15 марта 2011

АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ – ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СИМВОЛ ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БОЛГАРИИ

АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ – ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СИМВОЛ ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БОЛГАРИИ

В предлагаемое исследование мы вносим понятия:

· цивилизационный символ;

· Авраамий Болгарский – святой Русской православной церкви;

· Волжско-Камская цивилизация (цивилизация Поволжья по И.Н. Смирнову).

Исследуя данную проблему в процессе цикличного пути развития цивилизации, мы опираемся на работы Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, С. П. Хантингтона и др. Изучая процессы Урало-Поволжского региона необходимо опираться на работы русского профессора И. Н. Смирнова (1856-1904). И. Н. Смирнов впервые предложил понятие «болгарская цивилизация» и «цивилизация Поволжья».

А. Дж. Тойнби в исследовании «Постижение истории» детально осмыслил православное христианское общество, иранскую цивилизацию, исламскую цивилизацию, восточные цивилизации: египетскую, вавилонскую, сирийскую и др.

В своих исследованиях он писал о «белых болгарах» (народах Волжско-Камской Болгарии).

По А. Дж. Тойнби Православное христианство распространялось и вдоль своей поперечной оси, которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь через Дарданеллы и Эгейское море привел православное христианство на свою прародину - к «отеческому» эллинскому обществу, - а отсюда оно направилось по древнему пути греческой морской экспансии в Южную Италию, где принялось старательно отвоевывать себе место среди мусульманских и западно-христианских общин. Однако прочно закрепиться здесь православное христианство не смогло и в XI в. вынуждено было отступить под натиском норманнов, отвоевавших этот форпост для западного христианства. Большего успеха православное христианство добилось, продвигаясь в противоположном направлении - через Босфор и Черное море. Преодолев Черное море и широкую приморскую степь, православие в XI в. обосновалось на Руси. Освоив этот дом, оно пошло дальше – по лесам Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана – и наконец в XVII в. достигло Тихого океана, распространив свое влияние от Великой Евразийской степи до Дальнего Востока.

А. Дж. Тойнби отмечал, что экспансия православия привела к расширению данной территории. Каким образом и почему эллинское общество стало «отцом» двух «сыновей»? Другими словами, дифференциация западного и православного христианства породила два различных общества. Из одной куколки – католической церкви образовалось два самостоятельных организма: римско-католическая церковь и православная церковь. Схизма продолжалась в течение трех веков и привела к трем разрушительным кризисам.

О каких кризисах говорит английский историк и социолог?

1) Первый кризис, разразившийся в VIII в., представлял собой конфликт между иконоборцами и папой по вопросу об обряде – конфликт, завершившийся возрождением постулатов Римской империи в православном христианстве Львом Исаврийцем. Аналогичная попытка эвокации призрака Римской империи, предпринятая незадолго до этого Карлом Великим, закончилась неудачей.

2) Второй кризис – это конфликт IX в. между вселенским патриархом Константинополя и папой по вопросу о церковном авторитете – конфликт, столь драматично сказавшийся на судьбе патриарха Фотия и вызвавший глубокий раскол между иерархиями Рима и Константинополя, соперничавшими за сферы влияния в Юго-Восточной Европе.

3) Третий кризис привел к окончательному разрыву между двумя иерархиями, что случилось в XI в. Догматический вопрос, вокруг которого разгорелись страсти, не был чисто богословским вопросом, он тесно увязывался современниками с политической борьбой. Разрыв 1054 г., завершивший схизму католической церкви, тем самым завершил и процесс дифференциации социальных структур. Образовалось два новых общества – западное и православное.

Исследователь далее отмечает, что католическая церковь на Западе функционировала под началом римской иерархии, что на несколько веков задержало процесс артикуляции западного общества в самоцентрированные локальные государства Нового времени. Между тем православная церковь стала государственным институтом, сначала в восстановленной Восточной Римской империи, а затем и в государствах, принявших православие позже. Таким образом, православное христианство в эпоху, именуемую средними веками, представляло собой явление, в высшей степени непохожее на средневековое западное христианство. Определенное сродство можно найти с протестантской частью современного западного мира, где карта религиозных конфессий совпадает с картой политического суверенитета.

А. Дж. Тойнби предлагаем для изучения циклы развития цивилизаций:

· генезис;

· рост;

· надлом;

· распад.

Где в этом цикле деятельность Авраамия Болгарского? Поставим вопросы:

· Почему он был волжским болгарином?

· Почему он был казнен в Волжско-Камской Болгарии?

· Почему владимирский князь прах Авраама Болгарского в 1230 г. перевез в свое княжество во Владимир?

· Почему мусульмане передали его прах?

· Почему так боялось Авраамия мусульманское духовенство Волжско-Камской Болгарии?

Рассмотрим циклы развития древнеболгарской (древнечувашской) цивилизации. Внутриутробный генезис, который происходил в Империи хунну. Так, например, Н.Н. Крадин о военной сисе Империи хунну писал, что базисом хуннского могущества в Великой степи стала отлаженная военная система. Китайские источники неоднократно свидетельствуют о воинственном образе жизни северного соседа.

С раннего детства мальчики и юноши тренировались в стрельбе из лука и скачках на лошади. Все взрослые мужчины входили в состав военно-иерархической организации хуннского общества. Хронисты образно именовали Хуннскую державу «царством военных коней», а самих номадов сравнивали с «вихрем» или «молниями», а в официальных документах, в противопоставлении оседлым китайцам, хунну именуются как народы, «натягивающие луки».

Точное количество воинов, которое могла выставить в случае необходимости Хуннская держава, неизвестно, хотя данный вопрос интересовал еще ханьских лазутчиков. Самая большая численность хуннских воинов в 400 тыс. всадников указана Сыма Цянем в знаменитом 110-м цзюане «Ши цзи» в описании знаменитой Байдэнской битвы 200 г. до н.э. между Модэ и Гао-ди, хотя в 99-м цзюане этого же трактата он приводит иное число хуннских кавалеристов – 300 тыс. человек. К последнему числу склоняется и B. C. Таскин, который суммировал все основные сведения из летописей на этот счет.

Имеется еще один вариант подсчета численности вооруженных сил Хуннской империи, который вполне согласуется с приведенными выше данными. В 110-м цзюане «Ши цзи», где подробно описывается политическая система хуннского общества периода правления Модэ сообщается, что из 24 «темников» (вань-ци) 10 наиболее знатных имели в своем подчинении не менее 10 тыс. всадников. Остальные 14 «темников» руководили несколько меньшими воинскими подразделениями. Можно смело считать, что это количество было никак не менее 5-7 тыс. лучников. Если суммировать эти данные, то получится, что численность войск левого и правого крыльев империи составляла около 170-200 тыс. человек. Если допустить, что шаньюй имел в подчинении примерно такое же количество воинов, что и командующие крыльев, то в совокупности это составляло около 250-300 тыс. человек.

Отсюда, кстати, следует еще один интересный вывод. Введение «удельно-лествичной» системы правления крыльями империи свидетельствует, что племена, входившие в состав левого и правого крыльев, не были столь же лояльны, как племена «центра». Они управлялись имперскими наместниками, являвшимися ближайшими родственниками шаньюя. Возможно, это служит доказательством того, что именно племена центральной части составляли «ядро» хуннского этноса. Исходя из этого можно допустить, что численность «чистокровных» хуннов в империи была чуть более одной трети [1].

Какова была численность хуннского войска во время ведения боевых действий? Известно, что каждый свободный кочевник одновременно являлся воином. Но вряд ли к большинству походов за добычей привлекались все номады сразу. В летописных источниках имеются данные о примерной численности хуннских армий, воевавших с Китаем, в 166 г. до н.э. - 140 тыс. человек, в 140 г. до н.э. - 100 тыс. человек, в 128 г. до н.э. - 20 тыс. человек, в 125 г. до н.э. - 90тыс. человек, в 103 г. до н.э. - 80 тыс. человек, в 97 г. до н.э. – 100 тыс. человек, в 90 г. до н.э. - 50 тыс. человек, в 80 г. до н.э. - 100 тыс. человек.

В целом средняя численность хуннских войск была около 90 тыс. всадников, что составляло примерно третью часть всего военного потенциала державы. Это примерно сопоставимо с численностью войск Монгольской империи. К началу похода на Цзинь армия Чингисхана составляла около 100 тыс. всадников (95 «тысяч» плюс «тысячи» из так называемых «лесных» племен).

Интересно, что в годы кризиса Хуннской империи (78-28 гг. до н.э.) численность воинских подразделений, совершавших набеги на Китай, была намного меньше 10-20 тыс. человек.

Что представляла собой хуннская армия? Сыма Цянь описывает вооружение и тактику хуннского войска: «Из оружия дальнего действия они имеют луки и стрелы, из оружия, применяемого в ближнем бою, – мечи и короткие копья с железной рукоятью. Если сражение складывается благоприятно для них – наступают, а если неблагоприятно – отступают». Археологические материалы подтверждают данные письменных источников. Действительно, основу хуннского вооружения составляли лук и стрелы [2].

Проточуваши активно вовлекались в военные походы против Китайской цивилизации. Известно, что болгары и сувары входили в состав Империи хунну. Язык был болгаро-чувашского типа (носители R-языка), болгары и сувары придерживались язычества (народной религии). Приклонялись перед силами природы. Достаточно подробно о вере хунну писал А. Н. Гумилев. Рост болгаро-чувашской (древнетюркской) цивилизации я отношу к периоду, который начинается у болгар на территории Северного Кавказа. Рост привел к цивилизационной консолидации болгар, сувар и др. племен, что привело к образованию:

1) Империи Аттилы;

2) Великой Болгарии;

3) Хазарского каганата;

4) Суварского царства в составе Хазарского каганата.

В результате хазаро-арабской (религиозной) войны болгары и сувары переселились на территорию Среднего Поволжья. Начинается новый рост и расцвет Волжско-Камской Болгарии.

Авраам Болгарский жил в условиях роста и расцвета Болгарского государства (IX в. – 1236 г.). Надлом начинается в 922 г. – с принятием ислама и углублением религиозной, а затем и этнокультурной пропасти между:

· болгарами-язычниками;

· болгарами-мусульманами;

· болгарами-христианами.

Археологические раскопки показали, что до 90% болгарского населения оставались (после 922 г.) в язычестве. Аристократия приняла ислам, а население и не только сельское оставалось в язычестве (до 1236 г.). Татарские авторы, искажая археологические данные считает, что большинство населения Волжско-Камской Болгарии были мусульманами.

1) Каким был Авраам Болгарский? Святой мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец, жил в XIII веке, происходил из камских болгар и воспитывался в магометанстве. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял христианство. В городе Болгары, в низовьях Волги, святой Авраамий стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании.

Болгарский мученик был:

· добр к болгарам;

· милостив к своему народу;

· был христианином;

· был миссионером и проповедовал православие среди болгар-язычников и болгар-мусульман.

2) Как казнили Авраамия и что сделали с его останками? Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением, 1-го апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честную главу. Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. 6 марта 1230 года мощи святого Авраамия были перенесены великим князем Владимирским, святым Георгием Всеволодовичем (память 4 февраля), в Успенский собор Княгинина монастыря. С того времени и началось празднование его памяти.

· истязали как Иисуса Христа;

· четвертовали: отрубили руки и ноги;

· отрубили голову.

3) Каковы причины казни мученика? Сей богатый и знатный купец жил в конце XII – начале ХIII вв. в столице Волжской Булгарии – Болгаре Великом, и отличался необычайным милосердием. «Имеяше имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущиянапаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребы удовляше» – так свидетельствует о его образе жизни летопись.

Казалось бы, занятие торговлей, как сугубо мирское дело не предрасполагает к духовным исканиям, а хорошее материальное положение надёжно охраняет от всего, что может пошатнуть его. Тем не менее, за милостыни его, Господь просветил сего мусульманина светом истинной веры. Самостоятельно разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей - русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу. Так наш святой становится христианином и получает новое имя, с которым и вошёл он на страницы Книги Жизни – Авраамий.

По крещении святой, ради аскетических подвигов, принимает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчёркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. В отличии от св. Ахмеда и св. Абу, Авраамий не проходит периода тайного христианства, что является свидетельством силы его духа и пламенной искренности его обращения. Он не оставляет своей профессии, но использует её для проповеди Слова Божия и милостыни для бедных. Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно наблюдать духовную гибель соплеменников, и как-то раз он прямо на городской базарной площади стал призывать их к познанию истинного Бога-Христа, разоблачая и опровергая обманы магометанского заблуждения... Такое поведение знатного и богатого гражданина сначала вызвало недоумение у слушавших... Затем последовали увещевания, уговоры, далее угрозы, за которыми уже пошли и побои. Били "всем миром", били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места. Пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно. Но на всё это он, как сказано в летописном упоминании, «проклял Магомета и веру болгарскую». Тогда его отвели за город и недалеко от берега Волги сначала четвертовали, а затем обезглавили... Так с исповеданием истинной веры на устах отошёл к своему Небесному Возлюбленному этот простой и искренний человек Божий - 1 апреля 1229 года.

4) Каковы последствия смерти Авраама Болгарского? Русские купцы, бывшие тому свидетелями, взяли тело своего друга и погребли на христианском кладбище. При гробе очень скоро начались знамения, которые послужили поводом к почитанию. Неполный год спустя, 9 марта 1230 года его мощи были выкуплены у булгар и перенесены во Владимир. Навстречу вышли святой благоверный князь Георгий с семьей, епископ с духовенством, и весь народ. Честные мощи святого мученика Христова были положены в Успенском монастыре. Булгары неоднократно нападали на русские города, что, в свою очередь, вызывало ответные военные походы русских князей, в народном сознании русских они были самыми ненавистными врагами и мучителями. И то, как народ встретил мощи св. мученика, свидетельствует, что для русского человека того времени все национальные, культурные, политические границы и личная неприязнь истинно исчезали во Христе...

Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.

На месте же его казни забил источник чистой воды, от которого также начали исходить исцеления. Видно, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и заблудших - местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка.

Чувашское и марийское население Казанского ханства, а также 100 тыс. русских военнопленных терпели большие лишения. А именно:

· В Казанском ханстве находилось до 100 тыс. русских воинов и все они были православными христианами.

· Многие русские военнопленные могли жениться на чувашских женщинах, таким образом, влияние православия увеличивалось еще за долго до массового принятия христианства (после XVI в.).

· Косвенные сведения сообщают, что от 6 до 10 тыс. семенных (русской колонии, так и остались проживать на Горной стороне Чувашии (от Суры до Волги) после вхождения Чувашии в состав Российской цивилизации.

Национально-освободительная война Чувашии против Казании началась осенью 1546 г. и продолжалась до 1552 г. - падения Казани в ходе русско-казанской войны

Авраамий был соотечественником чувашей – болгарином и многие жители о его казни знали. Он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г., в тот период, когда активно освобождалась Горная и Луговая сторона от казанских (исламским) войск. Таким образом, Авраам Болгарский являлся цивилизационным (христианским) символом не только Волжско-Камской Болгарии, но и Золотой Орды и Казанского ханства.

Церковные исследователи отмечают, что св. Авраамий — один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви... С XVI века св. Авраамий Болгарский почитается покровителем Казанской паствы – после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним - памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы... В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, и по настоящее время не обретены. Ныне в возобновлённом Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии её выносят из алтаря, давая возможность приложится к ней богомольцам.

Богоборческая власть не пощадила памяти святого и в Болгарах (бывший Болгар Великий) – часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен. Часовня на месте казни св. Авраамия Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.

Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан [3].

Выводы

1. Волжско-Камская Болгария после принятия в 922 г. ислама стала «расколотой» страной. Духовная жизнь формировалась в условиях:

· исламской культуры;

· языческой культуры;

· христианской культуры.

2. Авраамий Болгарский с 1229 г. был для части христианского и языческого болгарского населения символом непокорности мусульманам, символом стойкости и непоколебимости.

3. В годы Золотой Орды и Казанского ханства (1243-1552 гг.) «худые» болгары (чуваши) активно использовали Авраамия как символ свободы и веры в освобождение от мусульман.

4. В годы национально-освободительной войны Чувашии против Казанского ханства (1546-1552 гг.) имя Авраама Болгарского стало христианским символом, своеобразным ориентиром чувашской аристократии и народа на Россию.

Литература

1. Крадин, Н. Н. Империя хунну / Н.Н. Крадин. – М., 2001. – С. 55-57.

2. Крадин, Н. Н. Там же. – С. 57.

3. Журавский, А. В., Романова, А. А., Авраамий (Авраамий) Болгарский. Православная Энциклопедия:

http://www.pravenc.ru/text/62936.html http://www.jmp.ru/svyat/apr01.htm

Комментариев нет: