ТАФАЕВ Г. И.
КРЫМСКО-УКРАИНСКИЕ СОБЫТИЯ И ИХ ПРОЕКЦИЯ
НА ПРОЦЕССЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ В УРАЛО-ПОВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ
Задушевные песни Свободы святой
Не замолкнут, пока они живы,
Не посмеют вампиры убитых нуждой
Горемычных душить для наживы.
Если братьям придется главы
положить
За свободу, - они, умирая,
В торжество будут веру, надежду
хранить
И свободы, и правды, и рая.
Михаил Сеспель.
XXI век показал, что в Урало-Поволжском регионе имеются
значительные политические силы, которые заинтересованы в развале Российской
Федерации. Украинские события 2013-2014 гг. показали, что в развале России
заинтересованы не только зарубежные политико-военные силы, но и силы, казалось
бы «дружественные». Что показала для нас этноязыковая и этнокультурная ситуация
в Украине и Крыму?
Исследователи С.Д. Баранов и Д.В. Конов в монографии
«Русская нация. Современный портрет» [1]
большое внимание уделили четырем проблемам:
1. Русские;
2. Украинцы;
3. Белорусы;
4. Угро-финские этносы в РФ;
5. Тюрки и другие этносы.
Внимательно изучив исследование, автор, конечно может
понять причины украинских и крымских процессов. Можно разобраться и в
«татарском вопросе», который активно культивируется в РФ. Обратим внимание на
украинский вопрос. Можно в данном ключе поставить проблему: «О влиянии
украинских событий 2013-2014 гг. на дестабилизацию Урало-Поволжского региона».
1. Урало-Поволжский регион многонационален.
2. Урало-Поволжский регион многоконфессионален.
3. Существуют, как и на Украине, противоречия между
татарами Крыма и другими народами. Крымские татары активно приняли участие в
обострении межнациональных и межконфессиональных проблем в Крыму.
4. Молодежь из Казани приняла участие в действиях
«ЕвроМайдана».
5. Противоречия в Урало-Поволжском регионе сохраняются и
может случиться так, что татарские сепаратисты поставят вопрос о выходе из
состава России исламского Татарстана.
Что же отмечают авторы монографии, касаясь
русско-украинской проблемы, которая тянется еще с разгромом княгиней Ольгой
древлянских племен.
В третьей главе «Субэтносы русской нации. Русские и
смежные этносы: соотношение национальных проектов» автор утверждает, что «Субэтносами русских являются
крупные группы других народов, участвующих в большом русском проекте: это часть
украинцев, большинство белорусов, большинство угро-финских народов РФ, так называемые
диаспоры некоторых народов, проживающих на территории РФ: немцев, евреев,
греков, болгар. Фактически степень ассимиляции этих этнических групп такова,
что позволяет их считать русскими, особенно немцев, евреев и часть угро-финнов
(чего нельзя сказать о многих других народах РФ и бывшего СССР).
Русская диаспора
стран дальнего зарубежья, а также и тех стран бывшего СССР, где русские -
явное меньшинство, всё больше напоминает субэтносы, так как усиливаются её
различия в языке, культуре, экономике, политике с основной массовой русского
населения. Но это тема особого исследования, её мы выносим за скобки, тем
более что численность её сравнительно мала - не более 5-7 млн человек.
Что такое
русские субэтносы? Субэтносами русской нации являются не те исторические
этнографические группы, которые ранее ими считались в этнографии: казаки
различных территориальных войск, поморы, сибиряки, старообрядцы и т. д. Сегодня
они утратили субэтническую природу и слились с великороссами, хотя иногда и
демонстрируют частные этнографические особенности. Следовательно, считать их
субэтносами русских – явный архаизм, который, к сожалению, повторяется во
многих работах» [2]
Позиция авторов понятна, они считают, что ассимиляция
малых народов России похожа на идею Н.Я. Данилевского «Об этнографическом
материале». Данилевский говорил об угро-финских народах. Посмотрим цифры:
Перепись
|
||
|
1926
|
2002
|
Болгары
|
111296
|
31965
|
Вотяки
|
504187
|
Удмурты
– 636906
|
Бесермяне
|
10035
|
3122
|
Марийцы
|
428192
|
604298
|
Мордва
|
1340415
|
843350
|
Чуваши
|
1117419
|
1637094
|
Мишары
|
242640
|
|
Башкиры
|
242640
|
1673389
|
Татары
|
2916536
|
5554601
|
Кипчаки
|
33502
|
|
Кряшен
|
101447
|
24,668
|
· Среди марийцев: горные марийцы – 18515,
лугово-восточные марийцы – 56119;
· Среди мордвы: мокша – 49624, эрзя – 84407;
· Куда делись мишары? Их просто вписали в татары.
· Куда делись бесермяне? Их вписали в удмуртов.
· Куда делись болгары (дунайские). Они ассимилировались.
· Куда делись кряшен? Их вписали в татары. Таким
образом, идет политическая этническая ассимиляция в РФ.
По переписи 2010 года ситуация еще
более политизирована. Ассимиляционные процессы в РФ ускорились, например:
- башкиры – 1584554;
- бесермяне – 2201;
- дунайские болгары в РФ – 24038;
- коми – 228235;
- марийцы – 547605;
- марийцы луговые – 218;
- марийцы горные – 23559;
- мордва – 744237;
- мордва мокша – 4767;
- мордва эрзя – 57008;
- татары – 5310649;
- кряшен – 34822;
- мишары – 786;
- чуваши – 1435872 [3].
Надо помнить, что татарский этнос
делится на казанских татар, астраханских и других. Нас интересуют казанские
татары, их на 2014 год – 1,950 тысяч человек.
1. Таким образом, крымско-украинские и российско-украинские
события могут иметь последствия в Урало-Поволжском регионе.
2. В Урало-Поволжском регионе имеются очень большие
этноязыковые, религиозные и политико-геополитические проблемы.
Противоречия обостряются:
- между казанскими татарами и
болгаро-чувашами;
- между мишер и казанскими татарами;
- между русскоязычными и казанскими
татарами в Татарстане (до 93 % в администрации и силовых структурах занимают
казанские татары в Татарстане);
- между башкирами и казанскими
татарами;
- между казанскими татарами и другими
татарами РФ.
Что дальше?
Авторы монографии «Русская нация» отмечает в параграфе
«Украинский проект и его соотношение с проектом большой русской нации», что
Одним из чрезвычайно важных вопросов
развития русской нации является её соотношение с украинцами. Это большая группа
населения Европы, более40 миллионов, является важнейшим партнёром великорусов
и белорусов в формировании русской нации. Сегодня нет оснований считать всех
украинцев русским субэтносом. Тем не менее после великороссов русскоязычные
украинцы представляют наиболее значительную из субэтнических групп русских.
«Неразделимо, но несмесимо», - гласит формула известного украинского писателя
М. П. Драгоманова (умеренного националиста), описывающего сущность связи между
белорусами, украинцами и русскими. Мы видим несколько крупных групп украинцев,
в разной степени связанных с русским проектом.
Хотя украинцы и включены в значительной
мере в процесс формирования русской нации, но имеют собственную устойчивую и
развивающуюся национальную идентичность. Создание самостоятельной украинской
национальной идентичности и составляет содержание украинского вопроса и
украинского национального проекта.
Хотелось бы рассмотреть украинско-русский
вопрос, не сводя его к разбору идеологических завалов. На наш взгляд, данный
вопрос не имеет исчерпывающего и адекватного освещения в современной научной и
политической литературе, несмотря на ряд крупных работ и обилие публицистики.
Их ключевым недостатком (но одновременно и достоинством) является обращённость
в прошлое (историоцентризм) и на мнения (библиографизм, историографизм).
Поэтому изложим здесь собственную концепцию русско-украинского вопроса. Нужно
исходить из ряда труднооспоримых социальных фактов.
•
Украинский
этнос существует и развивается в той или иной форме.
•
Русская
нация и украинский этнос пересекаются.
•
Пересекаются
русские и украинцы именно таким образом, что какая-то весьма значительная часть
украинцев входит в русский этнос, а не наоборот. Взаимосвязь объёмов понятий
русского и украинского этносов носит ассиметричный характер.
•
Далее
можно сказать, что вхождение части украинцев в состав русской нации: а)
является «симбиозом», а не ассимиляцией; б) осуществляется не насильственно, а
добровольно.
•
Реализация
украинского проекта нанесла и будет наносить значительный ущерб
общерусской идентификации украинцев, фактически выключив их сознательную
самоидентификацию из общерусской.
Мы используем нейтральное название проекта
для этноса и этнического процесса «Украина», «украинцы». Что в
действительности скрывается за этим этнонимом, и какое отношение он имеет к проекту русской нации? Что представляют сегодня
украинцы? Нацию, народность, несколько народностей или разновидность (субэтнос)
русских? Сложность и парадоксальность ситуации в том, что все эти компоненты
этногенеза имеют место, и трудно сказать, какой из них доминирует. В этом
своеобразная уникальность Украины как этнического полигона»[4].
«Пути
формирования украинцев как русских или как самостоятельной нации переплелись и
ждали того или иного решения в истории. В этом суть «украинского вопроса»
Александра Миллера в XIX веке, когда оба варианта были ещё открыты. В XX веке
политика склонилась в пользу создания украинской нации, но в то же время
единство русских и украинцев усилилось. «Окно возможностей» не было использовано,
а тяжелейший политический кризис России в первые десятилетия XX века и его последствия похоронили, среди
прочего, и проект большой русской нации.
Далее они
замечают, что украинско-русский вопрос стоит так: будет ли общерусская нация в XXI веке великой нацией и государством, контролирующим
всю историческую территорию восточного славянства, или она окажется расколотой
на противостоящие народы и государства, одно из которых - Российская Федерация
- станет всего лишь средним региональным государством, не адекватным
контролируемой территории по своему населению. На наш взгляд, русская нация без
украинцев вряд ли способна вынести на себе роль крупной современной нации с
уникальной евразийской ролью, выдержать и ассимилировать волны мигрантов иного
этнического и расового происхождения. Для украинцев же возможна перспектива
превращения в небольшую европейскую нацию численностью до 15- 20 млн. человек,
выполняющую роль подсобного антропологического материала и рабочей силы для
Европейского Союза. Украина тогда превратится в полигон вечной борьбы между
лицами, выбирающими по различным причинам между русской и украинской
идентичностью.
Украинцы как
народность, или всё же нация? Решая этот вопрос нельзя дать ни
положительный, ни отрицательный ответ» [5].
Авторы далее
отмечают: «По нашему мнению, украинцев в типологии этносов следует считать,
скорее, народностью, но при этом стремительно приобретающей признаки нации.
Если, конечно, рассматривать их отдельно от великороссов, белорусов и других
народов, втянутых в русский этногенез. При этом украинская народность носит
сложносоставной характер и включает в себя субэтносы: центральноукраинский и
западноукраинский. Следуя этой логике, украинцев в строго научном смысле нельзя
назвать нацией. Это сложно будет сделать в ближайшие 2-3 десятилетия.
В чём
принципиальное отличие нации от народности, и почему украинцы не нация? В
рассмотренной выше классификации типов этносов народность принципиально
отличается от нации. Принципиальной особенностью нации как типа этноса является полностью сложившаяся
этнически и культурно однородная система воспроизводства общества в рамках
страны или государства современного типа. И язык, и культура, и государство, и
экономика нации представляют собой единое целое. Так ли это в отношении
украинцев? Мы не наблюдаем того уровня этнической целостности, который
необходим для нации. Но вместе с
тем есть и серьёзные шаги в этом направлении.
Украинцы давно
переросли рамки классической народности: и численно, и территориально, и по
продуктам национальной культуры, развитости языка, атрибутам государства,
активности националистических кругов. В чём же дело? В русских. Всё дело в том,
что украинцы в той же мере исторически втянуты в общерусский национальный
проект, как и в узкоукраинский. Привлекательность общерусского проекта для большинства
украинцев не ниже, чем узкоукраинского. Речь, конечно, не только о
хрестоматийных «москалях» и «москальской империи», изображаемых как пугало, но
о многих миллионах украинцев, выбравших для себя русский проект, в том числе и
как дружбу с Россией.
В результате:
русский язык является столь же употребимым, как и украинский, государство на
Украине русскоукраинское, а динамичными премьерами националистических
правительств являются лица русско- якутского и русско-армянского происхождения.
Недаром главная задача украинских националистов состоит в том, чтобы отколоть
украинцев от русских-великороссов и построить между ними стену вражды.
Украинская
народность имеет некоторые существенные признаки нации и развивается в
направлении превращения в нацию: литературный язык, государственность,
значительная компактная территория - тем не менее она не обладает культурной
однородностью и самостоятельностью как нация. В Европе существует немало
этносов, которые, скорее, являются народностями или находятся на разных стадиях
процесса перехода от народности к нации. Похожим образом дело обстоит и с украинцами, но с одной очень
существенной поправкой, которая показывает именно специфику украинцев:
большинство украинцев встроены в более мощный процесс формирования общерусской
нации на базе восточнославянского этнокультурного пространства. И в этом плане
Украина отнюдь не политическая нация и не нация-государство, так как украинское
государство по своей этнической природе является в основном русским.
При отсутствии общерусского фактора
украинцы легко достигли бы уровня однородности и автономии нации по примеру
многих европейских и восточноевропейских народностей.
Украинская (малороссийская) народность,
как и все восточноевропейские народности, включая великорусскую, является
достаточно поздним продуктом. Период её первичного складывания можно отнести к
XVII веку. Основой её стало центральноукраинское население Поднепровья как
Левобережья, так и Правобережья.
Цементирующим ядром народности выступило
малороссийское казачество, а движущей силой - сохранившие русскую идентичность
малороссийское дворянство и православное духовенство.
До этого периода на заселённой восточными
славянами территории Украины существовали региональные группы разнородного
изолированного населения. Данное население можно условно назвать древнерусским,
так как с XI в. именно за этой территорией закрепилось название Руси (отнюдь
не за северо-западными и не северо-восточными). Основная масса этого
славянского населения русскими себя не считала, так как не была связана в
единый этнос, представляя разрозненные территориальные и общинные группы.
Вряд ли можно считать эти группы
народностями, так как они не имели единой государственности, языка,
принадлежали к разным антропологическим типам, которые менялись в течение
столетий. Вместе с тем феодальная элита этих групп (князья, боярство,
духовенство) сохраняла устойчивые признаки русской идентичности, в частности
старославянскую письменность и письменный русский язык, а также связи с
остальной частью русского ареала (северными землями). Она была реальным
носителем этнонима «русский».
От них название «русский» и передалось
казачеству, относящемуся к феодальной воинской иерархии, а также к городскому
ремесленно-торговому населению считают авторы монографии» [6].
Он
считают ,что «оформление украинской народности в целом закончилось в конце
XVIII века. Признаком этого является начало национальных исканий украинской
интеллигенции в XIX веке в ответ на ликвидацию видимости малороссийской
государственности (гетманщины).
Концепция украинцев как народности
восходит к М. Костомарову (1817-1885), который был не только русским историком,
но и также одним из основоположников украинского национализма (при этом, что
характерно, лицом с общерусской идентичностью). Данная концепция ЯВЛЯЛАСЬ новее не искусственной конструкцией, как
считают некоторые излишне увлечённые полемикой
ревнители общерусской идеи, а описанием уже сложившихся реалий.
Именно Костомаров объявляет жителей
Великой России и Малой России «двумя русскими народностями». Авторами же термина
«украинцы» как этноса были польские аристократы (вероятно, западно-русского
происхождения) Фаддей Потоцкий и Ян Чацкий в конце XVIII - начале XIX века.
С.Д. Баранов и Д.В. Конов считают, что
наличия особой украинской народности трактуется украинскими националистами как
факт отсутствия русско-украинской общности (М. Грушевским 100 лет назад, в 1902
г., и ныне Л. Зализняком). «Общеруськоi icтopiii не може бути, як немае общеруськоi народностi». Данный тезис Грушевского, цитируемый
Зализняком, является по сути недвусмысленным запретом для украинцев и русских
иметь общую историю (не говоря уже об общей нации - какой ужас!), демонстрирует
методы украинских националистов: табуирование и запрет вместо строительства.
С научной точки зрения обоснование
Зализняка не выдерживает критики, т. к. из отсутствия общей народности во
времена Киевской Руси отнюдь не вытекает отсутствие общей истории и общей
нации теперь.
«А поскольку «Кшвська держава була утвором
однiеi народности украiнсько-руськоi», то последняя, очевидно, возникла раньше
Киевской Руси, и по М. Грушевскому происходит от антов IV-VI вв.». Данный тезис является совершенно
ложным, так как Киевская Русь была результатом усилий надплеменной
раннефеодальной верхушки смешанного этнического происхождения, которая отнюдь
не сводилась к представителям мифической украинско-русской народности. Именно эта надплеменная раннефеодальная
прослойка и была носителем формирующегося русского начала. В неё входили
представители различных восточно-славянских племён и других этносов (варяги,
угро-финны, греки и др.).
Совершенно очевидно, что в X-XI вв. не было также киевско-русской
(украинской) народности, которая сложилась значительно позднее, в XVII веке.
Процесс формирования древнерусской
народности шёл на уровне феодальной элиты и части городского населения, обменов
этих групп между различными землями, переселения восточнославянских в широтном
направлении (на север и восток и обратно - с севера на юг).
Точка зрения на украинский этнос как на
народность в составе триединой большой русской нации восходит к
дореволюционным временам. Она была характерна для самодержавного государства и
для интеллигенции. Такой взгляд, естественно, не лишён идеологической односторонности.
В действительности, большинство украинцев-малороссов западных областей в
состав формирующейся русской нации не входили. Но вместе с тем в конце XIX -
начале XX века значительная часть малороссов включились в общерусский проект и
справедливо рассматривались в качестве русских.
Ключевым историческим фактором,
запустившим процесс формирования украинского этноса из фазы народности в фазу
строительства нации, стала массированная советская украинизация 1923-1939 гг.,
осуществлявшаяся большевиками в опоре на государственное принуждение и
интеллигентов-националистов. Именно она привела к формированию массового
представления об украинцах как о нации.
Только поэтому в научной литературе
советского и постсоветского периода украинцы рассматриваются в качестве нации.
Однако данная точка зрения является односторонней и в советское время была
продиктована идеологическими соображениями и предписаниями, согласно которым
такие крупные и развитые народы, как украинцы, должны быть нациями, тем более
что они являются титульными этносами союзных республик. Аналогичная ситуация
была и в отношении белорусов, молдаван, грузин, азербайджанцев. Эти этносы на
момент образования соответствующих союзных республик нациями не являлись. Тогда
было необходимо сделать из них нации, что требовало много времени, и статус
давался искусственно, как бы авансом, в качестве поставленной цели.
Можно констатировать, что советская
украинизация помогла решить сразу несколько задач. Основной из них было
создание Украины как плацдарма для
коммунистической экспансии в Центральную и Восточную Европу, в том числе и в
области, заселённые близкими к украинцам восточнославянскими группами (роль
Центральной Украины как украинского Пьемонта для Западной и Юго-Западной Украины
и Закарпатья). С помощью украинизации можно было унифицировать административно
и культурно разнородные группы населения Юго-Западной России» [8].
Что нас беспокоит:
· Крымско-украинский вариант, татарские националисты
постараются использовать в перспективе (2015-2025 гг.);
· Вопреки общим ассимиляционным процессам численность
казанских татар резко растет;
· Ключевые позиции, как и на западной части Украины в
Татарстане заполняют этнические татары (до 93 %);
· Доминирующие позиции этнические татары занимают в
силовых структурах республики Татарстан.
Литература
1. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – 536 с.
2. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 70.
3. http: // www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_10.php
4. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 71.
5. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 72.
6. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 73-74.
7. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 75.
8. Русская нация. Современный портрет – «Миттель Пресс».
– Москва, 2009. – С. 78.
2 комментария:
Вообще-то украинцы как народ - это наследие советского периода, то есть XX века. До революции украинцами называла лишь себя малорусская и казачья интеллигенция и польская интеллигенция русского происхождения (в годы порабощения поляками Западной Руси было много тех, кто принял католичество и забыл русский язык). А так украинская нация - проект глобальный и его целью было создание буфера, подчиненного интересам западных кланов, враждебных России. Даже в Петербургском Императорском Университете (ныне СПбГУ) отбирались дети из западнорусских провинций для обучения "мове" (Мова (пол. Mowa) переводится с польского как речь, наречие). Но когда учителя вдруг обнаружили, что наречия детей Киевщины и Витебщины отличаются, то был создан язык, специально адаптированный под беларусские деревни и назван был белорусским языком. Этот язык не был принят беларусами и сегодня изживается. Если бы на Украине были те свободы, что и в Белоруссии, такие как языковая и курс украинских президентов был бы такой же, как и у Лукашенко, то ситуация с украинским языком была бы такая же. Потому, что надо понять, что Украинцы, Белорусы и Русские - это единый народ и нашей целью является восстановление единого государства. Без Украины и Беларуси Россия не выживет. Ведь недаром в XV-XVIII веках основными врагами России были Польша, Литва, Швеция, Пруссия, Турция, потому что они оккупировали западнорусские земли или стремились к их занятию. Во время Первой Мировой войны возвращение Галиции, Прикарпатской Руси и западнославянских земель была целью в случае победы над Тройственным Союзом. И. В. Сталин после победы над Германией включил земли Червонной и Прикарпатской Руси (Западной Украины) в состав УССР. Сегодня после распада СССР основными врагами России являются, те кто сегодня оккупирует Украину - Западный Мир во главе с Великобританией и США. И сегодня ситуация такая, что Запад зависит от России финансово и ресурсно и уход России из-под надзора МВФ и прочих международных структур приведут к падению западной экономики, а, следовательно, уклада нынешней глобальной цивилизации. И за последние 15 лет Запад пытается делать все, что угодно, чтобы развалить Россию. Среди такой пропаганды характерны «антипутинская» пропаганда с явными оскорблениями нашего президента, пропаганда нацизма для полного разделения трех народов и тотальной войны между нами и навязывание абсурдных исторических теорий, по которым русские это финно-угры (объявление славянских племен мурома и меря финскими племенами, только Голядь со скрипом назвали балтским племенем (Балты – промежуточный народ между славянами и финно-уграми) первая ласточка финно-угорской теории, тем более эти племена пришли не из финно-угорских лесов, а из белорусских и польских лесов и северных карпат. Повесть временных лет говорит о том, что эти племена говорили на русском языке, а не финнских языках. Даже не найдены фрагменты мерянского и муромского языков, что наталкивает на раздумья), белорусы — это обрусевшие литовцы, а украинцы — это славяне и вводится теория оккупации москалями западной Руси. Поэтому в вопросе об украинцах надо подходить деликатно и всегда говорить правду, тем более время работает на нас.
Отправить комментарий