ТАФАЕВ Г. И.
СОВЕТСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА
О ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Кто в бездонной жил кручине?
Отвечайте, люди.
Если это не чувашка,
Кто же это будет?
На страданья и на муки
Рождалась чувашка,
И несла на шее с детства
Горя камень тяжкий.
Михаил Сеспель
Нет в мире женщины, у которой жребий пал как
у чувашки. Возможно, что это специфика восточной цивилизации и можно сравнить
только с жребием китаянки и болгаро-чувашки.
Михаил Сеспель – чувашский поэт в 90 г. XX века и доле чувашки писал:
- бездонная кручина;
- страдания;
- муки;
- несла на шее с детства;
- несла горе;
- несла камень тяжкий.
1. В чем причина такой доли болгаро -чувашки?
2. Кто спас будущее болгаро-чувашского
народа? Причины, конечно, понятны.
1. Монголо-татарское вторжение в цветущий
болгаро-чувашской рай – Волжскую Болгарию. Сохранилось историческое предание,
где поется о болгарском рае и гибели болгаро-чувашского рая. (Легенда о взятии
Пюлер (вариант г. Болгар) Батый ханом» (вариант Тамерланом).
Жди возмездья,
басурман!
- Растоптал ты
счастье наше,
Кровожадный Батый-хан...
Но полна уж горя
чаша —
Жди возмездья,
басурман!..
Сколько старцев
хилых, тощих
И младенцев ты не
бей,
Соловьи в пюлерских
рощах
Запоют еще сильней.
И опять у нас в
Пюлере
Гусли звонко
зазвучат,
И по целой по неделе
Загуляет, стар и
млад!..
Вновь на игрища
молодки
В шалях шелковых
пойдут,
Словно белые
лебедки.
Словно павы,
поплывут...
Их сафьяновы сапожки
Каблучками застучат,
И на стройные их
ножки
Снова парни поглядят!
В поле рожь
заколосится
Выше всадника с конем...
Снова проса и
пшеницы
Мы богато соберем.
И опять полны амбары
Будут хлебом круглый год,
И опять мы полной
чарой
Будем пиво пить и мед...
И коней растить
отличных —
В поле, в степь на
них скакать.
Для работ же их обычных
По пять лет не запрягать!
По степи помчимся
лихо
С целой сворою собак:
Зайца глупого,
зайчиху
Вмиг догонит
аргамак!
И, как встарь,
молодок будут
Парни
красть и миловать…
Ну и в сношёк не
забудут
Тех молодок
превращать!..
По реке по нашей
Каме,
Что течет под боком,
тут,
Парни бравые с
плотами,
И на лодках
поплывут...
Медведей ученых
будут,
На потеху мужикам
И всему честному
люду,
Вновь водить по
деревням.
Коль в избу к кому
заглянут —
Свечи там, как
светляки...
И пред ними снова
станут
Бить поклоны старики!..
Чук справляя, в
печке гуся
Снова будут жарить
все
И, молясь, просить,
не труся,
Сил у бога
Пюлехсе!..
И в Пюлер к нам
гости снова
Буду! часто
наезжать...
Ну а ворога лихого
Мы сумеем обуздать!
В.Д. Димитриев о разгроме Волжско-Камской
Болгарии на основе детального изучения источников и литературы писал, что «хитрый
и коварный князь Едигей, искусный интриган, склонил Аксак Тимура к походу
против Тохтамыша. В феврале 1391 г., решив вопрос о походе на курултае, Аксак
Тимур с 200-тысячным войском выступил в поход против Тохтамыша. Был выбран
обходной путь: из Самарканда на север, до р. Тобола, затем, повернув на запад,
через башкирские земли в Орду. Едигей, находясь в лагере Тимура, «послал гонцов
к своим родичам, соседям и племенам левого крыла» тайно от Аксак Тимура
сообщить им о необходимости срочно перекочевать в такие места, чтобы не
оказаться на пути тимуровских войск, «иначе Тимур, застигнув их, рассеет их и
погубит всех», — говорили гонцы. Тохтамыш узнал о походе только в апреле.
Спешно собрал войско из разных улусов. Войска из Болгарского улуса, Азова и
других местностей не прибыли на зов Тохтамыша. Все же его войско численно не
уступало самаркандскому. Войска Аксак Тимура, переправившись, через реки Яш и Сакмару, вышли в пределы
Болгарской земли, разумеется, как обычно, громя, разрушая селения, грабя и
истребляя мирное население. Генеральное сражение состоялось 18 июня 1391 г. на
р. Кондурча, впадающей в Каму (на Болгарской земле). Победа досталась Аксак
Тимуру. Из войска Тохтамыша удалось выбраться с поля сражения лишь немногим.
«Потери Тохтамыша, — пишет М.Г. Сафаргалиев, — огромны: поле битвы на
протяжении 40 ферсахов (ферсах — 1200 шагов В.Д.) было усеяно трупами; по данным Шармуа, число погибших воинов
доходило до 100 тысяч человек». Потери же Аксак Тимура также были
значительными. Войска Тимура пробыли в районе сражения, на Болгарской земле, 26
дней. В это время его отряды занялись грабежами, возвращаясь в лагерь «с
бесчисленной добычей — лошадьми, верблюдами, быками, баранами и множеством рабов
- девушек и детей (парней.) на
телегах. Всех неприятелей, искавших спасения на островах Итиля (т. е. Волги. — В.Д.), схватив и забрав в плен, привели
[в лагерь]... У отдельных людей... скопилось столько лошадей и баранов, что во
время возвращения, идя назад, они не были в силах гнать их... В лагере Тимура
оказалось столько подобных хуриям девушек и красивых отроков, что одних тех,
которые были выбраны лично для Тимура, было более 5000 человек». Все это написано
очевидцами — писцами, сопровождавшими Аксак Тимура в походе, на войне. По
данным Мунадшим-Паши, в этом походе Тимуру досталось четыре миллиона овец, 40
тысяч рогатого скота, 600 тысяч лошадей и 500 тысяч людей. Возможно, но, эти
цифры несколько преувеличены, но они свидетельствуют о масштабах грабежа и
разорения. Все это происходило в основном в Болгарской земле, на оседлой
территории. Кочевники убегали, прятались, воины Аксак Тимура не могли грабить
их, т. к. не могли настичь. Было разграблено главным образом оседлое население.
Предания о разорении Болгарской земли, о которых мы скажем ниже, относятся в
значительной мере к этому походу Аксак Тимура. Со своей стоянки, не двигаясь в
глубь Орды, Тимур тронулся в обратный путь.
В этот же
страшный для Болгарской земли 1391 г. ушкуйники — новгородцы, устюжане и
прочие, объединившись, в насадах и ушкуях по Вятке вышли на Каму, взяли города
Жукотин и Кашан, но неизвестно: было ли в них что грабить. Другие города
Болгарской земли для них не представляли интереса. Выйдя на Волгу, ушкуйники ограбили гостей
(купцов) и возвратились».
Далее автор
отмечал, что «Аксак Тимур после победы
над Тохтамышем отпустил Едигея, оказавшего ему большие услуги, в свой улус. По
словам М.Г. Сафаргалиева, Едигей, «возвратившись к своему племени, как глава
этого племени, объявил себя князем Мангытско- го Юрта, на базе которого позднее
была организована Ногайская Орда». Мангытский юрт занимал обширную территорию
кочевий от Иртыша до Нижней Волги. Юрт мог выставить огромное войско. Вскоре
Едигей станет таким же тираном и вершителем судеб Орды, ее народов, как и
Мамай.
Тохтамыш, одержав победу над претендентами на
ханский престол, с 1393 г. временно восстановил единство Золотой Орды, стал
устанавливать дружественные отношения с Литвой, Турцией, Грузией, в 1394 г.
направил войско в Закавказье против Аксак Тимура, занятого войной с Грузией,
отверг предложение Тимура о мире. Но к началу 1395 г. положение Тохтамыша
осложнилось. Между эмирами и князьями Орды обострились разногласия. Они даже
ввязались в бой на Волге, «и паде их на том бою много князей и татар». Весной
1395 г. Аксак Тимур с огромным войском приближался к южной границе Орды. Тохтамыш
занял оборону на реке Терек. В жестоком сражении, длившемся с 14 по 16 апреля,
Тохтамыш потерпел поражение, имел огромные потери, с остатками войск бежал в
Болгарскую землю, к границам русских княжеств. Большинство войска Тохтамыша
было взято в плен. Персидский автор Шериф-ад-дин Иезди сообщает, что
«Токтамыш-хан бросил ханство, дом и все, что имел, явное и скрытое, и, опасаясь
за жизнь свою, с несколькими людьми бежал, ушел в сторону Бул[г]ара, в лесистую
местность, и спасся от львиных когтей, низвергающих врага. Победоносное войско
(Тимура) с этой стороны реки дошло до того же места, до которого оно в первый
поход на Дешт добралось с той стороны реки и отабило (все это). Место (же) это
недалеко от «страны мрака» [2].
М.Г.
Сафаргалиев заключает, что «войска Тимура и во втором своем походе, как и в первом,
дошли до Булгар и «ограбили» все, что было восстановлено при монголах... Города
Булгар, Жукотин, Керменчук и другие были, несомненно, разграблены и опустошены
Тимуром во время второго похода 1395 года». М.Г. Сафаргалиев, наряду с
персидским источником, ссылается и на предания казанских татар, отраженные в
«Повести о нашествии Тимура к булгарам», «Сказании об Аксаке Темиуре». В
«Болгарских повествованиях» Хюсам-Эддина Болгарского (XVI в.) говорится, что
Аксак Тимур «в три дня город Болгар обратил в ничто, как будто и не
существовало его... Приказав разбивать каменные укрепления унцием (тараном),
бросил их на дно Волги; велел у Бичуры-хана и двенадцати его визирей отрубить
головы; девиц и женщин, подобных жемчужинам, обратил в рабынь, роздал
Начальникам войск; повесил тридцать шесть ученых на виселице, а в продолжение
одной недели приказал разогнать уцелевший народ в разные стороны, наказав,
чтобы они здесь не обитали». И все население оседлое разбрелось в северном,
западном и восточном направлениях. В другом предании сообщается, что «город
Булгар, имевший до этого десять тысяч двадцать четыре дома, был обращен в
ничто и небытие; в мире осталось только одно имя его».
В
третьем предании указывается, что в Болгарскую землю Аксак Тимур прибыл после
взятия им Астрахани, т. е. во время похода 1396 г. Выводы М.Г. Сафаргалиева
подтверждают и татарские источники XVII—XVIII вв., проанализированные М.А.
Усмановым. Археологи считают, что город Биляр прекратил свое существование
еще в 30—40-е гг. XIV в. Однако татарские шаджара и в особенности
чувашские исторические предания говорят о взятии Аксак Тимуром Биляра (в 1391
г.). На сюжет преданий народным поэтом Чувашии Н.И. Полоруссовым-Шелеби написана
лирико-эпическая поэма «Взятие Аксак Тимуром Биляра». Оставив Болгарскую землю,
Аксак Тимур разрушил город Укек,
разорил юго-восточные улусы по Дону, Днепру, в Крыму (г. Кафу), откуда
направился в Рязанскую землю, где также учинил много ущерба. Спустившись на
Северный Кавказ, войско Тимура разграбило здесь населенные пункты и крепости,
затем — Астрахань, сожгло г. Сарай, разрушило другие города. Нетронутым остался
только Мангытский юрт Едигея. Весной 1396 г. войско Тимура ушло в Иран. И в
ходе второго вторжения Аксак Тимура уничтожалось главным образом оседлое население
Золотой Орды, в первую очередь — болгарское.
В 1395 г. Тохтамыш попытался удержаться в
Болгарской земле, также разорял ее, собирал с местного населения «и злато и
сребро и дары многы», чтобы призвати «Татаръ отовсюду к себе», предпринял поход
в районы, расположенные севернее Нижней Камы. Затем, собрав татарское войско,
он удалился в Крым.
«В 1399 г. Семен Дмитриевич Суздальский
привел в Нижний Новгород ханыча Ентяка с тысячью татар, которые разграбили
город. Московский великий князь Василий Дмитриевич, узнав об этом, в отместку
почему-то направил большое войско во главе со своим братом Юрием Дмитриевичем
не против Ентяка, а в Болгарскую землю. Русские воины, не встретив никакого
сопротивления и противодействия со стороны болгар, заняли города «Болгары
Великие», Жукотин, Кашан, Керменчук «и всю землю ихъ повоева, и много Бесермень
и Татаръ побита... и воевавъ три месяци, възвратися съ великою победою и съ
многою корыстию (т. е. трофеями. — В.Д.) въ землю Русскую». Ограбить
обессилевший, накануне разграбленный и жестоко побитый Аксак Тимуром
болгарский народ и заявлять о великой победе над ним не стоило никакого труда.
Это событие свидетельствует лишь о том, что к концу XIV в. еще не все
население Болгарской земли было истреблено, уведено в плен и сбежало в
северо-западные, северные и северо-восточные лесные районы» [3].
Таким образом, мы поняли, что такая доля
болгаро- чувашек связана с разгромом Волжской Болгарии, а также борьбой с
исламизацией болгаро чувашского народа. К сожалению, в Урало-Поволжском регионе
все масштабнее закрепляется со стороны татарских ученых позиция отторжения
(изъятия) у болгаро-чувашей их болгарской части истории. Например, в 2009 году
в Казани вышла новая монография С.Х. Алишева «Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения в XIII-XVI вв.» [4].
Как всегда автор отрицательно относится к
чувашам. Он открыто игнорирует историю, язык, традиции и культуру
болгаро-чуваш. В резюме монографии сказано «Монография заслуженного
деятеля науки Татарстана, доктора исторических наук С.Х.Алишева рассказывает о
волжских болгарах, кипчаках (печенего-половцах), монголах и распространении этнонима
«татары». В ней освещаются также вопросы об их общественно-экономическом
строе, возникновении и развитии государственности.
Книга
интересна тем, что доказывает преемственность Болгарского и Казанского
государств и показывает, что средневолжские татары являются потомками древних
болгар и кипчаков. Она предназначена для широких масс читателей» [5].
Утверждается:
- болгары,
мол, татары;
- чуваши –
финно-угорский народ;
-
средневолжские татары, мол, являются предками болгар и кыпчаков;
- Болгарстан
преемница Казанского ханства.
Все четыре –
ложные подходы, конечно, несут в себе межнациональный раскол в Среднем Поволжье.
Ни один чуваш не может согласиться с таким антинаучным подходом татарского
автора.
В советское
время среди писателей в отличие от XXI века, не было такой борьбы между
сторонниками болгаристов и татаристов.
Советские
писатели рассказывали об истории, культуре, языке чувашского народа о его
этнопсихологии. Следует отметить, что в советские годы многие писатели
увлекались освещением национального движения, особенно восстаний Болотникова,
С. Разина, Е. Пугачева. Как известно, чуваши активно участвовали в этих «антикрепостнических»
восстаниях и бунтах.
Писатель В.Б. Шкловский в произведении «Степан
Разин» описывает случай, который был с дьяком Беклемишевым (фамилия чувашская).
«На берегу раздается пронзительный крик. Это кричит дьяк Беклемишев, которого
казаки тащат к Степану Разину. Вместе с ним приволакивают и сундук с деньгами.
Смотрит Разин
на дрожащего дьяка, берет из сундука одну монету. Пробует Разин монету на зуб и
говорит укоризненно дьяку:
— В Москве таких денег фальшивых не
берут, так к нам шлете!
Уже светлеет
на реке. Мелкая речная волна ложится на отмель. Солнце встает над Волгой.
Струг пристает к отмели. Высаживают на песок Беклемишева и раздевают его
догола. У дьяка живот толстый, а ноги тонкие. Он дрожит от холода и пытается
закрыть срам бородой.
- Ишь, пузо,
какое наел, - говорит один из казаков, показывая на дьяка.
Казаки ставят
на отмель сундук с фальшивыми деньгами и привязывают дьяка к сундуку.
- Прощай,
дядя, сиди на своих прибытках, - говорит ему Разин.
Встает солнце.
Плывут струги, гребут с песнью русской, черемисской, чувашской освобожденные
ссыльные и казаки» [6].
Возможно, что
случай такой подмены мог быть в ходе восстания чуваш и других народов Среднего
Поволжья. Второй отрывок из рассказа О.Д. Форша «Казанская помещица».
«Михелъсон отогнал мятежников нынче, а на завтра что ждем? Пугачев перешел
Волгу... — упавшим голосом кончал истомленный болезнью и горестью Панин. —
Ведь вся западная сторона ему предалась. Крестьяне до единого... иноверцы и
новокрещенные избили пастырей, воеводы бежали из городов, дворяне — из
поместий. Необходимей всего отметить, — повысил голос Панин, — чем имению берет
людей Пугачев? Он обещает всем вольность...» [7].
По различным историческим источникам в ходе восстания,
только на территории Чувашского края было убито более 100 священнослужителей.
Фактически восставших можно назвать сторонниками языческих жрецов-йюмзей.
Получается, что восстание имело антиправославную направленность.
В другом отрывке говорится: «Не ждал счастья, а
завоевывал его чувашский народ, созревай в восстаниях и бунтах для решительной
схватки.
Маршалы Красной
Армии помнят отряды бойцов- чувашей, громивших контрреволюцию на Восточном и
Южном фронтах. В частях Красной Армии было много самоотверженных сынов
чувашского народа.
Впрочем, когда
со скоростью восемьдесят километров мчишься по выхоленным чувашским дорогам,
меньше всего думаешь об истории, — настолько ярка и содержательна жизнь одной
из передовых советских республик.
Сегодня на
территории в восемнадцать тысяч квадратных километров живет почти миллион
чувашей.
Хлеб и леса —
основное богатство республики. Но не зерно и не рощи корабельного леса
прославили Чувашию в семье советских республик. Слава ее — слава культурных и
трудолюбивых хозяев, сумевших с редкой энергией вытащить Чувашию из грязи,
нищеты и невежества.
Еще в 1924
году чувашский крестьянин, ковыряя землю дедовской сохой, снимал нищенский урожай
в 4,9 центнера. Колхозная Чувашия утроила эту цифру и собирается учетверить...
В республике сравнительно мало воды. Чувашия — возвышенное плато между Сурой и
Волгой, где тысячи оврагов играют роль дренажных канав. К тему же и сюда
долетает горячее дыхание заволжских суховеев.
Мчишься,
сегодня на раскаленной дороге и вдруг сквозь ровное посапывание автомобиля
начинаешь различать ритмичное и отрывистое чавканье машины. Посреди поля стоят
бочки с водой и пожарная помпа. Восемь бронзовых мокрых парней беспрестанно
качают воду, а среди пшеницы, с начищенным брандсбойтом в руках, ходит сильная
и спокойная девушка. Щеки ее полыхают зноем, волосы выбились из-под платка,
мокрая холщовая юбка прилипла к ногам. На небогатой земле, где отец и мать
вымаливали милость у бога Пюлеха, молодая девушка отстаивает от солнца будущий
урожай.
Есть в Чувашии
колхозные хозяйства, по сравнению с которыми образцовые помещичьи фермы
выглядели бы как курная изба перед каменным домом. В колхозе им. Сталина
(Вурнарский район) электрифицированы даже коровники и конюшни. Здесь колхозники
имеют собственные звуковое кино и печатную газету» [8].
В годы
советской власти жизнь изменилась к лучшему:
- своя
национальная автономия;
- свой герб,
флаг, гимн;
- свои учебные
заведения;
- свои
чувашские книги и газеты;
- свой театр;
- своя
интеллигенция;
- своя
промышленность.
Автор в газете
«Правда» за 1936 г. далее писал: «Глубоко символично, что именно чуваши —
народ-пасынок Российской империи — теперь в советской стране одними из первых
ввели всеобщее начальное обучение.
За короткий
срок трудолюбивый чувашский народ вырастил свою интеллигенцию, подготовил более
тысячи инженеров, агрономов, учителей с высшим образованием, писателей, музыкантов,
художников, скульпторов, певцов, композиторов.
Словарь
чувашского народа за годы революции, строительства, коллективизации вырос вдвое.
Создан свой литературный язык, своя драматургия, поэзия и проза, свои театры,
свои кинокартины. В небольшой Чувашии выходят сорок газет, журналов и
альманахов.
Всей Чувашии
известен певец Федоров — человек острейшего слуха и бездонной памяти. Когда
нужно было записать чувашские мелодии, Федоров спел пятьсот песен старой и
современной Чувашии.
* * *
Чувашию еще нельзя
назвать богатой республикой. Но время это не за горами. Это знает любой чувашин — председателя Совнаркома до
пастуха.
Недаром, когда
кто-нибудь вспоминает древнюю горькую поговорку о дележе счастья и
неповоротливом чувашине, люди смеются.
- Ну, знаете,
- говорят чувашские патриоты, - тот чувашин нарочно не спешил … Он знал, что
сядет прямо в автомобиль» [8].
Следует
отметить:
1. Мы на 30-40
гг. XX века среди
советских писателей, которые были в Чувашии, не увидим статей по
болгаро-чувашскому этногенезу. Как известно, в 30 г. XX в. сторонников таких дискуссий просто
расстреляли.
2. Но вопреки всем перегибам 30-40 гг. XX века
(сталинским репрессиям) народ чувашский радовался, учился и работал, верил в свое
хорошее будущее. Вряд ли он мог знать, что с конца XX-начала XXI века около
500 тысяч чуваш ассимилируется.
3. Вряд ли он в 30-40 гг. XX в. мог предугадать, что болгаро-чувашскую историю
соседний «дружественный» татарский народ присвоит себе. Чуваш, по утверждению
С. Х.Алишева, отнесут на задворки болгарской истории и «объявят финно-угорским
племенем» [9].
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С. 131-132.
2. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к
истории Золотой Орды. Т.2. Извлечения из персидских сочинений / отв. ред. П.П.
Иванов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – С. 178.
3. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства. – Чебоксары, 2014. – С. 134.
4. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские
отношения в XIII-XVI вв. / С.Х.
Алишев. – Казань, 2009. – 159 с.
5. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские
отношения в XIII-XVI вв. / С.Х.
Алишев. – Казань, 2009. – С. 4.
6. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С.
279.
7. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С.
279.
8. Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 1009. – С.
282-283.
9. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские
отношения в XIII-XVI вв. / С.Х.
Алишев. – Казань, 2009. – С. 4.
Комментариев нет:
Отправить комментарий