17 марта 2011

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1236-1445 гг.)

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1236-1445 гг.)

На солнце девица

В красном шубыре явится.

Пусть тогда лишь огонь

Наш дом Возьмет

Когда девица в красном шубыре

До стены дотронется.

С огненного месяца

Красный бык светится.

Пусть тогда лишь огонь

Наш дом возьмет,

Когда красный бык

Потолок проломит,

На звезде Зари

Красный конь горит.

(Чувашское языческое моление)

·   Под древнеболгарской (древнечувашской цивилизацией мы  понимаем Волжско-Камскою Болгарию (IX-1236 г.);

·   Процесс радикальной смены древнеболгарской цивилизации начинается с ее разгрома монголо-татарами в 1236 г. и формированием Золотой Орды 1243 г.;

·   Казанское ханство мы рассматриваем как осколок Золотой Орды.

·   Период с 1243 по 1552 гг. мы рассматриваем как ордынскую эпоху древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации (Золотая Орда, Казанское ханство);

·   С 1236 по 1445 т.е. до образования Казанского ханства мы рассматриваем как процесс радикальной смены цивилизации;

·   Процесс смены цивилизации продолжался до 1552 г. т.е. до разгрома Казании;

·   С 1445 по 1552 гг. рассматриваем как эволюционно-радикальный процесс смены древнеболгарской цивилизации и победы татаро-кыпчатской цивилизации (затухание древнеболгарской цивилизации).

Таким образом, говоря о смене и трансформации древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации мы обращаем внимание на торгово-экономическую (социально-экономическую) трансформацию обратим внимание на позицию татарских ученых  по этим проблемам. А. А. Хабибуллин:

Экономическое развитие:

В золотоордынский  период на булгарских землях повышается значение земледелия. Богатому черноземному Закамью добавились подзолистые и суглинистые почвы. Земледельцам пришлось осваивать технологию возделывания зерновых культур на этих землях, совершенствовать сельскохозяйственные орудия. В стране, в основном, сеяли пшеницу, просо, ячмень, овес; появились поля ржи, бобовых культур. Из технических культур выращивали коноплю и лен, а также много различных плодов виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орех. Есть указания о выращивании таких овощей, как брюква, репа, капуста и др.

Было развито скотоводство. Об огромной численности скота сообщали все, кто побывал в Золотой Орде. Итальянский путешественник Плано Карпини писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое большое количество, какого по нашему времени нет в целом мире». По мнению Ибн-Баттута «лошадей там чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они, тюрки, питаются... Бывает их у одного тюрка по несколько тысяч». Было развито охотничество. Промысловой охотой занимались в основном в северных районах Сибири. Была развита и рыбная ловля. Волга и Кама, ее многочисленные притоки, прибрежные воды Каспия были очень богаты разнообразной рыбой, в том числе осетровой.

Важное место в экономике занимала торговля. По сути все торговые пути между Западом и Востоком были в руках Золотой Орды. Во всех городах были базары, построены благоустроенные караван - сараи для иногородних купцов. Вывозили зерно, много скота: лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот. Ибн-Баттут отмечал, что в караванах, идущих в Индию, бывало не редко по 5-6 тысяч лошадей на продажу. Перечень золотоордынского экспорта большой: различные меха, воск, мед, соль, перец, вино, ковры, шелк, рыба, ювелирные изделия.

На восточный рынок купцы выходили по известному китайскому пути через Среднюю Азию, Монголию, Иран. Осваивались рынки Делийского султана. Торговлю с Западным миром осуществляли по караванному пути через Киев; через юг везли товар в Византию, на Запад - в Болгарию, Венгрию, Италию, на Рейн, в Прибалтику. Торговые связи с Западом и Скандинавией поддерживались через северные земли - Коми, Югру.

Крупнейшими центрами транзитной международной торговли были города: Сарай, Харджитархан, Сарайчик, Салхат в Крыму и Булгар. Золотая Орда вела еще речную и морскую торговлю через Каспий и Черное море. На Южном побережье Крыма расположились города-порты: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балаклава (Чембало). Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, Азии и Северной Африки.

Международная торговля играла тогда важную роль в налаживании и укреплении межгосударственных политических связей. Эту миссию выполняли поломники-хаджи, посещавшие главные места мусульманских святынь - Мекку и Медину. Торговым путем поддерживался дипломатический канал с Египтом в XIV-XV вв.

В Золотой Орде, в ее многочисленных городах, высокого уровня достигли различные ремесла. В ранний ордынский период лучших мастеров в Сарай привозили из Руси, Волжской Булгарии, Хорезма. Приезжали на заработки мастера из Кавказа, Ирана. В последующем строителями были местные мастеровые из народа.

Наиболее распространенные и развитые ремесла: монументальная архитектура и в целом градостроительство, черная и цветная металлургия, гончарное производство с ее дорогой изразцовой керамикой, ювелирное искусство, чеканка монет, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева, изготовление стеклянных, костяных и других изделий. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок и некоторые письменные источники.

Городское развитие:

В Золотой Орде мирно сосуществовала степная, кочевая и новая городская культура. Она была страной городов, мира высокой городской культуры. В Золотой Орде было около 150 городов различной величины, многие из которых возникли на месте бескрайних степей в эпоху Золотой Орды. Это Гулистан, Сарай, Сарайчик, Ак Сарай, Ак Кирмен, Ак Мечеть и др. Градостроительство началось в 50-х годах ХП1 века.

Городские сооружения украшались изразцами белого и голубого цвета, покрьrтыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. В Золотой Орде выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики, отличающиеся от Среднеазиатских, Иранских, Закавказских и др. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передающих отрывки  из Корана и восточной поэзии. Во внутренних помещениях стены украшались мозаичными панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.

Города в Золотой Орде имели квартально-усадебную планировку с широкими улицами. Были и такие жилища - наземные одноэтажные (с деревянными и глинобитными стенами) и многокомнатные из сырцового и жженого кирпича, также юрты и землянки в степных регионах. Характерной особенностью является наличие печей с горизонтальным дымоходом, центральным печным отоплением. Стены многих, особенно многоквартирных кирпичных домов, были облицованы расписной штукатуркой, разной керамикой, комнатные полы облицовывались плитками.

 Богатым и разнообразным был набор предметов быта, украшений, домашней утвари, оружия. О высоком развитии ювелирного искусства свидетельствуют найденные золотые и серебряные, богато орнаментированные сосуды (кубки, чаши, кувшины), медальоны, ожерелья, браслеты, перстни и другие изящные вещи, в изготовлении которых применяли гравировку, скань, зернь, филигрань и другие приемы. [1]

Чуть выше Сарая-Берка был расположен город Гулистон - один из центров чеканки монет, превращенный в руины как и Сарай Берке В 1395 гг. Благоустроенными были города на Волге Беледжамен, Укек, Хаджитархан, на реке Яик - город Сарайчик, В предгорьях Кавказа Маджар и много других городов.

В крупных городах строились караван-сараи, вмещающие сотни людей, кирпичные и деревянные мечети, общественные бани и туалеты, разделенные на мужскую и женскую половины. Такие раздельные общественные Туалеты были установлены в торговых центрах, на базарах, на ярмарках (чего в те времена не было ни в Европе, ни в России).

Исследователи Золотой Орды пишут: «Золотоордынцы построили столько городов и такого размера, что там столетиями кирпич из руин городов использовали для строительства крепостей и городов... В Поволжье нет ни одного сколько-нибудь значительного общественного сооружения XVIII века, которое не было бы построено из кирпичей, добытых из руин золотоордынских городов».

Градостроительство усилилось при правлении Берке-Хана. Этому способствовало принятие ислама. По традиции расчет городской цивилизации на Восток тесно связан с исламизацией общества. С именем Берке-хана связано строительство Сарая-Берке на Ахтубе-столица Золотой Орды.

Особый расцвет градостроительства отмечается в период могущества этого государства при правлении Узбек-хана, при котором ислам стал государственной религией. Увеличился размер городов, некоторые из городов Золотой орды по численности населения намного превышали западноевропейские столицы. Так, Рим в XIII веке насчитывал 35 тыс. жителей, Париж в XIV веке - 58 тыс., Сарай в том же XIV веке - более 100 тысяч. Сарай был разрушен полностью во время последнего похода на Золотую Орду Тамерланом.

Археологические исследования показали высокое благоустройство городов, в них были не только водопровод, но и сложные гидротехнические сооружения, которые регулировали уровень окружающих Водоемов и потому города были постоянно обеспечены Водой. В крупных городах были отопительные и канализационные сточные системы. Дворцы и другие общественные здания возводились из обожженного кирпича на известковом растворе. Широкие красивые площади украшались Фонтанами, часто около них создавались обширные водоемы, вокруг украшенные цветниками.

В главном городе Орды были широкие улицы. В отличие от среднеазиатских и русских городов, золотоордьшцы имели усадебную планировку со значительным, доходящим до 5200-7500 кв.м. размерами участка. Города Золотой орды не имели внешних ограждений, укреплений (открытые), т.к. государство обеспечивало полную безопасность населения.

Еще недавно мы думали, что в степном поясе Золотой Орды было не более двух десятков городов. Археологами на сегодня известно, что их более ста, причем более половины расположены в степи, т.е. столько же городов, сколько " в Западной Европе.

Период Золотой Орды характеризуется строительным бумом. Закладка и строительство городов шли с таким размахом и с такой скоростью, какой не было на этих территориях никогда в послелyющем. Размеры золотоордынских городов восхищали и поражали всех, кто  там бывал. Так. Сарай-аль-Махруса и Сарай-ал-Джадид оценивались специалистами в 75-150 тыс.человек. В то время Париж, Милан, Генуя, Флоренция, имея примерно 50 тыс. жителей, считались гигантами.

Степень урбанизации, архитектурный облик городов, удобства, созданные жителям, высокое качество жизни - один из показателей культуры и цивилизованности государства и в этом оно опережало страны Западной Европы.

В отличие от старых городов, новые возникали не стихийно, а по  государственному указанию - приказу хана, преимущественно в первой половине XIV в.

Строились города быстро, практически одновременно, по единым принципам и нормам. Основными строительными материалами фундаментальных сооружений были камень, кирпич. Кирпич и связывающие материалы (известь) изготавливались на месте, а дерево для обжига кирпича и извести, доставлялись издалека, камень не всегда был рядом. (Э.С.Кульпин).

Облик любого города определяется центральной площадью. Так как новые города создавались буквально на пустом месте и не были ограничены стеной, то центральные площади их были большими и имели прямоугольную или квадратную форму, занимая иногда до 2 тыс.кв. м.  Здесь находились монументальные сооружения. Как правило, это были большие мечети с шестиугольными (редко восьмиугольными) высокими минаретами, видимыми со всех районов города. малые мечети и церкви находились в районах проживания жителей.

Характерной деталью соборных мечетей был мощный портал с традиционной для таких сооружений высокой арочной стрельчатой нишей, и малый портал, открывающим вход во внутренний прямоугольный двор, где часто находились помещения медресе. Напротив мечети располагался караван­-сарай (главный, если в городе их было несколько). Здесь же находились торговые ряды и мастерские. В Шехр-ал-Джедиде на центральной площади была ювелирная мастерская и 11 тандыров (печей) для выпечки лепешек, гончарные мастерские. Во всех населенных пунктах Золотой Орды были бани, которые в Западной Европе были редкостью даже в крупных городах. В столице было три общественные бани - крупные прямоугольные каменные здания с женским и мужским отделениями и индивидуальными номерами.[2]

Основным видами хозяйства в Золотой Орде были ското­водство и земледелие, притом первое из них преобладало в ранний период существования государства и было связано вооб­ще с южным, кочевническим миром. Земледелие же было боль­ше характерно для бывших оседло-земледельческих районов на севере и западе, а в развитой период существования Золотой Орды получивших распространение и в ее центральных улусах.

Монгольские и татарские племена как местные, кипчаки, так и пришлые, татары, особенно в раннем периоде Улуса Джучи, были кочевниками, владевшими огромными стадами. Еще Пла­но Карпини, итальянский путешественник и миссионер, побы­вавший в 1245-1247 годах в Монголии и Золотой Орде, писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».

Большее количество скота характерно и для периода могущества Улуса Джучи времен Узбека. Ибн-Баттута писал, что лошадей там «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они (тюрки) питаются; в их крае они [столь же обильны], как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка [по несколько] тысяч». Путешественник дальше отметил, что некоторые люди располагают лошадьми даже до 10 тысяч и более голов. По его утверждениям, цена одной лошади составляет 50 - 60 диргемов, это очень низкая цена. В то же время хорошие кони на экспорт, например, для вывоза в Индию, сто­или 500 динаров (золотых монет) и даже больше.

Венецианский путешественник и Купец Иосифат Барбаро, живший в Золотой Орде в 1436-1452 годах (уже в период ее распада), с удивлением писал об обилии скота у татар: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей».

Много было также там крупных быков, баранов, двугорбых верблюдов, причем последние были крупнее восточных одногорбых и стоили намного дороже их.

Население Золотой Орды помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была рас­пространена главным образом в более северных улусах, напри­мер, в Западной Сибири, и то в ранний период. Об этом, на­пример, сообщает итальянский путешественник Марко Поло, который в 1271 году по пути в Китай проехал через эти земли, отметив, что татары занимаются там и таежной охотой.

Однако Позднее, в развитой золотоордынский период охота потеряла свое промысловое значение, стала лишь развлечением правящей верхушки. Недаром в ханских ярлыках указывается наличие сокольников и барсников, что, бесспорно, свидетельствует об увлечении аристократии соколиной и барсовой охотой.

Занимались татары также и рыбной ловлей. Волга с ее мно­гочисленными притоками, прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яик были чрезвычайно богаты разнообразной, в том числе и дорогой осетровой рыбой, и рыбный промысел в тех краях был широко распространен еще. с периода Хазарского каганата. О существовании рыболовства в Улусе Джучи свидетельствуют довольно многочисленные находки больших рыболовных крюч­ков, обнаруженных во время археологических раскопок золотоордынских городов от Иртыша и Яика до Северного Причер­номорья.

Золотая Орда - это не только страна кочевников, которой она была в ранний период своего существования, особенно в своей степной зоне. Золотая. Орда - это еще и оседло-земле­дельческое, городское общество, особенно периода его разви­тия. Не говоря уже о бывших домонгольских очагах городской культуры (Хорезм, Булгар, Крым), земледелием небезуспешно занимались даже в центральных областях Улуса Джучи. Ал­-Омари, которого мы уже знаем как крупного ученого-энцик­лопедиста XIV века, располагавшего большой информацией о Золотой Орде, писал, что еще до монголов эта земля, т. е. Дешт-и-Кипчак, была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей также богатый урожай, когда в ней сеяли хлеб. Он говорит, что в результате завоеваний возделываемые поля силь­но пострадали, но все же там постепенно начали сеять пшеницу, ячмень, бобы, просо. Он также утверждает, что в той земле выращивают много различных плодов: виноград, гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи; говорит и о высоком сорте дыни. Или вот другое его сообщение: «В их городах раз­водится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие». Со временем роль земледелия еще более возросла. Даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых Культур. Конечно, речь не идет о бесконечных степных просторах, покрытых колышущейся от ветра пшеницей, - эта седая степь была покрыта ковылью, основным питанием для скота; много было и солончаковой земли. Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т. д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные татарские земли на юге: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-­пятьдесят - причем она высотой равна падуанской пшенице,-­ а урожай проса - сам-сто. Иногда получают урожай настоль­ко обильный, что оставляют его в степи», т. е. не успевают убрать.

О высоком уровне земледелия в бывших оседлых областях и говорить не приходится. Одним из таких районов, крупным поставщиком хлеба для золотоордынских городов являлся Бул­гар. Другим таким же, а может быть, и еще более богатым районом являлись кубанско-ставропольские земли СеверногоКавказа. Но земледелие и в самой Золотой Орде играло нема­ловажную роль. В ярлыке Тимур-Кутлука, наиболее богатом и интересном как исторический источник, указываются две категории возделывателей земли в Улусе Джучи - «сабанчы» и «ур-такчы». Первое из них означает основного сельскохозяйственного труженика - земледельца-крестьянина, а второе можно по­нять в Смысле компаньона, взявшегося с кем-нибудь возделывать землю и делить урожай поровну.

В знаменитом «Кодексе куманикусе» - кипчакском словаре, составленном в 1303 году в Италии в помощь итальянским купцам в их торговых делах в Дешт-и-Кипчак, названо довольно много слов, связанных с земледелием, среди них уже известное нам «сабанчы», а также «сабан сөрмəк» (пахать поле яровое), «сабан тимере» (плужник, лемех), «сабан йире» (яровое поле). Из семян отмечены «тары» (просо), «арпа» (ячмень), «бурчак» (горох). Все эти слова, как и социально-общественные термины, с которыми мы ознакомились выше, удивительно идентичны с современными их формами - все они почти без изменений дошли до наших дней.

Как и любая восточная страна, Золотая Орда была еще и страной торговли, страной купцов. Конечно в ней, богатой многочисленными животными, одним из видов главного экспорта считался именно этот живой товар. Люди, побывавшие в Улусе Джучи, обращают на это особое внимание. По Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывает, например, более шести тысяч лошадей. Даже во времена Иосифата Барбаро татары отправляли в Персию Лошадей по 4 Тысячи в партии. Барбаро говорит, что ИМИ Вывозятся также «прекрасные крупные быки»в Европу: Польшу, а также в Валахию и Пенсильванию, т. е. в Румынию, даже в Германию и Италию. Известные двугорбые верблюды отправлялись в Персию, за каждого из которых там получали по 25дукатов, тогда как местный одногорбый стоил всего 10 дукатов.

Beсьмa широкое развитие получила в Золотой Орде обычная средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай (Сарай-Бату и Сарай-Берке) - столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч – центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Янка, Солхат в Крыму, Булгас, на Средней Волге.  В  исторических источника  содержится, большой перечень товаров золотоордынского экспорта ,и импорта: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соь, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг,  фарфор, краска и целый ряд других. Многие из этих товаров являлись вывозными к тому же они названы татарскими. Однако это вовсе не исключает наличия среди них тех изделий или того сырья, которые Улус  Джучи получал из других стран и переправлял дальше, будучи крупнейшим центром международной транзитной торговли.

Золотая Орда вела еще и морскую торговлю через Каспий и Черное морe. На южном побережье Крыма располагались, известные города-порты - бывшие генуэзские торговые города в Причерноморье: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балак­лава (Чембало). С образованием Золотой Орды эти города во­шли в подчинение татарам, в Судаке и Кафе даже чеканились джучидские монеты. Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, арабского мира Азии и Северной Африки.

А тем временем, даже значительно позднее, шла оживленная торговля обычными товарами в центральном Улусе Джучи. Приведем такой эпизод. Один из богатых ширазских купцов Шамс ад-дин Мухаммад (Шираз-город на юго-западе Ирана) после своих торговых сделок в Средней Азии летом 1438 года прибыл в город Сарай- Бату с товарами общей стоимостью в 21 тысячу динаров - это были типичные восточные вещи типа амбры, алоэ, перца, имбиря, мускатного ореха, гвоздики и др. В Сарае же он купил: шелк-сырец, шелковую камку, русское полотно и т. д.

Таким образом, в Золотой Орде, несмотря на завершающий­ся период ее существования, особого недостатка в товарах не было. Они продолжали еще туда поступать из различных стран.

В Золотой Орде, в ее многочисленных городах поистине высокого развития получили различные ремесла: монументальная архитектура и в целом градостроительство, черная и цветная металлургия, гончарное производство с ее дорогой изразцовой керамикой, ювелирное искусство, чеканка монет, кожевенное, ткацкое, портняжное дела, обработка дерева, производства по изготовлению стеклянных, костяных и других изделий. Обо всем этом ярко свидетельствуют многочисленные находки,  выявленные в результате больших раскопок. [3]

М. Г. Сафаргалиев писал, что монголы не ограничивались разрушением городов и сел. Они массами уничтожали покоренное население. Ибн-ал-Асира (умер в 1233 г.), один из наиболее беспристрастных арабских летописателей, отмечал небывалую жестокость монголов в отно­шении покоренных народов. Монголы, по его словам, «ни над кем не сжалились, а избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей». Такие же жестокости проявляли монголы при завоевании Руси. Город Киев, бывший до нашествия большим и густо населенным, после завоевания его монголами едва насчитывал, по рассказам Плано Карпини, двести домов. В окрестностях города белели «бес­численныя головы и кости мертвых людей». Монголы, по его словам, «произвели великое избияние», разрушили города и крепости и убили (множество) людей». Следы минувших разру­шений были еще заметны сто лет спустя после нашествия мон­голов. Арабский писатель Эль-Омари, описывая половецкую степь сороковых годов XIVв., говорит: «Эта страна - (однa) из самых больших земель, (изобилующая) водою и пастбищами, дающая богатый урожай, когда сеется в ней (хлеб)... До поко­рения (этой страны) татарами, она была повсюду воздeланная, а теперь в ней (только) остатки этой возделанности», то же са­мое отмечает автор «Хождения Пименова в Царьград», говоря о бассейне р. Дона, он замечает: «Бяше то пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; ате бо и быша древле гради красны и нарочиты зело выдением места, точью пусто же все и не населено».

Разрушение городов и сел, превращение возделываемых полей в необитаемые пастбища в завоеванных монголами стра­нах, как указывал К. Маркс, было обусловлено характером производства, требующего необходимого пространства земель для  организации кочевого хозяйства. «Монголы при опустошении России,- писал К. Маркс,- действовали соответственно их способу производства; для скотоводства большие необитаемые пространства являются главным условием». Отсюда стрем­ление монголов «обращать людей в покорные стада, а плодород­ные земли и населенные местности в пастбище».

Монгольские и тюркские племена, прибывшие вместе с Баты­ем в Дешт-и-Кипчак., были клевниками, владевшими большим количеством скота. «Они очень богаты скотом,- писал Плано Карпини,- верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по. нашему мнению, нет в целом мире». Лошадей в этой земле чрезвычайно много, и стоят они безделиц,.- писал другой путе­шественник Ибн-Батути,- ими они (тюрки) питаются; в их крае­ они (столь же обильны), как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка по (нескольку) тысяч. Один из обычаев тюрков-коневодов, населяющих этот край (заклю­чается в том), что на арбах, в которых ездят жены их, помещают кусок войлока длиною в пядь, привязанный к тонкому шесту, длиною в локоть в углу арбы; на каждую тысячу коней полагается один (такой) кусок. Видел я, что у некоторых из них бывает по 10 кусков, а у иных больше того», т. е. 10000 и более лошадей.

 

Правда, при археологическом обследовании городских цен­тров Золотой Орды - в Сараях, Солхате, Ургенче, в Булгаре бы­ло найдено большое количество ремесленных изделий, но этот богатый археологический материал еще не изучен в достаточной мере. Какой процент ремесленных изделий, найденных при раскопках, изготовлялся самими кочевниками, не установлено. Найденное при раскопках золотоордынских городов большое число крестов, образков никак уже нельзя отнести к мастерам ­татарам, исповедовавшим ислам. Когда речь идет о золотоордын­ском, ремесле, нужно к нему подходить особенно осторожно, имея в виду, что в таких городах, как Ургенч, Булгар, сущест­вовавших до монгольского завоевания, уже имелось ремесленное производство и местные ремесленники, продолжавшие свои профессии и во времена монголов. Ремесленное же производство в городах, как, например, в Сараях, Солхате, Астрахани и др., было создано руками ремесленников из завоеванных стран, пе­реселенных в эти города из разных местностей. «Монголы заби­рают всех лучших ремесленников и направляют их к своим до­мам, лучшие же ремесленники платят дань от своих изделий»,-­так писал Плана Карпини. Подтверждением этого служит ке­рамика Сарая, по словам А. Ю. Якубовского, имеющая средне, азиатское происхождение. Другие же изделия из металла изготовлялись руками русских мастеров. Поэтому совершенно прав был Б. А. Рыбаков, подчеркивая роль русских ремесленников в жизни золотоордынских городов XIII-XIV вв. [4]

Археолог А. П. Смирнов отмечал, что письменные документы по истории булгар крайне малочисленны, фра­гментарны и не позволяют детально изучить многие стороны их политической и культурной жизни. Это заставляет положить в основу изу­чения вопроса о ремеслах в Булгарии археологический материал, доволь­но всесторонне освещающий вопросы технологии и отчасти самую орга­низацию ремесленного производства.

Булгарское царство было одним из немногих государств средневе­ковой Европы, в котором в наиболее короткий срок создались условия для высокого развития ремесленного производства в ряде отраслей.

И это не было случайностью. Не нужно забывать, что город Болгары являлся крупнейшим торговым транзитным пунктом в передвижении товаров с востока на запад. Здесь не только продавали меха и получали за .них привозимые с Востока предметы .роскоши, но и сами производили предметы роскоши в большом количестве. Не случайно на территории булгарских городов собраны крупнейшие коллекции caмыx разнородных предметов, значительная часть которых специально изготовлялась для вывоза в соседние государства и области.

В отношении богатства и разнообразия вещественного материала -город Болгары является почти исключительным памятником. Его богат­ство - лучшее свидетельство крупного ремесленно-торгового значения этого города. Это не только суждение историков, изучавших Болгары прошествии тысячелетия, но такое же впечатление богатства и большой культурности города Болгара получали и современники: «Рече Добрына Володимеру: съглядах колодник, оже сутьвси в сапозех; сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников». В этих словах русской летописи звучит явное признание высокого культурного уровня булгар.

Для освещения широкого размаха торговли булгар можно также привести летописные сообщения  и свидетельства арабских путешественников . Все они позволяют сделать вывод о крупном развитии ремесел в известнейших населенных пунктах Булгарии. Болгары, Биляр, Сувар, Жукотин, Брахимов, Ошель - вее это довольно крупные города, окруженные ремесленными пригородами.

О Болгарах и Суваре арабские путешественники говорят, как о цент­рах торговой жизни: «Булгар - имя страны, жители которой исповеду­ют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город - Сувар, где также находится глав­ная мечеть. Мусульманский Проповедник Булгар сказал автору, что число жителей обоих этих городов простирается до десяти тысяч». И дальше: «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений, известен же был он потому, что он главнейший торговый пункт этих государств. Но руссы ограбили его... в 358 году».

Биляр, столица государства в ХН - в начале ХПI века, упоминает­ся русский летописью как «Великий город»: «Пришед в землю болгар­скую и выседе на берег поиде к Великому городу и ста у Тухчина-городка»... Более кратко упоминаются и другие города без какой-либо характеристики в связи с политическими событиями.

Археологические исследования показали, что города Болгар, Биляр и Сувар имели большие пригороды, населенные ремесленниками. Город­ской посад, исследованный П. Пономаревым, открыт и около Жукотина.

 Первоначальное отделение ремесла от сельского хозяйства, связан­ное с возникновением городов, стоит на рубеже классового общества, и только одна область ремесла имеет глубокие корни в прошлом это металлургическая. Ранее выдeлeние металлургии еще в недрах первобыт­ной общины объясняется трудностью и сложностью производственного процесса. Такую картину мы можем наблюдать всюду, как у русских, так и у народов Пpикамья . То же самое было и в Греции. Однако в среднем Поволжье металлургическое производство в эпоху доклассово­го общества не было сильно развито. Происшедший к Х ,веку переход к плужному земледелию потребовал от ремесленников большого количества крупных железных орудий.

О широком развитии земледелия в Булгарии можно судить по археологическим материалам и письменным документам (свидетельства арабских путешественников, русские летописи и найденные древние зем­ледельческие орудия). К сожалению, почти все орудия обработки земли из разных собраний принадлежат к числу случайных находок, и во­прос об их датировке может быть решен только условно. Единственным датированным является сошник, найденный на кургане Шоломе в д. Ба­лымеры, Куйбышевского р. ТАССР, поступивший от В. В. Егерева в Гocyдарственный музей ТАССР. Этот тип сошника широко распространен в северо-восточной Европе. В коллекции А. Ф. Лихачева  имеется большое количество таких орудий. Поздняя граница даты не совеем ясна, во вся­ком случае в XIV-XV вв. этот тип продолжал существовать. В коллек­ции Государственного исторического музея в Москве хранится поздний сошник из Муранского могильника.

Типы сошников весьма различны по размерам и форме. Мелкие делались из одного куска железа треугольной формы, причем края за­гибались внутрь, в результате чего получалась трубица для прикрепления к станине плуга. Крупные экземпляры приготовлялись из двух пластин треугольной формы и тогда отдельные пластины оклепывались; даль­нейшая обработка получавшейся большой пластины производилась обычным путем. Нередко края сошников оковывались пластиной. Такие сошники ставились на тяжелые плуги, предназначенные для степного грунта; необходимой принадлежностью подобных плугов являлись ре­заки.[5]

Татарский исследователь А. Х. Халиков указывал, что к югу и востоку в непосредственной близости от булгар­ских сел располагались кочевья кыпчаков, позднее ногайцев, о чем свидетельствуют выявленные в левобережье Самары их курганные могильники. Но это была относительно спокойная территория, о чем говорит про­живание на южной окраине Булгарии в это время не только булгар, но и мордвы (мокши), бежавшейсюда от монгол в  1237 г. Подтверждением этого являются Муранский могильник на Усе около бывшего древнего города Мюряна и Шелехметьский могильник в Жигулях. На восток и северо-восток территория Булгарии в золотоордынское время, как и в предшествующий пе­риод, не была сплошь заселена. Практически слабозаселенной оставалась территория бассейна Сока и Кон­дурчи, куда по степным участкам часто проникали кочевники. Ведь недаром именно здесь, между Соком Конбурчей, в 1391 г. произошла одна из грандиозных битв между Тимуром и Тохтамышем. К этой террито­рии с востока также почти вплотную подходили кочевья кипчаков и ногайцев, среди которых были и предки башкир.

Далее к северу земли Булгарии. как и прежде, вы­ходили к верховьям Большого Черемшана, Шешмы, а в низовьях Зая подходили к Кара Итили (Нижняя Ка­ма), На северо-востоке булгарские села были в бассей­не Челнинки и значительно чаще в бассейне среднего и даже верхнего течений Ика, как, например, Бикбу­ловские селища с довольно крупными площадями (до70 тысяч кв. м) заселния. По реке Сюнь булгары выходили и к Белой Итили, а булгарские миссионеры, как это показывают мусульманские мавзолеи Турахана и Хусаин бека, находящиеся в Чишминском районе Башкирии и сооруженные не позже первой половиныXIV в., активно доходили и до среднего течения реки Белой, а может быть, и южнее, о чем свидетельствует Берековское селище с булгаро-ордынской керамикой на южном повороте реки Белой в Башкирии.

Севернее устья реки Белой по Каме (Чулману) и по Вятке (Нукрату) располагались земли не собственно Булгарской территории, а находившиеся под протекто­ратом Булгарии. Здесь выделяются две области, доста­точно плотно заселенные выходцами из Булгарии еще в домонгольское время, а также бежавшими от монгольского нашествия в 1236-1240 гг. Одна из них рас­полагалась на Чепце - это так называемая каринская земля, где выделена чепецкая культура с достаточно ярко выраженными булгарскими элементами, а другая в Пермском Прикамье, в зоне бартымской груп­пы сылвинской культуры с такими же булгаро-ордын­скими элементами.

Сама же коренная зона расселения булгар на севе­ро-востоке не выходила восточнее устья Вятки. От устья Вятки, где в бассейне Кирменки выделяется боль­шой Кирменско-Омарский куст памятников золотоор­дынской поры, территория Булгарии тянулась к вер­ховьям Меши, Казанки и Ашита-Илети. Опускаясь по обоим берегам Казанки к Итилю (Волге), территория Булгарии, огибая сильно заболоченные и залесенные районы среднего и нижнего течений Илети, заселенные верными союзниками булгар - черемисами, выходила на правый берег Итиля в бассейн Свияги. Далее на за­пад находились лишь отдельные булгарские форпосты типа торговых факторий в устье рек Илети, Цивиля, Сундыря, Кокшаги, Ветлуги, Суры и т. п.

Свияга и ее левобережье почти до верхнего течения выступали западным пограничьем собственно Булгарии, а ее юго-западные пределы ограничивались бассейном Усы.

Таким образом, территория собственно Булгарии с последней четверти ХIII до середины XIV вв. имела примерно следующие размеры: с юга на север - 450 км, с востока на запад 500 км, общая плошадь – около 225000 кв. км. Однако здесь проживало не более трети домонгольского населения, остальные были перебиты или угнаны в плен монголами, многие бежали далеко за пределы Булгарии - на Урал и в Западную Сибирь, Русь и Прибалтику. В связи с этим показательны такие подсчеты. В пределах Татарстана, на современную тер­риторию которой приходится большая доля булгарских памятников как домонгольской, так и золотоордынской поры (всего около 1600), ныне известно 1200 булгарских памятников домонгольского и около 400 памятников золотоордынского периодов, т. е. отмечается уменьше­ние в три раза.[6]

 

 

Выводы

1. Торгово-экономическая (социально-экономическая) трансформация продукт цивилизации она будет длиться бесконечно;

2. После разгрома Волжско-Камской Болгарии (1236 г.) социально-экономическая трансформация течет в русле Золотой Орды, а с 1445 г. в условиях Казанского ханства;

3.Двигателем трансформации являлись условия и специфика Золотой Орды (имперского евразийского государства);

4. Регионально – территориальная специфика Среднего Поволжья сохранилась и в условиях Золотой Орды (Улуса Джучи);

5. Население Среднего Поволжья (чуваши («худоболгары»), черемисы, мордва, ары-удмурты, кыпчаки, татары) в условиях 300 летней ордынской трансформации прошли все плюсы и минусы Золотой Орды и Казанского ханства;

6. В течение 300 летнего исторического (ордынского) цикла был и прогресс, и регресс, и стагнация;

7. Болгарские земли, особенно население города и села были уничтожены (с 1361 – 1449 гг.). Было истреблено до 80 % болгарского населения, уничтожено 32 города и 2000 сел;

8. Болгарский холокост обошелся от 3 до 5 миллионов человек. Города, купечество, центры ремесел и цивилизации были уничтожены;

9.Стабилизация произошла после 1445 г. – образования Казанского ханства;

10. «Худоболгарские» (чувашские) аристократы, купцы, ремесленники, в условиях ханства, переняв татарский язык и ислам отатарились;

11. Часть аристократии, ремесленников, среднего достатка купцов ушла в леса Горной Болгарии и активно участвовала в Возрождениии болгаро-чувашского общества;

12. К сожалению, в последующем торгово-экономическая аристократия (элита) была Петром I приравнена  к ясачным крестьянам (крестьянскому сословию).

 

Литература

1.       Хабибуллин А.А. Народы Среднего Поволжья и Приуралья: история и культура / А.А. Хабибуллин - Казань, 2008. С.75-76.

2.       См.: там же. - С. 77 - 78.

3.       Фахрутдинов Р.Г.  История татарского народа и Татарстана / Р.Г. Фахрутдинов - Казань, 2000. - С. 117-118.

4.       Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды / М.Г. Сафаргалиев – Саранск, 1960. – С. 74-77.

5.       Смирнов А.П. Волжские булгары / А.П. Смирнов – М.,1951. - С. 105-106.

6.       Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков – Казань, 1997. - С. 75-76.

 

Комментариев нет: