ТАФАЕВ Г. И.
СОВЕТСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ 30-40 ГГ. XX ВЕКА О ЧУВАШСКОЙ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ
Чувашке
Пусть присмотрит за коровой,
Уберется в доме.
Коль ума на это хватит,
Так на что ей кроме?»
Так старела ты, в работе
Рано обессилев;
Умирала - на кладбище
Тихо относили.
Михаил Сеспель
Чувашский поэт Михаил Сеспель о чувашском народе
писал:
- старела;
- в работе;
- рано обессилев;
- умерла на кладбище;
- тихо отнесли.
Стихи, конечно посвящены «чувашке», но мы можем их
отнести и к чувашскому народу. Конечно, грустно и больно видеть процесс
современной ассимиляции чуваш начала XXI века.
Советские писатели 30-40 гг. XX века видели
только:
- писатели рассказывали о героизме советских людей;
- политики искажали историю, требовали болгаризации
татарского общества;
- с 40 г. XX века
начинается массовая фальсификация истории, языка и культуры татарского народа.
В.Д. Димитриев писал следующее: «В
соответствии с требованиями названных двух постановлений новое руководство
Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории
подготовило и опубликовало в 1945 г. краткий проспект коллективной монографии
«Очерки по истории Татарии», в котором Х.Г. Гимади писал, что «авторы исходили
из положения, что в формировании казанских татар основное участие принимали
местные племена и камские булгары, которые затем объединились в государство
«волжских булгар». Татаро-монголы рассматриваются как завоеватели, которые, основав
агрессивное государство — Золотую Орду, установили свое иго над народами
Среднего Поволжья, в том числе над предками казанских татар — булгарами. Волжская
Булгария вошла в состав Золотой Орды как вассальное государство... Казанское
ханство рассматривается как государство, возникшее на базе Булгарского
царства, что стало возможным благодаря распаду Золотой Орды».
Начался подъем и
расцвет СССР, ТАССР, «дружба народов» и
социалистический энтузиазм.
- дружба народов;
- советский человек;
- интернационализм;
- социалистическое соревнование;
- пролетарская дружба всех стран мира.
Говорить о советской ассимиляции было не принято.
Именно в 1944 году ЦК ВКП (б) приняло постановление, которое было нацелено на
болгаризацию татарского общества. В.Д. Димитриев в разделе «Политическое
решение вопроса о происхождении казанских татар от болгар. Литература об
этногенезе татарского и чувашского народов «
писал, что «Вопросы истории Казанского ханства
вообще, в особенности историю чувашского народа в ханстве, невозможно достоверно
решать вследствие допущенной в 1945—1946 гг. официальной фальсификации проблем
этногенеза чувашского и татарского народов.
Политики не могут решать сложные научные
проблемы. Однако с сожалением приходится сказать, что совершенно искаженное
необъективное изучение истории и этнологии Волжской Болгарии, Болгарской земли
в составе Золотой Орды, самого Казанского ханства, входивших в него народов,
началось с принятием постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии
и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской
партийной организации» и постановления Татарского обкома ВКП(б) от 6 октября
1944 г. «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского
института языка, литературы и истории». В условиях, когда немецко-фашистское
вторжение в СССР отождествлялось с монголо-татарскими завоеваниями, в
постановлениях содержались административно- командные предупреждения не сметь
увязывать историю татарского народа с Золотой Ордой (Улусом Джучи)» [1].
«Видный татарский историк
Искандер Измайлов пишет: «В одночасье Улус Джучи, его население, культура и
государственные деятели канули в небытие, а татары на своей земле стали
безродными космополитами. Зияющую брешь, образовавшуюся после запрета на
историю Улуса Джучи, было решено заполнить «местными булгарскими корнями».
Научно обосновать это решили на «научной сессии о происхождении казанских татар
(25—26 апреля 1946 г.)», проведенной Отделением истории и философии АН СССР и
Казанским филиалом АН СССР. Выступившие историки, археологи, тюркологи и
антропологи единогласно предложили впредь считать современных татар потомками
волжских булгар, а Улус Джучи рассматривать лишь как чисто внешнее явление в
этнической истории татарского народа». К сожалению, И.Л. Измайлов в своих
трудах, строго следуя позиции Казанской исторической школы, продолжает считать
казанских татар происшедшими от болгар» [2].
Правда, единогласного решения не было. На научной сессии 1946 г.
член-корреспондент АН СССР, доктор филологических наук, профессор С.Е. Малов
заявил, что он «сторонник считать чувашей потомками булгар по языку», и,
приводя аргументы, заключил: «Вот какие основания заставляют меня признавать
булгарскую теорию происхождения чуваш совершенно правильной, пока не
опровергнутой для меня как для языковеда».
Тогда же академик АН СССР М.Н. Тихомиров указал, что население Татарии
невозможно считать автономным от ананьинской культуры, нельзя полагать, что
Золотая Орда не играла почти никакой роли в формировании татарского народа. «Но
ведь Золотая Орда — явление общественного порядка, — отмечал М.Н. Тихомиров. —
Каким же образом из истории народов, которые входили в Золотую Орду, выкидывать
целый большой этап? Если признать, что казанские татары прямо происходят от
булгар без каких-либо процессов, то крымские и астраханские татары не ведут
своего происхождения от булгар. Как же можно выкинуть из истории основной
стержень, связанный с международной историей, и останавливаться только на одной
какой-нибудь детали?».
Чувашский профессор далее отмечает: «Здесь мы должны заметить, что
исследователям этнической истории огуро -болгаро-чувашской
группы тюркских этносов большую услугу оказывают, с одной стороны, особенности
огузо-кыпчако-чагатайской группы тюркских этносов, с другой — фонетические
особенности языков каждой группы. В значительной части слов в языках первой
группы преобладают р-л звуки вместо звуков з-ш в словах второй группы. Этносы
первой группы принято называть R-язычными. К этой группе относятся огуры, оногуры-болгары и сувары,
гунны, авары. Вопрос о печенегах не выяснен. Б.А. Серебренников относил их к
первой группе, Н.И. Егоров относит ко второй группе. В этносах второй группы
распространены з-ш-язычные слова вместо р-л-язычных слов первой группы. Так,
вместо слов кёмёл, таххар в первой группе слова кемеш, тугыз во второй группе. Этносы второй группы принято называть Z-язычными. Ко второй группе относятся кыпчакские этносы: киргизы,
казахи, узбеки (они смешались с ираноязычными этносами), татары, башкиры; огузские
этносы: туркмены, азербайджане, турки; чагатайские сибирские этносы. Кроме R- и Z-язычия, в первой группе х часто чередуется с к второй группы. Колебания
встречаются в гласных звуках а, и, о.
До 1945 1946 гг. историки, этимологи и филологи были уверены в том, что
единый крупнейший татарский народ сформировался в Золотой Орде в XIII—XIV вв.
путем объединения Z-язычных близкородственных
западных кыпчаков (половцев) и татар. Лишь Г.Н. Ахмаров в начале XX в.
высказывал предположение о возможном участии волжских болгар в этногенезе
казанских татар. После 1943—1946 гг. татарский историк из Саранска М.Г.
Сафаргалиев и татарский филолог придерживались прежней теории кыпчакского происхождения
татарского народа.
Татарский археолог и историк Р.Г. Фахрутдинов в 1993 г. выпустил
брошюру, в 2008 г; обстоятельную аналитическую статью о происхождении единого
татарского народа. Анализируя достоверные источники и реальные исторические
факты, он доказал, что тюркоязычные татары в древности кочевали в Центральной
Азии, в 552 г. обитали в соседстве с монголами, входили в Тюркский каганат.
Татары отличались от монголов по физическому типу, имели в значительной мере
европеоидные антропологические черты, по языку относились к кыпчакской группе (Z-говор), были очень
сильными и воинственными племенами. В начале XIII в. Чингисхан подчинил их своей державе, призвал в свою армию. Их ставили в
передовые полки армии завоевателей. Поэтому в Европе завоевателей называли
татарами. В Восточную Европу татары впервые прибыли в 1236 г. в составе армии
хана Бату, сына Джучи, внука Чингисхана.
Такова история проблемы:
- болгаро-чуваши;
- татаро-ордынцы;
- татаро-болгары.
Фальсификация задела (после 40-х гг. XX века) и писателей. Литераторы Татарской АССР ринулись
активно осваивать просторы болгаро-татарской литературы. Фактически с 40-50 гг.
XX века в регионе пошла тотальная фальсификация
региональной, а в центре – российской истории.
Профессор В.Д. Димитриев в своей монографии далее
говорит: «С сентября 1236 г. до сентября 1237 г. они громили
Волжскую Болгарию, уничтожили ее как государство. С образованием Золотой Орды
в 1243 г. ее основные вооруженные силы составили многочисленные западные
кыпчаки (половцы), вторгшиеся в южные районы Восточной Европы еще в середине XI
в. В XIV — первой половине XV вв. (по нашему мнению, в XIII — начале XV вв. — В.Д.) татары и
кыпчаки в Золотой Орде объединились в единую татарскую народность без всякого
участия болгар в этом процессе. Только после образования единой народности
татары в Казанском ханстве и России в XV — начале XX вв. ассимилировали
значительную часть чувашей.
О болгарском происхождении чувашей писали
В.Н. Татищев (XVIII в.), чешский ученый П.Й. Шафарик, С.М. Михайлов и А.И.
Артемьев (середина XIX в.), Хусейн Фейзханов (1863), Н.И. Ильминский (1865),
Н.И. Золотницкий (1875), А.А. Куник (1879), венгерский лингвист Бернат Мункачи
(конец XIX начало
XX вв.) и др.
Н.И. Золотницкий в 1875 г. выпустил
«Корневой чувашско- русский словарь», в котором обнаружил наличие в поволжских
финских языках множества слов, заимствованных из чувашского языка. Венгерский
лингвист Б. Мункачи в конце XIX в. в своих 24 статьях выявил много чувашских
слов в венгерском языке (в 1912 г. 3. Гомбоц довел число чувашских слов в
венгерском языке до 230, в последующем А. Рона-Таш увеличил число таких слов
почти до 600). Финский ученый X. Паасонен в 1897 г. опубликовал исследование о
чувашизмах в мордовском языке, которых было обнаружено более ста. Он в 1902 г.
опубликовал статью о чувашизмах в удмуртском и остяцком языках. В 1920 г. М.
Рясянен обнаружил в марийском языке 480 чувашских слов (позже М.Р. Федотов в
нем насчитал 1362 чувашизма).
Н.И. Ашмарин, выпускник Лазаревского
института, полиглот, русский по национальности, но выросший в чувашской среде
и с детства знавший чувашский язык, создавший 17-томный «Словарь чувашского
языка», в 1902 г. опубликовал ценнейшее исследование «Болгары и чуваши», в
котором, опираясь на восточные, русские и западные письменные источники,
болгарские эпитафии XIII—XIV вв. с чувашскими словами, заимствования чувашских
слов в марийском, мордовском, удмуртском и коми языках, исследования словарного
состава чувашского языка, данные
археологии и этнографии, неопровержимо обосновал теорию болгаро-чувашской
языковой и этнической преемственности, т.е. теорию болгарского происхождения чувашского народа. В своем исследовании он пришел к следующим
выводам: 1) «Язык волжских болгар тождественен с современным чувашским»; 2)
«Современные наши чуваши представляют из себя прямых потомков волжских болгар»; 3) Татарские
завоеватели края, «унаследовав то политическое значение, какое сначала
принадлежало болгарам, и отчасти и их культуру, и, приняв ислам, стали сами
приписывать себе болгарское происхождение».
Сторонник Н.И. Ашмарина венгерский
этимолог Дюла Месарош,
исследователь фольклора и религии чувашей, в изданной в 1909 г. книге «Памятники старой
чувашской веры» писал,
что Н.И. Ашмарин в своем исследовании «Болгары и чуваши» отмечает влияние исламской
культуры на
чувашскую мифологию, перечисляет ряд магометанских по происхождению арабских
и персидских слов религиозной терминологии... Эти следы ислама он использует -—
вместе с другими доказательствами
для того, чтобы в современных чувашах видеть потомков исчезнувших болгар». Сам Д.
Месарош, посетив в
1906— 1907 гг. множество чувашских селений и собрав массу сведений о дохристианских верованиях чувашей, подробно описал и следы ислама в этих
верованиях, в результате чего пришел к следующему выводу: «... Исследования
языческой веры чувашей показывают, что большая часть народа когда-то была
мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической
ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась, и в душе народа
неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством. Из этих двух
составляющих создалось сегодняшнее составляющее религиозное верование
чувашей, в котором местами еще чувствуется и русское христианское влияние».
Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, выдающийся
этнолог-эволюционист, как и Н.И. Ашмарин, русский по национальности, сын
священника из марийского села, с детства знавший марийский язык, еще в 1889 г.
писавший о болгарском происхождении чувашей и болгарской цивилизации в Среднем
Поволжье, после публикации трудов П.В. Голубовского «Болгары и хазары —
восточные соседи Руси при Владимире Святом» (Киев, 1895), Б. Мункачи, X.
Паасонена, Н.И. Ашмарина, В. Вихмана развил теорию о болгаро-чувашской языковой
и этнической преемственности. В статье «Волжские болгары» И.Н. Смирнов писал:
«...в последнее время открыт новый ценный источник сведений о бытовой культуре
болгар, это – обломки языка древних болгар» [4].
О чем советские литераторы писали в эти годы:
- о культуре;
- о дружбе;
- о соревнованиях;
- о строительстве дорог;
- об индустриализации и колхозной жизни.
Например, Н. Одоев «Пути дороги».
1. «Вот при княгине Оболенской, у которой я служил сорок
лет, воистину было интересно жить, — сказал он, улыбаясь далекому
воспоминанию. — Бывало нарочно провинишься, она тебя стук клюшкой и тут же три
целковых в зубы. Ну и гуляешь неделю. Я за три трешки себе избу выстроил.
Ласковая была барыня, царство ей небесное, но глупа.
Он уложил десяток пойманных стерлядей в плетеную сумку, посмотрел на них
с презрением и сказал:
—
Когда-то, ведь я шпроты ел.
Он видно, не знал,) что в наше время шпроты ест всякий, у кого является
аппетит на них, но редкий съедает аршинную стерлядь за легким завтраком, как
он. Все лучшее, по его мнению, миновало в прошлом, когда его ум лукавого, раба
добывал трешки за удары барской трости, и он лакомился остатками шпрот с барского
стола, полагая, что это ставит его выше окружавших крестьян-чувашей, знавших
вкус только стерляди. Это была законченная натура, в которой главной чертой
было раболепство.
—
Будем искать свою Психею, чтобы
воспеть ее подобно Гомеру, — шутливо заключил Яков Иваныч наш разговор и снова
погрузился в сочинение лозунгов.
Я подумал о величии нашей эпохи, идеи и дела которой превращают даже
темных стариков в философов и поэтов. К тому же отточенный ум этих свежих и
обновленных людей начинает сразу проникать в глубины духа своих народов. Яков
Иваныч был живым примером этого явления»[5].
2. «Так, за немного лет великой перестройки страны и людей чувашский
народ выделил из себя все профессиональные категории, без которых не творится
материальная и социальная культура. По коренизации кадров Чувашия стоит на
первом месте в Союзе среди прочих национальностей. Здесь пока лишь врачи и агрономы
имеют смешанный национальный состав, все же прочие профессии, а в особенности,
руководящие кадры советов и партии, принадлежат чувашам.
Стало быть, велики были силы и таланты народа, если века царско-полицейского
и купеческого угнетения не сумели их запушить. Жило в нем нечто такое могучее,
что пронесло эти силы и таланты сквозь века с тем, чтобы в нашу эпоху они
вспыхнули собственным огнем в фейерверке талантов и богатств других национальностей Советского Союза» [6].
3. Чтобы
упрочить счастливую судьбу сына, Семен Иванович, веривший больше в своего,
чувашского бога Киреметя, чем русского Иисуса, решил принести ему жертву.
По-настоящему древнему правилу жертва должна быть живой и кровавой; надо было
резать овцу, телку или курицу и отнести их к подножью векового дуба, где
помещался бог Киреметь. Но расчетливые чуваши давно обошли этот накладистый
закон: живую жертву заменяли «аргамаком», то есть пряником, имевшим форму
коровы, овцы или человека. Стоил он копейку. Семен же Иванович на этот раз не
поскупился для счастья сына, он, пошел ночью к| Киреметю и бросил ему в дупло
дуба найденный им серебряный четвертак. «Ну, теперь, думал он, — моему парнишке повезет, будет он удачливым, богатым и
счастливым среди чувашского
народа» [7].
4. «Трудолюбие. Состояние труда — это основное свойство
чувашского народа. В дедушке Серебряном это свойство выражено наиболее ярко,
потому что его года исключают другие радости, которые более молодым временно заменяют
радость труда.
Колоссальные успехи Чувашии во всех
областях жизни и стройки обязаны трудолюбию народа, для которого партия нашла
форму больших коллективных работ и в первую очередь — дорожных работ. Согласен?
—
О!
Теперь, эта, я знаю, как писать книгу о дорогах Чувашии! — воскликнул Пушкин.
Я был доволен, что в какой-то мере помог
начинающему литератору, с огромным именем русского классика, найти стержень
будущей книги. Я не сомневаюсь, что он ее напишет с трудолюбием» [8].
В представленных четырех отрывках советского писателя
мы видим историзм и этнопсихологию чувашского народа:
- обновление людей;
- трудолюбие людей;
- любовь к грамоте и просвещению;
- вера в счастье, удачу, стремление быть богатым, жить
в достатке;
- героизм на фронте.
Чуваш всегда был предан труду, семье, любви,
нравственности и всегда защищал свою деревню, околицу, село, землю, родину.
В 1935 г. кузнец колхоза
«Красный полуостров» Иван Павлов, собирая картечь в обмелевшем Сиваше,
обнаружил тело красноармейца, убитого белогвардейцами в бою под Перекопом в
1920 году.
Находясь в пропитанной солью тине, труп
хорошо сохранился. На теле отчетливо видна шрапнельная рана в области сердца.
Демьян Бедный написал стихотворение «Красноармеец
Иванов». Там имеются строки:
Эй, наша, братики, берет!»
Стал Проша, выйдя из Сиваша,
Готовый ринуться вперед.
Но в этот миг — пред самой целью
Ему, чьим ранам под шинелью
Терялось точное число,
Белогвардейскою шрапнелью
На
части сердце разнесло.
Стыдливо-скромный, как девица,
Но с дерзкой смелостью орла,
Он пал, как скошенная птица,
Раскинув руки — два крыла.
Угасли щек румянец нежный
И
тела юного тепло.
Под утро тиною прибрежной
Холодный труп заволокло.
...Победа. Краткий отдых в поле.
Бойцы раздули огонек.
«Эх, не видать нам Проши боле!»
«Жаль, был геройский паренек!» [9].
Некоторые скажут: «Причем, мол, героизм Прохора
Иванова и историзм?». Мы считаем, что историзм писателя заключается в правде.
- правда истории;
- правда языка;
- правда народа;
- правда культуры.
Писатель в угоду своим субъективным взглядам не должен
навязывать мифотворческие и фальсифицированные концепции. К сожалению, чтобы
навязать свои субъективные концепции писатели и поэты Чувашии XXI века занялись писать на других писателей и историков
кляузы с целью закрепить за собой фальсифицированные исторические подходы.
Недаром В.Д. Димитриев в книге «Чувашский народ в составе Казанского ханства»
так серьезно обращал внимание на болгаро-чувашский этногенез. Он писал, что И.Н.
Смирнов исследовал влияние болгаро-чувашского R-языка на народы Среднего Поволжья. «Главным образом слова,
относящиеся к различным сторонам материальной, этнической, социальной и
духовной жизни, уцелевшие после гибели народа в местных финских языках —
черемисском, мордовском и в особенности вотяцком и зыряно-пермяцком. Благодаря
работам Вихмана, Мункачи, Паасонена и старой работе Золотницкого «Корневой
словарь чувашского языка» явилось возможным внести в древнеболгарские культуры
такие подробности, о которых невозможно было и думать при прежних условиях
исследования». Рассмотрев в своей статье вопросы: быт болгар, сельское
хозяйство, торговля, жилище, утварь, скандинавское влияние, керамика,
металлические изделия, одежда, восточное влияние, социальный и политический
строй, суд, религия, И.Н. Смирнов пришел к заключению о том, что чувашизмы в
венгерском, зырянском, вотяцком, черемисском и мордовском характеризуют
современный чувашский язык в разной степени его развития, что угро- финский
мир того времени находился под культурным влиянием какой-то тюркской
народности, весьма близкой по языку к нынешним чувашам. «Наличие чувашизмов в
[эпиграфических] памятниках XIII—XIV вв. в словах, которые вкраплены в чуждый
арабский текст надписей, как единственный показатель народности, которой
служили эти надписи, устанавливает совершенно ясно: между загадочным древним
чувашским языком и болгарским древнечувашский язык был языком болгар...
Народом, оказавшим могущественное культурное влияние на угро-финский мир в
бассейне Волги и Камы и оставившим следы этого влияния в его наречиях в виде
чувашизмов, и были болгары; памятники языка древних болгар, уцелевшие в
угро-финских наречиях, свидетельствуют совершенно ясно, что язык этот, древняя форма
нынешнего чувашского — тюркский» [10].
Далее автор
считает, что теорию Н.И. Ашмарина и И.Н. Смирнова подтвердили и развили
венгерские, финские, чешские, дунайско-болгарские, немецкие филологи, этнологи
и историки, многие русские ученые, признали тюркологи всего мира. Чувашские
ученые М.П. Петров, В.Ф. Каховский, П.В. Денисов, В.Д. Димитриев, М.Р. Федотов,
Н.А. Андреев, Г.Е. Корнилов, Н.И. Егоров, М.И. Скворцов, В.П. Иванов, Г.И.
Тафаев внесли большой вклад в исследование проблемы этногенеза чувашского
народа, его болгарского происхождения.
«Особо следует сказать о капитальной монографии В.Ф.
Каховского «Происхождение чувашского народа», выдержавший три издания.
Анализируя в комплексном исследовании письменные,
археологические, этнографические, нумизматические, фольклорные, лингвистические
источники, автор тщательно прослеживает этногенез народа на
центральноазиатском, северокавказо-северопричерноморском и волжско-камском
этапах. В.Д. Димитриев волжско-камский этап делит на волжско-камский этап,
когда в IX — начале XIII вв. сложилась древнечувашская (болгарская) народность,
продолжавшая существовать до середины XIV в., и на казанский этап второй
половины XTV — первой половины XVI вв., когда в
трагических условиях сформировалась современная чувашская народность. Н.И. Егоров
уточнил даты периодов и территории обитания прототюрков, огурских племен,
колебания в численности их населения на центральноазиатском этапе, а также
территории обитания болгаро-суварских племен, изменения в их численности в Нижнем
Поволжье, на Северном Кавказе и Северном Причерноморье. В.Д. Димитриевым
исследован процесс опустошения Болгарской земли Золотой Орды во второй
половине XIV — начале XV вв. как начало четвертого этапа этногенеза чувашского
народа — этапа, продолжавшегося в Казанском ханстве.
Академик Б.А. Серебренников в своих трудах
призывал казанских историков, этнологов и лингвистов соблюдать правила ведения
научных исследований так же умело и строго, как шахматисты соблюдают правила
игры, убеждал их, что им не следует переживать за своих предков, т.к. потомки
за предков не отвечают» [11].
Юлай Шамилоглу — профессор Висконсинского
университета в Мэдисоне (США), проживающий в Канаде, в статье, опубликованной
в 2006 г., писал, что «история казанских татар, современной
мусульманско-тюркской народности средневолжского региона, обычно рассматривается
в виде сложной и порой противоречивой цепи самосознания: волжские булгары,
мусульмане, татары и казанские татары. Самым близким к себе звеном в этой цепи
казанские татары считают волжских булгар, средневековую тюркскую народность. Тем не менее источники погребальных
надписей волжских булгар указывают на более близкое сходство их языка с языком
современных чуваш, а не казанских татap» [12]. Делая такое справедливое
заключение, Юлай Шамилоглу ссылается на исследования А. Рона-Таша 1975, 1978,
1982 гг. Ф.С.
Хакимзянова 1978 г., Д.Г. Мухаметшина и Ф Г, Хакимзянова 1987 г., свои статьи 1991 и 1994 гг. Автор статьи, как
и Шигабутдин Марджани, считает, что самоназвание и национальное сознание татар
возникло в древности и продолжается до настоящего времени. Но он, не зная о
груде Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры» (1909) и его выводе:
«Исследования языческой веры чувашей показывают, что большая часть народа
когда-то была мусульманами», ошибочно пишет, что «современные чуваши не имеют
никаких доказательств того, что когда-либо в своей истории они были
мусульманами», неверно считает, что «современные татары считают традицию
своего мусульманства непрерывной с X века»: хотя кыпчаки и татары, шаманисты,
ислам приняли лишь при ханах Берке и Узбеке, на рубеже XIII— XIV вв. Не прав
он и в том, что в опустошении Болгарской земли повинна только чума XIV в. Но Ю.
Шамилоглу прав в своем заключении: «Принятая в СССР в официальной версии
советской истории практика очернения имени татар и монголов, последовавшая
отчасти из-за негативной интерпретации роли «татарского ига» в русской
национальной истории, привела к реакции отторжения в татарском самосознании,
оставила на нем своего рола клеймо. Это стало весомым основанием для отрицания
татарского самосознания и для предоставления вместо него более привлекательной
альтернативы: «Мы не татары, мы — булгары!» (которая также имеет подтекстом
«Мы не монголы, мы — булгары!»). ...Даже сегодня некоторые группы проводят
активную работу, обращаясь к внутренним и международным организациям с
просьбой изменить официальное название данной современной этнической группы с
«казанских татар» на «булгар». Автор считает, что в XVIII—XIX вв. ростки
«булгарского самосознания» возникали из-за стремления видеть ислам непрерывным
с X в. Возникшую в советский период «булгарскую» альтернативу татарскому
самосознанию автор считает конструктом XX в. «По этой причине, — пишет он, —
современные заявления о «булгарском» самосознании и удивительные притязания
на свое происхождение от клана Душ должны считаться современным «изобретением
традиции» [13].
«Наконец, нельзя не сказать о выступлениях в
постсоветский период в печати «любителей истории» - бывших строителей, торговцев и др. по вопросам
происхождения чувашского народа. В своих книгах и статьях они объявляют чувашей
произошедшими от шумеров, индусов, этрусков, африканцев, египтян, скифов,
сармато-аланов и других «великих предков». Не имея высшего специального
исторического, этнологического, филологического образования, авторы оперируют
методом «народной этимологии», сравнивают слова разных народов «по созвучию»,
ссылаются на единичные случайные лингвистические и этнические параллели.
Интерес «любителей истории» к вопросам этногенеза является реакцией на фальсифицированное
объяснение вопросов происхождения чувашского народа сторонниками гипотезы
«булгарского происхождения» казанских татар от волжских болгар, на попытки
последних лишить чувашей их истинных предков, однако построения и доводы «любителей
истории» невозможно исследовать, принимать во внимание в научном исследовании
по истории.
Таким образом, политическое решение
1945—1946 гг. вопроса о происхождении казанских татар от волжских болгар препятствует
справедливому, достоверному исследованию как истории крупного татарского
народа, имеющего славную, героическую и созидательную историю, так и истории
чувашского народа с конца VII в. до XIX в., включая историю Казанского ханства
и положения в нем чувашского народа. Объективные исследования М.Г. Сафаргалиева,
Р.Г. Фахрутдинова неопровержимо свидетельствуют о формировании единого
великого татарского народа в XIII — начале XV вв. из тюркоязычных, численно
преобладавших кыпчаков и татар. Исследованиями русских, чувашских, финских и
венгерских ученых фактологически определены: 1) центральноазиатский; 2) нижневолжский,
северокавказский и северочерноморский; 3) волжско-камский и 4) казанский этапы
этногенеза чувашского народа, доказано, что в Волжской Болгарии в конце IX —
начале XIII вв. сложилась древняя чувашская (болгарская) народность, которая в
условиях опустошения Болгарской земли Золотой Орды во второй половине XIV —
начале XV вв. и в Казанском ханстве в трагических условиях трансформировалась в
существующую до настоящего времени чувашскую народность. Волжская Болгария
была разгромлена армией хана Бату, болгарская земля превратилась в дикое поле в
конце XIV – начале XV вв.» [14].
Но вернемся к чувашскому парню из дер. Ильгишево
Прохору Иванову, который погиб в 1920 г. за советскую власть. Простой чуваш из
деревни погиб при взятии Перекопа.
В одном сохранившемся документе сказано:
«Дано сие удостоверение от сельского совета Аликовской волости Ядринского
уезда Казанской губернии Прохору Иванову деревни Ильгишевой, который
действительно мобилизован приказом советской власти на действительную военную
службу в ряды Красной Армии, 1901 года рождения».
Тело бойца Красной Армии перевезено в
Армянск. Погибший в бою 15 лет назад красноармеец Прохор Иванов похоронен с
воинскими почестями.
Пятнадцать дет прошло — не мало
С
той исторической поры,
Когда, у гада вырвав жало,
Мы все, что фронт его держало,
Из крымской выбили норы.
Незабываемое дело
Незабываемых сынов
Страны родной, громивших смело
Белогвардейцев и панов,
Дыханьем нашим овладело,
Когда твое нашли мы тело,
Красноармеец Иванов.
Ты — неизвестный — стал известным,
Убитый — снова стал живым,
Живым примером повсеместным
Несокрушимо-стойким, честным
Героем нашим боевым.
Живой твой образ — он повсюду.
Нет, не убито, не мертво…
Враги вокруг нас шипят недаром:
Им сознавать невмоготу,
Каким - при натиске их яром –
Мы им ответим контрударом
По их прогнившему хребту.
Мы укрепляем нашу силу,
Мы все в работе — стар и мал,
Чтоб сбавить вражьим бандам пылу,
Чтоб дать отпор «свиному рылу»
И — при нужде — и в лоб и с тылу
Атаковать «фашистский вал».
Стальные выковав доспехи,
Мы, если грянут вновь бои,
Сметем с дороги все помехи.
И эти новые успехи —
Успехи будут и твои.
Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
Ты, в года вражеской облавы
Гроза баронов и панов,
Боец простой и величавый,
Войдешь в блистательные главы
Летописанья нашей славы,
Красноармеец Иванов! [15].
К сожалению, многие исторические проблемы «кровь
истории» писателями были забыты или в условиях советской цензуры замалчивались.
1. Массовая смерть (от голода в 20 г. XX века
80 тысяч чуваш автономии умерло от голода);
2. Массовые репрессии советских людей;
3. Голод унес около 80 тысяч человек;
4. Массовые репрессии в ходе коллективизации. Мои предки
Максим Тафаев и Павел Тафаев были репрессированы. Хорошо, что только все
конфисковали, оставили пятнадцатирублевую баню. В этой бане мои родители жили.
Благодаря Тафаеву М.А. повторно построили из старых вперемешку с новыми
бревнами дом. Конфисковали все: корову, овец, ложки, все амбары. Многое
передали людям, а часть отдали в школу. В Акказинской начальной школе обучались
все родители и родственники. В 80 г. XX века
здание Акказинской начальной школы перенесли в с. Октябрьское.
Литература
1. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе казанского
ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.22.
2. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе казанского
ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.23.
3. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе казанского
ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.24.
4. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе казанского
ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.25-26.
5. Русские писатели о чувашах: сб. произведений / Сост. и
авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.262.
6. Русские писатели о чувашах: сб. произведений / Сост. и
авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.266.
7. Русские писатели о чувашах: сб. произведений / Сост. и
авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.269.
8. Русские писатели о чувашах: сб. произведений / Сост. и
авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.275.
9. Русские писатели о чувашах: сб. произведений / Сост. и
авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.23.
10.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
казанского ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.27.
11.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
казанского ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.29.
12.
Шамилоглу Ю. «Джагфар тарихы: как изобреталось
булгарское самосознание // Фальсификация исторических источников и
конструирование этнократических мифов: Сб. ст. / отв. Ред. А.Е. Петров, В.А.
Шнирельман. М.: ИА РАН, 2011. С. 275-276. (материал передал Г.И. Тафаев).
13.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
казанского ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.29.
14.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
казанского ханства. Предыстория и история. – Чебоксары, 2014. – С.30.
15.
Русские писатели о чувашах: сб. произведений /
Сост. и авт. вступ. статьи Ф.Е. Уяр. – Чебоксары, 2009. – С.277-278.
Комментариев нет:
Отправить комментарий