17 марта 2011

ЮНОСТЬ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЮНОСТЬ ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Юность одна из фаз в развитии цивилизации, которую предлагает немецкий философ Освальд Шпенглер. При исследовании династии болгарской цивилизации мы предполагаем использовать предложенные О. Шпенглером понятия:

·              Юность;

·              Зрелость (расцвет) А. Дж. Тойнби; (плодоношение по Н. Я. Данилевскому).

Археолог А. П. Смирнов в монографии «Волжские булгары» об археологии болгар пишет, что скудность письменных документов по ранней истории булгар делает основным материалом для освещения этого периода памятники археологические. Однако наибольшее количество таких памятников на территории Булгарского царства являются пока анонимными. Городища, грунтовые могильники, курганы- только зарегистрированы; в лучшем случаем мы можем отнести памятник, и чаще всего условно, к то или иной эпохе по случайному материалу, найденному при рекогносцировке. Очень часто отдельные памятники относят к эпохе булгаро- татар на основании одних только местных преданий, хотя несомненно, многие из них могли существовать еще задолго до возникновения Булгарского царства. В работах К. Невоструева и С. Шпилевского целый ряд поселений отнесен к интересующей нас эпохе без достаточного обоснования. Иногда городище более древней эпохи датируют эпохой булгаро- татарского княжества. Только на основании показаний крестьян, якобы находивших «кирпичи», считающиеся принадлежащими татарской эпохе, но которые при внимательной осмотре оказываются кусками глины из обожженного вала. Такое состояние вещевых источников сильно затрудняет детальное изучение исторического процесса, приведшего к образованию в бассейне Волги и Камы Булгарского государства.[1]

Конечно, в начале XXI в. многое изменилось. Найдены более 170 городов, которые были разгромлены монголо –татарскими войсками. Например, в 2001 году  издан древний «Очерк по археологии Татарстана», где об археологии юности Волжско- Камской Болгарии исследователь Е. П. Казаков в статье «Начальная история Волжской Булгарии» пишет, что в средневековой истории Восточной Европы яркую страницу вписали волжские булгары- новообразовавшийся народ, создавший первое в Среднем Поволжье государство с высокоразвитыми хозяйством и культурой. Историю Волжской Булгарии традиционно делят на три периода: раннебулгарский, домонгольский и золотоордынский. При этом из них до недавнего времени  был наименее изучен, хотя значение его велико, так как в это время шло формирование нового народа и его культуры, положившие начало истории волжских булгар. Исследователи часто не выделяли раннеболгарский период, те же кто выделял, имели о нем представление, в основном, по отрывочным, сведениям письменных источников. До настоящего времени сущестсвуют такие точки зрения, что болгары пришли с юго-востока Европы, смешались здесь с местным, именьковским, населением и образовался новый народ- волжские булгары. Предполагалось, что они формировались из тюркских, финно-угорских и славянских групп, а земледелие воспринимали от именьковского населения. Краткие сведения об этом времени отражены в основном у восточных авторов X в.: ал- Балхи, Гардизи, Ибн Русте, персидского анонима Худуд ал-алама и других. Наиболее полное, с твердой хронологической и географической привязкой, является описание ранней Волжской Булгарии Ибн Фадланом от 922 г.

Почти неизвестны были, до 60- х годов прошлого столетия, археологические материалы ранних булгар. Проводимые в послевоенное время широкие раскопки под руководством А.П. Смирнова, Т.А. Хлебниковой и других авторов также, в основном, были сосредоточены на памятниках волжских булгар домонгольского и золототоордынского времени.

В 1960-90-е годы под руководством В.Ф. Генинга, А.Х.Халикова, Е.А.Казакова были впервые выявлены и подвергнуты широким раскопкам новые памятники ранней Волжской Булгарии. Изучены такие некрополи как I и II Большетарханский, Танкеевский, Большетиганский и др., датированные серединой VIIIIX вв. В настоящее время известно два десятка могильников ранних булгар, на которых вскрыто 1600 богатым вещами погребений. Выявлено также более 30 местонахождений и несколько поселений этого времени. Правда, несмотря на многолетние поиски, не найдено ни одного селища VIIIIX вв. Наиболее ранее поселение с зафиксированным культурным слоем, исследованное П.Н. Старостиным на территории Булгарского городища, относится, видимо, ко второй четверти Х в. [2]

Мы знаем, что у нас в Чувашии исследовали болгарского населения известные археолог В. Ф. Каховский.

Юность древнеболгарской цивилизации можно изучить только по археологическим исследованиям. Мы предполагаем изучить их по материалам В.Ф. Каховского[3], А.П. Смирного, Е.П. Казакова и Ф.Ш. Хузина.

Археолог Е.П. Казаков об археологических исследованиях проведенных в Татарстане отмечает, что не найдено также следов именьковского населения культуре ранних булгар. Погребальный обряд, вещевой материал и сам образ  жизни последних резко отличались от соответствующих проявлений культуры именьковского населения. Судя по новым материа­лам, именьковская культура, прекратила свое существование уже во второй половине VII в., т.е.почти за 100 лет до прихода булгар.

Полученные материалы, совместно с письменными источниками позволили на конкретном материале изучать и характеризовать раннебулгарский период. Весь круг отмеченных памятников объединен территорией будущего государства волжских булгар: хронологически он связан с VIII - началом X в.

Новые материалы позволили выявить образ жизни хозяйство и культуру начального этапа истории волжских булгар. В этот период происходили сложные процессы взаимодействия различит этнокультурных групп, формирование единой языческой культуры и сме­ны ее мусульманизированной культурой, седентаризация, т.е. оседание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          бывших кочевников на землю, переход от союза племен к государственному строю и т.д.

На основе данных раннебулгарских памятников опубликовано много работ. В их числе монографии В.Ф. Генинга и А.Х. Халикова «Ранние болгары на Волге», Е.А.Халиковой и Е.П.Казакова «Le cimetiere de Tankeevka»(Танкеевский могильник), Е.П.Казакова «Культура ранней Волжской Болгарии». Только из погребений, в большинстве случаев из закрытых датированных комплексов, про­исходят разнообразыне орудия труда и оружие, предметы конского снаряжения, украшения, культовые изделия. Среди них свыше 600 глиняных сосудов, 56 топоров, около 400 наконечников стрел, 19 сабель. Особенно многочисленны и разнообразны украшения и предметы одежды, в частности, бусы (14325 экз.) и детали поясного набора. Из Танкеевского могильника происходят 120 пряжек (24 типа), 59 наконечников ремней (9 типов), 763 накладки (125 типов). После обобщения и систематизации этого богатого и разнообразного материала, разработки его хронологии и периодизации, появи­лась возможность выделения хронологических этапов развития культуры ранней Волжской Булгарии. Анализ материала позволил выделить три этапа развития культуры ранних булгар.

На первом этапе (вторая половина VIII- первая половина IX в.) выделяется булгаро-салтовская группа памятников. К ней отно­сится правобережная подгруппа (I, II Большетарханские могильни­ки с захоронениями в обычных грунтовых могилах) и левобережная подгруппа (Кайбельский, II Уреньский могильники, могильник «Зо­лотая Нива» и др.) с подкурганными погребениями. В большетарханской подгруппе вскрыто 368 погребений, в левобережной - около 40. В обеих подгруппах погребенные (европеоиды с примесью монголоидности) лежали обычно в простых могильных ямах, головой на запад и сопровождались характерным для салтовской культуры Подонья инвентарем (рис. 22), в том числе круговыми сосудами с при­земистым туловом, монетами VIII в. (750-752, 775-809 гг.). Дан­ные материалы аналогичны инвентарю и обряду памятников сал­товской культуры, относимых к собственно булгарам. Они свидетель­ствуют о переселении булгар с юго-востока Европы в Среднее По­волжье. Отмечая наличие таких захоронений по всему среднему и нижнему течению р.Волги, можно полагать, что Волжская Булгария в это время была северо-восточной окраиной салтовской общности.

В то же время около четверти всех захоронений сопровождались нехарактерными для булгар Подонья ямами с заплечиками и под­боями, а также уложенными в ногах погребенных комплексами из черепа и костей ног коня. Такие элементы погребальной обрядности еще с эпохи тюркских каганатов имели место у носителей турбаслинской культуры Урало-Поволжья. Видимо, они и были   приняты пришедшими булгарами.

Несомненно, что все население, представленное памятниками первого этапа, было пришлым. Судя по многочисленным погребениям воинов-всадников и отсутствию поселений с культурным слоем   (встречены только месторождения обломков керамики салтовской культуры), оно вело кочевой образ жизни.[4]

Чтобы понять болгарское наследие мы полностью приводим материалы археолога Е.П. Казакова. Так, он о болгарской юности пишет что, памятники второго этапа датируются  второй половиной IX- первой четвертью X в. К ним относятся Большетиганский, Танкеевский, Тетюшский, Кокрятьский, Старомайнский, Балымерский и другие могильники, расположенные в основном в Западном Закамье- центральной части Волжской Болгарии. Данные памятники хронологически не заходят в первую половину IX в., но почт все продолжали функционировать и на следующем, третьем, этапе определяемом как переходном от раннебулгарского к домонгольскому периоду и датированному второй-третьей четвертью Х в. В отличие от некрополей первого этапа, в захоронениям второго этапа наблюдается органическое сочетание элементов культуры булгаро-салтовского и урало-прикамского происхождения. Это прослеживается как в погребальном обряде, так и в вещевом материале.

В значительной части погребений раннебулгарских могильников выделяются южноуральские (турбаслинские) черты: наличие глу­боких (до 140-160 см) могильных ям, а также жертвенных комп­лексов (черепа и кости ног коня в погребениях и на площадках мо­гильников). В вещевом материале этих комплексов примечатель­на круглодонная посуда с резной орнаментацией.

Среди урало-прикамских памятников выделяются преимущественно южноуральские или кушнаренковские (Большетиганский, XII Измерский могильники), а также среднеуральские и прикамские (часть захоронений Большетарханского, Танкеевского могильников, Хрящевское погребение и др.). В числе кушнаренковских изучено свыше 120 погребений с западной ориентировкой костяков, расположенных в основном в Больших Тиганах и Танкеевке. В отличие  от погребений булгар, имевших глубину до 140-160 см при ширине 50-60 см, в этой подгруппе средняя ширина могил составила 1 м при глубине 50-95 см. В то же время вышеотмеченные комплексы из черепа и костей четырех ног лошади встречены как в могилах так и на площадке могильника.

Заметно отличается от салтовского вещевой материал этой подгруппы. В предметах вооружения, конского снаряжения, деталях одежды, культовых вещах преобладают прямые аналогии с издели­ями Южного Урала и фиксируется влияние среднеазиатской торевтики, Типичной для Урала является круглодонная лепная посуда с резным и гребенчатым орнаментом. Нумизматический материал этой группы представлен монетами 670, 709-710, 717-718, 742- 743, 745-746, 760-761, 787-790 гг.

В среднеуральской или прикамской подгруппе в массовом по­рядке представлен поломско-ломоватовский компонент. Погре­бальный обряд четко фиксируется по материалу Танкеевского мо­гильника, где вскрыто 1200 погребений. В верхних слоях на рас­копках этого памятника выявлены 220 жертвенных комплексов в виде сосудов и костей животных. Встречено также 45 жертвенных комплексов (черепа и кости ног лошади). Как и в Больших Тарханах, во многих случаях поребенных укладывали в довольно узкие, но длинные и глубокие могилы головой на запад. В ногах пятой части всех мужских погребений в специальной камере с подбоем уклады­вался комплекс из четырех ног и головы лошади с надетыми на нее уздечками. В 6% захоронений на лицевой части погребенных за­фиксированы погребальные маски из шелковой обмотки и наши­той на нее серебряной личиной.

В погребальном обряде этого этапа явно продолжались собствен­но булгарские, посттурбаслинские и кушнаренковские традиции, фиксируемые в погребениях первого этапа. В то же время здесь ярко проявляются элементы обрядности, привнесенные поломско-ломоватовским населением с Верхнего Прикамья (широкое распростра­нение жертвенных комплексов, погребальных масок и др.).

Участие поломско-ломоватовского населения в формировании культуры ранней Волжской Булгарии на втором этапе убедительно документируется вещевым материалом. Так, из 610 глиняных сосу­дов из Танкеевки 43% представляют собой лепные круглодонные изделия поломско-ломоватовского и кушнаренковского происхож­дения с веревочной и гребенчатой орнаментацией, Булгаро-салтовская посуда представлена круговыми сосу­дами (35%) и лепными плоскодонными горшками (10%), Кроме того, имеется группа лепных кувшинов, имитирующая салтовскую форму, но изготовленная, судя по примеси раковины в тесте и веревочно­му орнаменту, прикамским населением.

Массовое появление на Волге урало-прикамского населения несомненно связано с его миграцией. Чем же она могла быть вызва­на? Есть основание полагать, что она связана с военно-политичес­кими событиями, которые происходили в Восточной Европе. Во вто­рой трети IX в. в Хазарском каганате, власть которого распростра­нялась до Верхнего Прикамья, происходила "борьба за веру". Оже­сточенно сражались между собой сторонники ислама и иудаизма, стремясь привлечь на свою сторону и кочевые племена. В борьбу между собой вступили мадьяры и печенеги. Последние оттеснили мадьяр за Волгу и стали нападать на родственные им племена Урало-Прикамья. В результате этого прекратили существование неволинская, кушнаренковская, а также южная часть поломской и ломоватовской культур. В результате этих событий во второй полови­не IX в., носители данных культур появились в Западном Закамье - будущей центральной части Волжской Булгарии, где в X в. возник­нут и столичные центры (Болгар, Сувар, Биляр).

Пришлое урало-прикамское население, скорее всего, являлось угорским. Многие специфические элементы погребальной обрядности, зафиксированные в материалах вышеуказанных могильников на Волге (положение черепа и костей ног лошади в ногах погребен­ных, погребальные маски, своеобразные культовые подвески и т.д., близки обрядности языческих некрополей древних венгров Паннонии. Многие из них сохранились и в этнографии об­ских угров.

Очень скоро эти пришельцы, находясь в пределах одного политического "раннебулгарского" объединения, сливаются с булгарами. Это проявляется в погребальном обряде (положение погребеных на спине, западная ориентировка, положение в могилы шкуры лоша­ди и т.д.).

Слияние булгарских и урало-прикамских элементов отражается и в остальном вещевом материале. В одних захоронениях встреча­ются салтовские кувшины, серьги с напускными бусами и лепные круглодонные чаши, прикамские шумящие подвески и погребаль­ные маски. Выработались и собственно волжско-булгарские ори­гинальные группы изделий. Так, круговая керамика, хотя и сохраня­ла в форме преемственность с салтовской, однако, представляла уже новообразованную посуду с более вытянутыми пропорциями, иной фактурой и орнаментацией.

На рубеже IX—X вв. сформировалась яркая и своеобразная языческая культура волжских булгар. Ее становление шло параллельно с социально-экономическими процессами, происходившими в са­мом булгарском обществе. В материалах Танкеевского могильника фиксируются богатые погребения войнов-всадников, по-видимому, занимавших почетное место в обществе. Составляют они 7,5% всех могил. Эти погребения и сопровождались большим количе­ством вооружения, серебряными масками и лепными кувшинами. Видимо, эта социально выделяющаяся прослойка общества явля­лась опорой формирующейся государственной власти.

Таким образом, на втором этапе в Среднее Поволжье из райо­нов Приуралья, Верхней Камы и бассейна р.Чепцы приходят значи­тельные группы угорского населения.

Пришельцы вступают в контакты, фактически смешиваются с булгаро-салтовским населением, образуя новый народ - волжских булгар.

На третьем (переходном) этапе (вторая, третья четверть X в.) в булгарском обществе за сравнительно короткий срок произошли серьезные экономические, политические и идеологические изме­нения. Начало таких изменений достаточно полно фиксирует запис­ка Ибн Фадлана 922 г., отметившая оседание булгар (или как он определяет их – «сакалибов»), на землю, принятие мусульманства, укрепление государственной власти. Эти процессы прослеживают­ся и в материале археологических памятников переходного этапа. Уже отмечалось выделение состоятельной прослойки воинов-всад­ников, составляющих 7,5% населения, которые могли являться опо­рой власти правителя страны.

П.Н.Старостиным изучено самое раннее селище ранних болгар с культурным слоем на территории Болгарского городища. На нем зафиксированы остатки жилищ, хозяйственных сооружений, а также монеты конца IX в., 907-914,913-932 гг. Судя по аналогиям кера­мики в Танкеевском могильнике, селище относится к переходному периоду: т.е. к второй-третьей четверти X в. Однако таких поселе­ний видимо, было немного. Письменные источники, относимые к 40-м годам X в., отмечают только города Болгар и Сувар.

На поздней части Танкеевского и Тетюшского могильников фик­сируются мусульманские захоронения. В некоторых из них пережиточно сохранились вещи, которые позволяют датировать погребе­ния второй-третьей четвертью X в. Таким образом, на переходном этапе наряду с дальнейшей нивелировкой языческих элементов все большее место занимают проявления мусульманства.

Однако, окончательному завершению процессов сидентаризации, становления государственности, мусульманизации булгарского общества, видимо, опять таки способствовали кардинальные политические изменения в Восточной Европе, связанные с падени­ем Хазарского каганата в третьей четверти X в. Возможно, этим объясняется переселение в Среднее Поволжье новой, второй волны булгар. Они привнесли с собой элементы культуры, которых не было в языческой культуре ранних булгар. С этого времени появляются многие постоянные поселения, новые формы посуды (горшки, кувшины, чаши, миски, стаканы, светильники и т.д.); развитые зем­ледельческие орудия, лемеха, резаки, совершенные формы серпов, кос; характерные детали одежды и т.д., имеющие прототипы в салтовских древностях IX в. С этого же времени все, даже сельские клад­бища, становятся .мусульманскими.

Отмеченные элементы культуры второй волны, вместе с остатка­ми язычества, представлены практически во всех ранних слоях как селищ, так и городищ, в том числе столичных центров - Булгара, Сувара, Биляра.

В конце X в. из районов петрогромской культуры Среднего Урала в Волжскую Булгарию проникает и новая волна угров. Они привнес­ли с собой новые формы круглодонной посуды с веревочно-гребенчатой орнаментацией, которые бытуют в культуре булгар весь домонгольский период. Практически на каждом селище Х-ХШ вв. встречается от 1 до 1,5% постпетрогромской или до 5-7% «гибрид­ной», булгаро-постпетрогромской посуды.

Таким образом, в основе формирования культуры ранней Волж­ской Булгарии является переселение булгаро-салтовских и урало-прикамских групп в Среднее Поволжье и их взаимодействие между собой. В широком плане само возникновение Волжской Булгарии явилось результатом миграции булгар-тюрок и угров в Урало- Поволжье.

 

 

 

 

 

Выводы

·                    На территории Чувашской Болгарии (Горная Болгария)  в конце IX-начала Х вв. появляется болгарское население, которое основывает языческие городища :

·                    Веда Сувар (Свар);

·                    Тигашево (Тегеш);

·                    Таяба (Большая Таяба).

·                    Таким образом, следует отметить, что территория от Суры до Волги была заселены болгарскими племенами с конца IX - начала Х вв.

·                    Территория Чувашской Болгарии от реки Сура входила в состав Волжско-Камской Болгарии (Булгарии).

 

Литература

1. Смирнов А.П. Волжские булгары / А.П.Смирнов - М., 1951. – С. 3.

2. Очерки по археологии Татарстана: Учебное пособие. // Ред. колл. П.Н. Старостина изд.- Казань, 2001. - С. 123.

3. Тафаев Г.И. Введение в историю Чувашии / Г.И.Тафаев - Чебоксары, 2009.

4. Казаков Е.П. Очерки древней истории  Восточного Закамья / Е.П.Казакова – С. 124-125.

5. Казаков Е.П. Очерки древней истории Восточного Закамья / Е.П.Казакова  – С. 128-133.

 

 

Заполните таблицу «Воспитание, образование и науки в Волжско-Камской Болгарии»

 

Религия ислам

 

 

Религия язычество

 

Образование детей

 

Образование в государстве

 

Науки  в государстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу «Расцвет Волжско-Камской Болгарии (IX – 1236 г.)»

 

Торговля

 

Города и архитектура

 

Сельское хозяйство

 

Ремесло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет: