ТАФАЕВ Г. И.
НЕОБХОДИМ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛИКБЕС ДЛЯ
ДЕПУТАТОВ ГОССОВЕТА, ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ЧУВАШИИ
«Печалят гуси, пролетая!» —
Моя любимая поет,
И звуки песни, словно стая,
Меня берут с собой в полет.
Земля родная далека
—
Деревня, Белая река.
Яков Ухсай
Что происходит в общественном сознании Среднего
Поволжья? Изучая различные исследования татарских исследователей волосы
становятся дыбом при анализе многих книг, пособий, монографий.
Тысячи фальсифицированных статей выложены в интернете,
которые в условиях продолжающейся информационной войны навязывают массам
альтернативные псевдоисторические концепции. Классическим примером может
служить книга С.Х. Алишева «Болгаро-казанские и золоордынские отношения» [1].
Монография автора вся пронизана псевдоконцепцией
«татары-болгары». Например, в разделе «Народы Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв.» [1] автор говорит о болгаро-татарах и
дискуссирует с другими учеными по данной концепции (кроме чувашских). В
частности, автор утверждает, что «на исследователей
этой концепции ярлыки периода советского тоталитаризма, при этом не утруждая
себя соблюдением правил элементарной научной порядочности. Так не бывает.
Крупные, всемирно известные ученые, дореволюционные и советского времени
историки, независимо друг от друга и одинаково выступавшие за преемственность
болгар - татар и Болгар - Казань, заведомо не были такими, какими их пытаются показать монголо-татаристы. Неприлично
издеваться над их памятью».
«Академик Ю.В.Бромлей так определяет
этнос: «Под собственно
этнической общностью (этносом) понимается как исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая многопоколенная совокупность людей,
обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными
особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего
единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием),
фиксированным в самоназвании (этнониме)». Это определение относится и к народности,
и к нации.
Необходимо рассмотреть определения
относительно болгаро-татар и золотоордынских татар. Первое - это территория.
Казанское ханство занимало лесостепное пространство Среднего Поволжья. Его
территория стала немного меньше, чем была при Болгарском царстве, границы ее не
доходили до Самарской луки. Территория собственно Золотой Орды располагалась в
нижневолжских и яицких (южноуральских) степях. Разница очевидная, что видно и
при рассмотрении экономической и культурной общности этноса, потому что
территориальная общность — это не только общность земельной площади, а
экономически и культурно освоенная этносом территория
Далее в определении сказано, что на этой
территории должна быть «устойчивая многопоколенная совокупность людей». «В
Казанском ханстве именно такая совокупность людей существовала с болгарских
времен, именно здесь многие поколения болгаро-татар жили на протяжении
нескольких столетий, переживая процесс единения в одну народность, В Золотой
Орде население состояло из разных кочевых племен, имевших свои племенные наименования, которые стали
недавними жителями-кочевннками кипчакских степей. Доказательством этому служит
этнический состав ногайцев XV - XVI вв., куда входили
золотоордынские племена, - уйсуны, канглы, найманы, керенты, конгыраты,
кеиегесы, мангыты, кипчаки и некоторые другие. Все они сохранили свои
племенные названия, «которые в настоящее время бытуют
у ногайцев». Названия племен совпадают с именами монгольских племен,
покоренных в Монголии Чингисханом. Эти племена кочевали, но степи по разным
пастбищам без всякой потребности в единении, а затем вошли в состав казахов, узбеков,
ногайцев, крымских и польско-литовских татар. Это произошло потому, что они не
осознали своего этнического единства,
которого, как выясняется, и не было. В Золотой Орде не образовался какой бы то
ни было народ. В Казанском ханстве в
течение XV - первой половины XVI вв. образовался болгаро-кипчакский народ, о
чем пишут все историки-исследователи. И это «в отличие от всех других» золотоордынских
племен, казахов, узбеков, ногайцев, крымских и польско-литовских татар» [3].
Языковое различи по Алишеву представляется
так. Мы (болгаро-татары)
ногайского языка не понимаем. Р.Х.Керейтов и В.В.Трепавлов пишут, что ногайцы
тюркоязычны, но не принадлежат к волго-уральским татарам, были тюркизированы
исходя из данных языка. Крымско-татарский язык нам тоже малопонятен, он из турецко-огузской
группы, потому что крымцы состоят из тех же золотоордынских и турецко-огузских
племен. Польско-литовские татары вообще потеряли свой монгольский и
приобретенный тюркский язык.
Татарский
автор далее говорит о языковой общности нашего народа мы писали подробнее в
статьях об образовании татарского народа. С ними можно ознакомиться в книге
С.Х.Алишева «Все об истории Казани» (Казань, 2005). В этих статьях указывалось,
что наш народ образовался путем слияния двух компонентов - болгар и кипчаков.
«Экономическая общность в данном случае
имеет тоже большое значение. В Казанском ханстве население вело оседлый образ
жизни с многоукладным хозяйством, в первую очередь занималось сельским
земледелием. Население Золотой Орды в основном занималось кочевым
скотоводством, и хозяйство у них было натуральное. Оседлое земледелие у
казанских татар идет от болгар, утверждают археологи, а кочевое скотоводство
у золотоордынских племен идет прямо Монголии.
В культурном отношении Казанское ханство унаследовало
от Болгарстана мусульманскую религию, которая была образом жизни многих
поколений начиная с X в. Тогда религия являлась центральным стержнем
культурного развития. Общество и его члены всецело были под ее влиянием. Мелкие ремесленники своими изделиями торговали сами на
рынке или на дому.
В источниках отмечено наличие в Казанском
государстве многих видов ремесел: кузнечного, ювелирного, гончарного,
металлургического, кожевенного, текстильного, кирпичного, деревообрабатывающего,
мехового и др. Огромную роль играло, как и в болгарское время, традиционное
кожевенное дело. Юфть и сафьян, имевшие большую известность, по-прежнему
назывались «болгари», болгарскими. Казанцы торговали ими в странах Азии и
Европы».
Известно, что особенно широкое
распространение получила казанская обувь - ичиги, туфли, сапоги, в которых
щеголяли многие московские князья и бояре. Развито было и ювелирное дело.
Татарские источники называют ювелиров «алтынчы» — золотых дел мастера,
«кэмешче» - серебряных дел мастера. Есть сведения о том, что они «переливаху
серьги, ожерелье». Большое значение имело текстильное ремесло. О развитии
кумачного производства имеется следующее сведение: «...ходяще в красных ризах
(кумач) и в зеленых, и в багрянах, и в червленых одеявшеся, шаствовати пред
катунами (катуны - жены, С.А) своими, яко цветцы полские,
различно красящеся друг друга красивее и пестрее». Отсюда видно, что ткачество
было на высоком уровне и ткачи производили товары и для других стран. Этот вид
ремесла был известен с болгарских времен, он культивировался и после падения
Казанского ханства у казанских татар.
Известна красная и цветная посуда хорошего
обжига, изготовлявшаяся местными гончарами. В раскопках в Казани найдено
множество остатков керамической посуды, и вся она изготовлена по болгарским
гончарным традициям. Подобные находки в Золотой Орде представляют хорезмийские
изделия. Об этом писали Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский в известном труде
«Золотая Орда и ее падение».
В Казани обнаружены кожевенные, гончарные
мастерские, кузницы и мельницы. Такие же мастерские отмечены в Чаллынском. Елабужском и в некоторых
других городищах» [4].
Чувашских историков и болгаро-чувашское
население, конечно, крайне беспокоит такое античувашское отношение казанского
автора. Где только можно автор исследует проблему в русле болгаро-татары.
Обратив внимание на информацию, которую Алишев дает по марийцам.
Марийцы.
Рядом с болгаро-татарами на севере и западе обитал марийский народ. В изучаемый
период русские источники называют марийцев «черемисами» [6].
Обратите внимание «марийцы проживали с болгаро-татарами». Какая ложь и
эту ложь читают марийское население Среднего Поволжья. А ведь им известно, что
чуваши всегда были болгарами и что чувашский язык являлся примером для
подражания. А болгаро-чувашская одежда была культовой одеждой. Тем более надо
знать, что татары и их кыпчакский язык появился в Среднем Поволжье после
разгрома Волжской Болгарии.
Рассмотрим позицию В.Д. Димитриева. Чувашский профессор писал: «Чувашизмы
в финских языках Волго-Уралья начал исследовать Н.И. Золотницкий (1875).
Чувашизмы в мордовском языке исследованы финским ученым X. Паасоненом к 1897
г. Им было обнаружено в мордовском языке более 100 чувашских слов. После 1897
г. никто не интересовался этим вопросом. По всей вероятности, чувашизмов в
мордовском языке значительно больше. Чувашизмы в марийском языке исследовал к
1920 г. М. Рясянен. Чувашских слов, вошедших в марийский язык до середины XIV
в., он обнаружил более 500. В.Г. Егоров выяснил, что он в другом сочинении — о
татарских словах в марийском языке (1923) —многие истинно чувашские слова
приписал к татарским словам. М.Р. Федотов перечислил 1362 чувашских слова в
марийском языке. Из них примерно тысяча слов могли войти в марийский язык до
середины XIV в. Чувашские слова в удмуртском и коми языках изучены В.
Вихманом, А. Рона-Ташем, в удмуртском — И.В. Таракановым. По неполным данным, в
удмуртский язык вошло более 500 чувашских слов, в коми — 300» [7].
«Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, участвовавший в
разработке теории болгарского происхождения чувашей, в книге «Черемисы» (1889)
так описывает «влияние волжских болгар на черемис»: «В настоящее время
соседями черемис из тюркских народов являются чуваши и татары. Татарское
влияние начинается в относительно позднее время — не ранее XIV в. К
этому времени татары сами едва усвоили, вероятно, элементы болгарской
цивилизации... По своему составу большая часть нетатарских заимствовании
тождественна с словами чувашского языка. Говорить о культурном влиянии чуваш на черемис в
настоящее время может показаться странным: чуваши ничем не культурнее
черемис... Но чуваши не всегда были таким народом, как теперь. Существует
весьма основательная гипотеза, что это племя представляет собою потомков
болгар, создавших цивилизации Среднего Поволжья. Рассмотрение
заимствованных черемисами у чуваш слов показывает, что культурное воздействие
тюркских народов на черемис было громадно. Под тюркским влиянием у черемис
создался переход от охотничьей жизни к скотоводству и земледелию, сложился оседлый
быт, домашняя обстановка, костюм, возникли торговля и связанная с нею
экономическая дифференциация, явились зародыши общественной организации,
получили дальнейшее развитие верования. В период сближения с болгарами черемисы
знали общефинскую коническую кету, которая, вероятно, сохранилась и до настоящего времени, исполняя функцию овина. Под
болгарским влиянием развивалась дальнейшая история черемисского жилища: явилась
курняя изба перт, сурт с очагом и дымовым окном возак, комака [чув. камака], тюнюк. Около избы поместились погреб нореп, баня монча
[чув. монча, мунча], хлев для
скотины... изгородь пахча [чув. пахча], сарай [чув. сарай],
с воротами капка [чув. хапха]... Черемисин обзавелся скотом волик, который состоял из лошадей алаша [чув. лаша],
и овец шорок, тага [чув. така], патя [чув. путек «ягненок»], познакомился с ценою
покрытых травою пространств и обозначил их особым именем олох, научился устраивать для скота
загороди в лесу и на лугах отар
[чув. отар, утар], почувствовал
необходимость собирать скотину в стадо,
охранять ее при помощи пастуха».
Далее автор перечисляет заимствованные марийцами из болгаро-чувашского языка
названия молочных продуктов, полеводческих и овощеводческих орудий труда, транспортных
средств, сбруи и т. д., предметов домашней обстановки, термины, связанные с
торговлей и товарно-денежными отношениями, расслоением общества на богатых и
бедных, одеждой, обувью, украшениями, питанием, туалетом, поселениями,
государственным устройством, общественным и самейиым бытом, религией, космогонией,
природой, климатом» [9].
«Чувашизмы VIII—XIV вв. в финно-угорских
языках, по мнению В. Д. Димитриева. доказывают правоту ашмаринской теории
болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности, ярко свидетельствуют
об установившейся в Волжской Болгарии болгаро-чувашской цивилизации, оказавшей
огромное прогрессивное влияние на общественно-политическое,
социально-экономическое и этнокультурное развитие венгерского, марийского,
удмуртского, коми и мордовского народов. Чувашизмы очень важны для исследования
истории самого чувашского народа, волжско-камского и казанского этапов его
политической, социально-экономической и этнокультурной истории. В этом
параграфе ограничусь систематизированным приведением переводов чувашизмов в
венгерском языке на русский язык, свидетельствующих о состоянии экономики,
культуры и быта болгаро-чувашей к концу IX в.
До прибытия из Ханты-Мансийского региона в
Южное Приуралье и Волго-Камье в V в. венгры занимались собирательством в лесу
и охотой. На новом месте они усвоили скотоводство и земледелие» [9].
По
Алишеву получается, что татары после разгрома Волжской Болгарии вдруг стали
болгаро-татарами и, мол, они проживали рядом с марийцами – черемисами. Просто чудовищная
ложь, которая навязывается в условиях информационной войны. С.Х. Алишев далее
утверждает: «то название тогда охватывало не только марийцев, но и чувашей, и
удмуртов, поэтому летописную «черемису» нельзя назвать народностью, т.к. она
послужила лишь этнической основой позднейшей марийской народности. В XV в.
марийцы сами составляли не единое целое, а совокупность больших групп
родственного населения из горных, луговых, кокшайских и ветлужских черемисов, а
также «черемисов», не объединенных в народность чувашей и удмуртов.
Марийский народ тогда разделялся на две
части, разделительной чертой была р. Волга. На правом берегу Волги проживали
горные марийцы, от г. Чебоксар до нижнего течения р. Суры. На левой стороне
Волги жили луговые марийцы и занимали северные окраины Казанского ханства.
Кокшайские и ветлужские марийцы располагались по бассейнам этих рек.
Луговых мари называли «олык мари», горных - «курлык мари», а
«мари» на финно-угорском языке означало человек, муж. А. Курбский о них писал,
что «6о тот черемисский язык не мал есть и.... собираются их глаголют, вящей
двадесяттысящей войска». Соседями их на юге были болгаро-татары, на востоке -
удмурты, на северо-западе они граничили с русскими. Основная часть марийских
земель по-прежнему с болгарских времен оставалась в составе Казанского
царства.
Основными занятиями луговых марийцев
являлись лесные промыслы, охота, бортничество, сбор ягод, грибов, орехов и др.
На втором по значению месте стояло домашнее скотоводство: разводили лошадей,
крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу. Этому способствовало наличие
заливных лугов в поймах многочисленных рек и озер. Продукция скотоводства шла
на питание, ремесленное производство и меновую торговлю» [10].
Вновь ложка дегтя в чувашской истории.
- «Чуваши были народностью».
- «Чуваш называли черемисами».
- «Соседи удмуртов были болгаро-татары».
Путаница и по языку болгар, черемисов и
даже мишер. Для доказательства правды по истории болгаро-чуваш мы приведем
исследования В.Д. Димитриева. «Если в
VIII—X вв. у болгар и сувар были племена, то и XII в, сформировалась болгарская
(древнечувашская) народность. Чувашские слова (чувашизмы) в венгерском, марийском, мордовском,
удмуртском, коми-премяцком и коми-зырянском языках, а также эпитафии XIII —XIV
вв. с чувашскими словами свидетельствуют о том, что государственным языком в
Волжской Болгарии был чувашский Я-язык.
Волжские болгары
столетиями жили в мире и согласии с поволжскими и приуральскими народами,
изредка вступали в столкновения с буртасами (речными осетинами, аланами), с
середины XI в. на Волжскую Болгарию систематически совершали грабительские
нападения Z-язычные кыпчаки
(половцы). Мирные отношения Волжской Болгарии с Киевской Русью нарушались
походами последней в 977, 985 (тогда ни одна сторона не победила, договорились
не воевать до тех пор, пока «хмель не утонет в реке, камень не всплывет из
нее», но Русь не выдержала условий договора), 994 и 997 гг. В 1006 г. Волжская
Болгария заключила торговый договор с Русью. Владимиросуздальские князья
совершили походы на Волжскую Болгарию в 1120, 1164, 1172, 1183, 1186, 1220 гг.
(сожгли и уничтожили г. Ошель). Из-за этих нападений в середине XII в. болгары
перенесли столицу из г. Болгар в г. Биляр. В XII в. сами болгары совершали
ответные походы на Муром, Суздаль, Устюг и другие русские города» [11].
«Входившие в
Волжскую Болгарию народы управлялись как болгарскими турунами и тарханами, так
и собственными князьями и старейшинами. Восточная мордва, венгры, марийцы, удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне,
временами, возможно, и часть кочевавших башкир платили государству дань в
умеренном размере, несли трудовую, подводную, постойную и воинскую повинности.
О приобщении их к болгарской
государственности, об их хозяйственных
занятиях, культуре и религии, общественном и семейном быте свидетельствуют не
только археологические и письменные источники, но и болгаро-чувашские слова
(чувашизмы), вошедшие в венгерский язык до конца IX в., в мордовский,
марийский, удмуртский, коми-пермяцкий и коми- зырянский языки с VIII в. до 70-х
гг. XIV в. В Болгарском улусе Золотой Орды до 70-х гг. XIV в. финскими этносами
продолжали управлять болгарские же чиновники под наблюдением татарских
баскаков. Чувашизмы в венгерском языке исследованы 3. Гомбоцем к 1912 г. Им
обнаружено 130 чувашизмов. Их число теперь доведено А. Рона-Ташем почти до
600. Его труд издан на английском языке и до нас не дошел. Сочинение 3. Гомбоца
объективно свидетельствует как об уровне развития хозяйства и культуры
болгаро-чувашей к концу IX в., так и о хозяйственно-культурном влиянии
болгарской цивилизации на венгров» [12].
Далее Алишев отмечает, что «марийцы не имели
письменности». Казанские татары не принуждали их принимать ислам» [12].
Мы считаем, что татарские миссионеры и казанская
власть стремились закрепить свое влияние в
Чувашско – Марийском крае через принуждение к исламу. Аристократия
принуждалась к принятию ислама (из Казани), только после такого шага чувашская
и марийская знать могла быть
поддержанной властью ханства. Казанский булгарист ссылается на слова Курбского:
«Оценка современниками экономики Казанского ханства представлена высказываниями
Сигизмунда Герберштейна, Андрея Курбского и других. С. Герберштейн писал; «Эти
татары культурнее других, так как они возделывают поля, и живут в домах, и
занимаются разнообразной торговлей». Ученый немец отделяет, таким образом,
казанских татар от золотоордынских: «Эти татары культурнее ... они возделывают
поля», значит, золотоордынские не такие, они некультурные, т.е. не занимаются
земледелием. А. Курбский,
участник взятия Казани, писал: «В земле той поля великия, и зело преизобильныя
и гобзующи на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело
прекрасны, и воистину удивления достойни, и села часты; хлебов же всяких такое
там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно ... тако же скотов
различных стад бесчисленные множества, и корыстей драгоценных, наипаче от
различных зверей ...куны дорогия и белки и прочие зверие... соболей множество» [13].
Но всем известно, что эти слова относятся к чувашскому
народу. Именно Курбский после перехода реки Сура, увидев сотни и сотни
чувашских крестьян во главе со своими князьями и, впоследствии написал эти строки.
С. Герберштейн писал свои строки в 1521 году, а
Курбский за сто лет до посещения князем Среднего Поволжья. За эти сто лет часть
чуваш из-за политических и экономических
проблем приняла ислам и кыпчакский язык.
Надо помнить,
что ордынская власть не занималась земледелием. Мы можем сослаться на позицию
В.Д. Димитриева: «произошел величайший катаклизм — полное опустошение Болгарской земли, сопровождавшееся
геноцидом, что, вопреки голословным заявлениям некоторых представителей
Казанской исторической школы, в период опустошения Болгарской земли не
существовали ни Волжская Болгария, готовая перерасти в Казанское ханство, ни
Жукотинское, Керменчукское и другие болгарские княжества, Казанское княжество
с 1257 г. до начала 40-х гг. XV в. также не функционировало. В левобережье
Волги на территории будущего Казанского ханства с 1370-х гг. мог существовать
Казанский тумен, возглавляемый болгарскими князьями (Хасаном и др.). Оседлого
татарского населения на территории будущего Казанского уезда не было» [14].
Мы еще раз хотим подчеркнуть, что татаро-кыпчаков с
1243 года осело до 50 тысяч человек, а с образованием Казанского ханства еще,
но не более 50 тысяч человек. Все они
занимались не земледелием и ремеслом, а военным делом и управлением
территорией. Продолжим далее по книге Алишева. Автор пытается удревнить мишар и
считает, что они были мадьярами. Приведем три позиции:
1. Алишев С.Х.: «западноевропейских источников приведем два
сообщения: первое - это анонимный рассказ в переводе Д.А.Хвольсона о
переселенцах из Биляра в Венгрию; второе - рассказ венгерского доминиканского
миссионера Юлиана. В анониме написано: «Bilers», то есть выселенцы из Биляра или Болгарии,
болгары-мусульмане. Во времена мадьярского герцога Таксоны около 970 г. пришла
в Венгрию толпа мусульманских приволжских болгар под начальством двоих братьев,
Билла и Боксу, а затем, немногим позже, пришла и другая толпа
под начальством некоего Хесена (Хасана).
Они были встречены дружелюбно, и им отвели место на левом берегу Дуная,
где они основали город Пешт... Этих переселившихся из Болгарии мусульман
называли в Венгрии билерами, то есть болгарами и исмаилитами; впоследствии
они играли важную роль в Венгрии в качестве откупщиков и управляющих
финансами, несмотря на всевозможные гонения и притеснения. Этот источник
составлен в X в. и сообщает интересный факт о ранних болгарах.
Доминиканский же монах искал у Волги мадьяр (венгров), однако попал к
золотоордынским татарам. Он сообщает, что был в Болгаре: «Великая Болгария —
великое и могущественное царство с богатыми городами, но все там язычники».
Католики всех некатоликов называли язычниками. Юлиан далее сообщает, что из
одного большого города выходит пятьдесят тысяч бойцов. По-моему, эти монахи
ошибочно считали маджар-мадьяр - тогдашнее название мишарей венграми-мадьярами,
т.е. напрасно искали венгров. Маджары-мочары, позднее названные мишарями, отделилнсь
от мадьяр-венгров еще в седьмом веке» [15].
Полная фальсификация. Напоминаем, что Юлиан посетил г. Болгар за 2-3 месяца
до нападения монголо – татар и говорил венграми,.а татар – ордынцев в Волжской
Болгарии еще не было. Только после разгрома волжских болгар монголо – татарами
Батыя и только с 1243 года можно
говорить о татарах – ордынцах.
2. Димитриев В. Д. пишет о венграх - мадьярах «Вместе с новым, проникшим в их
жизнь, они заимствовали и слова. Основная масса венгров в конце IХ в.
покинула пределы Волжской Болгарии, обрела Родину на Дунае. Значительное
количество венгров оставалось на Нижней Каме, в бассейнах Кондурчи, Черемшана
и Кинели до монголо-татарского вторжения в 1236 г. За несколько месяцев до
вторжения монголо-татар их посетил венгерский монах Юлиан, оставивший описание
их жизни и быта. Тогда они
были язычниками. Юлиан мечтал обратить их
и католичество. Судьба их неизвестна. Во время разгрома Болгарской земли в 1236—1240 гг., позже — при полном ее опустошении в 1370—1431 гг. из них,
вероятно, никого не осталось в живых.
По чувашизмам в
венгерском языке, изученным З. Гомбоцем в начале XX в., можно заключить, что
болгаро-чувашам к концу IX
в. в их практической жизни было известно следующее.
I. В
области природы, пространства и
времени: поля, леса, горы,
моря, стороны света (юг, север, восток, запад),
измерение времени, ветер, туман, дым, пар, грязь.
II. Человек, отношения между ними, умения людей: ребенок, близнецы, пупок, колено, борода,
лысый, великан, богатырь, храбрый, мудрец (мудрый), упрямый; человек умеет:
высекать огонь, молоть, цедить, терпеть, жалеть, подметать, прекращать,
крутить, трясти, сыпать, ссыпать, рассыпать, собираться, убегать, исчезать,
спотыкаться, возмущаться, оскорблять, позорить, досаждать, раздражать и
раздражаться, быть шокированным; у человека бывает горе; в обществе
учитываются: заслуги, сила; существуют: свобода, причина (всему), вести (известия),
плата, выдача, свидетель.
III.
Употреблялись прилагательные: синий, желтый, белый, маленький, гладкий,
приличный, кислый, кисловатый, терпкий, несовершенный, порочный, лживый,
ненастоящий, фальшивый.
IV.
Дом, постройки,
домашняя утварь: шатер, сажа,
хлев, колодец, ворота, кол, скамья, стул, колыбель, зеркало, котел, метла,
черпак, петля, щетина, песок.
V. Земледелие, деревья, растения: поле, стерня, пашня (ака), плуг, пшеница, ячмень, горох,
конопля, хмель, трава, сорняк, серп, жать, стог, гумно, кочан, плодоножка,
борщевик, хрен, перец, гриб (кампа),
сок, терн, ореховое дерево, ольха, ясень, полынь, лопух, камыш, цветок,
ягода («виноград» в Венгрии), яблоко,
фрукт.
VI. Скотоводство, птицеводство, животные, птицы,
насекомые: скот (богатство), корова, бык, теленок,
баран, ягненок (барашек), коза, свинья, боров, верблюд, борзая
(собака), курица, цыпленок; олень, барсук, соня (кусай), лев, суслик, хорек,
мышь, лягушка; галка, коршун, канюк, дракон; слепень, комар.
VII. Рыболовство: рыболовная снасть, западня
(ловушка тапата), плот (рыболовный), лещ.
VIII.
Средства
передвижения: узда, вожжи, ось, плот.
IX.
Ремесла,
промыслы, орудия труда, торговля: кожевник, скорняк,
портной, плотник, плуг, топор, кирка, серп, складной нож, путы (тренога),
мята, зеркало (медное), колыбель, стул, гроб, щетина, клеймо
(мета), знак, ступка, метла, торговец, плата,
заем.
X.
Одежда,
головные уборы, украшения: шерсть,
кудель, веретено, щетина, застежка, наперсток, трепалка (тыла), закол
(верша), колпак (шляпа), сандалии, жемчуг.
XI.
Пища,
питье: мука, крупа, пахта, пахтанье, месить тесто
(дар), котел, дрожжи, простокваша (турах), маслобойня,
творог, сыр (чакат), тыква, орех, вино, кислое вино, фрукты.
XII.
Болезни: глазной гной, корь, гнида, веснушки,
бородавка.
XIII. Мифология, религия, письменность: ведьма, магия, жертвоприношение,
чародейство, пир, буква (знак), письмо, писать.
Все то, чему научились венгры у болгар к
концу IX в., свидетельствует о том, что болгары имели вполне объективное представление
о природе, пространстве и времени (еще в VII в. дунайские болгары пользовались
лунно-солнечным календарем); об анатомии и физиологии человека, его болезнях,
характере и способностях, воле и силе; что люди жили в условиях государственной
организации общественной жизни, когда существуют справедливые и несправедливые
(порочные) отношения между ними; что дома и постройки были деревянные, но
сохранялись и юрты (шатры); что болгары вели пашенное земледелие с обработкой
полей плугами агабусь, жатву проводили серпами, сжатый хлеб складывали в
гумно, пользовались полевыми (борщевик, хрен) и лесными съедобными растениями,
грибами, занимались скотоводством (скот для них — основное богатство),
птицеводством, охотой, рыболовством; что болгары грузы перевозили не только
вьюками на лошадях, но и на телегах (вожжи были), знали речное судоходство
(плоты); что они одежду изготовляли из самотканого холста, шерсти и кожи, среди
ремесленников были не только кожевники, сыромятники, плотники, но и портные;
что у них были развиты товарно- денежные отношения, торговля; что они питались
мясо-молочными и растительными продуктами. Чувашские заимствования в
венгерском языке сообщают мало сведений о религии и духовной культуре, но
определенно говорят о владении болгарами руническим письмом (им они
пользовались еще в первом и втором этапах их этнической истории)».
Чувашский ученый далее указывает, что «приведенный
перечень чувашизмов свидетельствует не только об уровне развития
болгаро-чувашей к концу IX в., но и о том, что обозначенные большинством
существительных предметы, заимствованные венграми, были характерны лишь для
Волго-Камья, что основная масса венгров могла переселиться на Дунай только с
Волго-Камья. Авторы, заявляющие о переселении венгров на Дунай с Северного
Кавказа, отождествляют этноним R-язычного тюркского этноса огур со словом угор, в доказательство своего мнения
приводят чувашское слово дырла, означающее
у венгров «виноград» [16].
Мухамедова Р.Г.
(из книги «Татары мишары: историко-этнографические исследования / Р.Г. Мухамедова.
– Казань, 2008. – 295 с.). «во второй
половине XIX в. некоторые исследователи начали интересоваться мишарями как
особой группой татар Среднего Поволжья. На повестку дня ставится вопрос и об их
происхождении. Наибольший интерес в этом отношении представляет трехтомная
монография В. В. Вельяминова-Зернва, которая содержит богатый исторический
материал. В ней автор впервые высказывает свое предположение о происхождении
мишарей. По его мнению, в бассейне р. Оки жило родственное мордве, тоже финского
происхождения, племя «мещера» (мочар,
можар), отатарившейся частью которого и являются татары-мишари.
«Слово мочарин (и можар),—писал он,— сохранилось до сих пор в татарском имени
«ми- шар», которым называет себя часть татарского по языку населения (мещеряки)
губерний Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Симбирской и
Тамбовской, составляющая, как
думать можно, отатарившиеся остатки прежней мещеры (можаров и мочаров)» .
Независимо от нашего отношения к этой гипотезе, следует, однако, подчеркнуть,
что она вызвала определенный интерес к изучению ранних этапов этнической
истории мишарей. Так, В. В. Радлов также поддерживал «можарское» происхождение
мишарей, считая, что термины мишар
и можар родственны. «Так как
переход гласного звука коренного слова «я»
(«а») в «и» совершился только в последних столетиях, то прежде это
племенное название выговаривалось «мишар», что довольно близко к слову «можар»,
— писал он. А. Ф. Можаровский подкреплял гипотезу В. В. Вельяминова-Зернова
топонимическими данными. Он утверждал, что топонимические названия с именем маджар, можар в пределах бывшей Казанской губернии бытуют на правом
горном берегу Волги. К этому же времени относится выдвинутая Ф. Ф. Чекалиным
на VIII Археологическом
съезде бургасская гипотеза происхождения мишарей. Он связывает «мещеру» с
буртасами IX—X вв., о которых писали восточные авторы и русские летописи XVII
в. «Русские летописи называли мещерой тот народ, который восточные писатели
знали под именем буртасы» - писал он. Генетически связующим звеном между
буртасами и мишарями (мещерой) он называет тюркоязычных можар (мачар). Эта
гипотеза подкрепляется письменными источниками, в которых говорится о буртасах
как о предках татар- мишарей. Здесь имеются в виду Писцовые книги XVII в.
Алатырского уезда Симбирской губернии, в которых упоминаются «буртасы —
посопные татары».
Образование при
Казанском университете Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), в
задачу которого входило
исследование местного края, ознаменовало новый этап в изучении татар Среднего
Поволжья. С этого времени в «Известиях» общества начинают появляться отдельные
статьи, касающиеся культуры и быта мишарей. Так, в 1883 г. выходит работа В. А.
Казаринова, в которой довольно подробно описываются особенности «мишарского
языка». Работа интересна в том отношении, что в ней проводится сопоставление
мишарских и крещено-татарских слов.
К этому же периоду относятся статьи Е. А.
Малова и В. К. Магницкого. Правда, оба автора преследовали чисто миссионерские
цели. Так, Е. А. Малов утверждал, что мишари как по физическим данным, так и
по языку и одежде близки к русским, и сожалел, что они не христиане. В. К. Магницкий,
подбирая отдельные факты, стремился доказать, что мишари — «отатарившиеся
чуваши».
«В статье, в которой приводится список
мишарских селений Буинского уезда, он пишет: «Мы бы желали, между прочим,
официальное признание особой народностью инородцев, именующих себя «мишар», и
выделение этой народности из группы инородцев, именующих себя собирательным
именем «татары», хотели бы повлиять, через господ членов комиссии, на выделение
при предстоящей всеобщей переписи населения России «мишарей» из татар. Ежели
бы во время переписи задавали вопрос «татарин» он или «мишар», мишари с
достоинством ответили бы мишар». Далее он приводит факт, что чуваши Кузнецкого
уезда Саратовской губернии мишарей называют «мижер». Выходит, что термин можар (мижер)
в конце XIX в. все еще встречался, но только не в качестве самоназвания, как
утверждал В. К. Магницкий. Этим термином их продолжали называть чуваши. В XIX
в. все мишари себя уже называли татарами. Все же статьи В. К. Магницкого интересны тем, что в них прослеживается
некоторое сходство в традиционной культуре мишарей и чувашей.
В 1903 г.
появилась значительная не только по объему, но и по ценности приведенного в ней
материала работа татарского исследователя Г. Ахмарова. Наряду с разбором особенностей
мишарского диалекта в работе содержится богатый этнографический материал
(предания и исторические данные о мишарях, особенности их имен и фамилий,
описание их наружности, занятий и костюмов). В языке мишарей Г. Ахмаров
находит много тюркских архаизмов; слова, характерные для мишарского диалекта,
он относит к восточно-тюркским наречиям. В результате Г. Ахмаров выдвигает
гипотезу о тюркском происхождении мишарей. К сожалению, он в своей гипотезе
совершенно не учел роли дозолотоордынского тюркского компонента в формировании этнической основы мишарей. Г.
Ахмаров не видел различия между касимовскими татарами и татарами-мишарями,
считая тех и других ногайскими татарами, которые якобы переселились в
правобережные районы Средней Волги в период Золотой Орды. Его гипотеза также
страдает односторонностью.
Особенности мишарского диалекта привлекли
внимание финского ученого Хейкки Паасанена, изучавшего тюркские заимствования в
финно-угорских языках. В частности, он проводил сравнительное исследование
языка мордвы (каратаев) и мишарского диалекта татарского языка и обнаружил в
языке каратаев около 20 древнетюркских слов, попавших к ним, по его предположению,
из языка буртасов. Определенный интерес проявлял он также и к устному народному
творчеству мишарей.
Интерес к быту мишарей и их происхождению начинает отражаться и в
татарской печати начала XX в. Так, некоторое познавательное значение имеют
статьи М. Акчуриной, опубликованные в 1911 и 1914 годах в журнале «Шуро». В
своих небольших статьях она показывает положение женщины в патриархальной
татарской семье, описывает ранние свадебные обряды мишарей: «кыз елату»
(плач невесты), «чебелдек тегу»
(шитье полога). В десяти номерах этого журнала
за 1910 г. печатается публицистический очерк 3.
Башири «Мишэрлэр»
(«Мишари»). В первом номере он пишет о своей встрече с известным венгерским
этнографом Дьола Месореш, которая произошла в 1908 г., когда иностранный
ученый приезжал в Россию с целью сбора этнографического материала среди чувашей
и татар, в том числе и татар-мишарей. Д.
Месореш относился к категории тех венгерских ученых, которые видели в мишарях
потомков «отюреченных» мадьяров (венгров). Разговор с 3. Башири он,
естественно, вел о мишарях. После этой встречи 3. Башири целый год жил среди
пензенских мишарей, изучая их культуру и быт. В названном очерке он довольно
подробно описывает быт мишарей, обстановку их жилого дома, одежду мужчин и
женщин. Например, в одежде женщин, особенно в их головных уборах, он
обнаруживает архаичные, имеющиеся и в женской одежде чувашей анатри формы (тастар, кашпау).
Он отмечает чрезмерную религиозность
мишарей, безоговорочное подчинение девушек воле отца в вопросах вступления в
брак, большие свадебные расходы, народные празднеству»[17].
Таковы позиции В.Д. Димитриева, С.Х.
Алишева и Р.Г. Мухамедовой по болгарам, чувашам, татарам, марийцам, мишари.
Литература:
1. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – 159 с.
2. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 141.
3. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 142.
4. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 133.
5. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 134.
6. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 143.
7. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 109.
8. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 110.
9. Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 110.
10.
Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 143-144.
11.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 107-108.
12.
Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 145.
13.
Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 132.
14.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 148.
15.
Алишев С.Х. Болгаро-казанские и
золотоордынские отношения / С.Х. Алишев. – Казань, 2009. – С. 19.
16.
Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе
Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С. 148.
17.
Мухамедова Р.Г. Татары-мишары:
историко-этнографическое исследование / Р.Г. Мухамедова. – Казань, 2008. – С.
16-18.
Комментариев нет:
Отправить комментарий