15 марта 2011

Проблемы региональной истории и культуры в учебных пособиях для школ Чувашской Республики

Проблемы региональной истории и культуры в учебных пособиях для школ Чувашской Республики

Китайская цивилизация за 5 тыс. лет существования выработала пять добродетелей:

· Человеколюбие;

· Справедливость;

· Обряд;

· Знание;

· Верность.

Древнечувашская цивилизация стала формироваться в условиях Империи хунну. В своей монографии В.Ф.Каховский «Происхождение чувашского народа»[1] археолог отмечает, что родовые традиции и обычаи у хуннов были весьма живучи и строго соблюдались. В начале каждого года, в первой луне, «старейшины не в большом числе съезжаются в храм при Шаньюевой орде. В пятой луне все собираются в Лунчен, где приносят жертву своим предкам, небу, земле и духам…»

В своей огромной державе Модэ и его племянник стремились внести некоторые территориальные разграничения. По «реформе», приписываемой племяннику Модэ, закреплялось территориальное деление населения, «чтобы достоинство, путь, имя и прозвище каждого в отдельности были определены и утверждены, и каждому какой-нибудь знак и тамга, чтобы тем знаком и тамгой нарочито обозначались указы, сокровищницы, табуны и стада во избежание от кого бы то ни было ссоры и сопротивления одного другим; дети и последующие потомки их ведут каждый свое имя, прозвание и свой путь, чтобы было это причиной прочности государств и вечного существования доброго имени их».

Объединение хуннов и родственных им племен в единое государство, военные и политические преобразования, проведенные при Модэ, послужили предпосылками активизации внешней политики Хунну в конце III – начале II веков до н.э. последовали завоевательные походы хуннов во всех направлениях. На севере были покорены владения родственных племен хуньюй, кюеше, динлинов, обитавших на территории от Енисея до Байкала по левую сторону Ангары, были завоеваны также племена гэгунь-кыргызов и цайли.

В 177 году до н.э. во главе с западным чжуки-князем хунны предприняли поход в западном направлении, на племена юэчжи, и подчинили себе Лэулань, Усунь, Хусе и 26 окрестных владений. Хуннами была завоевана обширная область междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи и Бактрия, многочисленные племена у озера Лобнор и в отрогах Тянь-Шаня, усуни (в районе Семиречья), уге (по Иртышу), гяньгунь на Енисее, на Алтае – цвюеше, или кюеше (кыпчаки). С этого времени Южная Сибирь и Средняя Азия стали подвластны Хунну. Хуннское государство заняло обширную территорию, на запад его границы простирались до Каспийского моря, на восток – до Маньжурии, на юг – до реки Хуан-хэ, на север – до Енисея.

Хозяйство, быт и духовная культура хуннов лучше всего прослеживаются на археологическом материале.

На обширной территории Центральной и Средней Азии сохранились многочисленные хуннские памятники, материалы которых отражают пастушеский обряд жизни хуннов. Всего известно приблизительно 850 курганов, из них раскопаны около 180.

Одним из замечательных хуннских памятников является могильник в урочище Ноин-Ула в Северной Монголии. Памятник исследован С. А.Кондратьевым и С. А.Теплоуховым – участниками Монголо-Тибетской экспедиции Русского географического общества под руководством П.К.Козлова. В могильнике насчитывается 212 курганов, больших и малых.

В кургане VI был захоронен хуннский шаньюй Учжулю (8 г. до н.э. – 13 г. н.э.). Под большими курганами располагались могильные ямы глубиной до 7 м, доступом к ним служили длинные подземные коридоры – дромосы. В каждой яме была построена двойная деревянная камера, обитая изнутри тканями. В центре стоял деревянный саркофаг, под ним был разостлан ковер, украшенный стилизованным растительным узором и аппликациями с изображениями зверей.

В 1928−1929 годах были раскопаны хуннские курганы Ильмовой пади на реке Судже (Бурятская АССР). В могилах находились бревенчатые срубы с погребениями в гробах из досок. С покойником в могилу клали оружие (трехлопастные железные стрелы, костяные накладки на лук), железные удила, керамику в виде больших узкогорлых ваз серого цвета, различные предметы роскоши и др.[2]

Империей хунну интересовались В.Ф.Димитриев, И.Д.Кузнецов, Г.И.Тафаев, В.П.Иванов и др. чувашские ученые. Наиболее активно продолжает исследовать хунну русский ученый Н.Н.Крадин .[3]

Е.Енькка в учебное пособие для 8-классов об империи хунну включила несколько глав:

1. прототюркская эпоха;

2. огурская эпоха;

3. оногурская эпоха.

Автор посвятила этим эпохам (с. 22-108). Для читателя предложила много карт, таблиц, иллюстраций. В своих исследованиях Л.Н.Гумилев начинал с природно-географического ландшафта Европы. Е.Енькка также обращает на этот фактор серьезное внимание. Так, она отмечает, что ранние этапы развития человечества ученые условно разделяют на каменный век – то есть период, когда основным материалом для изготовления орудий труда был камень; бронзовый – наряду с каменными стали появляться орудия из бронзы; железный – человечество стало использовать сплавы из железа.

Примерная хронология для большинства регионов Евразии:

каменный век от 2 млн. лет назад до IV тыс. до н.э.,

бронзовый век IV тыс. начало I тыс. до н.э.,

железный век –с нач. I тыс. до н.э.

Каменный век, длившийся около 2,6 млн лет, делится на:

палеолитот 2 млн. лет назад до Х тыс. до н.э.,

мезолит – Х − V тыс. до н.э.,

неолит – VIII – III тыс. до н.э.[4]

На с.25 дается карта Центральной Азии. Подобно рассказывает читателю о палеолите Центральной Азии, мезолите, неолите. Дается хронологическая таблица (с. 32). В теме «Древнейшие предки чувашей в Центральной Азии» автор обращает внимание на прототюрков и индоиранцев. Так, она утверждает, что основные события, предшествующие формированию древних предков чувашского народа, происходили в Центральной Азии, точнее на землях современной Монголии.

По археологическим данным, на территории Монголии выделяются две историко-культурные – восточная и западная.

С древнейших времен Восточная Монголия и примыкающее к ней Забайкалье были заселены племенами охотников, рыболовов и собирателей, относившихся к монголоидному антропологическому типу. По исследованиям ученых. В среде этих племен сформировались протюрки – древнейшие предки всех тюркских народов, разговаривавшие на протюркском языке (так называемом стандартном тюркском Z-языке).

Начиная примерно с III тыс. до н.э. с запада на территорию Западной Монголии стали проникать племена европоидного облика. Ученые предполагают, что они разговаривали на индоиранском языке. Индоиранцы уже владели скотоводством, умели добывать и обрабатывать металл.

Контакты протюрков и индоиранцев.

Постепенно протюрки и ы стали контактировать. Наиболее активными эти контакты стали с середины II тыс. до н. э. В результате протюрки переняли у индоиранцев достижения их культуры и овладели скотоводством и металлургией.

По археологическим данным, к началу I тыс. до н. э. протюрки становятся кочевыми скотоводами, осваивают цветную. Черную металлургию, металлообработку, технологию изготовления металлических орудий труда и оружия, колесный транспорт и занимают широкие степные просторы и занимают широкие степные просторы Восточной Монголии. В то же время в протюркский язык проникают многочисленные индоиранские слова, связанные со скотоводством, металлообработкой, названием орудий труда, оружия и т.п.

Таким образом экономика протюрков, ранее базировавшаяся на присваивающем типе хозяйствования (охота, рыболовство, собирательство), переходит у производящему типу (скотоводство). Такие изменения в экономике привели к быстрому росту населения, так как кочевое скотоводство позволяет держать очень большое количество скота, исчисляемое тысячами голов.[5]

Особый вопрос – это происхождение носителей R-языка (болгаро-чувашского языка) Е.Енькка изложила позицию известного филолога Н.И.Егорова.

Образование огурских племен. Протюркского населения становилось все больше, и поэтому постепенно они начали ассимилировать своих «учителей» – индоиранские племена.

Индоиранцы стали забывать свой язык и переходить на протюркский, но некоторые звуки они не могли произносить так, как протюрки.

Например, в индоиранском языке в середине и в конце слов не было звонкого звука Z, вместо него в протюркских словах они произносили звук R. Существовали и другие изменения в языке, которые постепенно накапливались.[6]

Таким образом, примерно к VIII – VII вв. до н.э. сложился тюркский R-язык – далекий предок чувашского языка.

Далеких предков чувашского народа – носителей тюркского R-языка ученые условно называют огурами, огурскими племенами. В процессе сложения огурских племен их основным антропологическим типом становится смешанный монголоидно-европеоидный.

Небольшая часть протюрков осталась на окраинах степей в горнотаежной зоне, они продолжали заниматься охотой, рыболовством, собирательством и сохранили свой тюркский Z-язык. Эти племена ученые условно называют огузами, огузскими племенами.

Термины огур, огуз произошли от слова ок, что означало «род, племя» (сравните чувашское слово йăх), а –ур/-уз – это аффикс собиратель множественности, таким образом, слово огур/огуз означает «племенное объединение, союз племен».

Н.И.Егоров отмечает, что изменения протюркского языка можно рассмотреть на примере термина бык. В языке индоиранцев и вообще в праиндоевропейском языке оно звучало как ukso (сравните – в английском – ох, в немецком – ochse).

Сначала это слово заимствовали прототюрки и стали произносить его как okuz (примерно в таком виде оно и сохранилось в современных тюркских языках, например – hokiz).

Затем индоиранцы стали ассимилироваться протюрками и переходить на их язык, но они не могли произносить звонкий Z в конце слова и вместе него произносили звук R, поэтому рассматриваемый нами термин стал звучать как okur.

Почти 3 тыс. лет это слово сохранилось в чувашском языке в форме вăкăр. Кстати, около 2 тыс. лет назад это слово от предков чувашей − огурских племен заимствовали предки венгров – okor и около тысячи лет назад – предки монгол – uker.

Представленная в учебном пособии позиция Н.И.Егорова, конечно спорная и нам кажется (В.Д.Димитриев, Г.И.Тафаев) не следовало бы в учебном пособии тиражировать.

Наша позиция следующая:

· Болгаро-чувашский тип языка (прототюркский R-язык) формировался в Азии задолго до Z-языка;

· Носители Z-языка (татаро-кыпчакского типа) формировались в Азии, но на 300-700 лет позже, архаического R-языка;

· Носители R-языка были гунны, печенеги, болгары, сувары, древне аварцы, хазары которые исчезли. Чуваши-болгары в условиях болгарского холокоста сохранили болгарский тип (R-язык).

Государство хунну авторы включают в огурскую эпоху. В частности Н.И.Нгоров и Е.Енькка отмечают, что огуры – условное название группы родственных племен, обитавших Центральной Азии около 3 тыс. лет назад. Каждое из племен состояло из множества от дельных родов. У каждого рода и племени было свое название, но все они говорили на тюркском R-языке или его диалектах и имели очень схожую культуру.

Огурские племена. Южными соседями огуров были предки современных китайцев, которые соседние северные народы называли ху, что означает «варвары», «кочевники». Одна группа этих племен, по китайским письменным источникам, назывались сюнну (хунну), другая – дунху (т.е. «восточные кочевники»). В состав группы дунху входили племена ухуань, сяньби, тоба (табгачи), мужун, цифу, туфа, шивэй, кумоси, жуаньжуань, кидань и др.

В связи с особенностями звуковой системы китайского языка, в которой, например, отсутствует звук [р], этноним огур, записанный китайскими иероглифами, читается как ухуань, а сабир как сяньби.

Каждый огурский род, племя имели свою символику: тамгу, знамя, боевой клич, тотем – животное, птицу, дерево и т.п. Во главе рода, племени стоял вождь, выбираемый народом за личные заслуги, по наследству власть не передавалась.

В случае военной угрозы родственные роды, племена могли объединяться в союзы, в мирное время связи между родственника­ми поддерживались праздниками и обряда­ми религиозного характера. Они проходили в определенное время года на священных местах.

О хозяйстве и культуре огуров они пишут, что с начала I тыс. до н.э. жизнь огурских пле­мен стала основываться на производящих формах хозяйствования — развитом коче­вом скотоводстве, земледелии, имевшем вспомогательное значение, а также разнооб­разных ремеслах. Особое развитие получи­ли цветная и черная металлургия, металло­обработка.

Земледельцами была часть огурского на­селения, проживавшая в постоянных посе­лениях.

Основное население занималось кочевым скотоводством. Огромные стада в десятки и сотни тысяч голов способны подчистую съе­дать всю траву на местности, поэтому места пастьбы приходилось постоянно менять — кочевать. В зависимости от природных и климатических условий существуют разные системы кочевания. В плодородных степях достаточно было 2-4 перекочевок в год. Зимой скот пасли вблизи постоянных поселений, которые располагались на юге степей около рек и в подгорьях. На территории Центральной Азии зимы малоснежны и скот добывал себе траву тебеневкой, то есть откапывая снег передними ногами. Летом степь высыхала, поэтому уже весной основное трудоспособное население со своими стадами поднимались в горы на альпийские луга или уходили на север, где достаточно влажно и пастбища полны зелени. Поздней осенью скотоводы возвращались в поселения.

Сохранились исторические свидетельства о хозяйстве и культуре огурских племен, ко­торые имеют поразительное сходство с чу­вашской народной культурой, например — отрывки из записей древнего китайского ис­торика Фань Е: «Ухуани, собственно гово­ря, являются дунху... Согласно существую­щим обычаям искусны в верховой езде и стрельбе из лука, занимаются охотой на ди­ких птиц и зверей. Пасут скот, отыскивая места с [хорошей] водой и травой. ... до­мом служит куполообразная [постройка], выход из которой обращен на восток, к солн­цу. Едят мясо, пьют кислое молоко, одеж­ды делают из грубой и тонкой шерсти. ...

Храброго и сильного, который может раз­бирать [возникающие] тяжбы, избирают ста­рейшиной, власть не передается по наслед­ству. Во главе каждого рода стоит неболь­шой вождь, а несколько сотен или тысяч юрт образуют кочевье.[7] Когда старейшине нужно вызвать кого-нибудь, он делает заруб­ки на дереве [деревянном бруске], которые служат письмом, и хотя нет письменных знаков, члены кочевья не смеют нарушать [по­лученное распоряжение]... От старейшин и ниже каждый сам пасет свой скот и ведет хозяйство, не привлекая других к выполне­нию трудовых повинностей... [Мужчины] при составлении расчетов и планов прислу­шиваются к мнению женщин и только во­енные дела решают сами...

Считают, что бритье головы приносит об­легчение и удобство. Когда женщина дости­гает брачного возраста, она отращивает во­лосы, которые делит на пряди, и надевает [головной убор] гоуцзюэ, украшенный зо­лотом и яшмой... Женщины умеют выши­вать по коже, делать узорчатые вышивки, ткать шерстяные ткани; мужчины умеют делать луки, стрелы, седла и уздечки, ко­вать оружие из металла и железа.

Земли ухуаней благоприятны для выра­щивания проса и [растения] дунцян.

По существующим обычаям, высоко це­нят смерть в бою. Тело покойника кладут в гроб, плачем выражают скорбь, но во вре­мя похорон умершего провожают с песнями и плясками. Откармливают собаку, которую ведут на цветном шнуре, а также берут ло­шадь, на которой умерший ездил, его одеж­ду и вещи, все сжигают и провожают по­койного. Они говорят, что поручают собаке умершего охранять его душу при ее возвра­щении на гору Чишань... На эту гору воз­вращаются души умерших...

Почитают души умерших и духов, при­нося жертвы Небу, Земле, солнцу, луне, звез­дам, созвездиям, горам, рекам и покойным старейшинам, прославившимся своими под­вигами. Для жертвоприношений использг ют крупный рогатый скот и овец, туши ко­торых по окончании жертвоприношения сжи­гают...»[8]

В § 8-9 «Государство Хунну в Центральной Азии авторы говорят об образовании Державы Хунну, легенде о Модэ, политической системе, военном деле, хозяйстве и ремеслах, одежде и т.д. Представлены прекрасные иллюстрации ремесленных изделий и ковроткачества. В § 10-11 показаны взаимоотношения (геополитика) хуннской империи и Китая. Представлены иллюстрации Великой Китайской стены, арбалета, могилы Цинь Шихуанди.

Е.Енькка дает материал по Сибирскому государству Тань Шихуанди. В учебнике имеются темы «Огурские государства на территории Северного Китая», где рассказывается о Огурских государствах на территории Северного Китая. Территории Китая также страдала от климатических изменений, в течение первых веков н.э. продолжались катастрофические наводнения главной китайской реки Хуанхэ. Спасаясь от этих наводнений и нападений кочевников, часть населения стала стала переселяться в лесные районы Южного Китая. В 184 г. в Китае вспыхнуло восстание «Желтых повязок», направленное против имперской власти и конфуцианской идеологии, продолжавшееся более 20 лет.

Природные катаклизмы, восстание населения, а также вторжения сабиров привели в начале III в. н. э. к падению династии Хань и образованию на территории Китая трех независимых царств – Цао Вэй, У, Шу. К концу III в. н. э. вражда этих царств привела их к падению.

С начала IV в. н. э. остатки хунну, сабиры и тибетские племена заняли весь Северный Китай, образовав там более двух десятков государств. (Китайцы потеряли свои исконные территории в долине Хуанхэ и обосновались в Южном Китае. Заселив берега Янцзы, где образовалась империя Цзинь.)

После распада Сабирского государства в III в. н. э. сабирское племя тоба (табгач) переселилась на территорию Северного Китая. Почти весь IV в. тоба страдали от междоусобиц и находились под властью других государств. В 386 г. н. э. во главе племени стал Тоба Гуй, который является основателем империи Северная Вэй (Тоба Вэй), покорившей все соседние государства и занявшей большую часть Северного Китая.

В самом начале V в. хуннский вождь Мэн Сунь создал новое государство Хэси (в 400 г. оно было завоевано тоба). Л.Н.Гумилев в книге «История народа хунну» так пишет о Хэси: «Это государство получило у ученых-буддистов название «Бриллианта северных стран» за то. Что хунны из поколения в поколение покровительствовали наукам. Основатель династии Мэн Сунь обладал такими глубокими познаниями в области истории и астрономии и острым умом, что его современники полагали эти качества «неестественными для человека». Столица Хэси – Лянчжоу по блеску культуры соперничала с Цзяньканом (Нанкином) – столицей Южного Китая… при этом хуннам удалось сохранить военную доблесть, на что указывает их геройское и длительное сопротивление [тоба]».

Позднее все огуроязычные народы Северного Китая были ассимилированы китайцами.[9]

Имеются вопросы и задания.

1. Cоставьте хронологическую таблицу всех событий периода «Огурская эпоха», связанных с древними предками чувашского народа – огурскими племенами.

2. В книге Л.Н.Гумилева «История народа хунну» имеются такие строки: «От несравненного мужества и ярости хунну Китай спасло только исключительное сочетание обстоятельств». Какие обстоятельства имеет в виду Л.Н.Гумилев?

Легенды рассказывают о перемещении сибир (сувар) в Казахстан. Интересный материал представлен в § 14-15 «Элементы культуры степных эпосов», можно было бы слово «Элементы» убрать и оставить «Культуры степных (кочевых) эпосов. Представление культуры скифских племен. Рисунки установления юрты достаточно подробно (поэтапно) говорят о методе установки и материале юрты. Орнамент юрты сходен с современным чувашским.[10]

Мы можем увидеть тотемы и древних тюрков:

· Солнце;

· Луна;

· Олень;

· Бык;

· Барс;

· Волк;

· Конь;

· Пантера.

Схемы керексов (с.107) схожи с изображениями племен Сио (Сиу) – американских индейцев. Эти керексуры в чувашских узорах (орнамент) сохранились и в начале ХХ века.

Схемы керексуров (курганы из камня-святилища) сохранились и на Северном Кавказе.

Автор учебника по теме предлагает:

Вопросы и задания

1. Сделайте зарисовку двух-трех предметов, избраженных в этом параграфе.

2. Найдите в VII томе словаря Н.И.Ашмарина термин Кÿлĕ вăкăрĕ, прочитайте текст к нему и сравните с фрагментом хуннского ковра, изображенного на с. 105.

3. Как вы объясните наличие оленьей маски на коне из Пазырыкского кургана (см. с. 96)?

4. Вспомните материал из учебника «Родной край, 5 класс – знаки вышивки. Как вы думаете, какой знак чувашской вышивки сопоставим с изогнутыми фигурами звериного стиля, например с крылатым барсом?[11]

Литература

1. Каховский В.Ф.Происхождение чувашского народа / В.Ф.Каховский. - Чебоксары, 1965.

2. Каховский В.Ф.Происхождение чувашского народа / В.Ф.Каховский. - Чебоксары, 1965.С. 141-142.

3. Крадин Н.Н. Империя хунну / Н.Н.Крадин – М., 2002.

4. Енькка Е. Родной край, – С. 23.

5. Енькка Е. Родной край, – С. 33-34.

6. Енькка Е. Родной край, – С.36.

7. Енькка Е. Родной край, – С.41 – 42.

8. Енькка Е. Родной край, – С.43-44.

9. Енькка Е. Родной край, – С.80-81.

10. Енькка Е. Родной край, - С .102-104.

11. Енькка Е. Родной край, - С. 107.

Комментариев нет: