ТАФАЕВ Г. И.
БОЛГАРСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В
УРАЛО-ПОВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ
Бълеария
Сега цъфтиш! Набъбва чернозема
под ласкавите
български ръце,
дъхти на здравец
твоею лице
и нова песен вятърът
подема.
Земя, като една човешка длан...
Но ти за мен си цяло мироздание,
че аз те меря не на
разстояние,
а с обич, от която съм
пиян!
Георги Джагаров
С известного сталинского постановления ЦК
ВКП (б) 1944 года по трансформации
татаро-ордынской идентичности в болгарско-татарскую прошло 70 лет. В 2014 году
исполняется ровно 70 лет с данной метаморфозы. Общественность Татарстана,
конечно, должна благодарить Сталина за геополитическую прозорливость и великую
снисходительность к казанским татарам.
Возможно, что в 2014 г. болгаристы
Татарстана поднимут вопрос о положительной роли Сталина в новейшей истории
республики. Конечно, общество раскололось:
- татары-болгаристы;
- татары-татаристы (ордынцы).
В схеме:
Татары-болгаристы
|
Русскоязычная часть населения
|
Татары-ордынцы
|
Чувашское общество также расколото:
болгаристы
|
чувашисты
|
нигилисты
|
Русскоязычное население
|
суваристы
|
шумеристы
|
гуннисты
|
24,4
%- чуваш
76,7%-русских
1.
В условиях раскола
татарского и чувашского обществ численность татар-казанских резко растет – 1,
950 тысяч человек;
2.
Чувашская нация
резко стала терять своих соотечественников (500 тысяч чуваш за 25 лет).
Таким образом, сталинское постановление
(1944 г.) резко обострило межнациональное и межконфессиональное противостояние
в Урало-Поволжском регионе.
3. Политическое и экономическое противостояние Татарстана
и Башкортостана также больно ударяет по межнациональному комфорту в регионе.
Сталинское постановление привело за 70
последних лет к росту этнического самосознания, с нею и этнократических запросов
буржуазии (этнократических элит). Недаром болгаро-татарская проблема стала «использоваться
в информационной войне с 40 г. XX в.
Как известно, в 30 г. XX в. болгаристы были репрессированы и расстреляны.
Прошло каких-то 14 лет, процесс пошел в обратную сторону, но нужна была война с
нацистской Германией. Война способствовала пересмотру Сталиным «болгарской
концепции».
Обратим внимание на исследование В.Д. Димитриева
«Историография этногенеза чувашского народа» [1]. Профессор – отец чувашской
истории в данной книге писал: «В 30-40-x гг. XX в. сколько-нибудь серьезных работ о болгарском происхождении
чувашей не публиковалось.
В 1954 г. арабист А.П. Ковалевский
опубликовал книгу «Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана», в которой, следуя за решениями научной
сессии 1946 г. о болгарском происхождении казанских татар, попытался
«доказать», что в Волжской Болгарии сувазы (сувары) были не болгарским
племенем, а народом, что чуваши - потомки не болгарского, а суварского народа.
В изданной в 1956 г. монографии «Чуваши»
Н.И. Воробьев изложил вопрос о происхождении чувашского народа в свете
автохтонной гипотезы» [2].
Далее автор утверждает, что «в 1956 г.
Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при
Совете Министров Чувашской Н АССР провел научную сессию, посвященную проблеме
происхождения чувашского народа. На сессии с докладами и сообщениями выступили
археолог A.П. Смирнов, языковеды Б.А. Серебренников и Н.А.
Андреев, этнограф П.В. Денисов, V историк В.Д. Димитриев. Научная сессия в
целом реабилитировала теорию И.Н. Смирнова и Н.И. Ашмарина о болгарском происхождении
чувашского народа, но выступившие с докладами и сообщениями А.П. Смирнов, Б.А.
Серебренников, В. Д. Димитриев еще продолжали
относить к потомкам волжских болгар и казанских татар, что в последующем не
было подтверждено фактическим материалом. Доклады и сообщения были изданы в
1957 г. в сборнике статей «О происхождении чувашского народа» . По
проблематике научной сессии Б.А. Сребренниковым были опубликованы статьи в 1956
и 1960 гг., Н.А. Андреевым - в 1956,1975 гг.
А.П. Смирнов в своем
докладе на научной сессии 1956 г. сообщил о результатах исследований
археологических памятников Среднего Поволжья, Чувашии со времен палеолита (дер. Ураз- лино Янтиковского района) до
УП в. н.э. - до передвижения болгарских орд на север, обстоятельно
проанализировал болгарские памятники в Волго-Камье УП-ХШ вв. Известно, что на
территории Чувашской Республики болгарские памятники с IX-X вв. расположены в ее юго-восточной части,
а в конце XTV в. они прекращают свое существование. А.П.
Смирнов ошибочно считал территорией формирования чувашей нынешнюю Чувашию, необоснованно
считал, что еще до монгольского завоевания центральных и северных районах
Чувашии появились болгарские поселения, а в левобережье началась кыпчакизация
(отатаривание) болгар, не имел представления об опустошении Болгарской земли
во второй половине XIV - начале XV вв.
Б.А. Серебренников в своем докладе
«Происхождение чуваш по данным языка», компетентно исследовав топонимику
Среднего Поволжья с древних времен до середины VII в. н.э., определил смену носителей
языка здесь в разные эпохи, а на основе изучения чувашского языка пришел к
выводу: «Весь облик чувашского языка, его отдельные фонетические особенности
грамматического строя свидетельствуют о том, что этот язык так же, как и
родственный ему язык камских булгар, исторически развивался отдельно от
кыпчакских тюркских языков. Предки чуваш и камских булгар проникли на
территорию Чувашии и Татарии значительно раньше кыпчакских тюркских племен».
Надо сказать, что кыпчакско-татарский язык в Среднем Поволжье распространился
только с основанием Казанского ханства, а не в период Золотой Орды, никакого
взаимодействия камскоболгарского и кыпчакского языков не было. В отличие от
Н.Н. Поппе И С.Е. Малова, считающих болгаро-чувашский р-л-язык древним тюркским
языком, а татарский и другие з-ш-языки новотюркскими языками, Б.А. Серебренников
считает, что «камскобулгарское слово хир
«девушка, дочь» закономерно возникло из более древнего кыз (к перешло в х, конечное з
превратилось в р). Если мы допускаем, что из булгарского хир возникло татарское кыз, значит мы должны признать, что это
слово в своем развитии проделало какой-то головоломный скачок назад и снова
вернулось к исходному состоянию. Некоторые товарищи из Татарии утверждают, что
камскобулгарский язык состоял из двух диалектов: один диалект якобы был близок
к современному татарскому, а другой к чувашскому языкам. Однако и эти
положения остаются недоказанными. Все это свидетельствует
о том, что некоторые лингвисты и историки Татарии почему-то не желают, чтобы татарский
язык был языком кыпчаков». В статье, опубликованной еще в
1956 г., Б.А. Серебренников глубоко научно, доказательно показал
взаимоотношения между чувашским, болгарским и татарским языками, как языками
болгаро-чувашской (огурской) и кыпчакской поддержки тюркской группы алтайской
семьи языков» [3].
В.Д. Димитриев обращает внимание на то, что именно с
40-50 гг. XX в. в регионе из-за сталинской
метаморфозы болгарская идентичность стала на уровне государства (ТАССР),
навязываться среди научной общественности.
Аллен Франк в своем исследовании «Исламская историография
и «булгарская» идентичность татар и башкир в России» [4] много говорит о данной
проблеме.
Конечно, надо было бы автору
разобраться с понятиями:
- болгаро-чуваши;
- болгаро-бесермяне;
- болгаро-кряшен;
- болгаро-татары;
- болгаро-ордынцы;
- башкиры – кыпчаки.
Аллен Франк отмечает: «известная как булгарская
идентичность, в Волго-Уральском регионе развилась во время российского
правления, поначалу даже пытались создать региональную идентичность, которая
объединила бы волго-уральских мусульман как мусульман и которая, в то же время,
сознавала бы религиозную основу общинной идентичности в Волго-Уральском
регионе. Сторонники этой идеи выразились о булгарской идентичности в
историографии, используя исторические легенды и сакральные истории, которые были
значимыми если не для советских историков и историков-националистов, то для
членов этих общин» [4].
Автор в разделе «Принадлежность к этносу; национальная
идентичность и нации: некоторые общие понятия» считает, что «возникновение
национальных идентичностей - относительно недавнее явление, но оно широко
обсуждается учеными-общество- ведами на страницах многочисленных исследований,
посвященных проблемам нации, принадлежности этносу и национализма. Тогда как
каждое историческое явление уникально, эта более широкая литература полезна
для расположения специфического явления в более широкий контекст. Также, если
учёные были настолько широко смотрящими, то опыт мусульман Центральной Азии,
включая волго-уральских мусульман, в развитии общины, этнических и национальных
идентичностей, возможно, мог облагородить некоторые из этих широких теорий,
многие из которых остаются сфокусированными на Западной и Центральной Европе и
ни один не смотрит на опыт народов Центральной Азии» [5].
«Среди учёных, чьи научные интересы сфокусировались на
национализме и национальной идентичности в Европе, и особенно в Западной и
Центральной Европе, были Эрик Хобсбаум и Эрнест Геллнер. Геллнер связывает появление государства
и идею нации с преобразованием общества из аграрной формы производства в форму,
ориентированную на развитие. Геллнер считает, что индустриальная нужда
общества в массовом образовании и степень культурной однородности прокладывали
путь идее о современной нации.
Хобсбаум также видит современную нацию и национализм как феномен, связанный с
идеями гражданства внутри государства, которые широко распространились в Европе
после Французской революции. Экспрессии о национальной идентичности за
пределами этого контекста Хобсбаум категоризировал как «народный протонационализм».
Геллнер и Хобсбаум замечают, что этнические и политические корни современных
наций уходят корнями в до-настоящее время, но Хобсбаум прикрепляет ярлыки, по
крайней мере к некоторым из этих исторических связей, «изобретённых легенд»,
которые служат проектированию отпечатков древности и стабильности национального
движения или государства. Особый акцент Геллнер и Хобсбаум делают на роли
государства в определении нации и в развитии национализма. В схожем
«современном» настроении работы Бенедикта Андерсона, который основывает свои
находки на юго-восточных азиатских, в том числе индонезийских, фактах и также
видит нации как «выдуманные» общины, которые появились в результате «отпечатка
капитализма» и которые дали возможность членам нации «представить» своих
неизвестных соотечественников как связанных с ними».
Попробуем разобраться с понятием этнос,
нация и национальная идентичность. В 2009 году в Москве была издана прекрасная
книга «Русская нация. Современный портрет» [7]. В I Главе «Что такое нация и что ею является?
Краткий теоретический курс» сказано .
Тем более Аллен Франк говорит о концепции
Э. Геллнера и др. Авторы монографии «Русская нация» более детально разбирают
подходы по нациям. В параграфе «§ 1.1. Основные подходы
этнологии к нации и русский вопрос»
Для научного решения
русского вопроса - вопроса о русской нации - требуется рассмотрение и пересмотр
понятий «нация», «этническая общность», типов этнических общностей. Нации
весьма различны, и к ним нельзя подходить с единым шаблоном.
Существующие
определения нации - а их великое множество - в большей своей части или слишком
аморфны, или пригодны лишь для политических спекуляций и разработки популярных
мнений - рекомендаций для политиков, а не для углубленного анализа и
построения долгосрочных стратегий. Приведём основные подходы к понятию «нация».
Все они делают акцент на каком-то одном «ключевом» признаке нации, а также на
ограниченном наборе признаков» [8].
Попробуем разобраться далее.«2.Релятивистским
конструктивистским технологический подход (нация, воображаемое сообщество и
идеологический конструкт, «идея нации», овладевшая массами через посредство
националистов или национальной интеллигенции). Ключевым признаком нации в релятивистском
подходе является особый язык или языковые конструкты в виде текстов - носителей
этнического сознания.
Обычно в связи этим подходом упоминается работа Э.
Геллнера «Нации и национализм», которая положила начало новой парадигме
изучения и практического моделирования этничности - конструктивизму.
Конструктивизм восходит к слову «конструирование», и именно в нём видится суть
наций как процесса их сознательного создания.
«Суть этого направления в изучении этничности
заключается в том, что этническое сообщество, возникающее на основе
дифференциации этнокультур, существует, базируясь на различных доктринах и
представлениях, имеющих место в той или иной этнокультуре. В свою очередь,
доктрины «изобретаются» интеллектуальной элитой этноса - писателями, учёными,
художниками, политиками. Таким образом, получается, что этнос есть не что
иное, как интеллектуальный конструкт элиты. Далее этот конструкт (этничность)
транслируется на потенциальных представителей этноса при помощи различных
средств, имеющих возможность воздействовать на сознание членов общности (СМИ,
книги, фильмы, выставки и т.д.). То есть помимо того, что этничность есть вымышленный
интеллектуальный конструкт, он суть «навязанная» социальность. Причём эту
социальность часто используют различные лидеры для «этнической мобилизации»
населения. Подобных индивидов, использующих этничность для достижения личных
выгод, называют «этническими предпринимателями», которые являются центральной
категорией, используемой одним из ответвлений конструктивизма - инструментализмом»
[9].
Понятие нации
можно свети к двум положениям Э. Геллнера:
«1. Два человека
принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна
культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков,
связей, способов поведения и сообщения.
2. Два человека
принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают
принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек;
нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей становится
нацией, если и когда члены этой группы признают общие права и обязанности по
отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное
признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие
качества какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих
вне её».
Очевидна связь этой концепции с указанным
выше подходом политической нации-государства или согражданством, что и
использовали конструктивисты для расширения своей позиции. Конструктивизм
является своего рода логичной критической реакцией на изначальную позицию 1
(гражданскую нацию) и объективизм (примордиализм) как часть своего рода
мифологии творцов нации.
Этот подход очень хорошо выражает механизм
формирования наций по заготовленному шаблону, однако очень слаб при анализе
объективной обусловленности нации. Он соответствует «духу нашего времени»,
когда происходит весьма резкое и направленное переформатирование этносов и
государств. Экстренное переформатирование и быстрое строительство наций имело
место, конечно же, и раньше, например, французская революция конца XVIII века,
однако в конце XX века приобрело характер глобальных пандемий. Развал СССР,
Югославии и структурирование новых национальных государств происходили не без
влияния этой ставшей популярной доктрины. Конструктивизм стал оружием циничных
агентов влияния, консультантов и экспертов, стоявших у руля процессов распада и
синтеза новых национальных государств. Большинство же интеллигентов-националистов
свято верили в изначальность своего формируемого этноса» [10].
Они
утверждают: «В 2000-е годы наконец-то схлынула мутная волна постмодернизма, и
конструктивизм перестал казаться таким уж блестящим теоретическим перестал
казаться таким уж блестящим теоретическим конструктом в этнологии. Но он
остался, хоть и не догмой, но руководством к действию для национальных
революций и их нацпроектов. Они вначале строились как воображаемые сообщества,
и в тезисах сборников национал-интеллектуалы ссылались на работы классиков
конструктивизма.
Не хотелось бы отождествлять научный
подход с теориями глобалистов, действующих через национальные сецессионистские
проекты, так как это оружие обоюдоострое и может использоваться для торпедирования
конструируемых глобалистами государств и этносов.
Однако один из первых на постсоветском
пространстве конструктивистский проект, требовавший именно конструирования, а
не просто мобилизации национал-сецессионистов, был реализован не где-то, а в
Российской Федерации. Это проект российской гражданской нации, более известный
по эвфемизму «россияне», давно вышедшему за рамки простого политкорректного
собирательного обращения власти к гражданам РФ.
Проект должен был убить одним выстрелом
нескольких зайцев и «зайчиков». Так, например, легитимизировать создание
отдельных наций на базе украинской и белорусской народностей и табуировать русский
национализм внутри страхи.
Подвергнутый мощнейшей критике в 2000-е
годы, конструкт российской нации показал свою нежизнеспособность на практике
благодаря росту антирусского национализма внутри РФ и ответной реакции на него
ещё в 1990-е гг. Являются ли «россияне» воображаемым сообществом? В каком-то
смысле да, но не совсем в геллнеровском. Во всяком случае, выйти из него для
российского истэблишмента не так-то просто, скорее, даже невозможно.
Симптоматично, что к этой платформе
принадлежал В. А. Тишков - один из архитекторов национальной политики в период
реформ 1990-х, министр по делам национальностей и по совместительству - идеолог
конструктивизма в отечественной этнологии. Весьма вероятно, что дефекты в
исходной теоретической платформе привели к дефектам в вопросе о русской нации и
её соотношении с другими этносами в постсоветской истории. Главный дефект
состоял в игнорировании объективной жизнеспособности этносов и склонности их к
конфликтному противопоставлению друг другу, хотя бы и в рамках одного
государства. Ставка делалась на технологии, а не на объективный порядок вещей.
Максимальное принижение ведущей роли русских в Российской Федерации как
этноса-гегемона, способного поддерживать порядок в стране, преувеличение роли
этносов РФ в ущерб русским и другим этносам, игнорирование единства
великороссов и белорусов, великороссов и украинцев. В общем, строительство из
обломков нового целого создало нестабильное общество. Новое государство создано
с дефектами, которые хотя и сглаживаются по ходу дела, но остаются. И вместо
того, чтобы признать их и исправить, лишь обновляется фасад, что характерно
для государства той поры, где пренебрегали качеством ради скорости» [12].
Таким образом, мы можем, по мнению авторов
книги «Русская нация» дать критерии нации (русской, чувашской,
татаро-казанской, украинской и т.д.). Недаром в начале XXI века в Казани вышла книга «Татарская
нация в XXI веке». К сожалению,
заказ на покупку данной книги не был выполнен. Следует сказать, что никто еще в
Урало-Поволжском регионе (кроме казанцев) не издал такую книгу.
1.
«Общность культуры и языка. Ключевым признаком нации
является общий язык, преобладающий над языковыми различиями составных группу.
Общий язык предполагает наличие способности свободно изъясняться и понимать на
родном языке любую из групп в рамках нации, не прибегая к помощи неродного
языка.
Язык, однако,
как ключевой элемент культуры не исчерпывает разнообразие культурных
феноменов, скрепляющих нацию. Среди существенных элементов, кроме языка, это:
- общность религии и, особенно,
религиозной организации;
- сходство традиций и
системы образования, воспитания.
Видно, что объединение этих подходов к изучению
этноса может
быть залогом успеха описания такого
многогранного объекта.
2. Экономика. Общность экономической и
хозяйственной жизни как основы общения. Прежде всего общие рынки товаров,
труда, капиталов, разделение труда. Кроме того: общая инфраструктура, информационные
системы, средства коммуникации.
3. Общность национальной мифологии,
наличие широко распространённых представлений о единстве (этнические мифы -
мифы самоописания).
4. Политическая общность. Политическая
общность не обязательно означает национальное государство, но и другие формы
политической жизни, в том числе общественные организации.
Более того, она не всегда требуется в
данный исторический момент, но должна прослеживаться длительное время.
5. Общность территории проживания основной
части нации (общность «почвы»). Нация проживает в географически единой зоне.
Составляющие её подгруппы обитают в смежных частях данной зоны. Причём
представители нации преобладают на этой территории.
6. Биологическая и генетическая
гомогенность (общность «крови») ядра нации. Данная общность проявляется в
биологическом портрете (генотипе и фенотипе) представителей, стандартном наборе
доминирующих расовых типов, специфических для данной нации (которые, тем не
менее, могут встречаться и даже быть основными у других народов).
Для изучения русской нации принципиальное
значение имеют вопросы, связанные с тремя антропологическими подразделениями
людей: 1) состав антропологических типов русских; 2) место русских среди
малых рас; 3) отношение к монголоидной расе как к ближайшему соседу среди
больших рас.
7. Психологическая общность. Поскольку
психология охватывает широкий диапазон функций и феноменов, укажем и основные
направления:
- «национальный характер»,
- национальные
архетипы,
- преобладающие типы личности,
- стереотипы
своего этноса и других (авто- и гетеростереотипы),
-привычки и
свойства поведения, «повседневные ценности» (индивидуализм, альтруизм).
8. Общая продолжительная история и
этногенез. Указанная выше устойчивость перечисленных 10 объединяющих признаков
касается лишь последнего и предпоследнего этапов общей истории нации. Однако
эти признаки могут проявляться в гораздо более отдалённой перспективе. В
вышеуказанных культурной сфере и мифологии общность истории может
восприниматься как общность судьбы.
Под общей историей подразумевается
продолжительное пребывание в составе одного государства, слияние этнических
групп и их политических образований, наследование их культурных, расовых черт
формирующейся нацией. Ключевую роль в общей истории играет не столько
государство само по себе, сколько этногенез.
9. Наличие национализма и его роль - как
конструирующего фактора. Национализм представляет собой не просто национальную
интеллигенцию, а политически действующий фактор, увеличивающий дистанцию с
другими этносами»
10. Отталкивание от других этносов
(межэтническая дистанция). Отличие от других наций и этнических общностей
значительно сильнее, чем различия этнических компонентов нации (подгрупп) между
собой. Важно и закрепление этого мнения у представителей других наций и этнических
общностей. Фактически у других этносов существует как бы единый портрет
представителя данной нации как сумма маркеров «свой-чужой».
С точки зрения этого подхода, являются ли,
например, евреи нацией? Евреи государства Израиль безусловно, если брать в
целом еврейские сообщества - нет, не являются по целому ряду причин. Хотя если
мы возьмём в абстракции от них государство Израиль, то в его рамках евреев
вполне можно было бы считать нацией. Но в целом это нечто другое: этническое
религиозное сообщество, суперэтнос, который выходит за пределы нации как
объекта изучения» [13].
О проблеме наций Аллен Франк далее
говорит: «анализ Андерсона особо эффективен в обсуждении появления национального
самоопределения народов Юго-Восточной Азии и Нового Мира, где этнические основания, настолько
важные в европейском национализме, особенно недостаточны.
Признавая связь между появлением
современного индустриального общества и национализма и разделением мира на
нации и национальные государства, Энтони Смит заметил трудность в
«модернистской» точке зрения. Другими словами, Смит доказывает, что на протяжении
досовременной эпохи, включая древность, выясняется, что национальные движения и
национальное сознание схожи; есть доказательство существования национальных
государств даже в древности на Ближнем Востоке (XIV в. до н.э). В то же время
Смит выражает скептицизм относительно той идеи, что нации и национализм - это
«естественный» и вечный факт истории человечества, но делает различие между
нацией и этносом (ethnie), или этнической общиной. В его понимании современная нация как
нация содержит намного больше, чем этнос (ethnie), и она способнее в
мобилизации своего населения. По мнению Смита, «современные нации и национализм
только расширили и углубили значение и сферу более старых этнических понятий и
структур».
1. Таким образом, для современной нации
необходимы определенные критерии, включая и идеологическое осмысление.
2. Болгаризм (булгаризм) фактически стал
формой историко-политической, биолого-генетической и психологической
консолидации казанских татар в татаро-булгарскую нацию.
I этап
(XX в.)
этнос
Казанско-татарская булгарская нация
|
Болгаро-бесермяне
|
Татары-булгары
|
Болгаро-чуваши
|
Болгаро-кряшен
|
(XXI век)
Ассимиляция
болгарского корня
Среднее Поволжье
Болгарстан (независимое государство, признанное ООН)
|
Литература:
1. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и
истории культуры чувашского народа: Сб. ст. Чебоксары, 2004. – С. 312.
2. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и
истории культуры чувашского народа: Сб. ст. Чебоксары, 2004. – С. 25.
3. Димитриев В.Д. Вопросы этногенеза, этнографии и
истории культуры чувашского народа: Сб. ст. Чебоксары, 2004. – С. 26.
4. Франк А. Дж. Исламская историография и «булгарская»
идентичность татар и башкир в России / А.Дж. Франк. – Казань: АИУ, 2008. – С.
23.
5. Франк А. Дж. Исламская историография и «булгарская»
идентичность татар и башкир в России / А.Дж. Франк. – Казань: АИУ, 2008. – С.
24.
6. Франк А. Дж. Исламская историография и «булгарская»
идентичность татар и башкир в России / А.Дж. Франк. – Казань: АИУ, 2008. – С.
24.
7. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация. Современный
портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – 536 с.
8. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация. Современный
портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 10.
9. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация. Современный
портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 12.
10.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 13.
11.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 14.
12.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 14.
13.
Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация.
Современный портрет / С.Д. Баранов, Д.В. Конов – М., 2009. – С. 23-24.
14.
Франк А. Дж. Исламская историография и
«булгарская» идентичность татар и башкир в России / А.Дж. Франк. – Казань: АИУ,
2008. – С. 25.
Комментариев нет:
Отправить комментарий