17 марта 2011

Процесс адаптации древнеболгарской цивилизации в условиях территориальной трансформации

Процесс адаптации древнеболгарской цивилизации в условиях территориальной трансформации

 

Мы выносим научные понятия:

·     адаптация-приспособление;

·     древнеболгарская цивилизация в процесс развития (генезис, рост, кризис, надлом, разложение)[1];

·     территориальная трансформация – перемещение.                       

В понятие адаптация мы включаем:

·     Временная адаптация – к часовым поясам;

·     Климатическая  адаптация – к изменению климата;

·     Географическая адаптация – перемещение на новые неизвестные территории;

·     Историко-государственная адаптация, которые для древнеболгарской цивилизации проходила различных государственных сообществах: союзах, племен, федерациях, империях и т. д.[2].

Часть древнеболгарской цивилизации в лице чувашской в настоящее время размещены в Российской Федерации. Вторая часть располагается на Балканском полуострове (Болгарская республика).

Россия – самая большая по площади страна мира(17 098 200 км2). Расстояние от её крайней северной точки до крайней южной – 44000 км, а от крайней западной до крайней восточной – 9000 км. Численность населении составляет 142 221 000 человек (2007 год).

Чувашская республика имеет 18,3 тыс км2 ,численность населения 1300 тыс человек, из них 67,7 % составляют чуваши.

Мы отмечали, что по мере территориальной трансформации в древнеболгарской цивилизации происходили:

·     Временная адаптация (часовые пояса);

·     Климатическая адаптация (температура, осадки, растительность);

·     Географическая адаптация (территория размещения);

·     Историко-государственная;

На первой родине протоболгарские находились на территории (Алтайского края, Республика Алтай).

 

В ХХI в. разница от  Московского времени на Алтае составляет +3. Проточуваши около 200 лет проживали в районе  Аму-Дарьи и озера Балхаш (величина времени +3). Более 800 лет они проживали на территории Северного Кавказа (с конца II– начала III вв.).

В XXI в Северный Кавказ входит в Московский часовой пояс. С VII в болгаро – сувары переместились в Среднее Поволжье (московский часовой пояс с 2010 г). До этого времени было отличие +1. Врачи доказали, что человек  болезненно адаптируется, с разницей в часовом поясе (+3–4). Чтобы адаптироваться к разнице во времени человеку необходимо 6–7 дней. Например, спортсмены, из России перелетая в США, Канаду, Китай, за 6–7 дней до начала соревнований, что позволяет, за это время адаптироваться к климату страны. Проточуваши адаптировались к часовому поясу по мере территориальной трансформации. Прародина проточуваш является, Азия, болгарские исследователи, Пётр Добрев в книге, отмечает, что на Севере Афганистана имеется  район Балх[3]. Наша позиция  - произошёл синтез культур Тюрко-иранского. Протоболгары  до 71 г. до н.э. располагались на территории Алтая. Здесь протекали реки Катунь, Бия. Располагались озера Телецкое, Уве, Нурр, Зайсан, Кулунндийское и т. д. Располагается гора Белуха (4506 км). Вероятнее всего все реки и озера ранее имели тюркские  и иранские названия. Следует заметить, что часть западных хунну (тюрков) располагались на территории Монголии и Китая.

Профессор Н. Н. Крадин о территории хунну писал, что после подчинения Хуннской державой соседних народов последние были включены в орбиту хуннского влияния, хотя, судя по всему, непосредственно в состав имперской конфедерации они не входили. Поскольку данные отношения нередко складывались в не поля зрения китайцев, они отражены в летописях намного хуже, чем взаимоотношения между Хунну и Хань. Тем не менее, хуннское влияние на северных соседей фиксируется антропологическими материалами. В многочисленных памятниках Тувы, Хакасии, Алтая и Прибайкалья встречаются самые разнообразные артефакты хуннского типа: черешковые трёхлопастные наконечники стрел (в том числе и с известными по легенде о Модэ знаменитыми свистунками), костяные накладки луков, железные пряжки с подвижным язычком, бронзовые поясные ажурные пластины, пуговицы-бляшки с зооморфными изображениями. Прослеживается хуннское влияние и на восточных границах имперской конфедерации на территории Читинской области. Не совсем ясно, насколько хуннское влияние распространилось на территории Читинской области. Не совсем ясно, насколько хуннское  влияние распространилось на терриории Восточной Маньчжурии, Приморья и Приамурья. Сыма Цянь писал, что границы Хуннской державы на  востоке распространились до Чо-сона[4].

После 71 до. н. э. проточуваши переместились на территории Казахстан. Здесь они проживали около 200 лет и им пришлось уйти на северный Кавказ из-за набегов соседних племён. Окружали болгар, чёрное, азовское, каспийские моря. На территории протекали реки: Кубань, Кума, Ахтуба, Терек, Волга, Самур, Дон. Озера Маныч, Сарпа и др. Можно заметить, что большинство названий рек и озёр это тюркские. Кавказские горы защищали их от вторжения  с юга.

Климатическая адаптация так же затронула чуваш, с климатом происходит изменение народа:

·     Одежды;

·     Пищи;

·     Животного мира;

·     Качество воды;

·     Традиции;

·     Обряды;

·     Количество народонаселения.

Климат на Алтае:

·     Летом +36;

·     Зимой -50.

Алтай входит в область континентального и резко-континентального климата[5]. Т.е  условия проживания в империи Хунну были суровыми. Даже для животных этот климат требовал выносливости. Монгольские лошади были небольшого роста, неприхотливы, выносливы и хорошо адаптировались в местных суровых природно-климатических условиях. Лошадь использовалась для верховой езды, перевозки грузов, а у бурят – дополнительно в работе на сенокосе. Важную роль выполняла лошадь при пастьбе скота зимой. В случае образования снежного покрова лошадей пускали на пастбище первыми, чтобы они своими копытами разбили плотный покров и добрались до травы (тебеневка). По этой причине для нормального выпаса овец и крупного рогатого скота соотношение лошади-овцы в стаде должно быть не менее  чем 1:6. В целом лошадь играла важнейшее место  в хозяйственной и культурной жизни номадов, что нашло отражение в фольклоре и обрядовой жизни. Не случайно богатство монголов, бурят, как других кочевых народов,  определялось количеством у них лошадей, а в глазах цивилизованных жителей городов и оседлых селений мифологизированный образ воинственного кочевника  ассоциировался со свирепым кентавром: наполовину человеком ,на половину лошадью .Известно ,что бурятская лошадь относилась к лошади монгольского типа. В Забайкалье лошадь использовалась для работы с 4 лет при средней продолжительности 25 лет. Лошадь могла перевозить груз весом 200-400 кг, под седлом проскакать 50 верст без отдыха, а некоторые – до 120 верст за  день. Кости верблюда встречаются на хуннских  памятниках в забайкалье достаточно редко. Они были обнаружены, в частности, Иволгинском городище. Находки костей верблюда известны и в Ноин-Уле в Монголии, а так же подтверждены древнекитайскими письменными источниками. Среди главных достоинств верблюда следует отметить его способность длительное время (10 суток) обходиться без воды и пищи, а так же умение пить воду с высокой степенью минерализации и поедать виды растительности, непригодные для вскармливания другим видам домашних животных. Не менее важными достоинствами верблюда являлись его мощная сила, высокая скорость передвижения (что обусловило его стратегическое значение для североафриканских номадов), большая масса (до 200 кг чистого мяса и около 100 кг сала), длительный лактационный период (до 16 месяцев) и пр. В частности, в прошлом веке у бурят верблюдов содержали главным образом в богатых хозяйствах. Они использовались для перевозки грузов. Под вьюком верблюд способен перевезти до 300 кг, а в санях - до 500 кг со скоростью 7-8 км ч. Правда, по сравнению с лошадью или волом верблюд более придирчив к дороге (он неустойчив на гололедице или в грязи). Через три часа дороги ему нужно давать время отдохнуть. Для верблюдов также характерно отсутствие рефлекса тебеневки, необходимость больших площадей выпаса, плохое перенесение холодов и сырости. замедленный цикл воспроизводства (половая зрелость 3-4 года, низкая фертильность самок -примерно раз в 2-3 года, длительный период беременности (более года), низкая рождаемость -35-45 верблюжат на 100 маток. В Забайкалье мясо и молоко верблюдов в пищу не использовались.

Наконец, необходимо упомянуть еще об одном виде домашних животных –  собаке – постоянном помощнике и спутнике человека начиная с глубокой древности. Коллекции костей собак (Canis domesticus; по определению В. Е. Гаррута и К. Б. Юрьева – Cams familiaris) из могильника Ильмовая падь были определены Ю. Д. Талько-Грынцевичем. Он предположил, что собаки хунну Забайкалья были близки к современным монгольским собакам представляется то,  что Чжунхан Юэ определенно указывает на существование у хунну упорядоченной системы маршрутов сезонных перекочевок.

В кочевниковедении принято выделять несколько различных моделей кочевания (кочевая, полукочевая, полуоседлая и т.п.), а также несколько типов сезонного передвижения номадов (меридиональный, радиально-круговой, широтный, эллипсоидный и пр.). Данные по монголам конца прошлого и первой половины нынешнего века позволяют глубже раскрыть этот аспект проблемы. У современных монголов нет единственной схемы перекочевок. Одни номады, как, например на Ононе, уходят на зиму в тихие предгорные долины или даже в горы, а летом спускаются в широкие плодородные долины рек. Скотоводы Гобийского Алтая, наоборот, летом кочуют со своими стадами на горных пастбищах, а зимой перемещаются в предгорья. В целом в Халха-Монголии известно не менее десятка различных вариантов моделей сезонного кочевания. Основная часть монголов кочует со скотом в среднем 2–4 раза в год. Однако количество перекочевок и радиус кочевания существенно разнятся в зависимости от продуктивности пастбищ. В плодородных хангайских степях номады кочуют в пределах 2–15 км. В гобийских полупустынных районах радиус намного больше – от 50 до 70 км. Самые большие перекочевки – в пределах 100–200 км - совершают монголы Убур-хангайского и Баян-хон-горского аймаков. Количество перекочевок в этих аймаках может достигать 50 и даже более. Интересно также сопоставить эти сведения с соответствующими данными по Забайкалью. Буряты предпочитали устраивать летники поближе к источникам водопоя, тогда как зимние пастбища выбирали в местах покосов, по возможности защищенных от ветров (в распадках, у подножий сопок и гор), а также там, где оставалось много ветоши. В середине XIX в. хоринские буряты перекочевывали от двух до четырех раз в год. Деревянные юрты составляли примерно четвертую часть от общего их количества. Но общее число оседлых жителей также было невелико: 308 человек из 38 тысяч населения Хоринского ведомства. Кударинские и баргузинские буряты войлочных юрт уже не имели, жили летом в деревянных юртах, а зимой в домах русского типа. Перекочевки они совершали всего два раза в год с зимников на летники и обратно. Селенгинские буряты, которые были расселены, кстати, в местах наибольшей концентрации археологических памятников хунну, кочевали, как правило, четыре раза в год, совершая сезонные перекочевки между пастбищами. Количество войлочных и деревянных юрт у селенгинских бурят было одинаковым.

Только значительные природные катаклизмы (снегопады, засухи) могли привести к нарушениям сложившихся маршрутов перекочевок и крупных миграций в пределах нескольких сотен километров.

В то же время необходимо иметь в виду, что границы Хуннской державы не были постоянными на протяжении 250 лет существования степной империи. Крупные политические события периодически нарушали сложившиеся модели кочевания. Вытеснение номадов из Ордоса при Цинь Шихуанди (215 г. до н.э.), а затем снова при ханьском императоре У–ди в конце II в. до н.э., привело к массовым переселениям номадов на север за пустыню Гоби и необходимости пересмотреть устоявшиеся в Халха-Монголии ареалы кочевания хуннских племен. Еще один серьезный период нарушений традиционных систем кочевок связан с гражданской войной 60–36 гг. до н.э. Сформировалось несколько различных враждующих между собой группировок, из числа которых выжили две наиболее мощные, возглавляемые братьями Чжичжи и Хуханье. Первоначально противостояние между ними осуществлялось по оси «север» – «юг», позже переместилось в плоскость «запад» – «восток». Последнее крупное нарушение традиционных систем кочевания связано с распадом Хуннской державы в 48 г. на «северную» и «южную» конфедерации.

В связи с этим все производимые ниже расчеты справедливы только в отношении стабильной экологической, хозяйственной и политической ситуации в обществе хунну, когда номады имели достаточно устойчивые маршруты передвижения и стабильные, закрепленные традицией сезонные пастбища.

Представляется очевидным, что наиболее важными для годового выпаса скота были именно зимние пастбища. Нельзя не согласиться с точкой зрения, что именно зимние пастбища лимитировали, в конечном счете, общее количество поголовья домашнего скота. Поскольку для степей Монголии характерны бесснежные зимы, практически все ее пастбищные территории были потенциально пригодны для организации зимовок[6].

Животный мир Алтая:

·     барс;

·     кабан;

·     журавль;

·     заяц;

·     дикая утка;

·     соболь;

·     белка;

·     олень;

 

Животный мир Северного Кавказа:

·     заяц;

·     барс;

·     черепаха;

·     волк;

·     утка;

·     гусь;

·     горный козел;

·     гремучая змея;

·     морская рыба;

·     журавль;

 

Животный мир Среднего Поволжья:

·     белка;

·     волк;

·     лось;

·     кабан;

·     глухарь;

·     выдра;

·     бобр;

·     медведь;

·     рысь;

·     утка;

·     гусь;

·     лисица;

·     рыба речная, озерная.

 

 

 

 

Вывод

1.     В ходе территориальной трансформации проходят изменения растительности почвы, населения;

2.     Адаптация происходит не только к климатическим, условиям, но и к растительному миру, геологии, населениям, животным и т.д.

 

Литература

 

1. Тойнби, А. Постижение истории: пер. с англ. // сост. Огурцов А. П.: вступ. Ст. Уколовой В. И.; закл. Ст. Рашковского Е. Б. – М.: Прогресс, 1991.

    Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. – Спб.: Ювента, Прогресс, Культура, 1995.

   Тафаев, Г. И. Цивилизационный подход в изучении истории чувашского народа и Чувашии: учеб.-метод. Пособие / Г. И. Тафаев. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004. – С. 208.

   Тафаев, Г. И. О новых методологических подходах в исторической науке Чувашии // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2007. – №2 (54). – С. 134–140.

   Тафаев, Г. И. Чувашская локальная цивилизация // Народная школа. – 2005. – №6. – С. 39–43.

2.  Тафаев, Г. И. Чувашская цивилизация: учеб. Пособие / Г. И. Тафаев. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2003. – С. 386.

      Тафаев, Г. И. Истоки древнечувашской (болгарской) цивилизации: Учеб.-метод. Пособие. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2004. – С. 279.

   Гончаренко, Л. Н., Тимофеев, В. В. История мировых цивилизаций: Учеб.-метод. Пособие, – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 1999. – С. 359.

3. Добрев, П. Ключ към древнота болгарска история  / П.Добрев. – София, 2002. – С. 69.

4. Крадин, Н. Н. История Хунну  / Н. Н. Крадин. – М.,2001. – С. 62.

5. Атлас. Территория России. 8 кл. – М., 2008. – С. 14.

6. Сафаргилиев, М. Г. Распад Золотой Орды / М.Г. Сафоргалиев. - Саранск, 1960.  – С. 258.

7. Крадин, Н. Н. Там же. – С. 69–75.

 

Комментариев нет: