17 марта 2011

Историко-религиозные символы древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации

Историко-религиозные символы древнечувашской  (древнеболгарской) цивилизации

В исследовании мы  выносим проблемы:

·        символы;

·        цивилизация;

·        древнечувашская;

Цивилизация понятие, которая широко стало исследоваться с ХVΙΙΙ в. в Европе, а ХΙХ в и в Российской империи. Наиболее активным сторонником теории цивилизации в России был славянофил   Н.Я. Данилевский. В своей работе «Россия и Европа»[1] он успешно разработал теорию культурно-исторических типов к условиям русско-славянской цивилизации. Его дело продолжили О.Шпенглер (Германия), А.Дж.Тойнби (Великобритания), С.П. Хантингтон  (США).

В Российской Федерации наиболее активно работали в цивилизационном русле: А.С.Панарин, О.А.Платонов, М.П.Мчедлов, В.В.Викторов, Л.И.Семенникова.

Профессор Л.И.Семенникова в учебнике «Россия в мировом сообществе цивилизаций» отмечала, что исторический материал свидетельствует, что цивилизация является  вненациональным  феноменом, хотя национально-этнические факторы играют важную роль. К примеру, ханты, манси, чукчи представляют собой разные этнические образования, но ведут сходный  образ жизни. Европейская цивилизация, су­ществование которой общепризнанно, состоит из многих народов,  имеющих ярко выраженные национальные особенности: от сдержанных шведов   до темпераментных итальянцев. Предлагается также вы­деление цивилизаций по региональному принципу: атлантическая, тихоокеанская и т. д. Однако этот принцип работает в основном в геополитических построениях. В разных регионах могут существо­вать сходные общества. Положим, между Австралией и Северной Америкой больше общего, чем различий.

Исходя из изложенных выше признаков, можно выделить три типа цивилизаций. [2]

 

·        Природные сообщества;

·        Восточный тип цивилизации;

·        Западный тип цивилизации.

 

Н.Я. Данилевский (1822-1885) о специфике развития славянского культурно-исторического типа писал, что после этнографического периода жизни, в течение которого устанавливаются и определяются особенности психического строя народов, - то, что делает их особыми и самобытными историческими объектами, - вступают они непременно в период деятельности государственной. Мы не видим в истории ни одного примера, чтобы собственно культурная деятельность начиналась ранее если не совер­шенного окончания, завершения государственной деятельности (ибо и в народном, как и в индивидуальном организме все его отправления продолжают совершаться до смерти, но только не с одинаковою силою), то, по крайней мере, ранее завершения самой насущной задачи государственности - утверждения национальной независимости и определения национально-государственных   границ. Если   и   бывали   примеры,   что культурная деятельность некоторых народов продолжалась и после потери независимого политического существования, то ни разу еще не случалось, чтобы культура начиналась под иноплеменным игом. Этот, не имеющий исключений, факт выставили как один из законов развития культурно-исторических типов, и не трудно понять причину его всеобщности.
Вспомним Волжско – Камскую Болгарию, которая в 1236 г.  была   разгромлена (древнеболгарская цивилизация) монголо-татарами.

По Н.Я. Данилевскому:

·        имела независимость;

·        национально – государственные границы;

·        свою самобытность.

С 1243 г. история Болгарской земли начинается «под иноземным игом» (по Н.Я. Данилевскому). С этого времени происходит процесс смены цивилизаций. Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация в течении 300 лет была заменена  на татаро –кыпчатскю цивилизацию.

 По Н.Я Данилевскому:

В самом деле, если народ покорен еще во время энергии его жизненных сил, не успевших еще достигнуть культурного развития, то, очевидно, что все нравственные силы самых высокоодаренных в нем личностей устремляются на то, чтобы возвратить утраченное высшее народное благо — независимость; весь героизм народный получает характер патриотически-воинственный. Если, напротив того, эта народная энергия усыпает, вследствие ли действительного истощения сил или вследствие искусной усыпительной политики завоевателей, и чуждое влияние начинает мало-по­малу распространяться между побежденными, то, по естественному ходу вещей, влияние это охватывает преимущественно высшие сословия, те, которые имеют возможность получать образование; образование же всегда имеет в таком случае характер, свойственный господствующей, победительной народности. В эту же среду попадают и те исключительные личности из низших сословий, где народность вообще долее сохраняется, которые возвышаются своими необыкновенными способностями и талантами. Таким образом, и в этом случае все результаты умственных трудов подчиненной народности идут в умственную сокровищницу победителей и обогащают ее. Но и этот случай редок. Влияние чуждого по духу воспитания и общественной обстановки, не соответствующих внутреннему духовному складу народа, не может прийти в гармоническое соотношение с его духовными потребностями. Это будет воспитание львенка орлом.

Задачи болгарской элиты:

·        народ покорен;

·        возвратить независимость;

·        чуждое влияние  (татаро-кыпчатское) мало-помалу распространяется среди побежденных (по А.Дж. Тойнби «платина прорвана»);

·        образование получает победившая народность;

·        аристократия побежденного   народа обогащает умственную сокровищницу победителей.

Пройдя 300летний ассимиляционный геноцид(болгарский холокост)  «худые» болгары (новочуваши) трансформировались в новочувашскую (национально-региональная) цивилизацию с середины XVΙ в.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

В июне 1551 г. происходит вхождение Чувашии в состав Российской империи. Таким образом, по А.Дж. Тойнби мы можем утверждать, что древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация прошла  свои  цивилизационные циклы развития:

·        генезис- с эпохи Империи хунну;

·        рост-Волжско-Камской Болгарии;

·        надлом  - (после 1236г.)

·        распад – (развал Золотой Орды и Казанского ханства)

Как отмечает исследователь стимулы могут быть как природными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул. Среди всех стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли.

Территориальная трансформация:

• Империя хунну;

• Империя Аттилы;

• Великая Болгария;

• Сувария в составе Хазарии;

• Волжско-Камская Болгария;

• Горная Чувашия(Болгария).

Рост и расцвет мы относим к Волжско-Камской   трансформационной эпохе древнеболгарской цивилизации (Х-ХΙΙΙ вв.) до 1236г. Национально-освободительная война (1546-1552гг.) в Чувашии привела к освобождению Горной стороны и вхождению в июне 1551 г. в состав российской цивилизации. Мы называем этот период российским этапом новочувашской цивилизации ( в отличии от древнечувашской – древнеболгарской).

Переходим к проблеме символов цивилизации. Л.И. Семенникова в конце XXΙ в. отмечала, что «символы цивилизации приводят к национализму». Мы считаем, что исследователь слишком политизировал эту проблему.

Что же такое символ?

По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова символ – то, что служит условным знаком явления, идеи. [ 3]

Символ веры – краткое изложение основных догм христианства в православии. В учебнике-справочника школьника говорится о символизме в литературе отмечается, что начало символизма в литературе положено в 1892г. Д.Мережковским. Символистов первой волны принято называть «старшими символистами» (К.Бальмонт, В.Брюсов, З.Гиппиус и т.д.). К символистам второй волны относят «младосимволистов (А.Блок, А.Белый, Вячеслав Иванов, М.Кузьмин и др. [ 4]

Мы рассматриваем символизм несколько шире:

1.     Религиозный символизм (символы);

2.     Символы тотема (рода, веры);

3.     Символы истории (каган Кубрат);

4.     Символы литературы.

Английский историк  А.Дж.Тойнби свое время говорил о символах- героях, «героические личности». Он считал, что  «героические личности» (символы) формируются в условиях кризиса цивилизации и их действия направлены на консолидацию поиска новых путей ответа  на Вызов.(Иисус Христос, Будда и т.д).

Мы отмечали, что древнеболгарская цивилизация (как и многие  по А.Д.Тойнби) прошли циклы развития: генезис, рост, надлом, распад (по  Г.И.Тафаеву-трансформации). На всех этапах (циклах) развития цивилизации происходит рождение символов:

1.     религиозных;

2.     тотемных;

3.     исторических;

4.     политических;

5.     фольклорно-литературных;

6.     географических.

Например:

1.     Религиозных – Иисус Христос, Авраам Болгарский.

2.     Тотемных – волк, барс, лань и т.д.

3.     Исторических – Каган Кубрат и т.д.

4.     Политических – империя хунну, Великая Болгария.

5.     Фольклорных – эпос об Улыпе.

6.     Географических – Алтай, Азия, Европа, Кавказ, Среднее Поволжье.

 

Религиозный символ в некоторых случаях перекликается  с тотемным  (родовым) символом  болгар-язычников. Обратимся к исследованию археолога А.П.Смирнова [ 5 ] .Он указывает, что из других вещей нужно отметить бронзовые замки в виде лошадок, баранчиков и собачек; эти замочки, отливавшиеся в виде двух полови­нок, являются предметом типичным для булгарской культуру. Они най­дены в Биляре и в. Болгаре, но обычны также в коллекциях из Сарая Бату, Сарая Берке, Увска и других мест. В золотоордынских городах работали и булгарские ювелиры, о чем можно судить по находкам предметов, украшенных филигранью « чернью. Ювелирные предметы, изготов­ленные приемами булгарской техники, представлены рядом вещей исклю­чительной ценности: на то, что часть таких вещей изготовлялась в самом Сарае Берке, указывает литейная форма, хранящаяся в собрания Государственного Эрмитажа.

К числу вещей, которые можно сравнивать с булгарскими типами, принадлежат также зеркала с растительным орнаментом, поразительно напоминающие булгарские. Приведенный перечень вещей был бы не полон, если бы мы не отметили лемеха булгарского типа, хорошо извест­ного по булгарским коллекциям, и плужные резаки.

Перечисленный материал наказывает, что в жизни городов ниж­него Поволжья булгарские ремесленники играли довольно большую роль. Наличие их в золотоордынских городах привело к тому, что культура булгарских городов ХШ - XIV вв. получила много общих черт с городами нижнего Поволжья. Различие состоит лишь в меньшем богатстве булгарских городов.

Кроме городов Золотой Орды тесные связи были у булгар с насе­лением правобережной Волги - мордвой и   чувашами. 

Просим обратить внимание на суждение археолога

·        булгары;

·        мордва;

·        чуваши.

Как видно археолога не ставит равенство болгар и чуваш. Данный подход, конечно не соответствует  языковым и историческим процессам, которые наблюдались в Золотой Орде и землях Волжско-Камской Болгарии. Верно, конечно по отношению к мордве, но чуваш еще не было (первое упоминание чуваш в 1508г.).

Процесс этногенеза:

·        болгары(булгары);

·         «худые» болгары;

·        чуваши.

 Поэтому утверждение А.П.Смирнова о том, что болгары отдельный народ по отношению к чувашам не соответствует истории этногенеза и этноязыку. А.П.Смирнов о мордве замечает, что еще в XII веке одна часть мордовских княжеств находилась в вассальной зависимости от русских, а другая от булгар. Пуреш был «ротник Юрьева», а князь Пургас - ротник булгарского князя. Тесная связь части мордовских земель с Булгарией продолжалась во всяком случае и в золотоордынскую эпоху. На территории Булгарии, не занятой морд­вой, встречаются отдельные погребения, типичные для погребений мор­довских женщин X-XIV вв. Это установлено, например, Поливановым для Муранского могильника, где женщины лежат обычно на боку с полусогнутыми ногами; руки в большинстве случаев согнуты, причем кисти рук лежат под висками.

Аналогичная картина «наблюдалась в Аткарском могильнике. И здесь женщин хоронили на правом (преимущественно) или левом боку с подогнутыми ногами и руками, согнутыми в локте и положенными кистью перед лицом умершей. Мужчины погребались в вытянутом по­ложении на спине, с немного согнутой левой рукой. Такие же захоро­нения умерших на боку с подогнутыми ногами открыты около дер. Бемер, Казанского района (бывш. Собакинской волости, Казанского уез­да)

Религиозный символизм мы наблюдаем и в погребальных обрядах:

·        христианский символ (крест, положение тела и т.д.)

·        исламский символ (полумесяц и т.д.)

·        языческий символ (конь, баран, собака и т.д.)

А.П.Смирнов о погребальном обряде писал, что подобные погребения были найдены и в самом городе Болгаре. При раскопках «Бабьего бугра» в 1920 году группой студентов Северо-восточного археологического института был обнаружен ряд погребений, в одном из которых костяк оказался в скорченном положении. Он ле­жал на правом боку, головой на запад, с подогнутыми ногами и руками, причем одна ладонь была положена под правый висок. Погребения в этом могильнике являются обычными погребениями рядовых граждан и не представляют ничего исключительного, так как присутствие морд­вы в Болгаре и без того хорошо документируется рядом вещественных находок (сюльгам, височных колец).

Особый интерес представляют исследования Ханской усыпальницы. Это дюрбе, находящееся близ Малого минарета в Болгарах, сохранилось весьма плохо, так что для поддержания его свода пришлось поставить столбы. В 1914 г. Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете были произведены здесь раскопки. Исследованиями выяснено, что дюрбе состояло из ряда отдельных помещений: центрального и примыкающих к нему восточного и западного. Здание было кра­сиво оштукатурено, причем следы штукатурки в то время были еще хо­рошо заметны. Часть поверхности стен была отделана поливными из­разцами, покрытыми геометрическим и растительным орнаментом, перемежающимся с куфическим письмом. Изразцы выполнены в синих, голубых и белых красках. На ряде изразцов имеются арабские надписи с благопожеланиями. Восточная и западная пристройки, как отмечают исследователи, были отделаны с той же роскошью, как и центральное помещение. Восточное здание имело еще дополнительную отделку в ви­де различных гипсовых налепов.

Внутри сооружения было обнаружено несколько погребений. Три из них находились в центральном здании, восемь  - в восточном и семь в западном. Все костяки лежали в ящиках четырехугольной формы, сколоченных из толстых деревянных досок больших размеров. Покой­ники были положены на спине, лицом вверх, головой на запад, левая ру­ка полусогнута и положена на грудь, правая протянута вдоль тела и кистью лежит на тазовых костях.

Отчет о раскопках дюрбе вместе с тем отмечает и некоторые откло­нения, обнаруженные при изысканиях, от основного типа погребений. [6]

Так, в центральном здании один костяк, заключенный в ящик, находился в скорченном положении на правом боку.

Над могилами в центральном помещении были возведены отштукатуренные кирпичные надгробия, каждое из двух горизонтальных рядов кирпичей, лежащих один на другом. Вся обстановка погребений, богатое дюрбе, красиво оформленные надгробия, дают право считать развалины мавзолея усыпальницей каких-то знатных лиц.

Татарские предания говорят, что постройка, находящаяся у Малого минарета, заключала в себе ханские погребения. Роскошная отделка этого здания позволяет признать эти предания достоверными. Дмитриев в своей работе «Древние Булгары и татарские о нем предания» писал, что, согласно легендам, в зданиях у мечети похоронены особо чтимые мужи.

Археологические и фольклорные материалы дают полное основание утверждать, что в дюрбе у Малого минарета были погребены знатные люди, ханы. Нахождение в этом дюрбе погребения мордовки указывает на тесную связь булгарских ханов с мордовскими князьями, закреплявших свои политические союзы с мордвой брачными узами.[7]

А.Дж. Тойнби о развитии христианского общества в «Постижении истории» ученый отмечал, что при наличии общих черт можно говорить о наличии «сыновне-отеческих» отношений между западным и эллинским обществами. Попробуем определить, какое общество предшествовало православному христианскому. При первом приближении мы не встречаем особых трудностей, так как здесь налицо и универсальное государство, и универсальная церковь, и движение племен - явления не только аналогичные, но даже идентичные тем, что уже встречались нам в исследовании исторических оснований западного общества, а значит, православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в «сыновнем родстве» с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, каким образом это становится возможным, обратимся вновь к географическому фактору. Если мы попытаемся отыскать стержневую ось православного христианского мира, то обнаружим, что, подобно исходной линии западного общества, она берет свое начало в центре эллинского мира, в Эгейском   море. [8 ]

·        материнская цивилизация;

                Греко-Византийская

·        сестринская цивилизация

                    Русско- российская (православие).

Обратим внимание на передачу религиозного символа России (Руси) – двухглавый орел (символ Византийской империи).Символ-икона, символ- храм и т.д.

 

Политический символ-идея «Москва – третий Рим»  необходимо вспомнить о древнеболгарской цивилизации.

 

Каким образом проникали христианские символы к болгарам («белым» по А.Дж. Тойнби)  исследователь отмечает, что однако  простерлась  она  в  другом направлении и на другое расстояние. Тогда как в первом случае движение шло на северо-запад - от Эгейского моря к Лотарингии, во втором случае оно шло в северо­восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между Константинополем и Неокесарией. Эта линия значительно короче, чем линия между Римом и Римской стеной. И это обусловлено тем историческим фактом, что экспансия православного общества была гораздо менее масштабна, чем экспансия западнохристианского общества. Экспансия православного христианского общества шла отнюдь не по прямой, и наша условная осевая линия, будь она продолжена в обоих направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с рогами, обращенными на северо-запад и северо-восток. На северо-востоке православное христианство первоначально закрепилось в Грузии, в предгорьях Кавказа, а к началу VIII в. н.э. оно перевалило через Кавказский хребет, достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь. Православное христианское общество могло теперь распространять свое влияние на степь во всех ее пределах, подобно тому как

Каган Кубрат

 
западное общество, установив отправной пункт на Иберийском полуострове, постепенно овладело Южной Атлантикой и утвердило себя в заморских землях, именуемых ныне Латинской Америкой. Однако пока православное христианство медлило у северного подножия Кавказа на краю степи, иудаизм и ислам также вышли на историческую арену. Иудаизм распространился среди хазар, живших между Нижней Волгой и Доном, а ислам - среди белых болгар на Средней Волге. Эти обстоятельства положили конец экспансии православного христианства на северо-восток.

Почему христианские символы «выйдя» к народам Северного Кавказа  остановились после 737 г.?

Главная причина по мнению английского исследователя:

·        принятие иудаизма в Хазарском каганате ( часть тюрков-болгар и сувар приняли иудаизм);

·        принятие ислама в Волжско-Камской  Болгарии – белыми болгарами 

А.Дж. Тойнби замечает, что  «эти обстоятельства положили конец экспансии православного христианства на Северо - Восток».

г. Болгар

 
Ислам и иудаизм закрыли северо-восточное направление христианской экспансии.

Но вторжения (100 летняя религиозная война), разлом Великой Болгарии (660г. смерть  кагана Кубрата), разгром в 737г. Суварского царства способствовали через принятие иудаизма в Хазарии,а в 922 г. ислама в Волжско–Камской Болгарии. Таким образом, Волжско-Камское христианское государство и Хазарское христианское государство не состоялись. Английский  историк отмечает, что процесс пошел в другом направлении.

На северо-западе православное христианство охватило Балканы и приготовилось совершить прыжок в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в конкуренции с западным христианством, которое начало действовать раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. В IX в. эти два конкурирующие между собой общества были готовы начать позиционную войну. Папа сделал болгарам предложение объединить церкви; Византия, или Восточная Римская империя - призрак Римской империи, - направила своих миссионеров Кирилла и Мефодия к славянам Моравии и Богеми. Однако эти взаимные выпады были прерваны внезапным набегом языческих мадьярских кочевников, пришедших из Евразийской степи и занявших территорию, называемую ныне Венгерский Альфельд. Граница между западным и православным христианством окончательно определилась к Х-ХI вв., причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в состав западного общества.

Как известно часть венгров-мадьяр проживало в Хазарском каганате.

Улып

 
В известном эпосе об Улыпе говорится о дружбе венгров и болгар. В венгерском языке до 600слов сохранились взятые из болгаро-чувашского типа( R-языка).

 

 

Выводы

1.Христианские символы сопутствовали древним болгарам (чувашам) на протяжении всей истории (с 619г.).

2.Вхлждение Чувашии в ходе национально-освободительной войны (1546-1552гг.) против ханства позволила сохранить чувашский этнос, культуру, язык, традиции и обычаи «худоболгарского народа».

3.Приняв христианские (символы) чуваши в составе российской цивилизации сохранились.

 

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я.Данилевский - М., 1991.

2. Семенникова Л.И.  Россия в мировом сообществе цивилизаций/ Л.И.Семенникова – М., 2003. С. 19.

3. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю.  Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов - М.,1995.- С. 706.

4. Учебник справочник школьника.- 4-е изд. – М., 2002.- С. 262.

5. Смирнов А.П.  Волжские булгары / А.П.Смирнов - М., 1951- С. 64-65.

6. Смирнов А.П. Там же – С. 65.

7. Смирнов А.П. Там же – С. 66.

8. Тойнби А.Дж.  Постижении истории / А.Дж.Тойнби - М., 2004.

Комментариев нет: