СИМВОЛИЗМ НОВОЧУВАШСКОЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ
Под новочувашской цивилизацией мы понимаем процессы, котрые стали формироваться после вхождения Чувашии в состав российской цивилизации.
Трансформация Чувашии обернулась для древнечувашской цивилизации (языческой) качественным скачком. Изменения пошли в направлениях социально-экономических, религиозных и других форм трансформации. Началась вторая фаза (этап смены цивилизации).В условиях российской эпохи Чувашия в течение 460 лет сформировалась в новочувашскую.
Для древнечувашской (древнеболгарской) цивилизации был характерен символизм:
- Религиозно – тотемный;
 - Историко – государственный;
 - Природно – географический;
 
В устном народном творчестве болгаро-чуваш преобладет религиозно – тотемный и языческий символизм, например, в легенде об Улыпе, Чемене:
Религиозные символы:
- крест, крут, рунические изображения. Сохранились в историко – государственной символике;
 - древо жизни (вечная жизнь)
 
Природно – географическая символика
· утка;
· дуб;
· волк;
· борс.
В каких хронологических рамках эти символы (цивилизации) несли большую смысловую (патриотическую, религиозную) нагрузку.
|     |        Империя Хунну  |        Империя Аттилы  |        Великая Болгария  |        Сувария  |   
|     1.  |        Земля  |        Страна  |        Каган  |        Царь  |   
|     2.  |        Луна Солнце  |        Солнце Луна  |        Волк Луна Звезда  |        Солнце Луна звезды  |   
|     3.  |        Вода  |        Огонь  |        Огонь  |        Вода Огонь  |   
|     4.  |        Ива  |        Дуб  |        Дуб  |        Дуб  |   
|     5.  |        Дуб  |        Гора  |        Гора  |        Гора  |   
|     6.  |        Волк  |        Конь  |        Барс Трезубец Крест  |        Барс Крест  |   
С 20-50 гг. XVI в. начинает формироваться новочувашская:
1. Территория (Чувашская, с 1521 года);
2. Этнос (с 1508 года);
3. Российско – гсударственное самосознание (идентификация) с 1523 года. Вхождение Присурской Чувашии в состав России;
4. Религиозная самоидетификация (национально – освободительная война Чувашии против Казании (с 1546 по 1552 гг.);
В новой Чувашии в условиях российской цивилизации постепенно формируется литература. Исследователь В. Пушкин делит её на хронологические циклы:
1. Устное народное творчество;
2. Первые образцы литературных произведений;
3. Ранняя литература;
4. Новописьменная литература.
Если мы сопоставим данную хронологию., то она может вписаться в концепцию цикличного развития цивилизаций ( по А.Дж. Тойнби)
|     А.Дж. Тойнби  |        |   |
|     Цивилизация  |        Литература  |   |
|     Генезис  |        Устное народное творчество  |   |
|     Рост  |        Первые литературные произведения Ранняя чувашская литература Новописьменная литература Литература XX века Литература XXI века  |    
  |   
|     Надлом (прогноз)  |        20-30 гг. XXI века  |    
  |   
|     Распад (прогноз)  |        40-60 гг. XXI века  |    
  |   
Цивилизационные циклы не всегда совпадают с циклами развития литературы. Чувашская литература начинает вписываться в понятие новочувашская цивилизация (середина XVI века).
Следует отметить, что в чувашской литературе и до начала XXI века доминирует религиозно-тотемный символизм (языческо православная цивилизация (синкретическая).
1. Ермей Рожанский (1741- первая четверть XIX века).
В произведении «О чувашах» он оставил религиозные (цивилизация язычников) символы:
· Бог мать;
· Бог плодов;
· Бог земли;
· Небесный Бог;
· Чук (обряд);
· Йюмзя.
2. Хведи Чуваш (1810-1815) [1]
· Кукушка;
· Рож;
· Песня (жизнь);
· Старость;
· Душа;
· Печаль
Сопоставим символы цивилизации и чувашскую историю XVIII-XIX вв.
· Язычество;
· Православие;
· Хлеб-работа;
· Душа чистая, но печальная
Новочувашская цивилизации рождалась в муках православия и ухода язычества, но она жила в черной работе, борясь за хлеб – жизнь. Душа чуваша (XVIII – XIX вв.) оставалась чистой, но в печали.
3. Легенды, сказки, пословицы, эпосы передавали чуваши друг другу. Поиск цивилизационных истоков начал Н.Я. Бичурин (1777-1853). Их он увидел в Азии, Монголии, Китае, Алтае. Исследователь отмечал, что чуваши – это «новый народ».
4. Максим Федоров (середина XIX века). Поиск чувашских корней:
· Волга- Атăл;
· Мы чуваши;
· Бог (православие);
· Яйца, молоко и мед (торговля);
· Наша доля.
5. Спиридон Михайлов (1821-1961) [2]
· Сохраню любовь;
· Конь;
· Жизнь;
· Сердце;
· Хозяин;
· Умеют читать, писать;
· Добрые и честные.
Как трансформировалась этнопсихология чувашского народа за прошедшие 100 лет.
|     XVIII – начало XIX века  |        Середина XIX века  |   
|     1. Рож, хлеб  |        1. Поиск цивилизационных истоков  |   
|     2. Песня  |        2. Язычество  |   
|     3. Душа печальна  |        3. Православие  |   
|     4. Работа черная  |        4. Хозяин  |   
|     5. Писать не разумеем  |        5. Знают читать и писать  |   
|     6. Киреметь  |        6. Добрые и честные  |   
6. Иван Яковлев (1848-1930)
Духовное завещание чувашскому народу.
· Любовь к Богу (православие);
· Уважение к русской культуре;
· Распространение грамотности среди чуваш;
· Сохранение чувашского языка;
· Берегите семью;
· Любите труд;
· Помогайте друг другу, будьте милосердными.
7. Михаил Федоров (1848-1904) [3] Символизм произведения «Леший»
· Конь;
· Лес;
· Киреметь;
· Рекруты;
· Злой дух;
· Смерть;
· Богач;
· Хлеб – поле;
· Подслеповат;
· Подати;
· Нужда;
8. Федор Павлов (1892-1931) . Из произведения «В деревне»
· Огород – труд;
· Корова;
· Свадьба;
· Пьют;
· Песня;
· Умри.
9. Михаил Якимов (1884-1914)
· Лошадь пала;
· Бог;
· Голодный;
· Город;
· Больной;
· С голодухи помираю;
· Поп;
· Купцы.
Чувашская литература XIX века завершается смертью К. Иванова (1890-1915). В произведении «Нарспи» (символизм – языческой цивилизации).
· Лес;
· Земля;
· Любовь;
· Свадьба;
· Измена;
· Язычество;
· Киреметь;
· Богатство;
· Вода – колодец;
· Смерть;
· Уход язычества – прошлого;
· Не забили на селе (память).
Цивилизационный символизм конца XIX – начала XX века.
|     Конец XIX века  |        Начало XX века  |   
|     Любовь к Богу (православие)  |        Труд  |   
|     Грамотность  |        Голод  |   
|     Труд  |        Господа  |   
|     Милосердие  |        Город  |   
|     Лес – кереметь  |        Поп  |   
|     Смерть чуваш  |        Смерть  |   
|     Чуваш курит  |        Нужда  |   
|     Чуваш поет  |        Голод  |   
|     Нужда  |        Больной  |   
Цивилизационные болгаро – чувашские символы эпох (циклов)
1. Алтайская эпоха - языческая;
2. Северо – Кавказская - языческая;
3. Волжско - Камская - языческо – исламская;
4. Российская - синкретическая (языческо - православная)
Рассмотрим российскую эпоху в циклах развития (российская цивилизация).
1. С середины XVI-XVII вв.
· Защита;
· Любовь;
· Киреметь.
2. XVIII – начало XIX века
· Хлеб – работа;
· Песня – жизнь;
· Черная работа;
· Киреметь;
· Писать не разумеем
3. Середина XIX века
· Поиск истоков чувашской цивилизации;
· Православие;
· Читать разумеют;
· Добрые и честные.
4. Конец XIX века
· Грамотность;
· Труд.
5. Начало XX века.
· Труд;
· Голод;
· Болезни;
· Город;
Исследуя чувашскую историю, литературу, мы видим цивилизационные (историко – генетические) символы.
Выводы
1. По мере формирования новочувашской (национально – региональной) цивилизации мы можем реально увидеть циклы развития;
2. Цивилизационные циклы развития чувашской истории не всегда сопоставимы с циклами развития чувашской литературы;
3. По мере трансформации Чувашского края и народа душа новочувашской цивилизации претерпела серьезную деформацию;
4. Символы цивилизации серьезно менялись, но основополагающие символы остались;
5. Цивилизационный синкретизм у чуваш существует и в XXI веке..
Литература
1. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С. 37-38.
2. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С.53-64.
3. Чувашская литература: Хрестоматия для 10 классов. – Чебоксары, 2007.- С. 73-77.
Комментариев нет:
Отправить комментарий