, чув. таххар «девять») и утигуров (от отур огур, чув. ватар «тридцать») письменные источники
сообщают с VI в. Утигуры занимали степи к востоку от Азовского моря, кутригуры
— земли от Дона до Дуная. Они почему-то вели войны между собою. Кутригуры часто
нападали на Византию. В 551 г. византийский император Юстиниан I сумел ополчить
утригуров против кутригуров, опустошавших в это время балканские земли
Византии. Утигур- ский вождь Сандилх нанес поражение оставшимся на родине
войскам кутригуров и освободил из плена византийских воинов. В 558—559 гг.
утигуры опять воевали против кутригуров. И в дальнейшем продолжалось взаимное
истребление друг друга, пока в VII в. не состоялось их объединение. Во второй
половине VI в. на Нижней Волге, вдоль северо-западного побережья Каспийского
моря, поселились барсилы (берсула), со своими стадами летом кочевавшие вверх по
Волге.
Сабиры (сувары) в середине в 463 г.
поселились на северо-западном побережье Каспийского моря. Они подчинили себе
часть сарагуров, остальных вытеснили, начали совершать походы в Закавказье. В
начале VI в. они создали Сабирское царство (в источниках — Царство гуннов). В 515 г.
сабиры напали на область Армении и Малой Азии. В это время они занимались не
только скотоводством, но и земледелием, садоводством, ремеслами, торговали со
странами Востока. Источники под 544 г. сообщают, что гунны-савиры (пользуются
своей (рунической) письменностью. Ими был основан город Семендер. В 527 г.
правительница царства Боарикс содержала 100-тысячную армию. Царство
поддерживало дипломатические отношения с Ираном и Византией. Интерес этих
стран к царству повышался из-за того, что оно располагалось близко к Дербентским
воротам (узкий проход с Кавказа на Северный Кавказ на берегу моря) с
грандиозным каменным заграждением, построенным Ираном в первой половине V в. и
дополнительно укрепленным в 60-х гг. VI в. В 551 г. при штурме византийцами
иранского города Петры сабиры впервые применили стенобитные орудия (тараны) и
обеспечили победу византийцев. В том же году сабиры использовали тараны «ьприл
взятии иранцами византийского города Археополя.
В Центральной Азии в IV в., в связи с
завершением периода засухи, степи, покинутые огурами, ожили. Остатки R-язычных
огуров возвратились туда и объединились в Жуань-Жуаньский каганат,
просуществовавший с 360 до 552 г. Подчинявшиеся каганату и жившие на Алтае Z-язычные
тюрки ашина (или как тюрк «синие (небесные) тюрки»), занимавшиеся скотоводством
и металлообработкой, платившие каганату дань оружием и доспехами, усилились, в
середине VI в. восстали против огуров, в 551 г. разгромили их. Часть огуров
ушла в Корею, другая — в Северный Китай. Основная масса огуров двинулась на
запад и появилась в степях Юго-Восточной Европы. Их называли аварами (от огур,
в русских источниках обре, обри, в греческих — аб(в)ар). В 558 г.
византийский император Юстиниан I принял посольство аваров, заключил с ними
союз против нападавших на Византию оногуров и славян, обещая аварам ежегодную
дань золотом (333 кг). Авары подчинили себе племена сабиров, оногуров, барсилов, утигуров, заключили союз с кутригурами,
вышли к берегам Дуная и подчинили себе часть славян. В 569 г. византийский
император Юстин II прекратил выплаты аварам. Ответ аваров был жестким: они захватили
Паннонию — территорию нынешней Венгрии — и в 568 г., возглавляемые каганом
Баяном, создали Аварский каганат. В 570-х гг. каганат нанес ряд поражений
Византии, вынудил ее платить дань. В начале VII в. кутригуры восстали против
каганата, но, потерпев поражение, вынуждены были бежать из него. «К 635 г., —
пишет Е.В. Александрова (Енькка), — восставшие булгары под предводительством
Кубрата вытеснили авар из Северного Причерноморья» [8].
Далее В.Д. Димитриев приводит позицию В.Ф. Каховского:
«В
каганате восстания подчиненных племен продолжились. В конце VIII в. победа
франков над каганатом привела к прекращению его существования.
Военно-государственная система Аварского каганата соответствовала
системе Державы хунну. Каган избирался народом. Частями государства управляли
наместники кагана — тудуны, югуры, налоги собирали тарханы. Во властную систему
входили племенные вожди и старейшины родов. Аварами на территории каганата
были основаны постоянные крепости — хринги с круговыми укреплениями (как
Тигашевское городище X в. в Батыревском районе Чувашской Республики. В.Д.). У авар были
развиты металлообработка, изготовление вооружения, ювелирное дело, военное
искусство» [9].
Мы считаем, положительно то, что академики
цитируют работу В.Ф. Каховского. «Z-язычные тюрки в
552 г. на территории восточнее Нижней Волги объединились в Тюркский каганат. В конце 560-х гг. аланы и болгарские
племена Северного Кавказа попали под власть этого каганата. Он вскоре распался на
Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. В начале VII в. наместником Западнотюркского
каганата был хан
Органа. Его посольство в 619 г. прибыло в Византию и договорилось о
дружественных отношениях с ней. Еще ранее племянник Органы Кубрат был направлен
в Константинополь в качестве заложника. Он в императорском дворце был крещен и
воспитан в христианском духе, получил, звание патрикия.
В Западнотюркском каганате в борьбе за каганский трон в 630—631 гг. шла
гражданская война. Болгары сражались на стороне претендента Органы, но он
погиб в 631 г. Его место занял Кубрат. Он был из рода Дулу (Дуло), как и
Аттила, и другие огурские правители. Кубрат отказался подчиняться Западнотюркскому каганату, создал суверенное
государство — Великую Болгарию. При нем в 635 г. болгары воевали против Аварского
каганата, в результате чего авары были вытеснены из еверного Причерноморья, кутригуры присоединены к
Великой Болгарии, в которой уже состояли оногуры, утигуры, часть сабиров,
алан. Столицей Великой Болгарии являлся город Фанагория. В государстве было
введено традиционное для огуров управление, идущее от Империи хунну. Многие
жили в деревянных домах и полуземлянках, некоторые — в юртах. Ремесленники
занимались обработкой металла, кожи, шерсти, ювелирным искусством. Женщины
вели домашние дела, занимались ткачеством, вышивали. Болгары, сабиры (сувары),
авары и все другие R-язычные
этносы пользовались лунно-солнечным календарем с 12-летним животным циклом
названий годов. В Восточной и Центральной Азии в 1040 г. был введен 60-летний
цикл годов и их порядковый номер. Но этот цикл до северо-
кавказско-северопричерноморских, дунайских, хозарских, волжских болгар и
сабиров (суваров), чувашей позднего времени не дошел. Преемственность первого,
второго, третьего и четвертого этапов этнической истории чувашей
прослеживается и в религиозных верованиях, и в использовании рунической письменности.
Болгары VII в. писали на досках, пергамене. Только изредка писали на камне,
каменных стенах. Между Византией и Великой Болгарией поддерживались мирные,
дружественные отношения. Сам Кубрат получал ценные вознаграждения от
византийских императоров. В 1912 г. близ селения Малое Перещетино Полтавской
области Украины был раскопан клад Кубрата 21 кг золотых и серебряных украшений
византийского изготовления. У Кубрата было пятеро сыновей, он призывал их к
единству. После смерти Кубрата в 642 г. государством управлял его старший сын
Батбай (Батбаян). В середине 650-х гг. из-за нападений арабов и возвышения
Хазарского каганата Великая Болгария распалась. Сын Кубрата Аспарух увел часть
болгар на Нижний Дунай и основал здесь Дунайскую Болгарию. С большей частью
Великой Болгарии Батбай вошел в состав Хазарского каганата. Группа болгар
двинулась в Среднее Поволжье»[10].
В.Ф. Каховский пишет: «В Дунайской Болгарии первые
два столетия правили цари и элита из R-язычных болгар. В Именнике болгарских
царей годы их правления указаны чувашскими названиями животных, воспринятыми от
китайцев древнеогурского лунно-солнечного календаря». П.В. Денисов в своей книге подробно описал этнокультурные
параллели дунайских болгар и чувашей. И на Дунае болгары до IX в. продолжали
пользоваться руническим письмом. В
течение 200 лет болгары ассимилировались со славянами».
1. Мы говорили об эпохе Аттилы и утверждали, что по моим
расчетам в Империи Аттилы проживало до 5 миллионов человек.
2. В Империи Модэ по мнению Н.Н. Крадина проживало 3
миллиона человек.
3. По мнению В.Д. Димитриева в Причерноморье до VII в. могло проживать до 2,5 миллионов огуроговорящих
племен (R-язык).
4. В Империи Аттилы (до 453 г.) проживало от 25-250 тыс.
огуро-гуннов.
5. По моим подсчетам в Волжско-Камкой Болгарии проживало
до 3 миллионов болгар и финских народов.
6. В.Д. Димитриев считает около 1 миллиона болгар и 300
тысяч угро-финнов.
Возвращаемся к тексту работы В.Д. Димитриева. «Опираясь на редко встречающиеся в источниках сведения о
численности войск сабиров, болгар (огуров, оногуров и т.д.), аваров и других R-язычных
этносов, приблизительно можно определить, что в VI—VII вв. в Восточной Европе
проживало 2—2,5 млн человек R-язычного населения.
С 651 по 965 г. существовало одно из
крупнейших в Восточной Европе сабиро-болгарское государство Хазарский каганат, в подчинении которого
находились Кавказская Албания и Волжская Болгария, платившие ему дань. Историю
Хазарского каганата на протяжении всей своей творческой жизни исследовал М. И.
Артамонов. Однако он ошибочно считал политоним «хазар» этнонимом. В
действительности термин «хазар» возник так: правители Хазарии для охраны
восточных границ нанимали воинов ираноязычного государства Хорезм. Его гвардию
персы называли хозаран по названию соединения из тысячи воинов (хозаран
«тысяча»). Соседние народы, само население каганата — сабиров и болгар — стали
именовать хазарами. За М.И. Артамоновым и другие историки стали считать термин
«хазары» этнонимом. Он же этноним «огур» в источниках принимал
за угров и ошибочно писал, что в каганате состояли и мадьяры (венгры). В Хазарию
могли попасть венгры в небольшом количестве из Приуралья или Волжской Болгарии.
Основателями Хазарии были правители
бывшего Западнотюркского каганата из Z-язычной династии Ашина. Вначале им
удалось подчинить Сабирское (Суварское) царство и земли барсил, затем —
основную территорию Великой Болгарии. В состав Хазарского каганата входили и
мордовские земли. Каганат временами собирал дань и от русских княжеств. Он
занимал огромную территорию: полосу левобережья Нижней Волги, регион между
Волгой и Днепром от Северного Кавказа до Средней Волги. Сабирское царство и
другие племенные объединения сохранили
свое внутреннее устройство, традиции, военную организацию, право входить в
отношения с другими государствами. Основная обязанность объединений — выплата
дани центру и участие в совместных военных операциях. Столицей каганата являлся
сабирский город Семендер, с VIII в. — город Итиль. Во второй половине VII—VIII
вв. каган имел высшую власть, активно участвовал в
управлении государством и руководстве войсками. Затем ашинскую (Z-язычную)
династию сменила иудейская династия.
В IX—X вв. каган, хотя и был весьма почитаемым, реальной властью не обладал. К
IX в. в каганате большой авторитет заимели сабирские (суварские) племенные
вожди. Каганатом стали управлять каган-беки - представители знати огурских и
сабирских этносов. Они ведали сбором дани, верховным судом, решали дела мира и
войны, управляли вождями объединений племен.
В Хазарском каганате усилился процесс оседании
кочевников, развития земледелия. В нем основными отраслями хозяйства являлись
скотоводство, земледелие и ремесла, получило у развитие и садоводство
(виноградарство). В экономике важное место занимала внутренняя и международная
торговля. Города каганата: Белендтер (Булкар), Семендер, Варачан, Вабандар,
Хамзин, Тарку. Строились военные крепости. Население продолжало пользоваться
рунической письменностью. Основная масса болгар и сабиров исповедовала
язычество. В каганате под
влиянием Византии распространилось христианство, Арабского халифата — ислам.
На рубеже VIII—IX вв. каган-бек Обадия объявил иудаизм государственной
религией. От этой конфессии в чувашском языке сохранились некоторые еврейские
слова».
Далее академик считает: «Об общественном и
семейном быте и религиозных верованиях сувар (сабир) во второй половине VII в.
имеются сведения в книге «История агван Моисея Каганкатваци» (СПб., 1861).
Суварским царством правил князь Алп-Илитвер «Велиш-Илитвер». Кавказская
Албания, зависимая от Хазарского каганата, в 684 г. отправила к суварам
посольство во главе с епископом Исраилем, чтобы склонить Суварское царство к
принятию христианства. Оно было принято, но никакого распространения среди
сувар не получило. По сведениям Каганкатваци, Алп-Илитвер прославился «силой,
богатством и храбростью в войнах». При нем - «бесчисленный гуннский царский лагерь».
У сабиров были богатые и бедные.
Алп-Илитвер, живший в царском дворе в г.
Варачан, был окружен князьями и вельможами своего царства, с которыми он
совещался. Упоминаются знатные вельможи Овчи (Авчи), имевший титул тархана, постельничий
Чата-Хазар, Зирдкин-Хурсан. По приказанию Алп-Илитвера проводился суд на
городской площади, куда собирали всех горожан. В обычае было многоженство.
После смерти отца сын от его первой жены мог жениться на второй или третьей
жене отца. Или же «у них два брата имели одну жену и брали также разных жен».
За девушку, взятую в жены, надо было платить калым ее родителям. Главным
божеством сувар являлся громадный герой, исполин Тангрихан. «Почитали его
спасителем богов, жизнеподателем и дарителем всех благ». Его культ был связан с
почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где выделяли как старейшину
самое громадное, высокое дерево. Там же были расположены капища с кумирами,
идолами. В рощах Тангрихану в жертву приносили лошадей. «Кровь их поливали
вокруг дерев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев». Они «ели и пили тело и
кровь жертвенных животных». Сабиры верили, что, когда они поклоняются священным
деревьям во имя Тангрихана, они получают все блага, все дары природы. Священные
деревья запрещалось трогать. Нарушивших этот запрет священное дерево
«наказывало страшными муками, бешенством, даже смертью и истребляло дом и род
их». Тангрихан «исцелял больных, возвышал неимущих и нищих». Жрецы, колдуны и
знахари умоляли Алп-Илитвера и его сподвижников при крещении сохранить
священные деревья. Сабирами почитался также бог Куар (от чув. кавар
«огонь»), который производил «искры громоносных молений и эфирные огни. Когда
молния поражала человека или другое существо, они приносили ему жертвы». Сабиры
«приносили жертвы огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и
всем творениям». Ритуалы сувар были связаны с многолюдными играми, плясками и
увеселениями. «Много было у них беззаконных обыкновений и порочных обрядов...»
В обычае было носить золотые и серебряные изображения драконов в качестве
охранительных амулетов. В числе служителей культа у сувар «История агван»
упоминает жрецов, колдунов, чародеев, знахарей, магов и кудесников, а также
особых служителей капищ и деревьев. Как видим, суварские суварские верование близки чувашской языческой религии
XVII—XVIII вв.
Хазарскому каганату в течение всей своей
истории пришлось вести войны против агрессии Арабского халифата в отношении
государств Закавказья и Северного Кавказа, за сохранение своего влияния на
Закавказье. Происходили столкновения и с восточными славянами. В IX в.
вторгшиеся печенеги, торки разоряли страну. Печенегов Г.И. Комиссаров и Б.А.
Серебренников считали R-язычными, Н.И. Егоров — Z-язычными.
Торки были Z-язычным этносом. Отпал от Хазарии Крым.
Еще в VIII— IX вв., в большей мере в X в. из каганата массами убегали в Волжскую Болгарию болгары и сувары. В 965 г. киевский
князь Святослав вместе с гузами разгромил хазарское войско, опустошили города
Итиль, Семендер, Саркел (Белая Вежа). Участились нападения гузов. Остатки
болгаро-суварского населения оказались под властью Хорезма и приняли ислам. К
концу X в. славянское население расселилось на западных и северных землях
каганата, на Таманском полуострове возникло Тмутараканское княжество. В
середине XI в. южные степи Восточной Европы заняли многочисленные развитые,
мужественные, обладавшие превосходным военным искусством Z-язычные кыпчаки (половцы),
которые стали поглощать, ассимилировать R- язычное болгаро-суварское население, совершать
нападения на Киевскую Русь, на другие русские земли, на Волжскую Болгарию.
Буртасы, часть алыпов, продвинулись по Дону и Суре вплоть до Мордовии и заняли
значительную территорию» [14].
Обратим внимание на некоторые традиции огурских
племен:
1. Традиция распарывать животы у гуннов и противников
гуннов, сходно с японскими харакерами.
2. Нанесение себе порезов ножом, мечом у гуннов (огуров)
и болгар, обмывание лица кровью жертвенного животного.
3. Савирские племена Северного Кавказа практиковали
хождение по горячим углям или прыжки через огонь, что имеет традицию и у
дунайских болгар.
4. В Хазаро-огурском каганате практиковали убийство
«неуспешного» тюркского кагана или ему передавали шелковую нить для
самоубийства.
5. Такая традиция самоубийтсва существовала среди чуваш
до XIX в. Чуваш шел к своему обидчику и вешался у его двери.
Огурско-болгарские традиции долгое время сохранялись у
современных болгаро-огуров.
1. Большинство исследователей мира и Урало-Поволжского
региона – сторонники данного подхода.
2. К сожалению, С 40 г. XX в. в Урало-Поволжском регионе пошла фальсификация
истории, языка, культуры болгаро-чувашского этногенеза.
3. Отрицается со стороны татаро-казанских и даже
чувашских любителей истории, болгаро-суварский этногенез современных чуваш.
4. Вся гуннская эпоха присваивается то татарами, то
монголами, то северокавказскими народами Российской Федерации [15].
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – 190 с.
2. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 88.
3. Димитриев В.Д.
Чувашский народ в составе Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. –
Чебоксары, 2014. – С. 89.
4. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
5. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
6. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 90.
7. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 91.
8. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 92.
9. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 93.
10.
Иванов В.П. Происхождение и ранние миграции
чувашей // Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / отв.
Ред. В.П. Иванов. Чебоксары, 1993. – С.15-16.
11.
Каховский В.Ф. Происхождение чувашского
народа. – С. 269 – 273.
12.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 95.
13.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 97.
14.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства / сост. Д.В. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 98.
15. Тафаев Г.И.
Древнеболгарская цивилизация: синтез культур,
языков и религий народов Среднего Поволжья: монография. / Г.И. Тафаев. –
Чебоксары: Издательство ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 220 с.
Тафаев Г.И. Цивилизационный путь развития чувашского
народа / Г.И. Тафаев. – Чебоксары: Издательство
ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 152 с.
Тафаев Г.И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском
пространстве. / Г.И. Тафаев. –
Чебоксары: Издательство ГУП «ИПК Чувашия», 2011. – 200 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий