15 марта 2011

ИСТОРИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА В ОСВЕЩЕНИИ А. Г. ИВАНОВА И К. Н. САНУКОВА

ИСТОРИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА В ОСВЕЩЕНИИ

А. Г. ИВАНОВА И К. Н. САНУКОВА

Марийские доктора исторических наук, профессора А. Г. Иванов и

К. Н. Сануков в Урало-Поволжском регионе являются признанными исследователями своего народа. В 1999 г. они издали учебное пособие «История марийского народа» для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Аналогичные учебники для школ издавались в Урало-Поволжском регионе, например, под руководством археолога и историка В. Ф. Каховского был издан учебник для 7-8 классов «Родной край» (1977), профессором Г. И. Тафаевым – «Введение в историю Чувашии» (2001, 2009). Татарский археолог Р. Г. Фахрутдинов издал учебник для школы «История татарского народа и Татарстана» (2000). Учебники по истории Мордовии, Удмуртии, Башкортостана издавались с той же регулярностью.

Следует обратить внимание на то, что чувашский этнограф Н. В. Никольский издал работу «История мари» (1920). Данная работа является учебником для школ и служила «главным трудом по истории марийского народа».

Учебник А. Г. Иванова и К. Н. Санукова издан в Йошкар-Оле в Марийском книжном издательстве. Его объем 160 страниц, которые имеют множество иллюстраций. В учебнике для школ «История марийского народа» подготовлена хронологическая таблица, список дополнительной литературы. Тираж составляет 10 тыс. экземпляров. Например, у В. Ф. Каховского «Родной край» - 35 тыс. экз., Р. Г. Фахрутдинова «История татарского народа и Татарстана» - 60 тыс. экз., Г. И. Тафаева «Введение в историю Чувашии» - 1500 экз.

1. Учебник А. Г. Иванова и К. Н. Санукова охватывает период с освоения территории Среднего Поволжья протомарийскими племенами и завершается в 90-е гг. XX в.

2. Учебник Р. Г. Фахрутдинова начинается с первобытного общества и завершается разгромом Казанского ханства.

3. Учебник В. Ф. Каховского начинается эпохой первобытного общества и завершается 60-90 гг. XIX в.

4. Учебник Г. И. Тафаева охватывает хронологию с Империи хунну (до I в. н.э.) и завершается вхождением Чувашии в состав Российской цивилизации (июнь 1551г.).

В отличие от перечисленных авторов, в учебнике Г. И. Тафаева имеется раздел по теории цивилизации, который дает нам такие понятия как «циклы», «стадии развития цивилизации».

В разделе представлены концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, С. П. Хантингтона, имеются черно-белые иллюстрации и большое количество схем и таблиц, которые поясняют понятия цивилизация и трансформация.

Марийские авторы начинают учебник с общения с учащимися. Вы начинаете изучать историю марийского народа как составную часть многотысячелетнего пути развития всего человечества и наше­го Отечества — России. История каждого народа — большого или маленького — интересна, увлекательна и поучительна. Она уходит своими корнями в глубину веков, в жизнь и дела многих поколений, сменявших друг друга. Исторические пути народов на разных этапах времени сталкивались, переплетались, соприкасались. Эти связи но­сили разнообразный характер — военный и мирный, хозяйственный и культурный. Но при любых обстоятельствах неизменным было одно: ни один народ не мог жить и развиваться в изоляции от других. Это является основой понимания исторического процесса в отношении любого народа, в том числе и марийского.

Марийцы, кто они? На земном шаре проживает множество наро­дов. Некоторые ученые насчитывают их около двух тысяч, другие называют даже пять. Одни народы очень велики по численности — в несколько десятков миллионов человек, а есть небольшие народно­сти — всего в несколько тысяч или даже сотен человек. Марийцы относятся к средним по численности народам. По последней перепи­си населения (1989 год) их насчитывалось 671 тысяча человек. Они имеют свою государственность — Республику Марий Эл, входящую в состав Российской Федерации. Но большая половина народа живет не в ней, а за пределами республики. По своим языковым, культур­ным особенностям марийцы делятся на горных, луговых и восточных.

Марийцы относятся к финно-угорской языковой семье, т.е. они являются родственниками финнов, венгров, эстонцев, карелов, мор­двы, удмуртов, коми — по происхождению, языку, культурным кор­ням. При изучении истории марийского народа, особенно на ранних этапах, нельзя не учитывать это родство. Вместе с тем большую роль) играли взаимоотношения марийцев с соседними тюркскими (тата­ры, чуваши, башкиры) и русским народами.

Изучение в школе истории родного народа, родного края помога­ет с детских лет формировать в каждом человеке чувство любви и привязанности к Родине, к своим корням, помогает осознать смысл своего существования и место в общности людей нашей планеты [1].

Глава I «Происхождение марийского народа» имеет разделы:

§ 1. Древние люди на территории Марий Эл

§ 2. Формирование древнемарийских племен

§ 3. Первые упоминания о древних марийцах

§ 4. Истоки марийской культуры

Глава I насыщена иллюстрациями, например, имеются изображения орудий каменного века, жилища древних людей (стр. 6).

На 7 стр. представлена культурная реконструкция по черепу древнего финноязычного человека. Представлены предметы быта и украшения марийцев IXX вв.

Марийские исследователи начинают первую главу «Происхождение марийского народа» с археологических стоянок, которые были обнаружены на территории Марий Эл.

Ученые пишут, что в глубокой древности, когда происходило заселение и освоение человеком Восточно-Европейской равнины, территория современной Марийской республики представляла собой приледниковую зону и даже была частично занята ледниками. При их таянии образовались обширные водоемы, занимавшие низменные равнины по северным отрогам Приволжской возвышенности и Вятскому увалу. В эти мес­та, покрытые обильной растительностью, представлявшей собой хо­роший корм для древних диких животных, характерных для ледни­кового периода (мамонты, шерстистые носороги, олени и т. д.), и проникали вслед за животными группы первобытных охотников с юга.

Именно так началось заселение территории нашего края. У де­ревни Юнга-Кушерга Горномарийского района, на берегу речки Юнга, обнаружены следы стоянки первобытных людей древнекаменного века, живших примерно 20—30 тысяч лет тому назад. Это — самый древний известный археологический памятник Марийского края. Разумеется, древнейшие обитатели приледниковой зоны — бродя­чие охотники на мамонтов — не могут быть названы предками ма­рийцев. Мы не знаем, кем они были, на каком языке говорили, какие культурные обычаи имели и т.д.

В послеледниковое время природно-климатические условия края существенно изменились. Постепенно освобождаясь от воды, лево­бережная приволжская равнина стала пригодной для обитания чело­века. Именно к этому времени (12—5 тысячелетия до нашей эры) относится значительное количество обнаруженных учеными археологических памятников. Находки Русско-Луговской стоянки, что обнаружена недалеко от устья Илети, свидетельствуют о том, что она оставлена не бродячими охотниками, а людьми уже оседлыми. Население в этих условиях становится более или менее постоянным, складывается определенная преемственность культурных традиций, передаваемых от одного поколения к другому.

Археологи отмечают, что местные культурные традиции складывались из сложного плетения черт, привносимых переселенцами с юга и востока. Формировались признаки, общие для финно-угорских народов, прародина ко­торых располагалась на лесном Севере Евро­пы, от Зауралья до Скандинавии, включая и территорию современ­ной Марийской республики.

К концу каменного века (5—3 тысячелетия до нашей эры) суще­ственно увеличилась численность населения края. Стали осваивать­ся не только берега Волги, но и ее притоков и мелких речек в глубине лесной территории. Усовершенствованные каменные орудия труда и предметы культуры свидетельствуют о высоком мастерстве их изго­товителей [2].

А. Г. Иванов и К. Н. Сануков обращает внимание на культурное влияние ираноязычных народов на протомарийцев.

Авторы «Истории марийского народа» пишут, что предки марийского и других родственных народов испытывали в тот период сильное влияние ираноязычных племен степного юга, проникавших большими группами в зону обитания финноязычного населения. Именно с этим было связано появление и распространение у них металлических предметов и развитие производного вида хозяйства (земледелия и скотоводства).

В язык вошли слова, означающие название металлов, земледельческих навыков, сельскохозяйственных культур.

Исследователями представлена следующая схема:

1. ремесло;

2. сельское хозяйство;

3. животноводство;

4. культ огня.

Например, авторы учебника «История марийского народа» об археологических находках, относящихся к ираноязычным племенам пишут, что в приволжских поселений обнаружены ямы жертвенных кострищ с большим содержанием костей домашних животных. Обряды, свя­занные с поклонением огню и принесением животных в жертву бо­гам, стали впоследствии неотъемлемой частью языческого культа марийцев и других угро-финнов. Поклонение солнцу отразилось и в прикладном искусстве: солярные (солнечные) знаки в виде круга и креста заняли видное место в орнаменте финно-угорских наро­дов.

Конец первого тысячелетия до нашей эры для Марийского По­волжья характерен началом использования железа, причем в основ­ном из местного сырья — болотной руды. Этот материал использо­вался не только для изготовления орудий труда, облегчавших расчи­стку леса для земельных участков, обработку пашни и т.д., но и для изготовления более совершенного оружия. Войны стали происходить всё чаще. Среди археологических памятников того времени наибо­лее характерны укрепленные городища, защищенные от неприятеля валами и рвами.

С охотничьим образом жизни связан широко распространенный культ зверей (лося, медведя) и водоплавающей дичи.

Таким образом, общие отдаленные предки угро-финнов пришли на Восточно-Европейскую равнину, на Среднюю Волгу, Ветлугу, Вят­ку с востока и юга. Но древние предки марийцев, с присущими имен­но им особенностями и чертами, стали формироваться в основном на ныне занимаемой марийцами территории.

А. Г. Иванов и К. Н. Сануков рассказывают о переселении древних марийцев. Сложившаяся к началу первого тысячелетия древняя основа ма­рийского народа подвергалась новым воздействиям, смешениям, пе­редвижкам. Но преемственность основных черт материальной и ду­ховной культуры сохранялась и закреплялась, о чём свидетельству­ют, например, археологические находки: височные кольца, элементы нагрудных украшений и т.д., а также некоторые особенности погре­бального обряда.

Древние этнообразующие процессы происходили в условиях рас­ширения связей и взаимодействия с родственными и неродственны­ми племенами. Настоящие названия этих племен остались неизвест­ными. Археологи дали им условные названия в соответствии с назва­нием населенного пункта, около которого впервые был раскопан и изучен их памятник.

В Волго-Уральской зоне сложились две истори­ко-культурные общности, имевшие большое сходство: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой затем развилась азелинская культура, и городецко-дьяковская на Верхней Волге и Оке. Марийское Повол­жье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.

В отношении социального развития племён это было время нача­ла распада первобытнообщинного строя и формирования периода военной демократии. «Великое переселение народов» в начале пер­вого тысячелетия задело и племена, обитавшие на границе лесной зоны и лесостепи. Племена городецкой культуры под напором степняков продвигались на север по Суре и Оке к Волге, и вышли на левобережье, в Поветлужье, а оттуда на Большую Кокшагу. Одновремен­но с Вятки в район рек Большая и Малая Кокшага проникли и азелинцы. В результате их соприкосновения и длительных контактов, с участием более древнего местного населения, произошли большие изменения их изначальных культур. Археологи считают, что в резуль­тате «взаимоассимиляции» городецких и азелинских племен во вто­рой половине I тысячелетия сформировались древнемарийские пле­мена. Об этом процессе свидетельствуют такие археологические па­мятники, как Младший Ахмыловский могильник на левом берегу Волги напротив Козьмодемьянска, Шор-Уньжинский могильник в Моркинском районе, Кубашевское городище на юге Кировской обла­сти и другие, содержащие материалы городецкой и азелинской куль­тур.

Между прочим, формирование древних марийцев на основе двух археологических культур предопределило изначальные различия меж­ду горными и луговыми марийцами ( у первых — преобладание черт городецкой культуры, у вторых — азелинской).

Регион формирования и первоначального обитания древнемарий-ских племен (черемисов) на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали не только все Поветлужье и центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, но и земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древ­ние марийцы занимали не только земли современного Горномарийс­кого района, но и северной Чувашии. На севере граница их расселе­ния проходила где-то в районе города Котельнича.

На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, тесные взаимосвязи с родственными фин­но-угорскими племенами (кроме ближайших соседей — мордвы и удмуртов) фактически прекратились и установились довольно близ­кие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. Уже с того времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антропологический тип народности.

Древние марийцы, уже имея свои специфические особенности и сохраняя определенное сходство с родственными угро-финнами, стали испытывать серьёзное тюркское воздействие. На южных окраинах марийской территории население как ассимилировалось с булгарами, так и частично вытеснялось к северу [3].

Следует заметить, что некоторые исследователи Китая, Монголии и Европы при освещении истории Империи Аттилы включают финноговорящие племена Среднего Поволжья в состав империи.

До смерти Аттилы (453 г.) большая часть Восточной Европы и Урало-Поволжского региона входила в состав гуннской империи. Часть древних марийцев и мордвы могла участвовать в набегах на Запад (до 453 г.).

Конечно, это особый вопрос, но татарские исследователи отмечают, что чуваши не болгары, а тюрки - аттылы, которые осели в Среднем Поволжье до 453 г. или даже позже, в 455-560 гг.

Мы считаем, что при изучении истории марийского народа, следует более подробно осветить процесс нахождения древних мордвы и марийцев в составе Империи Аттилы.

В. Д. Димитриев об утверждении, что «гунны предки чуваш» писал, что автор составил свой труд компилятивно, излагает чужие мнения и чужие исследования, не всегда точно, материал расположен сумбурно. Автор перескакивает с одного предмета на другой. Нет обоснования главного: почему гунны: предки чувашей. Он их даже называет гунны-прачуваши. Аналогии тем скудным введениям о быте, культуре и обычаях гуннов чувашскому этнографическому материалу слишком общи и ни о чем говорят (культ деревьев, например). Лингвистические данные приведены в виде беглых замечаний, без собственного исследования, изложены по чужим работам. А без них вряд ли проблема можете быть решена. Я не считаю возможным рекомендовать рукопись С. Р. Малюткина к печати. Однако теперь можно издавать книги без чьей-либо рекомендации. Автор в книге даже не указал, что ее рецензентом был Г. А. Федоров-Давыдов, Ограничился только указанием рецензентов А. А. Хузангая и Г. Б. Матвеева [4].

Автор подробно говорит об истоках формирования марийской культуры. Рассказывается об одежде, музыкальных инструментах. Так, например, о музыкальных инструментах А. Г. Иванов и К. Н. Сануков в «Истории марийского народа» пишут, что тÿмыр – барабан, шÿвыр – волынка, кäрш или кÿсле – гусли и другие инструменты имелись у древних марийцев.

Глубокие исторические корни, богатые традиции и эстетическую ценность имеют древние резьба по дереву и народная вышивка [5].

Следует отметить, что авторы не говорят о влиянии болгарской цивилизации на марийцев. Известно, что Волжско-Камская Болгария (государство древних чуваш «худых болгар») оказала очень серьезное цивилизационное влияние на древних марийцев. Еще И. Н. Смирнов и Н. И. Ашмарин в свое время обращали внимание на этот вопрос.

1) И. Н. Смирнов отмечал, что болгарский язык сходен с чувашским;

2) он предложил понятие болгарская цивилизация;

3) говорил о цивилизациях Среднего Поволжья:

4) Н. И. Ашмарин отметил, что язык волжских болгар тождественен чувашскому;

5) чуваши являются прямыми потомками волжских болгар;

6) чуваши для народов Среднего Поволжья как «римляне».

И. Н. Смирнов в своей монографии «Черемисы: историко-этнографический очерк» (1889) подробно осветил процесс заимствования древними марийцами болгаро-чувашского языка (носители р-языка).

Марийский профессор не отрицает нахождения древних марийцев в составе Волжско-Камской Болгарии. Так, например, в статье «Древние марийцы между тюрками и славянами» пишет, что «феодализация началась у марийцев в составе Волжской Болгарии, в рамках восточного феодализма» [6].

Авторы учебника для школ «История марийского народа» к каждому параграфу прилагают вопросы и задания.

Литература:

1. Иванов, А. Г., Сануков, К. Н. История марийского народа: учеб. пособ. для школ / А. Г. Иванов, К. Н. Сануков. – Йошкар-Ола, 1999. – С. 3

2. Иванов, А. Г., Сануков, К. Н. Там же. – С. 5-6

3. Иванов, А. Г., Сануков, К. Н. Там же. – С. 8-10

4. Российская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее. сб. ст. Ч.I / отв. ред. Г. И. Тафаев. – Чебоксары, 2000. – с. 11

5. Иванов, А. Г., Сануков, К. Н. Там же. – С. 15

6. Российская цивилизация: Там же. – С. 42

Комментариев нет: