13 марта 2011

Постсоветская модернизация Чувашской Республики в условиях Российской цивилизации

Постсоветская модернизация Чувашской Республики в условиях Российской цивилизации

По мнению В. В. Викторова постсоветский начинается с 1992 г. Мы предлагаем рассматривать этап в понятии российский (советский). В. В. Викторов предлагает изучать всероссийский этап по отношению к императорскому (XVIII - 1917 г.). Петровский вариант мы рассматриваем как петровский этап российской цивилизации.

Петровский этап – с 1700 г. Таким образом, мы можем отметить, что Чувашия, Марий Эл вошли добровольно (мирно) в середине XVI века в состав России (российской цивилизации) как регионально-цивилизационное (локальное) сообщество. С середины XVI века народы Среднего Поволжья вошли в юридическое, политическое, экономическое поле российской цивилизации.

Мы предлагаем следующий вариант территориальной трансформации:

1. Марий Эл;

2. Чувашия;

3. Удмуртия;

4. Татария;

5. Башкирия;

6. Мордовия.

Территории, вошедшие в конце XIV – середине XVI вв. в состав российской цивилизации – варианты этнотерриториальной трансформации данных народов.

По этим семи направлениям шла трансформация народов Среднего Поволжья в условиях российской цивилизации. Мы предлагаем вариант российской трансформационной эпохи (с середины XVI в.).

Трансформация для малых народов в условиях российской цивилизации может завершиться по Н. Я. Данилевскому «этнографическим материалом», который войдет в «русский тип» (российский тип).

Посмотрим, что мы имеем на сегодня. Постсоветский процесс (по В. В. Викторову) или российский (по Г. И. Тафаеву) продолжается с 1992 г.

Варианты:

1. Постсоветский (по В. В. Викторову);

2. российский (современный по Г. И. Тафаеву).

Что произошло?

· Главное для национальных субъектов РФ – это повышение статуса республик (Чувашская автономия, ЧАССР, ЧССР, Чувашская Республика).

· Обновление государственных символов: Государственных флага, гимна, символа.

· С учетом повышения статуса происходит формирование института президентства (1991 – 1993 гг.).

В конце августа 1991 г. на VI внеочередной сессии Верховного Совета
принимается Закон Чувашской ССР об учреждении поста Президента. В
октябре 1991. г. принимаются Законы «О Президенте Чувашской ССР» и «О
выборах Президента Чувашской ССР». Его предлагалось избирать на 5 лет.

Он рассматривался как высшее должностное лицо и глава исполнительной
власти, посредством которого законодатели предполагали реализовывать провозглашенный в 1990 году государственный суверенитет.

В 1990 г. декларации о суверенитете были приняты Татарстаном, Башкортостаном. Декларирование суверенного статуса качественно изменило национально-государственное устройство Российской Федерации.

До 20-х гг. XX века высшим носителем государственного суверенитета являлся многонациональный советский народ, то после декларирования суверенитета входящих в нее республик высшим носителем его провозглашался титульный народ конкретной республики, например, чувашей в Чувашии.

Говоря о постсоветском периоде можно отметить:

1. Произошла демократизация общественно-политической жизни в стране и в Чувашии.

2. Появились демократические партии и общественные движения, например, ЧАП (Чувашская партия Возрождения), ЧОКЦ (Чувашский общественно-культурный центр), ЧНК (Чувашский национальный конгресс) и т.д.

3. Принята декларация о суверенитете.

4. Повысился правовой статус Республики.

5. В декабре 1991 г. произошел развал СССР.

6. В 1991 г. в Чебоксарском горсовете состоялось заседание, на котором рассматривалось заявление Оргбюро Конституционно-демократической партии Чувашии на имя председателя КГБ, потребовавшего демонтировать памятник Дзержинскому на ул. К. Маркса в трехдневный срок. Участники конференции демократических сил Новочебоксарска предлагали демонтировать памятники Ленину в Чебоксарах и других городах. Комиссия горсовета решила обратиться к жителям столицы. В результате принято решение оставить памятники на своих местах [2].

7. В 1991 г. Верховный Совет Чувашия учредил пост Президента республики. Первые выборы состоялись 8 декабря того же года. Ни один из претендентов не набрал нужное количество голосов.

8. Институт президентства в ЧР укрепился в ходе прошедших выборов главы республики. Им стал с 1993 г. Н. В. Федоров (1997, 2001, 2005 гг.).

9. Произошел определенный прорыв чувашской культуры, языка, традиций внутри российской цивилизации и выход лучших достижений чувашской духовной жизни в мировое духовное пространство.

10. К сожалению, перепись в 2002 г. показала, что численность чувашского этноса уменьшилась на 300 тыс. человек. Таким образом, чуваши по численности населения отошли к 70-80 гг. XX века. Пик рождаемости прошел.

11. В конце XX – начале XXI вв. цивилизационная сопротивляемость чувашской нации резко ослабла.

Теоретик морской цивилизации Альфред Мэхэн (1840-1914 гг.) предлагал рассматривать могущество государство по шести параметрам:

1) Выгодное географическое положение.

2) Физико-географическая конфигурация – выход к мировому океану, морям, рекам.

3) Приближенность границ.

4) Статистическое количество населения.

5) Национальный характер.

6) Политический характер правления.

В стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики (до 2020 г.) [3] в шести «параметрах могущества» имеется плюс – экономическая стратегия развития.

В «стратегии ЧР» (стратегия Н. В. Федорова) отмечается:

1. Чувашская Республика имеет выгодное географическое положение (в центре России).

2. Развита инфраструктура.

3. Сохраняется межнациональный и конфессиональный мир;

4. Имеются хорошие перспективы сохранения уровня рождаемости в регионе.

5. Сохраняется национальная черта – трудолюбие.

6. Развивается демократичный характер политической системы ЧР.


По Н. В. Федорову «стратегия» ставит определенные задачи. Так, говорится, что в соответствии с действующей Стратегией развития до 2010 года в Чувашской Республике активно реализуются указы Президента Чувашской Республики, направленные на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное и дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, обеспечение занятости сельского населения и условий для занятия физической культуры и спортом, пропаганды здорового образа жизни. Это все формирует базис для ускоренного развития малого предпринимательства, инновационной среды и информационных технологий, реализации инновационных программ в сфере здравоохранения, образования и культуры, благоустройства населенных пунктов и территорий.

Н. В. Федоров ставит следующие задачи:

1) формирование инфраструктуры;

2) жилищное и дорожное строительство;

3) качественная питьевая вода;полная занятость населения;

4) здоровый образ жизни.


Он также отмечает, что задачи, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспек­тиве, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения. Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным цивилизованным стандартам, может обеспечить экономическое процветание обще­ства и социальную стабильность и с уверенностью смотреть в будущее. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответ­ствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценно­стями, традициями своей страны и родной Чувашии.

В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сторонам жизни жителей Чувашской Республики как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необхо­димо создать такие условия на территории Чувашии, чтобы моло­дые, активные, образованные граждане стремились жить и рабо­тать на чувашской земле. Только такой имидж региона - «место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям» - продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источ­ником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке, будет содействовать превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий и удобный для жителей регион, в котором у каждо­го есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни.

В условиях кризиса (2008-2009 гг.) финансирование культуры, науки, образования определенно уменьшилось. В связи с проблемами ЧНК обратился с письмом «о наболевшем» к министру культуры Р. М. Лизаковой.

В письме содержалось следующее:

1. Необходимо в корне изменить содержание празднования Дня Республики с целью превращения его в действительный чувашский национальный праздник для населения Чувашской Республики и чувашской диаспоры.

2. Необходимо возобновить ежегодное проведение республиканского празд­ника «Акатуй». На вопросы представителей чувашской диаспоры ЧНК не может давать обоснованного ответа. Мы сами от них требуем ежегодного проведения праздника «Акатуй», они на местах его внедряют повсеместно. Получается, мы сами от них требуем, а сами в Чувашской Республике не проводим.

3. На телевидении и радио крайне мало чувашских передач, за что чувашская диаспора высказывает обоснованные претензии. В сельской местности полная информационная блокада - радио не работает, газет не читают, а по телевидению идут одни боевики и реклама.

4. В республике нарушается действующее законодательство о пропаганде го­сударственных символов. Так, полный текст Гимна Чувашской Республики по радио передают только один раз в неделю - по воскресеньям. Такое положение особенно удивляет представителей чувашской диаспоры. Народ не знает текста Гимна, поэтому и петь не может.

5. В городах Чувашской Республики крайне мало рекламы и наглядных оформ­лений на чувашском языке, не хватает «чувашского духа» (не смотря на то, что об этом неоднократно говорил Президент Чувашии Н.В. Федоров).

6. В республике не видна работа республиканского Дома народного творче­ства. Он мало проводит чувашские национальные праздники, фестивали, конкур­сы. По этой причине ЧНК вынужден заниматься проведением Всероссийского конкурса чувашской эстрадной песни «Кёмёл саса», республиканского конкурса «Чаваш пики» и т.д.

7. В республике крайне слабо хоровое пение. Чувашия раньше этим славилась, молодёжь умела петь, нынче молодежь не знает чувашских народных песен. В этих условиях, о какой культуре среди молодежи можно говорить?

8. В сельских клубах мало кружков.

9. В республике мало этнологов, национальных режиссеров, дирижеров и исполнителей на чувашских национальных музыкальных инструментах, других национальных кадров культуры и искусства. Слабо развиваются чувашские народные инструменты.

10. Беден репертуар театров, они увлеклись коммерческими представлениями, даже Чувашский академический театр. В этом театре даже прекратили показ «Нарспи». В репертуаре театра оперы балета нет чувашских национальных представлений.

11. Мало выделяется денег на национальную политику [4].

1 мая 2009 г. общественность Чувашии приняли резолюцию.

РЕЗОЛЮЦИЯ

митинга представителей трудовых коллективов, студенческой

молодежи и профсоюзного актива Чувашской Республики

В соответствии с решением Исполкома ФНПР сегодня по всей стране проходит Общероссийская первомайская акция профсоюзов под девизом «Работа! Зарплата! Достойная жизнь!», поддержанная профсоюзами Чува­шии.

Мы, участники митинга, отмечаем, что Правительством Российской Федерации и Чувашской Республики предпринят ряд мер по преодолению финансового кризиса:

1. разработаны антикризисные программы;

2. начала работать программа дополнительной занятости населения;

3. увеличен максимальный размер пособия по безработице;

4. уменьшены квоты на привлечение в 2009 году иностранной рабочей

силы;

5. приближены сроки использования материнского капитала.

Но, несмотря на принимаемые меры, негативные тенденции в экономи­ке и социальной сфере продолжают развиваться:

1) сокращаются рабочие места;

2) на многих предприятиях введен режим неполного рабочего времени;

3) работники отправляются в вынужденные отпуска;

4) растет задолженность по оплате труда.

Все это ведет к снижению достигнутого уровня социальной защищен­ности работников и созданию негативного морально-психологического настроя, как в трудовых коллективах, так и в обществе в целом.

В этой ситуации профсоюзы считают необходимым веста открытый, честный диалог с органами власти всех уровней, партией «Единая Россия», деловыми кругами республики по совместному поиску путей преодоления возникающих трудностей и минимизации последствий кризиса для тружени­ков республики и их семей.

В целях преодоления негативных последствий кризиса, снижения со­циальной напряженности в обществе мы, участники митинга, требуем:

От Президента, Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики:

1. упростить механизм доведения финансовых средств, выделяемых го­сударством на преодоление кризиса, до предприятий реального сектора эко­номики;

2. снизить до приемлемых ставки банковских кредитов для предпри­ятий и населения и не допускать их роста;

разработать механизм поддержки предприятий, которые не сокраща­ют персонал и не снижают уровень заработной платы;

3. восстановить обязательное страхование от потери работы;

4. не допускать роста тарифов естественных монополий без адекватного увеличения размеров заработной платы, пенсий, доходов населения;

5. пересмотреть методику расчета прожиточного минимума с учетом ре­альных потребностей человека;

снизить федеральный стандарт максимально допустимой доли расхо­дов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокуп­ном доходе семьи с 22 до 15 процентов;

6. разработать механизм по защите материальных прав работников на выплату заработной платы в полном объеме в случае ее задержки или бан­кротства предприятий;

7. обеспечить замещение трудовыми пенсиями не менее 40 процентов утраченного заработка;

в рамках Программы занятости предусмотреть организацию гаранти­рованных рабочих мест выпускникам учебных заведений;

8. повысить минимальный размер пособия по безработице.

От работодателей:

1) доводить до работников достоверную информацию о финансово-экономическом положении предприятия во избежание трудовых конфликтов в коллективе;

2) предпринимать все необходимые меры по недопущению:

3) необоснованных отправлений работников в отпуска без сохранения заработной платы;

4) массовых сокращений, снижения оплаты труда и социальных гаран­тий;

5) роста задолженности по заработной плате;

6) необоснованных и вынужденных увольнений работников по соглаше­нию сторон и по собственному желанию.

Постсоветский период российской цивилизации мы рассматриваем в 24-26 темах. Учебная программа по «Истории Чувашии» (составитель Г. И. Тафаев) имеет три раздела.

Выводы

1. Постсоветский этап российской цивилизации позволил поднять правовой статус региона (Чувашской Республики).

2. С 90-х гг. XX века сформировался и успешно функционирует институт президентства в ЧР.

3. Принята Декларация и о суверенитете.

4. Успешно функционирует многопартийность.

5. В области культуры, образования, науки за последние 15 лет закрепились положительные тенденции, но, к сожалению, из-за кризиса 2008-2009 гг. произошел спад в области экономики, строительства жилья, увеличилось количество безработных.

6. Цивилизационная сопротивляемость чувашской нации резко спала.

Литература

1. Викторов, В. В. Российская цивилизация / В. В. Викторов. – М., 2009. – С. 27.

2. Советская Чувашия. – 2009, 28 августа.

3. Советская Чувашия. – 2007, 30 марта.

4. Чувашский мир. – 2008, декабрь.

5. История Чувашии: учеб.-метод. комп. / сост. Г. И. Тафаев; отред. Б. В. Каховский. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 133.

Комментариев нет: