ТАФАЕВ Г. И.
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧУВАШ В ПРОЦЕССЕ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ (ЭТАПОВ)
Тут захочется узнать мне
О стране моей,
О поэтах - кто любимей,
Кто из них славней.
Имена родных поэтов
Славьте в песне вы,
Громко их стихи
пропойте
Вы в тени листвы.
Михаил Сеспель
Выносимые проблемы:
- Русская империя;
- Советская империя;
- Российская
Федерация – путь имперской глобализации.
Русская империя (царство)
стало формироваться в эпоху Ивана IV. Первыми субъектами
русской империи были:
1.
Финно-угорские народы: мордва и марийцы;
2.
Тюркско-огурский (болгарский) народ – волжские болгары.
Таким образом, имперской
этноначинкой были славяне – русские как господствующий этнос. Вторыми –
угро-финские племена: мордва и черемисы, третьими – болгаро-чуваши (волжские).
По Татищеву – «болгоры» [1]. Исследователь В.В. Викторов в пособии «Российская
цивилизация: тенденции развития от истоков к современности» [2] пишет, что о
начале русской цивилизации связано с христианизацией славян. В его книге
имеется раздел «ДРЕВНЕРУССКОЕ
ГОСУДАРСТВО И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ». «Исторически в
России существовали четыре модели государственно-церковных отношений, имевшие,
скорее, политизированный характер:
•
клерикальная модель просуществовала с X в. до 1917 г., имеет
свою периодизацию: древний (X — конец XVI в.), патриарший (конец ХVI — начало XVIII в.) и синодальный (начало XVIII в. — 1917
г.) периоды. При клерикальной модели отношений преобладала связь между
государственными и церковными структурами при определяющей и регламентирующей
церковную деятельность роли государства;
•
либеральная модель отношений начала складываться при
Временном правительстве в 1917 г., когда была провозглашена свобода совести, а
церковь отделена от государства при сохранении церковной собственности;
• атеистическая модель
связана с советским этапом российской цивилизации, когда церковь была отделена
от государства, отношения между религиозными конфессиями и государством были
сложными, а государственная политика носила откровенно антирелигиозный
характер;
• протекционистская модель формируется с начала 90-х гг. XX в. после распада СССР.
Первоначально восстанавливалась либеральная модель государственно-церковных
отношений.
Однако слабая степень развития
демократических институтов в обществе, недостаточная материально-техническая и
финансовая база церковных учреждений, отсутствие единой государственной
идеологии фактически привели к установлению протекционистской модели отношений
государства с большинством конфессиональных организаций и особенно с Русской
православной церковью [3].
«Возникновению клерикальной модели государственно-церковных отношений предшествовал
период господства у восточных славян язычества. Наши отдаленные предки обожествляли природу, поклонялись
солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.д., в честь которых совершались
обряды и проводились праздники. Места отправления культовых ритуалов, так
называемые капища, еще не превратились в храмы, хотя на этих местах ставились
изображения богов — идолов, которым поклонялись.
Конечно, представления человека о природе
были еще примитивны и далеки от ее понимания. Так сформировались воззрения о
существовании людей после смерти в замогильном мире, который представлялся
воображению живущих как продолжение земной жизни, а статус умершего в
загробном мире, по их мнению, определялся его положением до смерти. Они
чествовали умерших прародителей, считая их покровителями и принося им жертвы.
Восточные славяне верили в тайные силы, в волшебство и поэтому уважали волхвов,
считая, что они общаются с ними и имеют на них воздействие. Особенно велика
была вера в тайное могущество слова и разных суеверных приемов (заговоров,
гаданий, завязывания узлов и др.). К началу распространения христианства в
Киевской Руси восточнославянское
язычество еще, видимо, не успело выработать строгие формы культа, а служители язычества
не сформировались в особое сословие».
Далее автор утверждает, что «Сношения с цивилизованными соседями
оказали благотворное воздействие на восточнославянские племена, находившиеся под влиянием византийской
цивилизации, варягов, Великой Степи и других соседей. Однако мы еще
недостаточно знаем о начале жизни восточнославянских племен и их знакомстве с
христианской религией. Существует легенда о деятельности апостола Андрея
Первозванного, проповедовавшего уже в III столетии Евангелие среди восточных
славян. Начиная с III в. упоминаются несколько епархий в южных областях
Восточной Европы, возглавлявшийся главным образом греческими иерархами. Имеются
свидетельства о
знакомстве руссов с византийским христианством и даже о принятии ими крещения
приблизительно за полвека до образования древнерусского государства. Во всяком
случае наши предки были хорошо знакомы с христианством до его принятия».
По
его мнению «Не которые ученые полагают, что со времени похода легендарных
древнеславянских
князей Аскольда и Дира против Византии начинается медленное проникновение
христианства на Русь, Первым князем, принявшим христианство, они считают
Аскольда. Имеются свидетельства, что в войске киевского князя Игоря было уже
немало христиан, а его жена княгиня Ольга в 957 г. приняла обряд крещения.
Известно, что в Киеве христиане имели свою церковь Святого Ильи» [4].
Автор считает: «В определенной степени
распространению христианства препятствовали князь Святослав и поначалу его
младший сын Владимир. Крестителем восточных славян мог стать Ярополк, старший сын
Владимира, воспитанный бабкой-христианкой княгиней Ольгой. В 972 г. Ярополк,
после гибели отца, становится князем Киевской Руси. Но языческие силы были достаточно сильны и,
видимо, появилось опасение, что с принятием христианства может произойти их
религиозно-политическое подчинение Византии. Поэтому их глава,
новгородский князь Владимир, в конечном итоге победил своего брата Ярополка и
завладел властью.
Начавший править в Киеве князь Владимир первоначально отдавал
предпочтение языческим богам:
Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу и др. Но из фанатика-язычника он превратился
в искателя веры. Судя по летописным источникам, оценка Владимиром различных
вер и культов носила «былинно-сказочный и даже юмористический оттенок».
Дошедшие до нашего времени источники XI в. не объясняют причину поворота
киевского князя к христианству, которое он принял в 987 г. В последующем 988 г.
начинается Крещение Руси.
Существуют различные версии принятия христианства князем Владимиром. Митрополит Иларион объясняет это духовной
талантливостью князя и его благодатным озарением Духом Божьим, о чем он пишет в «Слове о Законе и Благодати»: «...и
была явлена ему милость Вышнего, заметило на него всемилостивое око Благого
Бога, и воссиял разум в сердце его. Он уразумел суету языческого заблуждения и
обратился к Единому Богу, сотворившего всю тварь — видимую и невидимую. А
особенно наслышан он был всегда о православной земле греческой, христолюбивой и сильной верою, наслышан
как чтят там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему; какая власть духовная и
чудеса, и знамения творятся там, как церкви там полны людей, как в селах и
городах благоверных все прилежны к молитве, все перед Богом стоят».
Каковы же наиболее истинные причины обращения князя
Владимира к
христианству? Исследователи полагают, что:
- язычник Владимир понял весь ужас
братоубийства, в результате которого получил княжение в Киеве, его охватил
духовный кризис,
и спасение он нашел в христианстве;
- причина в княжеской «широкой русской натуре»,
когда кидаются от одной крайности в другую;
- здесь не обошлось без женского влияния;
- влияние на него оказали христианские
скандинавские родственники и европейские (варяжские) дворы и т.д.»[5].
Мы приведем его позицию более подробно.
«Очевидно одно: принятие
Киевской Русью христианства оказало влияние на форму государственности,
культуру и этническое самосознание восточных славян. На начальном этапе
христианизации часть населения неохотно воспринимала новую религию. Карамзин
полагал, что «многие люди крестились, рассуждая без сомнения так же, как
граждане Киевские, другие, привязанные к Закону древнему, отвергали новый: ибо
язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII века.
Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие
меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить Россиян».
Русское православие сыграло большую роль в развитии духовных,
социальных и культурных составляющих российской цивилизации. А.В. Карташов полагал, что «крупнейшим
фактором, сопровождавшим устроение на Руси официальной церкви, было введение
просвещения. Просвещение не случайный результат влияния церкви; оно неизбежный
ее спутник, хотя этим еще предопределяется высота его уровня. Св. Владимир,
когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всего
заботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную и блестящую
нацию подобно
Византии». Князь Владимир хотел добиться изменения отношения к своим
соплеменникам со стороны византийцев, которых те считали варварам, стремился к
тому, чтобы вместе с христианством на Русь приняли учителя [6].
Некоторые могут упрекнуть автора, причем
здесь русская цивилизация (империя) и христианство. Позиция исследователей
однозначна. Русское царство (империя) опиралось на христианство.
Мы можем сослаться на А.С. Панарина. Так,
в частности, он в исследовании «Православная цивилизация в глобальном мире» [6]
утверждает, что основой русско-славянской цивилизации было христианство. В
разделе своей работы «Топография православного космоса» он говорит о
православной модели «о православном миропорядке». «Православная модель совсем иная. Она прямо предполагает периодическую
отстранённость от коснеющей системы социальных установлений и норм, выход в
«открытый космос». Эти выходы проявляются в двух противоположных формах:
потайного исхода — побега на окраины, в пространство степной воли — и
иноческого исхода в сокровенную обитель духа, заграждающегося от посягательств
греховного социума космическими барьерами. Б. П. Вышеславцев писал, что
русский православный человек, с одной стороны, устремлен к стихийно-природной
воле, с другой — к Божественной, мистической. Вкуса к собственно социальной
свободе в либеральном смысле этого понятия ему никогда не хватало.
Топография русского
православного космоса такова: на одном полюсе — светлый космос, уводящий от социальной
греховности и стесненности в высшую духовную сосредоточенность, в горние дали; на
другом — языческий космос стихийной природной воли. Между этими полюсами,
захватывающими своими крайностями, зажато зыбкое пространство более или менее
упорядоченных социальных форм. Причем сами эти формы в нашей исторической жизни
почему-то лишены позитивного саморазвития и подвержены мощному напору энергий
со стороны то одного, то другого из указанных полюсов».
Таким образом, русский человек с
988 г. причислял себя к христианину – православному.
Мы – болгарско-огурская цивилизация, также
были с 619 г. душой христианства. Надо вспомнить, что каган Кубрат и его дядя
Орган принимали христианство в Константинополе.
В.Д. Димитриев также не отрицает
вклад христианства в болгаро-огурскую цивилизацию (термин Г.И. Тафаева).
Профессор В.Д. Димитриев считает, что «Z-язычные тюрки в 552 г. на территории восточнее Нижней
Волги объединились в Тюркский каганат. В конце 560-х гг. аланы и болгарские
племена Северного Кавказа попали под власть этого каганата. Он вскоре распался
на Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. В начале VII в. наместником
Западнотюркского каганата был хан Органа. Его посольство в 619 г. прибыло в
Византию и договорилось о дружественных отношениях с ней. Еще ранее племянник
Органы Кубрат был направлен в Константинополь в качестве заложника. Он в
императорском дворце был крещен и воспитан в христианском духе, получил звание
патрикия» [7].
Моя позиция, следующая:
- часть болгар с 619 г. и далее самоидентифицировали себя не только болгарами по этноязыку и
этнокультуре, но и по этнорелигии – христианство.
Следует сказать, что военно-политическая ситуация на
Северном Кавказе да и вообще на Кавказе была крайне сложной и христианство
среди болгар не распространялось вглубь народа.
В.Д. Димитриев о северокавказском этапе
(северокавказская трансформационная эпоха по Г.И. Тафаеву).
«В Западнотюркском каганате в борьбе за каганский трон
в 630—631 гг. шла гражданская война. Болгары сражались на стороне претендента
Органы, но он погиб в 631 г. Его место занял Кубрат. Он был из рода Дулу
(Дуло), как и Аттила, и другие огурские правители. Кубрат отказался подчиняться
Западнотюркскому каганату, создал суверенное государство - Великую Болгарию.
При нем в 635 г. болгары воевали против Аварского каганата, в результате чего
авары были вытеснены из Северного Причерноморья, кутригуры присоединены к
Великой Болгарии, в которой уже состояли оногуры, утигуры, часть сабиров, алан.
Столицей Великой Болгарии являлся город Фанагория. В государстве было введено
традиционное для огуров управление, идущее от Империи хунну. Значительная часть
болгар уже осела, занималась придомным садоводством и земледелием» [9].
Фактически самоидентификация болгар и сувар
(Алп-Илитвер в 682 г. принял христианство) оставалась языческо-народной. После
переселения болгаро-сувар (огуро-болгар) в Среднее Поволжье с 922 г. ислам стал
проникать в душу болгаро-суварской аристократии.
1. Мы считаем, что в условиях Причерноморья (с 619 г.)
болгар можно отнести к языческо-христианской цивилизации.
2. После их переселения и принятия в 922 г. ислама – к
языческо-мусульманской.
3. В Ордынскую эпоху процесс отхода от ислама
продолжается, а в годы Казанского ханства с 1445 г. происходит повторная
исламизация части болгаро-чуваш.
4. В Российскую эпоху самоидентификация шла по пути
трансформации болгаро-чуваш (чуваши с 1508 г.) в православие.
5. Русская империя (царство) Ивана Грозного ускорила
данные процессы:
- христианизация чуваш;
- исламизация чуваш (отпадание от язычества и
христианизации).
Классический пример трансформации кряшен –
русско-российская империи просуществовала до 1917 г. Родилась в крови и муках
новая советская ситома. («советская цивилизация).
Происходит дальнейшая трансформационная
самоидентификация народов Среднего Поволжья. Ученые С.Д. Баранов и Д. В. Конов
в исследовании «Русская нация» [10] о специфике формирования русской нации, а с
нею и советской нации (советской самоидентификации) много пишут в своем
исследовании.
«Судьба идеи
российской гражданской нации (нации-государства) и статус общности «россияне».
Сегодня уже окончательно становится понятна несостоятельность проекта
российской гражданской нации, включающей в себя все этнические группы,
проживающие в РФ. Такой нации, конечно же, не будет. Вместо неё существует и
будет развиваться большая русская нация, включающая в себя ассимилированных
потомков других народов» [11].
Приведем авторское понятие
по советской нации (советской самоидентификации). Автор монографии пишут: «Среди прочих важных социальных и культурных причин было недовольство
империей, в которой русский народ эксплуатировался в качестве орудия для
создания нации и её поддержания. (Отсюда, и лёгкая совместимость
оппозиционности русской интеллигенции с патриотизмом и даже национализмом,
приступы патриотизма во время военных кампаний.)
В частности,
старый порядок не давал возможности для достаточного социокультурного развития
«простого народа», крестьянства, а на националистическом языке - именно
этнической «почвы». Они оставались в рамках очень архаичных укладов.
Как следствие,
разрушение старой империи заменилось новой модернизированной советской
империей, в которой национальные рамки были расширены до квазинациональных
государств (республик титульных этносов), якобы добровольно объединившихся в
империю» [12].
В разделе работы
«Советский
проект и русская нация. Евразийство и
русские» исследователи утверждает: «Рассмотрим советскую империю с точки
зрения государственной формы развития русской нации.
Под советским проектом в национальном
аспекте мы понимаем: 1) национальное устройство СССР, синонимом которого
является термин «советская империя»; 2) проект создания «советского человека»
как наднациональной общности будущего; 3) комплекс социальных преобразований,
затронувших этническую структуру страны под названием «советский народ». Все
эти аспекты достаточно тесно взаимосвязаны.
Развитие русской нации в советский период
было противоречивым. В период 1918—1938 гг. русский проект понёс наибольший
ущерб за всю историю этногенеза: произошли дробление территории на
национально-государственные образования и откол от русского проекта всего, что
только можно было отколоть. Советская власть интенсивно развивала другие
этносы как политическую альтернативу великорусскому.
В начале 1990-х г. был осуществлён римейк
антирусской политики раннего советского периода: следствием его был полный
развал большого русского проекта под благовидным предлогом демонтажа империи.
На уровне практической политики эти действия были предприняты для получения
поддержки национальных элит тогдашним руководством, и только!
В сталинский период большевики заменили
идеологически господствовавший в Царской России триединый проект (великороссы,
малороссы, белорусы) на проект советского народа, который был идеологически и
практически более для них приемлемым, но по национальному содержанию выражал ту
же суть. «После Второй мировой войны в бывшем Советском Союзе вся национальная
политика строилась исходя из идеологической концепции формирования новой
исторической общности (которая мыслилась как надэтническая общность) людей -
советского народа... Цементирующей основой этой общности должны стать русские,
а основным средством коммуникации - русский язык». Что касается русского
вопроса, то СССР и для русского этноса создал более широкие возможности
развития, чем они были ранее в рамках Царской России. Основой всех этих
возможностей была русская природа СССР как государства, несмотря на влияние
представителей других этносов.
Образ русского в проекте «советского
народа», конечно, выглядел по-другому. Он был мультиэтничен по своему замыслу и
предполагал интенсивное смешение, которое, конечно, тормозилось объективными
традиционными условиями жизни этносов и их искусственным ускоренным развитием.
Но со временем он мог стать реальностью. В СССР же реальностью была по-прежнему
триединая русская интеграция и ассимиляция.
Советская империя имела специфическую
особенность по сравнению с колониальными и европейскими империями. Она
заключалась в сравнительно слабых статусных позициях русского этноса по
сравнению с колониальными и европейскими империями. Она заключалась в
сравнительно слабых статусных позициях русского этноса по сравнению с
имперскими этносами в других империях. Мультинациональное влияние в советском
руководстве поставило русских в жёсткие рамки. Эта тенденция сложилась ещё в
Российской империи, но после революции она многократно возросла. В то же время
имперское бремя русских было тяжелым. За счёт него ускоренно выравнивался и
повышался экономический и социальный уровни других этносов. Это привело к небрежному
и жестокому использованию русского этнического материала в интересах империи и
её составных частей.
В отличие от других этносов, которые
получили в СССР чёткие позиции, часто намного превосходящие их социальный
потенциал, русская нация развивалась в
латентном виде, как некая объединяющая всех наднациональная сила. К тому же
было закреплено разделение на великороссов, украинцев и белорусов, которое
коснулось не только государственной надстройки РСФСР, УССР и БССР, но и их
экономики, культуры. Тем самым был дан старт этническим проектам, прямо конкурикурирующим с проектом большой
русской нации» [14].
Далее автор
отмечает: «Внутри РСФСР также возникло множество автономных республик титульных этносов, которые не способствовали
развитию русских в этих автономиях, хотя и не смогли его предотвратить.
«Стремление
сделать каждый народ страны всесторонне развитым, так что даже малые и отсталые
народы приобрели быстро все те атрибуты, которыми обладали народы большие (академии
наук, университеты, консерватории, учреждения власти и т.д.), принимало
карикатурные формы, гипертрофически развивало самомнение этих народов, не
соответствовавшее их реальным данным. Рассматриваемая установка практически
оказалась нежизненной, как и общая установка на воспитание идеальных людей.
Так что уже на уровне человеческого материала советский коммунизм имел мало
шансов выиграть битву с Западом за мировую гегемонию». (А. Зиновьев).
И всё же
Советский Союз был русской империей, укрепившей позиции русских и сплотившей
их. В чём состоял, на наш взгляд, прогресс русской нации в рамках СССР по
сравнению с Российской Империей?
Во-первых,
русская расово-этническая «почва» (крестьянство) была втянута в управление
обществом и его модернизацию. Это привело к большей гомогенности нации, её
социокультурной сплочённости, что связано с резким усилением вертикальной
социальной мобильности, когда произошла смена элиты и субэлиты. Разумеется,
имелись и отрицательные последствия этого процесса, сопоставимые с позитивными
и даже превышающие их, но факт остаётся фактом: «низы пришли», и это были
русские национальные низы (великороссы, украинцы, белорусы).
Во-вторых,
произошло интенсивное перемешивание великороссов, украинцев, белорусов, а
также их территориальных подгрупп, диалектов, субэтносов, что усилило
ассимиляцию примыкающих малых этносов, несмотря на их номинальное закрепление в
национально- государственном устройстве. Это окончательно размыло привязку
русских к определённой территории, то есть признаки народности и родоплеменных групп. С этой
горизонтальной мобильностью связаны и значительные культурные потери, в
частности и в основном потеря пласта поздней народной языческой культуры и её
региональных особенностей, а также частичное выпадение из православия. В долгосрочной
перспективе было разрушено крестьянство и традиционное общество. Об активности
вступления в браки русских с представителями других народов, а именно
восточнославянских, в первые годы существования советского государства свидетельствуют
следующие данные: в 1920-е годы в смешанные браки в РСФСР вступили 2 % русских,
на Украине - 28 %, в Белоруссии - 34 %. Эти браки, дети от которых считались
преимущественно русскими, вели ко втягиванию украинцев, белорусов и других
этнических групп в общерусский проект.
В-третьих, культурная революция
(образование и просвещение масс), значительно расширившая зону влияния русского
культурного кода и его универсальность, утилитарную применимость в социальном
и технологическом развитии, осуществлялась преимущественно на русском
литературном языке. Русский язык стал высоко конкурентным языком, легко
вытесняющим диалекты и языки малых этносов. До культурной революции в ходе
строительства социализма русский литературный язык был языком ограниченной верхушечной
группы «образованного класса». Народ же разговаривал на диалектах и
социолектах (языки социальных групп). Особенно это касается этнической периферии
нации.
В-четвёртых, Советский Союз в результате
победы во Второй мировой войне включил в состав государства значительные
территории, вошедший в ареал если не русской нации, то русской цивилизации.
Впервые все восточнославянские народы были объединены вокруг русских. К этому
объединению примкнули индоевропейские народы, молдаване, например.
В-пятых, русские были втянуты в массовом
порядке в глобальный обмен, что позволило укрепить культурную идентичность
путём взаимодействия и отталкивания от других народов. Русские перестали быть
«народом в себе», а стали центром глобальной империи.
Цена, которая была за это заплачена,
огромна. Она касается практически всех структурообразующих признаков нации: от
сокращения численности и генофонда до утраты многих культурных ценностей и
общей усталости» [15].
Чувашская (болгаро-огурская) самоидентификация привязывалась:
1. В условиях Причерноморья Великой Болгарии, Хазарского
каганата, Суварии – Алп-Илитвера к этнокультуре, этноязыку, этнорелигии.
2. С 619 г. и 682 г. в процессе христианской
трансформации часть огуро-болгар, огуро-сувар самоидентифицировали себя и с
христианством (религиями).
3. В Волжско-Камской Болгарии процесс шел по
этнокультурной, этнорелигиозной трансформации. После 922 г. и принятия частью
аристократии ислама стала закрепляться религиозная самоидентификация:
- мусульманская;
- христианская;
-
языческо-народная.
В годы войны и нашествия Батыя и Тамерлана
этноязыческая (этноязыковая) самоидентификация побеждала (все считали себя
болгарами (болгорами по Татищеву).
4. В условиях Российской Федерации самоидентификация
чуваш не имеет четких границ (критериев) для большинства. Заменяется «он живет
в России», «он россиянин». Недаром за 25 лет «исчезло» до 500 тысяч чуваш.
Придет время, и чуваши будут говорить «русский чуваш» или просто «россиянин».
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства – Чебоксары, 2014. – 190 с.
2. Викторов В.В. Российская цивилизация / В.В. Викторов,
М. – 336 с.
3. Викторов В.В. Российская цивилизация / В.В. Викторов,
М. – С. 36.
4. Викторов В.В. Российская цивилизация / В.В. Викторов,
М. – С. 37.
5. Викторов В.В. Российская цивилизация / В.В. Викторов,
М. – С. 38.
6. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном
мире / А.С. Панарин – М., 2002. – 496 с.
7. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном
мире / А.С. Панарин – М., 2002. – 131-132.
8. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства – Чебоксары, 2014. – С.93.
9. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского
ханства – Чебоксары, 2014. – С.93.
10.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – 596 с.
11.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 49.
12.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 53.
13.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 54.
14.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 54.
15.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 56.
Комментариев нет:
Отправить комментарий